Научная статья на тему 'Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни'

Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1213
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / PHILOSOPHY OF LIFE / PHENOMENOLOGY / EVERYDAY LIFE / SOCIOLOGY OF LIFE / LIFEWORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тощенко Жан Терентьевич

Появление понятия «жизненный мир» означает реакцию на неудовлетворенность имеющимися теоретическими концепциями и методическим измерением социальной реальности. В поисках рационального решения новых потребностей познания было обращено внимание на возможность осмысления окружающего мира посредством принципиально нового подхода к интерпретации общественных процессов, происходящих изменений. В статье раскрываются сущность и содержание жизненного мира как социальной реальности, как ведущих (основных) практик и как объекта исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifeworld - methodological characteristics of sociology of life

The emergence of the concept of “lifeworld” is a reaction to dissatisfaction with the existing theoretical concepts and methodological dimension of social reality. While looking for sustainable solutions to new needs of knowledge, an attention was drawn to the possibility of understanding the world around through a fundamentally new approach to the interpretation of social processes of change. The article reveals the essence and content of lifeworld as a social reality, as a leading (basic) practices and as an object of study.

Текст научной работы на тему «Жизненный мир - методологическая характеристика социологии жизни»

Социология жизни

Данный раздел представляет первый опыт анализа жизненного мира в рамках гранта Российского научного фонда № 14-18-02016 «Жизненный мир россиян и эволюция форм участия в реализации государственных и общественных преобразований (1980-2010-е гг.)».

Ж.Т. Тощенко

ЖИЗНЕННЫЙ МИР - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОЛОГИИ ЖИЗНИ*

Появление понятия «жизненный мир» означает реакцию на неудовлетворенность имеющимися теоретическими концепциями и методическим измерением социальной реальности. В поисках рационального решения новых потребностей познания было обращено внимание на возможность осмысления окружающего мира посредством принципиально нового подхода к интерпретации общественных процессов, происходящих изменений. В статье раскрываются сущность и содержание жизненного мира как социальной реальности, как ведущих (основных) практик и как объекта исследования.

Ключевые слова: философия жизни, феноменология, повседневность, социология жизни, жизненный мир.

Теоретическую основу исследования составляют концепции - философия жизни и феноменология. Основополагающие положения философии жизни состоят в том, что ее внимание сосредоточено на проблеме человека, попытках рассмотреть его в целостности и во всем многообразии его физических и душевных сил.

Наиболее яркими представителями философии жизни в XIX в. стали А. Бергсон и В. Дильтей, которые подвергли критике рационализм, трактуя «жизнь как поток», который

© Тощенко Ж.Т., 2015

* Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14-18-02016.

богат многими как предвиденными, так и случайными (специфическими) формами ее проявления1. В XX в. эти идеи развивали Г. Зиммель, М. Шелер, О. Шпенглер, которые предприняли попытку своеобразного соединения философии жизни и феноменологии2. Вместе с тем интерпретация и чрезмерное преувеличение значения иррациональных аспектов философии жизни привели к тому, что их, особенно Ницше, стали обвинять в том, что своими трудами они подготовили почву (уже в реальной жизни) для оправдания нацизма, тоталитарных форм правления и даже фашизма.

Попытки преодолеть абстракции философии жизни привели основоположников феноменологии к обоснованию понятия «жизненный мир», которое впервые было употреблено Э. Гуссерлем в 1910-х годах, но широко начало использоваться им в 1930-х годах. Это понятие было скорее описательным, чем строго логически определенным феноменом. Но определения этого понятия Гуссерлем и его последователями дают возможность выявить ряд положений, которые позволяют учесть некоторые принципиальные соображения: это действительный окружающий мир, основа («почва и горизонт», по выражению Гуссерля) теоретической и внетеоретической (жизненной) практики. Анализ его работ и трудов его последователей (феноменологов) позволяет сделать умозаключение, что это не просто конкретный мир, но мир, имеющий общую структуру; это единство научного и обыденного, осознание жизненного опыта, учет исторически сложившихся жизненных форм существования людей3.

В то же время вряд ли можно согласиться с подходами феноменологов, которые сводят жизненный мир исключительно к духовной сфере, к представлению о нем только как о «духовном образовании», к тому, что при всем его разнообразии он понимается как один-единственный мир, имеющий одну всеобщую структуру. Вызывают сомнение и рассуждения Э. Гуссерля о проблемах познания жизненного мира как анализ возврата к «изначальному жизненному опыту», преувеличение роли предшествующих этапов в развитии человечества, а также возведение понятий и методов, норм науки к очевидностям жизненной практики человечества. Стоит также отметить (что особенно нашло отражение у А. Шюца) стремление абсолютизировать значение субъективных компонентов жизни, дать анализ возможности искажения изучаемого мира в силу погруженности социального теоретика в структуры этой жизни.

Начальные методологические предпосылки исследования жизненного мира составили концепции повседневности. В настоящее время существует множество определений повседневности; на наш взгляд, можно согласиться с определением, что «это процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий»4. На этой основе осуществляется осмысление единообразия восприятия ситуаций взаимодействия со всеми участниками жизненных процессов. Повседневность противопоставляется в таких формах: будни - празднику, действительность -идеалу, жизненная рутина - мгновениям острого напряжения и озарения, общедоступные формы деятельности - ее специализированным формам. Так, в работах А. Хеллер повседневность трактуется как посредник между природой и культурой. По ее мнению, в повседневности происходит реализация насущных потребностей человека, которые при этом приобретают культурную форму и значение5. При этом она и А. Лефевр считают, что необходимо новое обретение мира повседневности, в котором человеческие взгляды и действия ориентировались бы не на абстрактные и анонимные институты, а обрели бы прямо ощутимый человеческий смысл6. При таком подходе концепция повседневности в методологическом измерении является воплощением жизненного мира, что позволяет говорить о том, что она (повседневность) в определенном смысле конструируется.

Важный вклад в познание повседневности внесли П. Бергер и Т. Лукман, предложив рассматривать повседневность как определенным образом сконструированную реальность, состоящую из множества специфических проявлений действий и взаимодействий, но имеющую четко фиксируемую определенность7.

Свое представление о повседневности, имеющее важное методологическое значение, дала этнометодология, в которой процесс конструирования мира повседневности представлен как процесс, состоящий из деятельности (вернее, ее интерпретации) самих участников повседневных взаимодействий8.

В современной социологии огромный вклад в познание и трактовку повседневности внесли П. Штомпка и З. Бауман, которые рассмотрели ее как текущую современность, полную не только смыслообразующих компонентов, но и коллизий, вносящих много неопределенностей и неожиданностей в жизненный мир человека9.

В отечественной социологии изучение повседневности ассоциируется с именем Н.Н. Козловой (1946-2002). В ее работах с боль-

шой обстоятельностью и основательностью анализировались жизненные практики простых советских людей во всей их сложности, противоречивости и неоднозначности10. Но первым приближением к анализу повседневного бытия людей в отечественной традиции, на наш взгляд, стал труд Л. Гордона (1930-2001) и Э. Клопова (19302010) «Человек после работы». По духу этот анализ всех сторон жизни людей в нерабочее время олицетворял концепцию повседневности. Вместе с тем эта работа затрагивала не только текущие проблемы окружающего мира людей, но и выходила на освещение таких аспектов их жизни, которые имели социально значимый характер и по сути приближались к социологической концепции социологии жизни11.

Анализ трудов современных зарубежных и отечественных социологов позволяет сделать вывод, что в центре их внимания оказывается человековедение, анализ самоочевидностей сознания и поведения, схем типизации форм социальной практики12. Вместе с тем повседневность как объект научного анализа принесла несколько неожиданных поворотов при ее трактовке и изучении. Что касается объектов изучения реальности, то в качестве таковых стали выдвигаться специфические и, я бы сказал, мелкотравчатые формы проявления жизни, которые не имеют никакого отношения к науке и значимой практике, например изучение любителей мороженого или сравнение левшей и правшей.

Все это позволяет сделать вывод, что изучение жизненного мира через повседневность, которая не имеет четко выраженных в научном смысле ограничений, имеет свои пределы. Поэтому, на наш взгляд, более приемлемы и значимы концепции социологии жизни.

Анализируя процесс вызревания идей социологии жизни, которые важны для изучения жизненного мира, стоит отметить идеи Ж.Ж. Гюйо, который впервые еще в Х1Х в. употребил это понятие. Однако разработка этих идей активизировалась только во второй половине ХХ в., когда начала обосновываться идея о роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. Ряд утверждений, которые можно считать предшественниками идей социологии жизни, можно обнаружить в произведениях А. Турена, П. Монсона, у Э. Гидденса («Социология - наука о социальной жизни человека, групп и обществ»)13. В отечественной социологии ряд идей, которые могут быть соотнесены с концепцией социологии жизни, были высказаны Н.И. Лапиным14. О философских основаниях социологии жизни высказался Ю.М. Резник15. В своей трактовке виталистской социологии С.И. Григорьев

использует понятия, которые роднят его с понятийным аппаратом социологии жизни16.

При изучении жизненного мира важно обратить внимание на то, имеет ли человек возможность проявить созидательные характеристики поведения и образа жизни, когда он действует как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, а также творчества участников реального исторического процесса.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что предмет социологии жизни включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей. Социология жизни оперирует показателями взаимодействий людей в процессе решения реальных проблем и отношения ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут17. В этой ситуации уместно напомнить, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, об этом говорит и такое образное выражение английского историка и философа Т. Карлейля (1795-1881): «Революции происходят не на баррикадах - они проходят в умах и сердцах людей».

Таким образом, теоретико-методологической базой настоящего исследования является концепция социологии жизни, а ее эмпирическим выражением - жизненный мир.

С позиций анализа сущности и содержания понятия «жизненный мир» следует отметить, что это предполагает: а) выявление состояния и тенденций развития и функционирования основных форм сознания (экономического, политического, нравственного, исторического и др.); б) определение устойчивых и изменяющихся форм деятельности (поведения) во всех основных сферах жизни общества - экономике, политике, социальной и духовной сферах; в) характеристику состояния и тенденций внешних условий существования и функционирования сознания и поведения россиян, главным образом социальной инфраструктуры и ее влияния на сознание и поведение людей; г) определение форм участия населения и их эволюции в процессе государственных и общественных преобразований; д) выявление спонтанных, агрессивных и деформированных форм сознания и поведения, препятствующих реализации движущих сил современного социально-исторического процесса. Таким образом, жизненный мир - это мир Человека, мир людей, мир в человеческом измерении, мир существования и функциони-

рования человеческого потенциала, мир возможностей человека, его восприятия и реакции на происходящие в обществе перемены, его готовности понять, принять/не принять, содействовать/быть пассивным/противостоять осуществляемым государством и обществом преобразованиям.

Примечания

1 Бергсон А. Творческая эволюция. СПб., 1914; Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000.

2 Цит. по: Михайлов И.А. Философия жизни // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 2004. С. 210-211.

3 Подробнее см.: Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 29.

4 Ионин Л.Г. Повседневность // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 2004. С. 200.

5 Ионин Л.Г. Методология социально-гуманитарного знания. История философии наук. М., 2011.

6 Ионин Л.Г. Повседневность.

7 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.

8 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб., 2007.

9 Бауман З. Текучая современность. М., 2008; Штомпка П. Социология: анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М., 2005.

10 Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М., 1996.

11 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972.

12 Подробнее см.: Романовский Н.В. Эволюция теоретической мысли в социологии. Комментарий к проблеме // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 3-13.

13 Гидденс Э. Социология. М., 2005.

14 Лапин Н.И. и др. Регионы России. Социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. М., 2009.

15 Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира. М., 2001.

16 Григорьев С.И. Виталистская социология. Барнаул, 2000.

17 Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.