Научная статья на тему 'Жизнетворчество писателя как текст: особенности структуры'

Жизнетворчество писателя как текст: особенности структуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
591
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / АВТОР / ПЕРСОНАЖ / АВТОМЕТАОПИСАНИЕ / МЕТАТЕКСТ / АУТОПОЭЗИС / CREATIVE LIFE PROGRAMMING / AUTHOR / CHARACTER / AUTOMETADESCRIPTION / METATEXT / AUTOPOETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Худенко Елена Анатольевна

В статье исследуются особенности структурных связей в таком эстетическом феномене, как жизнетворчество. Реконструкция жизнетворческой поэтики представляется возможной в синтетических жанрах, гибридных методах и точках перехода между миром и текстом литературного произведения. Наиболее подробно рассматривается жизнетворческий потенциал структур «автор-персонаж» и автометаописательных текстов, осмысляются варианты жизнетворчества как метатекста и аутопоэзиса. В конечном счете жизнетворчество за счет процессов текстуализации и семантизации становится семиотически наполненным и может рассматриваться через призму «жизнетворческой поэтики» того или иного писателя, включаться в общую авторскую метапоэтику, метапоэтику литературного направления или художественного метода. Жизнетворчество в этом смысле предстает как самоописывающая система способов самопредьявления авторства, а наиболее адекватным языком описания такой системы становится язык гуманитарной синергетики. Некая «обреченность» на восприятие Другого как свойство всякой нарративной структуры (какой является жизнетворчество) становится зароком того, что в жизнетворческой парадигме идет процесс постоянной реорганизации за счет внедрения новых смыслов и редукции старых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of structural links concerning such aesthetic phenomenon as creative life programming are discussed in the article. The reconstruction of the life programming poetry seems to be possible in synthetic genres, hybrid methods and the points of transition from reality to the texts of literary works. The article not only concentrates on the life programming potential of the «author-character» structures and autometadescriptive texts, but also interprets the ways of life programming as metatext and autopoetry. Eventually, life programming becomes semiotically charged due to the processes of semantization and textualization and can be viewed through the prism of «life programming poetics» of this or that writer, incorporate into the general writer's metapoetics, metapoetics of some literary school or artistic method. Creative life programming in this sense appears to be a self-describing system of the authorship, and humanities synergetics becomes the most adequate language for the description of such a system. Any narrative system (where creative life programming belongs) is doomed to perceive the Other as its constituent part which drives the system to reorganize itself because of the introduction of new meanings and the reduction of old ones.

Текст научной работы на тему «Жизнетворчество писателя как текст: особенности структуры»

ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ КАК ТЕКСТ: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ

Е.А. Худенко

Ключевые слова: жизнетворчество, автор, персонаж, автоме-таописание, метатекст, аутопоэзис.

Keywords: creative life programming, author, character, autometadescription, metatext, autopoetry.

Изучение феномена построения писателем жизни как эстетического образования складывается, с одной стороны, из научного интереса, проявленного еще формалистами к биографии и бытовому поведению творческой личности, литературному быту и факту [Томашевский, 1923; Тынянов, 1977; Эйхенбаум, 2001]. С другой стороны - из реконструкции особенностей жизнетворческих программ тех школ и направлений, в эстетике которых тенденция соединения жизни и искусства нашла наиболее полное воплощение (см.: [Худенко, 2012, с. 17]).

В литературоведении сложился определенный и не всегда плодотворный терминологический плюрализм, связанный с расширительным толкованием понятия «жизнетворчество». Говоря о тождественном явлении, а именно - о практике построения пишущей личностью собственной жизни как текста - исследователи употребляют такие термины, как «авторское поведение» [Фаустов, 1997], «социопрактики» [Гончарова, 2011], «творческие практики» [Обатнина, 2008] и т.д. В этом смысле изучение жизнетворческих стратегий в литературе не утратило, на наш взгляд, своей актуальности и нуждается в дальнейшей разработке. В данной статье хотелось бы остановиться именно на формально-структурных особенностях феномена жизнетворчества, а не на его философско-эстетическом содержании. Это позволило бы уточнить и дополнить уже сложившиеся в литературоведении определения феномена жизнетворчества и в какой-то степени расширить его толкование.

Жизнетворчество с точки зрения семиотики - это информационная структура, несущая сведения о творце и его способах «переработки» мира. Она складывается за счет процессов

семантизации и постепенной текстуализации внетекстового материала, когда факты жизни писателя переводятся в пространство литературных текстов. Жизнетворчество как семиотическая система была подробно описана в 1975 году Ю.М. Лотманом в статье о декабристах, где ученый впервые рассмотрел соотношение «текста жизни» и «текста искусства», выработал понятие «поведенческий текст» [Лотман, 1975, с. 35].

Лотман показал, что бытовое поведение художника имеет собственные внутренние связи, собственные сюжеты и мотивы, генерируемые им как творцом текста искусства и - одновременно - как объектом, которого «творит» текст жизни. При этом жизнетворчество, будучи двутекстовым образованием, не является замкнутой автономной системой, а содержит «хаотические» (внетекстовые) элементы - это миметические реально-бытовые детали, мнемонические «следы», особенности индивидуально-творческого, мифологического и общекультурного развития художника, образующие контекст текста поведения - некую информационную систему и структуру, нацеленную на то, чтобы тоже быть интерпретированной. Таким образом, все элементы жизнетворческой модели претендуют на знаковость, обладая литературностью и становясь жизнетворческой поэтикой.

По замечанию З.Г. Минц, жизнетворчество «не может быть имманентно поэтике» [Минц, 2004, с. 175], оно становится причастно ей за счет трансляции художником жизненно-бытовых реалий - в текстовые. Жизнетворческие смыслы произведения часто скрыты, считаются периферийными, незначимыми; их трудно «извлечь» из текста, и функционируют они не вполне по его внутренним законам, будучи тесно связанными с эмпирической реальностью. Однако реконструировать эту «периферийную» зону, относящуюся скорее к эстетике, нежели к поэтике текста, возможно на разных структурных уровнях литературного произведения.

Имманентная взаимосвязь жизнетворческой парадигмы с явлением авторства, формами его субъективации позволяет говорить о конкретных текстовых зонах, в которых возможен анализ жизнестроительных интенций автора. Более того, обширность внедрения авторами поведенческих знаков в произведение позволяет обнаружить жизнетворческую «подсветку» как на стадии замысла, так и в самой организации текста. Так, исследования психологов-бихевиористов доказывают, что структурно-системные уровни творческой личности отражаются в эстетическом творении: намерение тесно связано с замыслом; когнитивный уровень поведения - с

введением философем и авторских отступлений; события личной жизни - с фабулой автобиографического произведения; формы поведения в частной жизни - с формами поведения автобиографического персонажа [Выготский, Лурия, 1993].

Интенции художника на соединение текстов искусства и жизни отпечатываются и на особенностях жанра и стиля произведения. Литературоведению известны так называемые «поведенческие жанры»: интеллектуальный роман, философский роман, роман-эссе. В этих жанрах четче, чем в других, автору задана определенная поведенческая позиция: в эссе - свобода рассуждения на выбранную тему, в интеллектуальном романе - насыщенный диалог с читателем и усложненная архитектоника, в которой поведение автора, как правило, реконструируется из лабиринта деталей, мотивов и образов.

Поведенческие формы автора как творца текста проще всего выявить в маргинальных зонах - точках пересечения текста жизни с текстом искусства. Одновременно это и точки «разрыва», где граница между этими двумя пространствами наиболее отчетлива:

• это синтетические жанровые образования (лирико-философский роман; автобиографический роман; эпическая лирика; поэтический очерк и т.п.);

• это гибридные методы (романтический реализм; фантастический реализм; метафизический реализм) и типы речи (поэтическая проза; сказ; белый и свободный стих);

• это дистанция в системе «автор-персонаж» (особенно в автобиографическом тексте);

• это граница мира и текста (фабула и сюжет, подробность и деталь; дискурс и нарратив).

Наиболее разработанной в литературоведении является проблема соотношения автора и персонажа в произведении. Через систему «автор-персонаж» реконструируются процессы идентификации, самоидентификации, дистанцирования, игры, важные для моделирования жизнестроительных моделей писателей.

Помимо этого, соотношение фабулы и сюжета становится также границей соприкосновения жизни и искусства, то есть зоной реализации жизнетворческих интенций автора. Фабула представляет собой не что иное, как цепь событий, по отношению к которым мы не задаем вопроса, кто их автор. Сюжет же переводит фабулу на язык текста, и перевод этот осуществляется творцом. Следовательно, точка «разрыва» между фабулой и сюжетом и будет исходной точкой для реконструкции поведенческого текста автора. Но реконструируется она через цепь поступков персонажа, так как «поступок в тексте

может исходить только от автора» [Бахтин, 1994, с. 21]. Само определение понятия «персонаж» изначально связывается с действием: персонаж, по К. Бремону, есть «агент последовательности, состоящей из совершенных им поступков» [Бремон, 1972, с. 117]. Всю разветвленную композицию персонажа (имя, внешность, поведение, речь) можно обозначить как поведенческую стратегию автора на том основании, что автор совершает выбор - в каждой из обозначенных точек структуры.

В исследовательской литературе, особенно касающейся проблем автобиографического текста, часто производится сопоставление поведенческих форм автора с поведенческими формами персонажа. Но такое сопоставление возможно лишь в определенных случаях. Во-первых, если автор сам позволяет такое сопоставление (маркируя жанр, структуру, «проговариваясь»). Во-вторых, поведение персонажа тогда приобретает характеристики значимого, когда мы можем говорить об определенной инвариантной повторяемости форм поведения персонажа в определенных инвариантных ситуациях. В данном случае не важно, происходит ли повторение ранее совершенных поступков (жестов, слов, чувств) или уже известных персонажу поведенческих стереотипов (литературных, исторических, социальных). Лежащий в основе поведения персонажа принцип повторения создает текст поведения автора - зону значимости его жизнетворческих проявлений. Противоположный случай -принципиальной неповторяемости, неординарности, несовершаемости определенных поступков персонажем - по отношению к собственному поведению автора оказывается столь же значимым, так как означает прерывание повтора. Например, общеизвестно, что в романах И.С. Тургенева почти всегда обрисована жизнь девушки до замужества (инвариантным случаем является судьба Анны Сергеевны Одинцовой - вдовы в романе «Отцы и дети») и никогда - после, в романах Л.Н. Толстого, наоборот, полное раскрытие женского персонажа связано с пребыванием в замужестве, в браке («минус»-инвариант -разрушение семьи в «Анне Карениной»). Диаметральность отмеченных поведенческих форм персонажей Тургенева и Толстого позволяет говорить о диаметральности (в гендерном, личностно-семейном аспекте) жизнетворческих поисков авторов.

Выбор той или иной программы поведенческого текста персонажа выявляет авторскую аксиологию и содержательность авторского поведенческого текста. Исторически и типологически рассмотренный в рамках подобной системы «выбор» автора позволяет говорить о стратегии поведения отдельного автора или их группы в

системе традиций. Поведение персонажа в данном случае маркирует контекстуальную часть жизнетворчества - связь писателя со временем, эпохой, определенной школой и направлением.

Кроме того, поведение персонажа задается, по Д.С. Лихачеву, типом и характером и отнесено к «внутреннему миру художественного произведения» [Лихачев, 1968]. Но в данном случае важно, на наш взгляд, не столько выявление психологических характеристик персонажа, сколько то, почему автор выбирает именно эти характеристики, а не другие. Это позволяет сконструировать психобиографическую доминанту того или иного автора и психологические особенности его личности.

Поведение персонажа становится моделирующей категорией для конструирования поведенческих предпочтений / непредпочтений автора. По замечанию Е. Фарыно, «все поступки и все поведения в совокупности лишь сочинены (выделено автором. - Е.Ф.) для персонажа» [Фарыно, 2004, с. 254-255]. Поведение и поступки персонажа в этом смысле носят «двойственный характер», их цель -«не исчерпываться на самих себе в их бытовой или практической сфере, а становиться знаками реализации персонажем своей мифологемы, то есть становиться поступками-мифологемами» [Фарыно, 2004, с. 406]. Выбор той или иной поведенческой формы для персонажа (как носителя мифологемы, речи, определенного социально-психологического типа и т.д.) есть в то же время выбор автором собственного поведения - как в построении взаимоотношений с текстом (автор - произведение), так и в планировании его будущей рецепции (произведение - читатель).

Конструирование автором разных типов поведения персонажа (асоциального - «босяки» М. Горького, этикетного - куртуазная поэзия и рыцарский роман Средневековья, социально-психологического -лермонтовский «портрет поколения» в «Герое нашего времени» и т.д.) превращает это поведение в своеобразное герметичное «произведение искусства», несущее читателю информацию об устройстве общества, об историческом периоде, а главное - о мире автора и способах его жизнетворения. По отношению к жизненной эстетической установке автора поведенческие формы персонажа функционируют как «текст о тексте» (метатекст). При этом открытым остается вопрос: насколько сознательно художник моделирует собственное поведение (даже в автобиографическом тексте)? Этот вопрос находится лишь в частичной компетенции литературоведения. Очевидно, в данном случае речь должна идти только о тех текстовых образованиях, в которых автор так или иначе дал понять, что он желает через собственный внутренний

мир, через свою «духовную личность» (С. Франк) говорить о мире и его проблемах.

Особого внимания в этом ключе заслуживает явление творческой рефлексии, которое позволяет оценить степень осознанности автором собственных литературных приемов. Являясь «избыточной» в смысле решения чисто эстетических задач [Хатямова, 2008], авторефлексия свидетельствует о том, что художник сознательно размыкает текстовое пространство - в жизненное.

Способность художественных текстов рассказывать о самих себе, о своих «цеховых» проблемах (о том, как они создаются и кто их создает) все больше обращает на себя внимание исследователей в последние годы. Осознание собственной «литературности» в литературе Р. Барт причислял к явлению метаязыка и сравнивал с «опасной игрой со смертью», с «переживанием своей смерти» [Барт, 1994, с. 132]. Р.Д. Тименчик в статье «Автометаописание у Ахматовой» дал следующее определение вынесенному в заголовок понятию: «Присутствие в самом стихотворном тексте смысловой мотивировки "сведения мысли именно к данному числу слогов" - и шире -подчеркнутую в тексте смысловую связь между разными уровнями мы назовем «автометаописанием» [Тименчик, 1975, с. 214].

Понятно, что первоначально термин «автометаописание» употреблялся специфически - только по отношению к стихотворной речи, но в настоящий момент термин применяется не только по отношению к форме (языку) литературного произведения, но и шире -как «высказывания писателей о литературе (в статьях, рецензиях, комментариях, манифестах, письмах)» [Гин, 1996, с. 133], а само явление творческой рефлексии становится способом маркирования литературы определенного направления (модернизма и авангарда), хотя элементы авторефлексии можно найти уже в древнерусской литературе [Двинятин, 1994, с. 89].

Определяющей задачей автометаописательности Т. Пахарева считает обнаружение границ между эстетическим и внеэстетическим и, как следствие, экспериментальное сопряжение разнородных материалов, соотносимых с полем жизни и полем искусства в новой художественной ткани [Пахарева, URL]. Действительно, авторефлексия дает принципиально новый угол зрения на предмет, перенося его из координат реальности в пространство слова, что небезразлично не только для авангарда, но и для художников с установкой на жизнетворчество. Поэтому особо плодотворным для реконструкции текстового содержания во «внетекстовом» феномене представляется обращение к авторефлексирующим произведениям

писателей, их дневниковой и программной прозе, собственно метаописательным текстам.

Кроме того, авторские интенции на единство жизни и искусства часто манифестируются и вне произведения - на уровне сквозных образов всего творчества, заявлений автора-критика, в рефлексиях по поводу «чужого слова» (и способах этой рефлексии), образуя авторскую метапоэтику. Метапоэтический слой всякой художественной системы представляет собой семиотически значимую зону для реконструкции жизнетворческих стратегий, становится «ключом» к прочтению механизмов сосуществования текста жизни и текста искусства. При этом метапоэтический пласт авторского репертуара не принадлежит в чистом виде ни тому, ни другому тексту. Творческая авторецепция как метаобразование может быть организована как текст искусства, но не иметь к тексту жизни автора практически никакого отношения (крайний случай - полная мифологизация собственной биографии). В то же время авторефлексия может напрямую касаться биографического текста жизни, но не собственного (тексты, построенные по модели «писатель о писателе»). Таким образом, жизнетворческие стратегии являют собой вполне определенную структуру и содержательно активны в маргинальных зонах текстах, на которые мы указали.

Само формирование жизнетворческой парадигмы связано с экспликацией текстов автометаописательного содержания и внедрением этих «данных» в эпистему соответствующего порядка (метод, школа, направление и др.). Структура феномена жизнетворчества базируется на соотношении двух текстов - текста жизни и текста искусства. Проникновение одного пространства в другое и функционирование границы между ними формируют своеобразие жизнетворческой стратегии того или иного автора.

С точки зрения структуры жизнетворчество как двуединый текст реализует модель «текст в тексте» или «текст о тексте». Именно от типа отношений между этими двумя пространствами зависит характер художнического жизнестроения. Свойства феномена жизнетворчества таковы, что уже изначально он представляется двутекстом - зоной соединения текста жизни и текста искусства. Метатекстуальные элементы в данном случае находятся не во внешней по отношению к объекту описания зоне, а входят внутрь самой структуры. Следовательно, «первичный текст» (описываемый текст) обладает теми же свойствами, что и текст «вторичный» - описывающий. Референтность языка и текста здесь нарушена: и текст жизни становится языком описания текста искусства, и текст искусства -

языком для описания текста жизни. Говоря о жизнетворчестве как метатексте, мы подразумеваем не только то, что через поведенческие стратегии мы «читаем» первичные тексты, но и то, что имплицированные в тексте поведенческие формы автора становятся способом организации и чтения метатекста. При этом условность («литературность», по Лотману) как текста жизни, так и текста искусства, переведенных в статус языка описания, становится несомненной.

Язык описания такой системы многослоен по существу, так как в метапарадигме уже на «первичном» уровне сам объект исследования (автодискурс) представляет собой соединение научного и художественного дискурсов (писатель-творец, писатель-исследователь). Язык писателя (художника, мыслителя) всегда личностным, индивидуальным образом соединяет опыт науки и искусства в автодискурсе. Метапоэтика, призванная изучать этот язык, по мнению К.Э. Штайн, есть «сложная саморегулирующаяся система, взаимодействующая, с одной стороны, с творчеством, с другой, с наукой - не только гуманитарным, но и естественнонаучным знанием <...> Развитие ее идет на основе творчества, поэтому эта система открытая, нелинейная (выделено нами. - Е.Х.)» [Штайн, 2002, с. 608]. На это же свойство указано в работе исследователя Ким Хен Ена: метатекст определяется им как «вторичный текст с вербализованным прагматическим содержанием, объектом которого всегда становится некий вполне определенный текст <...>, его гетерогенные компоненты, сохраняя свою природу, создают некое «нелинейное» целое» [Ким, 2002, с. 202].

Необходимо заметить, что принцип нелинейности, подробно описанный еще в работах П.А. Флоренского, в математических трудах Н.В. Бугаева, стал репрезентативным для гуманитарной науки к началу 1980-х годов. К этому времени Ю.М. Лотман дал развернутое истолкование своей ранней концепции текста как «динамической системы». В книге «Внутри мыслящих миров» он говорит о тексте не только как о передающем, но главное - самоорганизующемся и самопорождающем устройстве, то есть как о синергетическом образовании: «Текст, подобно зерну, содержит в себе программу будущего развития, не является застывшей и неизменно равной самой себе данностью» [Лотман, 1999, с. 22]. В связи с этим, указывая на релевантность отношений текста жизни и текста искусства, необходимо произвести, на наш взгляд, терминологическое уточнение самого понятия «жизнетворчество». Понятие 'текст', выступающее структурным стержнем явления, должно быть скорректировано в духе

современных представлений о неавтономности и незамкнутости таких образований, когда текст, по замечанию Б.М. Гаспарова, формируется «не как фиксированный предмет, раз и навсегда существующий, но как процесс, непрерывно движущийся и развертывающийся в бесконечность» [Гаспаров, 1994, с. 22].

Жизнетворчество в этом смысле представляется самоописывающей системой способов самопредъявления авторства, некой аутоструктурой, существующей по законам собственной внутренней организации, когда поведенческие формы личности (совокупность человеческого и творческого начал) становятся способами интерпретации продуктов художнической деятельности - произведений (и наоборот).

На сегодняшний день наиболее адекватным языком для реконструкции художнического жизнетворчества нам представляется язык гуманитарной синергетики [Синергетическая парадигма, 2000; 2002]. Исследования такого рода показывают, что явление синергии применимо к реконструкции творческих практик личности. Более того, жизнетворчество в собственно онтологическом и даже буквальном смысле этого слова («творить жизнь») присуще человеческой личности уже на клеточном уровне. Разработанная чилийскими учеными У. Матурана и Ф. Варела теория биологического познания доказывает, что целью сложной клеточной креативности в человеческом организме является процесс саморегулировки и главное - самосозидания [Матурана, Варела, 2001]. По-другому, цель важнейшего биологического процесса совпадает с целью такой феноменологической практики, как жизнетворчество. Так, исследователь В.В. Фещенко трактует жизнетворчество как предпоследнюю (перед авангардом) стадию развития творческого сознания личности. Он применяет термин 'аутопоэзис' (от греч. auzm - «само» и noinoiç - «созидание, деятельность») по отношению к механизму организации творческого сознания: «Сопряженный, согласованный процесс, в котором участвуют на взаимно определенных правах поэзис и семиозис, можно назвать аутопоэзисом - в специальном, художественно-семиотическом применении этого термина... Аутопоэзис ассоциируется и лексически, и сущностно с такими понятиями, как автономность, самоорганизованность; взаимность, согласованность; самость; свойственность, своеобычность» [Фещенко, 2006, с. 118, 137].

Жизнетворчество художника как особая практика творческого сознания и поведения должна быть осмыслена именно как

аутопоэзис. Механизм его основан на том, что применительно к тексту жизни идет процесс выборочной текстуализации (поэзис), применительно к тексту искусства - процесс семантизации жизненно-бытового материала (семиозис).

Жизнетворчество функционирует одновременно как гомогенная и как гетерогенная система, обладающая открытой функциональностью. Несмотря на возможную (в индивидуально-авторских системах) «непроницаемость» текста искусства по отношению к тексту жизни, их имманентно-вынужденное сосуществование в пространстве жизни творца и пространстве культуры, приводит к постоянному подключению (или исключению) новых и новых смыслов. Разгерметизация аутентичного образования происходит и за счет внедрения в двутекстовую ткань жизнетворчества фигуры конечного адресата - читателя. Некая «обреченность» на Другого как свойство всякой нарративной структуры (какой является жизнетворчество) становится зароком того, что в жизнетворческой парадигме идет процесс постоянной реорганизации и самоорганизации за счет внедрения новых смыслов и редукции старых (перекодировка ценности литературных фактов, фактов биографии, явлений литературного процесса, семиотического содержания и т.д.).

В связи с этим жизнетворческая проблематика - проблема соотношения искусства и действительности, проблема стирания писателем границы между ними или, наоборот, ее подчеркивания, может реализоваться не только в мировоззренческих поисках, но и в семиотически напряженном пространстве текста, обретая черты жизнетворческой поэтики. Поведенческие стратегии автора эффективней всего обнаруживаются чаще всего в маргинальных зонах (синтетических жанрах и стилях, на границе фабулы-сюжета, автора-персонажа и т.д.). Наконец, результативным материалом для реконструкции жизнетворческой художнической модели являются автометаописательные тексты, основанные на саморефлексии, тесно сопрягающей статусы человека и творца воедино.

Литература

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х гг. Киев, 1994.

Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.

Гин Я.И. Проблемы поэтики грамматических категорий: Избранные работы. СПб.,

1996.

Гончарова О.М. «Новые люди» эпохи 1860-х: идеи - тексты - социопрактики. Лекции по истории русской культуры. СПб, 2011.

Двинятин Ф.Н. «Нити мезгиревых тенет» и исследование В.В. Колесова о структуре древнерусского текста // Динамика русского слова. СПб., 1994.

Ким Хен Ен. Теория метатекста и формы ее проявления в поэтике // Acta slavica iaponica. 2002. T. 21.

Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. N° 8.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера - история. М., 1999.

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов. Л., 1975.

Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М., 2001.

Минц З.Г. Об эволюции русского символизма: К постановке вопроса: Тезисы // Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: в 3-х кн. СПб., 2004. Кн. 3.

Обатнина Е. Алексей Ремизов: Личность и творческие практики писателя. М.,

2008.

Пахарева Т. Развитие форм автометаописания в современной русской литературе. [Электронный ресурс]. URL : http:// lib.profi.net.ua/websites/ www.kspu.edu.ua

Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2000. Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. Тименчик Р.Д. Автометаописание у Ахматовой // Russian Literature. 1975. № 10-11. Томашевский Б.В. Литература и биография // Книги и революция. 1923. № 4 (28). Тынянов Ю.В. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

Фаустов А.А. Авторское поведение в русской литературе. Середина XIX века и на подступах к ней. Воронеж, 1997.

Фещенко В.В. Autopoetica, или Об одной языковой особенности творческого сознания // Гуманитарная наука сегодня. М.-Калуга, 2006.

Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века. М., 2008.

Худенко Е.А. Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина 1930-1940-х гг. как метатекст: дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2012.

Штайн К.Э. Метапоэтика: «Размытая» парадигма // Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология: в 4-х тт. Ставрополь, 2002. Т. 1.

Эйхенбаум Б.М. Литературный быт // Эйхенбаум Б.М. Мой временник. Художественная проза и избранные статьи 20-30-х гг. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.