Научная статья на тему 'Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» как «Хронотоп» единства времени и места самоорганизации научного сообщества'

Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» как «Хронотоп» единства времени и места самоорганизации научного сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН. СОЦИАЛЬНЫЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / ПРИНЦИП "ХРОНОТОПА" В ЕДИНСТВЕ ВРЕМЕНИ И МЕСТА / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ЖУРНАЛА / ОТРАЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ ШКОЛ РЕГИОНА И НАУКИ В ЦЕЛОМ / "IZVESTIYA OF THE SAMARA RAS SCIENTIFIC CENTER. SOCIAL / HUMANITARIAN / MEDICOBIOLOGICAL SCIENCES" / THE "CHRONOTOPE" PRINCIPLE IN THE UNITY OF TIME AND PLACE / PRINTING ACTIVITY OF THE MAGAZINE / AS A REFLECTION IN TIME OF THE ACTIVITY OF SCIENCE SCHOOLS OF THE REGION AND OF SCIENCE IN GENERAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалова Вера Михайловна

Предмет статьи : аналитический обзор регламентирующих шифров публикации научных статей в журнале. Объект статьи: журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» как система единства времени и места публикации результатов актуальных научных исследований. Цель работы: подготовка актуального контента статей журнала к размещению в открытой печати через работу с авторами, представителями различных научных школ. Методология работы : анализ контента шифров регламентирующих научные публикации, синтез традиций научных школ региона в процессе подготовки актуальных статей международного уровня. Результаты работы: аналитический обзор шифров научных специальностей, выявленный научно-методический принцип единства времени и места хронотоп, направления самоорганизации научного сообщества вокруг публикационной активности журнала в рамках предметных, смежных, межпредметных и междисциплинарных областей научной деятельности. Область применения результатов: научное сообщество, как авангардная среда софиосферы, влияет и формирует современный мир, а также и способы функционирования человека в техносфере, закономерном этапе существования культуры, в целом. Действующая модель актуального и современного журнала, который создается российскими учеными в регионе, но направлен решать проблемы науки в целом, включая международный уровень интеграции и цитирования WoS и SCOPUS. Вывод. Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», отражает принцип «хронотопа», соединяя в единство времени и места, представления о мире (социальное) и человеке (гуманитарное), формах адаптивной жизнедеятельности, восстановлении процессов жизни человека (медико-биологическое) в экстремальных видах его труда в техносфере: катастрофы, войны, авиационная и космическая сфера, где человеку приходится решать главные вопросы выживания и профессионального функционирования. Сама научная информация и ее актуальность во времени в каждом регионе имеет «какую-то свою едва уловимую особость, местную уникальность. Её легко почувствовать, трудно зарегистрировать социологический инструмент слишком груб и неточен. Тем не менее, такими инструментальными возможностями обладают культурная антропология», «сравнительная лингвистика» [1, С. 60-93, 19], педагогика и психология, как области социальной деятельности каждого человека, а также восстановительная медицина, что непротиворечиво реализуется в рамках уже сложившихся научных школ Самарского региона в рамках общей тенденции к междисциплинарности [2, c.10-13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АCADEMIC JOURNAL "IZVESTIYA OF THE SAMARA RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES SCIENTIFIC CENTER. SOCIAL, HUMANITARIAN, MEDICOBIOLOGICAL SCIENCES" AS A "CHRONOTOPE" OF THE UNITY OF TIME AND PLACE OF SELF-ORGANIZATION OF ACADEMIC COMMUNITY

Subject matter of the article: the analytical review of the regulating marking of the publication of scientific articles in the journal. Subject of the article: Аcademic journal "Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences" as a system of the unity of time and place of the publication of the results of urgent scientific researches. Work objective: the preparation of the latest content of the magazine articles for printing publicly by cooperation with authors, representatives of different schools of sciences. Work strategy: the analysis of the content of the markings that regulate academic publications; the synthesis of the traditions of the academic schools of the region in the course of preparation of the latest international articles. Performance: the analytical review of the marking of academic occupations, the clarified methodological principle of unity of time and place a chronotope, the ways of self-organization of scientific community over the publication activities of the magazine within the confines of substantive, allied, intersubject and interdisciplinary fields of scientific work. Scope of the results: the scientific community as the vanguard environment of the sociosphere affects and forms the modern world, as well as the general ways of the man function in a technosphere, which is a natural stage of the culture existence. The active pattern of the modern magazine which is created by the Russian scientists in the region, and in the same time designed to solve science problems in general, including the international level of integration and quotation WoS and SCOPUS. Summary. Аcademic journal "Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences" reflects the "chronotope" principle, linking the ideas of the world (social) and of the person (liberal), the ideas of forms of adaptive activity, the recovery of the human life processes (medical and life) in an extreme types of activity in a technosphere: accidents, wars, the sphere of aviation and space the activities where the person have to solve the main issues of survival and professional functioning in unity of time and place. The scientific information itself and its significance in time in each region has "some scarcely perceptible peculiarity, local uniqueness. It's easy to feel it, but difficult to detect the sociological tool is too rough and inaccurate. Nevertheless, such tool can be found in cultural anthropology", "comparative linguistics", pedagogics and psychology as areas of social activity of each person, and also in restorative medicine. It is consistently carried out within the existing schools of sciences of the Samara region in the frame of the general tendency to interdisciplinarity.

Текст научной работы на тему «Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» как «Хронотоп» единства времени и места самоорганизации научного сообщества»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ -SCIENTIFIC LIFE=

УДК 001.8 (Общие вопросы науки и культуры. Общая методология. Научные и технические методы исследований. Научный анализ и синтез)

ЖУРНАЛ «ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН. СОЦИАЛЬНЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» КАК «ХРОНОТОП» ЕДИНСТВА ВРЕМЕНИ И МЕСТА САМООРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

© 2017 В.М.Привалова

Привалова Вера Михайловна, доктор культурологии, кандидат психологических наук, научный редактор журнала «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

E-mail: privalova@ssc.smr.ru

Самарский научный центр Российской академии наук. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 10.01.2017

Предмет статьи: аналитический обзор регламентирующих шифров публикации научных статей в журнале. Объект статьи: журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки» как система единства времени и места публикации результатов актуальных научных исследований. Цель работы: подготовка актуального контента статей журнала к размещению в открытой печати через работу с авторами, представителями различных научных школ. Методология работы: анализ контента шифров регламентирующих научные публикации, синтез традиций научных школ региона в процессе подготовки актуальных статей международного уровня. Результаты работы: аналитический обзор шифров научных специальностей, выявленный научно-методический принцип единства времени и места -хронотоп, направления самоорганизации научного сообщества вокруг публикационной активности журнала в рамках предметных, смежных, межпредметных и междисциплинарных областей научной деятельности. Область применения результатов: научное сообщество, как авангардная среда софиосферы, влияет и формирует современный мир, а также и способы функционирования человека в техносфере, закономерном этапе существования культуры, в целом. Действующая модель актуального и современного журнала, который создается российскими учеными в регионе, но направлен решать проблемы науки в целом, включая международный уровень интеграции и цитирования - WoS и SCOPUS. Вывод. Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», отражает принцип «хронотопа», соединяя в единство времени и места, представления о мире (социальное) и человеке (гуманитарное), формах адаптивной жизнедеятельности, восстановлении процессов жизни человека (медико-биологическое) в экстремальных видах его труда в техносфере: катастрофы, войны, авиационная и космическая сфера, где человеку приходится решать главные вопросы выживания и профессионального функционирования. Сама научная информация и ее актуальность во времени в каждом регионе имеет «какую-то свою едва уловимую особость, местную уникальность. Её легко почувствовать, трудно зарегистрировать -социологический инструмент слишком груб и неточен. Тем не менее, такими инструментальными возможностями обладают культурная антропология», «сравнительная лингвистика» [1, С. 60-93, 19], педагогика и психология, как области социальной деятельности каждого человека, а также восстановительная медицина, что непротиворечиво реализуется в рамках уже сложившихся научных школ Самарского региона в рамках общей тенденции к междисциплинарности [2, с.10-13].

Ключевые слова: Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки; принцип «хронотопа» в единстве времени и места; публикационная активность журнала; отражение во времени деятельности научных школ региона и науки в целом.

Важно отметить, со ссылкой на другие издания, что «современные ученые стараются задействовать как традиционные модели научной речи», а также и «другие регистры: публицистический, разговорный» [3, с.5]. Вместе с тем, как отмечается в указанном издании «амплитуда этого колебания достаточно внушительна и очевидна, что, на наш взгляд, нисколько не умаляет меру

научности, но открывает дополнительные выразительные возможности». Кроме того, сама ценность систематизации уже известных форм, таких как словари и ГОСТы, другие указатели и справочники, лишь помогает и дает дополнительный или уточняющий ракурс бытования научных систем знания во времени осмысления и по месту. Систематизация позволяет далее обратить вни-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

мание на уже имеющийся принцип науки по субъективации объективированных явлений -хронотоп, где «не мы говорим, а язык говорит» [3]. Понятие «хронотоп»[4], применительно к самоорганизации научной деятельности в научном журнале гуманитарного профиля аргументирует попытку «гуманитарной науки развернуть результаты своего производства в сторону доступности и утилитарности, с другой — о тенденции к немедленной каталогизации всякого знания, вызванной к жизни ощущением крайней шаткости и переменчивости миропорядка, в том числе и в интеллектуальной сфере» [5, с.5].

Дале рассмотрим закономерности имеющегося контента шифров тех специальностей, которые охватывает журнал Известия гуманитарного профиля, с момента такой самоорганизации научного сообщества Самарского региона, то есть с 2002 года по факту, а с 2008 года как научный контент, который формирует Российский индекс цитирования (РИНЦ) в НЭБ еЫЬгагу [6].

Шифр специальности. Формула специальности. Отрасль наук: педагогические науки, психологические науки. Специальность 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность. Области исследований: Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры: (пути усиления значимости физической культуры в современном обществе; научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры; физическая культура как часть общей культуры; физическая культура как социальное явление; историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры; прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе; дидактические проблемы физической культуры; факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования лю-

дей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы).

1.2. Управление в системе физической культуры: (менеджмент в системе физической культуры; маркетинг в системе физической культуры; управление физкультурным движением; управление физкультурной организацией; управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте).

1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств): (средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости; закономерности формирования двигательных навыков и умений; содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений; взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков; общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств); динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств); закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе; сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков).

1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.

1.5. Нормативная база физической культуры. 2. Теория и методика физического воспитания.

2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания: (дидактические проблемы базового физического воспитания; психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания; методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания; управление системой физического воспитания).

2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования: (направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования; особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формиро-

вание двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования; оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, средне-специальных и высших учебных заведениях; физическое воспитание как средство становления личности). 3. Теория и методика спорта. 3.1. Спорт как социальное явление: (социальные, воспитательные и педагогические функции спорта; историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта; международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления); история развития отдельного вида спорта). Система подготовки спортсменов. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике: (методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов; научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов). Соревновательная деятельность в спорте: стратегия и тактика соревновательной деятельности; структура соревновательной деятельности; управление соревновательной деятельностью; соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих). Общие основы подготовки спортсменов: (адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов; адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта; энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке; нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов; утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов; формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке; основы управления произвольными движениями; средства, методы и принципы спортивной подготовки). Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов: (техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов; тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов; психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов). Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов: (скоростные способности, методика их развития и совершенствования; силовые способности и силовая подготовка; координационные способности, методика их развития и совершенствования; гибкость, методика ее развития и совершенствования; выносливость, методика ее развития и совершенствования). Макроструктура процесса подготовки спортсменов: (структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов; структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тре-

нировочного процесса). Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов: (построение программ микроциклов; построение программ мезоциклов). Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов: (отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки; управление в системе подготовки спортсменов; контроль в спортивной тренировке). Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов: (моделирование в спорте; прогнозирование в спорте). Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов; спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур; десинхрони-зация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов; психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: (средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности; тренажеры в системе спортивной тренировки; деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте). Система подготовки юных спортсменов: (методология юношеского спорта; научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов; программирование тренировочного процесса юных спортсменов; содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта; теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля).

3.2. Теория и организация массового спорта: (содержание, методы и организация массового спорта; управление системой массового спорта; факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.

3.3. Система подготовки спортсменов военнослужащих: (методология военного спорта; управление системой подготовки спортсменов военнослужащих; теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах.

4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. 4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: (средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

профессиональной деятельности; педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих; история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.

4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: (средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий; взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств; перенос специальной физической тренированности; этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков; периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих; управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих).

5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.

5.1. Методология оздоровительной физической культуры: (дидактические основы оздоровительной физической культуры; организационно-методические основы оздоровительной физической культуры; управление системой оздоровительной физической культуры; системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях).

5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека: (средства, формы и методы оздоровительной физической культуры; содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп; оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний).

5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии: (содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий; системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий).

6. Теория и методика адаптивной физической культуры.

6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры: (цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры; средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры; программно-нормативные основы

адаптивной физической культуры; национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры).

6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.

6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов. 7. Психология физической культуры.

7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи.

7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры.

7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта.

7.4. Психология детского и юношеского спорта.

7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств).

7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений.

7.7. Психология личности и деятельности тренера.

7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры.

Шифр специальности: Отрасль наук: биологические науки, медицинские науки, психологические науки. 14.03.11 Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия. Формула специальности: Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия - комплексная специальность, занимающаяся изучением механизмов действия и разработкой методов применения природных и искусственных физических факторов, физических упражнений и других средств лечебной физкультуры, факторов традиционной терапии, улучшающих эффективность профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий у здоровых людей, спортсменов, больных и инвалидов с целью восстановления функциональных резервов организма человека или

компенсации утраченных функций и повышения уровня здоровья и качества жизни населения. Восстановительная медицина изучает закономерности процессов формирования и сохранения, восстановления и укрепления здоровья человека путем динамической оценки и коррекции адаптационных возможностей организма, определяет методологические основы профилактики заболеваний.

Спортивная медицина, включая лечебную физкультуру, изучает механизмы действия физических упражнений и нагрузок на лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и больных. Разрабатывает новые диагностические, лечебно-профилактические и восстановительные технологии, их использование для совершенствования физического развития и физической подготовленности человека. Курортология и физиотерапия изучает механизмы действия природных и искусственных физических факторов и разрабатывает лечебно-профилактические технологии их применения, в том числе в комплексе с традиционными методами лечения и биологически активными веществами растительного и животного происхождения. Области исследований:

1. Разработка теории и организационно-методических принципов восстановительной медицины, спортивной медицины и лечебной физкультуры, курортологии и физиотерапии как направления в медицине; ориентированного на создание системы охраны здоровья человека, профилактику и лечение заболеваний, психотравм и на медицинскую и психологическую реабилитацию больных и инвалидов. Разработка новых и оптимизация апробированных психотерапевтических методик для стабилизации эмоционально-волевой сферы спортсменов во время интенсивных физических нагрузок (соревнований).

2. Изучение механизмов действия лечебных физических факторов на адаптивную саморегуляцию функций с учетом специфики воздействия и состояния функциональных резервов организма человека в целях создания новых системно-аналитических, психофизиологических и информационных технологий и методов лечения больных, профилактики заболеваний, медицинской реабилитации пострадавших и повышения физической работоспособности. Анализ воздействия лечебных физических факторов на состояние и развитие высших психических функций человека.

3. Разработка новых диагностических, профилактических и лечебно-восстановительных технологий: лечебных физических факторов, средств лечебной физкультуры, факторов традиционной терапии в целях активного сохранения и восстановления здоровья при действии неблагоприятных факторов среды и деятельности, а также медицинской реабилитации больных.

4. Разработка методов рационального использования средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний, повышения физической работоспособности, эффективных мероприятий предупреждения заболеваний и травм у спортсменов, наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, медицинского контроля за функциональным состоянием лиц, занимающихся спортом, а также программ восстановления нарушенных функций и реабилитации спортсменов.

5. Разработка вопросов организации и оптимизации санаторно-курортного обеспечения, оздоровления и медицинской реабилитации на базе современных оздоровительных, профилактических и лечебно-восстановительных технологий, способов охраны и рационального использования курортных ресурсов. Обоснование алгоритма психокоррекционной работы штатных психологов санаторно-курортных учреждений с лицами, имеющими посттравматические последствия различной степени тяжести.

6. Разработка теоретико-методологических и прикладных проблем психологической коррекции, психологической реабилитации и психотерапии в восстановительной медицине, спортивной медицине, лечебной физкультуре, курортологии и физиотерапии; психологическое обеспечение психогигиены, психопрофилактики, восстановительного лечения и реабилитации.

7. Разработка фундаментальных и прикладных психологических проблем и психологического сопровождения восстановительного лечения, спортивной тренировки, лечебной физкультуры, курортологии и физиотерапии.

Шифр специальности: Отрасль наук: биологические науки, медицинские науки. Формула специальности: 14.03.08. Авиационная, космическая и морская медицина - научно-практическая область медицины, направленная на проведение прикладных системных исследований медицинских физиолого-гигиенических, психологических, инженерно-психологических и эргономических аспектов обеспечения жизнедеятельности, эффективности, надежности сохранения профессионального здоровья и продления профпригодности человека - оператора в специфических областях его социальной активности и трудовой деятельности: в авиации, космонавтике, морском деле и в присущих им специфичных средах обитания (авиационном и космическом полете и земных акваториях). Практическое значение данной специальности состоит в поддержании высокой работоспособности человека-оператора и экипажа в целом, его функциональных резервов, устойчивой мотивации на выполнение профессиональных задач, эффективности и надежности деятельности при испытаниях и эксплуатации авиационных, космиче-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

ских и морских социотехнических комплексов, а также сохранении профессионального здоровья и продлении профессионального долголетия на основе комплекса мероприятий обеспечения безопасности всех видов работ, социо- и физио-лого-гигиенического нормирования труда и условий деятельности, эпидемиологического анализа, мониторинга здоровья и качества жизни, врачебной экспертизы состояния здоровья, проведения реабилитационных и лечебно-восстановительных воздействий при выявлении нарушений и расстройств профессионального генеза. Социальная значимость данной специальности определяется ее гуманитарной, чело-векоохранной направленностью, достигаемой всесторонним комплексным учетом человеческого фактора при проектировании, создании, испытаниях и эксплуатации авиационной, морской и космической техники, разработкой системы медико-психологических, физиолого-гигиенических, инженерно-психологических и диагностико-восстановительных мероприятий для обеспечения профессиональной деятельности, всесторонней профессиональной адаптации человека, профилактики нарушений состояния его здоровья, повышения резистентности организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды и профессиональной деятельности, специального отбора и обучения операторов специального профиля. Области исследований:

1. Оптимизация взаимодействия человека-оператора и экипажа в целом с комплексом технических средств авиационной, морской и космической техники на основе учета закономерностей психического отражения, функционирования механизмов регуляции деятельности, эргономических и инженерно-психологических критериев адекватности построения средств отображения информации, органов управления, компоновки рабочего места и организации циклограммы деятельности.

2. Разработка медико-гигиенических методов и средств защиты организма человека-оператора и экипажа в целом от действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, нормирование дозовых и кумулятивных эффектов, организация многоуровневой каскадной защиты человека от повреждающего действия экстремальных факторов окружающей среды и применение биоадаптивных средств защиты и жизнеобеспечения, поиска и спасения членов экипажа, снижающих травматизм, предупреждающих риск развития опасных состояний и раннюю дисквалификацию по медицинским показаниям из-за возникновения профессиональных заболеваний.

3. Разработка медико-психологических методов и средств профессионального отбора, профориен-

тации и специальных видов подготовки (медицинской, физической, психофизиологической и др.) специалистов операторского профиля.

4. Разработка методов и средств врачебной экспертизы, диагностики, выявления и профилактики ранних нарушений состояния здоровья, активного проведения коррекционных программ для продления профессионального долголетия специалистов.

5. Повышение качества медицинского обеспечения профессиональной деятельности и безопасности работ экипажа в различных сферах применения авиационной, морской и космической техники, разработка методов и методик расследования инцидентов, происшествий при ее использовании и различных мер их профилактики.

6. Совершенствование организации и тактики медицинской службы во всех звеньях профессиональной и ведомственной медицины в мирное и в военное время, при ликвидации последствий аварий, катастроф, чрезвычайных происшествий.

7. Разработка теории методов и средств экспериментального и аналитического изучения функциональных систем, определяющих уровень функциональных резервов, психофизиологические возможности, течение адаптационно-приспособительных реакций, протекание процессов обучения и становления личности профессионала, включая методы лабораторного и математического моделирования, современные компьютерные технологии, макетирующие стенды, тренажеры, полунатурные и натурные модели.

Шифр специальности: Отрасль наук: педагогические науки. Формула специальности: Содержанием специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства. Области исследований: Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности. 1. Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования). 2. Генезис и

теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования. 3. Последипломное образование. 4. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях. 5. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. 6. Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования. 7. Внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование. 8. Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов. 9. Непрерывное профессиональное образование. 10. Подготовка специалистов в системе многоуровневого образования. 11. Современные технологии профессионального образования. 12. Образовательный менеджмент и маркетинг. 13. Образовательная среда профессионального учебного заведения. 14. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. 15. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира. 16. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами. 17. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления. 18 Отбор и структурирование содержания профессионального образования. 19. Гуманизация профессионального образования. 20. Педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования. 21. Диагностика качества профессионального образования. 22. Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства. 23. Проектирование локальных систем профессионального образования. 24. Понятийный аппарат профессионального образования. 25. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. 26. Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования. 27. Профессиональный консалтинг и консультационные услуги. 28. Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности. 29. Инновационные технологии в области профессионального образования. 30. Механизмы взаимодействия образования, науки и производства. 31. Профессиональное образование через всю жизнь. 32. Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием. 33. Формирование профессионального мировоззрения. 34. Уровни и типы учебных заведений профессионального образования. 35. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования. 36. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Шифр специальности: Отрасль наук: философские науки, исторические науки, социологические науки,

искусствоведение, культурология. Формула специальности: Содержанием специальности 24.00.01 -«Теория и история культуры» является исследование проблем современного состояния теории и истории культуры на ее различных исторических этапах. Основными объектами научных исследований в области указанной специальности являются результаты культурной деятельности народов, стран и континентов с момента возникновения различных культур в Эпоху Возрождения и до наших дней, процесс вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество как область науки и социальной практики. Исследуются процессы функционирования духовной культуры в обществе, тенденции социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры. Области исследований: 1. Исторические науки, искусствоведение, культурология: (Понятие культуры. Теоретические концепции культуры. Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры. История культурологических воззрений и понятий, представлений о сущности культуры. Морфология и типология культуры, ее функции. Культура и цивилизация в их историческом развитии. Культура и религия. Генезис культуры и эволюция культурных форм. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре. Факторы развития культуры. Возникновение и развитие современных феноменов культуры. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества. Традиции и механизмы культурного наследования. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство). Культура и общество. Культура и этнос. Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры. Традиционная, массовая и элитарная культура. Культура и национальный характер. Личность и культура. Культура и коммуникация. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения [7, с.5]. Экология культуры. Прогностические функции культуры. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции. Организация культурной жизни. Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре. Институты культуры и их функции в обществе. Культура профессиональных сфер деятельности (правовая, политическая, эконо-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

мическая, административная и др.). Культура и хозяйственно-экономическая жизнь общества). 2.Философские науки: (Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре. Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры. Культурология (научное знание о культуре) и культурфилософия (философское знание о культуре). Предыстория философии культуры. История культуры и история культурологии. Культура и цивилизация: общее, особенное и единоличное. Представления о культуре в Древности, Античности и Средневековье. «Открытие культуры». Эпоха Возрождения. Классическая концепция культуры. Гармония культуры и природы. Методология культурологических исследований. Роль исторических методов в исследовании культуры. Становление теории культуры. Естественное и искусственное в обществе. Культурно-исторический процесс. Просветительская концепция культуры. Культ разума в культуре (культура как разумность человека). Культура как «разумная природа» Ж.Ж.Руссо и натурализм в культуре. Критика цивилизации. Кантовская философия как «критика разума». Моральная ценность культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков в способности. От обучения и воспитания к образованию (к творческим способностям и моральному совершенствованию человека). Полемика с Руссо - антинатурализм и утопизм кантовской трактовки культуры. Романтическая философия культуры. Культура как «естественное» и «искусственное образование», приоритет свободы над необходимостью (Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Гегелевская философия «абсолютного духа» и культура. Историко-материалистическая философия культуры (К.Маркс). Позитивистская философия культуры (О.Конт, И.Бентам, Д.С.Милль). Аксиологическая философия культуры (В.Виндельбанд и Г.Риккерт). Символическая философия культуры Э.Кассирера. Неоромантическая философия культуры "Философии жизни". Экзистенциалистская философия культуры. Философская герменевтика как философия культуры. Психоаналитическая и неофрейдистская философия культуры (З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм). Социально-критическая философия культуры франкфуртской школы. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры. Постмодернистская философия культуры. Представление о культуре в Древней (киевской) Руси. Крещение Руси и реформация культуры: претензии православия быть культурой и возникновение ересей (сектантства). Духовная конфронтация России и Запада. Идея единения Руси как культурная парадигма -(«Слово о полку Игореве»). Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий с сыновьями, зодчие Великого

Новгорода, Киева, Владимира, Пскова, Изборска, Ростова Великого и Суздаля как Российское Возрождение. Петр Великий - начало европеизации России и идея западничества в культуре, а затем и в философии культуры (В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов). Российское просвещение и начало процесса формирования славянофильства (С.Е.Десницкий, М.М.Щербатов). Тема противостояния России и Запада - столкновения славянофильского и западнического путей развития российской культуры. Теория культурно исторических типов Н.Я.Данилевского как завершение процесса формирования русской философии культуры. Неокантианская и религиозно-метафизические концепции в российской философии культуры первой половины XX века (А.И.Введенский, Б.П.Вышеславцев, Г.И.Челпа-нов, И.И.Лапшин, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, Д.С.Мережковский, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, В.Ф.Эрн). Марксистская философия культуры в России XX века (А.А.Богданов, И.И.Иоффе, А.В.Луначарский, Г.В.Плеханов, М.Н.Покровский, Н.Н.Пунин, Ф.И.Шмит, Г.Г.Шпет). Культурологическая философия культуры (М.М.Бахтин и др.).

3. Социологические науки: (Предмет и основные направления социологии культуры. Взаимосвязь социологии культуры со смежными социологическими, антропологическими и философскими дисциплинами. Западная социология культуры как течение «понимающей» социологии. Культура как совокупность способов и приемов человеческой деятельности, многообразие подходов и изучение культуры в социологии. Понятие и виды субкультур. «Массовая культура» как социальный феномен. Социальные факторы развития культуры. Проблемы носителей культуры и их трансляция через поколения. Социальные условия развития массовой и народной культуры в современных условиях. Предмет социологии искусства. Социология литературы. Социология музыки. Социология театра. Социология кино. Социология телевидения. Социология печати и чтения. Сущность социологического анализа процессов художественного творчества. Теоретические исследования средств массовой коммуникации в социологии. Социокультурные концепции классической социологии. Социальные аспекты взаимодействия культуры и общественных реформ. Социокультурные последствия коммерциализации культуры. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов как условия культурной политики. Влияние социальной среды на современную духовную культуру (культура города, села, молодежная культура и др.). Воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры общества (предпринимательство, неформальные движения, инновационные

технологии и т.п.). Социология художественной культуры. Понятие культуры свободного времени. Социология формирования духовной культуры личности. Социальная экология личности и культуры, влияние природы на личность и общество. Проблемы прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов на прикладном уровне. Методология и методика исследования духовных интересов и потребностей людей. Исследование процессов оптимизации социокультурного воздействия на личность и превращение ее в субъект социально-культурного творчества. Ценности культуры как объект прикладной культурологии. Культурологическое образование как система гармонизации отношений человека и природы и усвоения экологической культуры. Механизм постижения ценностей культуры с учетом специфики общечеловеческих, национальных, региональных особенностей жизненной среды. Социологические проблемы реализации созидательного потенциала духовной культуры. Формирование интеллектуальных и практических навыков и умений художественного творчества и культурной деятельности. Механизмы создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизведения ценностей культуры как виды социальной деятельности. Усвоение способов культур-но-досугового творчества и общения. Социологический анализ удовлетворения и обогащения духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения. Анализ путей оптимизации деятельности социокультурных институтов и учреждений культуры. Изучение проблем подготовки и повышения профессиональной квалификации кадров социокультурной сферы.

В результатах научных исследований социальных процессов сегодня отмечается исследователями (Ю.М.Плюснин, В.А.Орлова), что для современного мира характерны последствия увеличивающейся территориальной циркуляции людей: а) состав любой местности становится все менее закрытым; в нем неизбежно увеличивается число лиц, родившихся вне ее; б) постепенно исчезают специфические культурные черты определенной местности (индивидуальность местной группы населения растворяется в потоке общего смешения); в) ослабевают проявления местного патриотизма; г) рост циркуляции людей означает и рост циркуляции социальных ценностей (идей, верований, вкусов, нравов, обычаев, убеждений); д) уменьшается социокультурная изолированность и проявления провинциализма, смягчается, как правило, религиозная и языковая нетерпимость, ослабляется действие факторов социального расслоения [8].

Ярко выраженную тенденцию к междисцип-линарности в сфере решения научных задач в ро-маногерманских языках отмечают авторы О.А.Кострова и Е.В.Беспалова. Статья посвящена анализу лингвистической проблематики XIII съезда Российского союза германистов в русле общей тенденции междисциплинарности. Выделяются традиционные сферы пересечения германистики со смежными гуманитарными областями, обеспечивающими взаимный трансфер знаний: политологией, историей, социологией, лин-гвокультурологией, и намечаются новые перспективные сферы взаимодействия, прозвучавшие в докладах: информатика, теория управления, теория устойчивого развития» [2, с.10-13].

И далее в указанной статье отмечены несколько общих тенденций. «В связи с проблемой глобализации все острее встает социокультурная проблема сохранности национальных языков в современном обществе. Выдвижение английского языка на роль lingua franca вытеснило из научного, а во многих случаях и из делового оборота языки, имеющие богатые культурные традиции. Этот процесс затронул и сферы изучения языков. В частности, в России немецкий язык практически выведен из государственной сферы: в школе изучается преимущественно английский язык [9, S. 234-243]. Однако спрос на немецкий язык в России не идет на спад: по данным Института имени Гете, озвученным в докладе Главы Московского представительства Немецкой службы академических обменов г-на Г.Бергхорна. Москва находится на 2-ом месте в мире по количеству заявок на изучение немецкого языка на курсах разного уровня. Другая сторона процесса глобализации имеет негативные последствия для английского языка, который утрачивает свою национальную специфику. Аналогичной опасности подвержен и немецкий язык, испытывающий на себе как мощную инвазию американизмов, так и волну опрощения под влиянием многочисленных разноязычных мигрантов» [2, с.10-13].

Вывод. Журнал «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», отражает принцип «хронотопа», соединяя в единство времени и места, представления о мире (социальное) и человеке (гуманитарное), формах адаптивной жизнедеятельности, восстановлении процессов жизни человека (медико-биологическое) в экстремальных видах его труда в техносфере: катастрофы, войны, авиационная и космическая сфера, где человеку приходится решать главные вопросы выживания и профессионального функционирования. Сама научная информация и ее актуальность во време-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

ни в каждом регионе имеет «какую-то свою едва уловимую особость, местную уникальность. Её легко почувствовать, трудно зарегистрировать -социологический инструмент слишком груб и неточен. Тем не менее, такими инструментальными возможностями обладают культурная антропология», «сравнительная лингвистика и филология,

как форма жизнеобеспечения культуры», педагогика и психология, как области социальной деятельности каждого человека, а также восстановительная медицина, что непротиворечиво реализуется в рамках уже сложившихся научных школ Самарского региона.

1. Плюснин Ю.М. Свои и чужие в русском провинциальном городе // Мир России. 2013. Том XXII. № 3. С. 60-93. С.19: https://www.hse.ru/data/2013/10/17/1279413111/2013 Plusnin Svoi-Chuzhie MR v22 n3 p60-93.pdf

2. Кострова О.А., Беспалова Е.В. Интердисциплинарные контексты германистики (по материалам XIII съезда российского союза германистов) // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 18, №1, 2016. С.10 - 13.

3. Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: к 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб., Институт логики, 2009, 168 с.: http://a-pesni.org/books/kratkii-illustr-slovar-kliche-2009.pdf

4. Хронотоп (от греч. chronos—время+topos—место; буквально времяпространство). Пространство и время—это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими — это экзистенциальнаязадача, которую человечество решает в своей истории, а человек — в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др. Х. — это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны...: http ://p sychology.academic.ru/

5. Клубков П.А. Из истории интерлингвистической мысли в России в конце XVIII — начале XIX вв. // Interlinguistica Tartuensis. III. История и современное состояние интерлингвистики. (Учен. зап. Тарт. ун-та, вып. 671). Тарту, 1984. С. 115-125; Клубков П.А. Взгляд на язык в истории культуры // История и филология: Проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий (Материалы межд. конф. 2-5 февраля 2000 года). Петрозаводск, 2000. С. 104-110; Клубков П.А. О целенаправленной работе СМИ над культурой русской речи населения (по материалам мониторинга) // Современная русская речь: состояние и функционирование: Сб. аналит. материалов. СПб., 2004. С. 183—194; Клубкова Т.В., Клубков П.А. Русский провинциальный город и стереотипы провинциальности // Русская провинция: миф—текст—реальность. М.; СПб., 2000. С. 20-30; Клубков П.А. Регион, край, краеведение как слова и понятия // Методология региональных исторических исследований: Материалы межд. семин. 19-20 июн. 2000 г. СПб., 2000. С. 23-25; Клубкова Т. В., Клубков П. А. Русский провинциальный город: стереотипы и реальность // Отечественные записки. 2006, № 5 (32). С. 258-269 и др.

6. Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки: http ://www.ssc.smr.ru/izvestiya human.html

7. Филология, по выражению П.А.Клубкова, не просто наука, а форма жизнеобеспечения культуры... с.5: http://a-pesni.org/books/kratkii-illustr-slovar-kliche-2009.pdf

8. Орлова В.А. Социально-философский анализ феномена российской провинциальности. Диссертация. кандидата философских наук. Тверь, 2005. Научная библиотека диссертаций и авторефератов: disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskii-analiz-fenomena-rossiiskoi-provintsialnosti#ixzz4XhYGM45v

9. См. об этом: Kostrova, O. Der Deutschunterricht an privaten Sprachschulen in Russland. Ulrich Ammon, Dirk Kemper (Hrsg.). Die deutsche Sprache in Russland. Geschichte, Gegenwart, Zukunftsperspektiven. München, Judicium. 2011. S. 234-243. (Germ.).

ÄCADEMIC JOURNAL "IZVESTIYA OF THE SAMARA RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

SCIENTIFIC CENTER. SOCIAL, HUMANITARIAN, MEDICOBIOLOGICAL SCIENCES" AS A "CHRONOTOPE" OF THE UNITY OF TIME AND PLACE OF SELF-ORGANIZATION

OF ACADEMIC COMMUNITY

© 2017 V.M.Privalova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vera M. Privalova, Doctor of cultural science, Candidate of psychology, Scientific editor of the journal "Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences".

E-mail: privalova@ssc.smr.ru

Samara Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences. Samara, Russia

Subject matter of the article: the analytical review of the regulating marking of the publication of scientific articles in the journal. Subject of the article: Academic journal "Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences" as a system of the unity of time and place of the publication of the results of urgent scientific researches. Work objective: the preparation of the latest content of the magazine articles for printing publicly by cooperation with authors, representatives of different schools of sciences. Work strategy: the analysis of the content of the markings that regulate academic publications; the synthesis of the traditions of the academic schools of the region in the course of preparation of the latest international articles. Performance: the analytical review of the marking of academic occupations, the clarified methodological principle of unity of time and place - a chronotope, the ways of self-organization of scientific community over the publication activities of the magazine within the confines of substantive, allied, intersubject and interdisciplinary fields of scientific work. Scope of the results: the scientific community as the vanguard environment of the sociosphere affects and forms the modern world, as well as the general ways of the man function in a technosphere, which is a natural stage of the culture existence. The active pattern of the modern magazine which is created by the Russian scientists in the region, and in the same time designed to solve science problems in general, including the international level of integration and quotation - WoS and SCOPUS. Summary. Academic journal "Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences" reflects the "chronotope" principle, linking the ideas of the world (social) and of the person (liberal), the ideas of forms of adaptive activity, the recovery of the human life processes (medical and life) in an extreme types of activity in a technosphere: accidents, wars, the sphere of aviation and space - the activities where the person have to solve the main issues of survival and professional functioning - in unity of time and place. The scientific information itself and its significance in time in each region has "some scarcely perceptible peculiarity, local uniqueness. It's easy to feel it, but difficult to detect - the sociological tool is too rough and inaccurate. Nevertheless, such tool can be found in cultural anthropology", "comparative linguistics", pedagogics and psychology as areas of social activity of each person, and also in restorative medicine. It is consistently carried out within the existing schools of sciences of the Samara region in the frame of the general tendency to interdisciplinarity.

Keywords: Academic journal "Izvestiya of the Samara RAS scientific center. Social, humani-tarian, medicobiological sciences"; the "chronotope" principle in the unity of time and place; printing activity of the magazine; as a reflection in time of the activity of science schools of the region and of science in general.

1. Pliusnin Iu.M. Svoi i chuzhie v russkom provintsial'nom gorode ("Locals" and "aliens" in Russian provincial town). Mir Rossii. 2013. Tom XXII, no. 3. S. 60-93. S.19: https://www.hse.ru/data/2013/10/17/1279413111/2013

Plusnin Svoi-Chuzhie MR v22 n3 p60-93.pdf

2. Kostrova O.A., Bespalova E.V. Interdistsiplinarnye konteksty germanistiki (po materialam XIII s"ezda rossiiskogo soiuza germanistov) (Interdisciplinary contexts of Germanic studies: discussing the results of the 13th congress of Russian Germanists). Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. T. 18, no.1, 2016. S.10-13.

3. Kratkii illiustrirovannyi slovar' klishe i stereotipov: k 60-letiiu Pavla Anatol'evicha Klubkova (The laconic illustrated dictionary of cliches and stereotypes: to Pavel Anatolyevich Klubkov's 60th anniversary). SPb., Institut logiki, 2009, 168 s.: http ://a-pesni.org/books/kratkij -illustr-slovar-kliche-2009.pdf

4. Khronotop (ot grech. chronos—vremia+topos—mesto; bukval'no vremiaprostranstvo). Prostranstvo i vremia—eto samye surovye opredeliteli chelovecheskogo bytiia, eshche bolee surovye, chem sotsium. Preodolenie prostranstva i vremeni i ovladenie imi — eto ekzistentsial'naiazadacha, kotoruiu chelovechestvo reshaet v svoei istorii, a chelovek — v svoei zhizni. Chelovek sub"ektiviruet prostranstvo i vremia, raz"ediniaet, ob"ediniaet ikh, transformiruet, obmenivaet i prevrashchaet odno v dr. Kh. — eto zhivoe sinkretichnoe izmerenie prostranstva i vremeni, v kotorom oni nerazdel'ny (Chronotope (from Greek "chronos" - time + topos - place; literally space-time continuum). Space and time are the most severe determinants of the human life, even more severe than society. Overcoming space and time and mastering them is an existential goal which the mankind is solving in its history, and the person - in his life. The person subjectify space and time, separates, unites them, transforms, exchanges and turns one into the other Chronotope - this is live syncretical measurement of space and time in which they are inseparable)...: http://psychology.academic.ru/

5. Klubkov P.A. Iz istorii interlingvisticheskoi mysli v Rossii v kontse XVIII — nachale XIX vv. (From the history of the interlinguistic idea in Russia at the end of XVIII - the beginning of the XIX centuries). Interlinguistica Tartuensis. III. Istoriia i sovremennoe sostoianie interlingvistiki. (Uchen. zap. Tart. un-ta, vyp. 671). Tartu, 1984. S. 115-125; Klubkov P.A. Vzgliad na iazyk v istorii kul'tury (Take on a language in the history of culture). Istoriia i filologiia: Problemy nauchnoi i obrazovatel'noi integratsii na rubezhe tysiacheletii (Materialy mezhd. konf. 2-5 fevralia 2000 goda). Petrozavodsk, 2000. S. 104-110; Klubkov P.A. O tselenapravlennoi rabote SMI nad kul'turoi russkoi rechi naseleniia (po materialam monitoringa) (On stable work of mass media on culture of the Russian speech of the population (according to monitoring materials)). Sovremennaia russkaia rech': sostoianie i funktsionirovanie: Sbornik analiticheskikh materialov (....). SPb., 2004. S. 183—194; Klubkova T.V., Klubkov P.A. Russkii provintsial'nyi gorod i stereotipy provintsial'nosti (Russian provincial town and provinciality stereotypes). Russkaia provintsiia: mif—tekst—real'nost'. M.; SPb., 2000. S. 20-30; Klubkov P.A. Region, krai, kraevedenie kak slova i poniatiia (Region,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

territory, area study in words and concepts). Metodologiia regional'nykh istoricheskikh issledovanii: Materialy mezhdunarodnogo seminara 19-20 iiunia 2000 g. SPb., 2000. S. 23-25; Klubkova T.V., Klubkov P.A. Russkii provintsial'nyi gorod: stereotipy i real'nost' (Russian provincial town: stereotypes and reality). Otechestvennye zapiski. 2006, № 5 (32). S. 258-269.

6. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki Academic journal "Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences"): http://www.ssc.smr.ru/izvestiya human.html

7. Filologiia, po vyrazheniiu P.A.Klubkova, ne prosto nauka, a forma zhizneobespecheniia kul'tury... s.5(According to P.A.Klubkov, philology, is not just science, but a form of life support of culture ... page 5): http://apesni.org/books/ kratkii-illustr-slovar-kliche-2009.pdf

8. Orlova V.A. Sotsial'no-filosofskii analiz fenomena rossiiskoi provintsial'nosti. Dissertatsiia... kandidata filosofskikh nauk (Social and philosophical analysis of the phenomenon of Russian provinciality. Thesis . Philosophy Doctor). Tver', 2005. Nauchnaia biblioteka dissertatsii i avtoreferatov disserCat: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskii-analiz-fenomena-rossiiskoi-provintsialnosti#ixzz4XhYGM45v

9. См. об этом: Kostrova O. Der Deutschunterricht an privaten Sprachschulen in Russland. Ulrich Ammon, Dirk Kemper (Hrsg.). Die deutsche Sprache in Russland. Geschichte, Gegenwart, Zukunftsperspektiven. München, Judicium. 2011. S. 234-243 (Germ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.