Научная статья на тему 'Жизненные ресурсы среды и стратегии самосохранительного поведения молодежи в условиях общества риска'

Жизненные ресурсы среды и стратегии самосохранительного поведения молодежи в условиях общества риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
761
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / МОЛОДЁЖЬ / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРЕСС / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIETY / YOUNG PEOPLE / STRATEGY / SOCIALIZATION / SELF-PRESERVATION BEHAVIOUR / HEALTH / RISK FOR HEALTH / HEALTHY LIFE-STYLE / STRESS / BEHAVIORAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашуркина С. С.

В статье с социально-философских позиций рассматриваются поведенческие стратегии, к которым прибегают дети, подростки и молодёжь в сфере сохранения здоровья. В обществе риска, к которому относится и российское общество, рискогенными становятся привычные жизненные модели действия потребление пищи, проведение досуга, удовлетворение сексуальной потребности, межличностное взаимодействие, учебная, а затем и профессиональная деятельность и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кашуркина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environment living resources and strategies of self-preservation behaviour of young people under risk society conditions

The article examines, from social and philosophic positions, behavior strategies, which children, teenagers, and young people resort to, in the domain of health preservation. In a risk society, which Russian society belongs to as well, even usual living models of activity become hazardous food consumption, spare time spending, sexual need satisfaction, interpersonal attitudes, school activity and further professional activity etc.

Текст научной работы на тему «Жизненные ресурсы среды и стратегии самосохранительного поведения молодежи в условиях общества риска»

УДК 37.0

ЖИЗНЕННЫЕ РЕСУРСЫ СРЕДЫ И СТРАТЕГИИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА РИСКА

С.С. Кашуркина

В статье с социально-философских позиций рассматриваются поведенческие стратегии, к которым прибегают дети, подростки и молодёжь в сфере сохранения здоровья. В обществе риска, к которому относится и российское общество, рискогенными становятся привычные жизненные модели действия - потребление пищи, проведение досуга, удовлетворение сексуальной потребности, межличностное взаимодействие, учебная, а затем и профессиональная деятельность и т.д.

Ключевые слова: общество, молодёжь, стратегия, социализация, самосохранительное поведение, здоровье, риск для здоровья, здоровый образ жизни, стресс, поведенческий потенциал.

Kashurkina S. S. Environment living resources and strategies of self-preservation behaviour of young people under risk society conditions

The article examines, from social and philosophic positions, behavior strategies, which children, teenagers, and young people resort to, in the domain of health preservation. In a risk society, which Russian society belongs to as well, even usual living models of activity become hazardous - food consumption, spare time spending, sexual need satisfaction, interpersonal attitudes, school activity and further professional activity etc.

Key words: society, young people, strategy, socialization, self-preservation behaviour, health, risk for health, healthy lifestyle, stress, behavioral potential.

Ситуация в современном российском обществе является рискогенной. Сохраняется высокая смертность, основными причинами которой являются болезни системы кровообращения (коэффициент смертности составляет 892 на 100 тысяч человек населения), несчастные случаи, отравления и травмы (коэффициент 221 на 100 тысяч человек населения), новообразования (коэффициент 201 на 100 тысяч человек населения), болезни органов дыхания (коэффициент 64 на 100 тысяч человек населения), болезни органов пищеварения (коэффициент 59 на 100 тысяч человек населения) [1]. Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы [2], составляет 1547 на 100 тысяч человек населения, наркомания и токсикомания - 237,7 на 100 тысяч человек населения. Отмечается рост болезней, передаваемых преимущественно половым путем. В 2003 году выявлено больных с впервые установленным диагнозом сифилис 101,0 мужчин и 89,1 женщин на 100 тысяч человек населения, с диагнозом гонорея - 130,5 мужчин и 39,8 женщин на 100 тысяч человек населения. Наивысшие значения заболеваемости зафиксированы в возрастных группах молодежи 15-16 лет, 18-19 лет, 20-29 лет [3] По данным Российского научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на начало 2004 года зарегистрировано инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ) 270907 человек, в том числе 9094 ребенка [4]. Болезни желудочно-кишечного тракта лидируют в перечне наиболее распространенных заболеваний детей и молодежи [5]. Гиподинамия вызвана неправильным образом жизни молодых людей, ей подвержены более 70% представителей этой возрастной группы [6].

Современная молодежь России проходит становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Невостребованность профессиональных знаний - следствие негативного влияния на рынок молодежного труда профессиональной диспропорции, дисквалификации, «инфляции дипломов», невостребованности молодых специалистов. Ускоряются процессы десоциализации социально незащищенных категорий молодежи. Нестабильно оплачиваемая работа, отсутствие элементарной правовой защиты занятых в частном секторе превращают труд в тотальную повинность и ведут к возникновению апатии, дегуманизации личности, к нарушению человеческих контактов, поиску путей для выживания, нередко девиантному поведению и маргинализации. Последняя проявляется в утрате молодым человеком или группой социальных связей и в отторжении их от общества, появлении «групп риска». Нередко под маргинализацией понимается не только критическое, но и нигилистическое отношение к господствующей ценностной системе.

Под стратегией мы понимаем форму организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающую возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий [7]. Понятие стратегии включает в себя понятия планирования, проектирования действий, которые осуществляются сознательно либо неосознанно, под влиянием инстинктов.

Теоретические модели стратегий самосохранительного поведения как таковые можно классифицировать в соответствии с основными теоретическими ориентациями на психодинамические, бихевиористские, информационные и интеракционистские [8]. Эти модели имеют различную сферу охвата, то есть могут соотноситься как с одним, так и с несколькими исследовательскими направлениями. В каждой области исследования, как правило, имеется несколько конкурирующих теоретических моделей.

Так, в теории «привязанности - потери» Дж. Боулби описывает влияние лишения «фигуры

привязанности» для социализации ребенка в раннем детстве. Впоследствии данная теория была распространена на ситуацию утраты ценности в возрасте, когда личность уже сформировалась, для объяснения возникновения пролонгированной реакции горя. Кроме того, теория Дж. Боулби была использована С. Касселом для формулировки «гипотезы социальных связей», послужившей одной из основ построения теоретических моделей социальной поддержки.

Большинство же теоретических моделей соотносится с каким-либо одним направлением исследований. Например, модель А. Станкарда служит для описания поведения, связанного с перееданием. Предполагается, что в некоторых случаях переедание выступает как фактор, замещающий неудовлетворенность в самоутверждении, признании, безопасности, сексуальных отношениях.

В этом смысле молодежь выступает как социальная группа, для которой излишества в еде не являются привлекательным объектом. Утвердившиеся стандарты внешности предписывают скорее ограничение в приеме пищи, нежели иные стратегии поведения. Тем не менее, стремление иметь престижные продукты питания на столе является одним из показателей самоутверждения молодыми людьми себя как социальной категории.

В данном контексте особый интерес представляет теоретическая модель «этикетирования», разработанная в рамках символического интеракционизма Т. Шефом. Данная модель относится к группе медицинских моделей. Болезнь рассматривается как специфическая «сущность», имеющая свою причину, течение и исход, присущие именно ей и отличающие ее от других «сущностей». Медицинское суждение о болезни выражается в диагнозе, выступающем «этикеткой» для обозначения состояния индивида. Одновременно диагноз, «этикетка», является основанием для включения данной «сущности» в соответствующую категорию, объединяющую сходные «сущности». В нашей работе подобные «этикетки» наклеиваются на людей, больных наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, которых немало именно в когорте молодых.

Наибольшую сферу применения имеют теоретические модели стресса.

Механизмы влияния стресса на состояние здоровья подразделяются на:

- физиологические и иммунологические;

- психологические, реализующиеся в познавательной и мотивационной сферах личности;

- социально-психологические, реализующиеся в сфере межличностных отношений;

- социальные (социальная интеграция - дезинтеграция).

Общими характеристиками стресса как причинного фактора в состоянии здоровья выступают: тип стрессора, массивность и продолжительность воздействия, составляющие повреждающего воздействия, связь характеристик воздействия стрессора с эффектом риска для здоровья.

Выделяются три направления концептуализации источников стресса социального окружения. Первое направление изучает воздействие стресса в зависимости от стадий жизненного цикла: детство, подростковый возраст, ранняя и поздняя взрослость, пожилой и старческий возраст. Второе - по «аренам» действия стресса: родительская семья и воспитательные институты, работа

(производственные организации), собственная семья, социальная общность (социальные характеристики и процессы, а также физическая среда). Третье - по типу социальных изменений: ролевые транзиции («переходы») в течение жизненного цикла, географическая и социальностратификационная мобильность, изменения в широком социальном окружении.

Центральной для изучения различных видов стрессогенного окружения служит концепция социальной роли, объединяющая в себе объективные характеристики, связанные со стрессогенностью выполнения индивидом роли в конкретном социальном окружении, а также субъективное переживание индивидом своей включенности в различные виды социального окружения.

Ситуация, связанная с переходом от одной ступени развития общества к другой, актуализирует проблемы здоровья. Жизнь в условиях неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов поведения, наиболее свойственная молодым людям, повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, за будущее родных и близких, что в свою очередь отражается на здоровье. Как известно, неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Неопределенность сама по себе не имеет знака: ни отрицательного, ни положительного. Знак зависит от личностных особенностей индивида, заполняющего эту неопределенность собственными ожиданиями. Исследования реакций на неопределенность выявляют две полярные группы населения: в первой группе реагируют страхом, усталостью, растерянностью, безразличием, во второй - агрессивностью, предприимчивостью. Как показывает социальная практика, молодые россияне чаще демонстрируют второй тип реагирования на социальные изменения, что свидетельствует об их адаптивности к существующей социальной среде.

Основным фактором социально-экономического градиента показателей здоровья являются специфические условия жизни людей. Существуют три уровня специфических условий жизни, которые оказывают влияние на состояние здоровья человека:

- государственные факторы (уровень национального благосостояния и характер его

распределения, степень индустриализации и урбанизации, уровень безработицы, а также исторические, географические и другие особенности общества);

- качество гражданского общества (особенности организации общества, ответственность его институтов, социального доверия и единства);

- особенности семьи и личных связей с обществом.

Становление молодых индивидов в качестве активных и полноценных участников общественных отношений - важнейшая цель социальной интеграции молодежи. В условиях нестабильности этот процесс наталкивается на ряд объективных и субъективных препятствий со стороны общества и его структур. Т. Парсонс отмечал, что вступление в общественную жизнь новых членов всегда таит в себе источник нестабильности [9]. Это значит, что в процессе воспроизводства молодежью социальной структуры имманентно присутствует риск ее дезинтеграции. При этом ответственность за стабилизацию общества несут специфические интеграционные механизмы -социальные институты. Однако в определенных случаях социальные институты могут не справиться с поставленной задачей и бездействовать, а в ряде случаев способны превратиться из интеграционных в блокирующие механизмы [10].

К. Мангейм выделял два фактора, усложняющие процесс самоопределения молодежи: противоречивый характер использования обществом потенциала молодежи и хаос противоборствующих ценностей. Для России немаловажную роль играет последний фактор.

Состояние неопределенности в настоящем и неуверенности в будущем, необходимость платить большие суммы за получение образования, рост безработицы, пренебрежительное отношение правительства к главным жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию молодежи».

Профилактические стратегии являются в настоящее время основным направлением формирования самосохранительного поведения. Анализ продолжительности жизни, одного из основных показателей здоровья, показал, что по мере внедрения профилактических программ в различных сферах американского общества - от семьи и школы до общенационального уровня -продолжительность жизни возрастала, несмотря на увеличение числа и силы воздействия стрессогенных факторов.

Профилактика - это прежде всего процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость человека к стрессу, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков или выбора жизненного стиля, влияет на его здоровье.

Стресс (барьеры в теории Р.Х. Шакурова) - это побудительная сила, основа мотивации к существованию [11]. Его преодоление порождает действие, жизнь. Однако неумение совладать со стрессом порождает болезнь, саморазрушение, зависимость от психоактивных веществ. Известно, что курение, а также злоупотребление алкоголем являются своеобразными индикаторами подверженности стрессу. Курение может быть использовано для снятия эмоционального напряжения, тревоги, в качестве компенсации некоторых неудовлетворенных желаний. Часто главным для курильщика становится не сам факт приема очередной дозы никотина, сколько ритуал подготовки и непосредственно процесс, акт курения. Алкоголизм, химическую зависимость во многих случаях можно рассматривать как инструмент, с помощью которого человек уходит от решения жизненных проблем, как защитный механизм, снимающий чувство внутренних преград, дающий ощущение иллюзорной свободы.

Выделяют персональные ресурсы сопротивления воздействию стресса: индивидуальноличностные и биологические, ресурсы среды; социально-психологические - социальные сети и социальная поддержка; социальные - деятельность социальных институтов, повышающая или снижающая сопротивление индивида к воздействию стресса.

Для преодоления жизненных трудностей личность использует различные средства. Стратегии самосохранения в значительной степени зависят от особенностей реакции на жизненные трудности и от способностей справляться с ними. Л.И. Анцыферова считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями две их группы - преобразующие и стратегии приспособления (изменения собственных характеристик или отношения к ситуации) [12].

К вспомогательным приемам самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий относятся «техники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической форме, но и путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мысли о ней. Эти приемы неконструктивны, так как не устраняют проблему, но все они выполняют адаптивную роль, поскольку

облегчают эмоциональное состояние.

Индивидуальность человека делает неоднозначным влияние на него трудных ситуаций. Выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависят от такого качества личности, как склонность человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

Согласно теоретической модели стресса он понимается как проблемная ситуация, как разрыв между желаемым и действительным. В преодолении стресса задействованы три важнейших фактора: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. На одних этапах преодоления факторы действуют независимо, на других - во взаимосвязи. В зависимости от того, какие ресурсы наиболее актуализированы для преодоления жизненных трудностей, можно выделить следующие основные стратегии преодоления: интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую (и деятельностную).

Интеллектуальные ресурсы заключаются в понимании причин трудностей, осмыслении ситуации, ее уточнении во взаимосвязях с окружением. К эмоциональным ресурсам относятся осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, вызывающих эти чувства, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, снятие эмоционального напряжения. Ресурсы поведенческой и деятельностной сферы заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Выделяют три основных формы поведения в трудных ситуациях: сдача позиций, оборонительное и наступательное поведение.

Таким образом, в выборе стратегий преодоления жизненных трудностей принципиальное значение имеет уровень активности личности, соотношение активных и адаптивных форм поведения. Личностная мобилизация в наибольшей степени определяет характер адаптивных перестроек, комплекс происходящих в личности и организме изменений. Человеку нужно находить и развивать свои персональные ресурсы - определенные способности, знания и умения, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды. В их числе - умение понимать ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом; сформированная в соответствие с возрастом позитивная самооценка; умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого - свой путь и свой выбор, и каждый человек индивидуален и не похож на других.

Значение поведенческого потенциала личности особо выделяется А.М.Карповым, В.В.Герасимовой, Н.Н.Ислановой [13]. Ими разработана социальная модель основ здорового образа жизни и предупреждения употребления психоактивных веществ. Концептуальной основой социальной профилактики явилась антропоцентрическая модель, ядро которой составляет четырехкомпонентный треугольник, образованный последовательно такими слоями, как ресурсный потенциал личности; разумный эгоизм; механизмы самозащиты и социально устойчивые, самосохранительные формы поведения. Таким образом, эта концепция основана на разумном эгоизме людей и реализуется в механизме самозащиты, добровольного, осознанного отказа от потребления психоактивных веществ.

Индивид может использовать и ресурсы среды - социальную поддержку окружающих. Снижение уровня социальной поддержки приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций, что явно ослабляет толерантные возможности человека. Как отмечалось, социальная поддержка может быть институциональной, то есть исходящей от государственных структур, и межличностной, то есть исходящей от отдельных людей. Социальная поддержка выступает в качестве барьера между стрессом и его последствиями для здоровья.

Некоторые авторы, рассматривая межличностные отношения, связи, делают два допущения: 1) чем больше количество социальных связей, тем лучше; 2) наличие какой-либо социальной связи (брак, друзья) эквивалентно социальной поддержке. Большинство исследователей социальной поддержки считают, что для здоровья и чувства благополучия наиболее важно не столько количество контактов, сколько качество эмоциональной поддержки и чувство близости отношений. Ощущение благополучия человека основывается на таких параметрах, как социальная интеграция, привязанность, возможность кого-либо воспитывать и растить, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению, получение руководства.

Ресурсы социальной среды обширны. Один из них - семья, при условии что её члены не мешают развитию человека, не противоречат его логике, а взаимодействия между членами семьи порождают мотивацию к здоровому существованию.

Возможна социальная поддержка значимых других, друзей, сверстников. Вместе с тем, социальная поддержка может иметь два начала - созидающее и разрушающее, и нередко незаметен тот рубеж, когда созидание становится разрушением. Так, бокал вина или сигарета нередко служат средством объединения людей, условием коммуникации. Стремление подростков к равноправию со взрослыми, желание девушек и молодых женщин выглядеть эмансипированными также являются причинами приобщения к табачному дыму.

Успешная организация жизнедеятельности человека предполагает обеспечение оптимальными по объему и содержанию информационными потоками. Длительное пребывание человека в условиях

социальной изоляции может повлечь за собой негативные проявления в здоровье. Другая крайность, обусловленная чрезмерной избыточностью поступающей к человеку информации, тоже несет в себе угрозу нарушения стабильной жизнедеятельности индивида.

Хорошо известны имеющие место у многих молодых людей колебания в выборе профессии и, соответственно, будущего жизненного пути. Одна из причин этого кроется в недостаточном представлении о будущей профессии. Менее 40% выпускников школ при выборе профессии руководствуются специально полученной информацией о профессии, в которой приводятся сведения о ее содержании, в том числе касающиеся ее негативных аспектов. Отмечается и большая доля случайного выбора профессии: по совету товарищей, знакомых, по причине поверхностной привлекательности профессии (под влиянием средств массовой информации).

Таким образом, от степени информированности субъекта о профессии в существенной мере зависит успех или неуспех профессионального самоопределения. Выбор своего будущего- выбор главной жизненной цели, определение своего места в жизни, представляет собой одно из самых важных решений, которое приходится принимать человеку. Правильный выбор жизненных целей является одним из основных условий обеспечения здоровья человека. В лице индивида, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный социальный ущерб терпит сама личность, лишенная возможности внести в работу элемент творчества, испытать радость и свободу от труда по призванию. Необходимость длительное время заниматься не своим, не любимым делом может повлечь за собой личностные деформации, стать источником девиаций.

Современная жизнь осложняется еще и нахлынувшей волной информации о нашем прошлом, настоящем, прогнозами будущего развития. Исследования в области воздействия средств массовой информации на формирование личности показывают, что информационные средства вольно или невольно могут провоцировать у человека тягостные переживания эмоций страха и собственной незащищенности, ненависти, агрессии. Многие эмоциональные люди не могут адекватно перерабатывать правдивую, но одновременно и чудовищную по нравственным меркам информацию. Число лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения», растет, в том числе среди тех, кто занимается бизнесом.

Стратегии информационной защиты могут быть пассивные и активные. Одна из сравнительно легко реализуемых и поэтому доступных стратегий самосохранительного поведения заключается в избирательном регулировании поступающих к человеку сообщений. Человек может не смотреть, не читать или не слушать те информационные источники, содержание которых он субъективно не приемлет в силу сложившегося у него мировоззрения, нравственных и культурных ориентиров, которыми он руководствуется в своей жизни. При определенных обстоятельствах обращение к рассмотренной форме как пассивной защите от саморазрушительных реакций достаточно эффективно. Это позволяет человеку защитить свое здоровье, сохранить ситуацию внутреннего равновесия, оградить свои убеждения и эстетические идеалы от агрессивной пропаганды насилия, жестокости, бездуховности, нравственной распущенности.

Активные формы в стратегиях информационной защиты подразумевают «обратную связь» со средствами массовой информации и с ответственными государственными структурами [14].

Средства массовой информации обладают огромными возможностями для социальной поддержки. Их участие в пропаганде самосохранительного поведения с учетом национального значения этой проблемы должно носить фронтальный характер. Одна из первостепенных задач, которую средствам массовой информации вполне посильно решить, - это привнесение в общество нового, духовно насыщенного мировоззрения, основанного не на суррогатах культуры и морали, а на примерах деятельности тех людей, которые могли бы быть подлинными образцами для подражания. Они должны помогать человеку в определении своего жизненного пути, открывать перед ним перспективу приложения собственных сил. Многие исследователи отмечают, что влияние средств массовой информации на выбор стратегий поведения подрастающего поколения в отношении своего здоровья чрезвычайно велико и сопоставимо лишь с влиянием отцовской воспитывающей фигуры. Такое влияние обусловлено не ориентацией молодежи на информационные сообщения, а главным образом дефицитом родительского влияния.

В данной ситуации особое значение приобретают стратегии повышения информированности в области самосохранительного поведения, в том числе стратегии обучению здоровью, о которых пойдет речь ниже. К числу стратегий повышения информированности в области самосохранительного поведения относятся четыре основных модели обучения здоровому образу жизни.

Первая - профилактическая модель является чисто информативной. Она предполагает, что если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Такой взгляд оказался упрощенным и редко оправдывающимся на практике. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, хотя информация действительно необходима как базис для принятия решения.

Но существуют и исследования, доказывающие эффективность данной модели. Так, журнал Американского международного союза здравоохранения «Наше здоровье» опубликовал результаты исследований, проведенных в 1993-2000 годах среди подростков Массачусетса. Просветительская работа, в особенности, та ее часть, которая рассчитана на детей младшего подросткового возраста, доказала свою эффективность. Процент закуривших среди тех, кто видел антитабачную рекламу в возрасте 12-13 лет, был приблизительно вдвое меньше общего показателя [15].

Вторая - образовательная модель, акцент сделан на обучении навыкам, необходимым для принятия решения и теории мотивированных действий. Принимающий решение сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя именно таким образом.

Третья - модель социального научения. Дети, принадлежащие к каждой из групп, в очень сильной степени подвергаются ее воздействию. Это обстоятельство легло в основу теории социального научения А. Бандуры: молодежь усваивает ролевые модели родителей и сверстников и таким образом копирует их поведение. Это значит, что они имеют тенденцию к такому поведению, которое одобряется группой.

Четвёртая - модель самоусиления. Модель самоусиления представляет собой все модели, вместе объединенные. Это модель действий на благо здоровья, которая разработана К. Тоунсоном. В ней отражаются все социальные воздействия, которым подвергается индивид.

Обучение здоровью может быть наиболее эффективным в школе. К этому предрасполагают несколько условий. Во-первых, школьники в Российской Федерации достаточно большое количество учебных часов проводят за изучением человека и его здоровья. В курсах биологии, обеспечения безопасности жизнедеятельности, природоведения существует много тем, касающихся строения и функционирования человеческого тела, а также вопросов охраны здоровья в различных природных и социальных условиях. Во-вторых, в школе уделяется большое внимание воспитательной деятельности, одна из задач которой - формирование здорового образа жизни. Это дает возможность внедрения самых различных форм внеурочной активности, дополняющих процесс обучения здоровью и делающих его более эффективным. В-третьих, школа более всех других учреждений взаимодействует с родителями и может вовлекать их в процесс формирования здорового образа жизни у учащихся.

Еще не устоявшееся поведение и не сформированные привычки могут изменяться, развиваться и укрепляться под сильным влиянием норм группового поведения, лидеров подростковых групп, но также и под влиянием учителей и школьной среды в целом. Школа и учитель могут дать подросткам знания, навыки и благоприятную среду, в которой они нуждаются, чтобы научиться здоровому поведению. Учитель является важной фигурой в жизни школьника, особенно в раннем подростковом возрасте; учитель может и должен помочь подростку в формировании индивидуальной модели самосохранительного поведения.

Однако на настоящий момент перечисленные позитивные моменты мало используются в повседневной практике. Так, многочисленные учебные часы ориентированы на традиционные образовательные задачи, связанные с усвоением знаний. При этом плохо формируются умения и навыки, необходимые для создания потребности в здоровом образе жизни и способности его поддерживать. В соответствии с обсуждаемыми задачами необходима разработка новых форм и методов педагогического процесса. Например, курящая учительница, которая приходит на урок к старшеклассникам (половина из которых курит) для того, чтобы проводить урок о вреде курения должна как минимум обсуждать вопрос с проблемных, а не аксиоматических позиций.

Серьезным недостатком существующих программ обучения здоровью является их необоснованность с точки зрения возрастного развития детей и подростков и эпидемиологии. Занятия по обучению здоровому образу жизни, которые в настоящее время проводятся с детьми, никак не связаны с актуальными проблемами того или иного возрастного периода. Например, большинство подростков начинает употреблять алкоголь в 13-14 лет, поэтому разговор об этом надо начинать как минимум в 11-12 лет и усиливать в 13-14 лет. На практике о вреде алкоголя немного говорят в начальной школе (6-10 лет) и игнорируют в средней (11-15 лет). В старшей школе (16-17 лет) опять появляются темы, посвященные употреблению алкоголя, но к этому возрасту основная масса школьников имеет собственный опыт, причем, зачастую эмоционально позитивно окрашенный, и обычный урок не оказывает должного воздействия. Многие школы по собственной инициативе вводят в свой учебный план программы обучения здоровью, однако эти программы никоим образом не оцениваются с точки зрения влияния на формирование отношения учащихся к здоровью и их умения выбирать правильные с обсуждаемой точки зрения стратегии поведения.

Достаточно серьезной проблемой является отсутствие специалистов, готовых вести занятия по обучению здоровью. Во всех педагогических университетах России будущие учителя всех 43 специальностей изучают курс медицинских знаний, так называемый медико-биологический блок. Он занимает достаточно солидное время - 360 часов и включает в себя, по большей части, курс

клинической педиатрии. Полученные таким образом знания не дают возможности педагогу обучать школьников здоровому образу жизни на современном уровне.

Излишняя категоричность и морализирование, не актуальные для подростков рассуждения о вреде для здоровья оказывают нередко обратный эффект. В среде школьников резко отрицательное отношение к далеким от их социального опыта стереотипам «наркоман», «токсикоман» не мешает им предпринимать различные эксперименты с дурманящими веществами. О реальной угрозе здоровью, собственному будущему мало кто всерьез задумывается. Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и сверстниками, усиливает интерес подростков к проблеме [16].

В России существует опыт работающих школьных программ в области обучения здоровью. Программа «Педагогика здоровья» создана так, что теоретические и практические знания служат самопознанию, самопринятию и самоуважению ребенка, что дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе физических ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов [17].

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в обществе риска стратегии поведения, направленные на сохранение и приумножение здоровья, находятся в фазе своего становления. К сожалению, привычным для большинства населения является отношение к здоровью как к ресурсу неисчерпаемому, сохранять который нет необходимости. Особенно затратным для общества является легкомысленное отношение к здоровью со стороны детей, юношества и немалой части молодёжи. Таким образом, государство и общество остановились на грани между сохранением и восстановлением потенциала российского общества и его снижением в наиболее значимом ресурсе -репродуктивном, воспроизводственном.

Литература

1. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 74.

2. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004. - С. 276

3. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004. - С. 273.

4. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2005. - С. 131-133.

5. Мальцев С.В. и др. Здоровый образ жизни в системе профилактики заболеваний у школьников. - Казань, 1998.; Мальцев С.В., Зиатдинова Н.В., Файзуллина Р.А. Оздоровление детей в образовательных учреждениях. - Казань: РИЦ «Школа», 2001.

6. Протас Е.С. Об основных направлениях деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья / Под ред. А.К. Демина и И.А. Деминой. - М.: «Политек-Ф», 1999. - С. 34-37.

7. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 681-682.

8. Гурвич И.Н. Теоретические модели, эмпирические исследования и их практическое приложение в зарубежной психологии здоровья // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Изд-во С. - Петербургского ун-та, 2000. - С. 89-127.

9. Parsons T. The Social System. - N.Y., 1951. - P. 204.

10. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2. - С. 183-198.; Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. - М.: Наука, 2003.

11. Шакуров Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.

12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. -1994. - Т. 15. - № 1.

13. Карпов А.М., Герасимова В.В., Исланова Н.Н. Родители и дети против наркомании: по материалам исследования. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004.

14. Прибыткова Т.В. Реклама как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи: Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». - М.: Альфа-М, 2003. - Т. 3.

- С. 91-92.; Сорокина А.Н. Телевидение и молодежь: проблема формирования имиджа: Там же. - С. 118-119.; Тарасов К.А. Эффект воздействия насилия в художественных фильмах на подрастающее поколение: Автореф. ... канд. соц. наук. - М., 2000.

15. Рубен Б. Пропаганда отказа от курения // Наше здоровье. Журнал Американского международного союза здравоохранения. - Лето 2000. - С. 20-23.

16. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской

Федерации / Сост. Касаткин В.Н. - М.: Подкова, 2000.

Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / Под редакцией В.Н. Касаткина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.