Научная статья на тему 'Жизненный цикл в контексте процесса генерации предпринимателей'

Жизненный цикл в контексте процесса генерации предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГЕНЕРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / LIFE CYCLE / DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURS / GENERATION OF ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гершанок Г.А., Палкин А.Ф.

Развитие предпринимательства становится одной из важнейших задач обеспечения экономического развития страны. В данной статье затрагивается вопрос поэтапного развития, генерации предпринимателей на основе авторской теории их жизненного цикла. Авторами статьи дано определение жизненному циклу предпринимателя, рассмотрены вопросы содержания конкретных этапов жизненного цикла и выделены характерные особенности процесса развития предпринимателя на отдельных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE CYCLE IN THE CONTEXT OF THE GENERATION OF ENTREPRENEURS

Enterprise development is one of the most important tasks in ensuring the country's economic development. This paper addresses the issue of phased development, generation of entrepreneurs, based on the author's theory of the life cycle. Authors of the paper provides a definition of the life cycle of an entrepreneur, discussed the issues of the content of specific stages of the life cycle and identified the characteristics of entrepreneur development at various stages.

Текст научной работы на тему «Жизненный цикл в контексте процесса генерации предпринимателей»

Проблемы экономики и менеджмента

Г.А. Гершанок

д-р экон. наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

А. Ф. Палкин

главный специалист отдела инновационной инфраструктуры и метрологии,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА ГЕНЕРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация. Развитие предпринимательства становится одной из важнейших задач обеспечения экономического развития страны. В данной статье затрагивается вопрос поэтапного развития, генерации предпринимателей на основе авторской теории их жизненного цикла. Авторами статьи дано определение жизненному циклу предпринимателя, рассмотрены вопросы содержания конкретных этапов жизненного цикла и выделены характерные особенности процесса развития предпринимателя на отдельных этапах.

Ключевые слова: жизненный цикл, развитие предпринимательства, генерация предпринимателей.

G.A. Gershanok, Perm National Research Polytechnic University

A.F. Palkin, Perm National Research Polytechnic University

LIFE CYCLE IN THE CONTEXT OF THE GENERATION OF ENTREPRENEURS

Abstract. Enterprise development is one of the most important tasks in ensuring the country's economic development. This paper addresses the issue of phased development, generation of entrepreneurs, based on the author's theory of the life cycle. Authors of the paper provides a definition of the life cycle of an entrepreneur, discussed the issues of the content of specific stages of the life cycle and identified the characteristics of entrepreneur development at various stages.

Keywords: life cycle, development of entrepreneurs, generation of entrepreneurs.

В современной истории отношение государства к предпринимательству и само предпринимательство в Российской Федерации развивалось в несколько этапов.

Первый этап можно охарактеризовать как этап возможностей (его начало - в 1988-1989 гг.). На данном этапе государством было предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности (Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР»). Другими словами, заниматься предпринимательством было официально разрешено.

В ходе роста числа занятых в предпринимательстве людей и осознания возрастающей важности предпринимательства для экономики страны становилось понятно, что только одних возможностей недостаточно, необходимо создавать условия. Именно этим характеризуется второй этап - этап создания государством условий и его стремление к оказанию инфраструктурной поддержки предпринимательства и инноваций (начало этапа - в 2008 г.). На данном этапе совершенствуется законодательство, начинают активно появляться технопарки, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства и прочие структуры. Кроме этого, начинают реализовываться программы финансирования (субсидирования) начинающих предпринимателей и вовлечения их в

№ 9 (13) - 2012

43

Проблемы экономики и менеджмента

предпринимательство.

В сегодняшние дни мы переходим на третий этап, в котором, наряду с возможностями и условиями, начинают проявляться механизмы воспитания, обучения и развития предпринимателей. Предпринимательство становится профессией и рассматривается активной частью населения как стратегический путь развития карьеры.

Но из-за молодости предпринимательства, чей возраст в нашей стране составляет менее 25 лет, еще не успели сформироваться и устояться типичные сценарии развития человека как предпринимателя, не успел полностью формализоваться опыт становления конкретного человека в качестве предпринимателя. Сегодняшнему начинающему предпринимателю сложно равняться на кого либо, так как все примеры успеха являются скорее исключениями, чем правилами. Начинающим предпринимателям очень сложно перенимать тот опыт, что накопило российское предпринимательство, так как сам опыт мал. Кроме того, в виду высокой скорости преобразований условий и культуры предпринимательства, происходит отдаление историй успеха состоявшихся предпринимателей от сегодняшних дней, а, следовательно, делает их во многом непригодными в качестве руководства к действию. К тому же, первые российские предприниматели, фактически, являются нашими современниками, и, следовательно, говорить о стабильно сформированной культуре предпринимательства, наверное, еще рано.

Таким образом, предпринимательство как институт, в России еще не успело накопить критическую базу опыта, достаточную для естественного воспитания, генерации предпринимателей из поколения в поколение. Следовательно, мы пока не можем говорить о механизме самостоятельного, естественного появления предпринимателей в нашей стране, основанном на передаче опыта. Именно поэтому, для реализации перехода на этап генерации должны быть созданы механизмы по «производству» самих предпринимателей.

Для конструирования этих механизмов требуется понимание сути производства и выявление необходимых «производственных» воздействий на формируемого предпринимателя. Требуется - четкое представление путей становления и развития типичных представителей профессии, понимание этапов и стадий формирования предпринимателя, детализация жизненного цикла предпринимателя (далее ЖЦП).

Понятие жизненного цикла используется в ряде областей:

- Жизненный цикл (социология) - понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека [1].

- Жизненный цикл (биология) - это последовательность стадий в развитии организма, от формирования до появления продуктов распада после смерти [2].

- Жизненный цикл нового продукта - это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации [3].

- Жизненный цикл изделия (продукции) - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до

44

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта [4].

Мы же под жизненным циклом понимаем регулярную конечную последовательность фаз развития, характерную для той или иной системы.

В этом смысле рассмотрение развития предпринимателя в терминах жизненного цикла представляется возможным, так как:

- Развитие предпринимателей, как систем личностных качеств и компетенций отдельных людей, происходит регулярно.

- Данные системы являются конечными и ограниченными.

- Предприниматель в своем развитии проходит некоторые характерные фазы и стадии.

Основой и составляющими частями ЖЦП должны стать этапы, которые характеризуют разные стадии развития предпринимателя. Например, В. Круглик [5] выделяет следующие этапы развития предпринимателя: 1) начальный, 2) учебный, 3) предварительный, 4) пробный и 5) полный.

По В. Круглику, на начальном этапе человек, как правило, осваивает азы предпринимательской деятельности. На учебном усваивает понятия о содержании и взаимосвязи отдельных элементов. На предварительном этапе делаются первые шаги по осмыслению личной попытки предпринимательской деятельности. На пробном проводится реализация первой и последующих попыток. Полная же предпринимательская деятельность основана на осмыслении, анализе и усовершенствовании всех предшествующих этапов. Поэтому полный этап предпринимательской деятельности можно разделить на этапы осмысления и действий [5].

По нашему мнению, для придания набору этапов конечности и обеспечения полноты в терминологии жизненного цикла, данную классификацию требуется дополнить еще двумя этапами. Этап принятия решения, который предшествует всем приведенным выше. На данном этапе формируется интерес к предпринимательской деятельности и вырабатывается решение о необходимости получения дополнительной информации. И этап завершения деятельности, на котором предприниматель завершает свою карьеру, отходит от деятельности, перестает участвовать в реализации проектов.

Таким образом, ЖЦП будет выглядеть, как показано на рисунке 1.

Важным уточнением жизненного цикла является деление этапов на две группы: 1) генерации - на этих этапах происходит начальное формирование предпринимателя и 2) практической деятельности, этапы которой характеризуют уже сформировавшегося предпринимателя. В группу генерации входят следующие этапы: принятие решения, начальный этап, учебный этап, предварительный этап. Переходным между генерацией и практической деятельностью является пробный этап, на котором предприниматель осуществляет свою первую и последующие попытки занятия предпринимательством. Расположение границы групп внутри этапа вызвано следующими умозаключениями. Первая попытка предпринимательства характеризует пробный этап, как представителя группы генерации, так как во время первой попытки происходит «обучение через предпринимательство», в свою очередь последующие попытки будут характеризовать

№ 9 (13) - 2012

45

Проблемы экономики и менеджмента

этап, как представителя группы практической деятельности, в виду ухода образовательной составляющей на второй план, и акцентировании человека на развитии бизнеспроекта. Таким образом, на данном этапе человек переходит от теории к практике и от образования (обучения) к реальным проектам.

В процессе своего формирования потенциальный предприниматель неизбежно сталкивается с трудностями и проблемами развития. Каждый этап развития ставит перед человеком, устремленным в предпринимательство, определенные задачи и требования, выполнять и соответствовать которым удается далеко не всем. Вследствие чего, каждый этап ЖЦП имеет два выхода: полезный, то есть переход на следующий этап и бесполезный, то есть прекращение человеком развития в качестве предпринимателя или его зацикливание на отдельном, раннем этапе.

Для количественного увеличения полезного выхода каждого этапа, необходимо осуществлять управление процессом генерации предпринимателей.

Здесь полезной представляется аналогия с теорией жизненных циклов организации И. Адизеса [6], которая детализирует модель жизненного цикла организации (далее ЖЦО) и описывает принципы управления ее развитием на основе данной модели. Принципы эти, по нашему мнению, могут быть перенесены на модель ЖЦП, приведенную выше.

Основной принцип модели И. Адизеса - это выделение двух групп сложностей, сопровождающих развитие организации, а в нашем случае предпринимателя. Болезни роста: характерные трудности, возникающие по мере развития, которые организация (предприниматель) в состоянии преодолеть самостоятельно. Патологии: трудности, которые заводят развитие в тупик, и с которыми организации (предприниматели) самостоятельно не в силах справиться. Чаще всего патологии ставят крест на дальнейшем развитии организации, а в нашем случае - на формировании предпринимателя.

46

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Именно патологии будут обуславливать бесполезный выход этапов, о котором говорилось выше. Таким образом, ключ к успеху в управлении генерацией предпринимателей - это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии ЖЦП и недопущение патологий.

Для выявления возможных патологий детализируем описание этапов, по возможности выделим трудности, поджидающие будущего предпринимателя, и задачи, стоящие перед ним на конкретном этапе. Ниже будут рассмотрены только этапы из группы «Генерация», так как в области интересов авторов лежит управление процессом генерации предпринимателей.

Принятие решения

На данном этапе у кандидата в предприниматели вырабатывается интерес к предпринимательской деятельности и появляется необходимость в получении дополнительной информации, так как ощущается нехватка элементарных знаний. Основой данного этапа является вырабатывание вовлеченности и интереса к предпринимательской деятельности.

С момента перехода к поиску и потреблению информации кандидата можно считать перешедшим на следующий этап.

Трудность данного этапа заключается в необходимости правильного информирования большого круга потенциальных предпринимателей.

На данном этапе возможны две патологии:

1) «Мнимая занятость». Патология блокирует восприятие альтернативных вариантов развития человека, из-за его ограниченности на текущей деятельности. Это может быть студент или работник, которые используют, соответственно, учебу или работу, как отговорку от дополнительных действий, направленных на свое развитие. В его иерархии потребности предпринимательство занимает не самый высокий уровень.

2) «Займусь позже». Данная патология связана с предыдущей, является некой ее производной. Человек с данной патологией осознает возможности и варианты своего развития в качестве предпринимателя, но не приступает к действиям, откладывая их «на потом».

Начальный этап

На начальном этапе кандидат постигает азы предпринимательской деятельности. Задача этапа - заложить фундамент для дальнейшего развития в виде мотивации к предпринимательской деятельности. Кандидат должен спроецировать, примерить роль предпринимателя на себя и рассмотреть возможность развития карьеры в этом направлении. Ключевым на данном этапе является уровень мотивации, которую получает кандидат в зависимости от возможности его карьерного развития в этом направлении. В его иерархии потребностей предпринимательство занимает достаточно высокий уровень.

Для перехода на следующий этап кандидат должен ощутить и осознать нехватку специфичных знаний и информации в областях, которые затрагивает предпринимательская деятельность.

На данном этапе возможны два вида патологий:

№ 9 (13) - 2012

47

Проблемы экономики и менеджмента

1) «Хобби» - предпринимательство кандидату интересно, но он не видит себя в этой роли. Человек с патологией «Хобби» может на долгое время остаться в начальном этапе, не ставя своей задачей переход на следующий этап.

2) «Это не мое» - решение о неприязни к предпринимательской деятельности или несоответствие внутренним ожиданиям.

Каждая из этих патологий не дает возможности планомерно формироваться предпринимателю, и если первая оставляет кандидата на данном этапе на некоторое время, но при этом не исключает возможность позднего перехода на следующий этап, то вторая означает прекращение развития человека как предпринимателя.

Учебный этап

Данный этап целиком посвящен получению знаний и обучению предпринимательству. Кандидат набирает минимум знаний, необходимых для осуществления первой попытки.

Фактом завершения этапа является наличие ответов на вопросы, которые имелись у кандидата для начала работы над своим первым проектом.

Патология на данном этапе: «Вечный студент» - ситуация, в которой кандидат переходит в состояние «обучение ради обучения» и продолжает совершенствовать свои теоретические знания, не переходя к практике.

Предварительный этап

Этап обучения для предпринимательства, в отличие от предыдущего этапа «обучения предпринимательству», ставит своей задачей дать предпринимателю необходимые знания для проработки и проектирования конкретной бизнес-идеи.

На данном этапе кандидатом осуществляется подготовка к первой предпринимательской практике, выбирается и прорабатывается бизнес-идея.

Фактом готовности к следующему этапу является наличие идеи и полная готовность к началу ее реализации.

Патологии на данном этапе:

1) «Нет идеи» - отсутствие проекта или идеи, которую хотелось бы на практике сделать бизнесом. В данном состоянии кандидат увлекается поиском лучшей идеи и, фактически, останавливается в своем развитии.

2) «Страх ошибки» - кандидат имеет идею, но боится ее реализовывать, стремится отложить практические действия под предлогом ее теоретической проработки. Такой кандидат теряет время и упускает возможности.

Пробный этап

Этап, на котором осуществляется первая и последующие предпринимательские попытки. Фактически, это тоже образовательный этап, но в отличие от двух предыдущих («обучение предпринимательству» и «обучение для предпринимательства»), его можно классифицировать как «обучение через предпринимательство». Результатом этапа является получение практических навыков, получаемых непосредственно во время осуществления предпринимательской деятельности.

48

№ 9 (13) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Сводная таблица патологий и кризисов этапов ЖЦП

Этап Патологии (по аналогии с теорией И. Адизеса) Кризисы (по аналогии с теорией Л. Грейнера)

Принятие решения «Мнимая занятость» «Займусь позже» Кризис внимания. Кандидат не получает информацию о предпринимательстве, не видит возможности своего развития в качестве предпринимателя, следовательно, не уделяет внимания данной тематике и не попадает в процесс генерации.

Начальный «Это не мое» «Хобби» Кризис выбора. Кандидат по тем или иным причинам не выбирает предпринимательство как вероятный путь развития карьеры и не делает осмысленных шагов по дальнейшему своему развитию.

Учебный «Вечный студент» Кризис переобучения. Обучение и образование становятся самоцелью кандидата и, как следствие, он не может перейти к практике.

Предварительный «Нет идеи» «Страх ошибки» Кризис решимости. Кандидат в предприниматели «зацикливается» на осмыслении своей первой попытки и не может решиться на конкретные действия по запуску проекта.

Пробный «Нехватка ресурсов» «Крах» Кризис успеха. Предприниматель от попытки к попытке получает только опыт и не может добиться стабильности финансовых результатов.

На данном этапе кандидат становится предпринимателем. Фактом перехода на следующий этап является работающий и приносящий доход бизнес.

Патологии на данном этапе:

1) «Нехватка ресурсов» - ситуация, когда для осуществления предпринимательской попытки недостаточно тех или иных ресурсов, и предприниматель не знает, где их взять.

2) «Крах» - неудачная попытка, проект, который не реализовался, может стать серьезной проблемой и причиной прекращения предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной основополагающей моделью жизненного цикла организации, наряду с теорией И. Адизеса, является модель Л. Грейнера [7].

Сущность модели состоит в следующем. На каждой стадии деятельность организации фокусируется на каком-то конкретном аспекте; завершается каждая стадия

№ 9 (13) - 2012

49

Проблемы экономики и менеджмента

кризисом, несущим угрозу выживанию организации. Если организация справляется с кризисом успешно, то она вступает в следующую стадию, если же нет, то либо прекращает свое существование, либо повторяет прошедшую стадию.

В подобном ключе может быть описана и модель ЖЦП, дополняя выше изложенную детализацию на основе теории И. Адизеса. Для каждого этапа ЖЦП определим кризис, разрешение которого означает переход на следующий этап. Результаты приведены в таблице 1.

Таким образом, нами были описаны и детализированы этапы развития предпринимателя, построена оригинальная модель жизненного цикла предпринимателя, являющаяся следствием наложения моделей И. Адизеса и Л. Грейнера на предметную область развития предпринимателя. Построенная модель ЖЦП, по нашему мнению, позволяет взглянуть на развитие предпринимательства под новым углом.

Модель жизненного цикла предпринимателя может быть основой для реализации новых и повышения эффективности существующих систем и механизмов поддержки предпринимательства. Реализация мероприятий, ориентированных на планомерное ведение кандидатов от этапа к этапу, на защиту от патологий и на преодоление кризисов, приведенных в модели, по мнению авторов, позволит осуществлять системную поэтапную генерацию предпринимателей.

Список литературы:

1. Зиновьева Т.В. Основные социологические термины: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 66 с.

2. Научно-технический энциклопедический словарь. - URL: dic.academic.ru

3. Агарков С. А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - М.: Академия Естествознания, 2011.

4. Стандарт ИСО 9004-1-94. Управление качеством и элементы системы качества (п.5.1.1).

5. Круглик В.М. Основы предпринимательства: учебно-методический комплекс. - Минск: Изд. ИПД, 2009.

6. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. EnglewoodCliffs. - N.J.: PrenticeHall, 1988.

7. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник

С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2002. - № 4. - С. 76-94.

List of references:

1. Zinovyeva T. Basic sociological terms. Textbook. - South Ural State University, 2006.

2. Scientific and Technical Encyclopedia. - URL: dic.academic.ru

3. Agarkov S., Kuznetsova E., Grayznova M. Innovation management and state innovation policy. -Moscow: Academy of Natural Sciences, 2011.

4. ISO 9004-1-94 Quality management and quality system elements (p 5.1.1).

5. Kruglik V. Basics of business: a training set. - Minsk, 2009.

6. Adizes I. Corporate Lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. EnglewoodCliffs. - N.J.: PrenticeHall, 1988.

7. Greiner L. Evolution and involution in the growth of organizations. - Saint Petersburg State University, 2002.

50

№ 9 (13) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.