- качественным: проект, работоспособен и выполнен в соответствии с техническим заданием;
- временным: все проектные работы выполнены в срок;
- затратным: финансовые и материальные ресурсы, используемые в проектных работах, соответствуют сметам по используемым ресурсам.
Выбирая информационную систему управления проектами, необходимо учитывать потребности рабочей команды проекта, а также обеспечение полной поддержки и повышение эффективности процессов управления проектами в компании. Наиболее важные требования, которые рассматриваются при выборе системы, следующие [2]:
1) пользовательский интерфейс - должен быть простым для изучения и использования, иметь обучающие программы, средства помощи пользователю, удобные и гибкие инструменты редактирования организации экранных форм, а также базовый встроенный пакет шаблонов и форм;
2) управление данными - программное обеспечение должно эффективно манипулировать и группировать данные в соответствии с выделенными правами пользователя. Помимо объединения данных о проекте по различным параметрам, необходимы функции группировки, фильтрации и сортировки данных, что обеспечит увеличение скорости составления отчетов и улучшению качества работы с данными;
3) механизм планирования - подразумевает выполнение целого ряда требований, отклонение от которых может повлечь за собой неэффективную работу и отклонение от поставленных сроков, например, расчет требуемых ресурсов и бюджета или определение областей риска;
4) обеспечение совместной работы стало возможным благодаря развитию Web-технологий. Благодаря использованию многоуровневой клиент-серверной архитектуры у компании появляется возможность повысить эффективность работы проектной группы, улучшить доступ к данным и коммуникацию пользователей с помощью сети Internet.
Список литературы
1. МазурИ.И., ШапироВ.Д. Управление проектами. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 960 с.
2. Вылегжанина А.О. Информационно-технологическое и программное обеспечение
управления проектом. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 429 с.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА Ловина В.В.
Ловина Валерия Витальевна — магистрант, кафедра информатики и компьютерного дизайна, факультет информационных систем и технологий, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
Аннотация: процессы управления проектами происходят на протяжении всего выполнения проекта и могут пересекаться временными рамками. Также они взаимосвязаны между собой - результаты выполнения одного процесса являются исходными данными для другого. Ключевые слова: жизненный цикл проекта, управление проектами.
В процессе развития и реализации каждый проект проходит различные фазы, которые в своей совокупности называются жизненным циклом проекта [1]. В зависимости от специфики проекта и потребностей заказчика, фазы жизненного цикла в различных проектах могут отличаться, но существуют четыре основополагающих фазы, представленные на рисунке 1:
1) инициирование;
2) планирование;
3) внедрение;
4) завершение.
Рис. 1. Структура жизненного цикла проекта
На фазе инициирования происходит формулирование концепции проекта, выделяются предварительные цели, рассматриваются вопросы его выполнимости, обоснования актуальности и альтернативы, обозначаются необходимые средства и трудовые ресурсы -назначается руководитель проекта и проектная группа. Для перехода к следующей фазе необходимо одобрение руководства и его решение о начале выполнения работ.
Фаза планирования подразумевает постановку задач проекта, выявление зависимостей, установление временных рамок, определение технических, аппаратных ресурсов и стратегии разработки. Руководитель проекта определяет наличие необходимых ресурсов, координирует бюджет проекта и распределяет установленные задачи. В ходе выполнения проекта, подготовленный план может меняться - по мере осуществления в него регулярно вносятся изменения с учетом возникающих ситуаций.
После утверждения плана руководитель и проектная группа начинают его осуществление -переходят к следующей фазе жизненного цикла, внедрению. План проекта приводится в действие, функции производительности должны регулярно тестироваться согласно проектному графику, чтобы гарантировать качественный результат. Руководитель проекта поддерживает контроль выполнения работ, осуществляет коммуникативную роль между клиентом и рабочей командой, которая постоянно отчитывается о ходе работ. Руководитель проекта сопоставляет установленный планом проектный график с фактическими показателями работы и техническое задание проекта с возникающими проблемами, анализирует возможное влияние изменений в выполненных объемах работ на ход осуществления проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений, вносит корректировки и согласовывает с заказчиком. Отчеты о состоянии проекта должны подчеркивать ожидаемый конечный результат с точки зрения стоимости, проектного графика и качества результатов. После того, как все результаты подготовлены и переданы клиенту, проект готов к завершению [1].
Четвертая и заключительная фаза жизненного цикла проекта называется фазой завершения. Как только проект будет завершен, проектная команда может быть расформирована, рабочий персонал может быть переназначен на другие обязанности. Основное внимание в ходе этой фазы должно уделяться выпуску конечных результатов для клиента, передаче проектной документации, выпуску ресурсов проекта и передаче закрытия проекта всем заинтересованным сторонам.
Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Назначая ресурсы проекта на выполнение каких-либо проектных целей и задач, выбирая применяемые технологии и характеристики, можно оказывать прямое влияние на результат, установленные сроки, качество и стоимость выполнения.
Список литературы
Боронина Л.Н., Сенук З.В. Основы управления проектами. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 112 с.