Время науки
The Times of Science
Буслаева Ольга Юрьевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет искусств, социальных и гуманитарных наук магистратура (2-й год обучения)
Научный руководитель: Л.И. Решетова, канд. филол. наук, доцент
ЖУРНАЛ «АРТИСТ» В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ
КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
Аннотация:
В статье охарактеризован театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист» (1889-1895 гг.). Издание рассмотрено в контексте
становления массовой культуры в России. Проанализирован вклад журнала в решение задачи формирования эстетических и культурных потребностей читателей, сформулированной издателями журнала как «воспитание хорошего вкуса у публики».
Ключевые слова:
журнал «Артист», периодические издания XIX в., массовая культура
Русский иллюстрированный театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист» выходил в печать шесть полных лет -с 1889 года по 1895 год. Издателем и редактором «Артиста» был Федор Александрович Куманин (1855-1896) - знаменитый театральный критик и переводчик.
Журнал занимал ведущее положение среди изданий театральной периодики последней трети XIX века в нашей стране. В справочно-библиографических изданиях и научных статьях, посвященных периодическим журналам XIX в., «Артист» рассматривается чаще всего как театральное издание [1, 2]. А.В. Жилина в своем диссертационном исследовании представила журнал «Артист» в историколитературном контексте [3].
На наш взгляд, журнал так же имел огромное значение в контексте становления массовой культуры в России.
В конце XIX столетия шел процесс формирования новой аудитории, для которой «Артист» являлся средством приобщения к художественной жизни государства. Журнал по праву может считаться одним из первых средств массовой коммуникации XIX века в России.
№1
Buslaeva O.Y. О.Ю.Буслаева
Первое издание «Артиста» увидело свет осенью 1889 года. Автором программной статьи стал В.А. Гольцев - известный русский журналист, публицист и литературный критик, учёный и общественный деятель, доцент Московского университета, редактор «Юридического вестника», «Русского курьера», «Русской мысли» и сотрудник «Русских ведомостей».
В программной статье были обозначены критерии хорошего вкуса, а также потребность в его выработке у аудитории. В.А. Гольцев характеризовал современную ему ситуацию как: «годы, которые знаменуются у нас, с одной стороны, упадком драматического творчества, а с другой увеличением и улучшением запросов к театру со стороны общества» [4, с. 5].
Автор также обозначал направленность «Артиста» на все виды искусства. В.А. Гольцев подчеркивал, что в театре у каждого искусства есть своя важная роль, без этого театра как такового не состоялось бы. История публикаций журнала, где значительное внимание уделялось вопросам живописи и музыки, доказывает нацеленность издания на художественную деятельность общества в целом.
Программную статью завершала декларация главной цели создания «Артиста»: «Служить искусству и художнику, служить эстетическим и
нравственным интересам русского общества - вот великая задача, которая может быть достигнута только совокупными усилиями всех людей, преданных искусству, науке и философской мысли. Принять посильное участие в этой работе думает и наш журнал, который приступает к делу с доброй волей и полным беспристрастием» [4, с. 5].
Проблема воспитания хорошего вкуса у публики не могла быть сформулирована и оформлена в целостную программу в первой половине XIX столетия, так как потребитель культуры этого периода уже обладал всеми необходимыми качествами, соответствующим воспитанием и образованием. Проблема хорошего вкуса стала актуальна и возможна именно в период формирования массовой культуры и появления новой аудитории в России в последней трети XIX столетия.
В условиях политической, социальной и художественной ситуации последней трети XIX века задача «Артиста» сводилась, с одной стороны, к тому, чтобы выступать площадкой для дискуссий об искусстве и его развитии, а с другой стороны, к воспитанию нравственных и эстетических идеалов современной публики.
Структура «Артиста» была выработана уже в первой книге, вышедшей в печать осенью 1889 года. В дальнейшем последующие издания придерживались данной структуры. С течением времени композиция журнала претерпевала лишь
/28^ ^"
2014
Время науки
The Times of Science
незначительные изменения. По нашему мнению, это связано с той целью, которую ставили перед собой издатели «Артиста». Композиция журнала была призвана помочь в решении задачи воспитания будущего потребителя культуры. Основными ее элементами являются такие части, как публикации литературных, в том числе драматургических произведений, критические очерки по самым разным вопросам художественной деятельности и различных видов искусств, обозрение современной художественной жизни российских и зарубежных городов, а также рекламные блоки.
Первый раздел «Артиста» отвечал декларируемой цели издания, а именно просвещению публики и развитию у нее хорошего вкуса за счет предоставления читателю обширного художественного материала для изучения.
Второй раздел журнала был посвящен вопросам эстетики и критики. Здесь были представлены статьи, заметки, эссе современных критиков и деятелей художественной жизни, что позволяло читателю ориентироваться в обширном и многообразном мире искусства и культуры.
Так, например, в 1889 в первой книге «Артиста» была опубликована статья под названием «По дороге из театра» известного российского литературоведа Алексея Николаевича Веселовского, брата Александра Николаевича Веселовского. В статье «Артиста» А.Н. Веселовский рассуждал о природе смеха и судьбе комедии. Свои мысли на этот счет автор оформил как случай из частной жизни москвича. Он описал теплый и душный весенний московский день от лица случайного зрителя, который не знает, как ему провести этот вечер и, в конце концов, увидев театральную афишу, решает, что именно в театре лучше провести время, чем где-либо еще. В статье фиксировалось современное положение комедии: «Между тем комедия видимо понижается в глазах массы; в нее закладывается грошовый, пошлый юмор уличных листков» [5, с. 43]. Работа А. Веселовского была направлена на воспитание вкуса зрителя. Она была призвана помочь отличить и выделить достойное произведение искусства и дать читателю некие ключи для анализа той или иной постановки.
Третий раздел «Артиста» содержал в себе материалы для широкого обзора событий культурной жизни российских и зарубежных городов. Задачей данного раздела являлось стремление сформировать целостное представление о художественной жизни мира в целом через освещение отдельных ее событий в разных уголках нашей страны и зарубежья, а также увлечь читателя, заинтересовать его необычными фактами, историями. Нередко для аудитории здесь представлялась обратная сторона искусства и функционирования институтов художественной жизни. Все это позволяло читателю лучше понять разнообразный мир культуры.
_____________________________ С 29}
2013
Buslaeva O.Y. О.Ю.Буслаева
«Артист» от изданий первой половины XIX века отличала направленность на более демократическую публику и разнообразие публикуемого материала. В отличие от журналов более позднего времени, например «Русского богатства», «Артист» представлял собой ориентированное исключительно на вопросы художественной жизни периодическое издание, которое по своим задачам и контенту не было проводником определённой идеологии. Если посмотреть историю журналистики XIX века, то таких примеров найдется не много. Как правило, это были либо узкоспециализированные газеты и журналы, либо просуществовавшие совсем недолго начинания редакторов.
Наиболее успешный и известный опыт подобной работы был проделан русским театральным и художественным деятелем С.П. Дягилевым, который стал вместе с русским художником и историком искусства А.Н. Бенуа, основоположником и редактором знаменитого на весь мир журнала «Мир искусства». Издание начало выходить в свет спустя три года после прекращения выпуска «Артиста» в 1898 году и издавалось вплоть до 1904 года.
Издатели «Артиста» и «Мира искусства» ставили перед собой схожие задачи. Оба журнала, а «Мир искусства» в особенности, выступали в качестве рупоров современной художественной жизни и ее новых веяний. Можно предположить, что последнее издание было в какой-то степени наследником и правопреемником «Артиста».
Литература:
1. Артист [М., 1889-1895] //Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник. - М.: Гос. изд-во. полит. лит., 1959. - С. 689-690.
2. Борзенко В. Русские театральные журналы и газеты XIX века / / Наше наследие: историко-культурный журнал [Электронный ресурс]. М., бг. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php (дата обращения - 11.01.2013).
3. Жилина А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890-х годов: дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.01 /Омк. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского.- Омск, 2011. - 153 с.
4. Гольцев В.А. Вступительная статья // Артист. Театральный, музыкальный и художественный журнал. Кн. I. - Москва, 1889. - С. 4-5.
5. Веселовский А. По дороге из театра// Артист. Театральный, музыкальный и художественный журнал. Кн. I. - Москва, 1889. - С.40-44.
2014