Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ'

ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / СРЕДСТВА АКТУАЛИЗАЦИИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РУБРИКИ / ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА / КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛА / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / JOURNALISM / MEANS OF UPDATING / SPECIALIZED HEADINGS / GENRE PALETTE / MAGAZINE CONCEPT / DEMOCRATIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслова К.О.

В данной статье рассматриваются типологические признаки журнала «Огонек». Прослеживается история становления журнала и роста его популярности у читателя. Дается сравнение его имиджа во времена работы различных редакторов. Обосновывается мысль о том, что в период перестройки «Огонек» становится национальным журналом с многомиллионной читательской аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OGONYOK MAGAZINE OF THE PERESTROIKA PERIOD: TYPOLOGICAL FEATURES

This article discusses the typological features of the magazine "Ogonyok". The history of the magazine's formation and growth of its popularity with the reader is traced. A comparison of its image during the work of various editors is given. The author substantiates the idea that during perestroika Ogonyok becomes a national magazine with a multi-million readership.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

УДК 008:002

Маслова К. О. студент магистратуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Полонский А.В., д.ф.н., проф.

заведующий кафедрой журналистики

Россия, г. Белгород

ЖУРНАЛ «ОГОНЕК» ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются типологические признаки журнала «Огонек». Прослеживается история становления журнала и роста его популярности у читателя. Дается сравнение его имиджа во времена работы различных редакторов. Обосновывается мысль о том, что в период перестройки «Огонек» становится национальным журналом с многомиллионной читательской аудиторией.

Ключевые слова: публицистика, средства актуализации, специализированные рубрики, жанровая палитра, концепция журнала, демократическая направленность.

Maslova K. O. master's student Belgorod state national research University scientific adviser: Polonskiy A. V., PhD, professor head of the Department of journalism

Russia, Belgorod

OGONYOK MAGAZINE OF THE PERESTROIKA PERIOD: TYPOLOGICAL FEATURES

Annotation: This article discusses the typological features of the magazine "Ogonyok". The history of the magazine's formation and growth of its popularity with the reader is traced. A comparison of its image during the work of various editors is given. The author substantiates the idea that during perestroika Ogonyok becomes a national magazine with a multi-million readership.

Key words: journalism, means of updating, specialized headings, genre palette, magazine concept, democratic orientation.

Первый номер журнала «Огонек» появился 21 декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые новости», которую выпускал в Санкт-Петербурге издатель Ст. Проппер. С 1902 года «Огонек» обрел самостоятельность, став самым недорогим и популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. Примерно одну треть журнала в те годы занимал

фоторепортажи. С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писателя и поэты, репортеры и фельетонисты.

В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении «Огонька». Тогда и сформировалась основная концепция издания: качественный литературные язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере постоянных элементов.

В начале 1950-х годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда - детектив с предложением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелась так называемая «вкладка» - цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и советской живописью. При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, «Огонек» стал «изданием для стабильной жизни». В это время очень популярным стало литературное приложение к «Огоньку» -его знаменитая «Библиотека».

В 1986 году главным редактором «Огонька» стал Виталий Коротич, с приходом которого в журнале началась новая жизнь. В годы перестройки журнал под руководством Коротича достиг огромной популярности и оказывал заметное влияние на политическую жизнь страны. Он стал знаменитым не только в России, но и во всем мире. Публикации «Огонька» стала школой демократии, культовым жанром всей журналистики стали разоблачения, вследствие чего за журналом прочно закрепился штамп «прожектора перестройки».

Целевая аудитория журнала представляла многомиллионную читательскую аудиторию, так как издание ориентировалось на самые широкие слои общества. Демократическая направленность издания ориентировалась на повышение социальной активности читателя, в тоже время уделяла большое внимание читательским запросам. Наглядным подтверждением популярности журнала «Огонек» в период перестройки является непрерывный рост тиража издания, которой достиг своего максимального показателя в 4,6 млн. экземпляров в 1990 году. Динамика изменения тиража журнала «Огонек» представлена на рисунке 1.

Тираж еженедельного общественно-политического и

5000

4500

4000

° 3500 ос

| 3000

$ 2500

? 2000 ос

3 1500 н

1000 500 0

Рис. 1. Динамика изменения тиража еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в период 1985-1991 гг.

Также о популярности журнала «Огонек» свидетельствуют данные социологического опроса, согласно которому в 1989 году издание занимало лидирующее место среди журналов. По данным пресс-опроса, журналу «Огонек» отдали предпочтение 48% опрошенных[2]. Важным показателем, утверждающим журнал «Огонек» как издание играющее значительную роль в общественном сознании является количество корреспонденции, направленной читателями в адрес издания. В номере 1 (3258) за 1990 год редакция издания приводит статистику, согласно которой наблюдается всплеск активности читателей, достигающий наибольшего роста в 1989 году. Динамика изменения количества писем, присланных в редакцию журнала «Огонек» представлена на рисунке 2.

литературно-художественного журнала «Огонек» в период 1985-1991 гг. (в тыс. экземплярах)

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

1991 г.

Количество писем, присланных в редакцию еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в период 1986-1990 гг.

180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

153894

112842

49618

15372

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

Рис. 2. Динамика изменения количества писем, присланных в редакцию еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в период 1986-1990 гг[3].

Авторский коллектив журнала «Огонек» в годы перестройки, по мнению многих авторов, представлял собой наиболее сильную команду профессионалов, обеспечивающих изданию большую популярность. Исследователь Е.Д. Гордина отмечает, что «авторами являлись, в большинстве своем, писатели и публицисты, а профессиональных ученых было намного меньше» [1]. Развернутые данные о пропорциях авторского коллектива приведены на рисунке 3.

Авторский коллектив еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в 1989 г.

Публицисты - 76 чел.

Деятели культуры, политики - 20 чел.

Профессиональные ученые - 20 чел.

76

Рис. 3. Динамика изменения количества писем, присланных в редакцию еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в 1989 г[1].

Как мы видим, авторами журнала «Огонек» в годы перестройки действительно в своем большинстве выступали публицисты, а именно 66% от общего количества авторов. Ещё 17% авторов являлось деятелями культуры, политики, или просто очевидцами тех событий, которым был посвящен материал. Столько же (17%) авторов являлось профессиональными учеными. Представленная пропорция дает основание заключить, что авторская позиция большинства публикаций рассматриваемого периода будет носить публицистический нежели научный характер.

Необходимо отметить, что в период перестройки журнал «Огонек» привлекал к сотрудничеству таких видных публицистов, как: А. Нуйкин, В. Костиков, В. Белецкая и др., а также поэтов и литераторов (Е. Евтушенко, Б. Сарнов и др.), экономистов (Г. Попов и др.), политиков (Н. Хрущев, Семичастный, М. Джилас и др.), военных (Г. Жуков, А. Горбатов и др.), деятелей культуры, науки, искусства (Д. Лихачев и др.).

Таким образом, популярность журнала «Огонек» объясняется ещё и тем, что материалы (даже на сложные исторические, экономические, политические темы) готовили к публикации профессиональные журналисты, умевшие заинтересовать читателя неподдельным, искренним, живым, «идущим навстречу своей аудитории» словом[4].

Отличительной чертой журнала «Огонек» в период перестройки становится подача материала. Публикации обильно снабжаются многочисленными документами, приводятся авторитетные мнения экспертов, при этом журналистский текст становится ясным и понятным для массового читателя. Одним из ключевых средств актуализации подаваемого материала в журнале «Огонек» выступает наглядность. Подтверждением этому служат большое количество иллюстративного материала: фотографий, сопровождающих публикации; репродукции картин отечественных и зарубежных художников; специализированные рубрики («Семейный альбом», «150 лет фото», «Частная коллекция») сосредоточенные на демонстрации редких архивных снимков. Отметим, что обеспечивали превосходное качество иллюстративного материала лучшие в тот период фотографы - Д.Н. Бальтерманц, Д.Г. Дибабов и др. Такое внимание к иллюстративному материалу в значительной степени способствовало и доступности, и эмоциональной окрашенности материалов.

Тематическая палитра журнала «Огонек» периода перестройки включает в себя такие темы как: наука; культура; искусство; спорт; сельское хозяйство; перестроечная политика; национальный вопрос в России в XX в.; Первая мировая война; «холодная война», сталинские репрессии. Как мы видим, неотъемлемой составляющей каждого номера журнала были материалы на исторические темы, занимающие иногда занимающие до 8 станиц.

В период перестройки журнал «Огонек» открывает большое количество новых рубрик, среди прочих можно выделить: «Авансцена», «Азбука гласности», «Боль Отечества», «Взгляд из настоящего», «Говорят документы», «Из запасников русской прозы XX века», «Из истории современности», «Комментарий к фотографии», «Мемориал совести», «Мы

говорим», «Мы язвим», «Палитра», «Полемика», «Прошу слова!», «Рампа», «Свидетельские показания», «Свободная трибуна», «Семейный альбом», «Слово читателя», «Хранить вечно», «Частная коллекция», «150 лет фотографии», «1917-1987» и др. Практически все рубрики так или иначе отражают государственную политику гласности, хотя и поднимают вопросы ранее недоступные для обсуждения, тем более в печати. Отметим, в журнале «Огонек» было опубликовано большое количество неизвестных ранее документов, воспоминаний, фотоматериалов, многие из которых появились впервые на страницах массовых изданий[1].

Жанровая палитра журнала «Огонек» периода перестройки включает в себя множество форм подачи материала, однако, можно выделить пять основных жанровых групп: публицистическую, научную, художественную, документальную и наглядно-иллюстративную. Активно на страницах издания использовались такие формы подачи материала, как: статьи, интервью, очерки, мемуары, архивные документы, письма, фотовернисаж, поэзия, дневниковые записи, отрывки и главы из книг и научных монографий, художественные произведения и др.

В период перестройки журнал «Огонек» выходил в формате печатного листа А5, что обуславливало подачи информации в несколько укрупненном формате: большие, броские, фотографии, большие колонки с текстом.

Ценовая политика издания, обеспечивала подписку массового читателя. Так, по состоянию на 1990 год средняя заработная плата гражданина СССР ровнялась 270 рублей в месяц, что составляет 3240 рублей в год. При этом стоимость годовой подписки (52 выпуска) составляла всего 20 рублей 76 копеек, что составляет всего 0,64% от всей заработной платы.

Таким образом, мы можем заключить, что концепция еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала «Огонек» в период 1985-1991 гг. заключалась в желании издания быть авторитетным и правдивым собеседником для массового читателя, активно воспринявшего ценности перестройки. Содержательное наполнение журнала «Огонек» можно охарактеризовать как яркое, интересное, логические изложенное, доступное для восприятия массового читателя, при этом контент всегда снабжался четкими выводами и оценками. Тематическое и жанровое многообразие журнала, а также методы воздействия на читательскую аудиторию позволяло найти подход к представителям различных слоев общества. Благодаря этому журнал «Огонек» обладал многомиллионной читательской аудиторией и являлся одним их наиболее значимых журналов, формирующих общественное сознание в годы перестройки.

Использованные источники:

1. Гордина Е.Д. Проблемы отечественной истории на страницах «Огонька» 52-55 с.

2. Есикова Е.М. Стиль публикаций журнала «Огонек» в эпоху перестройки: между советскими демократическими дискурсами. Москва, 2011. 76с.

3. Журнал "Огонек", 1999, 1 (3258), 4 с.

4. Полонский А.В. Сущность и язык публицистики. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2009. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.