Научная статья на тему 'Жизненный цикл стартапа'

Жизненный цикл стартапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3604
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СТАРТАПА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПАНИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / START-UP / START-UP LIFE CYCLE / COMPANY LIFE CYCLE / PRODUCT LIFE CYCLE / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдуковский Владимир Николаевич

В статье рассматривается жизненный цикл стартапа. На каждом из этапов жизненного цикла перед стартапом стоят новые проблемы и задачи. Для того чтобы обеспечить стартапу благоприятную среду для развития со стороны предпринимателя и необходимую финансовую поддержку со стороны инвестора существует потребность в отчётливом и глубоком понимании всех стадий развития стартапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Startup life cycle

The article discusses the life cycle of a startup. At each stage of the life cycle, the startup faces new problems and tasks. In order to provide a startup with a favorable environment for development on the part of the entrepreneur and the necessary financial support from the investor, there is a need for a clear and deep understanding of all stages of startup development.

Текст научной работы на тему «Жизненный цикл стартапа»

Жизненный цикл стартапа Startup life cycle

Бурдуковский Владимир Николаевич

Магистрант 1 курса Факультет технологического менеджмента и инноваций

Университет ИТМО 191187, Санкт-Петербург, Чайковского 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com

Burdukovskiy Vladimir Nikolaevich

1st year undergraduate Faculty of technology management and innovation

ITMO University 191187, Saint Petersburg, Chajkovskogo 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com

Научный руководитель Чудесова Галина Павловна

доктор экономических наук, профессор Университет ИТМО, факультет технологического менеджмента и инноваций

191187, Санкт-Петербург, Чайковского 11/2 e-mail: tchudesova@yandex.ru

Scientific adviser Chudesova Galina Pavlovna

Doctor of Economic Sciences, professor ITMO University, faculty of technology management and innovation 191187, Saint Petersburg, Chajkovskogo 11/2 e-mail: tchudesova@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается жизненный цикл стартапа. На каждом из этапов жизненного цикла перед стартапом стоят новые проблемы и задачи. Для того чтобы обеспечить стартапу благоприятную среду для развития со стороны предпринимателя и необходимую финансовую поддержку со стороны инвестора существует потребность в отчётливом и глубоком понимании всех стадий развития стартапа.

Annotation.

The article discusses the life cycle of a startup. At each stage of the life cycle, the startup faces new problems and tasks. In order to provide a startup with a favorable environment for development on the part of the entrepreneur and the necessary financial support from the investor, there is a need for a clear and deep understanding of all stages of startup development.

Ключевые слова: стартап, жизненный цикл стартапа, жизненный цикл компании, жизненный цикл продукта, инновационная экономика.

Key words: startup, startup life cycle, company life cycle, product life cycle, innovative economy.

Изучение этапов жизненного цикла стартапа в настоящее время представляет особый интерес как для исследователей так и для предпринимателей. Интерес к данной области обусловлен необходимостью понимания того, как эволюционируют молодые стартап-компании на различных этапах жизненного цикла. Представление о развитии стартап-компании на разных этапах помогает предвидеть нелёгкий путь, подготовиться к изменениям, новым требованиям рынка, а также оценить государственную политику в области развития малого бизнеса. Помимо интереса к этапам развития стартапа среди предпринимателей и исследователей, также для инвесторов весьма полезно понимание каждого этапа развития стартапа. Интерес инвесторов к этапам жизненного цикла стартапа обусловлен тем, что инвестор, исходя из текущей стадии развития стартапа, ждёт соответствующих результатов и оценивает потенциал для дальнейшего сотрудничества.

Существует два подхода к интерпретации жизненного цикла стартапа. Первый подход представляет собой жизненный цикл для компании, второй - жизненный цикл для продукта. Между жизненным циклом компании и жизненным циклом продукта можно провести аналогию. Разрабатывая новый продукт, компания стремится достичь определённую цель, а также объясняет потребность в появлении нового продукта на рынке. Такой целью может быть разработка такого продукта, который бы притягивал потребителей, имел огромный спрос, не уступал конкурентам, помогая тем самым идти на опережение по основным позициям и обеспечивал стабильный доход. Создание нового продукта подобно компании включает в себя пункты начала и конца, лимит финансовых средств, которые необходимы для осуществления целей, а также ограничение в ресурсах. Таким образом, можно отметить, что жизненный цикл компании и жизненный цикл продукта непосредственно связаны, эту связь, например, можно объяснить периодом времени, в продолжение которого продукт существует на рынке с момента создания до снятия с производства и содержит в себе несколько стадий, отличительными особенностями которых является изменение роста производства во времени. Также нужно сказать, что основное отличие жизненного цикла стратапа от жизненного цикла компании/продукта заключается в том, что стартап ориентирован на быстрый рост, стремительный захват рынка, а также его жизненный цикл менее продолжителен по сравнению с жизненным циклом компании/продукта.

Для того чтобы дать чёткое определение жизненному циклу стартапа и исчерпывающее объяснение стадий его развития необходимо принять во внимание определяющую составляющую продукта в развитии стартап-компании и непосредственной связи между жизненным циклом компании и разрабатываемым ею продуктом. Чтобы картина была полной, будем основываться на определениях и интерпретациях жизненного цикла стартапа от экспертов и предпринимателей. Рассмотрение данных вопросов целесообразно начать с определения термина «жизненный цикл стартапа».

Жизненный цикл стартапа - это промежуток времени, в течении которого инновационная идея становится продуктом, который востребован на рынке. Подобно определению термина стартап, определение его жизненного цикла также не имеет однозначного подхода к объяснению его структуры. Жизненный цикл стартапа содержит от 4 до 8 стадий в зависимости от подходов предложенных различными авторами [1].

Жизненный цикл стартапа - это полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определённой последовательности всеми исполнителями стартапа, т.е. это промежуток времени между появлением стартапа и его завершением [2].

Жизненный цикл стартапа - это период времени между моментом инициации стартапа и моментом его полной окупаемости, т.е. меняющаяся модель развития стартапа во времени, которая описывает его различные фазы [3].

Приведённые выше определения термина «жизненный цикл стартапа» недостаточно полно отражают его суть. Автор считает, что жизненный цикл стартапа - это время, в течение которого стартап от зарождения идеи эволюционирует до компании, во главе которой инновационный продукт, безоговорочно конкурирующий на рынке и приносящий хорошую прибыль. Дальнейшее исследование необходимо продолжить путём рассмотрения разных точек зрения на предмет стадий развития жизненного цикла стартапа (таблица 1):

Таблица 1. Жизненный цикл стартапа для компании.

Автор

Стадии развития и характеристика

Марк Кроун [4] 1. Запуск Создание и уточнение концепции идеи. Необходимость в сборе команды, которая будет обладать необходимыми навыками и компетенциями для разработки продукта. 2. Стабилизация Длится с первой продажи до тех пор, пока продукт не станет стабильным на рынке, чтобы его можно было ввести в эксплуатацию без каких-либо дополнительных разработок. 3. Рост Наступает время роста продаж. 4. Зрелость Стартап становится зрелой компанией, твёрдо стоящей на ногах.

Айдин Саламзаде и Хироко Каваморита Кесим [5] 1. Стадия начальной загрузки На данной стадии начинающий предприниматель является инициатором комплекса мероприятий, с целью превращения своей идеи в прибыльный бизнес. 2. Семенная стадия Интенсивная командная работа, разработка прототипов, выходом на рынок, оценкой стоимости предприятия, поиском механизмов поддержки, таких как акселераторы и бизнес-инкубаторы, и средними инвестициями для развития стартапа [6]. 3. Стадия создания Молодая компания переходит на этот этап когда начинает продавать свои продукты, входит на рынок и нанимает первых сотрудников [7].

Е. Д. Коршунова и С. Д. Смирнов [8] 1. Pre seed - предпосевная стадия Наличие идеи у стартапера и отсутствие чёткого плана по её реализации. Начало формирования команды с минимальным количеством участников. На данном этапе важным является мозговой штурм и креативность мышления носителя идеи. 2. Seed - посевная стадия Полное понимание сути стартапа и его содержания. Команда стартапа формируется, а также появляется рабочий прототип товара. Стартапер и его команда находятся на этапе разработки бизнес-плана и активного поиска инвестиций. 3. Post-seed - пост-стартап стадия Команда сформирована, бизнес-план написан. Продукт нашёл своего потребителя. Появляется устойчивая прибыль. На данной стадии происходит формирование организационной структуры.

Данный подход к определению жизненного цикла стартапа носит по большей части организационный характер и не учитывает стадии становления продукта от идеи до масштабного производства. В связи с этим требуется рассмотреть продуктовый подход к определению жизненного цикла стартапа (таблица 2).

Таблица 2. Жизненный цикл стартапа для продукта.

Автор Стадии развития

Стив Бланк [9] 1. Концепция 2. Разработка продукта 3. Альфа-версия 4. Бета-версия 5. Запуск

Эрик Рис [10] 1. Появление идеи 2. Создание прототипа и его апробация 3. Создание продукта 4. Оценка рынка 5. Оценка результатов продаж продукта на рынке 6. Выводы по итогам продаж 7. Вывод по окончании продаж

Филипп Котлер [11] 1. Генерация идей 2. Отбор идей 3. Разработка замысла товара 4. Разработка стратегии маркетинга 5. Анализ производства и сбыта 6. Разработка товара

7. Испытания товара в рыночных условиях 8_Развёртывание коммерческого производства

Обоснование стадий жизненного цикла стартапа, которые приведены выше, целиком и полностью определяют роль развития продукта в становлении стартапа крупной компании. Но данный подход ориентирован лишь на разработку продукта от идеи до масштабного производства и не учитывает необходимость в финансировании.

Учитывая рассмотренные подходы к интерпретации жизненного цикла стартапа, автор разработал жизненный цикл стартапа с учётом составляющих компании и продукта, а также учитывая при этом необходимость в финансировании.

1. Идея

2. Бизнес-модель

3. Анализ рынка

4. Финансирование

5. Разработка и тестирование продукта

6. Продвижение продукта

7. Рост (развитие рынка)

8. Масштабирование

Таким образом в данной работе был рассмотрен жизненный цикл стартапа. Показано, что жизненный цикл стартапа может быть сформулирован как для компании, так и для продукта. Предложен вариант обоснования жизненного цикла стартапа, который включает в себя определяющую составляющую продукта, компании и острую потребность в финансировании.

Список используемой литературы:

1. Магаева А. С. Продвижение стартапа: модели и инструменты коммуникативного взаимодействия с целевой аудиторией: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью / Магаева, Ангелина Сергеевна - Томск: [б.и.], 2019.URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vital:9448

2. Попова В. Л. Управление инновационными проектами / В. Л. Попова / учебное пособие / под редакцией профессора В. Л. Попова / 113 электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: thelib.ru

3. Инновационный проект и управление работами по его реализации / Козлов В.В., Эйдис А.Л. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.org/3-98726.html

4. M. Crowne, Why software product startups fail and what to do about it, in: Proceedings of the International Engineering Management Conference (IEMC), 2002, pp. 338-343.

5. Salamzadeh, Aidin and Kawamorita Kesim, Hiroko, Startup Companies: Life Cycle and Challenges (2015). 4th International Conference on Employment, Education and Entrepreneurship (EEE), Belgrade, Serbia, 2015. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2628861 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2628861

6. Salamzadeh, A. (2015 a). Innovation Accelerators: Emergence of Startup Companies in Iran. In 60th Annual ICSB World Conference June. UAE (pp. 6-9).

7. Salamzadeh, A., Farsi, J. Y., Motavaseli, M., Markovic, M. R., & Kesim, H. K. (2015). Institutional factors affecting the transformation of entrepreneurial universities. International Journal of Business and Globalisation, 14(3), 271-291

8. Коршунова, Е. Д. Инновационные акселераторы: бизнес-инкубатор и технопарки / Е. Д. Коршунова, С. Д. Смирнов // Инновации.- 2015. № 8. - С. 32.

9. Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя // Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2015. 616 с.

10. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели -3-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. 253 с.

11. Kotler, P., and Keller, K.L., (2006), Marketing Management, 12th Ed., Prentice Hall

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.