Журнал как средство повышения межкультурной компетенции
студентов вуза
В статье обосновывается необходимость привлечения локального СМИ в реализацию задач по эффективному межкультурному взаимодействию вуза. Представлен опыт издания журнала как средства повышения межкультурной компетенции студентов. Сформулированы основные задачи интегративного органа, помогающего развитию межкультурной педагогики, межкультурного менеджмента, языковой компетентности и пр.
Межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, вуз, журнал.
N.Y. Lantsevskaya, Shadrinsk
The journal as a means of enhancing intercultural competence of
university students
The article substantiates the need to involve local media in the implementation of tasks for effective cross-cultural interaction of the University. The experience ofpublishing the journal as a means of increasing intercultural competence of students. The main goals of integrative body that helps to the development of intercultural pedagogy, intercultural management, linguistic competence, etc.
Keywords: Intercultural communication, intercultural competence, higher education institution, journal.
В последние годы в связи с развитием глобализационных процессов людям все чаще приходится вступать в межкультурное взаимодействие. Люди различных культур, с неодинаковыми взглядами в политике, экономике, искусстве, образовании начинают общение, зачастую не имея достаточной подготовки для понимания друг друга. Такая проблема актуальна и в пространстве российских вузов, где пересекаются энергии различных культур, и закладываются основы стабильного будущего государства. Понимать другую культуру, с уважением относиться к ее особенностям, черпать лучшее из ее опыта - становится все более необходимо. В связи с этим важным направлением в подготовке студентов вузов является формирование межкультурной компетенции.
Под компетентностью понимается «способность и готовность личности к выполнению деятельности, которые заключаются в понимании сути решаемых задач и разрешаемых проблем, в активном владении лучшими достижениями, в умении подбирать способы действия, адекватные конкретным условиям места и времени, в чувстве ответственности за результаты» [2]. Под межкультурной компетентностью будем понимать способность эффективно взаимодействовать с представителями других культур. Структурно межкультурная компетентность включает в себя общекультурологические и культурно-специфические знания, умения практического общения, межкультурную психологическую восприимчивость. Все это активно реализуется через живое общение, сознательное изучение языков, совместную внеучебную деятельность и прочие мероприятия. Одним из дополнительных методов формирования межкультурной компетенции является издание средства массовой информации, в котором освещаются различные вопросы культурного плюрализма современности. Таким изданием на базе
ШГПИ может стать журнал «КульмиНация» - продукт творческой активности студентов факультета русской и западноевропейской филологии. Первый номер вышел в январе 2015 года, второй в декабре 2015 года. Попытка рассказать о многообразии мира, калейдоскопе культурных традиций была поддержана как со стороны студентов, так и со стороны педагогов.
В журнале публикуются материалы-отчеты о проведенных мероприятиях по межкультурной коммуникации в вузе и за его пределами, информация о культурных универсалиях и культурной специфике разных народов, интервью с представителями различных национальностей по актуальным вопросам. Например, во втором номере журнала «КульмиНация» опубликован отчет о поездке студентов ШГПИ на областной форум «Многонациональная молодежь Зауралья», состоявшийся 29 октября 2015 года; отчет о праздничном концерте, посвященной 24-ой годовщине с момента получения Туркменистаном статуса независимого государства; интервью с куратором Клуба межнациональной дружбы ШГПИ Н.Ф. Чипиновой и помощником ректора по внешним связям ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Елизовой Е.И.; информация о Центре татаро-башкирской национальной культуры «Дуслык», Центре русской народной культуры «Лад». Помимо этого номер содержит материалы об обычаях, традициях, обрядах татар Урала, в частности об обряде имянаречения ребенка, о Тулпаре - татарском символе «крылатый конь», а также материал о чайных традициях разных народов, киргизских народных приметах. Особое внимание уделено лучшим достижениям туркменской, казахской, башкирской и киргизской литературы.
Основными функциями журнала являются информационно-коммуникативная и воспитательная. Редакция журнала как средства межкультурной коммуникации стремится к выявлению культурных факторов, способствующих культурному взаимодействию (общие корни и сходство традиций, примеры успешного сотрудничества и взаимного влияния в прошлом, наличие общих интересов в настоящем и будущем и пр.), а также факторов, сдерживающих межкультурную коммуникацию (стереотипы и предрассудки, культурно-несовместимые традиции и ценности).
Опыт подобных изданий подсказывает, что журнал способен стать интегративным органом, помогающим развитию межкультурной педагогики, межкультурного менеджмента, языковой компетентности и пр. Отсюда вытекает мысль о необходимости координации всех сфер высшей школы для успешного функционирования межкультурной коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
1. КульмиНация [Текст] / под ред. Н.Ю. Ланцевской. - 2015. - № 2 (дек.).
2. Юй, Ч. Подготовка студентов к межкультурной компетенции [Электронный ресурс] / Ч. Юй // Молодой ученый. - 2012. - № 12. - С. 586-588. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/47/5918/. -15.02.2016.
УДК 378