Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННЫЕ ИПОСТАСИ ЧЕРНОГО ГАРДЕМАРИНА НИКОЛАЯ ВАЛЬДМАНА'

ЖИЗНЕННЫЕ ИПОСТАСИ ЧЕРНОГО ГАРДЕМАРИНА НИКОЛАЯ ВАЛЬДМАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. Ф. Вальдман / черный гардемарин / скульптура / русские спаниели / N. F. Waldman / black naval cadet / sculpture / Russian spaniels

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольга Вячеславовна Шабалина

В статье на основе опубликованных источников, архивных документов представлен жизненный и творческий путь военного моряка, скульптора Н. Ф. Вальдмана — одного из важных фондообразователей Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. В 1977 году несколько художественных работ из семейного собрания Вальдманов были переданы в Музей-Архив на постоянное хранение его сыном К. Н. Вальдманом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ольга Вячеславовна Шабалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE HYPOSTASES OF THE BLACK NAVAL CADET NIKOLAY WALDMAN

The article, based on published sources and archival documents, presents the life and creative path of a military sailor, sculptor N. F. Valdman, one of the important founders of the Museum-Archive of the History of Studying and Exploration of the European North of the Barents Centre of the Humanities of the KSC RAS. In 1977, some artworks from the Waldman family collection was transferred to the Museum-Archive for permanent storage by his son K. N. Waldman.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННЫЕ ИПОСТАСИ ЧЕРНОГО ГАРДЕМАРИНА НИКОЛАЯ ВАЛЬДМАНА»

Научная статья УДК 7.071.1:94(47) doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.009

ЖИЗНЕННЫЕ ИПОСТАСИ ЧЕРНОГО ГАРДЕМАРИНА НИКОЛАЯ ВАЛЬДМАНА Ольга Вячеславовна Шабалина

Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», Апатиты, Россия, o.shabalina@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0002-0711-1913

Аннотация

В статье на основе опубликованных источников, архивных документов представлен жизненный и творческий путь военного моряка, скульптора Н. Ф. Вальдмана — одного из важных фондообразователей Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. В 1977 году несколько художественных работ из семейного собрания Вальдманов были переданы в Музей-Архив на постоянное хранение его сыном К. Н. Вальдманом. Ключевые слова:

Н. Ф. Вальдман, черный гардемарин, скульптура, русские спаниели Благодарности:

статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук № FMEZ-2024-0002. Для цитирования:

Шабалина О. В. Жизненные ипостаси черного гардемарина Николая Вальдмана // Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2024. Т. 3, № 2. С. 91-102. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.009.

Original article

LIFE HYPOSTASES OF THE BLACK NAVAL CADET NIKOLAY WALDMAN Olga V. Shabalina

Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, o.shabalina@ksc.ru, https://orcid.org/0000-0002-0711-1913

Abstract

The article, based on published sources and archival documents, presents the life and creative path of a military sailor, sculptor N. F. Valdman, one of the important founders of the Museum-Archive of the History of Studying and Exploration of the European North of the Barents Centre of the Humanities of the KSC rAs. In 1977, some artworks from the Waldman family collection was transferred to the Museum-Archive for permanent storage by his son K. N. Waldman. Keywords:

N. F. Waldman, black naval cadet, sculpture, Russian spaniels Acknowledgments:

the article was supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" No. FMEZ-2024-0002. For citation:

Shabalina O. V. Life hipostases of the black naval cadet Nikolai Valdman. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities, 2024, Vol. 3, No. 2, pp. 91-102. doi:10.37614/2949-1185.2024.3.2.009.

Постоянно действующая выставка «Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера» ЦГП КНЦ РАН (правопреемник Музея-Архива Северного филиала Географического общества СССР) с 1974 года хранит и экспонирует документальные материалы личных фондов и коллекций отечественных ученых, путешественников, мореплавателей, художников, чья жизнь была связана с Арктикой. Формирование документально-предметных фондов и библиотеки Музея-Архива происходило в основном за счет инициативного со стороны его организаторов комплектования, пополняясь из семейных архивов, собраний и коллекций фондообразователей. Безусловно, в Музей-Архив попали «остатки» семейных, личных архивов и коллекций — большую часть материалов

получили центральные, региональные государственные и ведомственные архивы и музеи. Но эти остатки — результат своеобразной внутрисемейной экспертизы ценности, так как по разным причинам их владельцы не смогли расстаться с ними в момент передачи основного документального массива и продолжали хранить в семейном архиве. Уникальный состав персональных фондов Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН неизменно привлекает внимание специалистов и широкой публики, в том числе, например, история комплектования и содержание коллекции морского офицера и скульптора Николая Фридриховича Вальдмана (1893-1949).

В апреле 1977 года председатель Северного филиала Географического общества СССР Борис Иванович Кошечкин (1931-1995) по рекомендации авторитетнейшего российского медиевиста Игоря Павловича Шаскольского (1918-1995) обратился к сыну Николая Фридриховича Вальдмана ветерану Великой Отечественной войны, военному переводчику Кириллу Николаевичу Вальдману (1924-2001) с просьбой о помощи в организации экспозиции Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера (рис. 1, 2)1.

Рис. 1. Николай Фридрихович Вальдман2 Рис. 2. Кирилл Николаевич Вальдман3

К. Н. Вальдман в ответном письме от 26 апреля 1977 года сообщил, что очень высоко ценит рекомендации И. П. Шаскольского и верит, «что Музей-Архив в г. Апатиты возглавил большую и нужную работу»4. К письму он приложил перечень материалов, которые относились к периоду службы его отца в должности начальника Распорядительной части Штаба обороны Мурманского побережья в 1920-1921 годах, а также список работников Штаба, которых знал лично.

Б. И. Кошечкин был очень признателен К. Н. Вальдману за ответ и готовность помочь. Среди сохранившегося в семейном архиве он особенно выделил в письме от 21 мая 1977 года «дружеский шарж В. М. Голицына на Альберта Бенуа. Во-первых, потому, что Альберт Бенуа был участником Северной научно-промысловой экспедиции и фактическим сподвижником таких ее известных деятелей, как Р. Л. Самойлович, П. В. Виттенбург, М. А. Лаврова и др., материалы которых представлены в экспозиции и фондах Музея-Архива. Во-вторых, потому, что автор шаржа также глубоко причастен к освоению Севера, будучи участником ряда плаваний «Персея» (рис. 3, 4)5.

Рис. 3. Фото. А. Н. Бенуа делает зарисовки Рис. 4. В. М. Голицын. Карикатура

в экспедиционной теплушке. 19206 на А. Н. Бенуа. 11 октября 1920 года7

Также Б. И. Кошечкин заявил о желании получить для демонстрации в экспозиции «пейзаж Н. Ф. Вальдмана "Вид на залив и порт Мурманск" и акварель А. Н. Бенуа с видом Мурманска. Они могли бы быть использованы в экспозиции, посвященной развитию города и порта». Так как ко времени написания письма Кирилл Николаевич еще не определился, кому передать указанные работы (Музею-Архиву или Мурманскому краеведческому музею), Борис Иванович заметил, что «интерес областного краеведческого музея здесь также оправдан»8.

Следующий ответ от К. Н. Вальдмана был, по его собственному определению, «вещным», и получило его руководство Музея-Архива в начале октября 1977 года. В сопроводительном письме Кирилл Николаевич писал: «Заказной бандеролью посылаю Вам для Музея-Архива дружеский шарж В. Голицына на Альберта Бенуа. Кроме того, вырезал из семейного альбома и прилагаю к письму миниатюрный рисунок самого Альберта Бенуа — "Вид порта Мурманск". Это тот же 1920-й год. Конечно не акварель, но все же его рука»9. К. Н. Вальдман попросил об услуге — направить ему «фотоснимок А. Бенуа времен Северной экспедиции», чтобы иметь возможность идентифицировать его на других фото этого периода из семейного архива. Б. И. Кошечкин, как истинный собиратель, не мог упустить возможность лично встретиться с таким ценным фондообразователем, как Кирилл Николаевич, поэтому во время своего отпуска в Ленинграде в ноябре 1977 года он предложил сопроводить его к Елене Павловне Виттенбург, у которой «имеется альбом Кольского отряда Северной экспедиции 1920 года», так как ее отец, геолог Павел Владимирович Виттенбург, руководил работой данного отряда10. Доподлинно не известно, состоялась ли трехсторонняя встреча, но, очевидно, личное знакомство Б. И. Кошечкина и К. Н. Вальдмана случилось, и Борис Иванович был убедителен, так как экспозиция Музея-Архива пополнилась из семейного собрания ценнейшими экспонатами, которые будут представлены далее. Не прояви отец-основатель Музея-Архива в тот момент расторопность, они достались бы, скорее всего, Мурманскому областному краеведческому музею.

Николай Фридрихович Вальдман, за право сохранить и представить широкому зрителю наследие которого «боролся» Музей-Архив, родился в Санкт-Петербурге 27 сентября 1893 года в семье потомственного почетного гражданина Митавы — губернской столицы Курляндии, директора Охтинской бумагопрядильной мануфактуры Фридриха Иогановича Вальдмана, евангелическо-лютеранского вероисповедания, и Лидии Васильевны (ур. Ильиной), православного вероисповедания. Николай был крещен по православному обряду. В семье, кроме него, уже росла девочка Ольга (в замужестве — Бенуа), а в 1900 году родился брат Александр11. В 1906 году Николай после окончания двух классов в знаменитой «кузнице гениев», гимназии Карла Мая, был переведен родителями в Митавское Реальное училище. 8 октября 1913 года был зачислен юнкером флота по морской части во 2-й Балтийского Флота экипаж12.

До 1851 года молодой человек в Российской империи мог рассчитывать на карьеру строевого офицера флота, только если происходил из дворянской семьи или/и семьи морского офицера и прошел обучение в Морском кадетском корпусе (МКК). В 1851 году в Российском императорском флоте появилась возможность стать юнкером флота. Для этого необходимо было поступить вольноопределяющимся во флот и соответствовать общим требованиям поступления на государственную службу: иметь высшее образование и право на производство в офицерский чин [1: 73-75].

После известного исхода Русско-японской войны судостроительная программа Российского императорского флота была серьезно увеличена, поэтому МКК уже не мог обучить в своих стенах необходимое количество «белых» гардемаринов, которых так называли по цвету погон, для обеспечения флота офицерским составом (рис. 5)13.

В сентябре 1913 года с особого разрешения императора на флот по результатам конкурсного экзамена были приняты 64 юнкера из семей разночинцев со средним образованием, среди которых был и Николай Вальдман. После двух недель строевых занятий они были отправлены в учебное заграничное плавание на крейсере «Олег» [1: 76-77].

После возвращения и сдачи практических экзаменов весной 1914 года юнкеров разместили для занятий в Крюковских казармах 2-го батальона 2-го Балтийского флота экипаж и переименовали в гардемарины. Их форма не отличалась от той, что была у гардемаринов МКК, но погоны были

14

черные, поэтому они получили прозвище «черные гардемарины»14.

Рис. 5. Черные гардемарины15

В июле 1914 года специально для них были созданы Отдельные гардемаринские классы (ОГК) для прохождения всего теоретического курса «специальных» классов МКК за 28 месяцев, после которого успешных в обучении черных гардемаринов допустили к экзаменам на мичмана. Впоследствии наборы учащихся в ОГК продолжались на регулярной основе [1: 76-77].

Звание «мичман» было присвоено Николаю Вальдману 30 января 1916 года, а 15 февраля он был назначен вторым минным офицером на заградитель «Амур». Исполнял обязанности вахтенного начальника и ротного командира. За год до своего назначения 28 февраля 1915 года был награжден медалью «В память 200-летия Гангутской победы».

В процессе аттестации в 1916 году Николай Фридрихович Вальдман был охарактеризован как «способный к строевой и судовой службе хороший морской офицер. Любит дело. Заботливый о команде. Спокоен в опасности. Вполне годен и желателен к дальнейшей службе. Очень нравственный, хорошего характера и здоровья. Очень воспитан и дисциплинарен. Знает немецкий и французский языки»16.

В октябре 1917 года Н. Ф. Вальдман принимал участие в Моондзунской операции, на тральщике «Шквал» ходил на постановку минных заграждений в Ирбенском проливе. Приказами командующего флотом Балтийского моря № 508 от 26 июля 1916 года и № 134 от 23 февраля 1917 года за самоотверженность и мужество, а также за усиленные труды в обстоятельствах военного времени Н. Ф. Вальдман был награжден соответственно Орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и Орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»17.

8 сентября 1917 года в Ревеле на минном заградителе «Амур» матросами был поднят красный флаг и принята резолюция о провозглашении России демократической республикой. Подчинившись приказу Центробалта «Амур» отбыл из Ревеля в Кронштадт, а 24 октября судовой комитет получил распоряжение о полном подчинении корабля Военно-революционному комитету петроградского Совета. Приняв на борт штаб и более 2000 моряков сводного кронштадтского отряда под командованием комиссара Г. И. Иванова, «Амур» на следующий день прибыл в Петроград, став на якорь рядом с «Авророй». Амурцы участвовали в штурме Зимнего дворца, в ликвидации мятежа юнкеров, охраняли Смольный и сражались с войсками А. Ф. Керенского [2].

Заполняя анкету в 1947 году капитан 2-го ранга Н. Ф. Вальдман так писал о себе «во время Октябрьских событий»: «...был на заградителе "Амур". <...> Во время перехода был на мостике. Присутствовал на митингах на корабле. После заградителя "Амур" был назначен помощником на заградитель "Урал" (командир — капитан 2 ранга [Л. Б.] Зайончковский). Был в Кронштадте во время мятежа [в июне 1919 года] на Красной Горке и во время налета английских катеров»18.

Затем Н. Ф. Вальдман был назначен помощником, далее командиром эскадренного миноносца «Сторожевой». В 1919 году он участвовал во всех боях на эсминце «Сторожевой» в составе кораблей Онежской флотилии до отправления эсминца на Волгу, после чего был назначен флагманом артиллерийской дистанции, а затем начальником Базы «Медвежья гора»19.

В марте 1920 года после восстановления советской власти на Мурмане военморы Штаба морской обороны Мурманского побережья приступили к созданию флота для охраны северных рубежей нового государства. Эта сложная работа потребовала привлечения специалистов в морском деле. Бывшие черные гардемарины среди прочих стали костяком для решения этой задачи. Руководил Штабом Наобмур В. В. Биллевич, начальником оперативной части Штаба был назначен А. И. Сергиевский, а начальником распорядительной части Штаба стал Н. Ф. Вальдман. С 6 мая 1920 года по 20 июня 1921 года Штаб находился в подчинении начальника Морских сил Северного моря, и в его ведении оказались: Мурманский военный порт, дивизионы сторожевых судов и катеров-истребителей, полудивизион плавучих батарей, посыльные суда «Русслан» и «Трифон» [3: 529].

Штабные офицеры и служащие вместе с семьями жили буквально под одной крышей в разоренном интервентами Мурманске и делились друг с другом всеми радостями и невзгодами. В эту дружную компанию были с удовольствием приняты и два художника: молодой моряк из самого знатного княжеского рода Голицыных — Владимир Михайлович Голицын (1902-1943) и почтенный академик в летах, знаменитый акварелист Альберт Николаевич Бенуа (1852-1936) [3: 530]. Альберт Николаевич приехал на Мурман в составе научно-исследовательской геологической экспедиции под руководством профессора П. В. Виттенбурга. Сохранились замечательные пейзажи, жанровые зарисовки, шаржи этого периода как двух последних авторов, так и самого Н. Ф. Вальдмана. Несколько из них передал на постоянное хранение из семейного собрания в Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН К. Н. Вальдман.

В экспозиции Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН демонстрируется акварельная работа А. Н. Бенуа «Осенний вечер на Мурманском побережье», написанная в октябре 1920 года и подаренная автором

жене Н. Ф. Вальдмана Елизавете Альбертовне Кюнцли (1895-1958), о чем сообщается в дарственной надписи на пейзаже (рис. 6). Есть небольшой карандашный рисунок мастера на визитной карточке «Сплав леса в Мурманском порту». Представлены портрет академика А. Н. Бенуа, выполненный сангиной самим Николаем Фридриховичем (рис. 7), и уже упоминавшийся дружеский шарж на знаменитого акварелиста авторства В. М. Голицына. Рукотворная афиша, анонсирующая лекцию профессора П. В. Виттенбурга и выставку работ А. Н. Бенуа по окончании экспедиционных работ по поиску железных руд на Мурманском побережье в 1920 году, украшающая соответствующий раздел экспозици Музея-Архива, также выполнена Альбертом Николаевичем.

Рис. 6. А. Н. Бенуа. Осенний вечер на Мурманском побережье. Рис. 7. Н. Ф. Вальдман. Портрет А. Н. Бенуа. 15 октября 1920 года. Мурманск20 14 октября 1920 года. Мурманск21

В 1923 году Н. Ф. Вальдман демобилизуется, оставив пост помощника начальника курса Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе, и полностью отдается изучению искусства ваяния в Петроградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) на курсе скульптора-монументалиста В. В. Лишева, кстати, также бывшего кадрового офицера-артиллериста. На этом новом поприще первый успех пришел к Н. Ф. Вальдману достаточно быстро. 24 апреля 1924 года ленинградским Обществом архитекторов и Обществом архитекторов-художников был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала. Всего на конкурс было представлено более 60 проектов22. Эскиз Николая Фридриховича стал четвертым в рейтинге у жюри.

В 1930-м памятник принцу Петру Ольденбургскому перед бывшей Мариинской больницей был демонтирован и отправлен в переплавку. Впоследствии на месте памятника появилась чаша со змеёй — сосуд Гигеи (Гигиеи) как символа медицины, отлитая по модели скульптора Николая Вальдмана (демонтирована в 2000-е годы) (рис. 8, 9).

В 1935 году в ленинградском Детском саду Дома культуры (бывшем Михайловском саду) установили выполненную Н. Ф. Вальдманом парковую скульптурную группу «Счастливое детство». Она изображала В. И. Ленина в окружении детей (рис. 10). В 1938 году советское почтовое ведомство выпустило серию из семи марок под названием «Дети страны Советов», и на одной из них художник И. И. Дубасов изобразил эту скульптуру вместе с реальными детьми на прогулке в саду (рис. 11). Но имя скульптора ни в одном каталоге советских марок не упоминали, так как его отправили вместе с семьей в ссылку в Саратов [3: 537].

Рис. 8. Н. Ф. Вальдман. Ссосуд Гигеи (Гигиеи). Санкт-Петербург. 2000-е годы23

Рис. 9. Н. Ф. Вальдман. Бронзовый барельеф с изображением биолога И. И. Мечникова24

Рис. 10. Л. П. Зиверт. Памятник «Ленин и дети» («Счастливое Рис. 11. Дубасов И. И. Почтовая марка детство») в Детском саду Дома культуры (б. Михайловский сад). из серии «Дети страны Советов». 193826 Скульптор Н. Ф. Вальдман. Ленинград. Май 1935 года. Фото25

В Саратове Н. Ф. Вальдман брался за любую работу. Он спроектировал Доску почета колхозов Саратовского края. Она была открыта в ноябре 1935 года у парка «Липки» (рис. 12). Демонтирована при установке памятника Н. Г. Чернышевскому летом 1953 года.

В 1936 году всей семье удалось вернуться в Ленинград после письменных обращений на имя наркома обороны К. Е. Ворошилова. И перед началом Великой Отечественной войны скульптор получил от Центрального военно-морского музея заказ на создание масштабной композиции «Моряки в гражданской войне». Она была определена в один из залов музея, открытый в здании Биржи (рис. 13, 14)27.

Рис. 12. Молодые мамы на площади им. Чернышевского в Саратове. Весна, 19522

Рис. 13. Один из залов Центрального военно-морского музея, открытый в здании Биржи. 194129

Рис. 14. Николай Фридрихович с сыном на фоне бюста адмирала М. П. Лазарева. Весна, 194130

Всю жизнь Николай Фридрихович был предан одной породе собак — спаниелям (рис. 15). Какое место они занимали в его жизни, можно судить по его экслибрису — владельческому книжному знаку, который создала для него ленинградский график, театральный художник Визель Татьяна Эмильевна (1904-1976) из известной художественной династии Визелей (рис. 16). Изображение для такого печатного знака всегда символично и наполнено разнообразной информацией о владельце, призванной в художественных образах передать его профессиональную принадлежность, отразить его личность, характер и интересы. И всё это необходимо уместить в рамки небольшого эскиза для изготовления штампа. Концептуальная картина мира Николая Фридриховича Вальдмана в экслибрисе представлена тремя фигурами, вписанными в треугольник. В его основание помещены спиной к зрителю изображения маленького мальчика и черного спаниеля, чьи взгляды обращены на обезличенную скульптуру женщины на высоком станке мастера в вершине композиции, сужающейся практически до точки, за которой только книги. Можно трактовать этот рисунок по-разному. Во многих культурах треугольник, обращенный вверх острием, символизирует мужское начало, а в античной традиции — стремление материи к духу. В данном случае прочитывается триединый образ вселенной Вальдмана, сотканный из книжных идиллий и жизненной эмпирики, куда, наряду со скульптурным изображением его жены-музы, сына, включена любимая собака.

Рис. 15. Н. Ф. Вальдман. Гипсовая статуэтка Рис. 16. Т. Э. Визель. Ex libris Waldman.

маленькой Маб. Фото31 Художественный экслибрис для книг

Н. Ф. Вальдмана. Ленинград. 1920-е годы32

Николай Фридрихович и его жена Елизавета Альбертовна Кюнцли являлись владельцами четырех спаниелей: Дези, Маб, Мод и Рези. Семейство Кюнцли, проживавшее в Швейцарии после 1918 года, также держало кокер-спаниелей швейцарского разведения. Маб, любимица Николая Фридриховича, черная с небольшой прядкой белых волос на груди, по мнению эксперта-кинолога Всероссийской категории И. Б. Русиной, стала прародительницей всех современных русских спаниелей (рис. 17, 18). Ее сын Негри несколько лет подряд признавался лучшим спаниелем соответствующей секции Ленинградского областного общества кровного собаководства (ЛООКС), а ее правнучка Нейда выжила в блокаду и дала первый помет в спасенном Ленинграде33.

Рис. 17. Спаниель Маб, Рис. 18. Н. Ф. Вальдман. Маб. Рисунок35

заводчик Н. Ф. Вальдман. Фото34

В 1941-м Н. Ф. Вальдман был снова призван на флот, командовал канонерской лодкой «Амгунь», был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. Он был награжден орденом Красной Звезды. После войны — капитан III ранга, преподавал в Высшем военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, на Курсах подготовки офицеров запаса36.

13 марта 1949 года трагическая случайность оборвала жизнь удивительно красивого во всех отношениях человека. По воспоминаниям внучки Н. Ф. Вальдмана Натальи Кирилловны Комаровой, он был любим и уважаем людьми, как близкими, так и едва знакомыми. Современники отмечали его благородство и глубокую порядочность, невероятную волю в сочетании с тонкой душой, скромностью37. Прожив яркую жизнь, Николай Фридрихович Вальдман успел проявить себя и в ратном деле, и в творчестве. Его наследие бережно хранится многими, в том числе и Музеем-Архивом истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН в г. Апатиты.

Список сокращений

ЦГП КНЦ РАН — Центр гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Российской академии наук

Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН — постоянно действующая выставка «Музей-Архив истории изучения

и освоения Европейского Севера» ЦГП КНЦ РАН

МКК — Морской кадетский корпус

ОГК — Отдельные гардемаринские классы

ВХУТЕИН — Петроградский высший художественно-технический институт ЛООКС — Ленинградское областное общество кровного собаководства

Примечания

1 Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Переписка. Исх. № 126. 1977.

2 Валиев М. Т. Биографическая страничка Вальдмана Николая Фридриховича. URL: http://www.kmay.ru/ sample_pers.phtml?n=468 (дата обращения: 01.04.2024).

3 Кирилл Николаевич Вальдман. URL: https://rb.rbook.club/author/11335998/ (дата обращения: 01.04.2024).

4 Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Переписка. Вх. от 26 апреля 1977 года.

5 Там же. Переписка. Исх. от 21 мая 1977 года.

6 Там же. НВФ 537.

7 Там же. ОФ 406.

8 Там же. Переписка. Исх. от 21 мая 1977 года.

9 Там же. Переписка. Вх. 540 от 26 сентября 1977 года.

10 Там же. Переписка. Исх. № 513 от 06 октября 1977 года.

11 РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 10-1. Д. 4В.

12 Валиев М. Т. Биографическая страничка Вальдмана Николая Фридриховича. URL: http://www.kmay.ru/ sample_pers.phtml?n=468 (дата обращения: 01.04.2024).

13 Гельмерсен, фон Г. М. Страницы истории // Военная быль. 1969. № 101. URL: //LEPASSEMILITAIRE.RU/ STRANICY-ISTORII-G-M-FON-GELMERSEN/ (дата обращения: 01.04.2024).

14 РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 3. Д. 16.

15 История воинских званий и формы одежды. URL://dzen.ru/a/Xfo-qTIzVACuJ-NL (дата обращения: 01.04.2024).

16 РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 3. Д. 16.

17 Там же. Ф. 873. Оп. 3. Д. 15.

18 Там же. Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 201. Л. 46-48.

19 Там же. Ф. Р-92. Оп. 18-4. Ед.хр. 27022.

20 Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ 402.

21 Там же. НВФ 293.

22 Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала: история в фотографиях. URL: //kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/ populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/pamyatnik-vi-leninu-u-finlyandskogo-vokzala-istoriya-v-fotografiyah/ (дата обращения: 01.04.2024).

23 Вальдман Н. Ф. Сосуд Гигеи (Гигиеи). URL://rodmananeve.ru/vernyotsya-li-bronzovyj-prmcz-na-litejnyj/ (дата обращения: 01.04.2024).

24 Русина И. Б. Знаменитые спаниелисты. Н. Ф. Вальдман. URL: //russianspaniel-spb.com/ValdmanNF.htm (дата обращения: 01.04.2024).

25 ЦГА КФФД СПб. Бр 8525.

26 Дубасов И. И. Дети страны Советов. 1938. URL: //stamps.ru/catalog/deti-strany-sovetov (дата обращения: 01.04.2024).

27 Русина И. Б. Знаменитые спаниелисты. Н. Ф. Вальдман. URL: //russianspaniel-spb.com/ValdmanNF.htm (дата обращения: 01.04.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Саратовский областной музей краеведения. Номер в Госкаталоге: 13241141. URL: //goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13368245 (дата обращения: 01.04.2024).

29 ЦВММ. 1941. URL: //navalmuseum.ru/history/1917_1940\ (дата обращения: 01.04.2024).

30 Русина И. Б. Знаменитые спаниелисты. Н. Ф. Вальдман. URL: //russianspaniel-spb.com/ValdmanNF.htm (дата обращения: 01.04.2024).

31 Там же.

32 Визель Т. Э. Ex libris Waldman. Художественный экслибрис для книг Н. Ф. Вальдмана. URL: //electro.nekrasovka.ru/books/6185552 (дата обращения: 01.04.2024).

33 Русина И. Б. Знаменитые спаниелисты. Н. Ф. Вальдман. URL: //russianspaniel-spb.com/ValdmanNF.htm (дата обращения: 01.04.2024).

34 Там же.

35 Там же.

36 РГА ВМФ. Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 201. Л. 46-48.

37 Валиев М. Т. Биографическая страничка Вальдмана Николая Фридриховича. URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=468 (дата обращения: 01.04.2024).

Список источников

1. Назаренко К. Б. Падение барьеров на пути к офицерскому чину: офицерский корпус русского флота накануне и в годы Первой мировой войны // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. № 24. С. 72-87.

2. Крестьянинов В. Я. Минные заградители типа «Амур» (1895-1941). СПб.: ООО ИТД «ЛеКа», 2008. 92 с.

3. Акулова Т. В. Рукописный журнал «Мурманския мидии» // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции. Мат. Ист.-краев. конференции «XXV Феодоритовские чтения» / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). Апатиты. Изд-во Кольского научного центра, 2023. С. 528-546.

References

1. Nazarenko K. B. Padenie bar"erov na puti k oficerskomu chinu: oficerskij korpus russkogo flota nakanune i v gody" Pervoj mirovoj vojny" [Falling barriers to the rank of officer: the officer corps of the Russian fleet on the eve and during the First World War]. Trudy' istoricheskogo fakuVteta Sankt-Peterburgskogo universiteta [Transactions of the the History department of St. Petersburg University], 2015, no. 7 (33), pp. 72-87. (In Russ.).

2. Krestyaninov V. Ya. Minny^e zagraditeli tipa "Amur" (1895-1941) [Minelayers of the "Amur" type (1895-1941)]. Saint Petersburg, 2008, 92 p. (In Russ.).

3. Akulova T. V. Rukopisny'j zhurnal "Murmanskiya midii" [Handwritten journal "Murmansk mussels"]. Sever v istorii i kuVture Rossii. Duxovnoe nasledie i tradicii. Mat. Ist.-kraev. konferencii "XXV Feodoritovskie chteniya" [North in the history and culture of Russia. Spiritual heritage and traditions. Mat. East edges conference "XXV Theodorite Readings"]. Apatity, 2023, pp. 528-546. (In Russ.).

Информация об авторе

О. В. Шабалина — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник.

Information about the author

O. V. Shabalina — PhD (History), Leading Research Fellow.

Статья поступила в редакцию 30.03.2024; одобрена после рецензирования 05.04.2024; принята к публикации 16.04.2024.

The article was submitted 30.03.2024; approved after reviewing 05.04.2024; accepted for publication 16.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.