УДК 7.03
«ЖУРНАЛ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ».
ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИКИ
Василенко В. В.1
1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2. Санкт-Петербург, 191023, Россия.
Статья посвящена истории издания одного из первых в Петербурге художественных журналов — «Журнала изящных искусств». На основе междисциплинарного подхода, с учетом трех групп признаков, характеризующих специализированное периодическое издание, «Журнал изящных искусств» рассматривается как исторический источник по истории отечественной художественной культуры первой четверти ХК века. В статье анализируются структура журнала, содержание и жанры публикуемых материалов, поднимаются проблемы теории искусства, эстетики, в том числе назначения искусства в обществе, эстетического вкуса, творческого гения, соотношения понятий прекрасного и приятного, театра как вида искусства.
Ключевые слова: история и теория отечественного искусства, исторический источник, периодические издания, художественные журналы, «Журнал изящных искусств», В. И. Григорович, изящные искусства.
«FINE ARTS MAGAZINE».
FROM THE HISTORY OF RUSSIAN ART PERIODICALS
Vasilenko V. V.1
1 Vaganova Ballet Academy, 2, Zodchego Rossi St., St. Petersburg, 191023, Russian Federation.
The article is dedicated to the history of publishing of the first art magazine in St. Petersburg called «Fine arts magazine». In the article based on interdisciplinary approach according the three groups of signs of art periodicals the meaning of magazine as a historical source of information in history of domestic art culture of the 1st quarter of 19th century is being highlighted. The structure and the contents of published materials are also being analyses. The article also spotlights such theoretical problems of art as mission of fine arts in the society, the mission of esthetic taste, creative genius, the match of beautiful and pleasant, a theatre as a form of art.
Keywords: history and theory of domestic art, historical source, periodicals, art magazines, «Fine arts magazine», fine arts, science.
В первой половине XIX века в России наблюдается культурный подъем и возрастающий интерес общества к художественной культуре. С 1801 года был разрешен ввоз в страну иностранных периодических изданий. Развивается отечественная периодика, издаются различные газеты и журналы. Социально-экономические изменения, развитие науки, расширение картины мира и смена культурных ориентиров способствовали появлению отраслевых специализированных журналов.
Почти все журналы тех лет имели просветительский характер. Появившиеся в первой четверти XIX века специализированные художественные журналы не стали исключением. Возникновению художественных журналов предшествовали альманах «Свиток муз» (вышло по одному выпуску в 1802 и 1803 гг.), «Периодическое издание» Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (один выпуск в 1804), журнал «Цветник» (1809-1810-е) и др.
Первым художественным журналом в России был «Журнал изящных искусств», который издавался в Москве в 1807 году. В историю отечественной периодики он вошел как «Журнал изящных искусств Буле». Журнал издавался профессором кафедры теории изящных искусств и археологии Московского университета И. Ф. Буле [1]. В Россию И. Ф. Буле прибыл по приглашению попечителя Московского университета М. Н. Муравьёва для чтения лекций по истории искусств, мифологии и археологии. Специалисты предполагают, что журнал издавался при активном участии М. Н. Муравьёва. Журнал должен был «распространять художественное знание и содействовать сколько ни есть возвышению вкуса в обширнейшей России» [2, с. 6]. Вышло три книги, и после смерти М. Н. Муравьева издание журнала было прекращено.
В Петербурге одним из первых художественных журналов являлся «Журнал изящных искусств». В историю отечественной периодики он вошел под названием «Журнал изящных искусств Григоровича». В отличие от предыдущего, этот журнал издавался более или менее регулярно и более продолжительное время (в 1823 и 1825)1. За два года вышло девять книг. Условно выделим два этапа существования журнала: первый этап — 1823 год; второй — 1825-й. На характеристике данного художественного периодического издания и остановимся далее, но прежде уточним трактовку некоторых понятий.
1 В 1824 г. издание «Журнала изящных искусств» было приостановлено.
Рассматривая «Журнал изящных искусств» как исторический источник по истории отечественной художественной культуры, прежде всего уточним, что понимается под художественной культурой. Художественная культура рассматривается как подсистема культуры и форма ее самосознания. Художественная культура кристаллизируется вокруг искусства и связана с художественной деятельностью и художественными процессами, протекающими в обществе [3].
Под историческим источником понимается «...объективированный продукт культуры, используемый для изучения / понимания человека, общества, культуры как в исторической, так и в коэкзистенциальной перспективе» [4, с. 205].
При анализе данного периодического издания применялся междисциплинарный подход, с привлечением методов источниковедения, журналистики, культурологии. В частности, использовались «инструментарий типологического и жанрового анализа», «технология историко-типологического анализа», апробированная А. Г. Асташкиным и предполагающая «три уровня признаков: первичные (типообразующие); вторичные и технологические» [5, с. 10]. В трех «ранжированных группах признаков» учитывалась первая группа типообразующих признаков (издающий орган, цели издания, предполагаемая аудитория), вторая группа вторичных признаков (структура и содержательная модель издания, типичные жанры, авторский коллектив, оформление журнала) и третья группа технологических признаков (периодичность издания, цена, тираж, область распространения) [5].
Использовался метод функционального анализа с осознанием того, что «.СМИ входят в особый диалог с читателем, направленный на достижение понимания, нового знания, которое приобретает читатель, знакомящийся с текстами [5].
Ну и конечно, специфика источниковедческого анализа требует рассмотрения периодической печати как специфического исторического источника, который «.одновременно является и местом и способом публикации источников, отличается периодичностью, единым подходом редакции к делу их обнародования, не является комплексным источником, но представляет собой комплекс источников всех видов» [6, с. 45].
Возвращаясь к историко-типологическому анализу, остановимся на характеристике первой группы признаков периодического издания. «Журнал изящных искусств» являлся частным. Издавал его Василий Иванович Григорович (1792-1865). Имя В. И. Григоровича и факты его биографии известны узкому
кругу исследователей2. В 2012 году, к 225-летию со дня рождения, был подготовлен сборник избранных трудов В. И. Григоровича, в предисловии к которому отмечается: «...есть еще личности, чья деятельность по тем или иным причинам оказалась недостаточно изученной. Среди них можно обнаружить и имя Василия Ивановича Григоровича, писателя, историка искусства, педагога, почетного члена отделения русского языка и литературы Императорской Академии наук» [7, с. 5].
Начинал свою педагогическую карьеру В. И. Григорович в Петербурге, в «Обществе учреждения училищ по методике взаимного обучения Белла и Ланкастера» (с 1817 года). Вдохновителями общества были граф Ф. П. Толстой, поэт и публицист Ф. Н. Глинка, издатель и писатель Н. И. Греч, поэт и переводчик Н. И. Гнедич, художник А. Г. Веницианов. Этот круг людей и составит позже ядро читательской аудитории В. И. Григоровича.
Задумывая журнал, В. И. Григорович рассчитывал на государственную поддержку. Вот как описывал возникновение идеи создания художественного журнала председатель Общества поощрения художников3 П. А. Кикин: «Недостаток на русском языке сочинений, могущих способствовать распространению правильных понятий об изящных искусствах, был виною того, что некоторые из членов Общества убедили титулярного советника Григоровича предпринять издание журнала, сему предмету посвященного, в полной уверенности, что и правительство и любители не оставят его без пособий — польза сего издания очевидна» [7, с. 12].
Во втором выпуске журнала за 1825 год указывается: «Его Императорское Величество соизволило выдать издателю 10 000 руб. единовременно на издание 150 экземпляров двухгодичных изданий» [8, с. 64]. По сравнению с тематическими журналами (женскими, детскими и др.) тираж «Журнала изящных искусств» был невелик, как, собственно, и всех специализированных журналов того периода.
Издателем планировался выпуск шести книг в год, т. е. номер журнала должен был выходить каждые два месяца. Однако за два года издательской деятельности было впущено девять книг. Как и другие, упоминаемые выше художественные издания, журнал В. И. Григоровича оказался не долговременным проектом.
Экономические и социокультурные условия не позволяли развивать изда-
2 В 2019 г. В. Варнеком была высказана версия о том, что после переезда в Петербург, с 1803 по 1823 год, Григорович являлся обер-офицером и служил в должности управляющего производством дел секретной части Министерства внутренних дел. См: Варнек В. Григорович Василий Иванович и его семья / Проза. ру. [Электронный ресурс]. URL: http: proza.ru. (дата обращения: 01.12.2020).
3 В 1824 г, В. Н. Григорович вошел в Общество поощрения художников.
ние журнала. Несмотря на возрастающий интерес к гуманитарному знанию, в том числе и об искусстве, журнал был востребован лишь узким кругом специалистов, художественных практиков.
Как издатель В. И. Григорович беспокоился о признании журнала «провинциальным дворянством и неимущими художниками», обращался в Общество поощрения художников с просьбой о помощи в распространении тиражей. Однако добиться прибыли путем увеличения числа читателей не удалось.
В первой четверти XIX века Россия оставалась аграрной страной. Развитие промышленности шло медленно. Печатное дело развивалось с большим трудом: процессы допечатной подготовки и собственно печать были достаточно затратными, требовали, как минимум самоокупаемости. Реклама в тот период еще не стала основным средством поддержки периодического издания. В журнале мы не находим никакой рекламы.
Кроме того, купить «Журнал изящных искусств» — как и другие журналы первой четверти XIX века — в розничной торговле не представлялось возможным4. Необходимо было оформить годовую подписку в редакции журнала5 или в любой книжной лавке Санкт-Петербурга. Торговля книгами тоже была по предварительным заказам и подписным абонементам. Книги рассылались подписчикам по почте.
Годовая подписка на журнал обходилась в 30 руб. В журнале размещались сведения о возможности иногородних читателей осуществлять подписку через газетную службу. Пересылка журнала по почте увеличивала его стоимость до 35 руб. Постоянным читателям предлагалась двухгодичная подписка за 60 руб. (55 руб. — для жителей столицы).
Несмотря на государственную поддержку в 1825 году издание журнала было прекращено в связи с убыточностью. На страницах последнего выпуска В. И. Григорович принес подписчикам извинения в связи с задержкой и несвоевременным выходом. За пределами столицы журнал популярности не имел. Он оставался элитарным журналом, столичным художественным периодическим изданием.
Публикуемый в журнале материал свидетельствует о том, что, помимо информационной, коммуникативной, журнал был нацелен на реализацию просветительской функции. Издатель стремился выходить на широкую публику, интересующуюся теорией и историей русского и зарубежного искусства, художественной жизнью общества.
Принимая решение об открытие журнала в 1822 году, Цензурный комитет
4 Доставка периодических изданий в Петербурге начинается с 1838 г.
5 Редакции «Журнала изящных искусств» располагалась по адресу: Санкт-Петербург, Васильевский остров, 5-я линия, 41, дом Костюриной.
отмечал необходимость появления в обществе такого периодического издания.
В 1825 году (после возобновления издания журнала) во втором номере был опубликован ответ редактора на письмо Ф. П. Толстого, в котором В. И. Григорович писал: «Если когда-нибудь скажут обо мне: он любил Художества; он приносил некоторую пользу своим изданием публике и художникам, то это будет для меня верх награды» (цит. по: [9, с. 64]).
Как и все периодические издания тех лет, журнал подвергался строгой цензуре. В соответствии с положениями цензурного устава 1804 года6 издание должно было способствовать просвещению ума и образования нравов [10]. Персональную ответственность за информацию, содержащуюся в публикуемых материалах, нес цензор. В каждом номере «Журнала изящных искусств» обнаруживается характерная отметка: «Лицензия Петербургского Цензурного комитета, цензор Александр Красовский» [9, с. 1].
По свидетельствам современников, А. И. Красовский был одним из самых придирчивых цензоров. В обществе появилось даже определение «красов-щина» [12]. В комплекте издания, хранящегося в фондах дореволюционной периодики Российской национальной библиотеки, находим единственную рукописную правку А. И. Красовского. По цензурному уставу печатная продукция не должна была содержать ничего «против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина» [10]. В статье «Науки и искусства», открывающей первый выпуск журнала за 1823 год, В. И. Григорович, размышляя над проблемой соотношения философии и изящных искусств, пишет: «.всякая Философия должна служить и оканчиваться Богословием» [13, с. 13]. После правки А. И. Красовского до нашего времени текст доходит в следующей редакции: «. всякая Философия должна служить Богословию и оканчиваться Богословием» [13, с. 13].
Далее остановимся на вторичных признаках журнала, на его структуре.
В 1822 году были определены следующие «рубрики» или разделы издания:
I. Искусства и науки.
II. История художеств.
III. Обычаи, обряды и костюмы древних и новых народов.
IV. Словесность.
V. Об отношении древних и новейшей живописи к поэзии.
VI. Художества в России.
VII. Критика.
Данные рубрики сохранялись на первом этапе его издания.
На втором этапе, в 1825 году, структура журнала была расширена: добав-
6 В 1826 г. был принят новый цензурный устав.
лены биографический раздел, рубрики, посвященные художественной критике, а также новостям и понятийному аппарату. Обновленный рубрикатор был следующий:
I. История художеств. Извлечения из лучших творений по сей части.
II. Обычаи, обряды и костюмы древних и новых народов. Краткие сведения, но достаточные для доставления удовольствия любителям и пользы художникам.
III. Словесность. Картины из древних и новых писателей, разбор их произведений, картины из истории всемирной и отечественной, рассуждения о предметах, имеющих отношения к художествам, теориям оных и т.п.
IV. Биографии, жизнеописания знаменитых художников, покровителей их и ученых, принесших творениями своими важную пользу искусствам.
V. Художества в России. Сведения, могущие служит материалами для истории художеств России; о русских художниках и их произведениях.
VI. Критика. Разбор отличных художественных произведений.
VII. Смесь. Новости по части художественных открытий, объяснения технических терминов в языках художеств употребляемых и прочее.
Разнообразие рубрик свидетельствует о сохраняющемся стремлении издателя к расширению читательской аудитории и, возможно, к привлечению внимания попечителей, что, собственно, и произошло. В 1825 году в журнале печатались отчеты о деятельности Общества поощрения художников. В одном из номеров сообщалось о планах издателя сопровождать будущие выпуски журнала гравюрами, красочными иллюстрациями7.
Издатель был озабочен развитием формы и содержания журнала, в том числе повышением качества печати, разнообразием наполняемой журнал информации. В содержании серьезное внимание уделялось общетеоретическим и аналитическим материалам. Учитывая тот факт, что особенностью отечественных журналов первой четверти XIX века был «персональный характер журналистики», В. И. Григорович, как и другие издатели журналов, его современники, будучи человеком увлеченным, выполнял не только роль издателя, но и редактора, а также автора публикуемых материалов. Некоторые авторские статьи и переводы европейских текстов публиковались анонимно или под псевдонимом.
В самом первом выпуске журнала за 1823 год была опубликована программная статья «Науки и искусства» [13, с. 2]. Автор статьи не указывался, что позволило в соответствии со сложившей традицией отечественной периодики первой половины XIX века считать по умолчанию автором
7 Женские журналы, журналы мод были иллюстрированными.
В. И. Григоровича8.
Существует мнение о том, что собственных оригинальных идей В. И. Григорович не высказывал, что идеи и суждения издателя были типичными для первой половины XIX века [14, с. 108]. Поскольку мы анализируем журнал как исторический источник, в котором содержится информация по истории развития отечественной художественной культуры, то интерес как раз и представляет общий духовный климат эпохи, процессы взаимодействия и взаимообусловленности разных идейных течений и направлений в художественной культуре первой половины XIX века. По сути, текст статьи отражает «эмпирическую реальность исторического мира» [15, с. 50]. Более того, рассматриваемый исторический источник (журнал) воспринимается как исторический факт, а имеющаяся в нем информация, без преувеличения, — как знаковая система, культурный текст, обусловленный историческим контекстом. В этой связи тема взаимодействия романтизма и классицизма на страницах «Журнала изящных искусств» может представлять интерес для будущих исследователей.
Предположительно, В. Н. Григоровичем в журнале были опубликованы несколько теоретических статей. В них в доступной форме излагались общепринятые концептуальные положения теории и истории искусства, отвечающие официальной идеологии. Напомним, что издание поддерживалось государством, цензурировалось. В круг общения В. И Григоровича входили высокопоставленные чиновники и государственные деятели, академики Императорской Академии художеств.
Возвращаясь к кругу общетеоретических проблем, освещаемых на страницах журнала, следует отметить, что они действительно были актуальны для эпохи и являлись типичными для своего времени. Прежде всего обсуждались проблемы познания окружающего мира, взаимоотношений наук и искусств, общественного предназначения искусства, отличий изящных искусств от механических, эстетического вкуса, творческого гения и др.
Центральной темой первой статьи журнала «Науки и искусства» стало их сравнение. Сразу же обнаруживаем коннотацию: «.науки и искусства — бесценные дары для человечества» [13, с. 3]. В. И. Григорович отмечал, что «благотворный свет» этих даров «рассыпает тьму невежества и, озаряет пути кратковременного нашего в сем мире странствования, дает средство чувствовать цену жизни». Без наук и искусств «.удовольствия наслаждения были бы только действием печальной необходимости, нравы и обычаи — следствием про-
8 В 1974 г. статья В. И. Григоровича «Науки и искусства» была включена в сборник «Русские эстетические трактаты первой трети 19 века». См: Русские эстетические трактаты первой трети 19 века /сост., вступ. ст. и примеч. З. А. Каменского. М.: Искусство, 1974. Т.
1. С. 361-372. 408 с.
стой механической привычки, сама добродетель теряла бы цену» [13, с. 3].
Автор статьи подчеркивал «неравенство и несоразмерность в успехах искусств и наук за двадцать веков». «Науки, — замечал В. И. Григорович, — существуют для того, чтобы находить истину и вразумлять, научать людей» [13, с. 17]. Xудожники, как и другие люди, пользуются открытиями ученых, делая их привлекательными и приятными: «.изящные искусства только для того существуют, чтобы истину украшать и делать привлекательною, любезною» [13, с. 17].
«Ибо, если бы и те и другие проистекали из одного того же источника, требовали одних и тех же способностей, усилий, напряжения, если бы философы и художники к одной и той же цели шли. рука об руку, то и достигали бы одного вместе» [13, с. 2-3]. Позже, в третьем выпуске журнала он разовьет эту мысль: «.происхождение изящных искусств не есть действия случайные . плод методического размышления» [16, с. 179].
Подобные рассуждения приводят В. И. Григоровича к восхищению античным наследием и проблеме подражания в искусстве. Подражание — отличительный признак изящных искусств. Генеральная художественная картина мира того времени формировалась вокруг классицизма. Вместе с тем в первой четверти XIX века ощущалось влияние романтизма с его противоречивостью реального-идеального, конечного-бесконечного, личного-общественного. Приведем один из фрагментов статьи — с рассуждениями В. И. Григоровича о классическом эталоне в искусстве, о красоте как совершенной соразмерности общего и единичного, нравственного и физического. Он заключает: «.чем более художники имеют в сем успеха, тем ближе они к выражению того, что разумеется под красотою идеальною, иначе мысленною красотою, понятною и осязательною, так сказать, для одних гениев. Величайшие художники Греции постигли сию красоту и составили нам образцы оной в изображениях богов своих и героев, можно сказать, совершенные, но по возрождении искусств в Европе, не было еще ни одного художника, который бы в сем отношении мог почтен быть их соперником» [13, с. 266].
Само название журнала предполагало уточнение места и роли изящных искусств среди других искусств. Обращаясь к тексам издания, нетрудно заметить, что просветительская традиция деления искусств на механические и изящные, сформулированная в середине XVIII века, сохранялась. Тогда к изящным искусствам относили музыку, поэзию, живопись, скульптуру, танец. Назначение изящных искусств понималось через подражание природе и доставление удовольствия.
Придерживаясь данной точки зрения, В. И. Григорович подчеркивает отличительный признак изящных искусств, состоящий в «подражании и изо-
бражении всего изящного и приятного». Он пишет: «Мы различаем изображения от подражания потому, что это два действия подлинного различия, хотя они обыкновенно бывают смешиваемы. Изображением называем мы описание, представление или произведение предмета, так как он в природе находится, а подражанием представления предмета, которого в природе нет, некоторый похож на предмет, находящийся в природе <...> Историк, повествуя с верностью о деяниях и нравах народов, делает изображение оных; стихотворец, который украшает оные для драматического представления, делает подражание. Портрет человека, писанный с натуры, есть изображение, а историческая картина, расположенная и исполненная по правилам вкуса, есть подражание», — рассуждает автор статьи [13, с. 7].
Цель изящных искусств — «собирать цветы, рассеянные в природе», «отыскивать всё прекрасное и приятное и представлять посредством чувств и воображения» [13, с. 7]. Назначение изящных искусств обусловлено их способностью «занимать душу человека», которая имеет «силы и слабости». С точки зрения В. И. Григоровича, «отсутствие предметов, способных занимать душу человека, влечет за собой то, что душа погружается в бездействие и скуку, тогда телесные соки портятся, и человек становится сам себе в тягость, или впадает в нечувствительность, делается жестокосердечным, словом: уподобляется безсловесности» [13, с. 8].
К этой проблеме В. И. Григорович постоянно возвращается в публикуемых на страницах журнала материалах. В других выпусках, продолжая размышлять о цели изящных искусств, он подчеркивает, что изящные искусства должны «трогать, восхищать, переливать восторг в наше сердце. Они улыбаются прелестью даже и там, где поражают нашу душу чувством скорби и печали» [11, с. 95-96].
Таким образом, от простой задачи забавлять и увеселять душу человека изящные искусства восходят к своему истинному предназначению — нравственному совершенствованию человека. Здесь уместно будет заметить, что «хорошие нравы», по В. И. Григоровичу, — это «кроткие нравы народов» [13, с. 9]. С точки зрения В. И. Григоровича, «изящные искусства, будучи обязаны своим происхождением одному желанию забавлять и увеселять, облагородились в последствии через отличные заслуги, оказываемые ими Нравственности, Философии и Политики» [13, с. 11].
Григорович отмечает закономерность существования изящных искусств. По мере того, как изящные искусства приближаются или отдаляются от своего главного предназначения, они «достигают цветущего состояния или приходят в упадок» [16, с. 192]. Вместе с тем «не всякий народ может. воспользоваться» высоким предназначением изящных искусств. Для восприятия высокого изящного искусства «люди должны быть образованными», просве-
щенными. Собственно, сам проект художественного журнала и был направлен на просвещение людей. В. И. Григорович был убежден, что общество людей не может наслаждаться благосостоянием, если каждый член его не станет «выполнять всех обязанностей своего знания» [13, с. 10].
О том, что в первой четверти XIX века идет переосмысление классического наследия, говорит мнение, высказанное В. И. Григоровичем о состоянии театрального искусства: «Из всех случаев публичных употреблений изящных искусств остаются у нас одни почти спектакли; но на наших театрах случается тысячу раз видеть Аполлона, Диану, также Эдипов, Агамемнонов и других вымышленных или по крайней мере, для нас совершенно ничего не значащих богов и героев, против одного из тех исторических лиц, которому мы чем либо обязаны» [16, с. 192-193].
Театру В. И. Григорович отводил особое место, отмечая, что он «может быть школой добродетели; но как часто он делается училищем разврата. За делание фальшивых монет назначены казни, неужели не снизится никаких за злоупотребление искусства. Если художник имеет в виду только свой подряд, расчет и плату, если он готов по заказу на все, словом, если он ростовщик своего таланта, то тут нечего думать, ни о славе, ни о вкусе» [17, с. 99].
В духе своего времени В. И. Григорович связывает понятия подражания, красоты и эстетического вкуса. Подражание как неотъемлемый элемент классического наследия трактовался в разных аспектах. Изображение отличается от подражания. «Изображением называем. описание, представление или произведение предмета так, как он в природе находится, а подражанием представление предмета, которого в природе нет, но который похож на предмет, находящийся в природе», — пишет В. И. Григорович [13, с. 7].
Идеальная красота — это красота всеобъемлющая. По мнению В. И. Григоровича, она не обнаруживается в природе. Она всегда относительна, всегда соразмерна «находящейся в нас утонченной чувствительности» [9, с. 92].
Предметами изящных искусств он определял прекрасное и приятное. Прекрасное отлично от приятного. «Всё прекрасное есть уже поэтому самому и приятно; но приятное не всегда прекрасно. Свойство прекрасного состоит в приятном соединении различных простых предметов, а приятное не всегда бывает соединено с прекрасным. всё, что льстит нашим чувствам, склонностям, страстям, что имеет какое-либо отношение к свободным для нас предметам или даже к любезным нашим мечтам — для нас приятно, хотя бы и не имело в себе прекрасного», — отмечал В. И. Григорович [9, с. 7].
Еще одной увлекательной темой была уже традиционная тема гения в искусстве. Размышляя о соотношении наук и искусств и признавая их различия, особое значение он придавал творческому порыву гения. Гений «почитается общим отцом сих несхожих детей», — писал В. Н. Григорович. В каждой эпохе
обнаруживаются свои гении. Гении призваны для того, чтобы «люди становились умнее и счастливее» [13, с. 17]. Художник, с точки зрения В. И. Григоровича, отличается и от ученых, и от простолюдинов. Чтобы стать подлинным художником, способным «разгонять нечувствительность», «облегчать душу», «усыпать цветами поле жизни», необходимо обладать «чувствительностью сердца» и «живостью воображения» [13, с. 14]. Художник, по мнению В. И. Григоровича, «.владеет человеческим сердцем, заманивая его приготовленными удовольствиями» [13, с. 9-10]. Цель художника — «трогать, восхищать, переливать восторг в наше сердце» [11, с. 93]. В. И. Григорович подчеркивал, что «если художник не трогает моего сердца, которое от природы чувствительно, то я, как и всякий знаток, сужу, что это его произведение худо» [11, с. 16].
Возвращаясь к группе вторичных признаков периодического издания, обратимся к другим жанрам публикуемых в журнале материалов. В журнале размещались рецензии, критические статьи и заметки о событиях художественной жизни. Видно, что отбор материалов осуществлялся с позиций издателя, который явно придерживался классической традиции.
Анализируя журнал как исторический источник, нельзя обойти вниманием специальную рубрику «Открытых и анонимных писем». Например, в четвертом выпуске журнала за 1823 год было напечатано «Письмо к издателю» неизвестного автора [18, с. 521]. Аноним в достаточно резкой форме выражал недовольство мнением издателя о творчестве Караваджо и Рафаэля, обвинял В. И. Григоровича в попытке «судить самонадеянно о гениях» [18, с. 521]. В письме сообщалось: «.вы не совсем удовлетворили художников, которые полагают, что вы взялись не за свое дело, представили публике свою критику о произведениях художественных» [18, с. 521]. Кроме того, в письме содержались нападки на издателя по поводу ранее изданных переводов сочинений западных теоретиков искусства. «Лучше кажется не писать ничего, чем писать чужое», — писал аноним, обвиняя В. И. Григоровича в отсутствии у него академического художественного образования. С точки зрения адресанта, издатель журнала и автор статей «мало учился», был вольнослушателем», «не сдавал экзамены. работал одновременно на должности» [18, с. 523]. Еще автор письма был недоволен отсутствием переводов латинских терминов и комментариев к приводимым цитатам.
В опубликованном ответе В. И. Григорович возражал: «Не будучи художником и не имея медалей от Академии художеств, можно судить о художестве и даже правильно!» и приходил к заключению, что «это письмо доказывает необходимость просвещения молодых художников» [18, с. 527]. В том же вы-
пуске журнала находим информацию об обращении А. Г. Венецианова9 в редакцию журнала с предложением произвести критический «разбор его произведений» [18, с. 529].
Через год начатая на страницах журнала полемика была продолжена. Во втором выпуске за 1825 год было опубликовано «Письмо к издателю Графа Федора Толстого», датированное 18 декабря 1824 года. В письме Ф. П. Толстого сообщалось о необходимости «...уверить всякого, что вы взявшись издавать «Журнал изящных искусств» взялись только за свое дело (это не комплимент, а правда, которую опровергнуть никто не может» [9, с. 60]. Отвечая авторитетному скульптору, художнику, видному общественному деятелю Ф. П. Толстому, издатель прояснял миссию своего журнала: <^удож-ника без просвещения быть не может». Далее он уточнял, что «.угождать только по каким-нибудь расчетам» не собирался [9, с. 63-64].
Заметим, письмо Ф. П. Толстого было не случайным. Существует версия, допускающая членство В. И. Григоровича (с 1815 г.)10 в тайной масонской организации — ложе «Избранного Михаила», основанной Ф. П. Толстым [7, с. 9-10]. Эта организация была связана с Вольным обществом любителей российской словесности, Союзом благоденствия, Обществом распространения училищ по методике взаимного обучения Белла и Ланкастера» [19], в деятельности которого В. И. Григорович также принимал участие. Сторонники высказанной версии предполагают, что Ф. П. Толстой оказал заметное влияние на становление мировоззрения В. И. Григоровича, «общение с графом Ф. П. Толстым, скульптором, в дальнейшем вице-президентом Академии художеств. окончательно упрочило его интерес к изобразительному искусству» [7, с. 12].
Следует отметить, что в русском масонстве наблюдался «примат морали и сознание долга служить обществу, вообще практический идеализм». Так определял его специфику В. В. Зиньковский [20, с. 108]. Кроме того, масонство в определенном смысле представляло собой «систему нравственности, скрывающуюся в аллегориях и изъясняемую в символах» [21, с. 405]. Они стремились построить, воспитать нового духовного человека. Собственно, эту цель и преследовал В. И. Григорович, начиная издание журнала. Его идеал личности, как и идеал эпохи, мыслился через гармонию ума и души. В. И. Григорович вспоминал: «.издание журнала. хотя и не принесло выгод значащих, но доставило мне некоторое внимание людей почтенных и известных» [7, с. 16-17].
9 В 1819 г. А. Г. Венецианов организовал собственную художественную школу и формировал новое направление в изобразительном искусстве.
10 В 1822 г. В. Н. Григорович отошел от масонского движения.
Возвращаясь к содержанию «Журнала изящных искусств», в рубрике новостей встречаем отрывок письма пенсионера Общества поощрения художников А. П. Брюллова11. Письмо датировано 21 апреля 1825 года [22, с. 79]. Оно написано после посещения художником в 1824 году Помпеи12. В письме он описывает «прекрасное здание публичных бань», которое было открыто для обозрения несколько месяцев назад. Он описывал чудо Помпей, отмечая, что древний город был засыпан лавовым пеплом до определенной высоты, и всё, что оставалось на поверхности, было разрушено временем. После открытия бань, проект реставрации которых выполнял А. П. Брюллов, этот памятник античной архитектуры стал одним из самых впечатляющих как «по своему величию, так и по богатству». Автор письма выражал сожаление о том, что художники могут использовать в качестве натуры только опубликованные памятники и делился новостью: лично ему удалось получить разрешение запечатлеть этот уникальный памятник13 [22, с. 80]. Об особой эмоциональной отзывчивости души художника, в том аспекте, в котором рассуждал В. И. Григорович, свидетельствуют строки письма А. П. Брюллова. «Если художник, пробегая Ватикан, или бродя между храмами древних римлян не почувствует своего счастливого состояния и не будет радоваться, нося имя художника, то лучше сделает, если бросит циркуль и кисть, проститься с художеством на века», — писал художник. [22, с. 79].
Далее коснемся технологических характеристик «Журнала изящных искусств». Напомним, что он являлся частным периодическим изданием, имеющим государственное финансирование. Стоимость одного выпуска была достаточно высока, составляла около 5-6 руб.14 Изготавливался журнал способом высокой печати. Использовались гравированные формы, на которые наносилась краска. Журнал не содержал красочных иллюстраций, и только некоторые номера сопровождались единичными гравюрами. Издатель понимал всё несовершенство своего журнала, признавал его «невысокотехно-логичность». В. И. Григорович сожалел о том, что журнал не являлся «произведением искусства» в силу отсутствия у издателя ресурсов, необходимых для изготовления высококачественных репродукций.
Областью распространения журнала были Санкт-Петербург и Москва.
11 С 1822 года А. П. Брюллов вместе с младшим братом К. П. Брюлловым находились за границей.
12 К. П. Брюллов посетил Помпеи в 1827 г.
13 После возвращения в Россию А. П. Брюллов участвовал в перестройке Мраморного дворца. В 1832 г. по проекту А. П. Брюллова в Санкт-Петербурге был построен Михайловский театр.
14 Средняя заработная плата чиновника составляла около 50 руб. в месяц.
В провинциальные города России поступали единичные экземпляры тиражей. Издатель сталкивался с финансовыми трудностями. В третьем выпуске за 1825 год содержится информация о задержке пятой и шестой книг и о намерении издателя выпустить их в 1826 году. Последние два номера 1826 года так и не напечатали.
Таким образом, как видим, «Журнал изящных искусств» В. И. Григоровича стал одним из первых специализированных художественных журналов в России. Его задачи соответствовали принципам и культурным смыслам отечественной культуры начала XIX века. Несмотря на невозможность реализовать в полной мере просветительские задачи «Журнал изящных искусств»
является заметным явлением художественной жизни тех лет.
***
Опыт, полученный В. И. Григоровичем в годы работы над журналом, оказался полезным в период его деятельности в качестве конференц-секретаря Императорской Академии художеств (с 1828 г.). Ведь в Уставе Академии еще в 1765 году было прописано, что секретарем «надлежит быть человеку ис-куссному в науках, по колику оные к художествам принадлежат. Должность его, содержать журнал получаемым нашим указам и вносить в оный всякие рассуждения и установления Академического собрания, и производить переписку как с присутственными местами, так и с иностранными академиями и со знатными художниками, сочиняя притом и историю Академии, ему же вверяется и меньшая печать» [23, с. 262].
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал изящных искусств. М.: Тип. Московского ун-та, 1807. Ч. 1. Кн. 1-3.
2. Журнал изящных искусств. М.: Тип. Московского ун-та, 1807. Кн. 1. С. 1-23.
3. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 с.
4. Теория и методология исторической науки: терминологический словарь / Отв. ред. А. О. Чубарьян, Л. П. Репина. 2016. 543 с.
5. Асташкин А. Г. Типологические и жанровые особенности элитарных журналов об искусстве начала XX в. на материале журналов «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно» и других: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатринбург, 2013. 26 с.
6. Рынков В. Периодическая печать: место в системе исторических источников // Отечественные архивы. 2010. № 3. С. 44-51.
7. Григорович В. И. Избранные труды / науч. ред. Г. В. Бахарева. СПб.: Лема, 2012. 480 с.
8. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1825. Ч. 2. Кн. 2. 87 с.
9. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1825. Ч. 2. Кн. 2. 76 с.
10. Устав о цензуре 1804 г. / Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год. СПб., 1862. 482 с. [Электронный ресурс]. URL: http: rusneb.ru. (дата обращения: 30.11.2020).
11. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1823. Ч. 1. Кн. 2. 89-176 с.
12. Блюм А. Русские писатели о цензуре и цензорах. От Радищева до наших дней. 17901990. М.: Полиграф, 2011. 608 с. [Электронный ресурс]. URL: http: ru.m.sneb. ru (дата обращения: 03.12.2020).
13. Григорович В. И. Науки и искусства // Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1823. Кн. 1. Ч. 1. С. 1-17.
14. Лаппо-Данилевский К. Ю. Лессинг и Винкельман в «Журнале изящных искусств»
B. И. Григоровича // Русская литература. 2001. № 2. С. 106-116.
15. Румянцева М. Ф. Источниковедение в структуре исторического знания: неоклассическая модель науки // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2017. № 5 (166). С. 44-51.
16. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1823. Ч. 1. Кн. 3. 177-264 с.
17. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1823. Ч. 1. Кн. 2. 89-176 с.
18. Журнал изящных искусств. СПб.: Тип. Греча, 1823. Ч. 1. Кн. 4. 265-348 с.
19. Орлов А. А. Ланкастерские школы в России вначале XIX в. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. 2013. № 1.
C. 11-20.
20. Зиньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Ч. 1. 222 с.
21. Николаева Т. А. Философские искания русского масонства XIX в. // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 2. С. 403-407.
22. Письмо пенсионера Общества поощрения художников А. Брюллова П. А. Кикину // Журнал изящных искусств. 1825. Ч. 2. Кн. 3. С. 79-80.
23. Беляев Н. С. Русские литераторы XVIII века — конференц-секретари Императорской Академии художеств (А. М. Салтыков, Ф. X. Фелькнер, А. Ф. Лабзин) // XVIII ВЕК. СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 2013. Т. 27. С. 262-276.
24. Варнек В. Григорович Василий Иванович и его семья / Проза. ру. [Электронный ресурс]. URL: http: proza.ru. (дата обращения: 01.12.2020).
25. Долгополов В. Г. Аd fontes: тенденции в источниковедение последних десятилетий [Электронный ресурс]. URL: http: voxmediiaevi.com/2018-2dolgopolov. (дата обращения: 25.11.2020).
26. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века /сост., вступ. ст. и примеч. З. А. Каменского. М.: Искусство. 1974. Т. 1. 408 с.
REFERENCES
1. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. M.: Tip. Moskovskogo un-ta, 1807. Ch. 1. Kn. 1-3.
2. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. M.: Tip. Moskovskogo un-ta, 1807. Kn. 1. S. 1-23.
3. Kagan M. S. Filosofiya kul'tury'. SPb.: Petropolis, 1996. 414 s.
4. Teoriya i metodologiya istoricheskoj nauki: terminologicheskij slovar' / Otv. red. A. O. Chubar'yan, L. P. Repina. 2016. 543 s.
5. Astashkin A. G. Tipologicheskie i zhanrovy'e osobennosti e'litarny'x zhurnalov ob iskusstve nachala XX v. na materiale zhurnalov «Mir iskusstva», «Vesy'», «Zolotoe runo» i drugix: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ekatrinburg, 2013. 26 s.
6. Ry^nkov V. Periodicheskaya pechat': mesto v sisteme istoricheskix istochnikov // Otechestvenny'e arxivy'. 2010. № 3. S. 44-51.
7. Grigorovich V. I. Izbranny'e trudy' / nauch. red. G. V. Baxareva. SPb.: Lema, 2012. 480 s.
8. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1825. Ch. 2. Kn. 1. 87 s.
9. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1825. Ch. 2. Kn. 2. 76 s.
10. Ustav o cenzure 1804 g. / Sbornik postanovleniji rasporyazhenijpo cenzure s 1720 po 1862 god. SPb., 1862. 482 s. [E'lektronny'j resurs]. URL: http: rusneb.ru. (data obrashheniya: 30.11.2020).
11. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1823. Ch. 1. Kn. 2. 89-176 s.
12. Blyum A. Russkie pisateli o cenzure i cenzorax. Ot Radishheva do nashix dnej. 17901990. M.: Poligraf, 2011. 608 s. [E'lektronny'j resurs]. URL: http: ru.m.sneb.ru (data obrashheniya: 03.12.2020).
13. Grigorovich V. I. Nauki i iskusstva // Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1823. Kn. 1. Ch. 1. S. 1-17.
14. Lappo-Danilevskij K. Yu. Lessing i Vinkel'man v «Zhurnale izyashhny'x iskusstv» V. I. Grigorovicha // Russkaya literatura. 2001. № 2. S. 106-116.
15. Rumyanceva M. F. Istochnikovedenie v strukture istoricheskogo znaniya: neoklassicheskaya model' nauki // Ucheny'e zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obshhestvenny'e i gumanitarny'e nauki. 2017. № 5 (166). S. 44-51.
16. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1823. Ch. 1. Kn. 3. 177-264 s.
17. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1823. Ch. 1. Kn. 2. 89-176 s.
18. Zhurnal izyashhny'x iskusstv. SPb.: Tip. Grecha, 1823. Ch. 1. Kn. 4. 265-348 s.
19. Orlov A. A. Lankasterskie shkoly' v Rossii vnachale XIX v. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholoxova. 2013. № 1. S. 11-20.
20. Zin^kovskij V. V. Istoriya russkoj filosofii. L.: E'go, 1991. Ch. 1. 222 s.
21. Nikolaeva T. A. Filosofskie iskaniya russkogo masonstva XIX v. // Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. 2010. T. 13. № 2. S. 403-407.
22. Pis*mo pensionera Obshhestva pooshhreniya xudozhnikov A. Bryullova P. A. Kikinu // Zhurnal izyashhny*x iskusstv. 1825. Ch. 2. Kn. 3. S. 79-80.
23. Belyaev N. S. Russkie literatory* XVIII veka — konferencz-sekretari Imperatorskoj Akademii xudozhestv (A. M. Salty*kov, F. X. Fel*kner, A. F. Labzin) // XVIII VEK. SPb.: Institut russkoj literatury* (Pushkinskij dom) RAN, 2013. T. 27. S. 262-276.
24. Varnek V. Grigorovich Vasilij Ivanovich i ego sem*ya / Proza. ru. [E*lektronny*j resurs]. URL: http: proza.ru. (data obrashheniya: 01.12.2020).
25. Dolgopolov V. G. Ad fontes: tendencii v istochnikovedenie poslednix desyatiletij [E*lektronny*jresurs]. URL: http: voxmediiaevi.com/2018-2dolgopolov. (data obrashheniya: 25.11.2020).
26. Russkie e*steticheskie traktaty* pervoj treti 19 veka /sost., vstup. st. i primech. Z. A. Kamenskogo. M.: Iskusstvo. 1974. T. 1. 408 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Василенко В. В. — д-р ист. наук, доц.; vasilvika@yandex.ru SPIN-код 7193-7444
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vasilenko V.V. — Dr. Habil.; Ass. Prof.; vasilvika@yandex.ru SPIN 7193-7444