Научная статья на тему 'Журнал как средство повышения межкультурной компетенции студентов вуза'

Журнал как средство повышения межкультурной компетенции студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ЖУРНАЛ / JOURNAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцевская Надежда Юрьевна

В статье обосновывается необходимость привлечения локального СМИ в реализацию задач по эффективному межкультурному взаимодействию вуза. Представлен опыт издания журнала как средства повышения межкультурной компетенции студентов. Сформулированы основные задачи интегративного органа, помогающего развитию межкультурной педагогики, межкультурного менеджмента, языковой компетентности и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The journal as a means of enhancing intercultural competence of university students

The article substantiates the need to involve local media in the implementation of tasks for effective cross-cultural interaction of the University. The experience of publishing the journal as a means of increasing intercultural competence of students.The main goals of integrative body that helps to the development of intercultural pedagogy, intercultural management, linguistic competence, etc.

Текст научной работы на тему «Журнал как средство повышения межкультурной компетенции студентов вуза»

Журнал как средство повышения межкультурной компетенции

студентов вуза

В статье обосновывается необходимость привлечения локального СМИ в реализацию задач по эффективному межкультурному взаимодействию вуза. Представлен опыт издания журнала как средства повышения межкультурной компетенции студентов. Сформулированы основные задачи интегративного органа, помогающего развитию межкультурной педагогики, межкультурного менеджмента, языковой компетентности и пр.

Межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, вуз, журнал.

N.Y. Lantsevskaya, Shadrinsk

The journal as a means of enhancing intercultural competence of

university students

The article substantiates the need to involve local media in the implementation of tasks for effective cross-cultural interaction of the University. The experience ofpublishing the journal as a means of increasing intercultural competence of students. The main goals of integrative body that helps to the development of intercultural pedagogy, intercultural management, linguistic competence, etc.

Keywords: Intercultural communication, intercultural competence, higher education institution, journal.

В последние годы в связи с развитием глобализационных процессов людям все чаще приходится вступать в межкультурное взаимодействие. Люди различных культур, с неодинаковыми взглядами в политике, экономике, искусстве, образовании начинают общение, зачастую не имея достаточной подготовки для понимания друг друга. Такая проблема актуальна и в пространстве российских вузов, где пересекаются энергии различных культур, и закладываются основы стабильного будущего государства. Понимать другую культуру, с уважением относиться к ее особенностям, черпать лучшее из ее опыта - становится все более необходимо. В связи с этим важным направлением в подготовке студентов вузов является формирование межкультурной компетенции.

Под компетентностью понимается «способность и готовность личности к выполнению деятельности, которые заключаются в понимании сути решаемых задач и разрешаемых проблем, в активном владении лучшими достижениями, в умении подбирать способы действия, адекватные конкретным условиям места и времени, в чувстве ответственности за результаты» [2]. Под межкультурной компетентностью будем понимать способность эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Структурно межкультурная компетентность включает в себя общекультурологические и культурно-специфические знания, умения практического общения, межкультурную психологическую восприимчивость. Все это активно реализуется через живое общение, сознательное изучение языков, совместную внеучебную деятельность и прочие мероприятия. Одним из дополнительных методов формирования межкультурной компетенции является издание средства массовой информации, в котором освещаются различные вопросы культурного плюрализма современности. Таким изданием на базе

ШГПИ может стать журнал «КульмиНация» - продукт творческой активности студентов факультета русской и западноевропейской филологии. Первый номер вышел в январе 2015 года, второй в декабре 2015 года. Попытка рассказать о многообразии мира, калейдоскопе культурных традиций была поддержана как со стороны студентов, так и со стороны педагогов.

В журнале публикуются материалы-отчеты о проведенных мероприятиях по межкультурной коммуникации в вузе и за его пределами, информация о культурных универсалиях и культурной специфике разных народов, интервью с представителями различных национальностей по актуальным вопросам. Например, во втором номере журнала «КульмиНация» опубликован отчет о поездке студентов ШГПИ на областной форум «Многонациональная молодежь Зауралья», состоявшийся 29 октября 2015 года; отчет о праздничном концерте, посвященной 24-ой годовщине с момента получения Туркменистаном статуса независимого государства; интервью с куратором Клуба межнациональной дружбы ШГПИ Н.Ф. Чипиновой и помощником ректора по внешним связям ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Елизовой Е.И.; информация о Центре татаро-башкирской национальной культуры «Дуслык», Центре русской народной культуры «Лад». Помимо этого номер содержит материалы об обычаях, традициях, обрядах татар Урала, в частности об обряде имянаречения ребенка, о Тулпаре - татарском символе «крылатый конь», а также материал о чайных традициях разных народов, киргизских народных приметах. Особое внимание уделено лучшим достижениям туркменской, казахской, башкирской и киргизской литературы.

Основными функциями журнала являются информационно-коммуникативная и воспитательная. Редакция журнала как средства межкультурной коммуникации стремится к выявлению культурных факторов, способствующих культурному взаимодействию (общие корни и сходство традиций, примеры успешного сотрудничества и взаимного влияния в прошлом, наличие общих интересов в настоящем и будущем и пр.), а также факторов, сдерживающих межкультурную коммуникацию (стереотипы и предрассудки, культурно-несовместимые традиции и ценности).

Опыт подобных изданий подсказывает, что журнал способен стать интегративным органом, помогающим развитию межкультурной педагогики, межкультурного менеджмента, языковой компетентности и пр. Отсюда вытекает мысль о необходимости координации всех сфер высшей школы для успешного функционирования межкультурной коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. КульмиНация [Текст] / под ред. Н.Ю. Ланцевской. - 2015. - № 2 (дек.).

2. Юй, Ч. Подготовка студентов к межкультурной компетенции [Электронный ресурс] / Ч. Юй // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 586-588. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/47/5918/. -15.02.2016.

УДК 378

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.