Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ ВО ИМЯ НАУКИ: НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАЛ. А ЛУКОВА'

ЖИЗНЬ ВО ИМЯ НАУКИ: НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАЛ. А ЛУКОВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ТЕЗАУРУС / БИОСОЦИОЛОГИЯ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ТЕЛЕСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / ВАЛ. А. ЛУКОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хорина Галина Петровна

В статье рассматриваются научные идеи Вал. А. Лукова по многим современным проблемам, связанными с молодежной проблематикой, тезаурусным подходом, биосоциологией, трансгуманизмом, социальной субъектностью, гуманитарной экспертизой. На основе использования широкого массива отечественной и зарубежной научной литературы автором осуществлен их глубокий анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE IN THE NAME OF SCIENCE: RESEARCH INTERESTS OF VALERY A. LUKOV

The article examines Val. A. Lukov’s research ideas on many contemporary problems related to youth issues, the thesaurus approach, biosociology, transhumanism, social subjectivity, and human expert evaluation. Using a vast array of Russian and foreign academic literature, the author carries out her in-depth analysis.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ ВО ИМЯ НАУКИ: НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАЛ. А ЛУКОВА»

DOI: 10.17805/ggz.2021.4.8

Жизнь во имя науки: научные интересы Вал. А Лукова

Г. П. Хорина Московский гуманитарный университет

В статье рассматриваются научные идеи Вал. А. Лукова по многим современным проблемам, связанными с молодежной проблематикой, тезаурус-ным подходом, биосоциологией, трансгуманизмом, социальной субъектно-стью, гуманитарной экспертизой. На основе использования широкого массива отечественной и зарубежной научной литературы автором осуществлен их глубокий анализ.

Ключевые слова: молодежь; тезаурус; биосоциология; трансгуманизм; телесность; социальная субъектность; гуманитарная экспертиза; конструирование; социальная реальность; тезаурусный подход; Вал. А. Луков

Life in the Name of Science: Research Interests of Valery A. Lukov

G. P. Khorina Moscow University for the Humanities

The article examines Val. A. Lukov's research ideas on many contemporary problems related to youth issues, the thesaurus approach, biosociology, transhu-manism, social subjectivity, and human expert evaluation. Using a vast array of Russian and foreign academic literature, the author carries out her in-depth analysis.

Keywords: youth; thesaurus; biosociology; transhumanism; physicality; social subjectivity; human expert evaluation; construction; social reality; thesaurus approach; Valery A. Lukov

Светлой памяти Валерия Андреевича Лукова

ВВЕДЕНИЕ

Валерий Андреевич Луков, известный российский ученый, философ, социолог, культуролог, специалист в области междисциплинарных исследований, доктор философских наук, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Ленинского комсомола. Уже то, что он является дважды доктором наук говорит о многом — о его глубокой фундаментальной подготовке.

Вал. А. Луков является автором более тысячи трехсот научных трудов, среди которых монографии, брошюры, статьи, тезисы. Вся его жизнь практически была связана с научной деятельностью, которая началась еще в студенческие годы, когда в 1966 году он вместе с братом Владимиром Андреевичем, известным ученым в области филологии, литературоведения, культурологии, обучаясь в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, принял участие в конференции, на которой они выступили с докладом об особенностях языка посланий царя Ивана Грозного (Луков В., Луков Вл., 1966).

Круг научных интересов Вал. А. Лукова достаточно широк и разнообразен, о чем свидетельствуют названия его работ: «Социальная экспертиза» (Луков, 1996), «Социальное проектирование» (Луков, 1997), «Социальное проектирование и прогнозирование» (Луков, 1998), «Компьютер и школа: социокультурные последствия компьютеризации» (Луков, Меламуд, 1998), «Вынужденная миграция: социальные последствия межнациональных конфликтов» (Луков, Нагдалиев, 2000), «Идея биосоциологии» (Луков, 2012а), «Теза-урусная социология» (Луков, 2018аЬеё) и др.

Большой пласт его научного наследия связан с исследованием проблем молодежи. Это подтверждается его монографиями: «Воспитание и глобализация: проблемы социологии воспитания» (Луков, 2007), «К теории социальных общностей» (Луков, 2009), «Теории молодежи: междисциплинарный анализ» (Луков, 2012Ь) и многими статьями («Вопросы идейно-организационного единства молодежного движения в условиях социализма» (Луков, 1975), «О теоретических и методологических вопросах изучения молодежного движения социалистических стран» (Луков, 1983), «Молодежь социалистических стран: участие в государственной жизни» (Луков, 1985) и др.).

ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ТЕЗА УР УСНОГО ПОДХОДА

При исследовании проблем молодежи Вал. А. Луков широко использует тезаурусный подход, который был им разработан совместно с Вл. А. Луковым в 90-х годах XX в. в монографиях «Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания» (Луков В., Луков Вл., 2008), «Тезаурусы II: тезаурусный подход к пониманию человека и его мира» (Луков В., Луков Вл., 2013), а также в других научных трудах.

В контексте тезаурусного подхода молодежь рассматривается Луковым в качестве социальной группы, куда входят люди, постигающие и присваивающие «социальную субъектность», которая мыслится им, как «способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала

(деятеля, творца) социальной реальности» (Луков, 2012Ь: 320). Молодежь занимает определенное социальное положение, связанное с ее возрастными особенностями, использует свои понятия, определения и термины (тезаурусы), отображает и воспроизводит их условный и жизненный мир. По его мнению, «тезаурусная концепция молодежи строится на фундаменте социальной субъ-ектности, которая применяется для выявления ее сущности и стремления прояснить пути присвоения молодежью через раскрытие ее противоречивых черт в опредмеченной деятельности и в фактах самосознания, выполняющих важную регулятивную функцию» (там же: 317).

Социально-возрастные особенности молодого поколения не позволяют им иметь достаточно глубокие знания о реальной действительности, в которой они живут, нормы морали и ценности. Для того, чтобы осуществить «конструирование социальной реальности и ее проектирование» им предстоит шаг за шагом овладевать этими знаниями, нормами, ценностями. Вал. А. Луков отмечает, что конструкции и проекты юношества могут существенно отличаться от конструкций и проектов взрослых и более динамично изменяться: «Особенностью молодежной среды является совмещение нескольких тезаурусных генерализаций, которое ведет к событийной гиперболизации одной из них, — той, что более других подходит в наличной жизненной ситуации» (там же: 468-469).317.

По Лукову, построение социальной действительности проявляется и в работе разнообразных молодежных сообществ: приспособление к изменяющимся условиям среды; достраивание действительности; изменение условий среды. На основании исследования этой проблемы он приходит к выводу: деятельность молодого поколения является существенным фактором ее социализации и принадлежит всем молодежным сообществам (см. подробнее: Там же: 386-401).

БИОСОЦИОЛОГИЯ И МОЛОДЕЖЬ

Будучи креативным человеком, Вал. А. Луков всегда находился на передовой современной науки. В качестве примера можно привести интерес к сравнительно новому направлению в междисциплинарных исследованиях — биосоциологии, которая, как он считал, дает возможность посмотреть на проблему связи «биологической природы человека с современным состоянием и путями развития общества» (Луков, 2013: 3). Биосоциология для него — это не только совокупность теоретических идей, но и практическая реализация социокультурных проектов с учетом биологического фактора. Поскольку современный социум все быстрее продвигается к эпохе постчеловека, важной, как

он полагал, может стать биосоциологическая интерпретация проблем, связанных с критикой «трансгуманизма как идейного обоснования массовых действий по изменению природы человека...» (там же: 4).

Интерес к биосоциологии молодежи был вызван работой Вал. А. Лукова над научным проектом «Теории молодежи: междисциплинарный анализ». Анализ более 1000 научных работ (из них 296 на иностранных языках) позволил ему подготовить фундаментальный труд, в котором глубоко и всесторонне, по сравнению с другими учеными, исследованы проблемы молодежи. Эта работа получила признание мирового научного сообщества. В ней сущность молодежи, базовые характеристики, особенности молодежного движения, молодежных субкультур, молодежной политики рассматриваются с точки зрения взаимосвязи социального и биологического, т. е. биосоциологии, и в рамках исследования человеческого потенциала России в целом. Успешной реализации проекта способствовало проведение гуманитарной экспертизы, направленной на «опережающее реагирование, призванное обнаружить возможные риски нововведений (включая и гуманитарные технологии), когда они еще не очевидны и слабо сознаются в обществе...» (Луков, 2006: 197).

На основе данных, полученных Вал. А. Луковым в результате проведенных многочисленных исследований по молодежной проблематике, были выявлены различные аспекты изменений, характеризующих телесность, интеллектуальный и социокультурный потенциал.

ТРАНСГУМАНИЗМ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА Не могли оставить равнодушным Вал. А. Лукова и проблемы, возникшие в связи с появлением изменяющей человека генной инженерии и возникновением у него признаков, отсутствующих в природе. Ученый широко использует понятие трансгуманизм как современную философскую теорию, согласно которой «человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития и под действием генной инженерии превращается в существо, подобное вещи, которое в зависимости от обстоятельств имеет различные интеллектуальные, креативные, физические и другие свойства» (Луков, 2017а: 245). В определенном смысле, пишет он, «трансгуманизм является метафорой, как метафорой является наиболее привлекательное в тезаурусном аспекте понятие трансгуманизма — бессмертие» (там же). Как метафоры, отмечает Вал. А. Луков, они сравнимы с тезаурусной концепцией, потому что «составляют субъектную организацию гуманитарного знания» (там же). И еще один момент, на который он обращает внимание. Концепция трансгуманизма, по сути, «является новой концепцией эволюции человека в современных условиях» (там же: 247), промежуточным звеном которой становится «трансчеловек», который

активно готовится стать постчеловеком, практически новым существом. В качестве такого существа возникает образ киборга, который все больше зависит от искусственного мира. Киборгизация волнует современную молодежь, так как дает возможность экспериментировать над человеком и открывает его новые телесные и интеллектуальные перспективы (см.: Луков, 2017Ь).

Вал. А. Луков в рамках концепции трансгуманизма подробно рассматривает эксперименты с телесностью и прежде всего боди-модификейшн как биосоциальный феномен, используемый в молодежной среде. Проанализировав обширные данные из «Википедии», он замечает, что часть практик модификации тела связаны с нарушением природной телесности вследствие хирургического вмешательства, пластической коррекции, но пока остаются практики, которые изменения не затронули. Они касаются генетической коррекции, которая покушается на биологию человека. Такие трансформации пока еще — дело будущего. Он пишет о причинах возникновения боди-модифи-кейшна, разном отношении к экспериментам с телесностью молодых людей (подробнее см.: Луков, 2019).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Компетентность и эрудиция в вопросах теории молодежи, молодежных проблем позволило Вал. А. Лукову оказаться среди тех, кто принимал активное участие в подготовке документов по государственной молодежной политики, проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», принятого в 1991 г. За эту работу он стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На протяжении многих лет он являлся руководителем рабочих групп Государственной Думы РФ по созданию проектов федеральных законов «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», принятый в 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», принятый в 1998 г., законопроектов в области государственной молодежной политики в регионах РФ (см.: Луков ... , б/д: Электронный ресурс).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Широкое видение Вал. А. Лукова многих проблем современности базируется на знании многочисленных научных источников и не только на русском, но и на иностранных языках, что позволило ему сформулировать ряд интересных научных идей и концепций, связанных с молодежью: тезаурусный подход, биосоциология, трансгуманизм, эксперименты с телесностью. Принятие научным сообществом его идей, касающихся молодого поколения, является лучшим подтверждением их жизнеспособности.

Талантливый ученый Вал. А. Луков был не только одним из авторов те-заурусного подхода, концепции биосоциологии как базовых принципов исследования проблем в междисциплинарных областях, но и личностью, обладающей поэтическим даром, который проявился еще в раннем детстве. Поэтому хотелось бы закончить статью его стихами.

Детские

Орленок

Едва открывши клюв, на мать Птенец решается пищать. Орлица гордая робеет: В птенце орел-властитель зреет.

Пень

Этот пень ужасно старый, Знал потопы и пожары, Больше всех устал на свете, А на нем играют дети.

Никто

Кто проложил дорогу эту? Никто.

Кто создал это колесо,

Чтоб можно было ехать к свету?

Никто.

Кто распахал Земли лицо, Засеял злаками долины, Кто научил нас делать вина? Никто.

Кто первый вылечил больного, Кто школу первую открыл, Кто первый улицу мостил, Кто раньше всех придумал слово? Никто.

Кто первым описал в стихах Любовь, надежду, горе, страх, Кто, ненавидя лицемерье, Впервые прокричал: «Не верю!», Кто первый друг, кто первый враг?

Никто! <...>

Да, нам даны не дни, но годы! Для всех...

А как же быть с одним, С единственным? Особ единственный и странен. Единственный — да он актер, Что ныне на слово остер, А завтра от словесной раны Умрет, — и вряд ли вспомнит свет Счастливого любимца бед. И что ж останется? Забыли? А имя? Нет!

Под слоем пыли Его не видно. Ушло на дно. Останется Никто — он вечен. И, как никто, он человечен. Потеря имени вдвойне Его повысила в цене. Да, я ли, вы ль — пустые звуки Для вдохновения Земли. Рычаг нашли не наши руки, Не мы огонь рождали в муках, Накрыт был стол — нас привели. <...>

Високосный год

Среди бумаг и слов, И белых тротуаров, Среди бесцветных снов И ярких витражей Приходит Новый год, Затянутый муаром, С мошной земных забот И воском ворожей. <...>

Был високосный год На день полней делами,

На день Аэрофлот Превысил летний фонд, На день любви лимит Растрачен всуе нами И долго не забыть На ночь продленный сон. За стеклами очков И за стеклом оконным Добрее сталь оков Декабрьского льда, И увезут в санях Заснеженные кони Вошедшие в меня Стихии и года. И этот год умчит В страну воспоминаний, Его окружит чад Торжественных речей, Рассудка абажур Прикроет свет желаний, И больше не скажу, Что снова я ничей.

(Из личного архива.)

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Луков, В. А. (1975) Вопросы идейно-организационного единства молодежного движения в условиях социализма // Вопросы истории международного молодежного движения / Томск. гос. ун-т. Томск. Вып. 4. С. 16-35.

Луков, В. А. (1983) О теоретических и методологических вопросах изучения молодежного движения социалистических стран // Международное молодежное движение: вопросы теории и методологии / Высш. комс. школа при ЦК ВЛКСМ. М. С. 18-36.

Луков, В. А. (1985) Молодежь социалистических стран: участие в государственной жизни // Советская панорама: Вестник АПН. Фестивальное приложение. 13 марта. № 4. С. 1-3.

Луков, В. А. (1996) Социальная экспертиза / Ин-т молодежи, каф. социологии. М. : Ин-т молодежи. 142, [1] с.

Луков, В. А. (1997) Социальное проектирование / Ин-т социальн. работы Ассоциации работников социальн. служб. М. 192 с.

Луков, В. А. (1998) Социальное проектирование и прогнозирование : учеб. пособие. М. : Социум. 160 с.

Луков, В. А. (2006) Гуманитарная экспертиза: от теории к практике // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 197-200.

Луков, В. А. (2007) Воспитание и глобализация: проблемы социологии воспитания : науч. монография. М. : Флинта ; Наука. 144 с.

Луков, В. А. (2009) К теории социальных общностей : науч. монография. 2-е изд., испр. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 80 с.

Луков, В. А. (2012а) Идея биосоциологии // Инновации в корпусе гуманитарных идей : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16-17 февраля 2012 г. Ч. 1 : сб. науч. трудов / под ред. В. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 83 с. С. 38-56.

Луков, В. А. (2012Ь) Теории молодежи: междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : «Канон +» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, В. А. (2013) Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с.

Луков, В. А. (2017а) Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 245-252. Б01: 10.17805^.2017.1.20

Луков, В. А. (2017Ь) Голем, Робокоп и Другие: российская молодежь о киборгах // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 42-55. Б01: 10.17805/гри. 2017.2.3

Луков, В. А. (2018а) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Луков, В. А. (2018Ь) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 2. 576 с.

Луков, В. А. (2018с) Тезаурусная социология: в 4 т.: монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 3. 608 с.

Луков, В. А. (2018ё) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 4. 640 с.

Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи: тезаурусная концепция молодежи : автореф. дисс. ... д-ра со-циол. наук. М. 42 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (1966) Некоторые особенности языка посланий Ивана Грозного // Язык и стиль художественного произведения : тезисы докл. IX науч.-теорет. и метод. конференции, организуемой кафедрой рус. литры, 26-28 мая 1966 г. / Московск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М. 168 с. С. 22-23.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Меламуд, В. Э. (1998) Компьютер и школа: социокультурные последствия компьютеризации. М. 85 с.

Луков, В. А., Нагдалиев, С. С. (2000) Вынужденная миграция: социальные последствия межнациональных конфликтов. М. : Социум. 128 с.

Луков, Валерий Андреевич (б/д) [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Луков,_Валерий_ Андреевич [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 20.05.2021).

Дата поступления: 25.05.2021 г.

REFERENCES

Lukov, V. A. (1975) Voprosy ideino-organizatsionnogo edinstva molodezh-nogo dvizheniia v usloviiakh sotsializma [Issues of ideological and organizational unity of the youth movement in the conditions of socialism]. In: Voprosy istorii mezhdunarodnogo molodezhnogo dvizheniia [Issues of the history of the international youth movement] / Tomsk State Institute. Tomsk. Issue 4. Pp. 16-35. (In Russ.).

Lukov, V. A. (1983) O teoreticheskikh i metodologicheskikh voprosakh izucheniia molodezhnogo dvizheniia sotsialisticheskikh stran [On theoretical and methodological issues of studying the youth movement in socialist countries]. In: Mezhdunarodnoe molodezhnoe dvizhenie: voprosy teorii i metodologii [International youth movement: Issues of theory and methodology] / Higher Komsomol School, Central Committee of the All-Union Leninist Young Communist League. Moscow. Pp. 18-36. (In Russ.).

Lukov, V. A. (1985) Molodezh' sotsialisticheskikh stran: uchastie v gosudar-stvennoi zhizni [Youth of socialist countries: Participation in public life]. Sovetskaia panorama: Vestnik APN. Festival'noe prilozhenie, March 13, no. 4, pp. 1-3. (In Russ.).

Lukov, V. A. (1996) Sotsial'naia ekspertiza [Social expert evaluation] / Institute of Youth, Department of Sociology. Moscow : Institute of Youth Publ. 142, [1] p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (1997) Sotsial'noe proektirovanie [Socialprojection] / Institute of Social Work, Association of Workers of Social Services. Moscow. 192 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (1998) Sotsial'noe proektirovanie i prognozirovanie [Social projection and forecasting] : A study guide. Moscow : Sotsium Publ. 160 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006) Gumanitarnaia ekspertiza: ot teorii k praktike [Humanitarian expert examination: From theory to practice]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 197-200. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2007) Vospitanie i globalizatsiia: problemy sotsiologii vospi-taniia [Upbringing and globalization: Issues of the sociology of personal development] : A research monograph. Moscow : Flinta Publ. ; Nauka Publ. 144 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2009) K teorii sotsial'nykh obshchnostei [Towards the theory of social communities] : A research monograph. 2nd edn., revised. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 80 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012a) Ideia biosotsiologii [The idea of biosociology]. In: In-novatsii v korpuse gumanitarnykh idei [Innovations in the framework of ideas in the humanities] : Proceedings of the conference of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities, February 16-17, 2012. Part 1 : A collection of research articles / ed. by V. A. Lukov and Vl. A. Lukov. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 83 p. Pp. 38-56. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012b) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow : Kanon+ Publ., RPOD "Rea-bilitatsiia". 528 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2013b) Biosotsiologiia molodezhi: teoretiko-metodologiches-kie osnovaniia [Biosociology of youth: Theoretical and methodological foundations] : A monograph. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. 430 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2017a) Transgumanizm [Transhumanism]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 245-252. DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20

Lukov, V. A. (2017b) Golem, Robokop i Drugie: rossiiskaia molodezh' o ki-borgakh [Golem, Robocop and Others: Russian young people on cyborgs]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 42-55. DOI: 10.17805/zpu.2017.2.3

Lukov, V. A. (2018a) Tezaurusnaia sotsiologiia [Thesaurus sociology] : in 4 vols. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 1. 608 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2018b) Tezaurusnaia sotsiologiia [Thesaurus sociology] : in 4 vols. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 2. 576 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2018c) Tezaurusnaia sotsiologiia [Thesaurus sociology] : in 4 vols. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 3. 608 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lukov, V. A. (2018d) Tezaurusnaia sotsiologiia [Thesaurus sociology] : in 4 vols. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. 4. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2019) Sotsiokul'turnye osnovaniia sub"ektnosti rossiiskoi mo-lodezhi (tezaurusnaia kontseptsiia molodezhi) [Sociocultural foundations of the Russian youth's subjectivity (Thesaurus conception of the youth)] : Abstract of the diss. ... Doctor of Sociology. Moscow. 42 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (1966) Nekotorye osobennosti iazyka poslanii Ivana Groznogo [Some features of the language of Ivan the Terrible's epistles]. In: Iazyk i stil' khudozhestvennogo proizvedeniia [Language and style of a fictional work] : Abstracts of the papers of the 9th Theoretical and Methodological Conference organized by the Department of Russian Literature, May 26-28, 1966 / V. I. Lenin Moscow State Pedagogical Institute. Moscow. 168 p. Pp. 22-23. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subjective organization of humanities knowledge]. Moscow : The National Institute of Business Publ. 784 p. (In Russ.).

Lukov, V. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: tezaurusnyipodkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow : The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Melamud, V. E. (1998) Komp'iuter i shkola: sotsiokul'turnye posledstviia komp'iuterizatsii [Computer and school: Sociocultural consequences of computerization]. Moscow. 85 p. (In Russ.).

Lukov, V. A., Nagdaliev, S. S. (2000) Vynuzhdennaia migratsiia: sotsial'nye posledstviia mezhnatsional'nykh konfliktov [Forcedmigration: Social consequences of interethnic conflicts]. Moscow : Sotsium Publ. 128 p. (In Russ.).

Lukov, Valerii Andreevich [Lukov, Valery Andreevich] (s.d.) Vikipediia: svo-bodnaia entsiklopediia [Wikipedia: The Free Encyclopedia] [online] Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Луков,_Валерий_Андреевич [archived in Wayback Machine] (accessed 20.05.2021). (In Russ.).

Submission date: 25.05.2021.

Хорина Галина Петровна — доктор философских наук, профессор кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-70-88. Эл. адрес: galhorina@mail.ru

KHORINA Galina Petrovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of History and Regional Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-7088. E-mail: galhorina@mail.ru

SPIN-код РИНЦ: 3147-8937

Для цитирования:

Хорина Г. П. Жизнь во имя науки: научные интересы Вал. А Лукова [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 4. С. 104— 116. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1535 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.4.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.