Научная статья на тему 'Жозеф де месте: христианство и свобода. К истории крепостного права в России'

Жозеф де месте: христианство и свобода. К истории крепостного права в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
780
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР / ХРИСТИАНСТВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / РАБСТВО / СВОБОДА / КРЕПОСТНОЕ ПРАВО / РЕВОЛЮЦИЯ / КСАВЬЕ ДЕ МЕСТР / ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I / JOSEPH DE MAISTRE / CHRISTIANITY / STATE / SOCIETY / SLAVERY / FREEDOM / SERFDOM / REVOLUTION / XAVIER DE MAISTRE / EMPEROR ALEXANDER I

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егорова Елена Эдуардовна

В статье рассматриваются представления де Местра о ключевой роли христианства в становлении идеи личной свободы человека в новоевропейской культуре в связи с его видением будущего развития России той эпохи. На богатом эмпирическом материале прослеживается важнейшая концепция религиозно-политической программы де Местра о необходимости взаимосвязанного развития религиозного чувства и гражданского самосознания, что только и может уберечь Россию, никогда не знавшую строгой правовой культуры, от грядущих революционных потрясений. Этот комплекс идей представляет особенный интерес: во-первых, ввиду того, что рекомендации Ж. де Местра оказали серьезное влияние на внутреннюю политику России в XIX веке; во-вторых, в силу того, что многие отмеченные им российские исторические дилеммы не утратили свою актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOSEPH DE MAISTRE; CHRISTIANITY AND FREEDOM. TO THE PROBLEM OF SERFDOM IN RUSSIA

He article deals with de Maistre presentation of the key role of Christianity in the formation of the idea of personal freedom in modern European culture due to his vision of the futme development of Russia that era. On the rich empirical material traced the most important concept of the religious and political program de Maistre the need interconnected development of religious feeling and civic consciousness that alone could save Russia, had never known the strict legal culture, coming from 36 the revolutionary upheavals. This set of ideas is of particular interest: firstly, due to the fact that the recommendations of Joseph de Maistre had a serious impact on the internal policy of Russia in the XIX century; secondly, due to the fact that many of them marked with the Russian historical dilemmas they have not lost their relevance.

Текст научной работы на тему «Жозеф де месте: христианство и свобода. К истории крепостного права в России»

яля

УДК 930.85 ББК 6.3

жозеф де местр: христмаиство и свобода. к истории крепостного права в России.

Егорова Елена Эдуардовна,

искусствовед, «Музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой»;

125047, Россия, Москва, переулок Тверской-Ямской 2-й, д. 10,

Elegoryba@gmail.com

Аннотация:

в статье рассматриваются представления де Местра о ключевой роли христианства в становлении идеи личной свободы человека в новоевропейской культуре в связи с его видением будущего развития России той эпохи. На богатом эмпирическом материале прослеживается важнейшая концепция религиозно-политической программы де Местра - о необходимости взаимосвязанного развития религиозного чувства и гражданского самосознания, что только и может уберечь Россию, никогда не знавшую строгой правовой культуры, от грядущих революционных потрясений. Этот комплекс идей представляет особенный интерес: во-первых, ввиду того, что рекомендации Ж. де Местра оказали серьезное влияние на внутреннюю политику России в XIX веке; во-вторых, в силу того, что многие отмеченные им российские исторические дилеммы не утратили свою актуальности.

Ключевые слова:

Жозеф де Местр, христианство, государство, общество, рабство, свобода, крепостное право, революция, Ксавье де Местр, Император Александр I.

Один из крупнейших интеллектуалов начала 19 века, незаурядный дипломат и политик, граф Жозеф де Местр, оказал значительное влияние на политическую и философскую мысль начала XIX века. Волею судеб попав в Россию, он оставил обширное литературное наследие, сохранившиеся, в том числе, в виде переписки, как частной, так и проходившей по дипломатическому ведомству.

Родился граф Жозеф де Местр 1 апреля 1753 года в Шамбери, в Савойе. В молодости он изучал право в Туринском университете, занимал должность сверхштатного прокурора при сенате, позднее стал сенатором. Но на его долю

выпала горькая участь стать изгнанником. Его родина - Сардинское королевство, было оккупировано Францией, а позднее - поделена между Францией, Италией и Швейцарией. Трагические обстоятельства разлучают его с семьей, с которой он воссоединяется только спустя 12 лет, находясь, все это время, в тесной переписке с близкими людьми.

В 1803 году он получает от Сардинского короля Виктора Эммануила назначение послом в Россию, и в мае прибывает в Санкт-Петербург, где воссоединяется с младшим братом Ксавье, который еще в 1800 году, в период похода Суворова через Альпы, присоединился к русской ар-

мии. Спустя два года, к Жозефу де Местру присоединяется сын Рудольф. С благословения императора Александра I, в декабре 1806 года он становится кавалергардом - поступает в гвардию в чине корнета1. До отъезда Местров из Санкт-Петербурга, он служит офицером, пройдя кампанию 1812 года, и в войсках победителей вступив в Париж.

Посланник павшего под ударами Наполеона Сардинского королевства, столица которого находилась в Пьемонте, де Местр проживал в Санкт-Петербурге с 1803 по 1817 год, но еще 1801 году ему довелось увидеть сражение между французскими и русскими войсками, под руководством Суворова. Вскоре он так написал об этом событии: «Вот они, скифы и татары, пришедшие сюда с Северного полюса, чтобы перерезать с французами друг другу горло. Две мысли не дают мне покоя, когда я вижу, как они маршируют. Зачем они здесь? Сколько из них вернется? Они говорят о вторжении во Францию как о несомненно увеселительной прогулке»2. Это было в некоем роде предзнаменование его дальнейшей судьбы, ибо в «стране диких скифов» ему пришлось прожить долгие годы. В 1803 году он вручил верительные грамоты императору Александру I, и покинул страну только в 1817 году, пережив нашествие Наполеона, и его падение.

Посланник Савойи был вхож в лучшие дома Российской империи - Строгановых, Гагариных, Барятинских, Н.А. и П.А. Толстых, княгини Е.Н. Вяземской, графа В.П. Кочубея, и др. Среди адресатов его переписки были адмирал Чичагов, с которым его связывала глубокая дружба, княгиня Белосельская-Белозерская, Александр Стурзда и его сестра, фрейлина императрицы Роксандра Стурдза-Эдлинг3, С.С. Уваров, и многие другие.

Брат дипломата, Ксавье де Местр навсегда остался в России. Благодаря дружбе старшего брата с адмиралом Чичаговым, он стал первым директором Морского музея. Также, он был известным литератором и художником-любителем. Граф Ксавье де Местр был супругом Натальи Кирилловны Загряжской, которой Наталья

1 «Соответствует чину поручика в армии» -прим.Ж. де Местра.// Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 78.

2 Берти ДЖ. Россия и итальянские государства в период Рисорджименто. М., 1959. С. 239.

3 Маркович А. Жозеф де Местр и Сен-Бёв в письмах к Роксандре Стурдзе-Эдлинг.// Литературное наследство, Том 33/34. С. 379.

Гончарова приходилась внучатой племянницей. Близок он был и семье Пушкина. Сохранились акварели, написанные его рукой, изображавшие мать поэта и самого Пушкина в младенчестве. Взгляды де Местров на мироустройство находят отголоски в литературных трудах А.С. Пушкина.

Мнение де Местра о процессах, происходивших в обществе, представляется чрезвычайно важным. По отзывам современников это был глубокий человек с необычайно острым интел-лектом4, который оказал огромное влияние на взгляды аристократического общества на природу религии и власти. Связь религии и власти представлялась дипломату несомненной, ибо одно не должно существовать без другого: ни религия не может существовать без поддержки власти, ни, тем более, власть не способна управлять, не опираясь на религию.

По мнению Н.А. Бердяева, глубоко исследовавшего творчество и переписку де Местра, по глубине религиозности сознания он являлся духовным аристократом и глубоким мистиком, творчество которого необходимо изучать, а «его ожидания новой эпохи Духа Св. очень близки ожиданиям русской религиозной жизни»5. Граф де Местр фактически предсказал революцию и её ужасный характер, но «он понимал не только сатанический характер революции, но и ее своеобразное величие, видел в ней действие Божьего промысла»6, и полагал неизбежным карающее возмездие Провидения, посылаемое человечеству за недостойные поступки7. Этическая сторона поступков в политике для него была главенствующей.

В 1811 году де Местр подал князю А.Н. Голицыну записку о государственном устройстве, в который были приведены цитаты из его труда о России, позднее опубликованных под названием «Четыре неизданных главы о России». Эта записка была передана императору Александру

4 «Граф Местр точно должен быть великий мыслитель: о чем бы ни говорил он, все очень занимательно, и всякое замечание его так и врезывается в память, потому что заключает в себе идею прекрасно выраженную; «...» Ума палата, учености бездна, говорит как Цицерон, так убедительно, что нельзя не увлекаться его доказательствами «...» - Жихарев С.П. Записки современника. М., Л., 1955. С. 318, 390-391. Цит.по: «Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 4».

5 Бердяев Н.А. Жозеф де Местр и масонство. // «Путь. Орган Русской религиозной жизни». - Париж, 1926 г., № 4. - с. 185. ,185].

6 Там же, с. 184.

7 Санкт-Петербургские вечера, с. 13-22.

I, после ознакомлений с которой, в начале 1812 года, царь предложил стать графу де Местру редактором всех официальных сообщений8, исходивших непосредственно от него самого. Как писал посланник: «За мной наблюдали десять лет, прежде чем сделать это предложение9». Савой-ский дипломат становится доверенным лицом и частным советником Императора, находясь «при его особе»10. Так же, через графа Толстого, де Ме-стра приглашают поступить официально на русскую службу, на что он отвечает отказом, желая остаться верным Сардинскому королю, официальным посланником коего он по-прежнему является. Но де Местр становится неофициальным советником. Ряд исследователей считает, что решение о ссылке Сперанского, некоторые свои внешнеполитические шаги во время войны, Александр предпринял именно под влиянием знаменитого дипломата11.

Но, все же, несмотря на доверие и дружбу императора, ему пришлось покинуть Россию. Это был связано с обвинениями со стороны могущественных врагов де Местра в прозелитизме , а также резкого ухудшения12 отношения императора Александра I к католическому ордену иезуитов, с которым граф был тесно связан. А 28 мая 1817 г. семья дипломата на линейном корабле «Гамбург» отплыла из России навсегда, оставляя в душе горячую любовь к нашей стране и искреннюю благодарность к императору Александру I и близким друзьям.

В 1819 году де Местр издает книгу «О Папе», в которой «автор исключает Россию из Европы, полагает, что в нынешнем ее положении ей придется выбирать между рабством и революцией, спасти же её от этого может только католицизм»13 . После публикации этой книги император Александр Павлович был крайне разгневан на дипломата. А еще через полтора года, 26 февраля 1821г., де Местр в Турине скончался от апоплек-

8 «Конфиденциальным советником и доверенным секретарем» - прим. Ж. де Местра. // Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. С.10.

9 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 200

10 Там же.

11 Степанов М. Жозеф де Местр в России // Том 29/30: Литературное наследство. С. 603.

12 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. С.

280.

13 Котельников В.. Пламенный реакционер // Жозеф

де Местр. Сочинения: Четыре неизданные главы о России.

С. 13-14.

сического удара. Но его духовное влияние по-прежнему было очень сильным, тем более, что в России навсегда остался его брат Ксавье.

Наследниками воззрений на природу взаимоотношений религии и власти де Местра становятся Чаадаев, прозванный «русским де Ме-стром», отчасти, А. Стурдза, также придававший значимость религии, которую полагал основной главенствующей силой в государстве и ядром национальной идентичности14; Сергей Семенович Уваров, признававший в русле религиозной концепции де Местра огромную важность христианства в решении государственных вопросов и придерживавшийся сходных взглядов на историю и развитие общества15. Среди последователей философа также были И.С. Аксаков, М.Н. Катков, философ К.Н. Леонтьев, и многие другие.

Отдельно не занимаясь изучением крепостного права, де Местр уделил ему внимание в своих текстах, в частности памятной записке Н.П. Румянцеву и А.К. Голицыну. Дипломат оставил глубокий анализ состояния российского общества, подходя к его изучению с оппозиции - свобода-рабство. Очень важными представлялись ему аспекты свободы и рабства, и их влияние на процессы развития государства. Идея гражданской свободы, по его мнению, могла родиться только под воздействием глубокой веры: впервые в истории рабство прекратило свое существование благодаря благотворному влиянию христианства. Граф полагал, что существует глубинная взаимосвязь между исповеданием этой религии и свободой, и человечество настолько способно к свободе, насколько оно облагорожено христианством16. Там, где религия сдала свои позиции, свобода исчезает и возникает тоталитаризм. Эта мысль проходит красной нитью через многие его сочинения и письма, граф повторяет её и в «Четырех неизданных главах о России».

Еще «в 1167 году папа Александр III провозгласил, что все христиане должны быть изъяты из рабского состояния17». Христианство крайне медленно и осторожно, в течение долгих лет

14 Дегтярева М.И.. А. Стурдза: Консервативный реформизм и критика католической доктрины Ж. де Местра. // Вопросы философии. - М..: «Наука», 2013, № 2. С. 103.

15 Дегтярева М.И. «Лучше быть якобинцем, чем фей-яном»: Жозеф де Местр и Сергей Семенович Уваров. // Вопросы философии. - М..: «Наука», 2006, № 7. С. 106

16 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 187.

17 Там же, с. 188.

(«божественным путем» по терминологии автора) работало над уничтожением рабства в Европе. «...Ибо все дела закона, чего бы они не касались, творятся без поспешания; везде, где шум и сумятица, горячка и поруха, там, можно не сомневаться, царят преступление или безумие: Non in commotione Dominus18».

Степень человеческой свободы не внешней даже, но внутренней зависит, во многом, от отношения к религии и священнослужителям, и уважения к ним, как к представителям духовной власти.

«Род человеческий в целостности своей пригоден для гражданских свобод лишь в той мере, насколько проникся он христианством.

Повсюду, где царствует другая религия, рабство вполне законно, а если христианство ослабевает, нация, в точной сему пропорции делается менее пригодной для свободы19». В случае ослабления влияния веры, «развратная воля человеческая, уже ничем не сдерживаемая, смогла совершить то, о чем возомнили гордыня и безнравственность», как только «оба якоря - религия и рабство перестают удерживать корабль государства, то буря сразу унесла и разбила его20».

В древнем обществе существование рабства являлось государственной необходимостью, и закономерным политическим устройством, так что, даже величайшие умы не оспаривали этот постулат. «Потому что человек, если его предоставить самому себе, слишком зол, чтобы быть свободным»21. Но только под благотворным воздействием христианства человек постепенно отказался от идеи рабства.

Отсюда и сложности социального устройства в России. Особенности социального устройства, связанного с крепостным правом, лежат в самом характере русского человека, а помимо этого, в его изолированности от западной традиции мышления, сформированной религией. Рабство существует постольку, поскольку оно является нужным для государства, ибо без него невозможно управлять Россией22. В письмах

18 «Не в потрясениях Господь» (лат). // Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 188.

19 Там же.

20 Там же, с. 187.

21 Жозеф де Местр. Сочинения: Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. - Спб.: ««ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2007. С. 27.

22 Жозеф де Местр: «Рабство существует в России

потому, что оно необходимо, и потому, что Император не

к графу де Валезу, политик высказывает убеждение, что освобождение крестьян непременно приведет к разделению Империи на части. И хотя Россия страдает от крепостного права, но его преимущества весьма велики, ибо это дает стране спокойствие. Спокойствие социальной жизни в государстве компенсирует существующее страдание закабаленной части общества. И это состояние государства возможно лишь при частичном рабстве, которое не есть совершенно тоже рабство, что было в Древнем мире или Средневековой Европе. Эта совершенно другое состояние, ибо «нет другой такой страны, где было бы больше противуположностей. Один скажет, что здесь последняя степень рабства, другой, что - полная свобода, и оба будут правы23».

Ни одно государство (ни один правитель) не может управляться с помощью только лишь одних законов. Другим столпом управления всегда является религия. Как Турция управляется при помощи Корана, Китай - при помощи учения Конфуция, так Европа управлялась при помощи католической религии, но Россия этой поддержки лишена, так как священническое сословие абсолютно не обладает никаким влиянием ни на политику, ни на души людей, ибо «воздействие религии на людей зависит прежде всего от уважения к ее служителям», а этого в России нет и в помине. По наблюдению политика, духовенство - самое низкое в социальном плане сословие, ниже которого расположены лишь крепостные крестьяне, но не свободное крестьянство. Его записки пестрят горькими сообщениями о том, что духовенству относятся с пренебрежением24, заставляют играть в крепостном театре в коме-диях25, и эти факты вызывает у де писателя крайнее недоумение. В силу столь низкого положения священства в обществе, идеи христианства о всеобщем равенстве не смогут быть правильно донесены до простого человека. Вкупе с изъянами характера русского человека, такими, к примеру,

может править без рабства» // Жозеф де Местр. Сочинения: Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. - Спб.: ««ВЛАДИМИР 33 ДАЛЬ», 2007. С. 33.

23 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 125.

24 Местр, Жозеф де. Религия и нравы русских. Анекдоты, собранные графом Жозефом де Местром и о. Гриве-лем. - СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2010. С. 42-43.

25 Религия и нравы русских. Анекдоты, собранные графом Жозефом де Местром и о. Гривелем. - СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2010. С.46

как неумение искоренять свои пороки, наподобие ярости26, идеи равенства приведут к открытому бунту и революции, особенно, если появится новый Пугачев из университетской среды. И тогда даже страшно будет подумать о будущем Российской империи. Выход России на историческую сцену27 пришелся на самый трудный момент, когда под влиянием «сектантских идей»28 - масонства, Европа вошла в труднейшую фазу -развала и социальных потрясений. Французская революция переменила полностью государственное устройство, вызвав ряд глубоких изменений в разных странах. И это породило разрушение общественного устройства в Европе и опасность для Российского государства. Спокойствие государств философ видел только в отрицании демократии и сохранении монархической власти, ибо ни один народ не может обладать принудительной властью над самим собой. Государство, следующее демократическим принципам, будет неизбежно перерождаться либо в деспотию, либо в анархию29. Но реформы все же являются необходимыми.

Решение вопроса де Местр видел в крайне медленном и постепенном освобождении крестьян, и укреплении и совершенствовании свободной и, главным образом, благородной части общества - дворянства. По его мнению, нет ничего лучше дворянства, а если есть необходимость заменять его на другие сословия, то делать это следует постепенно. Ведь дворяне на своих землях выполняют роль облеченного властью общественного судии, имеющего полномочия сдерживать антиобщественные настроения. В случаи ликвидации этого сословия, роль охрана правопорядка будут выполнить законы, которые до крайности слабы. И тогда бунт будет неизбежен.

«...Во избежание революции надобно всячески препятствовать разорению дворян и освобождать крестьян только с землей. Одновременно следует всячески печься о благе крепостных и не дозволять владеть ими тем, кто беден и незнатен и сам ничем не лучше подневольных

26 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 190.

27 XVIII век. - Письмо 108. С.С. Уварову. // Граф Жо-зеф де Местр. Петербургские письма.. С. 157.

28 Термин де Местра.

29 Пьер Глод. Жозеф де Местр и Луи де Бональд. Кон-

трреволюционные мыслители: сходства и различия. // Акту-

альность Жозефа де Местра: Материалы российско-фран-

цузской конференции. - М.: РГГУ 2012. С. 32-33.

людей. Сие было бы достойно человеколюбивого и мудрого правителя»30. В случае же отмены крепостного права, свобода сыграет против монарха, ибо угнетать народ теперь будут не от имени помещика, а от имени царя, что принесет большие моральные потери. Он будет вынужден дать больше власти губернаторам, которые станут вершить несправедливые, прикрываясь императорской волей.

«По мере освобождения от крепостного права, люди окажутся между более чем подозрительными учителями и духовенством, лишенным силы и уважения. Вследствие внезапности подобного превращения они, несомненно, перейдут от суеверия к атеизму и от нерассуждающего повиновения к необузданной самодеятельности. Свобода действует на такие натуры, как крепкое вино, ударяющее в голову человека, к нему не привычного. Одно лишь зрелище подобной свободы опьянит тех, кого она еще не коснулась»31.

Ибо «страстно желающие» русские люди будут страстно желать имущества ближнего своего, считая, что другой человек располагает имуществом незаслуженно. В памятной записке графу Н.П. Румянцеву, де Местр, рассуждая о свободе и религии, в контексте отмены крепостного права, касается и национального русского характера: «Начавшись с закона32, дело окончится бунтом.

Трудно даже представить это себе, сколь это опасно, вследствие особливого характера этой нации, коей присущи куда более чем какой-либо иной в целом свете, подвижность, горячность и предприимчивость.

Пишущий сии строки неоднократно говаривал (и надеется, не без основания): «Если бы возможно было заложить русское вожделение под стены крепости, она взлетела бы на воздух». Ни один другой народ не проявляет желаний своих с такой страстию.

Взгляните на то, как они тратят деньги и исполняют все те капризы, которые приходят им в голову. Взгляните на их торговлю даже у самых низших классов, и вы увидите, сколь сообразительны и быстры они в своем интересе. Взгляните на исполнение самых опасных предприятий и, наконец, обратите свой взор на поле брани - везде вы увидите, на что способны они дерзать.

30 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. С.

193.

31 Там же, с. 192.

32 Речь идет об отмене крепостного права.

Надобно твердить еще и еще раз, до бесконечности: дайте свободу тридцати шести миллионам людей подобного склада, и в ту же минуту возгорится всеобщий пожар, который поглотит всю Россию»33.

Следовательно, дворянство предназначено для управления Империей: «Каждый дворянин есть, в сущности, гражданский чиновник, назначенный следить за порядком на своих землях и облеченный всей необходимой для подавления мятежных порывов властию»34. В XIX веке это была довольно распространенная точка зрения. Известна переписка Н.В. Гоголя с сестрой, в письмах к которой писатель напоминал женщине, что она является ответственной за жизнь и материальное преуспеяние своих крепостных крестьян, а также за их моральных облик, о котором она будет давать ответ Господу «на том свете»35. Подобную мысль высказывала в своих воспоминаниях и Авдотья Панаева, вспоминая разговор, произошедший между Белинским и неким «гуманным крепостником». Помещик утверждал, что свободу крестьян давать не нужно, ибо это приведет к несчастьям: «Без подготовки нельзя дать свободу русскому мужику, это все равно, что дать нож в руки ребенку, который едва умеет стоять на ногах, он сам себя порежет». На что Белинский возражал: « - Пусть его порежется сам, лишь бы его не пытали другие, вырезывая по куску мяса из его тела, да еще хвастая, что эту пытку делают для его же блага!»36 Общественное давление против отмены крепостного права было велико.

Но главная идея де Местра, в его рассуждениях «о свободе», состоит в том, что ситуация к лучшему должна меняться постепенно, с учетом реформирования законов, а быстрая реформа сможет привести только к серьезному социальному взрыву, что и произошло в дальнейшем.

Под влиянием идей графа де Местра, император Александр I отказывается от отмены крепостного права, которое с нетерпением ожидала вся Россия после падения Наполеона.

Проблемы де Местр видел в самом устройстве общества, в особенностях его развития, в

33 Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. C.

191.

34 Там же, с.190

35 Вересаев В. В. Гоголь в жизни; Сист. свод подлин. свидетельств современников. — X.; Прапор, 1990. С. 11.

36 Авдотья Панаева (Е.Я. Головачева). Воспоминания.

1824-1870. - М.-Л.: «ACADEMIA», 1933. С. 191.

национальном характере, который с большим трудом поддается изменениям. Из этого наблюдения и родился знаменитый постулат де Местра, разошедшийся в последние годы по многочисленным цитатникам и демотиваторам: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает», но в оригинале эта фраза звучит несколько иначе: «Каждая нация имеет то правительство, которого она достойна, и потому всякий план правительственного устройства, ежели не находится он в полном согласии с национальным характером, есть лишь пагубное мечтание»37.

И на протяжении двухсот лет с момента написания этих строк, можно было наблюдать, как «пагубные мечтания», плохо совмещавшиеся с политической реальностью нашей страны, привели сначала к революции, а потом и к развалу «Империи». История подтвердила правоту Жо-зефа де Местра. В 1861 году крепостное право, наконец-то, было отменено, но у реформы оказалась масса недостатков. Крестьяне, отпущенные без земли, массово нищали, также как и помещики, оставшиеся без рабочих рук. «Университетские Пугачевы» начали подстрекательства к бунту и революции, а простой народ, «неумевший ограничиваться в своих желаниях», лишь усугубил тяжелую ситуацию. Результатом освобождения крестьян в 1861 г. и явилась страшная революция, предсказанная графом де Местром за сто с лишним лет до начала трагических событий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятно, вопросы взаимного влияния рабства и свободы требовали иного решения, ведь именно в отмене крепостного права скрывалась одна из основных причин революции 1917 года. Какого решения требовала эта проблема? Неизвестно. Ведь история не знает сослагательного наклонения.

37 Граф Жозеф де Mестр. Петербургские письма. -СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. С. 137.

Список литературы:

1. Авдотья Панаева (Е.Я. Головачева). Воспоминания. 1824-1870. - М.-Л.: «ЛСЛБЕМШ», 1933.

2. Актуальность Жозефа де Местра: Материалы российско-французской конференции / Ред-кол.: В. Мильчина, П. Глод, С. Зенкин, М. Кольхауэр. М.: РГГУ, 2012.

3. Бердяев Н.А. Жозеф де Местр и масонство. // «Путь. Орган Русской религиозной жизни». -Париж, 1926 г., № 4. - с. 183-187.

4. Берти Дж. Россия и итальянские государства в период Рисорджименто. - М.: 1959.

5. Вересаев В. В. Гоголь в жизни; Сист. свод подлин. свидетельств современников. — X.; Прапор, 1990.— 680 с.

6. Граф Жозеф де Местр. Петербургские письма. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995.

7. Дегтярева М.И.. А. Стурдза: Консервативный реформизм и критика католической доктрины Ж. де Местра. // Вопросы философии. - М.: «Наука», 2013, № 2.

8. Дегтярева М.И. «Лучше быть якобинцем, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семенович Уваров. // Вопросы философии. - М.: «Наука», 2006, № 7.

9. Котельников В.. Пламенный реакционер. // Жозеф де Местр. Сочинения: Четыре неизданные главы о России. Письма русскому дворянину об испанской инквизиции. - СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2007.

10. Маркович А. Жозеф де Местр и Сен-Бёв в письмах к Роксандре Стурдзе-Эдлинг. Том 33/34: Литературное наследство [Русская культура и Франция. III] / АН СССР. Ин-т лит. (Пушкин. Дом); [Подгот. к печ. С.А.Макашин]. - М.: Изд-во АН СССР, 1939.

11. Местр, Жозеф де. Религия и нравы русских. Анекдоты, собранные графом Жозефом де Ме-стром и о. Гривелем. - СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2010.

12. Местр, Жозеф де. Санкт-Петербургские вечера. - СПб.: «Алейтейя», 1998.

13. Степанов М. Жозеф де Местр в России // Том 29/30: Литературное наследство [Русская культура и Франция. I] / Пригот. к печ. С.А.Макашин. - М.: Жур.-газ. объединение, 1937.

JOSEPH DE MAISTRE: CHRISTIANITY AND FREEDOM. TO THE PROBLEM OF SERFDOM IN RUSSIA.

Egorova Elena Eduardovna,

Art "the Museum of dolls "Gallery Anastasia Chizhova", 125047, Russia, Moscow, pereulok Tverskoy-Yamskoy 2-nd, 10,

Elegoryba@gmail.com

Abstract:

the article deals with de Maistre presentation of the key role of Christianity in the formation of the idea of personal freedom in modern European culture due to his vision of the future development of Russia that era. On the rich empirical material traced the most important concept of the religious and political program de Maistre - the need interconnected development of religious feeling and civic consciousness that alone could save Russia, had never known the strict legal culture, coming from the revolutionary upheavals. This set of ideas is of particular interest: firstly, due to the fact that the recommendations of Joseph de Maistre had a serious impact on the internal policy of Russia in the XIX century; secondly, due to the fact that many of them marked with the Russian historical dilemmas they have not lost their relevance.

Keywords:

Joseph de Maistre, Christianity, state, society, slavery, freedom, serfdom, revolution, Xavier de Maistre, Emperor Alexander I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.