Научная статья на тему 'Жизненная позиция Александра Грина на основе феерии «Алые паруса»'

Жизненная позиция Александра Грина на основе феерии «Алые паруса» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
948
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Френклах Е. А.

Ещё в конце восемнадцатого века немецкий писатель Новалис создал образ «голубой мечты» (изначально этот образ происходит от происходит от голубого цветка, – это символ немецкой романтической поэзии, иными словами – чистой поэзии и совершенной жизни) в произведении «Генрих фон Офтердинген». Но Грин тем и уникален, что в двадцатые годы XX века создал свой, русский, символ мечты в виде Алых парусов, который до сих пор актуален (праздник выпускников в Санкт-Петербурге тоже называется «Алые паруса») и особенно необходим молодому поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненная позиция Александра Грина на основе феерии «Алые паруса»»

учения, его нравственные аспекты, то мы получим ту религию, о которой говорил Лев Толстой. В результате образ «чистой религии» в произведениях писателя представляет собой некоторый сплав религиозных учений, наиболее заметными компонентами, в котором являются христианство и буддизм. Однако этот синтез не включает религии в их полном и завершенном виде, то есть в том в каком их принято считать, а лишь их нравственно-этические аспекты, как важнейшие составляющие любого учения.

Список литературы:

1. Булгаков В. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого / В. Булгаков. - М.: Издание Издательской Комиссии Москов. Совета Солдат. Депутатов, 1917. - 235 с.

2. Толстой Л.Н. Воскресение / Л.Н. Толстой. - Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1979. - 479 с.

3. Толстой Л.Н. Не убий никого / Л.Н. Толстой. - М.: Посредник, 1907. - 30 с.

4. Толстой Л.Н. Разрушение ада и восстановление его / Л.Н.Толстой // собр соч.: в 22т. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 12. - С.390-405.

5. Толстой Л.Н. Что такое религия в чем сущность ея? / Л.Н. Тол -стой. - 56 с.

6. Толстой Л.Н. Это ты / Л.Н. Толстой. - М.: Посредник, 1906. - 24 с.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АЛЕКСАНДРА ГРИНА НА ОСНОВЕ ФЕЕРИИ «АЛЫЕ ПАРУСА»

© Френклах Е.А.

Гимназия «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург

Ещё в конце восемнадцатого века немецкий писатель Новалис создал образ «голубой мечты» (изначально этот образ происходит от происходит от голубого цветка, - это символ немецкой романтической поэзии, иными словами - чистой поэзии и совершенной жизни) в произведении «Генрих фон Офтердинген». Но Грин тем и уникален, что в двадцатые годы XX века создал свой, русский, символ мечты в виде Алых парусов, который до сих пор актуален (праздник выпускников в Санкт-Петербурге тоже называется «Алые паруса») и особенно необходим молодому поколению.

Тема жизни и произведений Александра Грина показалась мне изначально намного интереснее многих других. Во-первых, потому что А. Грин отнюдь не менее выдающийся автор по сравнению со многими другими писателями русской классики, но о нём нам почему-то известно со-

всем немного, и мне было бы крайне интересно раскрыть его личность в своей исследовательской работе.

Во-вторых, очень любопытной мне показалась идея Грина о создании счастья собственными руками, которая впоследствии отразилась в удиви -тельной и солнечной феерии «Алые паруса».

Во многом образ капитана Грея можно назвать автобиографическим, идеальным образом самого автора, который так и не смог воплотиться в реальности. Ведь если приглядеться внимательнее, то можно заметить, что даже имена Грин и Грей созвучны. Произведение «Алые паруса» очень явно перекликается с личной жизнью автора. Давайте выясним, чем же?

О матери известно довольно мало, в основном лишь то, что умерла она от чахотки, когда Саше было 12 лет. Но то, что потерявшему в отрочестве мать Грину всегда не хватало женской, материнской любви и ласки, и эта смерть сильно повлияла на его характер; то, что он всю жизнь этой любви искал, несомненно. Зато о Степане Евсеевиче Гриневском известно больше, чем о матери Грина. Он оставил и в душе, и в судьбе, и в творчестве писателя глубокий след. Вообще, отец Грина, несмотря на недостатки своего характера, был готов всё отдать ради мальчишки. И Грин это понимал и ценил. Всегда. Неслучайно в произведениях Грина так часто встречаются образы овдовевших отцов и так мало образов матерей. Как рассказывал сам Грин, маленького его страшно баловали, а подросшего всячески преследовали за живость характера и озорство. Читать и писать Грин научился ещё в 6 лет. А детские игры носили характер сказочный и охотничий. Десятилетнего Сашу Гриневского отдали в подготовительный класс. Успехов, честно говоря, было мало. На мальчика все жаловались, ни с кем не складывалось хороших отношений: ни с домашними, ни с учителями, ни с учениками. Но именно последним русская литература обязана появлению псевдонима Грин. «Меня дразнили двумя кличками «Грин-блин» и «Колдун»... В общем, сверстники меня не любили; друзей у меня не было».

После окончания подготовительного класса, дела Саши были так плохи, что отец был вынужден забрать мальчика на год из училища. Этот год он провёл дома, по собственному признанию « не очень скучая о классе».

В 1891 году он вторично поступил в 1-ый класс, а во втором классе проучился всего лишь 2 месяца, после чего был исключен. Причина заключалась в следующем: с детства у него была мания к стихотворству. Будучи 10-летним «реалистом», он написал пасквильное стихотворение на всех преподавателей. Шло время, а жизнь в семье для Грина становилась всё хуже и хуже. Мать ушла в запой. Маленький Саша часто подвергался порке и другим наказаниям. Позже мать заболела, отец тоже начал пить. Потом она умерла, отец остался один на один с многодетной семьёй. Конечно, разве мог ранимый и одновременно озорной мальчишка 14-15 лет жить в гармонии с самим собой в таких семейных обстоятельствах?! «Иногда я писал стихи и посылал их в

«Ниву», «Родину», никогда не получая ответа. Стихи были о безнадёжности, беспросветности, разбитых мечтах и одиночестве. Со стороны можно было подумать, что пишет сорокалетний человек, переживший многое, а не мальчик одиннадцати-пятнадцати лет». Но и сам мальчик подстать своим стихам: ни друзей, ни семьи, одиночество, запойное чтение книг. Видно, как бы в защиту от окружения, в борьбе со своей ранимостью, Грин рос самолюбивым, независимым, конфликтным и замкнутым. Что ж, всё это вполне естественно. С самого детства Саше Гриневскому не хватало самых простых вещей: домашней любви, понимания, внимательности к его личности. О да! Этот мальчик требовал к себе очень серьёзного внимания как никто другой. Им нужно было заниматься, а он был почти, что брошен на произвол судьбы. Я уверена, если бы с самого начала его окружала забота, если бы мальчик чувствовал «тепло домашнего очага», если бы он знал, что его семья - это надёжная опора и поддержка, может быть, тогда... Тогда, наверное, и не было бы тех прекрасных произведений, которые были написаны именно благодаря всему тому, что пережил Грин.

Во всех мемуарах настойчиво присутствует ещё один горький момент, за что бы дитя ни принималось, всё выходило у него из рук вон скверно: из него не вышло ни рыбака, ни дровосека, ни грузчика, ни солдата. Оставаться в Вятке, где писатель родился и жил до 16 лет, смысла не было и Грин в точно -сти, как и капитан, Грей, не желающий жить так, как предписывали законы сословий, решил отправиться в далёкое путешествие. Путь Грина лежал на юг, в Одессу, к морю. Он желал стать моряком, но это мало чем осчастливило ему жизнь, так как и здесь он не был на своём месте, хоть и хотел безумно.

В 1914 году Грин стал сотрудником журнала «Новый сатирикон», главным редактором которого был Аркадий Аверченко. Аверченко называл Грина «господин заядлый пессимист». Мне хотелось бы разобраться в причине такого своеобразного прозвища. Начнём по порядку.

В 1912 году солидные журналы Петербурга были недоступны, и Грин оставался на обочине литературной жизни. В литературе Грин был одинок, и писательская судьба его складывалась не слишком успешно. Таким образом поводов к пессимизму писателя было достаточно: одним из них стал тот факт, что Грина часто упрекали в подражании американскому писателю Эдгару По. «По определению одного маститого в то время писателя, Грин в литературе был очень способным имитатором» - из воспоминаний И. С. Соколова-Микитова. В любом случае - имитатор! - может ли быть худшее оскорбление для писателя? Тут речь идёт уже о творческом кредо Грина - возможность писать, о чём и как хочешь от своего имени - вот что было самым главным для писателя! Это была настоящая борьба за своё имя, за свои мысли и идеи. Помимо исторических или литературно-творческих причин гриновского пессимизма, было ещё одно - тоска по несовершенству мира - ещё один фактор, против которого Грин всю свою жизнь боролся. В экзотике необычайных

приключений небывалых стран и невероятных героев, в горделивом презрении к бытовой повседневности, в бойком отрицании общепринятого в морали и общественности, он всё-таки ищёт простой житейской правды: правды человеческих отношений, правды элементарной морали.

И всё-таки, наперекор всему, что составляло его каждодневное бытие, Грин пытался как-то выбраться, найти отдушину, радость, счастье.

Так возникает оптимизм А. Грина и рождается та философия чуда, которое надо делать своими руками, о чём писатель впоследствии скажет в «Алых парусах». И всё это было прекрасно, свидетельствовало о духовной эволюции автора. Я отдаю должное Александру Грину за то, что он не сдался, за то, что он создал столь сильный и прекрасный образ нашей, русской, и уже не «голубой мечты», как ранее, а «алой мечты»; образ, который заставлял радоваться жизни самого писателя и по сей день заставляет радоваться нас.

Когда читаешь произведение «Алые паруса», становится ясно, что именно экзотическая, фантастическая линия в творчестве Грина становится центральной. Герои Грина часто путешествуют; кроме того, особенным людям, решительным и мужественным героям, должна отвечать и особенная обстановка. Вместе с героями Грина мы видим и океан, и далёкие острова. Пламенный культ океана, чистого воздуха, чистой любви, возможной раз в жизни, составлял веру писателя. Любовь ко всему этому сделала из творчества Грина дикий и великолепный закат. Косые лучи, падая из-за разорванных обезумевших туч, озаряли трагическим блеском его любимый пейзаж: море, острова и людей лучшей породы.

Эпоха шестидесятых годов XX века стала подлинным гимном А. Гри -ну и особенно его солнечной феерии «Алым парусам», которая породила огромный интерес к личности и творчеству писателя. Именно тогда имя Грина сделалось известным буквально каждому советскому человеку. «Алые паруса» стали кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над скептицизмом. Однако всё это было гораздо позже, уже после смерти писателя, разумеется. А при его жизни же всё было совершенно иначе. Мастистые критики редко утруждали себя писанием статей об этом необычном авторе необычных для русской литературы вещей... Негласно было решено, что серьёзных проблем этот автор не ставит». И здесь у меня возникает вопрос: «Проблема? А почему всегда и во всех произведениях должна быть поставлена проблема?». Может быть, иногда следует посмотреть вокруг и понять, что решение к проблеме находится прямо перед нашими глазами, а мы его не видим? А быть может, чудо, о котором говорит Грин, например, в романе «Алые паруса» - это и есть тот самый «рецепт от всех болезней»?!

Живым доказательством того, что «алая мечта» до сих пор жива, является, например, актёр Василий Лановой. Он исполнял роль капитана Грея в

фильме «Алые паруса». На тот момент актёр был уже женат и, по-видимому, очень любил свою жену, поскольку с нетерпением ждал съёмок сцены с кораблём. На прекрасном «Секрете» Василий Лановой хотел приплыть к ней.

Ещё в 20-е годы XX века Александр Грин верил, что в голодный Петроград войдёт корабль с красными парусами. Его мечта сбылась много лет спустя уже после его смерти - ежегодный праздник выпускников в Санкт-Петербурге «Алые паруса». В этот торжественный день у каждого питерца есть возможность насладиться сказочным видом корабля «Секрет», на мачтах которого возвышаются великолепные алые паруса.

Подводя итоги рассказа об Александре Грине, хочется сказать, что это был аристократ духа. И это же качество, соответственно, присуще его главным героям. Они переросли свою среду благодаря тонкой душевной организации и любви к людям, независимо от их социального положения. Подобное отношение к окружающим выразилось, например, в любви и заботе капитана Грея о своей служанке Бетси. Тогда, будучи ещё совсем мальчишкой, он уже заступался за неё перед родителями, а главное, помог ей, двадцатилетней девушке, выйти замуж за конюха Джима, решив её финансовые сложности.

Нельзя и не упомянуть замечательные слова Ассоль к угольщику Филиппу: «Ты, верно, когда наваливаешь углём корзину, то думаешь, что она зацветёт».

Надолго осталось в моей памяти отношение Грея к уличным музыкантам. В них капитан разглядел ту же тонкую душевную организацию. Я приятно заметила, что Грей вообще умел разглядеть вокруг себя удивительных, умных, тонких и интересных людей. Собирая их вокруг себя, он создавал маленькое, но стойкое и надёжное общество. На основе феерии «Алые паруса» я сделала вывод и насчёт позиции самого писателя: общество капитана Грея (в мечтах и самого Грина) - это группа благородных, достойных единомышленников, при чём общество вполне реальное даже по сегодняшним меркам, потому что в идеях А. Грина, высказанных из уст капитана Грея, мы можем увидеть прямое руководство к реальной жизни. Вот вам и один из способов создания счастливого и крепкого общества, если на то пошло! И я лично соглашусь с такой расстановкой вещей.

Больше всего я люблю слова Грея: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками... Сделай это чудо, если ты в состоянии... Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть им - значит владеть всем».

Мы сами творим нашу жизнь, и насколько часто мы захотим делать себе чудо, настолько сказочной она и будет.

Мечтая и веря в чудо, которое может сделать каждый себе и окружающим, можно создать счастливое общество!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.