Научная статья на тему 'Жизненное творчество как основа психологической работы с клиентами с поведением жертвы'

Жизненное творчество как основа психологической работы с клиентами с поведением жертвы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКА ЖЕРТВЫ / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ТАЛАНТА / VICTIM SET-UP / VITAL SETTING / VITAL CREATIVITY / PERSONALITY POTENTIAL / DURABILITY / HARDINESS / MECHANISM OF TALENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна

При переживании человеком трудных жизненных ситуаций часто всплывает на поверхность установка жертвы. Установка на поведение жертвы это специфическая форма социальной установки, в основе которой лежит инфантилизм, иждивенческая направленность, стремление к пассивной, выгодной адаптации в среде с использованием неконструктивных стратегий, препятствующих и затягивающих преодоление трудной ситуации. Т.к. жертва отличается особой изобретательностью, вся практическая работа предполагает переориентирование этого творческого механизма, но уже не на искусную манипуляцию, а на творческое разрешение проблем личностной сферы и проблем взаимодействия. Этому способствует психологическое сопровождение, в основе которого лежит практика жизненного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Одинцова Мария Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vitality creative work-Basis of psychological work with clients with behaviour of a victim's syndrome

At experiencing of difficult vital situations a man often emerge on a surface setting of victim. Installation on behavior of a victim the specific form of social installation in which basis infantilism, a dependant orientation, aspiration to passive, advantageous adaptation in the environment with use of not constructive strategy interfering and tightening overcoming of a difficult situation. Since the victim differs the special ingenuity, all practical work assumes reorientation of this creative mechanism, but not so skilful manipulation, but on creative permission of problems of personality sphere and problems of co-operation. Psychological accompaniment is instrumental in it, which practice of vital creation is underlaid.

Текст научной работы на тему «Жизненное творчество как основа психологической работы с клиентами с поведением жертвы»

Примечания

1 См.: Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 3. С. 85-95.

2 См.: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., 2008.

3 См.: Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005.

4 См.: Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004.

5 См.: МакМаллинР. Практикум по когнитивной терапии / Пер. с англ. СПб.,2001. С. 319-324.

6 См.: Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W. B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. Washington DC, 1993. P. 19-32.

7 См.: Малышев И.В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания // Ученые зап. Педагогического института Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2008. Т. 1, № 3-4. С. 33-41.

8 См.: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Указ. соч.

9 См.: Морли Ст., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной психотерапии в тренинге социальных навыков // Методические материалы для специалистов в области тренинга и психотерапии. СПб., 1996.

10 См.: Kushnir T.,Milbauer V. Managing stress and burnout at work: a cognitive group intervention program for directors of day-care centers // Pediatrics. 1990. V. 94. Issue 6.

11 См.: МакМаллин Р. Указ. соч.

12 См.: RamseyR.D. How to stay fresh on the job // Supervision. 1999. V. 60. Issue 5.

13 См.: Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания»: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.

14 См.: НикорчукН.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности // http://festival.1september. ru/articles/410399/.

УДК 159.9.01

М.А. ОДИНЦОВА

Московский институт психологии и педагогики E-mail: [email protected]

Жизненное творчество как основа психологической работы с клиентами с поведением жертвы

При переживании человеком трудных жизненных ситуаций часто всплывает на поверхность установка жертвы - специфическая форма социальной установки, в основе которой лежат инфантилизм, иждивенческая направленность, стремление к пассивной, выгодной адаптации в среде с использованием неконструктивных стратегий, препятствующих и затягивающих преодоление трудной ситуации. Поскольку жертва отличается особой изобретательностью, вся практическая работа предполагает переориентирование на творческое разрешение проблем личностной сферы. Этому способствует психологическое сопровождение, в основе которого лежит практика жизненного творчества.

Ключевые слова: установка жертвы, жизнетворчество, личностный потенциал, жизнестойкость, жизнеспособность, механизм таланта.

M.A. ODINTSOVA Vitality Creative Work-Basis of Psychological Work with Clients with Behaviour of a Victim's Syndrome

At experiencing of difficult vital situations a man often emerge on a surface setting of victim. Installation on behavior of a victim - the specific form of social installation in which basis infantilism, a dependant orientation, aspiration to passive, advantageous adaptation in the environment with use of not constructive strategy interfering and tightening overcoming of a difficult situation. Since the victim differs the special ingenuity, all practical work assumes reorientation of this creative mechanism on creative permission of problems of personality sphere.

Key words: victim set-up, vital setting, vital creativity, personality potential, durability, hardiness, mechanism of talent.

Современное состояние жизни общества, связанное с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и др.), создает определенные трудности для развития человека. Устав бороться со сложнос-

тями, человек часто прибегает к поведению жертвы. Такая установка способствует пассивности, инертности, безынициативности, стремлению «плыть по течению», получать поддержку, внимание, выгоду. Поведение жертвы - это особый пусковой механизм

© М.А. Одинцова, 2009

изобретательности, творчества для привлечения помощи извне. Жертва играет свою роль блестяще, она так аутентична, что может потерять себя в пространстве этой манипуляции. Подобное поведение можно объяснить социально-приспособительным феноменом или заболеванием, которое имеет свои уникальные характеристики, требующие более детального исследования в психологии. Это - великая манипуляция, отличающаяся многоликостью и чрезвычайной пластичностью, поэтому и психологическая работа должна быть продумана особым образом.

Для оказания психологической помощи клиентам с установкой на поведение жертвы может использоваться работа по психологическому сопровождению, направленная на разрешение трех видов проблем: экзистенциально-смысловых, аффективно-регуля-торных и трудностей в сфере социального взаимодействия.

В зарубежной психологии экзистенциально-смысловая тема детально разрабатывалась еще со времен З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга. Но ближе всех подошли к решению данного вопроса психологи-экзистенциалисты Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Франкл, В. Ялом, К. Ясперс. В отечественной психологии экзистенциально-смысловая проблематика исследовалась еще в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Сегодня данная тема нашла свое отражение в научных трудах Ф.Е. Василюка, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и ряда других исследователей.

Наиболее общим результатом научных изысканий в этой области явилось выделение концепции жизнетворчества Д.А. Леонтьева.

Жизнетворчество ученый определяет как расширение мира, жизненных отношений. И уточняет, что оно касается не переживаний, не форм репрезентации каких-то явлений мира, а самого мира, то есть оно направляет фокус внимания человека не в себя, а нару-жу1. Жизнетворчество - это творение собственной жизни, ее авторство.

Расширение мира помогает человеку посмотреть на себя со стороны, увидеть то, что при близком рассмотрении было едва заметно, помогает приблизиться к смыслу своего существования. Особенно это полезно де-фензивным клиентам с установкой жертвы.

Но здесь обнаруживаются противоречия. Одним из них является то, что таким клиентам, с одной стороны, свейственны чрезмерная склонность к самокопанию, самоконтроль,

болезненная рефлексия, а с другой - рефлексия - инструмент самопознания себя и другого. Болезненная рефлексия - признак тревожный, и психологу необходимо обращать на это особое внимание. Кроме того, клиенты с потенциально заложенной установкой жертвы - люди особенные, активизировать их сложно. Они могут сопротивляться всяческой работе над собой, так как им выгодно как можно дольше оставаться в пассивном бедственном положении жертвы и получать сочувствие, помощь окружающих и самого психолога. Психологу в данной ситуации необходимо проявлять гибкость, уметь мотивировать клиента через интерес «к себе любимому». Особое внимание следует обращать на личностный потенциал жертвы.

Многогранные аспекты личностного потенциала в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии принято обозначать такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняяопора,локусконтроля,ориентация на действие, воля к смыслу и др. В современной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию человека и совладание с жизненными трудностями. Это психологические понятие пассионарности, введенное Л.Н. Гумилевым, личностного адаптационного потенциала, определяющего устойчивость человека к экстремальным факторам, А.Г Маклакова. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие hardiness - «жизнестойкость», - введенное С. Мадди. Hardiness, согласно Большому англо-русскому словарю, - «выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, неустрашимость»2. Можно сказать, что это - психологическая живучесть, эффективность человека. Кроме того, жизнестойкость является показателем психического здоровья личности.

Одна из специфических форм проявления личностного потенциала - это возможность преодоления неблагоприятных условий развития. Эти условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут - внешними неблагоприятными факторами. Существуют заведомо неблагоприятные условия, которые действительно роковым образом влияют на развитие и служат оправдательной причиной бездействия и пассивности, но и их влияние может быть преодолено на основе личност-

ного потенциала. Ведь «человек может все, что хочет, если умеет сильно хотеть». Это именно та, на наш взгляд, гениальная идея, которая помогает разрешению аффективно-регуляторных проблем человека-жертвы.

В исследованиях Мадди (2006 г) выявлено, что высокий уровень жизнестойкости связан с воображением и креативностью в привычных условиях. Для нас это важный показатель, так как жертва отличается особой изобретательностью, и наше исследование и вся практическая работа предполагают его активизацию, но уже не для искусной манипуляции, а для творческого разрешения проблем личностной сферы и взаимодействия.

Принято выделять три компонента жизнестойкости, которые в виде основных целей помогают решать проблемы экзистенциально-смысловые, аффективно-регуляторные и социального взаимодействия при работе с клиентом-жертвой3.

1. Способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть. Жизнестойкость предполагает признание человеком своих реальных возможностей, принятие собственной уязвимости. Это может привести к экзистенциальной заброшенности, когда человек «удаляется» от жизни, не может активно и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Чтобы минимизировать онтологическую тревогу, не уходя от выборов, направленных в будущее, необходимо развить у себя экзистенциальное мужество, считает Мадди.

2. Умение находить смысл в различных сторонах действительности, сотворение смысла, чтобы при воздействии стрессовых факторов у человека возник способ создания своего собственного, уникального смысла взаимодействия с этим стрессовым миром. Такой подход позволяет Мадди сделать вывод, что жизнестойкость - это внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность в любых обстоятельствах, в отличие от разрушительной установки жертвы.

3. Бриколлаж (bricoleurs) - особая изобретательность, способность находить решение проблем при отсутствии необходимых или привычных инструментов и материалов. Такие люди «выжимают» максимум из всего,

что их окружает, придумывая неожиданное применение знакомым вещам.

Многочисленные психологические эксперименты показали теснейшую связь между интересом испытуемых к экзистенциальным проблемам и степенью жизнестойкости. У людей, часто имеющих дело с экзистенциальными проблемами и сохраняющих интерес к ним, выше готовность действовать в условиях неопределенности, тревоги, трудностей. У них больше уверенности в том, что происходящее полезно, так как является источником опыта4. На этом основании можно говорить о том, что жизнестойкость как система установок, будучи личностно устойчивой характеристикой, может целенаправленно развиваться с закреплением достигнутых позитивных изменений, что в корне отличается от установки на поведение жертвы.

Проблема социального взаимодействия в узком понимании означает трудности общения. Причины этого явления, его факторы в современной психологии исследуются достаточно интенсивно. Наиболее частыми причинами, по мнению большинства исследователей, выступают индивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления. Но блок социального взаимодействия предполагает не только гармоничное общение, но и реализацию себя, своих способностей, это «кровная» связь с жизнью своего народа, его культурой, историей, судьбой, это способность «продолжать себя во времени», вносить свой уникальный созидательный вклад в культуру и социум, как считает И.М. Ильинский5. Как видим, эта точка зрения близка к представленным выше теориям жизнестойкости и жизнетворчества.

Жизнеспособность, по И.М. Ильинскому, - это стремление человека выжить, не деградируя в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать себя и свои творческие способности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни6.

В центре системы работы психолога с человеком-жертвой лежит структурная концепция механизма таланта В.В. Клименко, заключающаяся в мысли о талантливости каждого нормального человека, обладающего не ущербным генотипом. С нашей точки зрения, талант может стать внутренним пусковым ме-

ханизмом развития личности с установкой на поведение жертвы с целью ее преодоления, созидания жизненного творчества. Талантливый человек - человек целостный, сильный, действующий самостоятельно, способный оригинально решать трудные жизненные задачи.

Механизм таланта, по мнению В.В. Клименко, состоит из нескольких составляющих, таких как энергопотенциал, мышление, воображение, чувства, психомоторика7. Поэтому и работа психолога нацелена на запуск данного механизма (каждой из его составляющих) в действие с целью повышения жизнестойкости, жизнеспособности и развития жизнетворчества клиентов.

Кратко рассмотрим составляющие механизма таланта. Энергопотенциал в структуру таланта введен В.В. Клименко далеко не случайно. Существует связь этого понятия с понятием личностного потенциала С. Мад-ди, рассмотренным выше. Ведь изначально С. Мадди разрабатывал свою теорию об особом личностном качестве - hardiness - в рамках проблемы творческого потенциала личности. Учение Мадди о жизнестойкости согласуется с его теорией личности, которую он определяет как теорию активации. Она описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Активация при этом обозначает уровень возбуждения, оживленности, энергичности.

Следующий компонент механизма таланта - чувства. Любой человек как субъект деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным созерцателем. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание человеком такого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь большинства людей с поведением жертвы. Включение в работу отдельных упражнений на развитие эмоциональной сферы дает возможность человеку выразить свое эмоциональное состояние, передать его в форме завершенных произведений, историй, стихов, эссе. Часто процесс творчества клиентов выглядит как неожиданное озарение, хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа.

Воображение - еще один структурный элемент механизма таланта. Оно позволяет

не только творчески решать обыденные проблемы, но и гибко реагировать в трудных жизненных ситуациях. Ведь одним из возможных путей, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной, по мнению В. Франкла, является творчество, а основным путем реализации творчества - труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека в качестве его вклада в жизнь общества, а не просто как его занятие. Развитию такого творческого отношения к жизни и труду помогает в первую очередь развитие действенного воображения.

Мышление - инструмент отображения деятельности. Высшей точкой развития мышления считается мудрость. В теории жизнестойкости С. Мадди данному качеству мышления уделяется особое внимание. Жизнестойкость, по его мнению, состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов: вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска). Вовлеченность - это активное участие во всем, что происходит с человеком. Контроль - это путь борьбы, в результате которой можно влиять на последствия происходящих вокруг событий. Вызов - это достижение мудрости, использование собственного опыта, позитивного или негативного, и удовлетворение этой мудростью. Мудрость - определенное достижение высокоразвитого мышления. Это, прежде всего, умение оценить проблему с разных сторон и отличить главное от второстепенного, что особенно важно в кризисных ситуациях при принятии ответственных решений. Мудрость - это и сохранение определенного внутреннего спокойствия, позволяющего человеку стать еще более деятельным и не терять самообладания в трудных ситуациях. Понять ситуацию, уметь вовремя вмешаться с целью ее позитивного изменения, способен только человек, обладающий мудростью. Кроме того, это - гибкость, своевременное и адекватное реагирование на любые неожиданные повороты событий, отсутствие предвзятого мнения, готовность к любым неожиданностям. Мудрость - это способность выхода за рамки проблемной ситуации, дальновидность, а она предохраняет человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергнуть непродуктивные решения. Мудрость - это и стремление понять и принять других без упреков и осуждения такими, каковы они есть на самом деле, и умение извлекать положительный опыт из происходящих событий.

И последний компонент - это психомоторика - механизм действия тела человека и искусство его регуляции, проще говоря, точность движений и действий. Про такого человека говорят: «У него золотые руки», а еще говорят: «Талантливый человек талантлив во всем», по большей части из-за хорошо развитой психомоторики. Психомоторика, по мнению В.В. Клименко, - живая система. В ее состав входят такие относительно самостоятельные, но специализированные функции, как произвольные моторные, сенсомоторные и идеомоторные процессы. Психомоторика означает и умения, мастерство, эстетичность действий, скорость, точность, целесообразность реагирования в ситуациях опасности.

Таким образом, мы видим, что работа психолога должна быть направлена на использование внутренних резервов самого клиента в оказании ему помощи в жизненном творчестве. Кроме этого, можно предложить клиентам работу с дневником, в котором будет вестись тщательная рефлексия каждой встречи. Активизация рефлексивных

процессов клиента-жертвы - одна из основных задач психологической помощи. Неслучайно многие психологи отмечают ведение дневника как наиболее эффективный способ работы над собой. Дневник часто является единственным молчаливым другом и всегда верным союзником, он позволяет взглянуть на события критически, разрядить накалившуюся обстановку, помогает запечатлеть интересные события жизни и т.д.8

Подводя итоги, можно сказать, что работа по психологическому сопровождению клиентов с поведением жертвы - целостная система, «живой» процесс. В ее основе лежит изменение установки жертвы с опорой на созидательный, творческий потенциал самого клиента, слаженную работу всех компонентов его механизма таланта. Та особая изобретательность, то творчество, те таланты, которые клиент с установкой на поведение жертвы использовал для манипуляций с целью получения поддержки, внимания, любви, определенной выгоды, постепенно переходят в конструктивное русло.

Примечания

1 См.: ЛеонтьевД.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // I Всероссийская науч.-прак-тич. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщ. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М., 2001. С. 100-109.

2 См.: АлександроваЛ.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. науч. тр. Вып.2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Ясницкого. Кемерово, 2004. С. 82-90.

3 См.: Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / Пер. И. Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. СПб., 2002.

4 См.: Леонтьев Д.А. Рассказанова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

5 См.: ИльинскийИ.М. Образование. Молодежь. Человек: статьи, интервью, выступления. М., 2006.

6 См.: Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996.

7 См.: Леонов А.А., Лебедев В.И. «Публичность» как экстремальный фактор групповой изоляции // Психические состояния. СПб., 2000.

8 Одинцова М.А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.

УДК 316.37

Л.Ю. ФОМИНА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения

В статье раскрыта актуальность изучения профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Представлен анализ данных качеств на основе проведенного психолого-педагогического исследования.

Ключевые слова: личность студента-психолога, профессионально важные качества, образовательный процесс.

© Л.Ю. Фомина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.