Таким образом, в обществе присутствует осознание того, что ценностно-нормативная система не является постоянной и характеризуется быстрой сменой своего внутреннего содержания. При этом признание наиболее ярко проявляется у сельчан и женщин.
Социальная дифференциация, возрастание роли средств массовой информации и экономические кризисы выступают в роли ведущих факторов быстрой смены ценностно-нормативного комплекса. Их первенство прослеживается вне зависимости от гендерной и территориальной принадлежности респондента.
В качестве последствий интернализационного кризиса на макроуровне выступают упадок морали и нравственности, рост агрессивности и девиации среди людей. При этом если горожан больше беспокоят упадок морали и нравственности, распространение половой распущенности, то сельчан - рост агрессивности и криминала.
Микроуровень последствий интернализацион-ного кризиса, в первую очередь, затрагивает внутренний мир человека и связанные с ним проблемы. Наиболее значимые из них касаются развития неуверенности в будущем, потери нравственности и духовности. Не исключаются также де-виантные отклонения и проблемы социально-психологического характера.
Современность характеризуется не только скоростью происходящих в обществе и его системах изменений, но и наличием все возрастающего числа противоречий, которые, безусловно, становятся отличительной чертой ценностно-нормативной системы. Данную тенденцию подтверждают и результаты исследования, согласно которым подавляющая часть опрошенных считает, что многие ценности, нормы и стандарты современного общества противоречат друг другу.
В качестве основных последствий население рассматривает упадок морали и нравственности, рост агрессивности, эгоистических настроений и криминала. На уровне повседневной жизни отдельного человека выделяются такие проблемы, как развитие неуверенности в будущем, потеря нравственности, духовности, депрессия и апатия. При этом для сельчан более значимы социально-психологические и девиантные последствия, а для женщин - развитие чувства потерянности и неуверенности в будущем.
Основой формирования интернализационно-го кризиса является необходимость периодического пересмотра усвоенных ранее ценностей, норм и стандартов. Как показали результаты прикладного исследования, с данной необходимостью сталкивалось подавляющее большинство опрошенных, среди которых лидировали жители малых городов и респонденты мужского пола. В качестве основных причин, по которым пришлось
пересматривать усвоенные ранее ценности, нормы и стандарты, выступали следующие: социальное расслоение социума, экономические кризисы, развитие средств массовой информации и распад Советского Союза.
Согласно полученным данным многие респонденты переживали интернализационный кризис. В своей основной массе он вызывал у них развитие неуверенности в будущем, чувства потерянности, апатию, подавленность и депрессию. Менее всего распространены такие последствия, как потеря духовности, приобщение к криминалу и псевдорелигиозным ценностям.
УДК 316.6(470+571):316.35
Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье исследуются актуальные проблемы методологии социологического изучения жизненных стратегий современной молодежи. На материалах эмпирического исследования анализируются основные жизненные стратегии молодежи.
The article is concerned with the current problems of the methodology of sociological study of the modern youth life strategies. The basic life strategies of the modern youth are analyzed on the basis of empiric research data.
Ключевые слова: ценности, молодежь, профессиональное развитие, профессиональное самоопределение, профориентация, социализация.
Keywords: values, youth, professional development, professional self-determination, professional orientation, socialization.
Современный мир - это мир формирования и развития многообразных жизненных стратегий человека. Молодежь занимает особое положение в обществе, поскольку от нее зависит будущее России. Она гибко реагирует на социальные изменения, в большей степени информирована о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овладевает современными формами общения и технологиями, активнее включается в мировое информационное пространство.
В определении понятия «жизненная стратегия» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций, либо как система целей, планов и ценностных ориентаций. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется как «искусство планирования руко-
© Осипова Л. Б., Энвери Л. А., 2012
Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери. Жизненные стратегии современной молодежи
водства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [1]. Способность к стратегической деятельности проявляет далеко не каждый человек. Обычный человек редко задумывается о жизненных перспективах, предпочитая «плыть по течению жизни» и «жить сегодняшним днем». Жизненная стратегия предполагает более высокий уровень организации культуры жизни. Она представляет собой динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение и конструирование своей будущей жизни.
В теоретическом и эмпирическом плане проблема жизненных стратегий до настоящего времени остается недостаточно изученной. Ценностные ориентации и мировоззренческие установки, потребности и интересы, цели и приоритеты молодежи целенаправленно исследуются представителями многих гуманитарных наук, стремящихся предложить универсальную типологию жизненных стратегий [2]. Так, А. Адлер рассматривает жизненные стратегии посредством адаптационного подхода. Он полагает, что уже в детстве формируется жизненный стиль человека как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу называет основными жизненными целями или стратегиями личности. Они позволяют человеку оптимально адаптироваться к той среде, в которой он находится. По А. Адлеру, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [3].
Индивидуалистический подход к изучению жизненных стратегий присущ К. Юнгу. Он считал, что человек на протяжении всей жизни непрерывно приобретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается все более полно. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя». Эта цель была своеобразным результатом стремления различных компонентов личности к единству. По мнению Юнга, полное раскрытие своего «Я» является самой главной и последней жизненной целью человека, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название «индивидуализация [4].
Киевский ученый Е. И. Головаха подчеркивает, что «жизненную перспективу следует рассматривать как целостную картину будущего, социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [5]. Как указывает Н. А. Шлапак, именно в жизненных планах выражается актуальность отражения человеком объективной реальности. Они обладают мобилизующим, организующим
свойством и являются идеальным средством превращения возможности в действительность [6].
В условиях социальной трансформации российского общества тема исследования жизненных перспектив молодежи приобретает особую актуальность в связи с тем, что порой ей достаточно трудно адаптироваться в новом социально-экономическом пространстве, определить ту стратегию, которая гарантирует ей достижение поставленной цели. По этому поводу Ю. А. Зубок отмечает «характерные проявления в развитии молодежи, в частности нарушение воспроизводства жизненных сил, неопределенность возможностей жизненного старта, ее самореализации, идентичности и ценностно-нормативную неопределенность» [7].
В современных условиях особую значимость приобретают изменения, происходящие в молодежной среде. В 2011 г. при участии авторов было проведено социологическое исследование, посвященное изучению жизненных перспектив молодежи г. Лянтора. Опросу подлежала молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, выборка составила 365 респондентов. Дополнительно в исследовании приняли участие 65 экспертов: руководители образовательных учреждений города, педагоги, представители родительской общественности.
В ходе проведенного социологического исследования использована типология жизненных стратегий, предложенная Ю. Резником: стратегия жизненного благополучия, стратегия жизненного успеха, семейной самореализации. Эти стратегии подтверждаются результатами опроса: основными целями респондентов в ближайшие годы являются материальное обеспечение (59,4%), профессиональный успех (51,0%), создание семьи (47,9%). Следует также отметить, что мнение молодежи и мнение экспертов совпадают в оценке приоритетов, различаясь незначительно в процентном отношении. Эксперты считают, что главными целями молодежи являются материальное обеспечение (69,0%), профессиональный успех (71,0%), создание семьи (43,0%).
В качестве механизмов реализации жизненных стратегий обозначены получение образования (73,6%); создание собственного бизнеса (23,1%); достижение социального статуса (24,1%); установление связей и деловых знакомств (19,1%).
Важной жизненной стратегией молодые люди назвали образование. Сегодня обществом востребована личность, владеющая фундаментальными знаниями и практическими навыками; обладающая высоким уровнем креативного и аналитического мышления, навыками конструктивного поиска при решении личностных задач; способная к творческой самоорганизации. Большинство выпускников не сомневаются, что для достижения высокого социального и профессионального
статуса, жизненного успеха необходимы прочные знания, а поэтому хотят быть уверены в том, что по окончании школы они станут образованными и компетентными людьми.
Важным элементом в позиции старшеклассника является оценка деятельности школы. На вопрос «Удовлетворены ли вы качеством образования в школе?» результаты оказались следующими: удовлетворен - 21,3%, вполне удовлетворен - 31,3%, частично удовлетворен - 20,7%, неудовлетворен - 18,2%, затруднились в ответе -8,5%. Определяя образование как важную жизненную ценность, треть респондентов испытывают неудовлетворенность школьным образованием. Интересно мнение педагогов и родителей в отношении системы образования (рисунок). Результаты опроса показали, что школа продолжает делать главный акцент на передаче полезных знаний. Это отмечают 76%/б9% респондентов, подтверждая наличие старых ролевых функций школьного образования (Примечание: в числителе указаны ответы педагогов, в знаменателе - родителей.) Весьма неутешительны высказывания педагогов и родителей в отношении формирования у учащихся способности самостоятельного получения новых знаний (37%/34%), что подтверждает слабое социализирующее влияние школы на личность.
Рассмотрим подробнее образовательные предпочтения выпускников (таблица). Как видим, образовательная ориентация большинства респон-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Дает полезные Помогает наши Учит Помогает Помогает в Помогла в
знания друзей самостоятельно лучше понять выборе усвоении прав
работать себя профессии и обязанностей
как гражданина
В Педагоги □ Родители
Мнения экспертов о роли школы в жизни подростков, (в %)
Образовательная ориентация старшеклассников на тип учебного заведения (в %)
Тип учебного заведения 9-й класс 10-й класс 11-й класс
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Вуз 69,5 74,1 80,4 85,6 76,2 80,3
СПО 28,2 23,3 16,6 14,0 15,3 16,4
НПО 2,3 2,6 1,3 0,4 -
Курсы — — 1,7 — 3,4 1.2
Трудоустройство 5,1 2,1
дентов концентрируется на получении высшего образования, что свидетельствует об осознанном представлении молодежи, что на рынке труда имеют ценность знания и квалифицированный труд. Лишь незначительная часть старшеклассников планирует курсовую подготовку, обучение в училищах и техникумах, рассматривает вопрос трудоустройства.
Результаты опроса свидетельствуют, что девушки в своих образовательных ориентациях опережают сверстников юношей. Вероятно, сказывается низкая конкурентоспособность женщин на рынке труда, девушки стремятся компенсировать ее более высоким уровнем образования. При этом около половины опрошенных собираются уехать работать в другой город России (43,2%), 18% выбрали местом дальнейшего обучения Сургут, 22% -Тюмень, 13,8% респондентов хотели бы уехать в Москву, Санкт-Петербург. На взгляд экспертов, если молодежь будет учиться в другом городе России, то нельзя с уверенностью сказать, что они обязательно вернутся в ХМАО-Югра, так как все будет зависеть от обстоятельств. Аналогичного мнения придерживаются 37,9% молодых людей, участвовавших в опросе. Выбор места обучения с более благоприятным климатом и широкими возможностями самореализации -вполне оправданный процесс.
Важную роль в обретении социального статуса в обществе играют профессия и работа. Подавляющее большинство респондентов (51,0%)
Э. В. Бушкова-Шиклина. Направления профессионального развития персонала.
имеет четкое представление о том, кем они будут работать после окончания обучения, и считают, что их профессия напрямую будет связана с полученным профессиональным образованием. При выборе профессии молодежь в большей степени руководствуется расчетом, субъективная ценность преломляется в оценках престижности профессии. При использовании метода ранжирования в пятерку лидеров вошли профессии бизнесмена (34,3%/47,2%), инженера (41,0%/52,6%), нефтяника (43,7%/56,8%), программиста (40,0% /42,1%), экономиста (56,7%/32,8%). (Примечание: в числителе указаны ответы девушек, в знаменателе - юношей.) Наиболее развита в городе Лян-торе нефтяная промышленность, что объясняет выбор данной профессии, напрямую связанной с перспективой дальнейшего трудоустройства. Катастрофически снижается престижность рабочих профессий в сознании молодежи [8].
Семейная самореализация занимает четвертое место в системе наиболее значимых жизненных стратегий молодежи. Опрос показал, что семья остается важной жизненной ценностью для современной молодежи. Основной целью после завершения обучения для 56,6% респондентов является создание семьи. К основным проблемам, которые тревожат молодых людей в будущем, относятся безработица, низкие доходы, сложности в приобретении собственного жилья. При этом они рассчитывают, прежде всего, на собственные силы (28,7%), во-вторых, на помощь родителей, родственников (26,9%), в-третьих - на помощь государства (21,2%). Таким образом, можно утверждать, что современная молодежь ориентирована на устоявшиеся в обществе традиционные ценности. Важными жизненными целями современной молодежи являются образование, профессиональный успех, престижная работа, материальный достаток и благополучие; создание счастливой семьи. Именно они являются факторами, обеспечивающими современной молодежи самореализацию, личностный рост и уверенность в себе.
Примечания
1. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 582.
2. Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 74-85.
3. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
4. Хьелл А, Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / пер. с англ. С. Меленевской. СПб.: Питер Пресс, 2008.
5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 266267.
6. Шлапак Н. А. Категория «жизненные планы» // Философские науки. 1974. № 5. С. 139-142.
7. Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. С 147-162.
8. Назин Г. И., Мартынов М. Ю. Муниципальная политика в сфере образования и социальное положение молодежи: социологические аспекты. Сургут: Изд-во СурГУ, 2001.
УДК 331.586
Э. В. Бушкова-Шиклина
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ*
Данное исследование явилось закономерным этапом изучения проблемы эффективного управления человеческими ресурсами в регионе. Приводятся данные экспертного опроса в 240 организациях Кировской области. Основное внимание уделено оценке процессов обучения и развития персонала, а также некоторых аспектов менеджмента знаний и стратегического управления персоналом.
This work is a logical step in studying the problem of effective management of human resources in the region. The author presents 240 expert inquiry results. Much attention is paid to the assessment of staff training and development, as well as to some aspects of knowledge management and strategic human resource management.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, квалификационные ресурсы, кадровая политика, обучение и развитие персонала, менеджмент знаний, стратегический менеджмент.
Keywords: human resources, skill resources, personnel selection, training and development, knowledge management, strategic management.
Современная концепция управления организацией предполагает необходимость формирования взвешенной кадровой политики - совокупности организационных механизмов обеспечения, поддержания, укрепления и развития актуального и потенциального кадрового состава, создания квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации [1].
В рамках ряда исследовательских проектов, реализованных на базе Вятского государствен-
*В статье представлены результаты исследовательского проекта № 12-06-97014_р_поволжье_а «Инновационные механизмы развития квалификационных ресурсов в регионе», реализованного при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
© Бушкова-Шиклина Э. В., 2012