Научная статья на тему 'Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект'

Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дрыгина Екатерина Николаевна

Опыт Самарской области по профилактике сиротства и семейному устройству детей$сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дрыгина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The life arrangement of orphans: the region aspect

The practice of the orphans in Samara Region: training and organizing their life without parents support.

Текст научной работы на тему «Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект»



Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект

Екатерина Николаевна Дрыгина,

социальный педагог Центра помощи семье и детям «Семья» Самарской области, кандидат педагогических наук

Проблема сиротства в России в последнее десятилетие приобрела новые формы и масштабы, стала предметом научных дискуссий социологов, психологов и педагогов, явилась причиной принятия кардинальных мер социальной и демографической политики страны. Каждый регион решает проблему профилактики сиротства в соответствии со своими возможностями и пониманием её важности и значимости для будущего своего региона и страны. Предлагаем ознакомиться с опытом Самарской области по профилактике сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

• дети-сироты • социальное сиротство

• опека и попечительство • приёмная семья • усыновление

Обращение к такой теме, как жизнеустройство детей-сирот обусловлено потребностью комплексного осмысления феномена социального сиротства, так как это явление отрицательным образом сказывается на состоянии общества в целом, свидетельствует о деградации базовых социальных ценностей и институтов. Количество социальных сирот в стране — прямой показатель социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, смена семейных ценностных установок влечёт за собой рост численности социальных сирот.

Статистика сиротства Самарской области выглядит на федеральном фоне более благополучно: 2006 г. — 2336 (0,37% детского населения области); 2007 г. — 2104 (0,34%), 2008 г. — 2047 (0,31%) [7]. Однако в Самарской области, как и в целом по России, продолжается рост количества гражданских дел с вынесением решения о лишении родительских прав. Увеличивается количество отказов от новорождённых детей, особенно за счёт женщин, ранее лишённых родительских прав (2006 г. — 283; 2007 г. — 240;

-э-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

-е-

2008 г. — 294). Причём ежегодно социальным службам удаётся предотвратить от 50 до 110 отказов.

В 2008 году численность детей, родители которых лишены родительских прав, составила 74492 человека, из них у 70% детей родительских прав лишены оба родителя или единственный родитель. Несмотря на то, что ограничение в правах считается более гуманной

мерой, представляющей родителям по сравнению с ли- _

шением больше возможностей возвратить прежний статус, она применяется в 12 раз реже, чем лишение родительских прав.

Стойкое увеличение за последние три года количества родителей, лишённых прав, свидетельствует о том, что детское неблагополучие выявляется слишком поздно, когда уже реально ребёнка необходимо изымать из семьи. Основной причиной лишения родительских прав остаётся алкоголизм родителей, который трудно поддаётся лечению. Численность родителей, лишённых в 2008 году родительских прав, составила 63096 человек. Из них 1545 человек (2,4%) были лишены прав по причине жестокого обращения с детьми. Спасаясь от жестокого обращения, дети уходят из семей, покидают детские учреждения. В течение последних трёх лет почти ежегодно находятся в розыске от 50 до 55 тыс. несовершеннолетних.

По данным 2008 года, в Самарской области, так же как и в других российских регионах, до 85% от общего числа выявленных детей-сирот составляют так называемые «социальные сироты», т.е. дети, оставшиеся без родительского попечения по «социальным» причинам.

В настоящее время велика потребность в устройстве детей вне кровной семьи. Структура устройства детей-сирот остаётся неизменной — большая часть из них передаётся на воспитание в семьи граждан. Доля детей, устроенных на полное государственное обеспечение в различные учреждения (дома ребёнка, детские дома, учреждения социальной защиты, лечебные учреждения, образовательные учреждения, учреждения для детей-сирот и др.), постепенно сокращается [2]

Ежегодно в России выявляется более 115 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот в общей выборке детского населения, по данным Федеральной службы государственной статистики, в последние годы менялась таким образом: в 2005 г. число детей-сирот составляло 731125 (2,6 % детского населения), 2006 г. — 729703, (2,7%), 2007г. — 728798 (2,77%). То есть численность детей-сирот за последние три года несколько уменьшается, а её процентный показатель увеличивается в связи с сокращением общего количества детей в России.

Основной формой семейного устройства остаётся опека и попечительство. Она охватывает около половины выявленных в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ещё 7% передаются на воспитание в приёмную семью, 4% — усыновляются, 8% — возвращаются кровным родителям. В учреждениях временного пребывания (медицинских учреждениях, приютах и СРЦ) находятся 85% детей.

-е-

Е.Н. Дрыгина. Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект

Сегодня в семьях граждан Самарской области воспитываются более 10 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых около 6,2 тыс. детей (58%) находятся под опекой, 3,64 тыс. (34%) устроены в приёмные семьи, и лишь 932 ребёнка (8,6%) усыновлены. По данным статистики на 1 января 2010 года в 2,5 тыс. _ приёмных семьях воспитывается 3,7 тыс. детей.

Реализация приоритетного права ребёнка жить и воспитываться в семье стала ключевым принципом разработки и внедрения региональных нормативных правовых актов, регламентирующих устройство детей, лишённых родительского попечения (Постановление Главы Администрации Самарской области от 17.10.1995 № 345 «О временном Положении о приёмной семье на территории Самарской области», Решение Самарской губернской думы от 21.12.1995 № 145 «Положение о приёмной семье на территории Самарской области», Закон Самарской области от 02.04.98 № 2-ГД «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» и др.).

Приёмная семья как форма жизнеустройства детей-сирот на основании договора о передаче ребёнка в семью появилась в Самаре в 1994 г. и получила дальнейшее развитие на всей территории области как наиболее перспективная (Постановление Главы г. Самары от 30.08.1994 № 1285 «О временном положении о помещении детей, лишённых попечения родителей, в семьи горожан»).

Во временном положении «О помещении детей, лишённых попечения родителей, в семьи граждан» впервые были сформулированы правила создания приёмной семьи, права и обязанности приёмных родителей, а также определён перечень документов, необходимых для передачи ребёнка в семью. Главной характерной особенностью самарской приёмной семьи 90-х, отличающей её от современной, было то, что она создавалась временно, на срок от двух до шести месяцев, без установления опеки над ребёнком. Семья могла принять не более трёх детей, а общее количество детей в семье не должно было превышать пяти человек.

Появление региональных законодательных актов, регламентирующих организацию новых форм устройства детей-сирот, было обусловлено созданием и развитием в области широкой сети социозащитных учреждений службы семьи (центры социальной помощи семье и детям, центры социально-психологической помощи подросткам, социально-реабилитационные центры, приюты и др.). Основную функцию координатора сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот, выполняет Областной центр социальной помощи семье и детям.

Система сопровождения приёмной семьи специалистами центра начинается с индивидуальной социально-психологической диагностики всех её членов, направленной на выявление ресурсных возможностей семьи, и консультативной работы с потенциальными приёмными родителями. Затем кандидаты в приёмные родители проходят обучение по программе, разработанной и опубликованной специалистами областного центра социальной помощи семье и детям. Программа подготовки граждан, желающих стать приём-

-э-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

ными родителями, состоит из трёх тематических блоков: психолого-педагогического, медико-социального, юридическо-экономическо-го. Содержание обучения носит практико-ориентированный характер и направлено на формирование психолого-педагогических компетенций родителей — профессиональных воспитателей: способности защищать и опекать детей, удовлетворять потребности ребёнка в развитии и преодолевать задержки развития, поддерживать отношения ребёнка с биологической семьёй, устанавливать доверительные и продолжительные отношения в семье. По окончании курса слушатели проходят собеседование, на основании которого им выдаётся соответствующее свидетельство [6, с. 6].

В ходе обучения потенциальные приёмные родители, пережив и прочувствовав ситуации, которые могут возникнуть в будущем, имеют возможность более реально оценить свои силы и способности, и более взвешенно и осмысленно принять решение о том, какого ребёнка они смогут взять в свою семью. Возможно также, они осознают, что не готовы воспитывать чужого ребёнка и откажутся от своего намерения на этом этапе, то есть до знакомства с ребёнком.

При передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью орган опеки и попечительства совместно с территориальным центром социальной помощи семье и детям, центром диагностики и консультирования, приёмными родителями составляет индивидуальную программу комплексного сопровождения приёмной семьи, основанную на комплексной диагностике потребностей ребёнка, ресурсных возможностях семьи, этапах реабилитации приёмного ребёнка.

Таким образом, в деятельности Центра социальной помощи семье и детям реализуется весь целостный процесс отбора и подготовки кандидатов в приёмные родители, а также сопровождения приёмных семей, обеспечивая успешность создаваемых приёмных семей. Результатом профессионального социально-педагогического сопровождения приёмных семей становится гармонизация внутрисемейных отношений, что обеспечивает успешное выполнение родителями воспитательной функции, личностное развитие детей, укрепление социальных связей семьи.

Однако далеко не все дети-сироты могут жить в семье. 90% потенциальных замещающих семей хотят взять на воспитание детей младшего возраста, не имеющих родственников, а в реальной жизни — 60% воспитанников детских домов и школ-интернатов — это дети старше 13 лет, 30% составляют подростки 10—13 лет. Подростки и старшие дети часто сами не хотят жить в приёмной семье. Только 20% детей старше 10 лет считают, что могли бы попробовать жить в чужой семье [4, с. 23]. Поэтому учреждения пока остаются очень важной формой устройства осиротевших детей.

Устройство осиротевших детей в учреждения достаточно привычный, принимаемый обществом способ. Опросы показывают, что

Е.Н. Дрыгина. Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект

большинство людей сегодня не видят ничего плохого в их существовании, напротив, считают, что именно государство обязано заботиться о детях-сиротах. Такая точка зрения, несомненно, сформирована историческим опытом призрения сирот в России.

Переходный период развития российского общества (1985 — 2000 гг.) значительно повлиял на жизнь сиротских учреждений и отношение общества к ним и их воспитанникам. Анализ практики более 25 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ряде регионов России позволил представить всё многообразие системных изменений их деятельности в виде таких тенденций:

• возникновение новых видов учреждений, учитывающих потребности детей в воспитательно-реабилитационных действиях;

• изменение уклада жизни детей в направлении её ориентации на будущую самостоятельную жизнь;

• гуманизация воспитательного процесса, которая предусматривает создание условий для раскрытия потенциала каждого воспитанника, реализацию его жизненного замысла с опорой на внутренние ресурсы, обогащение сферы его социального взаимодействия;

• осуществление личностно значимого образования путём приближения содержания образования к потребностям воспитанников, создания условий для их самореализации;

• разработка и внедрение технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире.

В качестве главной тенденции развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, выступает возникновение и функционирование инновационных учреждений. Выделены три новых принципиально отличающихся вида учреждений, а следовательно, и направления развития системы воспитания детей-сирот:

1) учреждение, организованное по семейному типу;

2) учреждение, предоставляющее семейные формы устройства;

3) учреждение, реализующее приоритетные направления образовательной деятельности, повышающей социализационные возможности воспитанников.

В Самарской области данные виды учреждений представлены на примере деятельности детского дома № 10 г. Тольятти, центра социально-психологической помощи «Подросток» г. Самары и детского дома-школы г. Отрадного. В этих учреждениях созданы условия, оптимально соответствующие полноценному психофизическому и духовному развитию детей; обеспечивающие адекватные стартовые возможности для самостоятельной жизни. В них введены авторские образовательные программы; созданы реабилитационные

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

пространства для постинтернатной адаптации выпускников; организован производительный труд; возрождена практика патроната детских учреждений промышленными предприятиями и коммерческими организациями. Сегодня действительно делается очень многое для гуманизации жизни детей в сиротских учреждениях, вкладываются значительные средства для улучшения их материально-технической базы, разрабатываются и внедряются социальные проекты оптимизации воспитательного процесса, программы подготовки профессиональных кадров.

По данным Минобрнауки России, а также интернет-портала «Детские домики.ру» на территории Самарской области в настоящее время действуют 15 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 6 школ-интернатов, 9 детских домов, в которых воспитываются около 770 детей [7, 8].

На протяжении 2005 — 2008 гг. наблюдается сокращение числа образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причины сокращения таких учреждений напрямую связаны с сокращением числа детей, находящихся в этих учреждениях, но в отдельных случаях — с материально-технической базой учреждения. Развитие института замещающей семьи в Самарской области позволило сократить количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечающих современным требованиям организации развития и воспитания молодого поколения.

Однако эти учреждений до сих пор играют значительную роль в устройстве и воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому ещё долгое время будут востребованы. В связи с этим активно обсуждается вопрос об их реформировании, переориентации учреждения с постоянного пребывания в них детей-сирот на семейное устройство.

Идея деинституционализации, активно обсуждаемая в последние годы, должна быть принята не только на уровне идеи, но и на уровне государственной программы, в которой будут прописаны конкретные шаги. Ведь деинституционализация — это не просто закрытие сиротских учреждений, а новое понимание подходов к защите детства.

Главной формой социально-педагогической поддержки сирот в Самарской области должна стать замещающая семейная забота как альтернатива государственной опеке. Для её реализации необходимо преобразование интернатных учреждений в учреждения по предоставлению семейного воспитания. Проектирование региональ-

Главной формой социально-педагогической поддержки сирот в Самарской области должна стать замещающая семейная забота как альтернатива государственной опеке.

Е.Н. Дрыгина. Жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект

-e-

Литература

ной модели социальной и психолого-педагогической поддержки детей-сирот должно опираться на системный подход и включать четыре уровня деятельности: 1) выявление детей, нуждающихся в помощи, до того, как они покидают семью и попадают в сиротские учреждения; 2) профилактическая работа с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, непосредственно в учреждениях образования, социальной защиты и здравоохранения; 3) работа по созданию инновационных учреждений для комплексной работы с семьями; 4) подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих на всех уровнях социально-педагогической помощи детям.

1. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению успешности вхождения воспитанников

в самостоятельную жизнь/Авт.-сост. Н.П. Иванова. М.: АПКиПРО, 2004.

2. Иванова Н.П., Дрыгина Е.Н. Сиротские учреждения России // Философский журнал. № 2. 2009.

3. Инновации в российском образовании: Система предупреждения со циального сиротства. М., 2000.

4. Осипова И. Государственные стратегии предотвращения социаль ного сиротства // Социальная педагогика. № 2. 2008. С 23.

5. Палиева Н.А. Развитие социального института приёмной и патро-натной семьи в Ставропольском крае. Ставрополь: Литера, 2008.

6. Программа подготовки кандидатов в приёмные родители. Самара, 2009.

7. Статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2009.

8. http://www.detskiedomiki.ru/?act = home_reg&id = 63&part_id = 65

Для решения проблемы детского сиротства необходима разработка и внедрение концепции региональной системы социально-педагогической поддержки детства, обеспечивающей реальное осуществление государственной семейной политики и реализацию механизмов преодоления социального сиротства в условиях конкретного региона.

-э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.