Научная статья на тему 'Жизненный успех в современном российском обществе'

Жизненный успех в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3601
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / ТРУД / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ВКЛЮЧЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / PEOPLE / SUCCESS IN LIFE / WORK / MATERIAL AND SPIRITUAL NEEDS / SOCIAL RECOGNITION CRITERIA TO ACHIEVE SUCCESS IN LIFE / SATISFACTION WITH THE PERSON INCLUDED IN THE SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобов Роман Алексеевич, Келасьев Вячеслав Николаевич

Статья посвящена проблеме рассмотрения жизненного успеха, актуальной в современном российском обществе, особенно в молодежной среде. Показано, что абсолютизация только личного (материального) успеха неизбежно приводит к разочарованию. Истинный жизненный успех достигается в тех случаях, когда материальное благополучие гармонично сочетается с позитивным влиянием на других людей, социальные группы и общество в целом. Авторы связывают доминирующие в обществе установки на накопление материальных благ с распространенностью коррупционных явлений, указывают на необходимость переориентации сложившихся систем воспитания и образования. В этих условиях именно многосторонняя личность оказывается более ориентированной на полноценный успех. Предлагается типология форм жизненного успеха, базирующаяся на сочетании личного успеха и социального признания. Описываются критерии достижения жизненного успеха и некоторые типы мифов относительно возможностей достижения жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life success in Russian society

The article considers success in life which is so relevant in modern Russian society especially among young people. It is shown that the absolutization of merely personal (financial) success inevitably leads to frustration and disappointment. The real success in life is achieved when the material well-being is in harmony with positive influence on other people, social groups and society as a whole. The authors attribute the dominant in society guideline to accumulate wealth to the prevalence of corruption phenomena; also they point out the need to refocus the existing system of education. In these conditions, it is more broad-minded personality who is more likely to achieve success. The typology of the forms of success in life is proposed, it is based on a combination of personal success and social recognition. The article describes the criteria to achieve success in life and some types of myths about the possibilities of achieving success in life.

Текст научной работы на тему «Жизненный успех в современном российском обществе»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

УДК 316.4.06

Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев

ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Каждого человека интересует его собственный успех. Не случайно интерес к проблеме жизненного успеха в последнее время значительно возрос. Социологические опросы показывают, что члены российского общества ориентированы на достижение жизненного успеха в виде высокого заработка, престижности, включенности в экономические, политические структуры и т. д. Конечно, на формирование представлений о жизненном успехе влияет ситуация в самом обществе.

Влияние социума на процесс формирования представлений о жизненном успехе осуществлялось во все времена. Скажем, в античной Греции успех связывался с формированием многосторонней личности, в Средние века — с высоким уровнем аскетизма, не говоря уже об установках восточных регионов. Во всех этих случаях наблюдается ориентация на жизненный успех, но пути его достижения оказывались совершенно разными.

Каждый человек часто связывает достижения личного успеха с успешностью реализации его внутренних потенций, не всегда совпадающих с установками других людей, социальных групп и пр. Настоящий жизненный успех достигается в тех случаях, когда человеку удается реализовать комфортное состояние во всех сферах деятельности и прямо или косвенно сохранить доброжелательное отношение с окружающими его людьми и социальными группами на разных уровнях. Поэтому об истинном успехе можно говорить в том случае, когда достигается гармония между личными достижениями в форме четко фиксированных компонент материального благополучия и возможности их использования для его повышения.

Такие ориентации часто не проходят через контроль сознания и достигаются интуитивно. Абсолютизация одного материального компонента ведет к формированию тупиковой ситуации, которая наблюдается в современном обществе потребления. Но и абсолютизация одного духовного начала также бесперспективна, если нет материальных средств для его реализации.

Зобов Роман Алексеевич — д-р филос. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: socialwork@yandex.ru

Келасьев Вячеслав Николаевич — д-р филос. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: socialwork@yandex.ru

© Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев, 2013

Любой успех осуществляется через включение человека в социальную структуру. Механизм такого включения содержится в трудовой деятельности. Труд есть жизненная потребность каждого нормального человека. И в процессе труда формируется механизм создания результатов, необходимых как для человека, так и для общества. Это касается как сферы материальных потребностей, так и реализации духовных установок, связанных с проявлением духовных факторов, что дает им импульс для деятельности.

Однако общество потребления, как это было отмечено еще К. Марксом, породило «отчуждение» труда, когда человек вынужден жестко (без своего согласия) включаться в структуры, ориентированные преимущественно на удовлетворение одних материальных потребностей, что, естественно, делает человека односторонним и в конечном счете приводит к разочарованиям. Этого можно избежать только в том случае, если на высоких уровнях материального благополучия, по крайней мере, часть средств используется для поддержания других людей, социальных групп и т. п. При этом если труд человека не признается обществом, то для него это является катастрофой. А такое непризнание труда представителей ряда социальных групп имело место в России в период перестройки и постперестройки. В этом контексте важная составляющая жизненного успеха — социальное признание результатов его деятельности.

Полагаем, что жизненный успех не сводится к каким бы то ни было односторонним компонентам, часто навязываемым обществом (высокие заработки, престижность, власть, аскетизм и пр.).

Имеющийся эмпирический материал свидетельствует, что настоящий успех достигается как результат сбалансированного синтеза личных и общественных ориентаций. Доминирование одной компоненты не позволяет говорить о полноценном жизненном успехе. Скажем, абсолютизация материальных компонент ведет человека к изоляции, социальному обесцениванию его существования, зачастую к потере смысла жизни, к невозможности трансляции личного успеха в течение длительного времени. Человек приобретает статус, деньги, власть, ему кажется, что все хорошо, но вместе с тем его результаты, как правило, не передаются другим людям, исчезают. Но, с другой стороны, абсолютизация одного социального успеха ведет к тому, что общество использует достижения личности, однако часто игнорирует ее интересы, что также вряд ли может быть признано приемлемым с точки зрении личности. Ведь из человека могут, образно говоря, выжиматься все соки. При этом общество (социальная группа) не дает ему ничего взамен.

Доминирование того или иного компонента в современном российском обществе приводит к формированию различных групп людей. Одна из них, наиболее многочисленная, считает, что жизненный успех достигается концентрацией на материальных показателях, таких как деньги, власть, престиж и пр.

Вырисовывается следующая типология людей на основе сочетания факторов личного успеха и социального признания.

Первый тип, как говорилось, ориентирован на личный успех, где можно выделить два подтипа (по способу достижения успеха): а) на основе социально приемлемых способов; б) на базе социально неприемлемых (часто криминальных) способов.

К числу добившихся личного успеха социально приемлемыми способами можно отнести различных высококвалифицированных профессионалов, в роли которых выступают различные высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских

и международных компаний, работающих в сфере маркетинга, рекламы, финансов, информационных технологий, владельцев различных форм бизнеса. Карьера многих высших чиновников является также привлекательной для значительного контингента людей. В группу же, добившуюся личного успеха относительно социально приемлемыми способами, по-видимому, с определенными оговорками может быть включена и гламурная молодежь — дети представителей власти, предпринимателей, шоу-бизнеса и пр. [1-3].

Однако значительное число членов российского общества добилось и добивается успеха социально неприемлемыми способами. Это обусловлено общей криминализацией сознания части населения. В этом контексте социально неприемлемые способы, включая и преступность, стали рассматриваться в качестве своеобразного канала вертикальной и социальной мобильности на фоне эрозии социальных ценностей в перестроечный и постперестроечный периоды. Ослаблена также и система имевшегося социального контроля и т. д.

Ориентация только на личный успех любыми способами лежит и в основе разъедающей российское общество коррупции. Члены российского общества часто настолько запрограммированы на личный успех, что готовы получить взятку, совершить противоправное действие, если только представится соответствующая возможность. В этом контексте понятно, что давно настала пора ограничивать проповедь индивидуализма, уже внедрившегося в российское общество и давшего раковые метастазы в виде коррупции.

Следует с такой же настойчивостью, с какой проводилась идеология индивидуализма, пропагандировать идею достижения личного успеха социально приемлемыми способами.

В отношении достижения личного успеха социально приемлемыми способами существуют определенные мифы. Например, считается, что достижение успеха возможно, только если человек обладает особо выраженным талантом, что успеха достигают только те, кто изначально находится в лучших условиях, что честным путем достичь успеха невозможно, что его достигают те, кому просто повезло. Некоторые даже считают, что успех зависит от внешности. Но это все вымысел. Например, для достижения успеха не всегда требуются какие-то сверхспособности. Достаточно и обычных способностей, которые, однако, надо развивать. Тогда, в сочетании с целеустремленностью и работоспособностью, они и принесут успех. Упорный труд — основа полноценного и заслуженного успеха. Есть, конечно, различные ориентации преимущественно молодых людей на личный успех.

Второй тип ориентирован преимущественно на достижение социального, общественного признания. К счастью, люди с такой ориентацией еще не перевелись. Часто они ведут довольно аскетичный образ жизни. Общество некоторое время может их не замечать, но ими движут благородные мотивы, хотя и для этого типа личности характерна односторонность. Часто у таких людей не оказывается необходимых ресурсов для реализации их интересов, удовлетворения потребностей. В эту группу могут быть включены, например, бюджетники, которые в перестроечный и постперестроечный периоды получали мизерную зарплату, но продолжали ответственно трудиться.

Третий тип ориентирован на гармоничное сочетание личного успеха и общественного признания. Это наиболее полноценный тип жизненного успеха, но, к сожалению, наиболее трудно достижимый. Человек, часто достигнув личного успеха,

обзаведясь определенным достатком, семьей, останавливается в развитии и перестает думать об общественном признании, реализации себя в благотворительности, ограничиваясь личным благополучием.

Четвертый тип — те, кто не достигает ни личного (материального) успеха, ни социального признания. Это андекласс, социальное дно. Эта группа в России в течение длительного времени только разрасталась. Увеличивается она и сейчас. Сюда входят бомжи, нищие, безработные, низкооплачиваемые группы населения. Разрастанию численности этой группы способствовали развитые в современном обществе различные формы социальной помощи и поддержки людей (пособия по безработице, дотации, льготы и т. д.). Однако это специальная тема, детально рассматриваемая в литературе [4, 5].

Особую группу составляют люди с явно выраженным креативным потенциалом, но невостребованные государством. В определенных условиях они могут представлять опасность, так как легко включаются в криминальные структуры, антигосударственные объединения, предоставляющие им возможности для самореализации. Скажем, квалифицированный программист, не нашедший работы, может стать хакером.

В российском обществе в результате радикальных социальных преобразований возникает большое количество новых социальных структур и происходит трансформация уже существующих. Сложность заключается в том, что заранее невозможно сказать, какие новые структуры будут оказывать позитивное воздействие на достижение человеком успеха, а какие — негативное.

Вообще включение человека в любую структуру может быть осуществлено только в том случае, если он способен приобрести вполне определенные качества. Если таковых нет, то социальная структура его отвергает.

Это значит, что наиболее благоприятные возможности для проявления разнообразных потенций человека, в смысле его включения в разнообразные социальные структуры, соответствующие его склонностям, желаниям, возникают там, где для него становятся доступными многочисленные структуры, в рамках которых он способен сформировать в себе свойства, необходимые для того, чтобы стать полноценным элементом интересующей его социальной структуры. Однако, находясь в качестве элемента в какой-либо конкретной социальной структуре, он косвенно оказывается включенным в большое количество других. Понятно, что чем выше организация социума, тем больше возможностей для человека включаться в различные его структуры.

Жесткое одноплановое вхождение человека в отдельные социальные структуры делает его односторонним даже в тех случаях, когда он достигает в их рамках высоких уровней удовлетворения материальных потребностей (высокая зарплата, уровень престижности, социальный статус и пр.). Часто такие достижения осуществляются за счет других менее успешных людей, и в результате значительно сокращается сфера связей с людьми различных ориентаций.

«Чем более мы отделяем себя от так называемых "неудачников", тем меньше остается у нас связей с реальностью в самом широком смысле этого слова» [6]. Такое отдаление ведет к появлению жестких замкнутых групп, что способствует формированию односторонности и разочарованию. Такая ситуация негативно сказывается и на развитии общества. Это связано с тем, что замкнутые структуры, в которых удовлетворяются материальные потребности отдельных людей, стремятся навязывать свои трудности и способы их решения другим людям (чиновники, криминальные структуры, хорошо

оплачиваемые руководители). Скажем, доминирование в обществе административно-силовых структур ведет к тому, что они стремятся навязать обществу свои способы решения социальных проблем. В результате определенные социальные группы начинают доминировать в обществе. Такая ситуация представляет опасность для общества.

Как уже говорилось, с развиваемой точки зрения, истинный успех в жизни достигается только в тех случаях, когда личный успех человека в конечном счете приводит к реализации успеха социального, признанию этого успеха другими людьми. Примеры такого рода успешной деятельности известны во все времена. Скажем, Рокфеллер долгое время ориентировался на приобретение огромного личного капитала и вроде бы достиг здесь выдающихся результатов. Но это не принесло ему удовлетворения. И только тогда, когда он создал знаменитый «Рокфеллеровский фонд», который позволил многим людям изменить свое положение в лучшую сторону и привел к прогрессивным проявлениям в развитии общества, он почувствовал удовлетворение.

Человек может достигнуть успеха в жизни, если ему удается найти такой путь, двигаясь по которому он может поддержать других людей, воздействовать на них в позитивном смысле, вызвать к себе уважение, любовь. Это достигается в тех случаях, когда он развивает активность, полезную для людей в различных сферах деятельности, создает привлекательные образы в рамках художественных произведений, развивает необычные научные теории и т. д. В этом случае ощущение полноценного успеха наполняет его существование высоким смыслом.

Имеющийся эмпирический материал свидетельствует о том, что выбор пути к успеху не всегда осознается человеком и часто осуществляется интуитивно. Человек меняет профессии, ищет и ищет себя. Понятно, что, чем человек более интеллектуально продвинут, чем шире горизонты сознания, тем больше у него возможностей найти свой путь достижения жизненного успеха. Он начинает относиться к другим людям более благожелательно и постоянно ищет возможности, чтобы они могли стать на его точку зрения. Например, художник прилагает огромные усилия, чтобы написать картину, которая привлекала бы внимание окружающих и позволяла бы тем самым смотреть на окружающий мир его глазами. Это формирует дружеское отношение к людям.

Человек же, который пытается добиться успеха ориентацией только на материальные факторы (деньги, власть, престиж и пр.), формирует у себя совершенно иные установки. Он считает других людей конкурентами, которые мешают ему добиться большого количества материальных благ, затрудняют включение в элитарные структуры и т. п. Понятно, что его отношение к таким людям будет негативным. Он замыкается на жестких ориентациях и пытается навязать их окружающим. Изменить такие ориентации оказывается дольно сложным делом.

Выход здесь может быть только один, и носит он болезненный характер. Как мы уже говорили, человек, ориентированный на материальные компоненты, очень трудно отказывается от достигнутых результатов в пользу других людей. В крайнем случае он соглашается предоставить свои накопления для облегчения положения окружающих в форме займов, незначительных пожертвований, для стимулирования развития отдельных людей, социальных групп, различных форм благотворительности и пр. Однако полностью расстаться со своими накоплениями, особенно если они значительны, он практически не в состоянии. Достаточно вспомнить эпизод из Нового завета, когда Христос предложил человеку сравнительно высокого уровня интеллекта раздать свое состояние бедным, чтобы стать Его учеником, тот отказался, и тогда Христос делает

вывод, что богатому человеку столь же трудно войти в Царствие Небесное, как и верблюду пролезть сквозь игольное ушко.

Складывается впечатление, что для эффективного достижения социального успеха большое значение имеет чувство меры, которое высоко ценилось уже в античном мире. Именно чувство меры регулирует соотношение личного успеха и общественного признания.

Длительное сочетание личностных установок человека и позиции других людей, образующих социальные группы, может рассматриваться как полноценный жизненный успех.

В современном техногенном обществе, в том числе и в современном российском обществе, у людей часто возникают иллюзии достижения жизненного успеха. Иллюзия успеха может возникнуть при достижении человеком высокого статуса, власти. Но человек в погоне за статусом может вообще отказаться от реализации своих истинных способностей, потерять индивидуальность. Хорошо, если статус человека ориентирует его на рост, развитие, помощь другим людям, и плохо, если статус привлекает его возможностью манипулировать сознанием людей, доминировать. Иллюзия успеха может возникнуть и при ориентации человека на престижное самоутверждение, накопление материальных благ. Так, для многих накопление денег и материальных ценностей превращается в главный критерий успеха. Но в этом случае человек просто грабит себя. Подчинить свою жизнь «деланью денег», значит, потерять свое лицо, забыть о реализации духовных потенций.

Критерии жизненного успеха: высокие результаты деятельности, полное раскрытие различных потенций человека, удовлетворенность деятельностью, социальное признание, а также отсутствие повышенной нервно-психической цены (если человек достигает высоких результатов за счет потери здоровья, то трудно считать, что он достиг успеха).

Успех, как говорилось, осуществляется через включение человека в социальную систему. Такая система обладает определенной устойчивостью, за которую отвечает многочисленный чиновничий аппарат.

Человеку внушается, что для общественного блага необходимо, чтобы он прилагал усилия, направленные на сохранение системы и что якобы самые незначительные отклонения системы неизбежно вызывают негативные последствия. Прямая функция чиновников — сохранение сложившейся системы отношений. Их высокая зарплата порождает у людей ориентацию на жизненный успех как на возможность включения именно в такие стабильные структуры, ибо в них якобы достигается удовлетворение материальных потребностей на достаточно высоком уровне.

В такой ситуации духовные проблемы человека, естественно, отступают на задний план. Действительно, каждый нормальный человек, а тем более человек творческий, стремится реализовать свои внутренние потенции, а в техногенном обществе делать это становится все более сложно. Такой человек оказывается невостребованным обществом, и часто его оригинальные взгляды расшатывают существующие структуры, ибо не укладываются в рамки существующих представлений и схем, не получают признания, хотя на самом деле они могут способствовать развитию как человека, так и общества. И неудивительно, что такие люди часто считают своим жизненным успехом не удовлетворение материальных потребностей, даже на довольно высоком уровне, а реализацию своих идей и представлений. Здесь возникает известная опасность, связанная

с тем, что они часто включаются в такие структуры, которые представляют опасность для общества из-за того, что они могут в них реализовать свои потенциальные возможности. Зачастую это является импульсом для включения в различные криминальные структуры.

Российскому обществу нужно обновление, и у него есть инноваторы, которыми высказываются идеи, часто являющиеся наиболее плодотворными для решения важных проблем, стимулирующих развитие человека и общества. Однако они, как правило, отвергаются чиновниками, которые заняты исключительно сохранением структур современного общества. Разумеется, общество, которое застывает на уровне абсолютизации сложившихся структур, начинает отставать в своем развитии. В результате все чаще возникают критические ситуации в различных сферах, среди которых можно назвать военно-промышленный комплекс, систему образования и ряд других. Развитие общества начинает приобретать все более болезненный характер, где на первый план выступают такие явления, как коррупция, снижение ответственности, конформизм и т. д.

Дело в том, что часто чиновники, которые рассматривают свой жизненный успех как сохранение существующих структур, прилагают значительные усилия для того, чтобы сохранить сложившуюся ситуацию. Люди же, ориентированные на жизненный успех через инновации, естественно, не могут найти с ними компромисса, что значительно обостряет ситуацию. В российском обществе соотношение чиновников и ин-новаторов явно не в пользу последних. Конечно, российскому обществу не нужны радикальные социальные преобразования, а тем более революции. Эволюционный путь всегда предпочтительнее революционного. И не случайно большинство членов общества считают, что социальной системе требуются значительные перемены.

Многие сейчас работают в крупных корпорациях. А работа в них требует от человека высокой степени включенности в дела компании, отождествления собственных стремлений с интересами компании, растворения индивидуальных ценностей человека в иерархии ценностей компании. Часто преимущества высокого дохода не могут компенсировать ощущение загнанности, потери человеком себя. В итоге работа в корпорации зачастую не приносит удовлетворения.

Причинами доминирования в понимании успеха материальных критериев выступали сложившаяся социальная политика, СМИ, сама форма управления людьми, которая ориентировала их на понимание успеха как на достижение чисто внешних результатов. В настоящее время в российском обществе доминируют определенные социальные группы. Оно перенасыщено огромным числом управленцев разного ранга, навязывающих схемы управления, сложившиеся в экономике и бизнесе другим социальным сферам (образованию, воспитанию, науке, культуре, здравоохранению). Такой подход подавляет инициативу и творческую самостоятельность ученых, преподавателей, учителей, врачей, деятелей искусства, ведет к потере их профессионализма. И не случайно под таким прессингом продолжается «умирание» научных школ, традиций, утечка умов, сокращение количества крупных творческих инициативных проектов в науке, зацикливание на традиционных методах, которые уже устарели, но с точки зрения чиновников оказываются наиболее востребованными. Самореализация человека в этих условиях оказывается затрудненной, возрастает неудовлетворенность ситуацией.

В таких условиях возникает острая потребность в людях, сочетающих в себе способность включения в чиновничьи структуры и одновременно не боящихся выйти за их пределы и реализовать свои предложения, которые способствуют совершенствованию и общества, и человека. Такая способность получила название социальной компетентности [7, 8]. Разумеется, число социально компетентных людей невелико, а сопротивление бюрократически ориентированных представителей с высокой оплатой значительно осложняет развитие современного российского общества. Но расплодившаяся бюрократическая элита, СМИ навязывают людям (обществу) ложное понимание успеха. Для изменения ситуации необходимо знакомить подрастающее поколение с истинным пониманием данного понятия, читать во всех учебных заведениях курс о сущности настоящего, полноценного жизненного успеха.

Обществу нужны люди, добивающиеся как личного успеха, так и социального признания, оставляющие после себя позитивный след в развитии общества, социальной памяти людей. Но общество должно предоставлять человеку возможность наиболее полной самореализации в различных сферах и научиться «замечать» достижения человека, закреплять их фактом социального признания (а не тормозить проявление их потенций). Именно такое торможение самопроявления человека, отсутствие социального признания усиливают неудовлетворенность многих членов российского общества.

Литература

1. Леонов Ю. С. Жизненные стратегии молодых людей: массовые стереотипы и их коррекции // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. 2007. № 4 (321). С. 49-56.

2. Урмина И. А. Самоменеджмент специалиста по работе с молодежью. М.: Изд-во РГСУ 2010. 120 с.

3. Урмина И. А. Концепция жизненного успеха в молодежной среде. М.: Изд-во РГСУ, 2011. 138 с.

4. Балабанова Е. С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 65-71.

5. Завьялов Ф. Н., Спиридонова Е. М. Уровень и образ жизни бомжей // Журнал экономической социологии. 2000. № 2. С. 63-69.

6. Карр А. Легкий способ добиться успеха. М., 2001. С. 154-155.

7. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человекознание: самореализация человека: учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 460 с.

8. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе / под ред. В. Н. Келасьева, И. Л. Первовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. 137 с.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.