Научная статья на тему 'Жизненный процесс как экстралингвистический феномен'

Жизненный процесс как экстралингвистический феномен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОБЫТИЯ И ФАКТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / PROCESS OF LIFE / EXTRALINGUISTIC FACTORS / EVENTS AND FACTS / ACTIVITY / WAY OF LIFE / IMAGE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чернова Светлана Владимировна

В статье рассматривается жизненный процесс как феномен реальной действительности. Показывается, что его лингвистическое описание должно опираться на анализ отражения в языке таких структурирующих данный процесс содержательных элементов, как события и факты биографии человека как социализированной личности, разные виды деятельности человека, особенности его образа жизни, непроцессуальные и процессуальные характеристики, позволяющие реконструировать целостный образ человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of life as extralinguistic phenomenon

In the article the process of life as a reality phenomenon is considered.It is shown that its linguistic description has to be guided by the analysis of reflection in language of such substantial elements structuring these process as events and the facts of the biography of the person as the socialized personality, different types of activity of the person, features of his way of life, not procedural and procedural characteristics, allowing to reconstruct a complete image of the person.

Текст научной работы на тему «Жизненный процесс как экстралингвистический феномен»

ЛИНГВИСТИКА

Теория языка. Русский язык: история и современность. Языковое разнообразие России. Вопросы славянского языкознания

Лингвистика как междисциплинарная область исследований. Компьютерные технологии и естественный язык. Философский дискурс. Язык СМИ

УДК8И.161.1"23

С. В. Чернова

ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье рассматривается жизненный процесс как феномен реальной действительности. Показывается, что его лингвистическое описание должно опираться на анализ отражения в языке таких структурирующих данный процесс содержательных элементов, как события и факты биографии человека как социализированной личности, разные виды деятельности человека, особенности его образа жизни, непроцессуальные и процессуальные характеристики, позволяющие реконструировать целостный образ человека.

In the article the process of life as a reality phenomenon is considered.It is shown that its linguistic description has to be guided by the analysis of reflection in language of such substantial elements structuring these process as events and the facts of the biography of the person as the socialized personality, different types of activity of the person, features of his way of life, not procedural and procedural characteristics, allowing to reconstruct a complete image of the person.

Ключевые слова: жизненный процесс, экстралингвистические факторы, события и факты, деятельность, образ жизни, образ человека.

Keywords: process of life, extralinguistic factors, events and facts, activity, way of life, image of the person.

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка...

А. С. Пушкин. Телега жизни

© Чернова С. В., 2013 6

Цель настоящей статьи — показать возможности лингвистического описания такого экстралингвистического феномена, как жизненный процесс.

Процесс —... [нем. Prozesskfn/ processus продвижение вперед]. 1. Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Процесс нагревания. Производственный процесс. 2. Развивающаяся болезнь. Воспалительный процесс усилился. 3. Порядок разбирательства судебных и административных дел, а также разбирательство судебного дела. Уголовный процесс. Выступить на процессе [1].

В настоящей статье процесс рассматривается в 1-м значении. Процессы как последовательная смена, ход, развитие какого-либо явления очень разнообразны. В зависимости от области науки или практики, которой принадлежит процесс, они бывают физические, химические, биологические, социальные, психические, политические, экономические, информационные и др. Разновидностью социального процесса является жизненный процесс. Именно он предмет нашей непосредственной характеристики.

С р.: «Процесс жизненный — англ. lifeprocess; нем. Lebensproze. Определенная, достаточно жестко фиксированная последовательность событий человеческой жизни, формирующая личность в соответствии с признанными образцами» [2].

В основе приведенного определения жизненного процесса лежат понятия «последовательность событий», «личность», «образец» (= образец для подражания). Приведем толкование слов событие, личность, образец по «Русскому толковому словарю» В. В. Лопатина и Л. Е. Ло-патиной» [3].

Ср.: Событие — «1. То, что произошло, случилось, факт общественной или личной жизни.

Неожиданное событие. Последние международные события. 2. О том, что является выдающимся, выходящим за рамки обычного фактом. Выставка стала событием в нашей художественной жизни».

Личность — ... «Человек как носитель каких-нибудь неповторимых свойств, как член общества. Формирование личности. Интересная личность. Свобода личности. Роль личности в истории. Установить чью-либо личность (узнать, что за человек, его имя). Личность Петровой внушает сомнения. Он - яркая личность или Он - личность ».

Образец — «.2. Чего и без доп. То, чему (или тот, кому) можно или нужно следовать, подражать. Реформы по западному образцу. В отношениях с подчиненными он служит образцом. Образец мужества».

Однако как экстралингвистические феномены, то есть как феномены реальной действительности, подлежащие лингвистическому анализу, данные понятия требуют иной интерпретации. Попытки осмыслить и описать данные феномены как существующие в реальной действительности, дать анализ языковых средств, используемых при этом, предпринимаются учеными.

Весьма обстоятельная лингвистическая характеристика события дается в монографии Н. Д. Арутюновой «Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт» [4]. В книге отмечаются следующие приметы того феномена, который может быть назван событием. Ср.: Событие «служит языковым классификатором, объединяющим группу частно-событийных имен и номинализа-ций, таких как война, парад, съезд, конференция, выступление на конференции и т. п. ... [5]. Ни временной, ни пространственный параметр не определяет основную область локализации событий. Последние мыслятся как происходящие в жизни личности, семьи, группы людей, коллектива, общества, нации, государства. Именно микрокосм, редуцированный или расширенный, скрепляет события в последовательность [6]. Событие обладает троякой локализацией: оно локализовано в некоторой человеческой (единоличной или общественной) сфере, определяющей ту систему отношений, в которую оно входит; оно происходит в некоторое время и имеет место в некотором реальном пространстве» [7]. Охарактеризовать событие - значит эксплицировать все связи данного события с другими событиями и выявить тем самым его значимость в этой совокупности связей» [8].

Н. Д. Арутюнова акцентирует внимание на субъективно-оценочных характеристиках события, которые выражаются частно-оценочными предикатами типа радостный, страшный, пугающий, приятный и т. д.; благоприятный, неблагоприят-

ный, положительный, отрицательный и т. д.; большой, важный, грандиозный и т. д.; неожиданный, странный, удивительный и т. д.; торжественный, праздничный, драматический и т. д. [9]

В одной из наших работ, выполненных на материале рассказа Ю. Казакова «Отход», показывается, как переживается автором-повествователем такое событие, как выход в море шхуны «Моряна». Для описания этого события Ю. Казаков использует разнообразные языковые средства. Особой экспрессией обладают так называемые повествовательные строфы [10], придающие тексту процессуальность и событийность. Ср.: «Начинающая рассказ повествовательная строфа... И вытянул мой гениальный друг свою гениальную руку... соотносится далее со следующими: И двинули мы стулья, сели теснее, по-братски, откашлялись и торопливо закурили... и проплыла, прореяла над столом длинная рука с бутылкой, и бокалы наши и сердца наполнились; И затрубили нам пароходы, там и сям, как скалы, возвышающиеся на рейде, загудели низко, печально, каждый раз троекратно прощаясь с нами (Ю. Казаков. Отход). Эмоциональность и экспрессивность текста достигается за счет метафорического употребления лексических средств (проплыла, прореяла рука; сердца наполнились; затрубили пароходы). Сравнительный оборот возвеличивает и романтизирует стоящие на рейде суда {пароходы, как скалы, возвышающиеся на рейде). Повторяющийся союз и связывает как однородные члены, так и предикативные части внутри сложного предложения и дает представление о перечислительной цепочке последовательных действий. Эти действия объединяются автором для того, чтобы описать событие как процесс радостного и возвышенно-торжественного прощания моряков с берегом накануне отхода в море» [11].

«Субстратом события, — пишет Н. Д. Арутюнова, - может быть действие, смена действий, процесс и т. п.» [12]. Наш объект — жизненный процесс как субстрат, то есть основа совокупности событий и фактов жизни определенного человека как члена общества, личности.

Главной фигурой, субъектом жизненного процесса является человек как часть социума, как личность. Мы исходим из весьма убедительно аргументированного и доказанного на языковом материале И. А. Игнатовым положения о том, что каждый человек является личностью [13]. Качества личности определяются степенью её социализации. Ср.: «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней — в её делах, в её словах, в поступках — коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная её неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему

открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая "суть" всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают <...> личность не только возникает, но и сохраняет себя лишь в постоянном расширении своей активности, в расширении сферы своих взаимоотношений с другими людьми и вещами, эти отношения опосредствующими» [14].

Образцом для подражания при формировании личности могут служить конкретные люди, литературные и исторические лица. Каждое поколение, каждая эпоха выдвигает своего героя. Об этом говорится, например, в книге Э. Я. Фесенко «Русская литература XIX века в поисках героя». Автор пишет: «Прослеживая закономерности в осмыслении проблемы личности у русских писателей, можно увидеть то общее, что объединяло их размышления: пристальное внимание к проблеме взаимоотношения личности и общества. Они создали в XIX веке галерею типов героев — тип "маленького человека", тип "лишнего человека", типы новых людей — нигилистов (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров), разночинцев-демократов и профессиональных революционеров (Н. Г. Чернышевский), своеобразного "сверхчеловека", присваивающего себе право на переделку человека и мира (Ф. М. Достоевский)» [15].

Сегодня в качестве образцов для подражания на первый план выдвигается категория так называемых успешных людей [16].

За каждым человеческим типом стоит конкретный человек со своей реальной или художественной биографией. Биография (< греч. Biographia < bios — жизнь + grapho — пишу, описываю). 1. Описание чьей-либо жизни. Биография Пушкина... 2. перен. Чья-нибудь жизнь. У него яркая биография [17].

Жизненный процесс в зависимости от цели исследования может быть описан как биография отдельного конкретного человека (рядового или выдающегося). Ср., напр., анализ с лингвистических позиций жизненного пути В. Бельтова, героя романа А. И. Герцена «Кто виноват?», в [18].

Предметом характеристики может быть и биография целого поколения. Ср., напр., фрагмент из книги А. А. Михайлова «Биография поколений»: «...Война провела отчетливую грань в жизни и творческой биографии писателей, разделив их на предвоенное, военное и послевоенное поколения. Немногим старше, например, К. Симонов, М. Луконина или С. Наровчатова, но это уже разные поколения. К. Симонов как поэт приобрел широкую известность и признание как раз перед войной и участвовал в войне в качестве журналиста, специального корреспондента центральных газет. Луконин и Наровчатов

тоже начали печататься перед войной, но признание к ним пришло после. И на войну они пошли как солдаты, вместе попали в окружение и выходили из него и лишь потом, ближе к концу ее, перешли на службу в армейскую печать. К военному же поколению относятся более молодые К. Ваншенкин и Е. Винокуров, призванные в армию в 1943 году и попавшие на фронт уже к концу войны. Их творческие биографии фактически начались уже после войны, их первые книги вышли через шесть лет после ее окончания [19].

Основу жизненного процесса, отраженного в биографии, составляют разнообразные виды деятельности, которыми занимается человек, в ходе которых он переживает события своей жизни, становящиеся затем фактами его биографии.

Ср.: ...За этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность, Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась - и потом уже не возобновлялась - его государственная деятельность (И. А. Гончаров. Обломов). «Религиозный ренессанс» определил деятельность целого ряда философов нового времени (Русская литература XX века: Учебник).

Деятельность — это «содержание процесса, включающего в себя совокупность действий человека, проявляющихся в его поведении, осуществляемых определенным образом в конкретных ситуациях и представляемых как его занятия, труд, работа, дело, обусловленные мотивами, направленные на достижение тех или иных целей и имеющие место в течение какого-либо достаточно протяженного отрезка времени» [20]. Деятельность с опорой на семантическую ось «замысел — осуществление замысла», формируемую модальными предикатами, выступающими в рамках синтаксической модели «модальный предикат + субъектный инфинитив», описывается нами в монографии «Деятельность: лингвистический анализ» [21].

Деятельность человека определяет особенности его образа жизни. Понятие образ жизни истолковывается так: «Социологическая категория, характеризующая особенности и условия жизнедеятельности людей в обществе, социальной группе, территории и т. д. Образ жизни охватывает все существенные формы жизнедеятельности в процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в общественно-политической и семейно-бытовой сферах... Составными чертами категории "образ жизни", характеризующими ее определенные аспекты, являются: уровень жизни, качество жизни, стандарт жизни, стиль жизни... Стиль жизни, как правило, рассматривается как объект индивидуального выбора человека, характеризуется множеством вариантов, включающих определенные приемы, формы, способы реализации обра-

за жизни. Стандарт жизни — использование определенных нормативов, устоявшихся образцов в жизнедеятельности, отражает определенный аспект уровня, качества жизни» [22].

В статье, посвященной Русскому Северу, об образе жизни северян говорится следующее: «Хозяйское отношение к земле и к крестьянскому труду складывалось в условиях неповторимого жизненного и хозяйственного уклада Севера, где берегли хозяйственно-бытовые традиции своей местной народной культуры...

В нравственный мир северян включалась вся природа, земля и животный мир; в основе всего этого лежала их любовь к своей родине, к дому и к предкам — своему прошлому, к детям — будущему, к родителям — настоящему. Все эти основы нравственности передавались из поколения в поколение, и осуществлялось это во время труда, досуга, совместных дел, в которых участвовали все поколения, а дети видели пред собой пример старших. Авторитет старших людей, трудолюбивых, заботящихся о своих ближних, о мире и ладе в доме и во всей деревне, был высок.

Северяне сберегли очень многое из своих трудовых навыков и нравственных устоев. Им есть что и сейчас передать своим подрастающим поколениям. И не случайно до сих пор велико значение Русского Севера в нашей общенародной культуре, ибо он внес в эту культуру свой огромный незабываемый вклад» [23]. Ю. Казаков в цикле рассказов, объединенных общим названием «Северный дневник», описывает образ жизни и характеры жителей Русского Севера. Например, в рассказе «Нестор и Кир» он так характеризует образ жизни Нестора, главного героя рассказа, и его сына Кира. Ср.: Дом у него крепок, бревна от старости стали как слоновая кость, есть корова, есть овцы, и вся одежда в семье добротна, прочна, чиста... Он не пьет, зарабатывает много, никому копейки не уступит, никого не подпускает к печуре, сам разведал, сам вызнал места, где можно легко ее брать. Привозит он ее с Киром, всегда ночью - эти громадные серые плиты спрессованного песчаника, сам выбрал себе место возле амбаров и мостков, там у него мастерская, там он с Киром тюкает, крошит эти плиты и выкалывает из них удивительные круглые точила и жернова, сам следит, как грузят его продукцию на пришедший из Архангельска мотобот, сам все помнит, вечером надевает очки, обкладывается папками, где у него подшиты всевозможные накладные, квитанции, расписки капитанов с печатями и штампами... Колхоз с ним ничего поделать не может, потому что как колхозник он тоже работает по нескольку месяцев в году -сидит, как и все, на тоне с сыном, ловит и сдает семгу - и там его не обманешь, не обве-

сишь, и там прекрасно разбирается он в планах, наценках, сортах... Подробно анализ рассказа Ю. Казакова «Нестор и Кир» см. в [24].

Все характеристики человека (события и факты биографии, особенности человека как личности, виды его деятельности, его образ жизни) воплощаются в таком интегративном образовании, как образ человека, представляющий собой «совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных непроцессуальных и процессуальных характеристик человека, стихийно формирующихся в сознании другого лица (лиц, группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах» [25]. Ср., например, описание образа человека в соответствии с приведенным определением в работах Н. Г. Наумовой [26], Л. В. Калининой [27], Н. В. Поляковой [28].

Таким образом, характеристика жизненного процесса как экстралингвистического феномена требует обращения к событиям и фактам биографии человека как социализированной личности, к характеристике его деятельности, образа жизни и в конечном счете к реконструкции образа человека как субъекта жизненного процесса. При таком подходе жизненный процесс предстает как предмет междисциплинарного исследования, как целостное интегративное образование, о котором в образной форме написал поэт. Ср.: Хоть тяжело подчас в ней бремя, / Телега на ходу легка; / Ямщик лихой, седое время, / Везет, не слезет с облучка.// С утра садимся мы в телегу; / Мы рады голову сломать / И, презирая лень и негу, /Кричим: пошел! ... // Но в полдень нет уж той отваги; / Порастрясло нас; нам страшней / И косогоры и овраги; / Кричим: полегче, дуралей!//Катит по-прежнему телега; / Под вечер мы привыкли к ней / И, дремля, едем до ночлега / - А время гонит лошадей (А. С. Пушкин. Телега жизни).

Примечания

1. Крысин А. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.

2.Ап1лпаг1. Энциклопедия социологии. М., 2009.

3. Аопатин В. В., Аопатина А. Е. Русский толковый словарь. М., 2005.

4. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

5. Там же. С . 170.

6. Там же. С. 171.

7. Там же. С. 172.

8.Там же. С. 175.

9. Там же. 179-180.

10. Повествовательные строфы описывают сменяющие друг друга процессы как расположенные в пространстве и во времени параллельно один другому. Предложения таких строф имеют различные по лексическому наполнению подлежащие и сказуемые, которые расположены в строфе параллельно и однотипно оформлены морфологически. Сказуемые выра-

жены обычно глаголами прошедшего времени совершенного вида, подлежащие - формой именительного падежа существительного. Повествовательные строфы раскрывают тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, самое действие. (Солганик Г. Я. Параллельные прозаические строфы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. С. 278-279).

11.Чернова С. В. Язык эмоций и чувств (на материале рассказа Ю. Казакова «Отход») // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное. М., 2007. С. 326-330.

12. Арутюнова Н. Д. Указ. соч. С. 176.

13. Игнатов И. А. Личность: лингвистический анализ (семантика и функционирование слова личность в русском языке; человек как носитель личностных характеристик и его отображение в художественном тексте): дис. ... канд. филол. наук. Киров, 2013.

14. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991. С. 413.

15. Фесенко Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя. М., 2012. С. 10.

16. Интерпретация образа человека. Образ публичных людей города Кирова /науч. ред. С. В. Чернова. Киров, 2012.

17. Крысин А. П. Указ. соч.

18. Чернова С. В. Художественная биография и её роль в создании образа человека: лингвистический анализ (на материале романа А. И. Герцена «Кто виноват?») // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2013. С. 5-15.

19. Михаилов А. А. Биография поколений. М., 1983. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-539615.html?page=4#306982

20. Чернова С. В. О взаимообусловленности значений слов процесс и деятельность // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. Киров, 2011. С. 81.

21.Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ. Киров, 2008.

22. Antinazi.

23. Русские Европейского Севера. Википедия. URL: http:// narodru.religare.ru/ peoples1172.html.

24. Чернова С. В. Образ жизни - образ человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. №3(1). С. 115-121.

25. Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы Междунар. конф. 5-7 сентября 2011 / отв. ред. С. В. Чернова, Л. В. Калинина. Киров, 2011. С. 9-24.

26. Наумова Н. Г. Языковые средства создания образа П. И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Киров, 2010.

27. Калинина А. В. Образ человека рубежа XX-XXI веков в зеркале языковых и социальных процессов. Киров, 2013.

28. Полякова Н. В. Образ Дмитрия Инсарова как совокупность его непроцессуальных и процессуальных характеристик // Семантика. Функционирование. Текст: межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. С. В. Чернова. Киров, 2012. С. 33-36.

УДК 81'22

А. В. Калинина

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК И ЯЗЫК КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ДВА СПОСОБА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье сопоставляются особенности отражения действительности средствами естественного языка и средствами современных компьютерных технологий. Показывается, что, несмотря на совершенство компьютерных технологий и высокую степень их релевантности в отражении действительности, язык по-прежнему сохраняет за собой статус универсальной знаковой системы.

In article features of reflection of reality by means of a natural language and means of modern computer technologies are compared. It is shown that despite perfection of computer technologies and high degree of their relevance in reflection of reality, language still reserves the status of universal sign system.

Ключевые слова: язык и мышление, отражение действительности в языке, естественный язык, язык компьютерных технологий.

Keywords: language and intellection, reflection of reality in the language, a natural language, language of computer technologies.

Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.

А. Эйнштейн

Цель настоящей статьи — сопоставить возможности естественного языка и возможности современных компьютерных технологий в плане отражения ими действительности.

Действительность представляет собой «объективную реальность как актуальное наличное бытие» [1]. Большинство объектов действительности (как природных, так и социальных) организовано по фрактальному принципу, то есть являются саморегулирующимися системами, существующими в виде некоторого «детерминированного хаоса» [ср.: 2, 3]. Что наилучшим образом способно отразить этот «детерминированный хаос» действительности: естественный язык или язык современных компьютерных технологий?

Под отражением в современной философии обычно понимается процесс познания во всей его полноте, то есть «активный процесс сбора информации о внешнем мире» [4]. Сбор информации о мире неизбежно сопровождается её осмыслением и интерпретацией, в результате чего тот или иной фрагмент действительности оказывается представленным в сознании человека в виде

© Калинина Л. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.