Научная статья на тему 'Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья'

Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
151
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-БИЗНЕС / МАЛОЕ ИТ-ПРЕДПРИЯТИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / INNOVATION / LIFE CYCLE OF INNOVATION / INNOVATIVE SMALL ENTERPRISES / PRODUCTION / KOMMERTSIALISATION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Прохода И. А., Морозова Е. П., Сахаров А. А.

Жизненный цикл инновации апипродукта включает фазы обоснования идеи, внедрения, коммерциализации и превращения в традиционный продукт пчеловодства личиночного происхождения, обладающего уникальными лечебными свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE CYCLE OF INNOVATION APIPRODUCTE

The life cycle of innovation apiproducte includes phases of implementation, kommertsialisation and become a traditional producte

Текст научной работы на тему «Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья»

УДК 638.178.3:621.56

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ АПИПРОДУКТА ИЗ ЛИЧИНОЧНОГО СЫРЬЯ

Прохода И.А., Морозова Е.П., Сахаров А.А.

Жизненный цикл инновации апипродукта включает фазы обоснования идеи, внедрения, коммерциализации и превращения в традиционный продукт пчеловодства личиночного происхождения, обладающего уникальными лечебными свойствами.

Ключевые слова: инновация, жизненный цикл инноваций, малое инновационное предприятие, производство, коммерциализация

Инновационный цикл создания инновационного апипродукта включает в себя период создания новации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.

Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).

Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, ру-тинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.

Схема инновационного цикла создания апипродукта показана на рисунке 1.

Жизненный инновационный цикл производства апипродукта начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций.

Ижиониишмш! дш

Период создания новации

Стадия зарождения

(возникновение идеи)

1

Стадия становления

(разработка идеи)

1

Стадия освоения

(эксперимент)

Жизненный цикл инновации

Фт внедрения на рынок

1

Фаза коммерциализации и яиффулии

1

Фала ругакнлшии {стабильная реализации)

1

Фаза превращения в традиционный продукт

Рис. 1. Схема инновационного цикла создания апипродукта

Идея появления в практике продуктов личиночного происхождения появилась в связи с тем, что в настоящее время перед человечеством стоит глобальная проблема дефицита продуктов питания, что во многом обусловлено ростом народонаселения Земли и отвлечением значительной доли продовольственных ресурсов на технические цели. Наряду с недостатком продовольственного сырья важнейшей проблемой является то, что современная индустрия массового питания, играя роль поставщика населению основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), предлагает современному человеку не только рафинированную пищу, лишенную целого ряда полезных веществ, но и содержащую вещества (красители, консерванты, ароматизаторы и пр.), токсичные для организма. Анализ фактического питания населения в

различных регионах России свидетельствует о том, что он дефицитен в отношении витаминов, пищевых волокон (пектин, клетчатка), макро-и микроэлементов. Поэтому весьма актуальным является обогащение продуктов питания биологически активными компонентами, способными улучшить многие физиологические процессы в организме человека, снижая риск развития алиментарно-зависимых, то есть зависящих от факторов питания, заболеваний (аллергические заболевания, анемия, атеросклероз, болезни органов пищеварения, болезни щитовидной железы, гипертоническая болезнь, подагра, ожирение, остеопороз, сахарный диабет, некоторые патологии беременности и пр.).

Одним из путей решения указанных проблем является вовлечение в хозяйственный оборот экологически безопасных нетрадиционных сырьевых ресурсов, использование который в чистом виде и при производстве продуктов питания позволит обогатить их жизненно важными пищевыми субстанциями (нутриентами), удовлетворяющими энергетические, регуляторные, защитные и другие потребности организма до уровня, соответствующего физиологическим потребностям человека.

По данным TheMicronutrientIшtiative (США) обогащение пищи биологически активными веществами позволяет: предотвратить четыре из десяти детских смертей, снизить материнскую смертность более, чем на треть, повысить работоспособность на 40%, увеличить ^ населения на 10-15 пунктов, увеличить валовой продукт страны на 5%. Это то направление пищевой биотехнологии и профилактической медицины, которое в 21 веке создаст реальные предпосылки увеличения средней продолжительности жизни, длительного сохранения физического и духовного здоровья, социального и нравственного удовлетворения, активной жизни у пожилых и рождения здорового поколения.

Как считают японские и американские ученые, именно развитие рынка обогащенных продуктов питания в недалеком будущем изменит общую структуру питания всех людей на Земле, и лет через 25-30 продукты этой категории наполовину вытеснят существующий в мире рынок лекарственных препаратов.

В настоящее время, в связи с популяризацией среди населения роли питания в профилактике заболеваний алиментарного характера, наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов и расширения ассортимента пищевых продуктов обогащенных биологически активными веществами, как одного из инструментов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Пока обогащенные продукты питания составляют не более 3% всех известных пищевых продуктов, однако, судя по прогнозам ведущих специалистов мира в области питания и медицины, в ближайшие 15 - 20 лет их доля достигнет 30% всего продуктового рынка. Необходимость расширения ассортимента и увеличения объемов производства обогащенных продуктов предусмотрено основными направлениями Национальной концепции «Политика здорового питания в России», утвержденной Правительством РФ.

Российский рынок ингредиентов, предлагаемых для обогащения продуктов питания, представлен большим многообразием веществ различного происхождения, физико-химического и физиологического воздействия. В настоящее время особый интерес, как у потребителей, так и у производителей вызывают натуральные функциональные ингредиенты. Их источником наряду с традиционными: овощами, фруктами, ягодами, лекарственным и пряно-ароматическим растительным сырьем, относятся продукты жизнедеятельности пчелы медоносной (ApismeШfera), обладающие особыми свойствами. Уникальность их состоит в том, что к растительным биологически активным веществам (фе-нольные соединения, каротиноиды, витамины и пр.) добавляются специфические полиненасыщенные деценовые жирные кислоты, которые вырабатываются организмом пчелы, не встречаются в природе в чистом виде и обладают особыми функциональными свойствами.

К настоящему времени достаточно полно изучены свойства таких распространенных продуктов пчеловодства, как мед, цветочная пыльца, маточное молочко. Однако практически отсутствуют данные по новому перспективному продукту пчеловодства - личинкам открытого пчелиного расплода, которых можно использовать как натуральное биологически активное сырье в различных сферах деятельности, в том числе в пищевой промышленности.

Апипродукты личиночного происхождения имеют много общего с маточным молочком, обладают лечебно-профилактическим действием (особенно антиоксидантным, иммуномодулирующим, противоопухолевым, актопротекторным и пр.). Проведенные исследования показали, что в трутневых личинках деценовых кислот и сульфгидрильных соединений намного больше, чем в маточном молочке. Количество белка достигает 51%, причем в нем находятся все незаменимые аминокислоты, а по лизину, триптофану и гистидину уровень идеального белка по шкале ФАО/ВОЗ превышен почти в 2 раза. Кроме того, в трутневых личинках присутствует до 5% жиров, из них 10% - низкомолекулярные жирные кислоты (эссенциальные), 28% - мононасыщенные, 45% - насыщенные, то есть содержание жира практически соответствует формуле рационального и сбалансированного питания, что повышает биологическую ценность рассматриваемых в проектах апипродуктов из трутневых личинок.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости и перспективности управления

жизненным циклом инновации производства апипродуктов и их внедрение в практику до фазы превращения в традиционный продукт. Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.

The life cycle of innovation apiproducte includes phases of implementation, kommertsialisation and become a traditional producte

The key words: innovation, the life cycle of innovation, innovative small enterprises, production, kommertsialisation

Список литературы:

Прохода И.А. Жизненный цикл инноваций биларпродуктов. Обоснование идеи - технология производства - практическое использование: Монография /И.А. Прохода. Брянск: изд-во БГСХА, 2010. 109с.

Об авторе.

Прохода И.А. - кандидат технических наук, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; [email protected]

Морозова Е.П. - соискатель,

Сахаров А.А. - лаборант НОЦ «Технологии и экспертизы продуктов специального назначе-ния»Брянского государственного университета имени академика И.Г Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.