Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ'

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТЫ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / FULL-LIFE CONTRACTS / MILITARY PRODUCTS / AIRCRAFT / ECONOMIC PROCESSES / ENTERPRISES / STATE DEFENSE ORDER / ARMED FORCES / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коркоценко Марина Николаевна

В современной геополитической ситуации, в экономическом пространстве, социальной среде в мире существует множество тревожных сигналов - индикаторов развития, развернутых дорожных карт и приоритетных задач. В статье уделено внимание проблеме использования контрактов полного жизненного цикла продукции военного назначения в связи с существующей экономической ситуацией, геополитикой, обострением локальных военных конфликтов, проблемами предприятий оборонно-промышленного комплекса. Определено содержание экономических процессов, этапов жизненного цикла авиационной техники на микро, макро и мезоуровнях экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коркоценко Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE LIFE CYCLE AIRCRAFT IN PEACETIME AND WARTIME

In today's geopolitical situation, in the economic space, in the social environment in the world there are many warning signs - indicators of development, deployed road maps and priorities. The article focuses on the problem of using contracts for the full life cycle of military products in connection with the current economic situation, geopolitics, aggravation of local military conflicts, problems of enterprises of the military-industrial complex. The content of the economic processes of the stages of the life cycle of aviation technology at the micro, macro and mesoscale levels of the economy is determined.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ»

УДК 330.01

РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2020.61553

Коркоценко Марина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков mariakrasnodar@mail.ru

Marina N. Korkotsenko

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of Humanitarian

and Social and Economic disciplines,

Krasnodar Highest

Military Aviation School of Pilots

mariakrasnodar@mail.ru

Жизненный цикл использования

авиационной техники в мирное и военное время

Use life cycle aircraft

in peacetime and wartime

Аннотация. В современной геополитической ситуации, в экономическом пространстве, социальной среде в мире существует множество тревожных сигналов - индикаторов развития, развернутых дорожных карт и приоритетных задач. В статье уделено внимание проблеме использования контрактов полного жизненного цикла продукции военного назначения в связи с существующей экономической ситуацией, геополитикой, обострением локальных военных конфликтов, проблемами предприятий оборонно-промышленного комплекса. Определено содержание экономических процессов, этапов жизненного цикла авиационной техники на микро, макро и мезоуровнях экономики.

Ключевые слова: контракты полного жизненного цикла, продукция военного назначения, авиационная техника, экономические процессы, предприятия, государственный оборонный заказ, Вооруженные Силы, безопасность государства.

Annotation. In today's geopolitical situation, in the economic space, in the social environment in the world there are many warning signs - indicators of development, deployed road maps and priorities. The article focuses on the problem of using contracts for the full life cycle of military products in connection with the current economic situation, geopolitics, aggravation of local military conflicts, problems of enterprises of the military-industrial complex. The content of the economic processes of the stages of the life cycle of aviation technology at the micro, macro and mesoscale levels of the economy is determined.

Keywords: full-life contracts, military products, aircraft, economic processes, enterprises, state defense order, Armed Forces, state security.

В современной геополитической ситуации, в экономическом пространстве, в социальной среде в мире, да и в РФ, в частности, существует множество тревожных сигналов - индикаторов развития, развернутых дорожных карт и приоритетных задач. В сфере национальной безопасности для адекватного ответа на существующие внешние высокотехнологичные угрозы проводится политика сдерживания.

Военные конфликты и боевые действия последнего времени поднимают на первое место вопрос эффективного экономического обеспечения боевого применения имеющихся на вооружении страны образцов военной техники.

Быстрое и эффективное реагирование на новые угрозы возможно, благодаря перевооружению, модернизации военной техники, финансово-экономическому обоснованию применения новых образцов техники, производственно-технологическому развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Тесное взаимо-

действие исполнителя и заказчика возможно в рамках государственно-частного партнерства по контрактам полного жизненного цикла продукции военного назначения [1]. Хотя экономика направляет имеющиеся объективные экономические возможности на поддержание и усовершенствование вооружения и военной техники, этим создается будущая экономическая мощь и потенциал общества.

Совершенствование перспективных образцов продукции военного назначения дает ощутимый толчок не только Вооруженным Силам, но и тем секторам и сферам экономики, которые заняты в реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Ярким примером функционирования данных жизненных циклов в военной сфере в мирное время и в условиях локальных военных конфликтов выступают вооружение и военная техника ВКС РФ, особо востребованные в последнее время. Следует обратить внимание на место и роль

жизненных циклов в экономических процессах в нашей стране.

В экономической области знаний жизненный цикл рассматривается в микроэкономике как воспроизводственный процесс техники, необходимой для удовлетворения военных потребностей ВВС. В макроэкономике - это кругооборот субъектов экономики, средств и предметов труда, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей в безопасности. На мезоуровне - это демонстрация межотраслевых связей гражданского и военного секторов экономики, обеспечивающих удовлетворение военно-экономических и гражданских потребностей и обеспечение мобилизационной работы в период максимального военного напряжения. Поэтому жизненный цикл авиационной техники - это комплекс процессов, начиная с разработки технического задания до его эксплуатации и утилизации.

В настоящее время специалисты из различных областей и сфер экономики исследуют понятия, этапы, проблемы управления полным жизненным циклом как продукции гражданского, так и военного назначения (А.В. Бойкова, М.И. Розно, В.М. Краев, М.В. Силуянова, А.И. Тихонов, В.Д. Маянский, В.М. Буренок и др.).

Существенные особенности действующих контрактов заключаются в особенной роли предприятий ОПК, которые теперь отвечают не только за производство, но и за средний и капитальный ремонт военной техники, что уменьшает периоды простоя, повышая техническую готовность парка воздушных судов и минимизируя риски невыполнения планов ГОЗ. Кроме того, сокращается количество посредников между заказчиком и предприятиями-изготовителями, что точно определяет стоимость контрактов и цену эксплуатации каждого находящегося на вооружении серийного образца авиационной техники. Таким образом, авиационные комплексы выполняют предназначенные им функции и обеспечивают обороноспособность и безопасность государства.

Модель жизненного цикла продукции военного назначения (авиационной техники в частности) регламентируется рядом стандартов, рекомендаций и требований.

Разработан и утвержден Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р 56135-2014), определяющий особенности управления жизненным циклом продукции военного назначения, действуют Методические рекомендации ВВС РФ, регламентирующие летную и техническую эксплуатацию (обслуживание и ремонт) летательных аппаратов военного назначения. Государственные военные стандарты (ГОСТ РВ 0015-707-2010 и ГОСТ РВ 0101-001-2007) обеспечивают условия, правила и направления использования агрегатов, технических систем, зданий и сооружений, монтажных систем, обеспечивающих эксплуатацию и обслуживание военной техники.

Процесс разработки, производства, поставки на вооружение, эксплуатации и технического обслуживания (ТО), ремонта и утилизации

авиационной техники сопровождается организационно-управленческими операциями, финансово-экономическими расчетами эффективности применения данных типов продукции военного назначения [2, п. 4.2.2].

В рамках осуществления военно-экономического процесса жизненный цикл авиационной техники представляет собой не только последовательность этапов, процессов и механизмов выполнения операций, но и систему взаимосвязанной деятельности экономических агентов (субъектов экономики), таких как предприятий ОПК и гражданского сектора, федеральных и региональных органов исполнительной власти, служб материально-технического обеспечения и инженерно-авиационных служб Вооруженных сил, авиационных частей, военнослужащих и гражданского персонала. При этом в реализации жизненного цикла принимают участие все предприятия ОПК, имеющие достаточные производственные возможности для выполнения соответствующего заказа. В пределах одного жизненного цикла исполнителями могут выступать несколько предприятий или организаций.

Таким образом, универсальная модель жизненного цикла авиационного комплекса может быть представлена последовательными процессами исследования и обоснования нового проекта, разработки идей вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), проектирования, производства и эксплуатации продукции военного назначения, утилизации и воспроизводства элементов объекта жизненного цикла (средств производства и предметов труда, конечной военной продукции) в соответствии с военно-экономическими потребностями [2, п. 4.2.4]. Государственная программа вооружения определяет направления реализации государственного оборонного заказа на все указанные выше виды работ головными исполнителями.

Одним из ключевых аргументов реализации именно таких контрактов стала проверка боеготовности, которая с 2014 г. регулярно проводится в Вооруженных силах. Подобные проверки на первоначальных этапах современного реформирования повседневной деятельности войск выявили средний процент исправности авиационной техники. Как результат - низкая боеготовность отдельных подразделений ВС [3].

В условиях финансово-экономического кризиса и ужесточения контроля за бюджетными расходами, повышенное внимание уделяется стоимости расходов на создание новых образов военной техники, расходам на эксплуатацию и обслуживание. Учитывая, что стоимость и структура ЖЦ зависят от ти п а продукции военного назначения, проблемы реализации государственного оборонного заказа вышли на первое место, так как имеют ключевое значение в обеспечении обороноспособности государства.

Положительный эффект реализации контрактов полного жизненного цикла достигается, благодаря государственно частному партнерству. Предприятия ОПК выходят на производственные

мощности, достигая предельные возможности реализация работ, рентабельности производства, высокой фондоотдачи и производительности. Имея достаточно стабильные заказы государства, у них появляется возможность проводить модернизацию основных фондов и инновационное развитие, как военного, так и гражданского секторов экономики. Повышается эффективность военно-экономической деятельности государства, а ответственность за капитальный и средний ремонт возлагается на оборонные предприятия, деятельность которых теперь контролируется военно-промышленной комиссией. Министерство обороны снимает с себя не свойственную ему задачу ремонтного обслуживания вооружения и военной техники, оставляя за собой проведение текущего ремонта, пред и пост полетные работы.

Жизненный цикл воздушного судна характеризуется процессами последовательного изменения состояния самолета и состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых стадий разной продолжительности и стоимости, имея определенную цель и результат [4, с. 41].

Во-первых, определяется необходимость и целесообразность задания по проектированию образца авиационной техники.

Во-вторых, выполняются конструкторские работы, моделирование и технологическая отработка аванпроекта, производство и испытание опытного образца с учетом возможности его боевого применения и экономической целесообразности.

В-третьих, серийное производство после испытаний пилотного образца, его поставку в войска и эксплуатационные испытания.

В-четвертых, летная и техническая эксплуатация авиационной техники в процессе выполнения учебных и боевых задач частями ВКС РФ.

В-пятых, выполнение капитальных ремонтных работ на заводах-производителя.

Если рассматривать современные образцы военной техники как авиационные комплексы, то жизненный цикл предполагает не только действия,

Литература:

1. Военно-промышленная конференция «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». URL : http://arsenal-otechestva.ru/article/192-voenno-promyshlennaya-konferentsiya (дата обращения 12.02. 2020).

2. Национальный стандарт РФ «Управление жизненным циклом продукции военного назначения» ГОСТ Р 56135-2014, п. 4.2.2.

3. Федунов Д. Контракты жизненного цикла. URL : https://vpk-news.ru/articles/15223. (дата обращения 23.03.2020).

связанные с восстановлением функционирования летательного аппарата. Это - еще и разработка, производство и эксплуатация средств наземного обслуживания, а также, строительство аэродромов, устранение физического и морального износа основных фондов авиационных частей, авиаремонтных заводов, предприятий оборонно-промышленного комплекса, реализация государственных программ развития отраслей и секторов народного хозяйства, затрагивающих профессиональную область деятельности военных авиационных специалистов.

В-шестых, в результате полного физического и морального износа осуществление утилизации при наличии необходимого числа действующей техники и достаточных средств для осуществления данного процесса.

Следовательно, совершая полный жизненный цикл, военная авиационная техника участвует в воспроизводственном процессе. При этом возможна ее модернизация со сменой модификации типов воздушных судов, поэтому реализация контрактов полного жизненного цикла продукции военного назначения способствует развитию военного и гражданского секторов экономики.

Таким образом, экономические процессы, сопровождающие все рассмотренные этапы жизненного цикла продукции военного назначения, включают в себя:

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- производство опытных и серийных образцов ВВСТ;

- организационно-управленческие решения;

- анализ экономических показателей и финансовых результатов;

- подготовку квалифицированных специалистов соответствующих сфер и отраслей, а также специалистов, эксплуатирующих производимую технику;

- воспроизводственные процессы и развитие инфраструктурного сектора.

Literature:

1. Military-industrial conference «Actual issues of the development of the military-industrial complex of the Russian Federation». URL : http://arsenal-otech-estva.ru/article/192-voenno-promyshlennaya-konfer-entsiya (date of the address 12.02.2020).

2. The national standard of the Russian Federation «Life Cycle Management for Military Products» GOST R 56135-2014, paragraph 4.2.2.

3. Fedunov D. Life cycle contracts. URL : https: //vpk-news.ru/articles/15223. (date of the address 03/23/2020).

4. Сабинина А.Л. Структура жизненного цикла продукции военного назначения как фактор повышения уровня ее конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 5. С. 40-47.

4. Sabinina A.L. The structure of the life cycle of military products as a factor in increasing its competitiveness // Economic analysis: theory and practice. 2004. №. 5. P. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.