Научная статья на тему 'Журнал «Русское слово» и российский анархонигилизм'

Журнал «Русское слово» и российский анархонигилизм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Русское слово» и российский анархонигилизм»

© 2007 г. Е.Е. Воронцова

ЖУРНАЛ «РУССКОЕ СЛОВО» И РОССИЙСКИЙ АНАРХОНИГИЛИЗМ

Анархизм - это, прежде всего, философское, мировоззренческое, а затем и общественно-политическое направление, существующее уже два века и выдвинувшее целую плеяду ярких теоретиков и практиков, оставивших не только глубокий след в российской и мировой истории, но и находящих своих последователей в современном мире.

Вот почему важно и актуально проследить исторические корни анархизма, в том числе и в России, выявить его идеологические и пропагандистские концепции, снять толстый слой хвалебного и негативно-ярлыкового налета, подобно папье-маше, закрывшими суть анархизма, создав его карикатурный муляж.

Литература об анархизме на русском языке составляет свыше 400 книг, брошюр и статей. Львиную долю занимает литературное наследие ведущих русских идеологов анархизма М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и др. В советской историографии преобладал взгляд на анархизм как движение, чуждое пролетариату и марксизму. Исследования историков посвящались в основном борьбе партии большевиков против анархизма [1]. В период либерализации 90-х гг. стали появляться более объективные и обстоятельные работы об анархизме и анархистах в России [2].

В этих работах периодическая печать анархистов упоминается лишь как один из исторических источников. Сами анархистские издания непосредственно не изучались. Вместе с тем ни одно политическое движение не может быть объективно и полно изучено без исследования его периодической печати. Именно в периодике сконцентрированы программные и тактические концепции, агитационные лозунги, пропагандистские цели, отношения к другим партиям, союзам к движениям. Попыткой хотя бы частично установить исторические корни российского анархизма в периодической печати и является эта работа.

Анархизм, как и марксизм, был внесен в Россию из Европы. Прародителями его выступили англичанин Вильям Годвин (1756-1836) и немец Макс Штирнер (Иоганн Каспар Шмидт - 1806-1956). Оба мыслителя попытались обосновать необходимость уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и производства. Однако их взгляды на пути достижения главной цели не совпадали.

В. Годвин в книге «Исследования о политической справедливости и ее влияние на всеобщую добродетель и счастье» (1793) исходя из постулата о природной доброте человека, на которую негативно влияют государственные институты, предлагал анархо-комму-нистическую программу социальных преобразований, в том числе путем пропаганды.

М. Штирнер в работе «Единственный и его собственность» (1844) во главу угла своих рассуждений поставил личность (Единственный), которую нельзя свести к каким-либо социальным ролям и проявлениям. Он призывал Единственного низвергнуть надличностные фетиши и деспотические учреждения, осоз-

нать свои истинные интересы и, соединяясь с другими Единственными, начать борьбу за свое освобождение. При этом Штирнер признает за «восставшей личностью» право на забастовки, экспроприации собственности, на создание свободного «союза эгоистов».

Так наметились два направления анархистского мировоззрения: коммунистическое, имеющее своей целью построение свободного и справедливого общества, и философски-индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности. Различные сочетания этих доктрин и породили впоследствии многочисленные течения в анархистском движении.

Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархической идеал носил преимущественно абстрактно-философский характер, то Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) развил и популяризировал анархическое мировоззрение, подготовив тем самым целую плеяду теоретиков и практиков анархизма. Выдающегося французского мыслителя по праву называют «отцом анархизма». Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву он противопоставлял принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мутуализма), свободного договора и самоуправления. Чтобы избежать крайностей между правами личности и правами общества, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей.

Русский анархист Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) развил прудоновские идеи в цельное мировоззрение, превратив его в мощное революционное движение под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Он внес в это движение пафос бунта и бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества. Анализируя проблемы государства и социальной революции в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой, М.А. Бакунин рассматривал славянские народы как среду, стихийно порождающую анархистов.

Позже Н.А. Бердяев скажет: «Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире... Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты, - были все безгосударствен-никами, своеобразными анархистами. Анархизм -явление русского духа... » [3].

Идеи анархизма проникли в Россию еще в середине XIX в. вместе с произведениями Прудона и Штир-нера. Они находили благодатную почву в оппозиционных и революционных кружках студенческой и разночинной молодежи нигилистского толка. Идейным вождем нигилистского движения в 60-е гг. был Д.И. Писарев и журнал «Русское слово». Типичным представителем нигилизма Писарев считал героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Базарова.

Иной тип нигилиста среди молодых разночинцев представлял Н.А. Ишутин - организатор тайного общества. По делу ишутинцев был привлечен А.А. Козлов, характеризуемый современниками как человек, обладающий «базаровской смелостью до Базарова». Взгляды Козлова формировались в московских студенческих кружках, в частности в кружке так называемых «вертепников», руководимого проанархистски настроенным П.Н. Рыбниковым.

В Екатеринославе разночинная интеллигенция создала «Общество самосовершенствования» (1857 г.), переименованное затем в «Пиквикский клуб». Руководитель его Н.П. Балин писал: «Мы или анархисты, или, по крайней мере, демагоги, но непременно социалисты в самом крайнем значении этого слова» [4].

Наиболее ярким проявлением анархо-бланкист-ской революционности явилась прокламация «Молодая Россия» (1862 г.), выпущенная кружком П.Г. Зайч-невского и П.Э. Аргиропуло. Она призывала к немедленной революции.

В 60-е годы нигилистское течение в России приняло более последовательные формы анархистского движения. Первым теоретиком нигилистского анархизма был Н.В. Соколов (1832-1880) - сотрудник журнала «Русское слово». В статьях «Торговля без денег», «Чего не делать?», «Экономические иллюзии» и др., он отрицал прогрессивность капитализма и вслед за Прудоном предлагал заменить деньги «даровым кредитом» для борьбы с «лихоимством» капитала. Будучи противником всякого государства (в том числе пролетарского), Соколов считал, что «власть есть подавление человеческой личности». Анархистские идеи Соколова разделял Л.И. Мечников, под их влиянием некоторое время находились

Ростовский государственный университет

В.А. Зайцев, Н.В. Шелгунов и другие сотрудники «Русского слова».

К видным представителям анархо-индивидуалис-тического течения относился Н.Д. Ножин (1841— 1866), прошедший школу заграничных кружков, дискуссионных встреч с Бакуниным и другими анархистами. С конца 1865 г. он начал сотрудничать в журнале «Книжный вестник», издаваемом Н.С. Курочки -ным. Вокруг редакции журнала сложился кружок радикально настроенной интеллигенции во главе с Но-жиным. В него входили братья Н.С. и В. С. Курочки -ны, Н.К. Михайловский, В.А. Зайцев, В.А. Лебедев, П.Л. Лавров и др. Правда, никто из них впоследствии не стал анархистом.

Таким образом, корни российского анархизма идут не только от Бакунина, как это принято считать, а имеют более глубинные пласты, часть которых нужно отыскать в «Русском слове».

Литература

1. Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917). М., 1987; Корноухое Е.М. Борьба партии большевиков против анархизма в России. М., 1981; Хайдакулов М. Из истории борьбы большевистской партии с анархизмом. Ташкент, 1984; и др.

2. Ермаков В.Д. Российский анархизма и анархисты (Вторая половина XIX - конец ХХ веков). СПб., 1996; Шты-бул А.А. Анархистское движение в период кризиса российской цивилизации (Конец XIX - 1-я четверть ХХ вв.): Уч.-метод. пос. Омск, 1998.

3. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. С. 4.

4. Цит. по: Канев С.Н. Революция и анархизм. Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). М., 1987. С. 80.

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.