Научная статья на тему '/ ЖКХ / не сваливать в одну'

/ ЖКХ / не сваливать в одну Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «/ ЖКХ / не сваливать в одну»

CL

о

ш

_Q I -0

С

<

Раздельный сбор мусора - решение многих проблем. С его помощью можно поставить крест на горообразных помойках, а также сберегать ценное сырье, не коптить небо выбросами от мусоросжигательных заводов, снизить тарифы на вывоз и переработку отходов для жителей. В двух столицах эта система внедряется, правда, как признает власть, бизнес и население, с большим скрипом.

LATA

Ирина ВОРОБЬЕВА

Не сваливать в одну

Ближайшая от нашего дома помойка (а живу я за городом, в одном из старых дачных поселков «Ильинский») располагается рядом с прудом, под забором детского сада. Наш поссовет решил культурно облагородить пруд, а венцом перемен стал здоровенный мусорный контейнер. Народ тащит в него весь дачный хлам плюс бытовые отходы. Через два дня после очередного приезда мусорщиков контейнер заполняется «с горкой», после чего мусор сваливают сначала под контейнер, а потом рядом с ним. Грохочущий мусоровоз наведыва-

ется на рассвете раз в одну-две недели, после чего устанавливается относительный порядок. Я отправилась в поссовет, решив выяснить, как организовать вывоз нашего мусора не раз в две недели, а раз в два дня, пусть даже за плату, или, что называется, от калитки, когда мусоровоз, объезжая улицы собирает выставленные в мешках отходы. Специалист по благоустройству Василий Егоров сначала обругал мусорщиков с населением, а потом сообщил: «Сразу вам скажу, что организовать вывоз от калитки — перспектива не бли-

жайшего будущего». И посоветовал обратиться в специализированную компанию.

Тот же совет мне дали коммунальщики, объяснив, что по договоренности с местной властью вывозят только мусор из контейнеров, а наш контейнер старый и для работы с ним не всегда есть нужная техника.

Ненужное сырье

Так или иначе, но действительно, дело перевозчиков — перевозить, и чем больше, тем им лучше. Недаром компаний по вывозу мусора у нас тысячи, в одном Санкт-Петербурге,

ихо

I

кучу

к примеру, более 200, причем как признаются участники этого рынка, локтями они не толкаются — мусора на всех хватает. В Москве и Московской области эти операторы обещают вывезти 8 куб. м мусора в любое время суток как минимум за 3 тыс. руб. А вот работой с населением и сбором мешков с мусором могли бы заняться мусоропере-работчики, вернее, сортировщики мусора, которые затем продавали бы собранное вторсырье производителям.

«Раздельный сбор мусора — ключ к решению многих проблем, если этим вопросом

серьезно заниматься. — говорит Николай Колычев, главный специалист Санкт-Петербургского «Автопарка №1 «Спецтранс». — В нашем городе три мощных завода по переработке макулатуры, куда вторсырье привозят даже из других регионов. И в то же время огромное количество макулатуры пропадает, так же, как полиэтилен, стекло, ПЭТ-тара, несмотря на то что и стекло, и ПЭТ-тару те же производители пива летом с руками оторвут». Так что, с одной стороны, казалось бы, вторсырье востребовано, а с другой — переработчикам нечего перерабатывать.

Айзик Кремер, главный специалист московской компании «Экотехпром»:

«Наша установка для пререработки во вторсырье ПЭТ-бутылок простаивает. Неразвит у нас раздельный сбор мусора. И пунктов приема вторсырья у населения мало, поскольку приемная плата крайне невелика». «Я, например, — подтверждает один из чиновников московского Департамента по природопользованию, — не понесу за эти копейки сдавать. Другое дело, если специальный контейнер во дворе стоит».

«Копейки», поясним, это около 2 тыс. руб. за тонну качественной макулатуры (то есть 2 руб. за кг) и 1,5—2 тыс. руб. за тонну металла.

«В бизнесе по приему вторсырья, даже если речь идет о больших объемах, сдаваемых организациями, много нюансов, — продолжает Николай Колычев. — Например, ПЭТ-тара сейчас продается по $300 за тонну. Но, скажем, ко мне обращается гостиница «Невский палас», где горничные пакуют пустые бутылки в специальные пакеты, причем в каждом пакете бутылки одного цвета. Загружаем двенадцатикубовый КАМАЗ, но оказывается, что весит собранная тара всего 300 кг, стоимость которых около 2 тыс. руб., а стоимость рейса машины —4—5 тыс. руб. По той же причине старьевщики не собирают сырье внутри дворов, его нужно нести на пункты. Но и пунктов в последнее время становится все меньше. Ведь за их аренду нужно платить, не говоря уже о плате населению и той же стоимости перевозки. В результате этот бизнес становится нерентабельным».

По информации Департамента по природопользованию и охране окружающей среды города Москвы, в прошлом году столица образовала 26 млн. т отходов, из них вторично переработано 2 млн. «В основном это отходы компаний, — говорит Иван Малев, начальник отдела экологического контроля за отходами, — таких как сети крупных магазинов, чей мусор транспортирующие компании сортируют (либо в магазине, либо на своей базе) и продают вторсырье». Правда, в Питере нашли способ снижения транспортных расходов при приеме вторсырья у населения. Николай Колычев говорит: «Во дворах можно ставить большие пятику-

бовые баки для вторсырья и посылать за ними машину с прессователем. Но помимо этого нужно обязательно работать с населением, разъяснять целесообразность раздельного сбора и стимулировать его, чтобы в предназначенный для вторсырья бак не бросали все подряд. И второе условие развития бизнеса на вторсырье — принять наконец-то федеральный закон об упаковке и упаковочных отходах, который уже не первый год лежит в думских комиссиях и Совете Федерации. Речь идет о введении системы, аналогичной европейской, когда расходы на переработку тары закладывают в ее рыночную стоимость. В этом случае за упаковку и ее вывоз платили бы в большой степени состоятельные жители. 30 руб. (стоимость для жителя Санкт-Петербурга услуги по вывозу мусора в течение месяца) для бабушки-пенсионерки, которая этой упаковки не видела, имеют значение, а для олигарха нет. При этом нужно учесть, что тариф будет постоянно увеличиваться. С ближайшего августа, к примеру, в жировке жителей Санкт-Петербурга будет введена новая строка «за утилизацию и переработку мусора», причем к 2010 году этот тариф планируют довести до 100% стоимости переработки». Пока только за вывоз кубометра мусора бюджет города платит перевозчикам 248 руб. Добавим, что в Москве ежемесячная плата москвича за вывоз бытовых отходов за последние пять лет выросла с 9,6 руб. в месяц до 20 рублей.

Николай Колычев: «Раздельный сбор уменьшает эти затраты. Тариф растет не так быстро. По нашим расчетам, за пять лет объем вывозимых на полигоны отходов снизится вдвое, если серьезно подойти к реализации разработанной нами программы по использованию твердых бытовых отходов (ТБО), но она уже второй год пылится в жилищном комитете города. Одно из главных препятствий для развития системы раздельного сбора мусора — нежелание властей устанавливать жесткие задания для районов и муниципалитетов по ресурсосбережению».

Сжигать

или перерабатывать

В Москве правительство учредило совместное предприятие с компанией «Профбизнес-телеком» на паритетных началах. Иван Ма-лев: «В городе создается система автоматизированного селективного сбора полимерной и металлической тары из-под напитков. Установлено 2500 автоматизированных приемных комплексов «Фондомат» с моментальной оплатой за принятую тару». Один такой автомат стоит около 7 тыс. евро., но принятое у населения, а затем проданное производителям вторсырье эти расходы покрывает за полгода-год.

В Санкт-Петербурге благодаря инициативе питерского подразделения «Гринписа

¡прямые инвестиции / №08 [76] £008 | реальный сектор

Существует два способа утилизации и переработки отходов. Влажные органические отходы, в том числе пищевые, отправляются на мусороперерабатывающие заводы для производства компоста. И второй способ — так называемый рециклинг, в ходе которого отбирают полезное сырье, пакуют его и продают. Например, в Мюнхене раздельно собирают и затем перерабатывают 84% отходов. Оставшиеся 16% сжигают, а затем отправляют на полигоны.

* России» и крупнейшей в городе компании по £ вывозу и утилизации отходов «Автопарк №1 «Спецтранс»» (у компании 350 мусоровозов, собственный полигон) системой раздельного сбора мусора охвачена половина дворов города.

Николай Колычев: «Четыре года назад ребята из «Гринписа» предложили нам организовать раздельный сбор отходов. Наш парк перевозит 500 тыс. т отходов, из них 1 50 тыс. т бумаги, 35 тыс. т полимеров, 20 тыс. т черных металлов, 10 тыс. т цветных ^ металлов, 25 тыс. т текстиля, 10 тыс. т древесины, 17 тыс. т стекла. Это смешанные ресурсы, и чем раньше мы не допустим смешивания, тем наиболее внушительных результатов мы добьемся в сфере переработки. К тому же ресурсы дорожают. Сначала на Васильевском острове мы оборудовали несколько контейнерных площадок, установив разноцветные баки — для бумаги и упаковки. На перегрузочной станции, где мусор прессуется и перегружается в автопоезда, построили сортировочную станцию для отбора вторсырья на продажу переработчикам. Через год построили вторую. Прибыли вначале хватало только на оплату рабочих, но с другой стороны, мы стали после сортировки отвозить на полигон на 30% меньше мусора».

В Москве же инициаторами раздельного сбора стала, как ни странно, власть, но и результаты в первой столице скромнее. К примеру, на автобусной станции рядом с метро Щукинская контейнеры для раздельного сбора были постоянно завалены сверх меры разнокалиберным мусором. Через несколько месяцев их убрали.

Иван Малев: «В эксперименте по раздельному сбору твердых бытовых отходов участвуют 37 районов Москвы. Правительство издало постановление и заставило местные органы организовывать раздельный сбор на местах. В этих районах дополнительно установлено более 3 тыс. специальных контейнеров. Работают 64 стационарных и более

150 мобильных приемных пунктов вторичных ресурсов. Но в одних районах, к примеру в Бескудниково, результаты хорошие, в других, учитывая наш менталитет, — не очень. Так, в Бескудниково управляющая компания, осуществляющая эксплуатацию жилья, ООО «Омония» (она обслуживает 200 многоэтажных домов), ежемесячно собирает 60 т макулатуры, столько же стекла и несколько десятков тонн ПЭТ-тары. Везде стоят специальные контейнеры с соответствующими надписями, собранное вторсырье грузится затем в большие, так называемые морские, контейнеры и продается, из вырученных денег поощряются дворники, которые принимают активное участие в раздельном сборе, его пропаганде. Для организации сети пунктов город предоставлял юридическим лицам площадки на льготных условиях; разрабатывается упрощенный порядок размещения таких пунктов, чтобы предприниматели ради согласования не обходили десяток инстанций. Но процесс идет трудно. Тем не менее на каждой тонне отходов, не попадающей на полигон, мы экономим 700 руб. (транспортировка до полигона стоит 150 руб., захоронение — 250 руб. и около 300 руб. — платеж в бюджет РФ за загрязнение окружающей среды размещением отходов)». В результате эксперимента в 2007 году собрано 28 тыс. тонн вторсырья.

В Москве раздельный сбор планируют развивать и дальше, но как именно, пока не ясно. Зато уже сейчас известно о планах строительства до 201 5 года пяти новых именно мусоросжигательных заводов и ре-

конструкции трех действующих. Справедливости ради заметим, что про мусоросор-тировочные комплексы чиновники все же не забыли. В планах — строительство и реконструкция 13 комплексов, правда, по сортировке и переработке крупногабаритного мусора (сюда относятся кровати, холодильники, плиты и так далее).

Иван Малев: «Принцип городской стратегии — максимально извлекать то, что можно использовать, сжигать то, что нельзя использовать вторично, снизив до минимума захоронения на полигоне. Дело в том, что для хранения муниципальных отходов Москва использует два полигона — в Солнечногорском и Дмитровском районах. Через несколько лет они будут заполнены, дополнительных же площадей под полигоны область Москве не выделяет. Добавлю, что речь идет о действительных полигонах, сложных инженерных сооружениях. Остальные полигоны в Московской области — это полигоны в кавычках: яма, кусок леса, болото или отработанный карьер. Хотя они официальные, на них выделяются лимиты, но они не обустроены».

По мнению же бизнеса, власть пока, судя по результатам, стремится к максимальной утилизации. Добавим только, что министр природных ресурсов и экологии Юрий Трут-нев уже докладывал президенту Дмитрию Медведеву о крайне низком уровне ресурсосбережения в нашей стране, сетуя на низкую рентабельность бизнеса по переработке сырья. Президент велел разобраться. Ц

В Москве установлено 2500 автоматизированных комплексов Санкт-Петербург стал первым городом с относительно развитой

«Фондомат» с моментальной оплатой принятой тары системой раздельного сбора мусора

реальный сектор | прямые инвестиции / №08 (76) £008|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.