Научная статья на тему 'Жизнеописание австрийского художника эгона Шиле, «Истерия» как причина становления экспрессионизма'

Жизнеописание австрийского художника эгона Шиле, «Истерия» как причина становления экспрессионизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
637
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модерн / экспрессионизм / выставочная деятельность / Эгон Шиле / австрийской живопись / стиль конца XIX – начало XX веков. / Art Nouveau / expressionism / exhibition activities / Egon Schiele / Austrian painting / style of the late XIX – early XX centuries.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. О. Измаилова, Е. Н. Алексеева

В статье раскрывается переломный момент в истории австрийской живописи XIX века. Описывается жизнь и творческий путь Эгона Шиле, его вклад в живопись Модерна. Так же созданные Густавом Климтом группы революционных художников, организованные выставки работ молодых мастеров в новом стиле конца XIX – начало XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE DESCRIPTION OF AUSTRIAN ARTIST EGONA SHILE, "HYSTERIA" AS A CAUSE OF FORMATION OF EXPRESSIONISM

The article reveals a turning point in the history of Austrian painting of the XIX century. It describes the life and career of Egon Schiele, his contribution to art Nouveau. Also created by Gustav Klimt group of revolutionary artists, organized exhibitions of works by young artists in the new style of the late XIX – early XX centuries.

Текст научной работы на тему «Жизнеописание австрийского художника эгона Шиле, «Истерия» как причина становления экспрессионизма»

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АВСТРИЙСКОГО ХУДОЖНИКА ЭГОНА ШИЛЕ, «ИСТЕРИЯ» КАК ПРИЧИНА СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПРЕССИОНИЗМА

А.О. Измаилова, магистрант Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10904

Аннотация. В статье раскрывается переломный момент в истории австрийской живописи XIX века. Описывается жизнь и творческий путь Эгона Шиле, его вклад в живопись Модерна. Так же созданные Густавом Климтом группы революционных художников, организованные выставки работ молодых мастеров в новом стиле конца XIX- начало XX веков.

Ключевые слова: модерн, экспрессионизм, выставочная деятельность, Эгон Шиле, австрийской живопись, стиль конца XIX- начало XXвеков.

Начало XX века обусловлено новым восприятием искусства, жизни, общепринятых норм и морали. Одним из революционных течений в искусстве выступает экспрессионизм, зародившийся в странах Европы (Германии и Австрии), как реакция на революционные движения, Первую мировую войну. Художники экспрессионисты в своем творчестве показывают в первую очередь, свое эмоциональное состояние, чаще всего негативное, вызванное событиями того времени [3]. Постмодернизм, а именно такие художники как Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Джейм Энсор и другие, заложили основу новому течению. В своем творчестве художники показывают по средствам цвета, форм, пластики, динамики пятен и элементов, свое моральное состояние, нестабильность, обеспокоенность и даже психическую неуравновешенность. Доктор Жан Мартен Шарко детально изучал одну из часто распространённых среди творческих личностей заболеваний «истерию», он проводил исследования, как современных деятелей искусства, так и у деятелей прошлых эпох, впоследствии описав основные симптомы и наглядно отобразил в чем они заключаются в своей книге «Одержимые в искусстве» (1887 г.) [9]. Эгон Шиле, впоследствии ставший ярким представителем экспрессионизма, пережил тяжелые события с раннего детства, а в юношестве потеряв отца, который перед смертью от сифилиса

пережил безумие, отложившее отпечаток на психике юного художника. Этот стресс, пережитый в сложные времена поспособствовали развитию «истерии», которая стала основной причиной творчества экспрессиониста [5].

Эгон Шиле родился 12 июня 1890 в городке Тульн-на-Дунае в центре Австрии. Отец был служащим на железной дороге и рано ушел из жизни в 1905 году, мать по происхождению - чешка, была домохозяйкой. У будущего художника было печальное детство [6]. Отец был болен и не раз у него случались приступы ярости, все больше впадая в слабоумие, отец заставлял класть приборы на стол для воображаемых гостей. Возможно, это стало причиной их переезда в Клостеренбург. Из-за подавляющей обстановке в семье и недопонимания со стороны матери, Эгон Шиле находил единственную радость в обществе сестер, которые часто позировали для него. В 1906 году, после смерти отца, уже в юношеском возрасте будущий художник жил в семье своего дяди Леопольда Чиха-чека. Он финансирует обучение юного художника в Венской Академии Изящных Искусств. Обучаясь в академии, Эгон Шиле понимает, что система образования ему не подходит [1].

Профессор академии Кристиан Гри-пенкерль, являлся консерватором и не приветствовал современное искусство, часто требовал от учеников владение ака-

демической техникой в совершенстве, осуждая проявление индивидуального подхода, экспрессии. Вразрез с взглядами своего профессора, юных художник не желает далее обучатся в академии и находит утешение в работах Густава Климта. С того момента, художник становится бунтарем, предоставляет петицию с подписями других студентов - своему профессору, содержание которых было: «Нельзя ли рисовать на пленэре вечером или ночью? Ограничивается ли природа тем, чем она является в понимании уважаемого господина профессора?», на что Кристиан Грипен-керль отвечает: «Наверное, сам дьявол прислал такого засранца, как ты, в мой класс». После долгого конфликта между студентом и профессором, юный художник собирается бросить Академию, в конце концов, Кристиан Грипенкерль подписывает диплом Эгона Шиле, но при том условии, что тот никому не скажет, кто был его учителем [2]. В 1909 году он оканчивает Академию, и плотно работает с Густавом Климтом, который проявляет благосклонность к талантливому коллеге. Так же, Густав Климт помогал юному художнику, присылая ему моделей, для обнаженной натуры, которой увлекался сам, и ввел его в «Венские мастерские», действующие с 1903 года. Это позволяет ему сотрудничать с другими мастерами, входящими в «Венские мастерские», и создавать проекты одежды, почтовые открытки [4]. В 1909 году Эгон Шиле принимает участие в международной выставке «Кун-стшау», где его полотна висят с произведениями таких художников как: Анри Ма-тиса, Эдварда Мунка, Пьера Боннара, Оскара Кокошки, Винсента Ван Гога и Поля Гогена. Вместе с Антоном Пешкой, Эгон Шиле организовывает выставку в венской галерее Густава Писко, и основывает с Антоном Пешкой и другими друзьями «группу нового искусства» [7]. На выставке юный художник знакомится с Артуром Роэслером, критиком искусств, который впоследствии, становится ярым защитником его творчества. Позже критик представляет Эгона Шиле и его труды таким коллекционерам как: Оскару Рейхелю и Карле Райнингхаусу. Художник постепен-

но становится на ноги в финансовом отношении, ему все чаще поступают заказы портретов и постепенно признают его в авангардистской среде. В 1911 году Эгон Шиле участвует в выставке, проходящей в Мюнхенской галерее Ганса Глотца и в галерее Майтке находящейся в Вене и которой управлял Роэслер. После, он покидает столицу из-за финансового положения и отправляется вместе с семнадцатилетней моделью Валерией Неуциль в небольшой городок южной Чехии - Крумлов. За период проживания в Крумлове, художник создает массу зарисовок, эротического характера своей спутницы. В этот же период жизни, Эгон Шиле создает цикл картин «Умерший город», и разрабатывает символические композиции, в основе которых лежала - смерть. Из-за возмущений жителей городка, на внебрачное сожительство молодой девушки с художником, ему приходится переехать в город Несуленгбах который находился недалеко от Вены. Художник был оскорблен поведением общества по отношению к себе и сравнивает свое положение с Винсентом Ван Го-гом [6].

В 1912 году, художника арестовали за растление несовершеннолетних. Работая с обнаженной натурой в мастерской, он часто проявлял халатность, впуская детей. После, в его доме провели обыск и обнаружили массу откровенных зарисовок, которые были объявлены как порнографические. Эгона Шиле приговорили к кратковременному тюремному заключению. После освобождения, художник на протяжении четырех лет участвовал в различных выставках, демонстрировал свои работы в Вене, Будапеште, Париже, Брюсселе, Берлине, Риме, Праге, Мюнхене и др. городах, а в 1917 году вернулся на родину. В 1915 году Эгош Шиле женится на Эдит Хармс и попадает под призыв и 21 июня того года едет в Прагу на военные учения. Его определяют в лагерь для офицеров в Мюнх-линге около Вайсельбурга, где есть все условия для продолжения его творческой деятельности. В 1916 году ему посвящается номер в журнале «Ди Актион», а в следующем году художника переводят в интендантство, и он возвращается в Вену.

Все больше и больше художник набирает популярность. Франц Мартин Хабер-дитцль, директор Модерн галереи, покупает у художника портрет Эдит и достаточное количество рисунков [8].

После смерти учителя художника -Густава Климта, Эгон Шиле занимает пост лидера в Венском Сецессионе. Художник строит много планов, в число которых входит открытие собственной школы и работу над большими форматами полотен, но всему этому не суждено было сбыться. В 1918 году его супруга Эдит Хармс, будучи беременной на шестом месяце, заболевает эпидемией гриппа и умирает 28 октября. Художник так же заражается этой болезнью и покидает этот мир ровно через три для после смерти жены, в возрасте 28 лет. Перед смертью художник создает одну из самых страшных работ «Семья» в которой изображает себя, свою покойную супругу и их так и не появившегося на свет младенца [1].

Эгон Шиле был назван предвестником

янные стрессовые ситуации, потеря родных и всецелое непонимание его творчества сформировали его как художника с ярко выраженным стилем, манерой письма. «Истерия», как заболевание, изучаемое Жаном Мартеном Шарко, способствовало формированию искусства экспрессионистов, отдельных деятелей искусства разных эпох и в последствии и австрийского художника [9]. Основными средствами выражения экспрессионизма заключались в цвете, но Эгон Шиле в своей живописи применял вибрацию поверхностей и точную, гротескно-резкую линию. Линия, выступающая в его живописи - обводкой, добавляла декоративность его живописи. Художник предпочитал изображать обнаженные тела, как моделей, так и своего собственного. Особенно, художник любил гипертрофически изображать половые органы портретируемых. Во многих работах художника, цвет играет второстепенную роль, поэтому в зарисовках, вообще цвет используется минимально, для подчеркивания объема тела моделей.

экспрессионизма. Жизненный путь, посто-

Библиографический список

1. Klimt, Schiele, Kokoschka, Kubin. Weitra: Bibliothek der Provinz, 2004.

2. Klimt, Schiele, Moser, Kokoschka - Vienne 1900. Paris: Réunion des MuséesNationaux, 2005.

3. Батракова С.П. Художник ХХ века и язык живописи. - М.: Искусство, 1996. - 116 с.

4. Берестовская Д. С. История художественной культуры Западной Европы и США ХХ века. / Д. С. Берестовская. - Симферополь: Ариал, 2011. - 224 с.

5. БоревЮ. Эстетика.. - М.: Политиздат, 1981 - 399 с.

6. БорзоваЕ.П. История мировой культуры. - СПб.: Изд-во «Лань», 2010.

7. Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х т. Т. 2. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 750 с.

8. Ильин Т.В. История искусств. Западно-Европейское искусство/ Т.В. Ильин. - М.: Высшая школа, 1983. - 317 с.

9. Шарко Ж.М. Клинические лекции по нервным болезням. - Харьков, 1885.

LIFE DESCRIPTION OF AUSTRIAN ARTIST EGONA SHILE, "HYSTERIA" AS A CAUSE OF FORMATION OF EXPRESSIONISM

A.O. Izmailova, graduate student E.N. Alekseeva, senior lecturer Crimean engineering and pedagogical university (Russia, Simferopol)

Abstract. The article reveals a turning point in the history of Austrian painting of the XIX century. It describes the life and career of Egon Schiele, his contribution to art Nouveau. Also created by Gustav Klimt group of revolutionary artists, organized exhibitions of works by young artists in the new style of the late XIX - early XX centuries.

Keyword: Art Nouveau, expressionism, exhibition activities, Egon Schiele, Austrian painting, style of the late XIX - early XX centuries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.