Научная статья на тему '«ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА) И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ»'

«ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА) И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / ЕПАРХИЯ / НАСТОЯТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касачев Николай Евгеньевич

В статье рассмотрен жизненный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского, от рождения до назначения на Курганскую кафедру. Исследуются биографические сведения и архивные документы. Рассматриваются обстоятельства архиерейской хиротонии, ухода в раскол и покаяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Касачев Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE JOURNEY OF THE HOLY MARTYR ALEXY (ORLOV) AND THE FIRST YEARS OF HIS EPISHERICAL SERVICE

The article describes the period of life of Archbishop of Omsk Alexiy from the birth to his appointment as Archbishop of Kurgan. The author studies biographical details and archival records and examines circumstances of his consecration, schism and penance.

Текст научной работы на тему ««ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА) И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ»»

Касачев Николай Евгеньевич

«Жизненный путь священномученика Алексия (Орлова) и первые годы его архиерейского служения»

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСИЯ (ОРЛОВА) И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО АРХИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ

Касачев Николай Евгеньевич,

магистрант Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассмотрен жизненный путь священномученика Алексия (Орлова), архиепископа Омского, от рождения до назначения на Курганскую кафедру. Исследуются биографические сведения и архивные документы. Рассматриваются обстоятельства архиерейской хиротонии, ухода в раскол и покаяния. Ключевые слова: Архиепископ Алексий (Орлов), священномученик, епархия, настоятель.

THE LIFE JOURNEY OF THE HOLY MARTYR ALEXY (ORLOV) AND THE FIRST YEARS OF HIS EPISHERICAL SERVICE

Kasachev Nikolay Evgenyevich,

Postgraduate student of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article describes the period of life of Archbishop of Omsk Alexiy from the birth to his appointment as Archbishop of Kurgan. The author studies biographical details and archival records and examines circumstances of his consecration, schism and penance.

Key words: Archbishop Alexiy (Orlov), Holy Martyr, eparchy, hegumen.

вященномученик Алексий родился 8 февраля (по старому стилю) 1862 года [15, с 147] в благочестивой и глубоко верующей семье в день памяти святых великомученика Феодора Стратилата, пророка Захарии Серповидца, святителя Саввы II, архиепископа Сербского. Отец его Стефан (Степан) Орлов был дьячком [2] (псаломщиком) в одном из храмов города Самары, впоследствии стал священнослужителем [11]; имя матери владыки Алексия, к большему сожалению, нам не известно.

Младенческие, отроческие и юношеские годы будущего Священномученика и архипастыря сокрыты от мира, но в сем промысл Божий. Известно, что семья была бедной [3]. И мы можем только предполагать, как они жили.

В 1876 году Алексей Степанович Орлов после окончания Самарского духовного училища поступает в Самарскую духовную семинарию [14, c 94]. С 1882-го по 1886 г. учится в Санкт-Петербургской духовной академии, которую и окончил [16, с 18] со степенью кандидата богословия [4].

№ 1 (12), 2022

После окончания духовной академии Алексей Орлов 1 августа 1886 года был назначен преподавателем Самарского епархиального женского училища [14, с. 94], в котором преподавал географию и гражданскую историю до 1894 года (по другим источникам с 1 апреля 1986 (Самарские епархиальные ведомости, 1892, № 4, с. 152) либо с 31 июля (Самарские епархиальные ведомости, 1897, № 21, с. 226)) [26].

1893 год - «состоял в комиссии по делам самарского епархиального свечного завода, а также в комиссии по составлению программы вопросов для обсуждения на епархиальном съезде духовенства» [26].

Когда Алексей Степанович вступил в брак, точных сведений не имеем. Известно, что его жену звали Евгения Петровна и она родилась в 1871 году. Также известно, что в 1893 году у них родился первый сын Алексий (Алексей) [26].

С 1894-го - «член временно-ревизионного комитета правления Самарского училища, член-делопроизводитель Комитета Самарского епархиального миссионерского общества» [26].

16 августа 1895 года состоялась хиротония Алексия Орлова во пресвитеры. Служил в одном из храмов города Самары [10, с. 289] (по другим сведениям в «1893, 23 апреля назначен на священническое место к Успенской церкви г. Самары (на второй штат)» [26], с награждением при рукоположении набедренником. 28 августа 1893-го награжден бархатной фиолетовой скуфьей) [26].

Наступили простые и радостные будни священника. В семье в 1895 (1894) году рождается первая дочь Евгения, затем на протяжении двенадцати лет еще три дочери [16, с. 18] - Лидия, 1898 г.р., Людмила, 1901 г.р., Татьяна, 1906 г.р., и сын Дмитрий, 1908 г.р. [26].

С 19 августа 1895 года преподавал Закон Божий в 1-й Самарской женской гимназии. 2 июля 1896 года становится настоятелем Успенской церкви, в которой начал свое служение. 9 апреля 1898 года награждён камилавкой. К празднику Пасхи 1902 года награжден наперсным крестом. 7 апреля 1905 года становится протоиереем. С 24 июля 1911 года назначается настоятелем Казанского собора города Самары. Почти одновременно с этим событием становится заведующим и законоучителем Федоровской церковно-приходской школы. Исполнял обязанности цензора журнала «Самарские епархиальные ведомости». В 1919 году от голода умерла его супруга [14, с. 94].

В 1922 году Самарская епархия уклонилась в обновленчество.

3 июня 1923 г. архимандрит Алексий (Орлов) был хиротонисан в епископа Бу-гульминского, викария Самарской епархии [20, с. 297].

Каковы же причины ухода в обновленчество? Протоиерей Александр Введенский и иже с ним всех ввели в заблуждение, создав Временное Церковное Управление (ВЦУ) после ареста святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея России [22].

Как нам известно, хиротония священномученика Алексия во епископа «состоялась 21 мая (3 июня по новому стилю) 1923 года в Москве в обновленческом Храме Христа-Спасителя митрополитом Белорусским Мелхиседеком (Паевским), архиепископом Туркестанским Иннокентием (Пустынским) и епископом Усть-Медведицким, бывшим Царицынским, Модестом (Никитиным), которые не имели, по их заявлению, в то время духовного общения с самозваным церковным управлением» [13].

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Жизненный путь священномученика Алексия (Орлова) и первые годы его архиерейского служения»

Все три иерарха покаялись в разные годы за уход в обновленческий и другие расколы.

Несмотря на то, что они заявили о своей непричастности к обновленцам, храм был обновленческим, а Хиротоний православными епископами не совершались, так как Патриарх находился в тюрьме. Хиротонии, совершенные без благословения Патриарха или его Заместителя, являются самочинными. Так что Алексий (Орлов) мог бы стать епископом, приняв хиротонию от православных епископов, если бы они рукополагали. Тогда время было особое.

Ни епископ Самарский и Ставропольский Анатолий (Грисюк), ни епископ Бузу-лукский Павел (Гальковский) не участвовали в хиротонии епископа Алексия, потому что епископ Анатолий (Грисюк) 24 февраля 1923 года был арестован СамарскимГПУ [19, с. 265-266], следовательно, 3 июня не мог присутствовать на хиротонии своего будущего викария; а епископ Павел (Гальковский) по решению ОГПУ 24 февраля 1923 года был выслан из Самарской губернии, но оставался Бузулукским викарием до 15 сентября 1923 года [20, с. 327].

О своей хиротонии священномученик Алексий (Орлов) сообщил святителю Патриарху Тихону следующее. Он «вдов с 1919 г. Еще в октябре 1922 г. Преосвященным Анатолием (Грисюком) выдвигался на должность викария - но предложение это принимал с условием - не давать монашеских обетов, так как имел на тот момент неустроенных детей. Хиротонию получил от епископов-монахов в храме Христа-Спасителя» [13].

Имеем следующие сведения, что 11 августа 1923-го по принесении покаяния патриархом Тихоном епископ Алексий (Орлов) принят в сущем сане с пострижением в монашество [26]. В конце 1923 г. уклонился в обновленчество [18, с. 652], как указывается в Православной энциклопедии, но митрополит Мануил (Леме-шевский) и М.Е. Губонин считают его сразу хиротонисанным на обновленческую кафедру в Бугульму [7, с. 72] и находящемся в расколе до 1924 года. В 1923-1924 годы временно управлял раскольнической Куйбышевскою (Самарскою) «епархией» [9, с. 90].

Исследователь Королев пишет: «6 сентября 1923 года Святейший Патриарх в Самарской епархии открывает кафедру викарного епископа в г. Мелекесе. На кафедру назначен епископ Никольско-Уссурийский Павел (Введенский)» [13].

А.В. Журавский пишет, что «вероятно, во второй половине сентября 1923 года свщмч. Алексий (Орлов) стал епископом Бугурусланским, также викарием Самарской епархии. Известно его письмо к патриарху Тихону от 26 сентября 1923 года, в котором епископ Алексий (Орлов) сообщает о своем вступлении в управление епархией по благословению владыки Анатолия» по причине ареста последнего [20, с. 297-298].

В том же докладе владыка информировал Патриарха об арестах духовенства, произошедших в Самаре [8, с. 67].

Мы видим, что епископ Алексий (Орлов) переписывался с Патриархом Тихоном, а значит, признавал его законным Первоиерархом.

При этом сохранился доклад Патриарху Тихону из Самары от мирянина С. Мас-лова, который считал ошибкой назначение Алексия (Орлова) «епископом, где он потерял популярность, еще будучи живоцерковником». По причине частого отсутствия епископа Алексия (Орлова) в Самаре. «Своей резолюцией № 20 от 9 января 1924 г.

№ 1 (12), 2022

Патриарх предложил владыке или поселиться в Самаре, или чаще там бывать для управления делами вверенной ему епархии» [13].

Однако мирянину не стоило бы так резко высказываться об архиереях, а то самому можно стать обновленцем или беспоповцем.

Мы видим из этого письма, что в январе 1924 года Святейший Патриарх Тихон считал сщмч. Алексия (Орлова) православным епископом, иначе бы тогда не предложил бы ему управлять епархией, а сообщил бы, к примеру, что-то подобное тем словам, которые он передал одному из лидеров «Живой Церкви» протоиерею А.И. Боярскому, пришедшему на аудиенцию к Патриарху [1, с. 285].

Бог простил покаявшегося епископа Алексия (Орлова), который к тому же «грехи свои смыл кровью», пострадав за Христа и теперь прославлен Святой Церковью в лике священномучеников.

Митрополит Манул (Лемешевский) пишет: «В 1924 году в Самарском кафедральном соборе всенародно принес покаяние за уклонение в обновленчество, и был снова принят в общение с Русской Православной Церковью в сущем сане, как поставленный обновленческими архиереями старого постановления» [15, с. 147]. Так как хиротония священномученика Алексия (Орлова) была совершена архиереями старого (благодатного) постановления, то она признана благодатной, но как совершенная без благословения высшей церковной власти - самочинной [7, с. 257].

По принесению покаяния Преосвященный Алексий (Орлов) назначен епископом Бугульминским с 29 февраля (13 марта) 1924 года, однако продолжал числится Бугурусланским обновленческим архиереем до 12 (25) октября, но в сентябре обновленцы ставят на кафедру женатого «епископа» Николая Князева [7, с. 72-73] (с 1913 года переведен в иерейском сане в Самару). Из его воспоминаний известно: «Служил в кафедральном соборе [6], в 1922-1923 отпал в обновленчество, после 1925 года покаялся и принят в Православную Церковь в сане протоиерея» [12].

Из дневниковых записей Николая Борисовича Кирьянова, иподиакона священ-номученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского [23], мы узнаем, что 12 (25) октября 1924 года, когда «с благословения Святейшего Патриарха, во всех храмах гор. Москвы» проходил «тарелочный сбор в пользу пострадавших от Наводнения в гор. Ленинграде», в этот день «Покаялся «обновленец» - епископ Бугу-русланский Алексий» [7, с. 879, 885].

Таким образом мы имеем 2 даты покаяния епископа Алексия (Орлова) - 13 марта и 25 октября 1924 года (по новому стилю). Дата обращения от заблуждения не важна, главное здесь другое - духовная составляющая.

Каковы были причины покаяния? Наводнение ли, произошедшее 23 сентября 1924 года в Ленинграде [17], или деятельность самих обновленцев и письма с воззваниями Патриарха и других архиереев (в том числе и тех, которые были раньше обновленцами) и простых мирян?

Что касается наводнения, то природные катастрофы и гибель людей они отрезвляюще действуют на человека. Сказано в Евангелии Самим Господом Богом Спасителем нашим: «Мните ли, яко Галилеане сш грЪшнЪйши паче всЬхъ Галилеанъ бяху,

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Жизненный путь священномученика Алексия (Орлова) и первые годы его архиерейского служения»

яко тако пострадаша? Ни, глаголю вамъ: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. Или они осмьнадесяте, на нихже паде столпъ Силоамскш и поби ихъ, мните ли, яко тш должнЪйши бяху паче всЬхъ живущихъ во Иерусалим^? Ни, глаголю вамъ: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк. 13, 2-5).

Но, прежде всего, это христианская совесть, искренность веры, душа истинного христианина, ищущая Бога, взывает к покаянию.

«Когда человек искренне ищет Христа, ищет истину, ищет правду, Господь никогда его не оставляет без ответа. И даже если по каким-то немощам человек может где-то заблудиться, но ему хватает искренности и мужества признать свою ошибку», - говорит иеромонах Антоний (Азизов), насельник мужского монастыря святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня города Астрахани. - Покаяние требует искренности пред Богом. «Эти же качества, которые помогли потом в конце жизни ему принять смерть за Христа...» [5].

Воспитанный в христианской семье православного клирика, бедной, но глубоко верующей, видя истинное положение дел «обновленцев», всю их неправду; зная покаяние бывших обновленческих архиереев и священнослужителей (не имеющих епископского сана) и об их арестах; понимая, что они (те, кто с «Патриаршей Церковью») истинные христиане, любящие всем сердцем Господа Бога и подражающие Христу Иисусу и первым христианским мученикам, он осознано выбирает этот порой нелегкий, трудный и тернистый путь - путь святости, крестный путь; путь, казалось бы, полный горя, бед, невзгод, но которые ничто по сравнению с вечными мучениями. Владыка Алексий идет по нему так же, как и другие мученики и подвижники, стоя «за Христа до мученического венца». Потому что «не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник» [25, с. 6] Божьего огня. «в душе у него тишина и свет: там Христос!» «Где нет Тебя», Господи - «там пустота. Где Ты - там богатство души» [25, с. 5].

Если был «слаб духом» в начале своего епископского служения, то после покаяния окреп, «стяжав Дух Мирен» [24] (благодать Духа Святаго) и обличал и боролся с обновленцами.

Кроме архиереев, священников и церковнослужителей, отдельных людей, каялись целые общины и приходы обновленческие. Например, причты и представители приходов Гомельских городских церквей [1, с. 323], группа Красноярских живоцерковников [1, с. 327] и другие.

Однако уже в 1924 году Владыку Алексия (Орлова), православного архиерея, назначает на Курганскую кафедру викариат Тобольской, где он находится до 1927 года [9, с. 90].

Интересен тот факт, что на первых трех кафедрах, которые Владыка занимал, он был их первым епископом.

Православная Курганская кафедра образована была в 1924 году, как уже говорилось, «первым Курганским епископом стал сщмч. Алексий (Орлов)». Параллельно с православной кафедрой действовала и обновленческая, которая была образована 24-25 июля 1922 года съездом духовенства и мирян Курганского уезда. «Внутренние конфликты в раскольнической епархии в 1923-1924 гг. привели к тому, что влиятельные ее деятели: благочинный Кургана прот. И. Редькин, священники К. Зотов, К. Парфёнов и др. - вернулись через покаяние в православную Церковь» [21, с. 399-400].

№ 1 (12), 2022

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2 частях / Сост. М.Е. Губонин. - М.: ПСТБИ, 1994. - 1064 с.

2. Архиепископ Алексей Омский и Павлодарский (Орлов Алексей Степанович). [Электронный ресурс]: сайт омского прихода прп. Ефрема Сирина. Режим доступа: http://st-efrem.orthodoxy.rU/krest/aweb/d/al.htm (дата обращения: 26.04.2021).

3. База данных «За Христа пострадавшие» [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: http://kuz1.pstbi.ccas.rU/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans (дата обращения: 19.05.2021).

4. Бовкало А.А. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. генеалогический сайт [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 31.03.2021).

5. Видеозапись беседы с иеромонахом Антонием (Азизовым) от 23 окт. 2012 г. // Личный архив Р. Хохловой.

6. Воспоминания протоиерея Николая Князева (1947 г.) [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/11/25/vospominaniya_ protoiereya_nikolaya_knyazeva_1947_g (дата обращения: 08.05.2021).

7. Губонин М.Е. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. / М.Е. Губонин, П.Н. Грюнберг / Под общ. рук. профессора-протоиерея Владимира Воробьева. - М.: ПСТГУ, 2006. - 962 с.

8. Доненко Николай, протоиерей. Наследники царства. В 2 т. Т. I. - Симферополь, изд. Бизнесинформ. - 2000 г. - 462 с.

9. Жук А.В. Предстоятели Омской Епархии Русской Православной Церкви. Биографический справочник. - Омск, б.г. - 193 с.

10. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 19171956. Биографический справочник. Кн. 1 (А). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 584 с.

11. Иосиф (Марьян), игумен. Житие священномученика Алексия (Орлова). [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_1_7. html (дата обращения: 21.04.2021).

12. Князев Николай Яковлевич [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/13676585.html (дата обращения: 08.05.2021).

13. Краткий очерк положения, сложившегося в Российской Церкви к 19231924 гг. [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://web.archive.org/ web/20170825143943/http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt (дата обращения: 27.04.2021).

14. Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей (материалы по истории Церкви. Книга 54). - М.: Общество любителей церковной истории, 2016. - 736 с.

15. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год. Часть 1. - Куйбышев. - 1966, Erlangen 1979. - 430 с.

16. Минеева Галина. Дело Владыки Алексия. // Источник, 2003, № 4 (22). - С. 18.

17. Наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924 года: по стихии - пролетарской

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Касачев Николай Евгеньевич

«Жизненный путь священномученика Алексия (Орлова) и первые годы его архиерейского служения»

сознательностью [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://tass.ru/spb-news/1458467 (дата обращения: 14.05.2021).

18. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. I: А - Алексий Студит. - М.: «Православная Энциклопедия», 2000. - С. 652.

19. Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. II: Алексий, человек Божий - Анфим Анхиальский. - М.: «Православная Энциклопедия», 2011. - С. 265-266.

20. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. VI: Бондаренко Илья Евграфович - Варфоломей Эдесский. - М.: «Православная Энциклопедия», 2003. - С. 297-298, с. 327.

21. Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXXIX: Крисп - Лангадасская, Лтийская и Рентинская митрополия. - М.: «Православная Энциклопедия», 2020. - С. 399-400.

22. Православный церковный календарь, Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https:// azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin (дата обращения: 29.04.2021).

23. Православный Церковный Календарь. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https:// azbyka.ru/days/sv-ilarion-troickij-verejskij (дата обращения: 24.05.2021).

24. Серафим Саровский (Мошнин), преп. Беседа преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым. О цели христианской жизни. [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij7beseda-prepodobnogo-serafima-s-n-a-motovilovym/ (дата обращения: 14.05.2021).

25. Трифон (Туркестанов), митр. Благодарственный акафист «Слава Богу за все». -

16 с.

26. Туркестанская голгофа / (Орлов Алексей Степанович) архиепископ, свя-щенномученик Алексий [Электронный ресурс]: сайт. Режим доступа: https:// turkestanskaya-golgofa.info/repressed/orlov-aleksey-stepanovich (дата обращения: 10.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.