Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ MARG КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ 1930–1950-х гг.'

ЖУРНАЛ MARG КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ 1930–1950-х гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Marg / Бенгальское Возрождение / Индия / модернизм / художествен-ная жизнь / ХХ в. / Рабиндранат Тагор / Marg / Bengali Renaissance / India / modernism / artistic life / XX century / Rabindranath Tagore

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арина Михайловна Логинова

Художественная жизнь Индии первой половины ХХ в. отмечена двумя важными процессами: Бенгальским Возрождением и зарождением модернизма. В это время в стране начинают работать различные творческие объединения и клубы, открываются образовательные учреждения, связанные с именами известных художников и деятелей культуры, а также появляются издания, освещающие наследие местных и зарубежных мастеров. В статье рассматривается журнал Marg как ценный источник информации о художественной жизни Индии 1930–1950-х гг., который наряду с описанием культурных процессов середины XX в. дает представление о становлении художественной критики в Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARG MAGAZINE AS ONE OF THE SOURCES OF THE ARTISTIC LIFE OF INDIA IN THE 1930S AND 1950S

In the first half of the twentieth century, Indian art was undergoing major transformations that radically changed its pictorial language. Domestic and foreign researchers paid their attention to the art of India in the first half of the century. So, among Western authors, I would like to highlight a contemporary of these processes, William George Archer, British art critic Parthu Mitter who studied the formation of modern Indian painting and the relationship of Indian and European art, as well as the largest specialist in the field of painting of the Bengal Renaissance and early Indian modernism R. Shiva Kumar. Among the Russian-speaking authors, I would like to highlight the works of I.I. Sheptunova who considered the art of the beginning of the century as a transitional period from the well-established medieval schools of miniature to modern painting, S.I. Potabenko whose works refer to the art of the region of New and Modern times, as well as T.G. Skorokhodova who considers the history and philosophy of India of the twentieth century, as well as the links between East and West. However, the process of the birth of modernism in India is still little consecrated in the Russian-language scientific literature. The artistic life of India in the first half of the twentieth century was marked by two important processes: the Bengal Renaissance and the birth of modernism. At this time, various creative associations and clubs began to work in the country, educational institutions associated with the names of famous artists and cultural figures were opened, and publications appeared covering the heritage of local and foreign masters. In addition to the works of witnesses of these processes: memoirs, interviews, diaries – which are included in the works of these researchers, it is worth noting that an interesting but poorly studied source is the Marg magazine, which began to be published in October 1946. The article considers Marg magazine as a valuable source of information on the artistic life of India in the 1930–1950s which, along with a description of the cultural processes of the mid-20th century, gives an idea of the formation of art criticism in India. Since the early years of its existence, Marg has set a high tone for the coverage of art in the press. The magazine was one of the first examples of an art history approach to the study and understanding of works of art from both the past and present of Indian art. Conceived as a “path” to creating and maintaining a new society, the magazine quickly became one of the most respected publications on art and architecture in the region. Written by researchers and experts, today Marg is not only an example of the beginning of art criticism in the country, but also a valuable source of information about the artistic life of India in the second quarter of the twentieth century, the works and personalities of authors who created a new visual culture of the country.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ MARG КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ 1930–1950-х гг.»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 54. С. 155-167. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 155-167.

Научная статья

УДК УДК 7.072

doi: 10.17223/22220836/54/14

ЖУРНАЛ MARG КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ 1930-1950-х гг.

Арина Михайловна Логинова

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия; Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Художественная жизнь Индии первой половины ХХ в. отмечена двумя важными процессами: Бенгальским Возрождением и зарождением модернизма. В это время в стране начинают работать различные творческие объединения и клубы, открываются образовательные учреждения, связанные с именами известных художников и деятелей культуры, а также появляются издания, освещающие наследие местных и зарубежных мастеров. В статье рассматривается журнал Marg как ценный источник информации о художественной жизни Индии 1930-1950-х гг., который наряду с описанием культурных процессов середины XX в. дает представление о становлении художественной критики в Индии.

Ключевые слова: Marg, Бенгальское Возрождение, Индия, модернизм, художественная жизнь, ХХ в., Рабиндранат Тагор

Для цитирования: Логинова А.М. Журнал Marg как один из источников художественной жизни Индии 1930-1950-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 155-167. doi: 10.17223/22220836/54/14

Original article

MARG MAGAZINE AS ONE OF THE SOURCES OF THE ARTISTIC LIFE OF INDIA IN THE 1930S AND 1950S

Arina M. Loginova

Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Ekaterinburg, Russian Federation; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russian Federation, [email protected]

Abstract. In the first half of the twentieth century, Indian art was undergoing major transformations that radically changed its pictorial language.

Domestic and foreign researchers paid their attention to the art of India in the first half of the century. So, among Western authors, I would like to highlight a contemporary of these processes, William George Archer, British art critic Parthu Mitter who studied the formation of modern Indian painting and the relationship of Indian and European art, as well as the largest specialist in the field of painting of the Bengal Renaissance and early Indian modernism R. Shiva Kumar. Among the Russian-speaking authors, I would like to highlight the works of I.I. Sheptunova who considered the art of the beginning of the century as a transitional period from the well-established medieval schools of miniature to modern painting, S.I. Potabenko whose works refer to the art of the region of New and Modern times, as well as T.G. Skorokhodova who considers the history and philosophy of India of the twentieth century, as well as the links between East and West. However, the process of

© А.М. Логинова, 2024

the birth of modernism in India is still little consecrated in the Russian-language scientific literature.

The artistic life of India in the first half of the twentieth century was marked by two important processes: the Bengal Renaissance and the birth of modernism. At this time, various creative associations and clubs began to work in the country, educational institutions associated with the names of famous artists and cultural figures were opened, and publications appeared covering the heritage of local and foreign masters. In addition to the works of witnesses of these processes: memoirs, interviews, diaries - which are included in the works of these researchers, it is worth noting that an interesting but poorly studied source is the Marg magazine, which began to be published in October 1946. The article considers Marg magazine as a valuable source of information on the artistic life of India in the 1930-1950s which, along with a description of the cultural processes of the mid-20th century, gives an idea of the formation of art criticism in India.

Since the early years of its existence, Marg has set a high tone for the coverage of art in the press. The magazine was one of the first examples of an art history approach to the study and understanding of works of art from both the past and present of Indian art. Conceived as a "path" to creating and maintaining a new society, the magazine quickly became one of the most respected publications on art and architecture in the region. Written by researchers and experts, today Marg is not only an example of the beginning of art criticism in the country, but also a valuable source of information about the artistic life of India in the second quarter of the twentieth century, the works and personalities of authors who created a new visual culture of the country.

Keywords: Marg, Bengali Renaissance, India, modernism, artistic life, XX century, Rabindranath Tagore

For citation: Loginova, A.M. (2024) Marg magazine as one of the sources of the artistic life of India in the 1930s and 1950s. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 155-167. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/14

В первой половине ХХ столетия искусство Индии переживает крупные трансформации, коренным образом изменившие его изобразительный язык.

Художественная жизнь страны этого времени многогранна: в этот период образуются различные творческие объединения, клубы, начинают издаваться журналы, в которых печатались репродукции художников, а также открываются новые учебные заведения, в которых в качестве преподавателей выступают известные художники и деятели культуры, - все это послужило мощным толчком для развития нового искусства, отличного от средневековых канонов искусства Моголов.

Свое внимание на искусство Индии первой половины века обращали отечественные и зарубежные исследователи. Так, среди западных авторов хочется выделить современника названных процессов Уильяма Джорджа Ар-чера, работавшего над описанием индийского современного искусства и жившего в Индии с 1937 по 1947 г. Становление современной индийской живописи, а также взаимосвязи индийского и европейского искусства, проявившие себя во второй четверти ХХ в., освещены в работах британского исследователя Партхи Миттера, чья книга «Триумф модернизма: художники Индии и авангард - 1922-1947» стала одним из важных исследований в своей области. На сегодняшний день крупнейшим специалистом в области живописи Бенгальского ренессанса и раннего индийского модернизма является искусствовед Р. Шива Кумар - куратор самой крупной выставки живописи Ра-биндраната Тагора, автор ряда книг и статей. Среди русскоязычных авторов хочется отметить работы И.И. Шептуновой, которая рассматривала искусство начала века как переходный период от устоявшихся средневековых школ ми-

ниатюры к современной живописи, и С.И. Потабенко, чьи труды обращаются к искусству региона Нового и Новейшего времени. Важными для понимания культурных процессов, происходивших в стране в этот период, являются работы Т.Г. Скороходовой, обращенные к истории и философии Индии ХХ столетия, а также связям между Востоком и Западом. Однако процесс зарождения модернизма в Индии до сих пор является мало освещенным в русскоязычной научной литературе. Кроме работ свидетелей этих процессов -мемуаров, интервью, дневников, - которые входят в труды указанных исследователей, стоит заметить, что интересным, но слабоизученным источником является журнал Marg, начавший издаваться с октября 1946 г. На сегодняшний день изданию посвящен ряд малочисленных статей, среди которых можно назвать работу Рейчел Ли «Журнал Marg: знакомство с архитектурным модерном»1, освещающую вопросы архитектуры на страницах журнала, и статью Девики Сингх «Подходя к прошлому Великих Моголов в индийской художественной критике: случай Marg (1946-1963)»2. Наряду с описанием художественной жизни середины XX в. Marg дает представление о становлении художественной критики в Индии.

В целом, говоря об изменениях в изобразительном искусстве Индии в первой половине столетия, хочется отметить два важных процесса. В первую очередь, это процесс Бенгальского Возрождения, или, как его еще называют, Бенгальского Ренессанса - ответ на многолетнюю британскую колонизацию, связанный с процессом модернизации, приведший к тому, что коренная культура Индии во всем ее многообразии оказалась под угрозой исчезновения. Писатели и поэты, художники и музыканты в этот период обращались к многогранной традиционной культуре страны. Все это было тесно переплетено между собой и в сумме дало огромный толчок для развития Индии в целом и Бенгалии в частности. Литераторы задавали тон всему происходящему вокруг, занимались формированием и воспитанием сознания нового поколения, учили любви к своей Родине и к родной культуре. Главной темой новой бенгальской литературы, зародившейся во время подъема национальной борьбы, стал человек. Она показывала молодым художникам новые пути развития их творчества. Живопись Бенгальского Возрождения пришла на смену устоявшимся средневековым школам, таким как Могольская школа (XVI-XIX); школы Хадоти и Кишангарха, Меварский, Джодпурский и Джайпурский стили, распространившиеся во времена правления Раджпутских правителей (XVI-XIX). Могольский стиль получил свое развитие под влиянием традиций индийской, персидской и европейской живописных школ, а основной формой его живописи стала миниатюра. Отметим, что средневековое искусство Индии отличается своей каноничностью. Живопись Бенгальского Ренессанса не была единой стилистической школой. Произведения художников этого периода не похожи друг на друга, однако все они представляют постепенное изменение художественно-образного мышления и переход от условного изобразительного кода к собственному осознанию изображаемой действи-

1 Rachel Lee. Marg Magazine: A Tryst with Architectural Modernity. 2012, ABE Journal. Architecture beyond Europe.

2 Devika Singh. Approaching the Mughal Past in Indian Art Criticism: The case of MARG (19461963) // Modern Asian Studies. 2013 January. Vol. 47, № 1. New York : Cambridge University Press, 2013. P. 167-203.

тельности [1. С. 64]. Изучая и применяя в своих произведениях художественные приемы стран Востока и Запада, художники познакомили родную страну с новой визуальной эстетикой. Таким образом, хочется подчеркнуть, что по своей сути Бенгальский Ренессанс - переходный период на стыке двух эпох, соединяющий средневековую живопись и поиски художников Нового времени, характеризующийся изменением художественного мышления авторов [2. С. 62].

Второй масштабный процесс, происходивший в изобразительном искусстве Индии в первой половине ХХ в., - зарождение и развитие живописи модернизма как художественного метода. При этом видится, что само зарождение индийского модернизма происходило в атмосфере уже обозначенного Бенгальского Ренессанса. В декабре 1922 г. в столице Британской Индии, Калькутте, прошла выставка работ Пауля Клее, Василия Кандинского, Йоханна Иттена и других художников, организованная Рабиндранатом Тагором [3. Р. 18]. Выставка стала событием, оказавшим влияние на развитие модернизма в Индии и точкой отсчета этого художественного движения в регионе [3. Р. 18]. В период с 1920-х по 1947 г. многие индийские художники отозвались на новое искусство [3. Р. 18].

Разница мнений1 и отсутствие в отечественном и зарубежном искусствознании однозначной позиции о принадлежности ряда художников к какому-то определенному художественному течению XX в. могут свидетельствовать о тонкости процессов, происходящих в художественной жизни страны в указанный период, а также об отсутствии четкой грани, идейно разделяющей художественные течения в Индии на ранних этапах их развития.

С 1940-х гг. можно говорить о новой ступени самосознания индийских

художников. Появившиеся в Индии в 1920-х гг. идеи модернизма привели к

2

возникновению различных художественных групп , чье творчество стало своеобразным ответом на социальные потрясения внутри страны. Первое подобное объединение возникло в Калькутте, на Родине уже упомянутого Бенгальского Возрождения, в месте притяжения художников, литераторов и мыслителей первой четверти ХХ в. Целью авторов стали поиск и нахождение нового для родной страны искусства. Эти поиски были связаны с художественными приемами западного модернизма, однако видится, что цельно-смысловое, идейное ядро индийского искусства этого времени было отличным от произведений художников стран Европы. Свидетельства художественной жизни того времени чрезвычайно многообразны: воспоминания современников, журнальные и газетные статьи, каталоги выставок, публика-

1 Надо отметить, что до сих пор в искусствоведении нет устоявшегося взгляда на оценку творчества некоторых художников этого времени. Примером может служить творчество Гаганендранатха Тагора, одного из первых художников, откликнувшихся на идеи модерна. Он был вдохновлен декоративными особенностями европейского кубизма с его отличительной способностью «растворять плотность объектов» [1, 2].

Разница мнений среди ученых существует и касательно живописных работ Рабиндраната Тагора [3, 4].

2 Большое значение имеет то, что в 40-е гг. социальная обстановка в стране продолжила ухудшаться и достигла точки кипения. Первая группа таких художников образовалась в Калькутте в 1943 г. и получила название Калькуттская группа. В своих произведениях художники поднимали социальные проблемы, которые звучали наиболее остро в этот сложный для страны период. Калькуттская группа пыталась создать новую художественную реальность на стыке художественных традиций Востока и Запада, отбросив «ностальгическое чувство» Бенгальской школы [5. Р. 63-67].

ция произведений искусств в прессе. Индийское общество искусств народов Востока проводило выставки Бенгальской живописи как в самой Калькутте, так и в других городах. О выставках писали в таких изданиях, как мадрасский журнал New India и The Statesman [7]. Помимо этого, общество публиковало фотографии известных картин индийских мастеров и репродукций работ художников, в частности, произведений Абаниндранатха Тагора и Нандалала Боса. Так, работа «Сати» Абаниндранатха Тагора была опубликована совместно со статьей сэра Джона Вудроффа в японском журнале Kakka [7], а многие работы Бенгальской школы регулярно публиковались на страницах Pravasi и The Modern Review при поддержке известного журналиста Рама-нанды Чаттерджи [7]. Кроме того, на протяжении всего столетия в Калькутте вело работу Азиатское общество, основанное 15 января 1784 г., с 1788 г. общество издает научный журнал «Journal of the Asiatic Society»1.

Думается, что на активное развитие идей модернизма повлияло развитие новых форм художественной жизни в стране. В начале столетия были основаны важные художественные объединения. Среди них уже упомянутое Индийское общество искусств народов Востока, созданное в 1907 г. братьями Абаниндранатхом и Гаганендранатхом Тагорами совместно с Эрнестом Гавелом. Задачами объединения были «изучение и пропаганда всех сфер, всех областей древнего и современного восточного искусства; комплектование коллекций и организация выставок; издание журнала, поддержка студентов и ремесленников, занимающихся искусством, устройство выставок их работ с вручением поощрительных дипломов и премий» [2. С. 61]. Еще одно творческое объединение - клуб Бичитра. Он был основан в 1915 г. Абаниндранатхом, Гаганендранатхом и Самарендранатхом Тагорами. Своей целью клуб ставил изучение различных живописных стилей и течений [8. Р. 145]. Заметим, что при обоих организациях были открыты школы искусств.

Среди учебных заведений первой половины XX в. необходимо отметить университет Вишва-Бхарати, созданный в 1921 г. на базе основанной Рабин-дранатом Тагором в 1901 г. школы Шантиникетан, и Государственный колледж искусств и ремесел в Калькутте, заместителем директора которой с 15 августа 1905 г. по 1915 г. был Абаниндранатх Тагор. Эти заведения стали знаковыми для развития художественной среды страны того времени. Многие художники, определившие дальнейшие пути развития искусства Индии, были связаны с ними в качестве преподавателей или в качестве учеников.

Это время отмечено появлением важных работ по философии индийского искусства: в 1926 г. в свет вышла работа Фаниндранатха Бошу, в которой автор подробно описал, классифицировал и проанализировал тексты Шилпа-шастры2 [2. С. 99], в 1930 г. была опубликована монография Ананды Кума-расвами «Преобразование природы в искусстве», в которой автор сопоставляет природу эстетики стран Востока и Запада, а в 1931 г. вышла работа Мулька Раджа Ананда «Концепция искусств в индуизме». В 1936 г. были опубликованы лекции Абаниндранатха Тагора, которые мастер читал на ху-

1 Названия журнала в разное время: Asiatic Researches (1788-1849), Journal of the Asiatic Society of Bengal (1832-1904), Proceedings of the Asiatic Society (1865-1904), Journal and the Proceedings of the Asiatic Society (1905-1934), Journal of the Asiatic Society of Bengal (1935-1952), Journal of the Asiatic Society (с 1953).

2 Группа текстов, описывающих различные виды искусств и ремесел, а также правила, принципы и стандарты архитектуры.

дожественном факультете университета Вишва-Бхарати [2. С. 118]. В них автор размышлял о природе искусства, роли художника в обществе и о национальной культуре [2. С. 118].

Именно в это время большое распространение приобретают художественные журналы. В начале столетия Индийское общество искусств народов Востока публиковало журнал «Рупам», который выходил раз в квартал, и «Журнал Индийского общества восточного искусства», в которых публиковали фотографии известных картин и репродукции работ художников, в частности, произведений Абаниндранатха Тагора и Нандалала Боса. Помимо Индийского общества искусств народов Востока, изданиями журналов занимались и другие организации - основанный Рабиндранатом Тагором союз художников Шантиникетана [2. С. 61], «Шантиникетон асромик шонгхо» с 1918 г. стал выпускать ежемесячный журнал «Шантиникетон» [2. С. 61], а с октября 1931 г. Мукул Чандра Дей, будучи директором Государственного колледжа искусств и ремесел в Калькутте, начал выпуск ежеквартального журнала «Наш журнал» [9], в котором публиковались репродукции произведений студентов и преподавателей. Созданная в 1927 г. первая организация, объединившая творческие союзы, Всеиндийское общество искусств и ремесел (AIFACS) [2. С. 126], также публиковала свое издание - «Рупа-лекха». Помимо уже названных журналов, большой популярностью пользовались издания Modern Review, Prabasi и Chatterjee's Modern Album, публикуемые Раманандом Чаттерджи. Как отмечает Девика Сингх, периодика Чаттерджи сыграла важную роль в распространении картин художников Бенгальской школы [10. Р. 174].

Важным событием в освещении культурной жизни Индии ХХ в. стало создание журнала Marg (Modern Architectural Research Group). Marg стал первым изданием в Индии, которое охватывало градостроительство, изобразительное и исполнительское искусство, а также рассказывало о новых событиях художественной жизни: выставках, книгах и фильмах. Основателем издания и редактором журнала с 1946 по 1981 г. [11], стал доктор философии, литератор, писатель и общественный деятель Мулк Радж Ананд, который, спустя 20 лет жизни в Лондоне, вернулся в Индию в 1945 г. В 1946 г. совместно с 14 деятелями культуры со всего мира Ананд основал издание, которое вскоре стало ведущим в стране в области изобразительного и исполнительного искусств и архитектуры. Среди них можно назвать Анил де Сильву (была помощником редактора), одну из основателей Индийской народной театральной ассоциации; Миннетт де Сильву (архитектурного редактора), первую женщину архитектора из Шри-Ланки; немецкого архитектора и главного архитектора штата Майсур Отто Кенигсберга; Карла Хандалавала (советника журнала по искусству); историка искусства Германа Гетца, архитекторов Мистри, Биллимориа1 и Эндрю Бойда; хранителя индийской части Бомбейского музея Виктории и Альберта Джона Ирвина, искусствоведа Рудольфа фон Лейдена; поэта и искусствоведа Бишну Дей; первого президента Индийского института градостроительства Фяз-уд-дина; градостроителя Перси Маршалла и знатока искусств Шарифа Мулубхойя [12]. Редакция нового издания расположилась в Бомбее, который начиная со второй половины

1 M.J.P. Mistri, J.P.J. Billimoria.

1940-х гг. стал крупным центром художественной жизни Индии и местом притяжения молодых писателей, кинематографистов и художников1. Сегодня журнал Marg можно рассматривать как ценный источник информации о художественных процессах середины и второй половины XX в., а также как уникальное явление, которое формировало искусствоведческую среду.

Журнал отражает художественную жизнь Индии середины столетия, открывая новые имена и давая фокус на выставки, проводимые не только в Калькутте, столице Британской Индии, являвшейся, как неоднократно отмечалось ранее, центром Бенгальского Ренессанса, но и в Бомбее, а также в других городах.

Первый номер издания был выпущен в октябре 1946 г. (рис. 1). Он содержал 101 страницу. Вступительную статью к номеру написал сам Мулк Радж Ананд, она носила название «Планирование и мечты». В первой части публикации автор размышлял об изменениях в обществе, происходящих в послевоенное время (Второй мировой войны), при этом Ананда интересуют не локальные перемены, происходящие в мышлении индийцев, напротив, он говорит о преемственности в современной культуре общемирового масштаба, «которая проходит через мир от Москвы до Парижа, от Лондона до Бомбея, от Шанхая до Гонолулу и от Нью-Йорка до Буэнос-Айреса» [12. Р. 3]. Рассуждая о национальном возрождении, экономическом и политическом планировании, прямолинейно говоря о социальных проблемах современной ему Индии: вопиющей бедности, ужасных условиях жизни многих соотечественников, «рабском менталитете» и «шовинистическом изоляционизме», созданном английским господством [12. Р. 4], - Мулк Раджа Ананд писал о необходимости создания новой Индии, «архитекторы» которой должны быть сильными духом, пристально исследовать мысли и чувства, критически мыслить, а также достичь синтеза между ценностями многовекового наследия региона и «лучшими импульсами современной цивилизации», архитектурой и искусством новой Индии. Само издание Marg при этом автор видел не просто как журнал, освещающий архитектуру и различные виды искусства, но также как «тропу» (с санскрита слово «marg» переводится как «путь» или «дорога») к развитию нового общества. Материнским искусством в статье была названа архитектура, а главным критерием, который предполагалось использовать в рассуждениях об искусстве, была названа красота, определяемая Анандом как термин, служащий для обозначения формальных качеств произведения, его материи и функции. Всего выпуск насчитывал 13 статей, которые были посвящены вопросам архитектуры, живописи, скульптуры, содержали заметки об ювелирных украшениях и небольшой комментарий к первому фильму Удая Шанкарма.

Манифест издания был опубликован на отдельной странице под названием «Marg - Modern Architectural Research Group». Интересно, что он не был вынесен отдельно в содержание номера. Согласно манифесту, целью создания журнала ставилось «стимулирование общественного интереса и признания архитектуры в Индии, а также улучшение ее стандартов в целом» [12. Р. 17]. Для достижения этой цели редакция журнала предполагала проведе-

1 Так, одним из важнейших художественных объединений была Группа прогрессивных художников (PAG), образовавшаяся в 1947 г. в Бомбее. Объединение было сформировано шестью мастерами: художниками Ф.Н. Соуза, С.Х. Раза, М.Ф. Хусейн, К.Х. Ара, Х.А. Гаде и скульптором С.К. Бакре.

ние ряда мероприятий: «Создание журнала об искусстве и архитектуре, который будет охватывать все архитектурные аспекты; искусство и ремесла; промышленный дизайн, живопись; скульптуру - все, что имеет какое-либо отношение к архитектуре и искусству» [12. Р. 17], пропагандирована идей журнала в литературе и на радио, проведение лекций и исследований. Издание ставило перед собой задачу отражать индийский характер искусства, при этом избегая ограниченности видения искусства и культуры в целом. Публикации на страницах Ма^ должны были охватывать различные области: архитектуру и городское планирование, декоративно-прикладное искусство, живопись и скульптуру, промышленный дизайн, фотографию, театр, кино и танец. Кроме того, редакция журнала приглашала к сотрудничеству всех желающих.

MARO

Vol.I No. 1 October 1946

Four rupees eight annas

Рис. 1. Обложка журнала Marg. Volume 1, Number 1. October 1946 Fig. 1. The cover of Marg. Volume 1, Number 1. October 1946

В первом выпуске Marg содержалось две статьи, посвященных Амрите Шергил (1913-1941): о творчестве художницы и воспоминания о ней. Во вступительной части первой статьи Фрэнсис Ватсон дает краткую рецензию на выставку «Международного индийского искусства» в Нью-Дели. Автор выделяет произведения художницы из всех представленных работ как зару-

бежных, так и индийских авторов. Давая высокую оценку полотнам Шергил, Ватсон обращает внимание на уникальность экспонирования ее картин1 по сравнению с прочими. При описании зала в публикации упоминается ряд живописцев (в частности, Джамини Рой, Г. Тагор, Венкатаппа, Мари Лорансен и Дюфи), что дает представление о содержании выставки.

Структура журнала передавала структуру жизни общества, отражала ее. Помимо статей, освещающих вопросы архитектуры и посвященных творчеству определенного художника или определенной картине, можно выделить повторяющиеся из номера в номер рубрики: обзор новых художественных выставок, рецензии или отзывы о книгах. Эти рубрики помещали в конце номеров. Если в выпуске была статья о фильме, она также шла в конец журнала. Таким образом, помимо статей, посвященных классическому искусству региона, на страницах журнала были освещены авторы, чье творчество формировало новую визуальную культуру страны.

Будучи журналом об искусстве, Marg был обильно проиллюстрирован рисунками, архитектурными планами, фотографиями и изображениями картин художников. Большинство иллюстраций печатались черно-белыми, но в каждом номере было несколько цветных листов. Перед статьями и после них располагались страницы с рекламой. Объем журнала был непостоянным и менялся в зависимости от номера. В среднем вместе с рекламными объявлениями выпуски имели порядка 80-100 страниц.

В первые годы своего существования выпуски Marg не были тематическими. Название каждого номера состояло из указания тома и номера (volume, number); так, каждый том состоял из 4 номеров, причем выход номера не был привязан к какому-то определенному месяцу или даже году. К примеру, первый выпуск Marg носил название «Том 1, Номер 1» и, как отмечалось ранее, был опубликован в октябре 1946 г., второй номер журнала -«Том 1, Номер 2» - вышел в свет в январе 1947 г., вместе с тем выпуск «Том 5, Номер 1» был издан в июле 1951, а «Том 5, Номер 2» - в октябре того же года. Таким образом, издательство выпускало по 3 или 4 номера ежегодно. Начиная с 1954 г. можно говорить о систематическом выпуске 4 номеров в год: в марте, июне, сентябре и октябре (рис. 2). При этом первый номер тома выпускался в декабре. С апреля 1952 г. началось издание тематических выпусков, первый из них носил название «Цейлон». Однако выпуск номеров, освещающих определенный вопрос, не носил в то время регулярный характер. Только через пять лет, с марта 1957 г., Marg стал публиковать исключительно тематические выпуски2 (нумерация выпусков по системе том-номер при этом сохранялась), обращающие свое внимание на различные области индийского искусства и культуры. Однако отметим, что при общей направленности издания к творческому многообразию родной страны и векторе на укрепление индийской идентичности время от времени на страницах журнала выходили материалы, посвященные искусству других регионов: в июле

1 «Только одна художница, покойная Амрита Шер Гил, была повешена по особой схеме. Были получены четыре ее картины, которые были показаны вместе в углу у двери, где продавались каталоги. Они затмили все в галерее. Кто-то начал задаваться вопросом, изучая множество грамотных и одаренных воображением работ на оставшихся стенах, какой вообще может быть мотив для рисования у других художников» [10. Р. 68].

2 В XXI столетии встречаются выпуски без определенной темы, названные по системе том-номер.

1952 г. в свет вышел номер, посвященный пятисотлетию Леонардо да Винчи, в 1956 г. - буддийскому искусству Бирмы, Камбоджи, Чампы, Лаоса, Сиама и Индонезии, в сентябре 1963 г. - искусству Тибета.

MARG

Рис. 2. Обложка журнала Marg. Volume 4, Number 2. July 1950

Fig. 2. The cover of Marg. Volume 4, Number 2. July 1950

Среди тематических выпусков Marg особое внимание хочется уделить мартовскому номеру 1961 г., посвященному живописи Рабиндраната Тагора (рис. 3). Внутри выпуск был разделен на две смысловые части: первая, приложение, содержащее постоянные рубрики (обзор книг, заметки о выставках) и эссе Германа Гетца, и вторая, посвященная непосредственно работам Тагора. Внутри номера, после рекламы на первых страницах издания, была напечатана монотонная обложка с небольшим круглым орнаментом с указанием тома и номера выпуска, а каждая часть издания имела собственную нумерацию. Страница с содержанием журнала шла после приложения.

По сути, выпуск состоит из одной статьи «Картины Рабиндраната Тагора» Мулка Раджа Ананда, разделенной на несколько частей: I - Вступление, II - Фон, III - Ритм как суть его подхода к живописи, IV - Бессознательное как источник его картин, V - Переход от детского искусства к мужскому искусству. Последняя часть содержала в себе большое количество изображений работ Р. Тагора, показывающих различные стадии творчества поэта. Сегодня

указанный выпуск Marg видится особо ценным, так как большая часть живописных работ Рабиндраната Тагора хранится в родной стране поэта, а каталоги с изображением его работ малочисленны.

Рис 3. Обложка журнала Marg. Paintings of Rabindranath Tagore. March 1961 Fig. 3. The cover of Marg. Paintings of Rabindranath Tagore. March 1961

В кратком вступлении Ананд указал на значимость живописных работ Рабиндраната Тагора и на смелость его искусства, отметив, что со смерти поэта «прошло целое поколение», но осознание изобразительных экспериментов философа только начало приходить к зрителю. Видится важным, что автор включил в текст цитату Тагора, в которой сам поэт говорит, что не является художником1. Это яркий показатель отношения литератора к самому себе и к своим изобразительным работам.

В целом выпуск содержит большое количество цитат Рабиндраната Тагора. Таким образом, складывается впечатление, что о живописном наследии литератора рассказывает не только Мулк Радж Ананд, но и сам поэт. Рассуждая об искусстве и отношении зрителя к нему, автор статьи берет широкий, обще-

1 «Я надеялся, что из Вичитры потечет великий поток искусства, оплодотворяющий всю страну; но не было никого, кто мог бы полностью посвятить себя делу. Я был готов сделать все, что лежало в моих ограниченных силах, но не нашел отклика. Я сам не художник, иначе я мог бы показать, что должно было быть сделано» [11. Р. 3].

мировой контекст, что подчеркивает не только связи искусства Индии ХХ в. с изобразительными традициями стран Западной Европы и Дальнего Востока, но и значимость Рабиндраната Тагора для мировой культуры в целом.

Таким образом, журнал Marg c первых лет своего существования задавал высокий тон освещению искусства в прессе. Это было связано с тем, что, как уже отмечалось, авторами издания были люди, имеющие профессиональный взгляд на изобразительное искусство, литературу и архитектуру. С первого номера издание поддерживало высокий исследовательский уровень публикаций, подавая материал не просто как констатацию фактов, а рассматривая различные темы и творчество художников под ракурсом; не только описывая, но и анализируя процессы, происходившие в художественной среде. Сегодня можно говорить, что Marg стал одним из первых примеров искусствоведческого подхода к исследованию и пониманию произведений искусства как прошлого, так и настоящего искусства Индии. Задуманный как «путь» к созданию и поддержанию нового общества журнал достаточно быстро стал одним из самых авторитетных изданий, посвященных искусству и архитектуре в регионе. Написанный исследователями и знатоками, сегодня Marg является не только примером начала художественной критики в стране, но и ценным источником информации о художественной жизни Индии второй четверти ХХ в., творчестве и личностях авторов, создававших новую визуальную культуру страны.

Список источников

1. ШептуноваИ.И. Живопись Бенгальского Возрождения. М. : Наука, 1978. 127 с.

2. Шептунова И.И. Очерки истории эстетической мысли Индии в Новое и Новейшее время. М. : Наука, 1984. 189 с.

3. Partha Mitter. The Triumph of Modernism: India's artists and the avant-garde 1922-1947. London : Reaktion Books, 2007. 271 p.

4. Потабенко С.И. Изобразительное искусство Индии в новое и новейшее время (конец XVIII - середина XX в.). М. : Наука, 1981. 149 с.

5. The conversation between R. Sivakumar and Parvez Kabir. All rhe shared experiences of the lived world II. URL: http://humanitiesunderground.org/all-the-shared-experiences-of-the-lived-world-ii/ (accessed: 23.06.2021).

6. Pran Nath Mago. Contemporary Art in India: A Perspective. New Delhi : National Book Trust, 2001. 225 p.

7. Gangoly O.C. Indian Society of Oriental Art: Its Early Days // Journal of the Indian Socienty of Oriental Art. Calcutta, November 1961. URL: https://criticalcollective.in/ArtistGInner2. aspx?Aid=292&Eid=291 (accessed: 23.06.2021).

8. SamarenRoy. Calcutta: Society and Change 1690-1990. New York: iUniverse, 2005. 188 p.

9. Jogesh Chandra Bagal. History of the Government College of Art and Craft in the Centenary. Calcutta : Calcutta College of Art and Craft, 1966. 58 p.

10. Devika Singh. Approaching the Mughal Past in Indian Art Criticism: The case of MARG (1946-1963) // Modern Asian Studies. 2013 January. Vol. 47, № 1. New York : Cambridge University Press, 2013. P. 167-203. URL: https://www.jstor.org/stable/23359783 (accessed: 23.06.2021).

11. Khorshed Deboo. Revisiting the past, reimagining a future. URL: https://www.himal-mag.com/revisiting-the-past-reimagining-a-future-2021/ (accessed: 23.06.2021).

12.Marg. Vol. I, № 1. October 1946. 25, Cuffe Parade, Bombay 5. 101 p.

13. Mulk Raj Anand. Paintings of Rabindranath Tagore // Marg. 1961 March. Vol. XIV, № 2. Bombay : Marg Publications. 82 p.

References

1. Sheptunova, I.I. (1978) Zhivopis'Bengal'skogo Vozrozhdeniya [Bengal Renaissance Painting]. Moscow: Nauka.

2. Sheptunova, I.I. (1984) Ocherki istorii esteticheskoy mysli Indii v novoe i noveyshee vremya [Essays on the history of aesthetic thought in India in modern and contemporary times]. Moscow: Nauka.

3. Mitter, P. (2007) The Triumph of Modernism: India's artists and the avant-garde 1922-1947. London: Reaktion Books.

4. Potabenko, S.I. (1981) Izobrazitel'noe iskusstvo Indii v novoe i noveyshee vremya (konets XVIII - seredina XX v.) [Fine art of India in modern and modern times (late 18th - mid-20th centuries)]. Moscow: Nauka.

5. Sivakumar, R. & Kabir, P. (n.d.) The conversation between R. Sivakumar andParvez Kabir. All the shared experiences of the lived world II. [Online] Available from: http://humanitiesunderground.org/all-the-shared-experiences-of-the-lived-world-ii/ (Accessed: 23 rd June 2021).

6. Pran Nath Mago. (2001) Contemporary Art in India: A Perspective. New Delhi: National Book Trust.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gangoly, O.C. (1961) Indian Society of Oriental Art: Its Early Days. Journal of the Indian Socienty of Oriental Art. November. [Online] Available from: https://criticalcollective.in/ ArtistGIn-ner2.aspx?Aid=292&Eid=291 (Accessed: 23rd June 2021).

8. Roy, S. (2005) Calcutta: Society and Change 1690-1990. New York: iUniverse.

9. Chandra Bagal, J. (1966) History of the Government College of Art and Craft in the Centenary. Calcutta: Calcutta College of Art and Craft.

10. Singh, D. (2013) Approaching the Mughal Past in Indian Art Criticism: The case of MARG (1946-1963). Modern Asian Studies. 47(1). pp. 167-203. [Online] Available from: https://www.jstor.org/stable/23359783 (Accessed: 23rd June 2021).

11. Deboo, Kh. (n.d.) Revisiting the past, reimagining a future. [Online] Available from: https://www.himalmag.com/revisiting-the-past-reimagining-a-future-2021/ (Accessed: 23rd June 2021).

12. Anon. (1946)Marg. Vol. I, № 1. October 1946. 25, Cuffe Parade, Bombay 5.

13. Raj Anand, M. (1961) Paintings of Rabindranath Tagore. Marg. XIV(2).

Сведения об авторе:

Логинова А.М. - старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств (Екатеринбург, Россия), аспирант кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Loginova A.M. - Ekaterinburg Museum of Fine Arts (Ekaterinburg, Russian Federation), Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.06.2021; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 28.06.2021; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.