Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / СТАДИИ / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лапина Я.С.

За последние 30 лет в экономике выступила точная направленность значительного уменьшения жизненного цикла товаров, что считается следствием ускорения научно-технического прогресса. По этой причине способность управлять ЖЦ продукта, умение осуществлять его разработку в кратчайшие сроки становятся значительными конкурентными достоинствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

взаимодействий субъектов территорий различных типов укладов.

Использованные источники:

1. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю, Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода// Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 165-168.

2. Информационный портал TAdviser. Государство. Бизнес. ИТ. URL: http://www.tadviser.m/mdex.php/Статья:ИТ_в_регионах_России_2015.

3. Высоков В.В. Информационно-коммуникационные технологии Юга России. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2014.

4. Матвеева Л.Г. Инновационный потенциал промышленности Юга России: инструментарий управления в целях снижения региональной асимметрии// Региональная экономика. Юг России. №1. 2014.

5. Мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах Ростовской области // Официальный сайт Министерства экономического развития Ростовской области. URL: http://mineconomikiro.ru/monit/ro/riac_monit_socecon 01.07.2015

Лапина Я. С. студент 2 курса ФГБОУВПО ЕГУ им. И.А. Бунина

Россия, г. Елец

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация: За последние 30 лет в

экономике выступила точная направленность значительного уменьшения жи зненного цикла товаров, что считается следствием ускорения научно-

технического прогресса. По этой причине способность управлять ЖЦ продукта, умение осуществлять его разработку в кратчайшие сроки становятся значительными конкурентными достоинствами.

Ключевые слова: жизненный цикл, информационные системы, технологии, стадии, модель, проектирование.

Современные изменения технологий производства и коммуникаций, сильно возросшая подвижность денежных средств

кардинально меняют отношения на рынке и ставят теорию и практику экономической науки перед новыми проблемами, которые никак не находят своего решения в рамках равновесного подхода.

В сегодняшних экономических обстоятельствах их одностороннее применен ие незаконно по следующим обстоятельствам:

ускорение развития рынка привело к тому, что в ряде областей горизонт про гноза сжался вплоть до 6 месяцев - за большее

время рынок успевает значительно поменяться, а не прийти к балансу; - повышение роли позитивной противоположной связи; -доказанная нерациональность действия покупателей. Теперь в течении жизни одного поколения совершаются такие измене-

ния, какие ранее требовали веков. Потребность

принимать решения

в стремительно изменяющихся обстоятельствах требует новой методологии,

элементов является понимание жизненных циклах наблюдаемых процессов и явлений. Жизненный цикл информационной системы — период времени, который наступает с этапа принятия решения о потребности формирования информационной системы и завершается в период её полного изъятия из эксплуатации. Понятие жизненного цикла является одним из базовых определений методологии проектирования информационных систем. Методика проектирования информационных

систем описывает процесс создания и сопровождения системв виде жизненн ого цикла (ЖЦ)

ИС, представляя его как некоторую очередность стадий и производимых на них действий. Для любого этапаопределяются состав и очередность произво димых работ,получаемые итоги, способы и средства, нужные для выполнени я работ, роли и ответственность участников и т.д. Полный жизненный цикл информационной системы содержит в себе, как правило, стратегическо е планирование, исследование, проектирование,

реализацию, внедрение и использование. В общем случае жизненный цикл можно в свою очередь разделить на несколько стадий.

В принципе, данное деление на стадии довольно свободно. Мы проанализир уем одиниз альтернатив подобного деления, предлагаемый компанией Ration al Software - одной из ведущих компаний на рынке

программного обеспечения средств разработки информационных систем (из числа которых большой известностьюсправедливо пользуется универсально е CASE-средство Rational Rose).

часть процесса формирования ИС, ограниченная определенными временным и рамками и заканчивающаяся выпуском определенного продукта (моделей, программных компонентов,документации), определяемого установленными дляданной стадии условиями. Соответствие между процессами истадиями кр оме того обусловливается используемой моделью жизненного цикла ИС. Согласно методологии, предлагаемой Rational Software, жизненный цикл информационной системы разделяется на четыре периода.

Границы каждой стадии установлены определенными моментами времени, в которые нужно принимать конкретные критические решения и, таким образом, достигать конкретных ключевых целей.

1) Начальная стадия.

На начальной стадии вводится сфера использования системыи формир уются граничные условия. Для этого нужно распознать все без

исключения внешние предметы, с которыми должна взаимодействовать разрабатываемая система, и

определить характер данного взаимодействия на высоком уровне. На началь ной стадии определяются все без исключения

и

одной из её составных

Стадия-

функциональные возможности системыи выполняется описание наиболее зн ачительных из них.

2) Стадия уточнения.

На стадии уточнения ведется исследование прикладной области,разраб атывается архитектурная база информационной системы. При

принятии любых решений, касающихся архитектуры системы, нужно прини мать во внимание разрабатываемую системув целом. Это означает, что нужн о изложить большинство функциональных возможностей системыи учесть с вязи между отдельными её образующими.

В завершении стадии уточнения ведется исследование архитектурных решен ий и методов ликвидации основных факторов риска в проекте.

3) Стадия конструирования. На стадии конструирования разрабатывается законченное изделие, готовое к передаче пользователю. По окончании этой стадии определяется работоспособность созданного прог раммного обеспечения.

4) Стадия передачи в эксплуатацию. На стадии передачи в использование разработанное программное обеспечение передается пользо вателям. При эксплуатации разработанной системы в реальных условиях зачастую возникают разного рода трудности, которые т ребуют дополнительныхтрудов по внесению корректив в созданный продукт .В конце стадии передачив эксплуатацию нужно установить, достигнуты цел и исследования или нет.

Современные сети разрабатываются на основе стандартов, что дает возможность обеспечить, во-первых, их высокую результативность и, во-вторых, вероятность их взаимодействия между собой.

Среди наиболее популярных стандартов можно отметить следующие: ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и определяет стадии и этапы их формирования. Помимо этого,

в стандарте находится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные встандарте,в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла.

ISO/IEC 12207(International Organization of Standardization /International Electrotechnical Commission )1995 - стандарт на

процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все без исключения виды заказного ПО. Стандарт невключает описания фаз, стадий и этапов.

Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, содержащую 4 фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Любая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в следствии которых выпускается версия для внутреннего или наружного использования. Прохождение через четыре основные фазы именуется циклом разработки, каждый цикл заканчивается генерацией версии системы. Сущность работы в рамках RUP - это формирование и сопровождение моделей на основе UML.

Microsoft Solution Framework (MSF) аналогична с RUP, так же

содержит четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, считается итерационной, подразумевает применение объектно-ориентированного моделирования. MSF в сопоставлении с RUP в огромной степени нацелена на разработку бизнес-приложений.

Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование (наиболее новая среди рассматриваемых методологий) сложилось в 1996 г. В основе методологии командная деятельность, результативная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка проводится с применением последовательно дорабатываемых прототипов.

Модель жизненного цикла ИС —

структура, характеризующая очередность выполнения и взаимосвязи процес сов, операций изадач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла находится в зависимости от специфики, масштаба и трудности проекта и специфики обстоятельству которых система формирует ся и функционирует.

Модель ЖЦ ИС содержит в себе: стадии;

результаты выполнения работ на каждой стадии; ключевые события —

точки завершения работ и принятия решений.

Модель жизненного

цикла отражает различные состояния системы, начиная с этапа появления по требности в данной ИСизавершая моментом её абсолютного выхода из прим енения.

В настоящее время известны и применяются следующие модели жизне нного цикла: Каскадная модель

учитывает последовательное осуществление всех этапов проекта в строго фи ксированномрежиме. Переход на следующий этап означает абсолютное окон чание работ на предыдущем этапе.

Поэтапная модель с промежуточным контролированием.

Создание ИС проводится итерациями с циклами обратной

связи между этапами. Межэтапные исправления дают

возможность принимать во внимание действительно существующее взаимовлияние итогов разработки на различных стадиях;время жизни каждо го из этапов удлиняется на весь период разработки.

В любом витке спиральной модели

производится создание очередной версии продукта, уточняютсяусловия прое кта, обусловливается его качество,и намечаются работы следующего витка.

Особенное внимание уделяетсяначальным этапам разработки -анализу ипроектированию, где исполнимость тех или иных технических закл ючений проверяется и обосновывается с

помощью формирования прототипов (макетирования).

На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:

каскадная модель (характерна для периода 1970-1985 гг.);

спиральная модель (характерна для периода после 1986.г.). В ранних проектах достаточно несложных ИС каждое приложение пре дставляло собой общий, функционально иинформационно независимый исто чник. Для разработки подобного типа приложений эффективным оказался ка скадный способ. Каждый период заканчивался уже

после полного исполнения и документального оформления абсолютно всех предусмотренных работ.

Можно отметить следующие положительные стороны использования к аскадного подхода:

на каждом этапе формируется законченный комплект проектной докум ентации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической очередности этапы работ даютвозможность планировать сроки окончания всех работ и соответствующие затраты.

Каскадный подход хорошо показал себе при построении сравнительно несложных ИС, когда в самом начале разработкиможно довольно точно и по дробно выразить все условия к системе. Главным минусом этого подхода сч итается то, что реальный процесс формирования системы ни в коем случае полностью не помещается в такую строгую схему, регулярнопоявляет ся необходимость в возврате к предыдущим этапам и

уточнении либо пересмотре прежде принятых решений.

Врезультате настоящий процесс создания ИС оказывается соответству ющим поэтапной модели с промежуточнымконтролированием.

Спиральная модель ЖЦ была предложена с

целью преодоления упомянутых трудностей. На стадиях анализа ипроектиро вания реализуемость технических заключений и уровень удовлетворение ну жд клиента проверяется посредствомформирования прототипов. Каждый вит ок спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента либо верси и системы. Это дает

возможность конкретизировать условия, цели и характеристики проекта, уст ановить качество разработки,распланировать работы следующего витка спир али. Главная проблема спирального цикла -

установление момента перехода на следующий период. Для её решения ввод ятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла, и переход исполняется в соответствии с планом, в том числе и в случае если не вся запланированная деятельность окончена. Составлениеплана выпо лняется на основестатистических сведений, полученных в предыдущих прое ктах, и индивидуального опыта создателей.

Трудности внедрения при использовании итерационной модели.

В некоторых областях спиральная модель не можетиспользоваться, пос кольку невозможно использование/тестирование продукта, владеющего непо лной функциональностью(кпримеру, военные разработки, атомная энергетик а и т.д.). Поэтапное итерационное внедрение информационной системы для бизнеса допустимо, однако связано с организационными трудностями (перен ос сведений, интеграция систем, изменение бизнес-процессов,

учетной политики, подготовка пользователей). Трудовыезатраты при поэтап ном итерационном внедрении оказываются существенно больше,

а управление проектом требует настоящего искусства. Предугадав отмеченн ые трудности, клиенты предпочитают каскадную модель, для того чтобы "внедрять систему 1 раз".

Процесс обусловливается как комплекс взаимозависимых операций, пе реводящих входные сведения в выходные. Описаниекаждого процесса вклю чает в себя список решаемых вопросов, исходных сведений и результатов. В согласовании с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все без исключения процессы ЖЦ ПО делятся на Зкатегории:

Приобретение (действия и задачи клиента, покупающего ИС) Поставка(действия и задачи поставщика, который снабжает клиента пр ограммным продуктом либо предложением)

Разработка(действия и задачи, производимые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационнойдокументации, организация тестовых и учебных материалов и т. д.)

Эксплуатация (действия и задачи оператора — компании,

эксплуатирующей систему)

Сопровождение(действия и задачи, производимые сопровождающей о рганизацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение—

внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, увеличения произво дительности илиприспособления к изменившимся обстоятельствам работы и ли условиям.

Изчисла главных процессов жизненногоцикла максимальную значимос ть имеют три: разработка, эксплуатирование исопровождение. Каждый проц есс характеризуется определенными задачами и способами их решения, исхо дными сведениями, приобретенными на предыдущем этапе, и результатами. Разработка

Разработка информационной системы включает в себя все работы по ф ормированию информационного программного обеспечения и

его частей в соответствии с установленными требованиями. Разработка инфо рмационного программного обеспечения кроме того содержит:

оформление проектной и эксплуатационной документации;

подготовку материалов, требуемых для тестирования созданных прогр аммных продуктов;

разработку материалов, требуемых для обучения персонала. Разработка считается одним из важнейших процессов жизненногоцикл а информационной системыи, как правило, содержитв себе стратегическое п ланирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование). Эксплуатация

Эксплуатационные работы возможно подразделить на предварительны е и основные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К предварительным принадлежат:

конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей; обеспечение пользователей эксплуатационной документацией; обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы содержат: непосредственно эксплуатацию;

локализацию трудностей и устранение причин их появления; модификацию программного обеспечения; подготовку услуг по совершенствованию системы; развитие и модернизацию системы. Сопровождение

Службы технической помощи играют очень значительную роль в жизн и каждой корпоративной информационной системы.Присутствие квалифици рованного технического сервиса на стадии эксплуатации информационной с истемы считаетсяважным условием решения поставленных перед ней задач, при этом ошибки обслуживающего

персонала могут приводить кявным либо скрытым экономическим потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

Основными предварительными действиями при подготовкек организац ии технического обслуживания информационнойсистемы считаются:

выделение наиболее ответственных узлов системыи установление для них критичностипростоя(это даствозможностьотметить наиболее критичные составляющие информационной системыи улучшить распределение ресурсо в с целью технического обслуживания);

определение задач технического обслуживания иих разделение на внут ренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специальными сервисными организациями

(подобным способом выполняется точноеопределение сферы исполняемых ф ункций и разделение ответственности);

проведение анализа существующих внутреннихи внешних ресурсов, не обходимых для организации технического обслуживания в

рамках описанных задач и разделения компетенции (главные критерии для а нализа:

наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, высо кая квалификация персонала);

подготовка плана организации технического сервиса,в котором нужно устан овить этапы исполняемых операций, сроки их

выполнения, затраты на этапах, обязанность исполнителей.

Управление (действия и задачи, которые смогут выполняться каждой с тороной, управляющей собственными процессами

Созданиеинфраструктуры(выбор и сопровождение технологии, станда ртов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, применяемых с целью разработки,

эксплуатации или сопровождения ПО)

Усовершенствование(оценка, измерение, контроль и усовершенствова

ние процессов ЖЦ)

Обучение(первоначальное обучение и дальнейшее постоянное повыше ние квалификации персонала)

Создание информационной системы управления организацией -довольно сложный и трудоемкий процесс. Наиболее типичной и простой формой изменения компании является автоматизация. Более глубокая форма изменения организации - получившая свое развитие из автоматизации - это рационализация процедур. Более глубоким изменением компании является реинжиниринг бизнес - процессов. Его суть состоит в анализе, упрощении и модернизации бизнес процессов. Такая более радикальная форма изменения деятельности компании называется сменой парадигмы. Смена парадигмы подразумевает пересмотр характера деятельности не отдельных процедур и процессов, а самой компании.

Использованные источники:

1. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике [текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / В.Н. Ясенев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560с.

2. Аверченков В.И. Информационные системы в производстве и экономике [электронный ресурс]: Учебное пособие/ В.И. Аверченков, Ф.Ю. Лозбинев, А.А. Тищенко. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 274с.

Ларченко О.В. старший преподаватель кафедра экономики и финансов Кирьянен А.П. студент 5 курса

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

Россия, г. Петрозаводск ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ВНЕШНИЙ ДОЛГ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются иностранные инвестиции и их влияние на внешний долг Российской Федерации. Для лучшего понимания сути вопроса вначале дано определение иностранных инвестиций и указаны их виды: прямые, портфельные и прочие. Прочие иностранные инвестиции занимают наибольшую долю в иностранных инвестициях, которые поступают в Российскую Федерацию. На внешний долг страны оказывают влияние именно прочие иностранные инвестиции, о которых и идет речь в статье. Особое внимание в статье уделено внешнему долгу: дано понятие внешнего долга, проанализировано состояние внешнего долга Российской Федерации за 2005-2013 гг., его связь с ВВП, дана характеристика государственного и корпоративного внешнего долга. В статье представлен анализ государственного и корпоративного внешнего долга по различным параметрам: категория долга, субъекты долга, валюта долга, др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.