Научная статья на тему 'ЖКХ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ЖКХ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖКХ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РЕГИОНЫ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Ирина Анатольевна

Цель исследования заключается в анализе современного состояния рынка ЖКХ в рамках Уральского федерального округа (УФО). Исследованы особенности рынка ЖКХ в УФО, определены его ключевые тенденции развития и драйверы роста. Проведена оценка объема рынка ЖКХ в УФО в стоимостном выражении, представлена его динамика в 2015-2020 гг. Рассмотрены структура оказания услуг ЖКХ и структура жилищного фонда в УФО в рамках регионов и округов. Показана неоднородность данных структур. Весомая доля (около 66,0 %) в обеих представленных структурах приходится на два региона: Свердловскую и Челябинскую области. Результаты, полученные в данной работе, позволят в дальнейших исследованиях провести конкурентный анализ на рынке ЖКХ в УФО, определить доли крупнейших конкурентов, оценить объем потребления ЖКХ на душу населения, а также насыщенность и предполагаемый потенциал рынка ЖКХ в УФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS A DRIVER OF THE URALS FEDERAL DISTRICT SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The purpose of the study is to analyze the current state of the housing and communal services market in the Ural Federal District. The features of the housing and communal services market in the Urals Federal District have been investigated, its key development trends and growth drivers have been identified. An assessment of the volume of the housing and communal services market in the Urals Federal District in value terms is carried out, its dynamics in 2015-2020 is presented. The structure of the provision of housing and communal services and the structure of the housing stock in the Ural Federal District within the framework of regions and districts are considered. The heterogeneity of these structures is shown. A significant share (about 66.0 %) in both structures presented falls on two regions: Sverdlovsk and Chelyabinsk regions. The results obtained in this work will allow, in further studies, to conduct a competitive analysis on the housing and communal services market in the Urals Federal District, determine the shares of the largest competitors, estimate the volume of utilities consumption per capita, as well as the saturation and estimated potential of the housing and communal services market in the Urals Federal District.

Текст научной работы на тему «ЖКХ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Вестник Челябинского государственного университета.

2021. № 6 (452). Экономические науки. Вып. 73. С. 115—121.

УДК 338.465; 332.1 DOI 10.47475/1994-2796-2021-10613

ББК 65.441

ЖКХ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

И. А. Белова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Цель исследования заключается в анализе современного состояния рынка ЖКХ в рамках Уральского федерального округа (УФО). Исследованы особенности рынка ЖКХ в УФО, определены его ключевые тенденции развития и драйверы роста. Проведена оценка объема рынка ЖКХ в УФО в стоимостном выражении, представлена его динамика в 2015—2020 гг. Рассмотрены структура оказания услуг ЖКХ и структура жилищного фонда в УФО в рамках регионов и округов. Показана неоднородность данных структур. Весомая доля (около 66,0 %) в обеих представленных структурах приходится на два региона: Свердловскую и Челябинскую области. Результаты, полученные в данной работе, позволят в дальнейших исследованиях провести конкурентный анализ на рынке ЖКХ в УФО, определить доли крупнейших конкурентов, оценить объем потребления ЖКХ на душу населения, а также насыщенность и предполагаемый потенциал рынка ЖКХ в УФО.

Ключевые слова: устойчивое развитие, развитие регионов, жилищно-коммунальное хозяйство, тенденции развития ЖКХ, особенности развития, Уральский федеральный округ, регионы Уральского федерального округа.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства выступает одним из главных системных индикаторов устойчивого развития города, региона, государства в целом. Экономическая эффективность жилищно-коммунальной сферы весьма существенна, однако еще большую значимость имеет ее косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала ввиду ее влияния и определения уровня и качества жизни населения. При этом, учитывая значимый характер отрасли ЖКХ, ее особенности и коллективную направленность, насыщение рынка и спроса в данной нише неосуществимо. Рынок обладает высокой потенциальной емкостью. Однако достижение потенциала рынка и его качественное развитие сдерживается институциональными, социально-экономическими, организационно-правовыми и технологическими факторами.

Цель исследования заключается в анализе современного состояния рынка ЖКХ в рамках Уральского федерального округа.

Роль сферы ЖКХ в структуре региональной экономики обусловлена качественным содержанием свойств данной сферы, ее влиянием на устойчивость городов и регионов. Исследование влияния ЖКХ на устойчивость города, изучение основных показателей и составляющих обеспечения устойчивости города, связанных с улучшением и модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, по степени

комфортности проживания населения выполнили У Шалболова и коллеги [10]. Методику оценки устойчивого развития предприятия с помощью интегрального показателя, отражающего уровень результатов деятельности в различные периоды хозяйствования предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства, предложили Н. Тарануха и Н. Жулдыбина [13]. При этом динамику основных показателей, характеризующих условия и результаты развития человеческого потенциала в регионах, входящих в Уральский федеральный округ России, в том числе производительности труда, раскрыл В. Бархатов [1]. Современные направления развития жилищно-коммунального хозяйства России исследовали Н. Кемайкин и М. Павленков [4]. Кардинальное направление развития сферы ЖКХ — уменьшение в отрасли присутствия частного бизнеса — предложили М. Львова и коллеги [5]. В частности, предложен отказ от крупного бизнеса и тотальный государственный контроль естественных монополий в энергетике, ЖКХ и на транспорте. В то же время на функционирование частного бизнеса в ключе малых и средних предприятий, в том числе компаний, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов, которые исследовали Е. Николаева и Д. Плетнев [7], В. Бархатов и И. Белова [2]; аспект доверия к российской экономике и бизнес-среде изучили Д. Бенц и коллеги [3].

Методику комплексной оценки уровня экологизации жилищно-коммунального хозяйства в контексте устойчивого развития регионов Украины предложили Х. Штогрин и коллеги [11]. Особенности функционирования жилищно-коммунальных услуг и основные направления реформирования жилищно-коммунальных услуг исследовали О. Ненахова [6], И. Плотникова и И. Сорокина [9]. Вопросы, связанные с системным кризисом ЖКХ в России, ходом реформирования ЖКХ, состоянием основных фондов ЖКХ, раскрыл Ю. Соколов [12]. Государственную информационную систему ЖКХ как основу управления сетевыми отношениями в России исследовали О. Дьяченко и коллеги [8].

В качестве теоретической и методологической базы настоящего исследования выступили аналитические и обзорные статьи в области изучения проблем функционирования ЖКХ в России в целом и в Уральском федеральном округе в частности. Круг охвата данных проблем широк, а качественное развитие рынка ЖКХ сдерживается невысоким уровнем реальных доходов населения, высоким износом объектов коммунальной инфраструктуры, недостаточным объемом инвестиций в отрасль, невысокой эффективностью управляющих компаний и субподрядных организаций, отсутствием института собственников жилья, слабо сформированной культурой потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, большим объемом задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, низким уровнем цифровизации в отрасли.

В качестве методического инструментария настоящего исследования выступили общенаучные методы, включая методы сравнительного и графического анализа, индукции, дедукции, синтеза, системного подхода, экономико-математические методы исследования.

В качестве информационной базы настоящего исследования выступили данные Росстата РФ, а именно данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), специализированных порталов, включая Единый информационный ресурс ГИС ЖКХ, государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ).

Рынок ЖКХ в Уральском федеральном округе характеризуется следующими особенностями:

— Одной из основных проблем сферы ЖКХ является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Согласно данным

инвентаризации всех коммунальных сетей, проведенной Минстроем РФ в феврале 2020 г., износ сетей по стране составляет в среднем 58,0 % при общей протяженности свыше 900 000 км, в то время как износ тепловых и электрических сетей в регионах Уральского федерального округа достигает 60,0 %, а водопроводных и канализационных — 68,0—70,0 %. При этом ежегодно меняется только 4,0—5,0 %, что является недостаточным объемом работы по замене ветхих сетей и реконструкции объектов коммунального хозяйства. Это в конечном итоге приводит к увеличению их износа.

— Стоимость услуг ЖКХ в Уральском федеральном округе варьируется в зависимости от региона и занимает различную долю в ежемесячных расходах домохозяйств. Согласно исследованию Сбербанка «СберДанные», в среднем по стране оплата услуг ЖКХ занимает 11,4 % в ежемесячных расходах домохозяйства, однако этот показатель существенно меняется от региона к региону. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе доля услуг ЖКХ в ежемесячных расходах домохозяйств составила 12,76 %, в Ханты-Мансийском автономном округе — 11,23, в Курганской области — 11,64, в Свердловской области — 10,77, в Челябинской области — 9,44 %. Самая высокая доля таких затрат среди регионов УФО установлена в Тюменской области — 13,87 %.

— Концентрация действующих компаний, оказывающих услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда, в рамках каждого региона в Уральском федеральном округе имеет следующий вид. Согласно расчетам автора, выполненным по данным реестра управляющих организаций по России, представленного на портале государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Реформа ЖКХ), 45,9 % таких компаний сконцентрированы в Свердловской области, на долю Челябинской области приходится еще 21,9 %, в Курганской области сосредоточено 11,0 % таких компаний, в Тюменской области — 10,4 %, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — соответственно 6,9 и 3,9 %.

— В структуре управляющих организаций жилищным фондом в Уральском федеральном округе существенная доля (примерно 62,5 %) приходится на управляющие компании, остальные организации (примерно 37,5 %) представляют собой ТСЖ, ЖСК и иные специализированные кооперативы.

— Рынок ЖКХ в Уральском федеральном округе среди операторов рынка характеризуется низким

уровнем концентрации (большое количество операторов с незначительными долями рынка).

К ключевым тенденциям рынка ЖКХ в УФО относятся следующие:

— Набирает обороты популярность безналичных платежей в сфере ЖКХ, что обусловлено удобством совершения транзакций — оплатой по QR-коду. Согласно исследованию Сбербанка «СберДанные», доли безналичных транзакций в платежах за ЖКХ в регионах Уральского федерального округа составили (%): Ямало-Ненецкий автономный округ — 91,0, Ханты-Мансийский автономный округ — 91,0, Тюменская область — 85,0, Свердловская область — 79,0, Челябинская область — 77,0, Курганская область — 71,0, в то время как в среднем по России доля безналичных транзакций в платежах за ЖКХ — 85,3 %.

— В число качественных тенденций развития рынка входит создание и становление институтов в сфере ЖКХ, деятельность которых заключается в выработке эффективных решений, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства. В число таких институтов и платформ входят: Единый информационный ресурс — ГИС ЖКХ, государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ), «Комфортная городская среда и ЖКХ», Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ), «Умный город», Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР), ассоциация «ЖКХ и городская среда», ассоциации «Национальный жилищный конгресс», некоммерческое партнерство «ЖКХ контроль», «Школа грамотного потребителя», «ДОМ.РФ» — финансовый институт развития жилищной сферы, ФАУ «Главгосэкспертиза России», ФАУ «Роскапстрой», ФБУ «ФЦСИП», ФАУ «ФЦС» и др.

— Тенденция повышения прозрачности рынка ЖКХ, связанная с обязанностью раскрытия информации о деятельности управляющей организации путем ее публикации на официальном интернет-сайте, предназначенном для этих целей, — Фонд ЖКХ, а также предоставления данных о жилом фонде в ГИС ЖКХ. Кроме того, Фонд ЖКХ формирует рейтинги управляющих организаций с отражением информации по пяти блокам: масштаб деятельности, финансовая устойчивость, эффективность деятельности, репутация, прозрачность.

— К одной из основных проблем рынка ЖКХ относится невысокий уровень платежной дисциплины (отношение произведенных платежей к сумме

выставленных счетов за услуги ЖКХ). В соответствии с расчетами автора, выполненными по данным Росстата, по итогам 2019 г. уровень платежной дисциплины в регионах УФО распределился следующим образом. Самый высокий уровень платежной дисциплины характерен для Курганской области (96,6 %), затем идет Ханты-Мансийский автономный округ (96,0), потом Свердловская область (95,0), далее по убыванию — Тюменская область (93,9), Ямало-Ненецкий автономный округ (93,1), Челябинская область (90,6). При этом уровень платежной дисциплины в среднем по УФО составил 93,9 %, в то время как в среднем по России данный показатель установился на уровне 95,4 %. Также необходимо отметить, что, по оценке экспертов, по итогам 2020 г. наращиванию задолженности по оплате ЖКХ и, как следствие, снижению уровня платежной дисциплины будут способствовать внесенные изменения в Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в апреле 2020 г., предусматривающие мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги, взыскание пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг и внесение взносов на капремонт. Срок действия моратория до конца 2020 г., с 1 января 2021 г. пени начисляются на всю сумму задолженности.

— Рынок ЖКХ, как и многие другие сферы, подвержен усилившимся процессам цифровизации. В частности, развиваются диджитал-проекты и разрабатываются 1Т-продукты, позволяющие сделать жизнь людей комфортнее.

— Ежегодная индексация потребительских тарифов на услуги ЖКХ. Индексация тарифов в 2020 г. была предусмотрена распоряжением Правительства № 2556-р от 29.10.2019, в среднем по стране она составила около 4,0 %. Для каждого региона был установлен свой максимально допустимый индекс. Так, например, для Челябинской, Свердловской, Курганской областей, Ханты-Мансийского автономного округа он составил 3,6 %, для Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа — 4,0 %.

— В 2020 г. началась модернизация коммунальных сетей, износ которых составляет более 60 %. При этом в Уральском федеральном округе в 2020 г., помимо уже реализующегося проекта по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в городе Верхние Серги Свердловской области, приняты к рассмотрению восемь проектов

модернизации коммунальной инфраструктуры. В частности, Свердловская область — два проекта по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в Арамиле и Верхотурье, предусматривающие софинансирование Фонда ЖКХ в размере 450,5 млн руб. Челябинская область — четыре проекта, предусматривающие реконструкцию очистных сооружений правого берега в Магнитогорске, системы теплоснабжения старой части Сатки, а также модернизацию системы теплоснабжения в поселке Энергетиков Троицкого городского округа с софинансированием Фонда ЖКХ в 635 млн руб. Ханты-Мансийский автономный округ — два проекта по реконструкции котельных в Когалыме и Сургутском районе на сумму 209,8 млн руб. Общая стоимость данных проектов составляет 3,3 млрд руб., в том числе почти 1,5 млрд руб. планируется привлечь из средств Фонда ЖКХ.

— Одним из векторов развития рынка ЖКХ в России, в том числе в Уральском федеральном округе, выступают государственные программы и проекты в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства, включая национальный проект «Жилье и городская среда», охватывающий четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»; государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2019—2025 гг. (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451, в ред. от 11.02.2019 № 108); поддержку энергоэффективного капремонта в 2019— 2025 гг. (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ, Постановление Правительства от 17.01.2017 № 18, в ред. от 11.02.2019 № 108)] и др.

— В 2019 г. Минстрой РФ утвердил стандарты «умных городов», которые в течение пяти лет планируется внедрить в города, численность населения которых превышает 100 тыс. чел. В рамках цифровой трансформации ЖКХ приоритетным направлением выступает концепция «умного» ЖКХ с внедрением современных технологий, позволяющих в онлайн-режиме узнать всю необходимую информацию о техническом состоянии дома и его инженерных сетях, его проблемах и путях их решения. Кроме того, в число основных направлений цифровой трансформации вошла разработка мобильного приложения, позволяющего оперативно

взаимодействовать с управляющей организацией и решать бытовые проблемы удаленно.

Рассмотрим динамику объема рынка ЖКХ в Уральском федеральном округе. Согласно расчету автора, выполненному на основе данных Росстата, объем рынка ЖКХ в Уральском федеральном округе в 2020 г. установился на уровне 476,9 млрд руб. Прирост относительно 2019 г. составил 5,1 %.

Динамика объема рынка ЖКХ в УФО в 2015— 2020 гг. носит преимущественно линейный характер и характеризуется положительной направленностью. Основными векторами роста исследуемого рынка на протяжении анализируемого периода выступали такие факторы, как: увеличение числа обслуживаемых жилых зданий и помещений, обусловленное ежегодным приростом жилищного фонда; ежегодное повышение потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги; рост инвестиций в жилые здания и помещения; реализация Национального проекта «Жилье и городская среда», охватывающего четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», а также реализация Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; поддержка ипотечного кредитования. Динамика объема рынка ЖКХ в УФО в 2015—2020 гг. представлена на рис. 1.

Структура оказания услуг ЖКХ в Уральском федеральном округе в разрезе областей и округов показывает, что лидирующее положение занимает Свердловская область с долей рынка 33,6 %, чуть меньшая доля (второе место в рассматриваемой структуре) — 32,3 % — принадлежит Челябинской области, на третьем месте — Ханты-Мансийский автономный округ — ЮГРА (доля 13,3 %). Далее по убыванию идут Тюменская область (9,1), Ямало-Ненецкий автономный округ (8,3), и на последнем месте — Курганская область (3,0).

Такое распределение долей в рамках оказания услуг ЖКХ в Уральском федеральном округе по областям и округам свидетельствует о том, что две трети (66,8 %) жилищного фонда сосредоточено в двух регионах с самой высокой плотностью населения — Свердловской и Челябинской областях, а их совокупная доля в рамках оказания услуг ЖКХ составляет 65,9 %. При этом примечательным является тот факт, что в некоторых регионах УФО (например, при сравнении Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа), несмотря на мень-

430 7

382.6 21 Ш

■ ■ РЧ I I

2015 2016 2017 2018 2019 2020 Объем рынка ЖХК в УФО, млрд руб. —Темп прироста объема рынка к прошлому году, %

Рис. 1. Динамика объема рынка ЖКХ в УФО, 2015—2020 гг.

Источник: расчет и оценка автора по данным Росстата.

шую долю жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа в структуре жилищного фонда (доля 4,3 %) его доля в рамках оказания услуг ЖКХ почти два раза выше (доля 8,3 %), в то время как в Тюменской области наблюдается обратная ситуация. Это объясняется более высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги, установленными в Ямало-Ненецком автономном округе, и меньшей плотностью населения по сравнению с Тюменской областью. Структура оказания услуг ЖКХ в УФО и структура жилищного фонда УФО по регионам в 2020 г. представлены на рис. 2 и 3 соответственно.

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, исследованы особенности рынка ЖКХ в Уральском федеральном округе, свидетельствующие об отсутствии надлежащим образом сформированного института активных и ответственных

собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих определенным уровнем ответственности. Более того, сдерживающим фактором развития исследуемого рынка в УФО выступает высокий физический и моральный износ объектов коммунальной инфраструктуры. Износ тепловых и электрических сетей в регионах УФО достигает 60,0 %, а водопроводных и канализационных — 68,0—70,0 %, что выше среднего показателя по стране — 58,0%.

Во-вторых, определены тенденции развития рынка ЖКХ в УФО. В число качественных тенденций развития исследуемого рынка входят усилившиеся процессы цифровизации и цифровой трансформации ЖКХ, повышение прозрачности рынка ЖКХ, что связанно с обязанностью раскрытия информации о деятельности управляющей организации на официальных интернет-сайтах — Фонд ЖКХ и ГИС ЖКХ, создание и становление институтов в сфере ЖКХ, деятельность которых заключается в выработке эффективных решений, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства.

В-третьих, представлена динамика объема рынка ЖКХ в УФО в 2015—2020 гг. При этом динамика исследуемого рынка носит преимущественно линейный характер со среднегодовым темпом прироста 5,7 %. Так, в 2020 г. по отношению к 2015 г. объем рынка вырос почти на треть (+32,1 %) и составил 476,9 млрд руб.

В-четвертых, выявлены драйверы роста объема рынка ЖКХ в УФО, в число которых входят реализация Национального проекта «Жилье

Рис. 2. Структура оказания услуг ЖКХ в УФО, 2020 г.

Рис. 3. Структура жилищного фонда УФО по регионам, 2020 г

Источник: расчет и оценка автора по данным Росстата.

и городская среда» и Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; ежегодное увеличение числа обслуживаемых жилых зданий и помещений, обусловленное приростом жилищного фонда; ежегодная индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги; реализация мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде выплачиваемых субсидий.

В-пятых, исследована структура оказания услуг ЖКХ в УФО по регионам. С небольшим перевесом относительно Челябинской области (доля 32,3 %) лидирующее положение занимает Свердловская

область (доля 33,6 %). В целом на обе эти области приходится почти две трети объема рынка ЖКХ в УФО в стоимостном выражении. Это в большей степени обусловлено высокой концентрацией жилищного фонда в данных регионах (на оба региона приходится 66,8 % жилищного фонда УФО в целом) и высокой плотностью населения в них.

Результаты, полученные в данной работе, позволят в дальнейших исследованиях провести конкурентный анализ на рынке ЖКХ в УФО, определить доли крупнейших конкурентов на исследуемом рынке, оценить объем потребления ЖКХ на душу населения, а также насыщенность и предполагаемый потенциал рынка ЖКХ в УФО.

Список литературы

1. Barkhatov V. Reproduction of Human Potential in the Ural Federal District in Russia under the New Normal Conditions // E3S Web of Conferences. 2020. 210. 15002. DOI: 10.1051/e3sconf/202021015002.

2. Barhatov V, Belova I. External Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises of Russia: Economic Aspect // Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepreneurship. Proceedings of the 17th Eurasia Business and Economics Society Conference. 2017. Vol 5. P. 453—468. DOI: 10.1007/978-3-319-46319-3_28.

3. Barkhatov V., Benz D., Pletnev D. Trust in the Russian Economy and Business Environment // E3S Web of Conferences. 2020. 210. 13013. D0I:10.1051/e3sconf/202021013013.

4. Kemaykin N., Pavlenkov M. Development Directions of Housing and Communal Services of Russia // Bulletin of the Tomsk State University. 2020. (51). P. 21—34. DOI: 10.17223/19988648/51/2.

5. L'vova M., Bakunova T., Kol'tsova T. Sustainable Development as an Alternative Goal of Economic Actors in Modern Society // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2018. 4 (80). P. 452—455. DOI: 10.20914/2310-1202-2018-4-452-455.

6. Nenakhova O. Peculiarities of Functioning of Housing and Communal Services and Main Directions of Reform of Housing and Communal Services // North Caucasus Legal Vestnik. 2018. 1 (2). P. 87—91. DOI: 10.22394/2074-7306-2018-1-2-87-91.

7. Nikolaeva E., Pletnev D. Internal Business Success Factors of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. 6 (4). P. 768—774. DOI:10.14505/jarle.v.4 (14).06.

8. Pletnev D., Fink O., Dyachenko O. State Information System of Housing and Utilities Sector as a Basis of Network Relationship Management in Russia // Eurasian Business Perspectives. Proceedings of the 25th Eurasia Business and Economics Society Conference. 2020. Vol. 1. P. 127—137. DOI: 10.1007/978-3-030-35051-2_9.

9. Plotnikova I., Sorokina I. Modern Housing and Communal Services Development Problems // Problems of Territory's Development. 2019. 6 (104). P. 52—68. DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.4.

10. Shalbolova U., Chikibayeva Z., Yegemberdiyeva S., Kim Ye. Housing and Communal Services as a Factor of the Urban Sustainability // E3S Web of Conferences. 2020. 208 (16). 04013. DOI: 10.1051/e3sconf/202020804013.

11. Shtogryn H., Sakal O., Zapukhliak I., Kinash I. The Ecologization of Housing and Communal Services of Ukraine in the Context of Sustainable Development // Journal of Eastern European and Central Asian Research.

2019. 6 (1). P. 113—130. DOI: 10.15549/jeecar.v6i1.251.

12. Sokolov Yu. Systemic Crisis of Housing and Communal Services in Russia // Issues of Risk Analysis.

2020. 17 (5). P. 10—25. DOI: 10.32686 / 1812-5220-2020-17-5-10-25.

13. Taranukha N., Zhuldybina N. Management of Sustainable Development of an Enterprise in the Sphere of Housing and Communal Services// Bulletin of Kalashnikov ISTU. 2018. 21 (3). P. 100—105. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-3-100-105.

Сведения об авторе

Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 6 (452). Economic Sciences. Iss. 73. Pp. 115—121.

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS A DRIVER OF THE URALS FEDERAL DISTRICT SUSTAINABLE DEVELOPMENT

I. A. Belova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The purpose of the study is to analyze the current state of the housing and communal services market in the Ural Federal District. The features of the housing and communal services market in the Urals Federal District have been investigated, its key development trends and growth drivers have been identified. An assessment of the volume of the housing and communal services market in the Urals Federal District in value terms is carried out, its dynamics in 2015—2020 is presented. The structure of the provision of housing and communal services and the structure of the housing stock in the Ural Federal District within the framework of regions and districts are considered. The heterogeneity of these structures is shown. A significant share (about 66.0 %) in both structures presented falls on two regions: Sverdlovsk and Chelyabinsk regions. The results obtained in this work will allow, in further studies, to conduct a competitive analysis on the housing and communal services market in the Urals Federal District, determine the shares of the largest competitors, estimate the volume of utilities consumption per capita, as well as the saturation and estimated potential of the housing and communal services market in the Urals Federal District.

Keywords: sustainable development, regional development, housing and communal services, trends in the development of housing and communal services, features of development, the Ural Federal District, regions of the Ural Federal District.

References

1. Barkhatov V. (2020) E3S Web of Conferences, no. 210, 15002. D0I:10.1051/e3sconf/202021015002.

2. Barhatov V, Belova I. (2017) Country Experiences in Economic Development, Management and Entrepre-neurship. Proceedings of the 17th Eurasia Business and Economics Society Conference, no. 5, pp. 453—468. DOI: 10.1007/978-3-319-46319-3_28.

3. Barkhatov V., Benz D., Pletnev D. (2020) E3S Web of Conferences, no. 210, 13013. DOI: 10.1051/e3s-conf/202021013013.

4. Kemaykin N., Pavlenkov M. (2020) Bulletin of the Tomsk State University, no. (51), pp. 21—34. DOI: 10.17223/19988648/51/2.

5. L'vova M., Bakunova T., Kol'tsova T. (2018) Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, no. 4 (80), pp. 452—455. DOI: 10.20914/2310-1202-2018-4-452-455.

6. Nenakhova O. (2018) North Caucasus Legal Vestnik, no. 1 (2), pp. 87—91. DOI: 10.22394/2074-7306-20181-2-87-91.

7. Nikolaeva E., Pletnev D. (2015) Journal of Advanced Research in Law and Economics, no. 6 (4), pp. 768—774. DOI: 10.14505/jarle.v6.4(14).06.

8. Pletnev D., Fink O., Dyachenko O. (2020) Eurasian Business Perspectives. Proceedings of the 25th Eurasia Business and Economics Society Conference, no. 1, pp. 127—137. DOI: 10.1007/978-3-030-35051-2_9.

9. Plotnikova I., Sorokina I. (2019) Problems of Territory's Development, no. 6 (104), pp. 52—68. DOI: 10.15838/ptd.2019.6.104.4.

10. Shalbolova U., Chikibayeva Z., Yegemberdiyeva S., Kim Ye. (2020) E3S Web of Conferences, no. 208 (16), 04013. DOI: 10.1051/e3sconf/202020804013.

11. Shtogryn H., Sakal O., Zapukhliak I., Kinash I. (2019) Journal of Eastern European and Central Asian Research, no. 6 (1), pp. 113—130. DOI: 10.15549/jeecar.v6i1.251.

12. Sokolov Yu. (2020) Issues of Risk Analysis, no. 17(5), pp. 10—25. DOI: 10.32686/1812-5220-2020-17-5-10-25.

13. Taranukha N., Zhuldybina N. (2018) Bulletin of Kalashnikov ISTU, no. 21 (3), pp. 100—105. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-3-100-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.