Научная статья на тему 'Журнал «Руководство для сельских пастырей» в 1883–1917 гг.'

Журнал «Руководство для сельских пастырей» в 1883–1917 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журнал «Руководство для сельских пастырей» / история журнала / церковная периодика / Киевская духовная семинария / епископ Ириней (Орда) / епископ Борис (Плотников) / священноисповедник Амвросий (Полянский) / “Guide for Rural Pastors” / RDSP / history of the journal / church periodicals / Kiev Theological Seminary / Bishop Irenaeus (Orda) / Bishop Boris (Plotnikov) / Bishop Ambrose (Polyansky)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белый Константин Вячеславович

Статья посвящена истории одного из самых известных отечественных дореволюционных периодических изданий для священнослужителей — журнала «Руководство для сельских пастырей», издававшегося при Киевской духовной семинарии в 1860–1917 гг. Хотя журнал нередко именовался в среде пастырей того времени «печатным органом» приходского духовенства и занимал видное место в церковной периодике пореформенного периода, его история до сих пор изучена и описана лишь отчасти: в общих чертах реконструирована история издания первых десятилетий его существования. Цель данной статьи — первичная реконструкция второй половины исторического пути журнала, производимая на основе материалов «Руководства для сельских пастырей» и дореволюционной и современной российской, зарубежной научной литературы, затрагивающей различные аспекты истории церковной журналистики и исследуемого издания. В работе используются описательный, сравнительно-исторический, биографический методы. В процессе исследования автором выделяются 3 отдельные этапа в истории журнала «Руководство для сельских пастырей», в целом совпадающие с общепринятой периодизацией дореволюционной церковной периодики, определяются роль разных редакторов в деятельности журнала и влияние на его развитие внешних факторов. Результатом работы можно считать воссоздание общей картины исторического развития журнала в 1880-е — 1910-е гг. В статье демонстрируется, что развитие журнала в указанное время определялось как общими тенденциями в развитии церковной журналистики, так и личностями редакторов, как правило — ректоров Киевской духовной семинарии. Автор приходит к выводу, что в 1883–1892 гг. во время редакторства архимандрита Иринея (Орды) и архимандрита Бориса (Плотникова) журнал переживает наивысший расцвет как именно пастырское издание, в том числе в разработке пасторологической проблематики. В конце XIX — начале XX вв. на страницах «Руководства для сельских пастырей» вслед за большинством российских православных изданий начинает преобладать публицистика «на злобу дня», а на деятельности журнала все сильнее отражаются общественно-политические события и процессы тех лет. Главная задача дальнейшего изучения истории «Руководства для сельских пастырей», по мнению автора, — поиск сохранившихся документальных материалов, связанных с журналом, главным образом в украинских архивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белый Константин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Journal “Guide for Rural Pastors” in 1883–1917

The article is devoted to the history of one of the most famous domestic pre-revolutionary periodicals for clergy — the journal “Guide for Rural Pastors” (RDSP), published at the Kiev Theological Seminary in 1860–1917. Although the journal was often referred to as the “press organ” of the parish clergy among the pastors of that time, and occupied a prominent place in church periodicals of the post-reform period, its history has still been studied and described just partially: only first decade’s history of the journal is reconstructed, and even that in general terms. The author of the article intends to primarily reconstruct the second half of the journal’s existence, using the materials of the Guide, as well as pre-revolutionary and modern scientific literature, both Russian and foreign, affecting various aspects of the church journalism history and the studied journal. Using descriptive, comparative-historical and biographical methods, the author in the process of research identifies 3 separate stages in the journal history, which basically coincide with the generally accepted periodization of pre-revolutionary church periodicals, and also determines the role of different editors in the activities of the journal and the influence of external factors on its development. The reconstruction of the overall picture of journal’s historical development during 1880s — 1910s can be considered as the result of this work. The author has demonstrated that the development of the journal at the specified time was determined both by general trends in the development of church journalism, and by the personalities of the editors, as a rule, the rectors of the Kiev Theological Seminary. The author concludes that in 1883–1892, during the editorship of Archimandrite Irenaeus (Orda) and Archimandrite Boris (Plotnikov), the journal experienced its highest flourishing as a pastoral periodical, including the investigation of pastoral issues. In the late 19th — early 20th centuries following the majority of Russian Orthodox periodicals, publicism “for the spite of the day” begins to prevail on the pages of the “Guide”, and the socio-political events and processes of those years are increasingly reflected in the journal activities. The main task of further studying the history of RDSP, according to the author, is to search for the preserved documentary materials related to the journal, mainly in the Ukrainian archives.

Текст научной работы на тему «Журнал «Руководство для сельских пастырей» в 1883–1917 гг.»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. 328-351

УДК 281.93

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-36-328-351

Священник К. В. Белый

ЖУРНАЛ «РУКОВОДСТВО ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ПАСТЫРЕЙ»

В 1883-1917 гг.

Аннотация. Статья посвящена истории одного из самых известных отечественных дореволюционных периодических изданий для священнослужителей — журнала «Руководство для сельских пастырей», издававшегося при Киевской духовной семинарии в 1860-1917 гг. Хотя журнал нередко именовался в среде пастырей того времени «печатным органом» приходского духовенства и занимал видное место в церковной периодике пореформенного периода, его история до сих пор изучена и описана лишь отчасти: в общих чертах реконструирована история издания первых десятилетий его существования. Цель данной статьи — первичная реконструкция второй половины исторического пути журнала, производимая на основе материалов «Руководства для сельских пастырей» и дореволюционной и современной российской, зарубежной научной литературы, затрагивающей различные аспекты истории церковной журналистики и исследуемого издания. В работе используются описательный, сравнительно-исторический, биографический методы. В процессе исследования автором выделяются 3 отдельные этапа в истории журнала «Руководство для сельских пастырей», в целом совпадающие с общепринятой периодизацией дореволюционной церковной периодики, определяются роль разных редакторов в деятельности журнала и влияние на его развитие внешних факторов. Результатом работы можно считать воссоздание общей картины исторического развития журнала в 1880-е — 1910-е гг. В статье демонстрируется, что развитие журнала в указанное время определялось как общими тенденциями в развитии церковной журналистики, так и личностями редакторов, как правило — ректоров Киевской духовной семинарии. Автор приходит к выводу, что в 1883-1892 гг. во время редакторства архимандрита Иринея (Орды) и архимандрита Бориса (Плотникова) журнал переживает наивысший расцвет как именно пастырское издание, в том числе в разработке пасторологической проблематики. В конце XIX — начале XX вв. на страницах «Руководства для сельских пастырей» вслед за большинством российских пра-

328

© К. В. Белый, 2021

вославных изданий начинает преобладать публицистика «на злобу дня», а на деятельности журнала все сильнее отражаются общественно-политические события и процессы тех лет. Главная задача дальнейшего изучения истории «Руководства для сельских пастырей», по мнению автора, — поиск сохранившихся документальных материалов, связанных с журналом, главным образом в украинских архивах.

Ключевые слова: журнал «Руководство для сельских пастырей», история журнала, церковная периодика, Киевская духовная семинария, епископ Ириней (Орда), епископ Борис (Плотников), священноисповедник Амвросий (Полянский).

Цитирование. Белый К. В. Журнал «Руководство для сельских пастырей» в 18831917 гг. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 328-351. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-328-351

Сведения об авторе. Белый Константин Вячеславович, священник — магистр теологии, настоятель храма свв. жен-мироносиц г. Пскова, старший преподаватель кафедры философии и теологии Псковского государственного университета, преподаватель Псково-Печерской духовной семинарии, соискатель кафедры источниковедения исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия, г. Псков). E-mail: signboard3kb@mail.ru.

Поступила в редакцию 15.07.2021 Принята к публикации 12.10.2021

Церковная журналистика1 XIX — начала XX в. долгое время оставалась наименее исследованной частью системы отечественной дореволюционной периодики2, а если и изучалась, то, как правило, крайне фрагментарно и тенденциозно. В течение последних 20-25 лет был сделан большой шаг в ее изучении. Вышло в свет не только множество статей, но и целый ряд диссертаций, монографий, посвященных различным аспектам церковной периодики дореволюционного периода, в том числе работы по региональной церковной печати и истории конкретных периодических изданий. Стали появляться и исследования обобщающего характера3.

1 В данной работе термин «церковная журналистика» используется в широком значении, в который включены не только сугубо церковные, но и иные православные издания, выпускавшиеся частным образом.

2 Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX веков: историко-типологический анализ: дисс. ... д-ра филол. н. СПб., 2010. С. 4-5.

3 Там же; Позднякова Е. Г. Церковная журналистика: история и современность. Курган, 2010. 76 с.; и др.

Вместе с тем история отечественной церковной журналистики дореволюционного периода до сих пор обилует малоизученными сюжетами. Не только большинство из не менее 640, как насчитывают некоторые исследователи4, существовавших до 1917 г. православных периодических изданий, но и целые направления церковной журналистики еще не стали предметом комплексного анализа. В полной мере этот тезис относится к совокупности дореволюционных изданий пастырской направленности, в том числе к первому и наиболее известному отечественному журналу для священнослужителей — «Руководство для сельских пастырей» (далее — РДСП5), издававшемуся при Киевской духовной семинарии в 1860-1917 гг.

Единственная на данный момент работа, посвященная истории РДСП, — опубликованная в 1890 г. «Краткая историческая записка по поводу тридцатилетия издания при Киевской духовной семинарии журнала "Руководство для сельских пастырей »6, которую на основе архивных материалов и воспоминаний старых сотрудников редакции подготовил преподаватель семинарии Г. О. Булашев7. Хотя в «Краткой записке» были затронуты некоторые аспекты истории РДСП 1870-1880-х гг., ее автор уделил основное внимание главным образом начальной истории журнала. История издания в первые десятилетия существования была отчасти рассмотрена в магистерской диссертации8 епископа Иннокентия (Пустынского)9, в работах современных российских и украинских исследователей А. Н. Розова10, Д. А. Маркова11, В. В. Буреги12. Прямо или косвенно затронуты некоторые аспекты истории журнала в статьях А. Д. Не-

4 Прутцкова А. С., Чапнин С. В. Журналистика церковная в России // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 389-390.

5 РДСП — производная от официальной (Р. д. с. п.) аббревиатура журнала «Руководство для сельских пастырей», которая будет использоваться далее.

6 Булашев Г. О. Краткая историческая записка по поводу тридцатилетия издания при Киевской духовной семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1890. 39 с.

7 Г. О. Булашев (1860 — неизвестно) — православный педагог и публицист, историк и этнограф, литературовед и редактор церковных журналов.

8 Иннокентий (Пустынский), иером. Пастырское богословие в России за XIX век: маг. дисс. Сергиев Посад, 1899. 420 с.

9 Впоследствии видного деятеля обновленческого раскола.

10 Розов А. Н. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860-1917 гг.). Аннотированный тематико-библиографический указатель // Русский фольклор. XXXI. Материалы и исследования. СПб., 2001. С. 334-400.

11 Марков Д. А. Образ священника в духовном периодическом издании «Руководство для сельских пастырей» 1860-1870 гг.: маг. дисс. М.: ПСТГУ 2018. 134 с.

12 Бурега В. В. Часопис Ки!всько! духовно! семшарц «Руководство для сельских пастырей» та його мксце в гсторц росшськомовно! церковно! перюдики (1860-80-и рр.) // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2020. № 33. С. 169-185.

Цветаева13, Н. Беликовой14, Т. Кузнец15, О. Перепелюк16, в библиографическом указателе Л. Г. Андреева17, в работах, посвященных научной, журнальной деятельности ректоров, сотрудников Киевской духовной семинарии18.

Исходя из анализа вышеуказанной литературы, историю РДСП в 1860-е и в меньшей степени в 1870-е — 1880-е гг. можно признать к настоящему времени в общих чертах воссозданной. При этом вторая половина исторического пути журнала, который священники-читатели нередко именовали «своим печатным органом»19, даже отчасти описана в историографии еще не была, что безусловно не способствует его дальнейшему изучению и вовлечению материалов РДСП в научный оборот.

В настоящей статье, опираясь на редакционные объявления, приложения и другие материалы журнала, а также на дореволюционную и современную российскую, украинскую научную литературу, будет предпринята попытка отчасти восполнить этот пробел. В качестве нижней хронологической рамки работы был взят 1883 г., когда вслед за вступлением на пост редактора архимандрита Иринея (Орды) настал новый этап в истории журнала20. Кроме того, началом 1880-х гг. исследователи датируют наступление нового этапа в истории всей церковной журналистики.

Вопрос о сохранности архива редакции издания пока остается открытым. Отдельного фонда редакции в Центральном государственном историческом архиве Украины (ЦГИАК) и Государственном архиве города Киева не

13 Нецветаев А. Д. Копаративистская целевая направленность журнала «Руководство для сельских пастырей» в контексте церковных периодических изданий // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 4 (45). С. 368-370; и др.

14 Белжова Н. «Руководство для сельских пастырей» як джерело з гсторц повсякденного жит-тя сшьського парафiяльного духовенства украшських епархш РПЦ // Новi сторшки гсторц Донбасу. 2016. № 25. С. 146-163.

15 Кузнець Т. Початкова освиа народу на сторшках щотижневика «Руководство для сельских пастырей» у перше десятирiччя його виходу // Емшак. 2016. № 3. С. 15-22.

16 Перепелюк О. «Руководство для сельских пастырей» про церковний сшв // Емшак. 2018. № 4. С. 20-25.

17 Андреев Л. Г. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801-1917 гг. Библиографический указатель: в 2 т. Т. II. New York, 1998. 250 с.

18 Булашев Г. О. Десятилетие учебно-литературной деятельности редактора журнала «Руководство для сельских пастырей» ректора Киевской духовной семинарии архимандрита Бориса (Плотникова). К., 1890. 39 с.; Богданова Т. А. Виталий (Иосифов) // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 561; Сухова Н. Ю. Теоретик и практик христианского просвещения: духовно-учебная и литературная деятельность епископа Бориса (Плотникова) // Труди Кшвсько! духовно! академи. 2018. № 28. С. 235-248; Емець О. М. Георгш iз роду Булашевих // Труди Кшвсько! духовно! академи. 2021. № 34. С. 133-142.

19 Булашев Г. О. Краткая историческая записка... С. 30-31.

20 Там же. С. 33.

обнаружено. Впрочем, так как журнал издавался при Киевской семинарии, материалы редакции, вероятнее всего, были взяты на государственное хранение вместе с документальным комплексом семинарии, закрытой в годы гражданской войны. Архивный фонд Киевской духовной семинарии (Ф. 712 ЦГИАК Украины, крайние даты: 1819-1919 гг.) состоит из 9 556 дел, в которых содержится информация о разных аспектах истории заведения, в том числе о ректорах, сотрудниках, многие из которых были связаны с исследуемым журналом. И хотя в аннотациях к 6 описям фонда прямого упоминания о документах редакции РДСП нет21, тщательное обследование фонда семинарии и других архивных фондов, в которых могла отложиться документация, связанная с журналом, остается одной из важнейших задач дальнейшего изучения истории издания.

Создание журнала РДСП было обусловлено предпосылками как общего, так и локального характеров. В числе первых можно указать изменения в начале правления Александра II внутригосударственной политики и общественно-политической ситуации в России, бурное развитие отечественной светской и церковной журналистики на рубеже 1850-х — 1860-х гг. вследствие смягчения цензуры, внешне- и внутрицерковный запрос на участие духовенства в общественной жизни и обсуждении церковных реформ22, начало складывания русской пасторологической науки, обнажившее необходимость разработки многих ее аспектов23. В числе факторов второго типа важно отметить активную издательскую деятельность, которую Киевские духовные школы вели еще в первой половине XIX в.24, формирование в Киевской духовной семинарии инициативного и высококвалифицированного преподавательского состава, а также широкую религиозно-просветительскую деятельность отдельных местных пастырей, например одного из основателей исследуемого журнала — протоиерея П. Г. Лебединцева25.

Подготовка издания РДСП, как известно, началась еще в 1859 г., однако первый номер журнала вышел по разным причинам лишь в марте 1860 г. Но,

21 В описи № 4 упоминается переписка с Духовно-учебным управлением при Святейшем Синоде об издании и пересылке книг и журналов, в которой несомненно должен фигурировать изучаемый журнал как одно из ключевых изданий Киевской духовной семинарии. См.: Ы:1р8://сс11ак. archives.gov.ua/spysok_fondiv/0712/.

22 Нетужилов К. Е. Формирование системы... С. 154.

23 Хондзинский П., свящ. Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии // Богословский вестник. 2010. Т. 11-12. С. 311.

24 Хроненко И. В. К истории становления периодики в Киевской духовной академии // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2015. № 23. С. 194-199.

25 Мотуз В. Релтйно-просвиительська дiяльнiсть Петра Лебединцева // Етшчна iсторiя народiв бвропи. 2015. Вип. 47. С. 66.

несмотря на опасения первых издателей, журнал вскоре ожидал большой читательский успех. Только в первый год издания количество подписчиков превысило 2 00026. Вместе с разработкой широкого круга теоретических и практических вопросов пастырского служения журнал включился в широкую общественно-церковную дискуссию тех лет вокруг путей реформирования приходской жизни, в том числе решения проблемы низкой материальной обеспеченности значительной части приходского духовенства. Успехи развития РДСП в 1868 г. были отмечены даже обер-прокурором Д. А. Толстым, заявившим, что «"Руководство для сельских пастырей", согласно своему названию, много содействовало к развитию в сельских священниках духа истинного пастырства и знакомило их с целесообразными средствами к исполнению их святых обязанностей»27.

В конце 1860-х — первой половине 1870-х гг. в развитии журнала стали проявляться признаки определенной стагнации, что в целом совпало со спадом градуса общественно-политической и общественно-церковной дискуссий в 1870-е гг.28 По свидетельству Г. О. Булашева29, существенных изменений в развитии РДСП не произошло и при архимандрите Виталии (Иосифове) несмотря на его активную деятельность на посту ректора Киевской семинарии, который он занимал с декабря 1875 по февраль 1883 г.30. «Некоторое охлаждение к делу редакции», наблюдавшееся, по словам Г. О. Булашева, с конца 1860-х гг.31, отразилось в том числе на том, что в 1870-е гг. статьи по вопросам пастырского богословия публиковались не часто, а в первых томах журнала 1874 и 1878 гг. пасторологические статьи вообще отсутствовали.

Качественно новый этап в развитии РДСП, как и всей отечественной, в том числе церковной, журналистики, настал, как уже упоминалось, в начале 1880-х гг. вследствие изменения общественно-политической обстановки и государственной, в частности конфессиональной, политики после убийства Александра II и вступления на престол Александра III32. Общие перемены в данном случае почти совпали со сменой руководства Киевской семинарии и редакции журнала. В феврале 1883 г. архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Чигиринского, а пост ректора семинарии и, соответственно, редактора33 РДСП в августе того же года занял, по решению священноначалия,

26 Булашев Г. О. Краткая историческая записка... С. 12.

27 Там же. С. 31.

28 Иннокентий (Пустынский), иером. Пастырское богословие. С. 264-265.

29 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 32.

30 Богданова Т. А. Виталий. С. 561.

31 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 32.

32 Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 220-224.

33 Согласно Уставу РДСП, должность редактора издания занимал ректор Киевской духовной

талантливый духовный писатель34, лингвист, переводчик и проповедник архимандрит Ириней (Орда).

В период редакторства о. Иринея, продлившийся до мая 1888 г., произошло очень активное и разноплановое развитие журнала РДСП, достигшего, по словам Г. О. Булашева, наивысшего расцвета. Главную причину этого исследователь усматривал в том, что «с редким, замечательным тактом опытного журнального деятеля35 в архимандрите Иринее соединялась неутомимая энергия, близкое знание быта приходского духовенства, живая отзывчивость на все запросы быстротекущей, изменчивой действительности и широкая инициатива»36.

По свидетельству преподавателя Киевской духовной семинарии П. П. Пе-трушевского, архимандрит Ириней, будучи одним из лучших светильников веры своего времени, строго и внимательно относился к исполнению своих ректорских обязанностей, старался все контролировать, всецело посвящая себя воспитанию будущих пастырей. Одним из важных средств в этом деле о. Ириней считал журнал РДСП и поэтому уделял ему большое внимание, пытаясь раскрыть через статьи все основные стороны жизни священника37.

Архимандрита Иринея отличал особенный стиль редакторства. Он неустанно следил за выходом новой духовной и светской литературы, «прислушивался внимательно к толкам печати и общества и, — как сообщает П. П. Петрушевский, — старался дать в нашем журнале современный отзыв, совет, разъяснение, решение . Редкий день приходил он в преподавательскую сборную, не имея в запасе целого ряда тем, которые он предлагал наставникам [преподавателям семинарии] для разработки по их специальностям», а затем

семинарии.

34 Архимандрит, а впоследствии епископ Ириней (Орда) оставил после себя достаточно большое литературное наследие, в том числе работы по экзегетике, апологетике, педагогике, истории церковно-исторической науки (Кайдалова М. А. Мысли епископа Иринея (Орды) о религиозном воспитании в семье // Вестник ПСТГУ Сер. 4: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 64; Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. / сост. В. И. Ульяновский. Т. 2: К-П. Киев, 2015. С. 416).

35 Архимандрит Ириней (до пострига — Харисим Михайлович Орда) приобрел к началу 1880-х гг. большой журналистский и издательский опыт прежде всего в годы работы редактором журнала «Воскресное чтение» (1872-1878) (Головащенко С. I. «Людина незвичайного розуму та невичерпно! енерги»: до 200^ччя Ки!всько! духовно! семшари та 180^чного ювшею и ректора, епископа 1ринея (Орди) // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2017. № 26. С. 279).

36 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 33.

37 Петрушевский П. Памяти Преосвященного Иринея, епископа Орловского и Севского, бывшего ректора Киевской духовной семинарии и редактора журнала «Руководство для сельских пастырей» // РДСП. 1904. Т. II, № 27. С. 231, 237.

тщательно анализировал подготовленные материалы38. С каждой дневной почтой, говорится в еще одном воспоминании, архимандрит Ириней получал новые периодические издания. «После обеда и вечером все это он успевал просмотреть, и в 8 часов утра следующего дня полученные им накануне периодические издания лежали уже в преподавательской сборной комнате с пометками цветным карандашом и с надписями, какому преподавателю на какую статью или отдельное место ее следует обратить внимание»39.

Благодаря столь неравнодушному отношению и профессиональному подходу, РДСП уже в 1883-1884 гг. заметно преобразился. По инициативе о. Ири-нея в издании значительно увеличилась доля публикаций по различным аспектам пастырского служения40, статьи стали чаще дробиться для большего тематического разнообразия номеров, а проповеди в виде ежемесячного приложения начали присылаться заблаговременно, чтобы священники успевали ими воспользоваться41. В октябре 1883 г. появилось еще одно приложение журнала — «Богословско-библиографический листок», в котором помещались обстоятельные рецензии42. В качестве бесплатных приложений были также отправлены подписчикам ноты песнопений из церковного обихода.

Помимо новшеств в оформлении РДСП изменился его текстовой объем за счет уменьшения шрифта. В результате годовой объем журнала, по-прежнему печатавшегося в восьмую долю листа, увеличился почти в два раза — до более чем 200 печатных листов43. Кроме того, в конце выпусков журнала стали помещаться объявления об издании православных периодических журналов и газет (как правило, при взаимном упоминании44), о продаже редакцией полезной для пастыря литературы, оставшихся экземпляров РДСП и приложений, реализовывавшихся по удешевленной цене.

38 Петрушевский П. Памяти Преосвященного Иринея... С. 238. Как отмечает П. П. Петрушевский, до половины статей РДСП этих лет были написаны по инициативе архимандрита Иринея.

39 Памяти преосв. Иринея, епископа Орловского и Севского // РДСП. 1904. Т. III, № 42. С. 153. В РДСП определенная часть публикаций являлась полной или частичной комментированной перепечаткой важных, по мнению редакции, для сельских пастырей материалов других отечественных церковных (а иногда и светских, зарубежных) периодических изданий, что было распространенной практикой в журналистике того времени.

40 В целом период с 1883 по середину 1890-х гг., когда доля пасторологических публикаций была наиболее высока, можно назвать временем расцвета РДСП как именно пастырского издания.

41 По мнению редакции, образцы проповеди и поучений должны были быть творчески переработаны священниками с учетом специфики своей паствы (N. Несколько слов по поводу заметки относительно проповеднических приложений к «Руководству для сельских пастырей», помещенной в № 8-м Томских еп. вед. за текущий год // РДСП. 1906. Т. II, № 22. С. 99-101).

42 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 33.

43 Там же. С. 31.

44 Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 292.

Архимандрит Ириней заботился о сохранении и расширении коллектива как местных, так и иноепархиальных корреспондентов, в числе которых были известный специалист в области гомилетики, автор целого ряда работ о пастырском служении45 В. Ф. Певницкий, исследователь, педагог и общественный деятель С. Ф. Грушевский (отец М. С. Грушевского46), активный проповедник священник П. Руновский и др.47 Удалось редактору добиться и исправной доставки журнала читателям, с чем прежде регулярно возникали проблемы48. Также архимандрит Ириней вошел с прошением на имя обер-прокурора о рекомендации РДСП для выписки в церковные библиотеки. Синод Определением от 14 февраля — 4 марта 1885 г. поддержал эту просьбу, что, несомненно, отразилось на последующем распространении журнала49.

Это значимое достижение вкупе с очевидным качественным развитием РДСП привело к значительному росту читательского спроса на издание. Уже в 1883 г. подписка на журнал двукратно увеличилась, а к концу 1880-х гг. количество подписчиков возросло до 6 10050. Хотя информации об ареале, структуре подписки в издании не приводилось, косвенно судить о них можно по опубликованным данным о подписке на родственные51 журналы: «Труды Киевской духовной академии» и «Воскресное чтение». Например, из статистики подписки видно, что ареал подписчиков охватывал все регионы Российской империи. При этом структура подписки была весьма неравномерной: около

45 Готовя для РДСП статьи о пастырском служении, В. Ф. Певницкий решил вскоре написать комплексный труд для семинаристов и пастырей, который был опубликован в 1885 г. и затем удостоен Макарьевской премии. См.: Певницкий В. Ф. Священник: приготовление к священству и жизни священника. Киев., 1885. 265 с.

46 Украинский и советский историк, общественный и политический деятель.

47 Розов А. Н. Этнографические. С. 335-336.

48 Причем сбои в доставке происходили как по вине почтовой службы, так и в ряде случаев по вине самих подписчиков (особенно постоянных), которые порой неправильно или слишком кратко указывали свои контактные данные (Объявление от редакции // РДСП. 1876. Т. I, № 11. С. 338-339).

49 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 38. Впрочем, ежегодная подписка приходского духовенства на конкретные церковные издания, по замечанию К. Е. Нетужилова, чаще определялась не столько рекомендациями Синода, сколько «рекомендациями» местных архиереев. Исследователь приводит случай, произошедший в 1861 г. с Иркутским архиепископом Евсевием, когда тот, отвечая на просьбу, составил рекомендацию по подписке (список приоритетных для духовенства епархии изданий). На первом месте оказался журнала РДСП (Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 292).

50 Булашев Г. О. Краткая историческая записка. С. 33; Розов А. Н. Этнографические. С. 335-336.

51 Они, как и РДСП, издавались при Киевских духовных школах и между этими журналами и РДСП наблюдалось частичное пересечение тематики и круга сотрудников.

трети ее обеспечивали Санкт-Петербургская, Московская, Киевская и Казанская епархии52.

Подсчитать (даже приблизительно) процентный охват изданием РДСП приходского духовенства сложно. В конце 1880-х гг. в России насчитывалось около 40 тыс. православных священников53. Учитывая, что часть из них служила на дву- или многоклирных приходах, а среди подписчиков РДСП был также ряд библиотек епархий, благочиний, духовных академий, семинарий (в то время действовало 4 академии и около 50 семинарий), училищ и небольшое количество светских частных лиц и организаций (например Румянцевская библиотека), можно предположить, что в то время около 1/6 приходских пастырей входили в широком смысле54 в число читателей журнала. Скорее всего, основными категориями подписчиков стали инициативные, хорошо образованные или стремившиеся к самообразованию, усердно служившие пастыри, а также священники или церковные организации, подписывавшиеся на журнал прежде всего исходя из рекомендаций священноначалия.

В мае 1888 г. завершилось без малого пятилетие блестящего редакторства архимандрита Иринея, который был хиротонисан во епископа и направлен на дальнейшее церковное служение, а в августе на его место поступил архимандрит Борис (Плотников). Ученый, разносторонне образованный человек с широкими научными интересами, теоретик и практик христианского просвещения55, о. Борис, обладая даром красноречия и феноменальной памятью, был при этом простым, добрым, сдержанным, немногословным56 и, в отличие от своего предшественника, не столь инициативным. Тем не менее, в годы его редакторства (1888-1892) РДСП в целом продолжил развиваться в том же направлении. Архимандрит Борис (Плотников) «дал, — по словам Г. О. Булашева, — прочную постановку» отделам журнала о медицине (в 1890-1892 гг. выходило бесплатное приложение к журналу «Врачебные советы») и народной нравственности; занимаясь в том числе пастырским богословием, написал для издания ряд статей о значении обра-

52 Мандзюк-Ильницкий В. Н. «Труды Киевской духовной академии» — православный богословский журнал (1860-1917 гг.): историко-типологический анализ: дисс. . к. филол. н. М.: МГУ, 2015. С. 227-229.

53 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004. С. 811-813.

54 Нужно учесть, что в конце XIX — нач. XX в. достаточно большая часть православных священников провинций и особенно окраин империи обладала лишь начальным или неоконченным духовным образованием (Конюченко А. И. Православное белое духовенство России в социально-демографических измерениях (вторая половина XIX — начало XX в.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. Вып. КУ!^. С. 56). Маловероятно, что много приходских священников с низким уровнем образования выписывали журнал РДСП.

55 Сухова Н. Ю. Пастырское богословие. С. 236.

56 Алексеев А. Л. Борис (Плотников) // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 37-38.

зования, изучения богословия и церковной истории для священнослужителей (в русле его концепции о воспитании просвещенного пастыря57) и о иных пастороло-гических вопросах, которые впоследствии вошли в его «Записки по пастырскому богословию»58.

В июле 1892 г. новым ректором Киевской духовной семинарии был назначен архимандрит Петр (Другов), однако пробыл он на посту ректора и редактора РДСП недолго — до ноября 1893 г. Вскоре его сменил архимандрит Иоанникий (Ефремов; декабрь 1893 — конец 1899 г.)59. Эти и последующие редакторства: архимандрита Константина (Булычёва; март 1901 — июль 1901 г.) — одного из будущих основоположников григорианского раскола, архимандрита Феодосия (Олтаржевского; с осени 1901 по конец 1903 г.) — не оставили, судя по всему, в истории журнала ярких событий, за исключением начала издания с 1903 г. бесплатного приложения под названием «Решение недоуменных вопросов по пастырской практике»60. При этом в числе сотрудников РДСП тех лет был целый ряд талантливых ученых, духовных писателей и публицистов: проф. А. И. Булгаков (отец писателя М. А. Булгакова), С. В. Кохомский61, священник В. М. Пес-тряков62 (впоследствии известный киевский монархист) и многие другие.

В середине 1900-х гг. исследуемый журнал, как и вся отечественная журналистика, вступил в новый этап своего развития. Широкий общественно-политический подъем, события Первой русской революции и последовавшие в ответ изменения в государственной и, в частности, конфессиональной политике, оказали большое влияние на светскую, и особенно церковную, периодическую печать, приведя к резкой политизации последней. После отмены в ноябре 1905 г. предварительной духовной цензуры63 в церковной периодике стали появляться чер-

57 Сухова Н. Ю. Пастырское богословие. С. 242.

58 Булашев Г. О. Десятилетие учебной. С. 24-25; Борис (Плотников), архим. Записки по пастырскому богословию. К., 1892.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Кочетов Д. Б. Иоанникий (Ефремов) // Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 104-105.

60 Впрочем, архим. Феодосий, как отмечают исследователи, успешно руководил семинарией, проявив энергичность, настойчивость, хотя при этом отличался слабым здоровьем, в связи с чем, вероятно, не редактировал ряд номеров августа-сентября 1903 г. (Кутець Т. Н. бпископ Феодосш Олтаржевський в нацюнально-духовному житп Украши юнця Х1Х — початку XX ст. // Науковi записки Вшницького державного педагопчного ушверситету шеш Михайла Коцюбинського. Сер.: Iсторiя. 2007. Вип. 12. С. 82).

61 Петрушевский П. Памяти С. В. Кохомского // РДСП. 1900. Т. III, № 49. С. 322-330; № 50. С. 337-346.

62 С. В. Кохомский опубликовал в РДСП более 100 статей (Кальченко Т. Пестряков, о. Василий Мелетьевич // «Хронос». URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pestrjakov.html (дата обращения: 01.04.2020)).

63 В отличие от светской прессы, функционировавшей по «Временным правилам о печати и цензуре» 1865 г. (несколько ужесточенным в к. 1860-х — 1880-е гг.), в отношении которой действовала карательная цензура, в церковной печати до издания указа 24 ноября 1905 г. действо-

ты (идейно-политическое направление изданий, полемика между ними и др.), свойственные ранее только светской прессе64. Нарастало либеральное движение в Церкви (имевшее отныне свои издания), развитие которого, несмотря на ряд контрмер со стороны духовных и светских властей, сдерживать не удавалось65.

Эти и другие процессы, события заметно отразились как на содержании РДСП, так и на работе редакции. В это время на страницах издания, как и большей части церковной периодики в целом66, начинает преобладать публицистика «на злобу дня», причем уже по не только церковной, церковно-обще-ственной, но и общественно-политической проблематике. Данные перемены были во многом обусловлены желанием редакции «идти в уровень с течением церковно-общественной жизни»67, на что, несомненно, повлияло ужесточение конкуренции в сфере церковной журналистики в связи с созданием большого количества новых изданий68. При этом разработка вопросов пастырского богословия в журнале той поры существенно сократилась.

Также стоит отметить, что руководство исследуемого журнала, транслировавшего и ранее охранительную идеологию (не избегая при этом обсуждения насущных преобразований), с середины 1900-х по начало 1917 г. заняло право-монархические позиции. Даже Г. О. Булашев69, заменявший некоторое время архимандрита Кирилла (Якубовского)70 на посту редактора РДСП, хотя и был известен своей любовью к украинской культуре, сознательным употреблением терминов «Украина» и «украинский», все же придерживался «имперско-рос-сийских» политических убеждений71.

вала предварительная общая и духовная цензура.

64 Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 274.

65 Freeze L. G. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 471.

66 Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 277-284.

67 Слюсарев Д., свящ. Что нужно предпринять духовенству в виду распространения в народе социалистических и революционных идей // РДСП. 1906. Т. I, № 10. С. 263.

68 В 1905-1917 гг., по подсчетам К. Е. Нетужилова, в России было создано больше 200 церковных периодических изданий (более 55 % от числа всех отечественных журналов и газет, возникших в дореволюционный период) в основном церковно-общественной направленности (Нетужилов К. Е. Формирование системы. С. 277).

69 Г. О. Булашев редактировал журнал в 1903 (№ 33-36, 50), 1904 (№ 1-2, 35-52) 1905 (№ 1-37) годах. При этом еще с 1894 г. являлся помощником редактора (Яременко М. В. Булашев Теорий Онисимович // Кшвська духовна академiя (1819-1924) в iменах: енциклопедiя: в 2 т. / упоряд. i наук. ред. М. Л. Ткачук; ввдп. ред. В. С. Брюховецький. Т. 1. Киев, 2015. С. 241-242).

70 Архим. Кирилл (Якубовский), в период ректорства в Киевской духовной семинарии был редактором РДСП в 1904 (№ 3-34), 1905 (№ 38-52), 1906 (№ 1-28) годах.

71 Г. О. Булашев был умеренным украинофилом, видевшим будущее своего родного края только в составе Российского государства, и активно радел за снятие ограничений с использова-

В период революционных событий 1905-1907 гг. впервые в истории журнала произошел ряд задержек его выхода. Например, в результате забастовки летом 1906 г. наборщиков Университетской типографии, в которой печатался тогда РДСП, 29-37 номера были опубликованы в сентябре единым выпуском72. Возможно, сбои в издании журнала были вызваны отчасти студенческими волнениями в Киевских академии и семинарии, ставшими частью бурного протестно-го движения в светских и духовных учебных заведениях в середине 1900-х гг.73. Выход сдвоенных номеров периодически происходил затем и до 1917 г. включительно, что можно оценить как косвенное свидетельство о наличии определенных трудностей, с которыми в данное время сталкивалась редакция74.

Тем не менее, помимо проблем, во многом вызванных общественно-политической ситуацией в стране, в жизни журнала тех лет были и утешительные события. Главным из них, несомненно, стало вступление осенью 1906 г. в должности ректора семинарии, а затем редактора РДСП (вместо исполнявшего обязанности редактора Н. Н. Пальмова75) архимандрита Амвросия (Полянского; в будущем епископа и священноисповедника), пробывшего на этих постах до конца 1916 г. Обладая глубоким благочестием и смирением76, о. Амвросий вскоре проявил себя как хороший администратор, организатор и педагог, вернув Киевскую семинарию, пришедшую вследствие постоянных ротаций руководства и революционных волнений в кризисное состояние, к стабильному, активному развитию, снискав почтение студентов77.

Редакция РДСП под руководством архимандрита Амвросия смогла привлечь к сотрудничеству плеяду талантливых ученых-преподавателей Киевских

ния украинского языка (Шевчук В. О. Булашев Теорий Онисимович // Енциклопедiя сучасно! Укра!ни. иЯЬ: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=37869 (дата обращения: 31.03.2020)).

72 От редакции // РДСП. 1906. Т. II, № 29-36. С. 257. Также в конце 1906 г. редакция сообщила о задержке отправления бесплатного нотного приложения к журналу (От редакции // РДСП. 1906. Т. III, № 52. С. 466).

73 См.: Попова О. Д., Попова А. Д. Бунтующая семинария: протестное движение в духовных учебных заведениях (вторая половина XIX — начало XX веков) // Новый исторический вестник. 2017. № 2 (52). С. 47-49; Бурега В. В. Киевская духовная академия. История КДА (XIX — нач. ХХ в.) // Православная энциклопедия. Т. XXXIII. М., 2013. С. 105.

74 Например, в одной из заметок 1908 г. говорится о длительных задержках выплаты духовенству Киевской епархии жалованья (Пестряков В., свящ. Грустная новость // РДСП. 1908. Т. II, № 32-33. С. 319-321). Вполне вероятно, что с финансовыми проблемами одновременно столкнулась и Киевская семинария.

75 Н. Н. Пальмов редактировал № 29/36-41 за 1906 г.

76 Дамаскин (Орловский), игум. Амвросий (Полянский) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 138-139.

77 Причишин С., прот. Богословский труд и жизненный подвиг еп. Амвросия (Полянского) в свете православного учения о Церкви: автореф. дисс. . канд. богосл. Киев: КДА, 2010. С. 17-20.

духовных школ и церковных публицистов: протоиерея Н. С. Гроссу, М. Н. Ска-баллановича, В. П. Рыбинского, протоиерея Иоанна Восторгова, Н. П. Гуми-левского, священника А. А. Глаголева, Н. Н. Колосова и др. В 1906-1916 гг. был издан ряд новых приложений к журналу: «Листки для народа», которые священники могли распространять среди прихожан78, изъяснение литургии свт. Иоанна Златоуста, «Толковый Типикон», «Краткая история и обличение новых рационалистических сект» и др. В 1914 г. для более живой связи с читателями учреждается отдел журнала «Ответы на вопросы подписчиков».

Однако начало Первой мировой войны и сопутствующие тяготы военного времени резко усложнили условия деятельности издания. Особенно ощутимо на РДСП сказался рост инфляции, приведший к значительному повышению цен на товары и услуги. Резко возросло в последние годы издания журнала количество опечаток, тома все чаще стали выходить в совмещенном виде, заметно ухудшилось качество бумаги, что в совокупности было, как представляется, следствием вынужденного снижения затрат на издательские и типографские расходы. В 1916 г. редакция, дотоле на протяжении многих лет державшая фиксированную оптимальную плату за подписку в 5 (с пересылкой 6 руб.)79, воззвала к читателям о поддержке. «В виду непомерного вздорожания бумаги и прочих печатных материалов и рабочих рук, — говорилось в обращении, — редакция "Р. д. с. п.", к сожалению, вынуждается прибегнуть к такой мере, к какой еще ни разу не обращалась», — прислать дополнительно по 1 руб.80

В последний год своей деятельности РДСП вступил с новым редактором — протоиереем Платоном Петровым, впоследствии епископом Уманским81. Видимо, еще в 1916 г., ввиду крайне сложного финансового положения, было решено издавать в течение 1917 г. журнал не еженедельно, а раз в две недели, повысив при этом плату за подписку до 6 руб.82 (с пересылкой 7 руб.). Тем не ме-

78 100 экземпляров листков стоили 35 коп. В случае неимения у прихода средств на их приобретение редакция изъявляла готовность высылать листки бесплатно (От редакции // РДСП. 1905. Т. III, № 52. С. 438-439).

79 С пересылкой за границу 8 руб. (Объявление об изд. «Р. д. с. п.» в 1915 году // РДСП. 1915. Т. I, № 1. С. 27).

80 От редакции // РДСП. 1916. Т. III, № 48. С. 993-994.

81 Биография епископа Платона изучена, по замечанию В. В. Буреги, слабо. Пожалуй, наиболее ярким из известных событий его исследовательской и редакторской деятельности стало написание книги об истории Киевской духовой семинарии (которая сохранилась лишь частично) и публикация в РДСП фрагмента краткой ее версии (Бурега В. В. Забытая книга об истории Киевской духовной семинарии // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2011. № 14. С. 126-128; Петров П., прот. Краткая историческая записка о судьбах Киевской семинарии за сто лет ее существования (1817-1917 гг.) // РДСП. 1917. № 21. С. 587-614).

82 Даже с учетом повышения стоимость подписки на РДСП осталась достаточно невысокой по сравнению со многими церковными изданиями. Например, в 1917 г. стоимость подписки на

нее, революционные события февраля и октября, глубокий политический и социально-экономический кризис, в который стремительно погружалось пространство бывшей империи, поставили на грань существования множество светских и церковных журналов и газет83, в том числе РДСП. В итоге, как с прискорбием сообщила в последнем выпуске 1917 г. сама редакция, все старания и усилия продолжить издание в 1918 г. не увенчались успехом. Киево-Печерская лавра, выразившая вначале желание поддержать РДСП, после существенного повышения в конце года расценки типографских работ «отказалась от своего доброго намерения», а журнал, по словам редакции, было возможно издавать далее лишь при пятикратном повышении его стоимости. Поэтому выход его приостанавливался «до наступления более благоприятных условий»84, но, как оказалось, навсегда.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что журнал «Руководство для сельских пастырей», возникший на рубеже 1850-х — 1860-х гг. в результате сочетания разных факторов, как общего, так и локального характеров, в последней четверти XIX — начале XX в. был одним из самых крупных и активно развивающихся церковных периодических изданий для приходского духовенства. В истории издания достаточно четко прослеживаются три отдельных этапа (1860-х — нач. 1880-х гг., 1883 — нач. 1900-х гг., сер. 1900-х — 1917 г.), которые, учитывая определенную условность хронологических границ, в целом совпадают с общепринятой периодизацией дореволюционной церковной журналистики. Специфика развития журнала на каждом историческом этапе находилась в зависимости от государственной, в том числе конфессиональной, политики, условий функционирования церковной журналистики и приходского духовенства, текущей общественно-политической ситуации, особенностей развития Киевской духовной семинарии, а также личностных, профессиональных качеств редакторов и сотрудников журнала.

Хочется надеяться, что попытка первичной реконструкции истории развития РДСП в 1880-е — 1910-е гг., предпринятая в данной статье, станет очередным шагом на пути комплексного изучения истории первого отечественного журнала для православных священнослужителей. Отрадно отметить, что с 2015 г. при Киевской духовной академии ведется постепенная оцифровка из-

«Свободное слово христианина» составляла 15 руб., на журнал «Вера и разум» — 10 руб., на «Православный собеседник» — 7 руб.

83 Большинство журналов и газет (на подконтрольных большевикам территориях) было закрыто в 1918 г. после блокирования почтовой пересылки церковных изданий, реквизиции и захвата большевиками центральных, региональных церковных типографий и экспроприации церковных финансов (Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: Очерки истории. СПб., 2004. С. 38-40, 49-50).

84 От редакции // РДСП. 1917. Т. II, № 25-26. С. 663-664.

дания85, а в 2020 г. на Актовом дне Киевских духовных школ в связи со 160-летием со дня выхода в свет первого номера РДСП актовая речь была посвящена истории создания журнала и его месту в дореволюционной церковной периодике. Важнейшей же и необходимой задачей дальнейшего изучения истории РДСП видится тщательное изыскание (главным образом в киевских архивах) сохранившихся документальных материалов, прямо или косвенно связанных с этим по-своему уникальным отечественным церковным изданием.

Источники

1. Объявление об издании «Р. д. с. п.» в 1915 году // Руководство для сельских пастырей. 1915. Т. I, № 1. С. 27-28.

2. От редакции // Руководство для сельских пастырей. 1905. Т. III, № 52. С. 438-439.

3. От редакции // Руководство для сельских пастырей. 1906. Т. II, № 29-36. С. 257.

4. От редакции // Руководство для сельских пастырей. 1906. Т. III, № 52. С. 466.

5. От редакции // Руководство для сельских пастырей. 1916. Т. III, № 48. С. 993-994.

6. От редакции // Руководство для сельских пастырей. 1917. Т. II, № 25-26. С. 663-664.

7. Памяти преосв. Иринея, епископа Орловского и Севского // Руководство для сельских пастырей. 1904. Т. III, № 42. С. 147-158.

8. Пестряков В., свящ. Грустная новость // Руководство для сельских пастырей. 1908. Т. II, № 32-33. С. 319-321.

9. Петрушевский П. Памяти Преосвященного Иринея, епископа Орловского и Севского, бывшего ректора Киевской духовной семинарии и редактора журнала «Руководство для сельских пастырей» // Руководство для сельских пастырей. 1904. Т. II, № 27. С. 221-241.

10. Петрушевский П. Памяти С. В. Кохомского // Руководство для сельских пастырей. 1900. Т. III, № 49. С. 322-330; № 50. С. 337-346.

11. Слюсарев Д., свящ. Что нужно предпринять духовенству в виду распространения в народе социалистических и революционных идей // Руководство для сельских пастырей. 1906. Т. I, № 10. С. 259-266.

12. N. Несколько слов по поводу заметки относительно проповеднических приложений к «Руководству для сельских пастырей», помещенной в № 8-м Томских епархиальных ведомостей за текущий год // Руководство для сельских пастырей. 1906. Т. II, № 22. С. 99-101.

Литература

1. Алексеев А. Л. Борис (Плотников) // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 37-38.

85 В 2015, 2020 и 2021 гг. вышли в свет диски с оцифрованными номерами журнала за 1860-1870-е, 1871-1880 и 1881-1890 гг.

2. Андреев Л. Г. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801-1917 гг. Библиографический указатель: в 2 т. Т. II. New York, 1998.

3. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920 гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. / сост.

B. И. Ульяновский. Т. 2: К-П. Киев, 2015.

4. Богданова Т. А. Виталий (Иосифов) // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004.

C. 561.

5. Борис (Плотников), архим. Записки по пастырскому богословию. Киев, 1892.

6. Булашев Г. О. Десятилетие учебно-литературной деятельности редактора журнала «Руководство для сельских пастырей» ректора Киевской духовной семинарии архимандрита Бориса (Плотникова). Киев, 1890.

7. Булашев Г. О. Краткая историческая записка по поводу тридцатилетия издания при Киевской духовной семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1890.

8. Бурега В. В. Киевская духовная академия. История КДА (XIX — нач. ХХ в.) // Православная энциклопедия. Т. XXXIII. М., 2013. С. 96-110.

9. Бурега В. В. Забытая книга об истории Киевской духовной семинарии // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2011. № 14. С. 122-128.

10. Бурега В. В. Часопис Ки!всько! духовно! семшарп «Руководство для сельских пастырей» та його мкце в кторп росшськомовно! церковно! перюдики (1860-80-т рр.) // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2020. № 33. С. 169-185.

11. Белжова Н. «Руководство для сельских пастырей» як джерело з кторп повсякден-ного життя сшьського парафiяльного духовенства укра!нських епархш РПЦ // Новi сторшки кторп Донбасу. 2016. № 25. С. 146-163.

12. Головащенко С. I. «Людина незвичайного розуму та невичерпно! енергп»: до 200^ч-чя Ки!всько! духовно! семшарп та 180^чного ювшею !! ректора, епископа 1ринея (Орди) // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2017. № 26. С. 278-288.

13. Дамаскин (Орловский), игум. Амвросий (Полянский) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 138-139.

14. £мець О. М. Георгш iз роду Булашевих // Труди Ки!всько! духовно! академи. 2021. № 34. С. 133-142.

15. Иннокентий (Пустынский), иером. Пастырское богословие в России за XIX век: магистерская диссертация. Сергиев Посад, 1899.

16. Кайдалова М. А. Мысли епископа Иринея (Орды) о религиозном воспитании в семье // Вестник ПСТГУ Сер. 4: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 64-79.

17. Кальченко Т. Пестряков, о. Василий Мелетьевич // Сайт «Хронос». URL: http:// www.hrono.ru/biograf/bio_p/pestrjakov.html (дата обращения: 01.04.20)).

18. Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке: Очерки истории. СПб., 2004.

19. Конюченко А. И. Православное белое духовенство России в социально-демографических измерениях (вторая половина XIX — начало XX в.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. Вып. XVI/2. С. 52-69.

20. Кочетов Д. Б. Иоанникий (Ефремов) // Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 104-105.

21. Кузнець Т. Початкова освгга народу на сторшках щотижневика «Руководство для сельских пастырей» у перше десятирiччя його виходу // Емшак: науковий щокварталь-ник. 2016. № 3. С. 15-22.

22. Кутець Т. Н. бпископ Феодосш Олтаржевський в нацюнально-духовному жита Укра!-ни кшця Х1Х — початку XX ст. // Науковi записки Вшницького державного педагопчного ушверситету iменi Михайла Коцюбинського. Сер.: Iсторiя. 2007. Вип. 12. С. 81-84.

23. Мандзюк-Ильницкий В. Н. «Труды Киевской духовной академии» — православный богословский журнал (1860-1917 гг.): историко-типологический анализ: дисс. . к. филол. н. М.: МГУ, 2015.

24. Мотуз В. Релшйно-просвггительська дiяльнiсть Петра Лебединцева // Етшчна iсторiя народiв бвропи. 2015. Вип. 47. С. 64-69.

25. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX веков: историко-типологический анализ: дисс. . д-ра филол. н. СПб., 2010.

26. Нецветаев А. Д. Копаративистская целевая направленность журнала «Руководство для сельских пастырей» в контексте церковных периодических изданий // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 4 (45). С. 368-370.

27. Перепелюк О. «Руководство для сельских пастырей» про церковний ств // Емшак. 2018. № 4. С. 20-25.

28. Позднякова Е. Г. Церковная журналистика: история и современность. Курган, 2010.

29. Причишин С., прот. Богословский труд и жизненный подвиг еп. Амвросия (Полянского) в свете православного учения о Церкви: автореф. дисс. . канд. богосл. Киев: КДА, 2010.

30. Прутцкова А. С., Чапнин С. В. Журналистика церковная в России // Православная энциклопедия. Т. XIX. М., 2008. С. 95-105.

31. Розов А. Н. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860-1917 гг.). Аннотированный тематико-би-блиографический указатель // Русский фольклор: материалы и исследования. СПб., 2001. Т. XXXI. С. 334-400.

32. Сухова Н. Ю. Теоретик и практик христианского просвещения: духовно-учебная и литературная деятельность епископа Бориса (Плотникова) // Труди Ки!всько! духовно! академп. 2018. № 28. С. 235-248.

33. Хондзинский П., свящ.; Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии // Богословский вестник. 2010. Т. 11-12. С. 291-341.

34. Хроненко И. В. К истории становления периодики в Киевской духовной академии // Труди Кшвсько! духовно! академп. 2015. № 23. С. 194-199.

35. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период. М., 2004.

36. Шевчук В. О. Булашев Георгш Онисимович // Енциклопедiя сучасно! Украши. URL: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=37869 (дата обращения: 31.03.2020).

37. Яременко М. В. Булашев Георгш Онисимович // Кшвська духовна академiя (1819-1924) в iменах: енциклопедiя: в 2 т. / упоряд. i наук. ред. М. Л. Ткачук; ввдп. ред. В. С. Брюховецький. Т. 1. Киев, 2015. С. 241-242.

38. Freeze L. G. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

Priest Konstantin V. Belyj THE JOURNAL "GUIDE FOR RURAL PASTORS" IN 1883-1917

Abstract. The article is devoted to the history of one of the most famous domestic pre-revo-lutionary periodicals for clergy — the journal "Guide for Rural Pastors" (RDSP), published at the Kiev Theological Seminary in 1860-1917. Although the journal was often referred to as the "press organ" of the parish clergy among the pastors of that time, and occupied a prominent place in church periodicals of the post-reform period, its history has still been studied and described just partially: only first decade's history of the journal is reconstructed, and even that in general terms. The author of the article intends to primarily reconstruct the second half of the journal's existence, using the materials of the Guide, as well as pre-revolutionary and modern scientific literature, both Russian and foreign, affecting various aspects of the church journalism history and the studied journal. Using descriptive, comparative-historical and biographical methods, the author in the process of research identifies 3 separate stages in the journal history, which basically coincide with the generally accepted periodization of pre-revolutionary church periodicals, and also determines the role of different editors in the activities of the journal and the influence of external factors on its development. The reconstruction of the overall picture of journal's historical development during 1880s — 1910s can be considered as the result of this work. The author has demonstrated that the development of the journal at the specified time was determined both by general trends in the development of church journalism, and by the personalities of the editors, as a rule, the rectors of the Kiev Theological Seminary. The author concludes that in 1883-1892, during the editorship of Archimandrite Irenaeus (Orda) and Archimandrite Boris (Plotnikov), the journal experienced its highest flourishing as a pastoral periodical, including the investigation of pastoral issues. In the late 19th — early 20th centuries following the majority of Russian Orthodox periodicals, publicism "for the spite of the day" begins to prevail on the pages of the "Guide", and the sociopolitical events and processes of those years are increasingly reflected in the journal activities. The main task of further studying the history of RDSP, according to the author, is to search for the preserved documentary materials related to the journal, mainly in the Ukrainian archives.

Keywords: "Guide for Rural Pastors", RDSP, history of the journal, church periodicals, Kiev Theological Seminary, Bishop Irenaeus (Orda), Bishop Boris (Plotnikov), Bishop Ambrose (Polyansky).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation. Belyj K. V. Zhurnal "Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei" v 1883-1917 gg. [The Journal "Guide for Rural Pastors" in 1883-1917]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semina-rii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 328-351. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-328-351

About the author. Belyj Konstantin Viacheslavovich, priest — Master of Theology, Rector of the Wife-Myrrh-Bearers church, Senior lecturer of the Department of Philosophy and Theology, Pskov State University; lecturer of the Pskov-Pechersk Theological Seminary; applicant of the Department of Source Studies of the Faculty of History, M. V. Lomonosov Moscow State University (Russia, Pskov). E-mail: signboard3kb@mail.ru.

Submitted on 15 July, 2021 Accepted on 12 October, 2021

References

1. Alekseev A. L. Boris (Plotnikov). Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2003, vol. 4, pp. 37-38.

2. Andreev L. G. Khristianskaia periodicheskaia pechat' na russkom iazyke. 1801-1917gg. Bibliograficheskii ukazatel' [Christian Periodical in Russian. 1801-1917. Bibliographic Index]. New York, 1998, vol. 2.

3. Belikova N. «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» iak dzherelo z istorii povsiakdennogo zhittia sil's'kogo parafiial'nogo dukhovenstva ukrains'kikh eparkhii RPTs ["Guide for Rural Pastors" as a Source on the History of the Daily Life of the Rural Parish Clergy of the Ukrainian Dioceses of the Russian Orthodox Church]. Novi storinki istorii Donbasu — New Pages in the History of Donbass, 2016, no. 25, pp. 146-163.

4. Bogdanova T. A. Vitalii (Iosifov). Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2004, vol. VIII, p. 561.

5. Boris (Plotnikov), arkhim. Zapiski po pastyrskomu bogosloviiu [Notes on Pastoral Theology]. Kiev, 1892.

6. Bulashev G. O. Desiatiletie uchebno-literaturnoi deiatel'nosti redaktora zhurnala «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» rektora Kievskoi dukhovnoi seminarii arkhimandrita Borisa (Plot-nikova) [A Decade of Educational and Literary Activity of Archimandrite Boris (Plotnikov), the Editor of the Journal "Guide for Rural Pastors" and Rector of the Kiev Theological Seminary]. Kiev, 1890.

7. Bulashev G. O. Kratkaia istoricheskaia zapiska po povodu tridtsatiletiia izdaniia pri Kievskoi dukhovnoi seminarii zhurnala «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» [A Brief Historical Note on the Occasion of the Thirtieth Anniversary of Publication of the Journal "Guide for Rural Pastors" at the Kiev Theological Seminary]. Kiev, 1890.

8. Burega V. V. Chasopis Kiivs'koi dukhovnoi seminarii «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» ta iogo mistse v istorii rosiis'komovnoi tserkovnoi periodiki (1860-80-ti rr.) [The Journal of the Kiev Theological Seminary "Guide for Rural Pastors" and Its Place in the History of Russian-Language Church Periodicals (1860-80-ies)]. Trudi Kiivs'koi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2020, vol. 33, pp. 169-185.

9. Burega V. V. Kievskaia dukhovnaia akademiia. Istoriia KDA (XIX — nach. XX v.) [Kiev Theological Academy. The History of the KTA (19th — Early 20th Century.)]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2013, vol. XXXIII, pp. 96-110.

10. Burega V. V. Zabytaia kniga ob istorii Kievskoi dukhovnoi seminarii [A Forgotten Book about the History of the Kiev Theological Seminary]. Trudi Kiivs'koi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2011, vol. 14, pp. 122-128.

11. Damaskin (Orlovskii), igum. Amvrosii (Polianskii) [Ambrose (Polyansky)]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2001, vol. 2, pp. 138-139.

12. Emets' O. M. Georgii iz rodu Bulashevikh [George of the Bulashev Family]. Trudi Kiivs'koi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2021, vol. 34, pp. 133-142.

13. Freeze L. G. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

14. Golovashchenko S. I. «Liudina nezvichainogo rozumu ta nevicherpnoi energii»: do 200-richchia Kiivs'koi dukhovnoi seminarii ta 180-richnogo iuvileiu ii rektora, episkopa Irineia (Ordy) ["A Man of Extraordinary Intelligence and Inexhaustible Energy": To the 200th Anniversary of the Kiev Theological Seminary and the 180th Anniversary of Its Rector, Bishop Irenaeus (Orda)]. Trudi Kiivs'koi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2017, vol. 26, pp. 278-288.

15. Iaremenko M. V. Bulashev Georgii Onisimovich. Kiivs'ka dukhovna akademiia (18191924) v imenakh: entsiklopediia: v 2 t. [Kiev Theological Academy in Names: Encyclopedia: in 2 vols.]. Kiev, 2015, vol. 1, pp. 241-242.

16. Innokentii (Pustynskii), ierom. Pastyrskoe bogoslovie v Rossii za XIX vek: magisterskaia dissertatsiia [Pastoral Theology in Russia for the 19th Century: Master's Thesis]. Sergiev Posad, 1899.

17. Kaidalova M. A. Mysli episkopa Irineia (Ordy) o religioznom vospitanii v sem'e [Bishop Irenaeus' (Orda's) Thoughts of Family Religious Education]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika, Psikhologiia — St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology, 2007, vol. 4 (7), pp. 64-79.

18. Kal'chenko T. Pestriakov, o. Vasilii Melet'evich [Priest Vasily Meletievich Pestriakov]. Available at: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pestrjakov.html (accessed: 01.04.2020).

19. Kashevarov A. N. Pechat' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v XX veke: Ocherki istorii [Printing of the Russian Orthodox Church in the 20th Century: Essays of History]. Saint Petersburg, 2004.

20. Khondzinskiy P., priest; Sukhova N. Yu. Pastyrskoe bogoslovie v sisteme dorevoliutsionno-go dukhovnogo obrazovaniia na primere Moskovskoi dukhovnoi akademii [Pastoral Theology

in the System of Pre-revolutionary Religious Education on the Example of Moscow Theological Academy]. Bogoslovskii vestnik — Theological Herald, 2010, vol. 11-12, pp. 291-341.

21. Khronenko I. V. K istorii stanovleniia periodiki v Kievskoi dukhovnoi akademii [On the History of the Formation of Periodicals at the Kiev Theological Academy]. Trudi Kiïvs'koï dukhovnoï akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2015, vol. 23, pp. 194-199.

22. Kochetov D. B. Ioannikii (Efremov). Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], Moscow, 2010, vol. 25, pp. 104-105.

23. Koniuchenko A. I. Pravoslavnoe beloe dukhovenstvo Rossii vsotsial'no-demograficheskikh izme-reniiakh (vtoraia polovina XIX — nachalo XX v,) [The "White" Orthodox Secular Clergy of Russia in Social-Demographic Dimensions (Second Half of the 19th — Early 20th Centuries)]. Problemy istorii, filologii, kul'tury — Problems of History, Philology, Culture, 2006, vol. XVI/2, pp. 52-69.

24. Kutets' T. N. Episkop Feodosii Oltarzhevs'kii v natsional'no-dukhovnomu zhitti Ukraïni kintsia XIX — pochatku XX st. [Bishop Theodosius Altarzhevsky in the National-Spiritual Life of Ukraine at the End of 19th — Beginning of 20th Century]. Naukovi zapiski Vinnits'kogo derzhavnogo pedagogichnogo universitetu imeni Mikhaila Kotsiubins'kogo, Ser,: Istoriia — Scientific Notes of the Mikhail Kotsyubinsky Vinnytsia State University, Series: History, 2007, vol. 12, pp. 81-84.

25. Kuznets' T. Pochatkova osvita narodu na storinkakh shchotizhnevika «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» u pershe desiatirichchia iogo vikhodu [Primary Education for People on the Pages of the Weekly Review "Guidance for Rural Pastors" in the First Decade of Its Release]. Eminak: naukovyj shhokvartal'nyk — Eminak: Scientific Quarterly Journal, 2016, no. 3, pp. 15-22.

26. Mandziuk-Il'nitskii V. N. «Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii» — pravoslavnyi bogoslovskii zhurnal (1860-1917gg,): istoriko-tipologicheskii analiz ["Proceedings of the Kiev Theological Academy" — Orthodox Theological Journal (1860-1917): Historical and Typological Analysis]. PhD-thesis. Moscow, 2015.

27. Motuz V. Religiino-prosvititel's'ka diial'nist' Petra Lebedintseva [Religious and Educational Activities of Peter Lebedyntsev]. Etnichna istoriia narodiv Evropi — Ethnic History of European Nations, 2015, vol. 47, pp. 64-69.

28. N. Neskol'ko slov po povodu zametki otnositel'no propovednicheskikh prilozhenii k «Ru-kovodstvu dlia sel'skikh pastyrei», pomeshchennoi v № 8-m Tomskikh eparkhial'nykh vedomo-stei za tekushchii god [A Few Words about the Note on the Preaching Appendices to the "Guide for Rural Pastors", Published in No. 8 of the Tomsk Diocesan Gazette for the Current Year]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1906, vol. 2, no. 22, pp. 99-101.

29. Netsvetaev A. D. Koparativistskaia tselevaia napravlennost' zhurnala «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» v kontekste tserkovnykh periodicheskikh izdanii [Coparativistic Target Orientation of the Journal "Guide for Rural Pastors" in the Context of Church Periodicals]. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, Ser,: Novye gumanitarnye issledovaniia — Bulletin of Orel State University, Series: New Humanitarian Research, 2015, no. 4 (45), pp. 368-370.

30. Netuzhilov K. E. Formirovanie sistemy tserkovnoi periodicheskoi pechati v Rossii XIX — nachala XX vekov: istoriko-tipologicheskii analiz [The Formation of the Church Press System

in Russia in the 19th — Early 20th Centuries: A Historical-Typological Analysis]. Saint Petersburg, 2010.

31. Ob"iavlenie ob izdanii «R. d. s. p.» v 1915 godu [Announcement of the Publication of "R. D. S. P." in 1915]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1915, vol. 1, no. 1, pp. 27-28.

32. Ot redaktsii [From the Editorial Office]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1905, vol. 3, no. 52, pp. 438-439.

33. Ot redaktsii [From the Editorial Office]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1906, vol. 2, no. 29-36, p. 257.

34. Ot redaktsii [From the Editorial Office]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1906, vol. 3, no. 52, p. 466.

35. Ot redaktsii [From the Editorial Office]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1916, vol. 3, no. 48, pp. 993-994.

36. Ot redaktsii [From the Editorial Office]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1917, vol. 2, no. 25-26, pp. 663-664.

37. Pamiati preosv. Irineia, episkopa Orlovskogo i Sevskogo [In Memory of His Grace Irenaeus, Bishop of Orel and Sevsk]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1904, vol. 3, no. 42, pp. 147-158.

38. Perepeliuk O. «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» pro tserkovnii spiv ["Guide for Rural Pastors" about Church Singing]. Eminak: naukovyj shhokvartal'nyk — Eminak: Scientific Quarterly Journal, 2018, no. 4, pp. 20-25.

39. Pestriakov V., sviashch. Grustnaia novost' [Sad News]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1908, vol. 2, no. 32-33, pp. 319-321.

40. Petrushevskii P. Pamiati Preosviashchennogo Irineia, episkopa Orlovskogo i Sevskogo, byvshego rektora Kievskoi dukhovnoi seminarii i redaktora zhurnala «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» [In Memory of His Grace Irenaeus, Bishop of Orel and Sevsk, Former Rector of the Kiev Theological Seminary and Editor of the Journal "Guide for Rural Pastors"]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1904, vol. 2, no. 27, pp. 221-241.

41. Petrushevskii P. Pamiati S. V. Kokhomskogo [In Memory of S. V. Kokhomsky]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1900, vol. 3, no. 49, pp. 322-330; no. 50, pp. 337-346.

42. Pozdniakova E. G. Tserkovnaia zhurnalistika: istoriia i sovremennost' [Church Journalism: History and Modernity]. Kurgan, 2010.

43. Prichishin S., prot. Bogoslovskii trud i zhiznennyi podvig ep. Amvrosiia (Polianskogo) v svete pravoslavnogo ucheniia o Tserkvi [Theological Activity and Life's Feat of Bishop Ambrose (Poly-ansky) in the Light of the Orthodox Teaching about the Church]. PhD-thesis. Kiev, 2010.

44. Pruttskova A. S., Chapnin S. V Zhurnalistika tserkovnaia v Rossii [Church Journalism in Russia]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2008, vol. 19, pp. 95-105.

45. Rozov A. N. Etnograficheskie i fol'klornye materialy na stranitsakh zhurnala «Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei» (1860-1917 gg.). Annotirovannyi tematiko-bibliograficheskii ukazatel'

[Ethnographic and Folklore Materials on the Pages of the Journal "Guide for Rural Pastors" (1860-1917). Annotated Bibliographic Index]. Russkii fol'klor: materialy i issledovaniia [Russian Folklore: Materials and Researches]. Saint Petersburg, 2001, vol. 31, pp. 334-400.

46. Shevchuk V. O. Bulashev Georgii Onisimovich. Encyklopedija suchasnoi' Ukrai'ny. Available at: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=37869 (accessed: 04.04.2020).

47. Sliusarev D., sviashch. Chto nuzhno predpriniat' dukhovenstvu v vidu rasprostraneniia v narode sotsialisticheskikh i revoliutsionnykh idei [What Should the Clergy Do in View of the Spread of Socialist and Revolutionary Ideas among the People]. Rukovodstvo dlia sel'skikh pastyrei — Guide for Rural Pastors, 1906, vol. 1, no. 10, pp. 259-266.

48. Sukhova N. Yu. Teoretik i praktik khristianskogo prosveshcheniia: dukhovno-uchebnaia i literaturnaia deiatel'nost' episkopa Borisa (Plotnikova) [Theorist and Practitioner of Christian Enlightenment: The Spiritual, Educational and Literary Activities of Bishop Boris (Plotnikov)]. Trudi Kiïvs'koï dukhovnoï akademii — Proceedings of the Kiev Theological Academy, 2018, vol. 28, pp. 235-248.

49. Tsypin V., prot. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, Sinodal'nyi period, Noveishii period [History of the Russian Orthodox Church. Synodal and Recent Periods]. Moscow, 2004.

50. Ulianovsky V. I. (ed.) Biograficheskii slovar vypusknikov Kievskoi dukhovnoi akademii: 1819-1920 gg,: Materialy izsobraniiaprof, protoiereia F, I, Titova i arkhiva KDA [Biographical Dictionary of Kiev Theological Academy Alumni: 1819-1920: Materials from the Collection of Prof. Archpriest F. I. Titov and Archives of the Kiev Theological Academy]. Vol. 2: K-P. Kiev, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.