УДК /UDC 378:316.337
DOI 10/54509/22203036_2024_1_90
EDN GAXGSZ
Кранзеева Елена Анатольевна
доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Гиль Сергей Сергеевич
доктор педагогических наук, профессор, президент научно-образовательного, благотворительного фонда «Интеллектуальный альянс», научный руководитель группы проектов «Карьера в России», г. Москва
Kranzeeva Elena A.
Doctor of Sociology Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
Gil' Sergej S.
Doctor of Pedagogy Sciences, Professor,
President of the Scientific, Educational, Charitable Foundation
"Intellectual Alliance", Scientific Director
of the "Career in Russia" Project Group, Moscow
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СТУДЕНТА В УНИВЕРСИТЕТЕ: СТРУКТУРИРОВАНИЕ И НАВИГАЦИЯ
LIFE PATH OF A STUDENT AT THE UNIVERSITY: STRUCTURING AND NAVIGATION
Аннотация. В статье представлены результаты разведывательного масштабного российского исследования представлений о жизненном пути студенческой молодежи. Цель статьи - обосновать необходимость и перспективы анализа содержания жизненного пути студенческой молодежи и возможностей навигации в университете.
Эмпирическое исследование выполнено с использованием гибридной методологии. Респондентами выступили студенты и преподаватели российских университетов, проректоры по молодежной политике и воспитательной деятельности.
Проведенное исследование позволило ввести категорию «жизненный путь студента», представляющую собой уникальную организацию (проектирование) собственной жизни студента (как субъекта, личности) для достижения целей саморазвития и самореализации. Жизненная навигация представляет собой систему, включающую в себя выяснение запроса и потребностей молодежи и встраивание их в образовательную, научную и внеучебную деятельность. Она становится одним из результатов молодежной политики и воспитательной деятельности в университете.
Annotation. The article presents the results of a large-scale Russian intelligence study of ideas about the life path of student youth. The purpose of the article is to substantiate the need and prospects for analyzing the content of the life path of student youth and the possibilities of navigation at the university.
The empirical study was carried out using a hybrid methodology. The respondents were students and teachers of Russian universities, vice-rectors for youth policy and educational activities.
The conducted research made it possible to introduce the category "student's life path", which is a unique organization (design) of a student's own life (as a subject, an individual) to achieve the goals of self-development and self-realization.
Life navigation is a system that includes clarifying the needs and demands of young people and integrating them into educational, scientific and extracurricular activities. It becomes one of the results of youth policy and educational activities at the university.
The life navigation of young people becomes one of the results of youth policy and educational activities at the university.
Ключевые слова: молодежь, студенчество, жизненный путь, университет, молодежная политика, воспитательная деятельность, структурирование жизненного пути студента, жизненная навигация.
Keywords: youth, students, life path, university, youth policy, educational activities, structuring the student's life path, life navigation.
Введение
В настоящее время усиливается научный и общественный дискурс о молодежи, ее ценностях и будущем. При этом обсуждение строится вокруг двух век-
торов, один из которых связан с тем, что молодежь рассматривают как будущее страны и объект, нуждающийся во всесторонней поддержке различных социальных институтов и государства; другой вектор определяет ее как активного субъекта, способного самостоятельно определять свои траектории развития и в будущем обеспечить условия устойчивого и безопасного развития себя и общества. В такой перспективе понимание жизненных стратегий молодежи, возможностей и условий построения ими жизненного пути становится важной исследовательской проблемой. По нашему мнению, период студенчества является реперной точкой, в которой ярко проявляется становление субъектно-сти молодежи в личностном и профессиональном развитии, и при этом реализуется целенаправленная деятельность различных социальных институтов по отношению к этому становлению.
Цель данной статьи - обосновать необходимость и перспективы анализа содержания жизненного пути студенческой молодежи и возможностей навигации в университете.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые студенчество рассматривается как (1) уникальный период проектирования собственной жизни студентом как субъектом, (2) период, который содержательно и ценностно-смыслово разделяется на самостоятельные этапы для достижения студентами целей саморазвития и самореализации.
Методология
Понятие жизненного пути связано с пониманием жизни как феномена, индивидуального пути развития человека (как индивидуальности и как личности), временем и пространством как философскими измерениями бытия, понятием жизненных этапов (этапов развития личности, возрастными периодизациями) и жизненных циклов (как повторяющихся этапов развития, биологических и социальных).
Впервые психолог Шарлотта Берта Бюлер предложила и обосновала концепцию «жизненного пути». В своей работе она обозначила 3 направления его развития: объективную логику жизни как последовательность внешних событий, изменения в переживаниях этих событий и результатов человеческой деятельности.
Для Ш. Бюлер ключевым моментом является определение структурных единиц жизненного пути - событий, которые могут быть внешними и внутренними. В то же время стремление к «самоосуществлению», когда ценности и цели, к которым стремится человек, получают адекватную реализацию, становятся движущей силой развития личности [13].
Понятие «жизненный путь» несет в себе большой исследовательский потенциал в социологическом ракурсе, связанный с выделением элементов, из которых складывается социальность, а также упорядоченная повседневность [9; 14]. В зарубежной социологии одной из распространенных является работа Х. Блоссфельд и И. Хьюнинк, которые предлагают рассматривать жизненный путь как последовательность более или менее продолжительных состояний и характеристик людей, изменяющихся с течением времени в связи с деятельностью и событиями [3, с. 17]. Другой областью исследований является концепция «life course studies», где жизненный путь интерпретируется как динамическая временная последовательность событий и ролей на протяжении жизни человека [23]. Это позволяет нам структурировать жизненный путь как изменение социальных ролей человека в связи с его деятельностью и событиями жизни.
В отечественной социологии в одном из новых направлений - социологии жизни (Ж. Т. Тощенко) - указывается, что человеческая жизнь в процессе ее инсти-туционализации выступает как жизненный путь, который начинается с уровня процессов индивидуального развития и заканчивается на уровне общества и истории [21]. Ключевым в этой концепции становится смыс-лонаполнение человеком проживания своего пути.
В российской психологической науке жизненный путь личности рассматривали С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Н. А. Рыбникова, К. А. Абульхановой-Славской, Н. А. Логиновой и др.
В работах С. Л. Рубинштейна отмечается, что у каждого человека есть своя уникальная, присущая ему история, эта история не ограничивается только развитием организма. Человек есть личность, потому что у него свой жизненный путь [18].
По мнению Б. Г. Ананьева, жизненный путь человека - это история становления и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения [2].
Важным аспектом структурирования жизненного пути являются возрастные нормы и ожидания в отношении ключевых жизненных событий и индивидуальных траекторий. Они отражают типичные временные рамки для наступления значимых событий, их содержание и последовательность реализации для данной социокультурной ситуации.
С. Л. Рубинштейн является основоположником событийного подхода, в котором структурными единицами любого исторического процесса, в том числе и человеческой жизни, являются события. Они влияют на развитие личности, перестройку его ценностей
и характера. Но не всякое изменение жизненных обстоятельств является событием, а только тогда, когда с принятием того или иного решения определяется дальнейший жизненный путь человека.
Каждый этап жизни играет важную роль на жизненном пути человека, он не всегда предопределяет его с неизбежностью. Можно изменить установки и ценности, сделать выбор и действия, чтобы направить жизнь в другое русло [18].
Можно выделить три типа событий: события окружающей среды, события поведения человека в этой среде (действия человека подтверждают или отрицают определенные ценности), события внутренней жизни человека (имеют особый смысл и переживания, ведущие к формированию/изменению ценностных отношений).
Концепция жизненного пути в подходе К. А. Абуль-хановой-Славской предполагает, что человек организует свой жизненный путь, а также свое восприятие, поиск смыслов и выстраивание жизненной стратегии.
Сама жизнь связана с обстоятельствами, и человек сам определяет направление своей жизнедеятельности, выделяя при этом в ней только те обстоятельства, которые существенно влияют на его жизнь. При этом построение жизненного пути осуществляется двумя способами: человек определяется по отношению к жизненным обстоятельствам и человек определяет логику своей жизни [1].
Стоит отметить, что жизненный путь темпорально и социально структурирован и возраст может выступать одним из его системообразующих признаков. Исследователь О. В. Курышева отмечает, что «жизненный путь понимается как последовательность обусловленных возрастом жизненных этапов, связанных с изменением социальных ролей, появлением новых прав и обязанностей, возникновением противоречий между новыми возможностями и социальными требованиями (ограничениями, формированием), на основе этого, новой идентичности» [12].
Сложившиеся в отечественной и зарубежной науке периодизации возрастного развития (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин и др.) обобщенно представляют возможности анализа динамики жизненного пути.
Возраст юности и молодости является наиболее важным периодом для построения собственного будущего, жизненного пути и биографии. С социальной точки зрения, юноши и девушки поставлены в ситуацию выбора перспективы своего образования и профессии, семейной жизни, поиска типов партнеров и форм семейных отношений [5; 8; 22]. Разделение ближайшей и долгосрочной перспектив является важнейшим моментом развития личности в юношеском возрасте
и показывает способность решать важнейшие задачи жизнеустройства, выбирать жизненный путь (И. С. Кон, Е. Климов и др.).
Особый этап в жизни юношества - период студенчества, который, с одной стороны, связан с определением и утверждением своего профессионального выбора и будущего, с другой, несет в себе смыслообразующую основу для дальнейшей жизни молодого человека. Однако этап в целом изучается обобщенно [6; 7; 15] или с параметрами «вход» (первый курс) и «выход» (выпускной курс) [10; 17], но практически отсутствуют исследования, позволяющие предметно зафиксировать ключевые отношения студентов по отношению к жизненным обстоятельствам, логику построения своей жизни на каждом из курсов. Это обстоятельство определило цель нашего пилотажного исследования, в котором мы выявили представление о содержании каждого из этапов пути студента в университете.
Эмпирическое исследование выполнено с использованием гибридной методологии, где количественные данные анкетного опроса сопоставлены с качественным анализом результатов проектно-исследо-вательской сессии и данными интервью экспертов. Респондентами выступили студенты и преподаватели российских университетов, проректоры по молодежной политике и воспитательной деятельности. Информантами для качественного исследования (216 человек, из которых студенты - 170 чел., преподаватели - 32 чел., проректоры - 14 чел.) стали участники проектно-исследовательской сессии «Проектирование эффективного пути студента от абитуриента до молодого профессионала».
Результаты
При содержательном анализе значимых событий была использована типология, предложенная Ж. Нюттеном [16].
В качестве категорий значимых событий мы использовали следующие:
1. Тот или иной аспект личности самого субъекта -это собственное рождение, а также события, как-то меняющие человека: сделал тату, сильно обжегся, изменил прическу и т.д.
2. Активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо ее сторон.
3. Всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать: в эту категорию входит и профессиональная деятельность, и учеба.
4. Все, что касается контактов с другими людьми, общения.
5. Стремление к обладанию определенными материальными ценностями.
6. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями.
Результаты анкетного опроса показали, что студенческая жизнь по-разному воспринимается опрошенными. Основными разрывами в представлении студенческой жизни студентами и преподавателями можно считать ориентирование студентов на профессиональное самоопределение и получение диплома как конечного результативного этапа обучения студента в университете. Молодежь же воспринимает это время как поиск себя, общение с приятными и интересными для них людьми, которые смогут принести им пользу либо в настоящем, либо в будущем. При этом ориентация студентов в коммуникационном срезе направлена в основ-
ном на людей сходной возрастной группы (8,3 %), тогда как преподаватели видят потенциал для молодежи в общении с представителями разных возрастных групп. Единство в мнениях о смысле и сущности студенческой жизни было достигнуто относительно ценности получения знаний и саморазвития (лидирующие ответы в процентном соотношении) (рис. 1).
Необходимо отметить, что по результатам анкетного опроса студенческая жизнь и в представлении студентов, и в представлении преподавателей слабо связана с обеспечением успешного профессионального будущего. Ценность карьеры и профессионального развития свойственна студентам (далее будет приведен анализ ценностного портрета студента высшего учебного заведения), но вуз не воспринимается большинством
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как ты считаешь, студенческая жизнь для молодежи - это...». Опрос преподавателей (п = 944 чел.) и студентов (п = 9113 чел.), %
респондентов как стартовая площадка профессионального успеха. Уверенность в будущем трудоустройстве, возможность карьерного роста, шанс встретиться с профессионалами для студентов и преподавателей не входят в группу основных преимуществ студенческой жизни. Запрос на профессию есть, но уверенности в тех способах, инструментах, мерах поддержки, предоставляемых университетом, нет, они не вызывают доверие.
Обобщенные данные анкетного опроса и проектно-исследовательской сессии позволили нам выявить, что студенты имеют целостное представление о своем жизненном пути в университете, связанное с развитием и самореализацией. Наполнение каждого из этапов, границами которых выступают курсы обучения, связано с тремя направлениями: проживание и переживание собственных событий, взаимоотношение с окружающими, ориентация на будущее (чаще всего выступает как отношение к профессиональному развитию).
Полученные данные позволили нам сделать следующие выводы:
- студенты видят и представляют картину задач и вызовов, которые перед ними стоят и будут стоять;
- опираясь на мнение старшекурсников и преподавателей, «отрисовывают» пространство своего развития в университете;
- кризисным/переходным является этап 2-3-го курса, где происходит переосмысление студентами своего места в университете и за его пределами;
- концентрируют свое внимание на вехе «диплом», который в задаваемой ими системе семантических знаков выступает как финал, тупик.
Полученные данные представлены на рисунке 2, где структура жизненного пути выступает как обоб-
щенное представление студента, который взаимодействует с другими субъектами и акторами и решает конкретные задачи своего саморазвития и самореализации от абитуриента до выпускного курса.
Важным на этапе построения пути является саморегуляция жизнедеятельности - способности разных групп молодежи воздействовать на условия своей жизнедеятельности, приспосабливая социальную реальность к своим потребностям. Основой саморегуляции являются представления молодежи об образах реальности, формирующиеся в процессе ее социализации, смыслы и значения, которыми и наделяются объекты реальности [19].
Именно изменение форм, оснований, ценностно-ориентационных комплексов самоорганизации рассматривается как основание пересборки жизнедеятельности индивидов и групп. И здесь переконструирование смыслов для студентов выступает важной формой, в которой внешние ориентиры переориентируются/ примеряются к внутренним, становятся основанием для индивидуального и группового конструирования реальности. Университетская среда становится важным условием для ценностного и смыслового наполнения и построения студентом своего жизненного пути.
При этом сами университеты выступают как пространство реализации целевых моделей [11], различных форм молодежной политики и воспитательной деятельности [20] и др.
Анализ материалов проектно-исследовательской сессии (июнь 2022 г.), где студенты и преподаватели высказывали открытые суждения о построении жизненного пути студентами, позволил нам выявить разрывы студенческого запроса и предложений универси-
Рис. 2. Обобщенные материалы результатов проектно-исследовательской сессии «Проектирование эффективного пути студента от абитуриента до молодого профессионала», июнь 2022 г, СТАНКИН г. Москва, п = 216 человек
тетов для студента. Обработка мнений студентов и преподавателей позволила нам выделить следующее:
- система навигации университета не восходящая, а нисходящая. Предложения для студентов в университете (мероприятия, формы самоорганизации, возможности для самореализации) уменьшаются от курса к курсу, где максимальное число активностей сосредоточено на первом курсе и лишь единичные предложения на выпускном;
- баланс «личного» и «социального» студентов слабо урегулирован как самим студентом, так и университетом. Результаты исследования позволили выявить, что в настоящее время один из запросов студенчества на правильное выстраивание приоритетов индивидуальное/командное, личное/социальное мало поддерживается системой университетского сопровождения. Студент часто испытывает перегрузку, что снижает его участие в университетских мероприятиях, тем самым сужает спектр возможностей для построения социальных связей;
- предложения, которые существуют в университетах, «не считываются» студентами. Преподаватели утверждают, что в университетах существует масса возможностей для развития студентов, при этом сами студенты заявляют, что им не хватает мероприятий, форм активности для развития самостоятельности, научного и профессионального развития. Можно предположить, что молодежная политика и воспитательная деятельность выстроена по традиционным планам и форматам работы, при этом студенты запрашивают новых форм взаимодействия для самореализации.
Таким образом, структурирование жизненного пути студентов предполагает выявление жизненных траекторий, переходов и событий, их взаимосвязи в университетский период и за его границами. При этом нужно понимать, что существует взаимосвязь индивидуальных жизненных траекторий студентов и влияние конкретных социокультурных и образовательных условий среды конкретного университета. При этом университет выступает действенной средой для жизненной навигации молодежи - ориентации в системе ценностей, чувств, отношений с целью построения собственного жизненного пути, самоопределения и самореализации. Навигация жизненного пути студента в университете представляет собой систему, включающую в себя выяснение запроса и потребностей молодежи и встраивание их в образовательную, научную и внеучебную деятельность.
Заключение
Проведенное исследование позволило нам ввести категорию «жизненный путь студента», представля-
ющую собой уникальную организацию (проектирование) собственной жизни студента (как субъекта, личности) для достижения целей саморазвития и самореализации.
Студенчество - ценностный отрезок в жизни молодого человека, создающий естественные предпосылки для конструирования эффективных программ молодежной политики и воспитательной деятельности на основе синхронизации смысложизненных запросов молодежи, приоритетов национальной повестки, стратегических целей университета в гибкой структуре учебной деятельности и внеучебной работы по направлениям подготовки и в университете в целом.
Жизненная навигация молодежи становится одним из результатов молодежной политики и воспитательной деятельности, который достигается в процессе согласования целей и ценностей (национальных, региональных, личных), раскрытия возможностей и ресурсов для профессионального и личностного роста, самореализации в существующих условиях деятельности и обучения студента в вузе, содействию реализации молодежных инициатив и проектов.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
2. Ананьев Б. Г Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. 1. 232 с.
3. Блоссфельд Х.-П., Хьюнинк И. Исследования жизненных путей в социальных науках // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 15-44.
4. Вачков И. В., Саликова Э. М. В. Метафорические представления о жизненном пути у студенческой молодежи // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 24-38.
5. Ведута О. В. Кризис профессионального выбора студентов и пути его преодоления [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 66-72. Р01 10.54509/22203036_2022_2_66. ЕРЫ ОЫКУТи.
6. Венскович Д. А. Особенности формирования самоопределения студентов в период обучения в высшей школе // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2021. № 7. С. 69-73.
7. Вишневский Ю. Р., Тарасова А. Н. Высшее образование как конструктор будущего современной молодежи [ Электронный ресурс] // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 3. С. 10-21. Р01 10.158267umpa.2022.03.018.
8. Гаврилюк Т. В., Гаврилюк В. В. Жизненный путь и жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 1. С. 29-45.
9. Ежов О. Н. Проблема жизненного пути в западной социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. № 4. С. 82-95.
10. Клочкова А. В., Захаренко Н. А. Социально-психологическое самочувствие студентов: результаты социологического исследования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 176-189. Р01: 10.31862/ 2500-297Х-2023-1-176-189.
11. Кранзеева Е. А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 64-73. ЕРЫ 1ХУК1_1_.
12. Курышева О. В. Возрастные характеристики структурирования жизненного пути // Вестник ГУУ. 2014. № 12. С. 274-279.
13. Маляров Н. А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 8-21. EDN QZKXLJ.
14. Мясников А. А. К проблеме актуальности исследования жизненного пути в социальных науках // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (16). С. 7.
15. Назарова И. Б., Зеленская М. П. Ценностные приоритеты и репродуктивные установки студенческой молодежи // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 2. Т. 9. С. 177-189.
16. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 608 с.
17. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. № 4. С. 99-111.
18. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб. : Питер, 2012. 224 с.
19. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики : монография / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др. Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2021. 500 с. EDN SUHSWJ.
20. Смирнов В. А. Молодежная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 9-20. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20. EDN ADRDWX.
21. Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 26-43.
22. Шилова Н. П. Представления о жизненном пути в юношестве // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 3. С. 29-37.
23. Jackson P. B., Berkowitz A. The Structure of the Life Course: Gender and Racioethnic Variations in the Occurrence and Sequencing of Role Transitions [Электронный ресурс] // Advances in Life Course Research. 2005. Vol. 9. P. 55-90. DOI 10.1016/ S1040-2608(04)09003-3.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni. [Life strategy]. Moscow, 1991. 299 p. (In Russian).
2. Anan'ev B. G. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, 1980, vol. 1. 232 p. (In Russian).
3. Blossfel'd H.-P., H'junink I. Issledovanija zhiznennyh putej v social'nyh naukah [Studies of life paths in the social sciences]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 2006, vol. IX, no. 1 (34), pp. 15-44. (In Russian).
4. Vachkov I. V., Salikova Je. M. V. Metaforicheskie predstavlenija o zhiznennom puti u studencheskoj molodezhi [Metaphorical ideas about the life path of students]. Problemy sovremennogo obrazo-vanija, 2020, no. 1, pp. 24-38. (In Russian).
5. Veduta O. V. Krizis professional'nogo vybora studentov i puti ego preodolenija [The crisis of students' professional choice and ways to overcome it]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2022, no. 2 (46), pp. 66-72. DOI 10.54509/22203036_ 2022_2_66. EDN QNKYTU. (In Russian).
6. Venskovich D. A. Osobennosti formirovanija samoopredelenija studentov v period obuchenija v vysshej shkole [Features of the formation of self-determination of students during the period of study in higher education]. Vestnik Polockogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija E. Pedagogicheskie nauki, 2021, no. 7, pp. 69-73. (In Russian).
7. Vishnevskij Ju. R., Tarasova A. N. Vysshee obrazovanie kak konstruktor budushhego sovremennoj molodezhi [Higher education as a designer of the future of modern youth]. Universitetskoe
upravlenie: praktika i analiz, 2022, vol. 26, no. 3, pp. 10-21. DOI 10.158267umpa.2022.03.018. (In Russian).
8. Gavriljuk T. V., Gavriljuk V. V. Zhiznennyj put' i zhiznennye strategii molodezhi novogo rabochego klassa [Life path and life strategies of the youth of the new working class]. Izvestija vuzov. Sociologija. Jekonomika. Politika, 2021, no. 1, pp. 29-45. (In Russian).
9. Ezhov O. N. Problema zhiznennogo puti v zapadnoj sociologii [The problem of life's path in Western sociology]. Vestnik Mosko-vskogo universiteta. Serija 18. Sociologija i politologija, 2005, no. 4, pp. 82-95. (In Russian).
10. Klochkova A. V., Zaharenko N. A. Social'no-psihologich-eskoe samochuvstvie studentov: rezul'taty sociologich-eskogo issledovanija [Social and psychological well-being of students: results of sociological research]. Pedagogika i psihologija obrazovanija, 2023, no. 1, pp. 176-189. DOI: 10. 31862/2500-297X-2023-1-176-189. (In Russian).
11. Kranzeeva E. A. Novye modeli universitetov: vklad v regional'noe razvitie [New models of universities: contribution to regional development]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 5 (111), pp. 64-73. EDN ZXYKLL. (In Russian).
12. Kurysheva O. V. Vozrastnye harakteristiki strukturirovanija zhiznennogo puti [Age characteristics of structuring the life path]. Vestnik GUU, 2014, no. 12, pp. 274-279. (In Russian).
13. Maljarov N. A. Zhiznennyj put' cheloveka: opredelenie i soderzh-anie ponjatija [A person's life path: definition and content of the concept]. Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie, 2013, no. 2 (2), pp. 8-21. EDN QZKXLJ. (In Russian).
14. Mjasnikov A. A. K probleme aktual'nosti issledovanija zhiznen-nogo puti v social'nyh naukah [To the problem of the relevance of studying the life path in the social sciences]. Gumanitarnyj vest-nik, 2014, no. 2 (16), pp. 7. (In Russian).
15. Nazarova I. B., Zelenskaja M. P. Cennostnye prioritety i reproduk-tivnye ustanovki studencheskoj molodjozhi [Value priorities and reproductive attitudes of student youth]. Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika, 2021, no. 2, vol. 9, pp. 177-189. (In Russian).
16. Njutten Zh. Motivacija, dejstvie i perspektiva budushhego [Motivation, action and future prospects]. Ed. D. A. Leont'ev. Moscow,
2004. 608 p. (In Russian).
17. Puzanova Zh. V., Larina T. I. Vlijanie obuchenija v vuze na izme-nenie cennostnyh orientacij obuchajushhihsja [The influence of studying at a university on the change in value orientations of students]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2021, no. 4, pp. 99-111. (In Russian).
18. Rubinshtejn S. L. Chelovek i mir [Man and the world]. Saint Petersburg, 2012. 224 p. (In Russian).
19. Zubok Ju. A., Bezrukova O. N., Vishnevskij Ju. R. Samoregulyaciya zhiznedeyatel'nosti molodezhi: metodologiya i social'nye praktiki [Self-regulation of youth life activity: methodology and social practices]. Belgorod, 2021. 500 p. EDN SUHSWJ. (In Russian).
20. Smirnov V. A. Molodjozhnaja politika i vospitatel'naja dejatel'nost' v rossijskih universitetah: jetapy razvitija i kljuchevye protivorechija [Youth policy and educational activities in Russian universities: stages of development and key contradictions]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii, 2023, vol. 32, no. 5, pp. 9-20. DOI 10.31992/08693617-2023-32-5-9-20. EDN ADRDWX. (In Russian).
21. Toshhenko Zh. T. Sociologija zhizni kak koncepcija issledovanija social'noj real'nosti [Sociology of life as a concept for the study of social reality]. Sociologicheskie issledovanija, 2000, no. 2, pp. 26-43. (In Russian).
22. Shilova N. P. Predstavlenija o zhiznennom puti v junoshestve [Ideas about the path of life in youth]. Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija, 2020, no. 3, pp. 29-37. (In Russian).
23. Jackson P. B., Berkowitz A. The Structure of the Life Course: Gender and Racioethnic Variations in the Occurrence and Sequencing of Role Transitions. Advances in Life Course Research,
2005, vol. 9, pp. 55-90. DOI 10.1016/S1040-2608(04)09003-3. (In English).