Научная статья на тему 'Жизнь ученого и ее смысл'

Жизнь ученого и ее смысл Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1074
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жог Валерий Иванович, Коломейцев Александр Евгеньевич

На основе размышлений о рациональном методе Рене Декарта как универсальном методе познания авторы эссе рассуждают о существе жизненного пути ученого, которое заключается в постижении истины – бесконечном движении к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жог Валерий Иванович, Коломейцев Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь ученого и ее смысл»

Общество, культура, наука, образование

Наука и обществ о

Жизнь ученого и ее смысл

Жог

Валерий Иванович,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Коломейцев

Александр Евгеньевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры систем управления Московского государственного университета технологий и управления 1

Декарт Р. Избранные произведения. -М.,1950.-С. 267.

На основе размышлений о рациональном методе Рене Декарта как универсальном методе познания авторы эссе рассуждают о существе жизненного пути ученого, которое заключается в постижении истины - бесконечном движении к ней.

Истина как личная собственность ученого есть высшая форма его духовного добра. Истина во мне должна быть понята мною, а само понимание тогда выступает как усвоение истинного смысла. Задача дедуктивного синтеза - это организация смысла: логического смысла - в грамматическом предложении, физического смысла - в математическом уравнении, целевого смысла - в технологической деятельности человека. Чтобы информация стала пищей для ума и основанием для жизненного управления, она должна иметь энергоемкий смысл, являющий себя как свет человеческого разума, который еще именуется как истины божественный свет. Подобно тому, как солнечный свет выступает основанием и источником соматической жизни (жизни тела), так и естественный свет разума мы должны считать необходимым условием и энергетическим основанием человеческой жизни вообще - как в соматическом смысле, так и в смысле спиритуальном (жизни духа). Духовная организация человека есть его духовный организм, в котором «я» выступает как «тело» духа - иначе говоря - мое «я» есть «моя» душа.

Свой рациональный метод - как пример и принцип благоразумия и добропорядочности в организации собственной жизни - Рене Декарт дарит нам и посвящает всем. Если в «Правилах для руководстваума» он перечисляет двадцать одно правило самостоятельного мышления, то в «Рассуждении о методе» число их сводится к четырем. Правило здесь есть особенное между принципом как всеобщим и действием как единичным - в мышлении и поведении «моего-я». Оставляя за собой авторское право совершенства рациональной методологии, Р. Декарт мотивирует свои действия тем, «что часто в произведениях, где отдельные части написаны несколькими мастерами, нет того совершенства, как в тех, над которыми работал только один»1. «Точно так же, - поясняет он, - старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно столь плохо распланированы по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера, что хотя, рассматри-

Жизнь ученого и ее смысл

Жог Валерий Иванович, Коломейцев Александр Евгеньевич

вая эти здания по отдельности, нередко находишь в них никак не меньше искусства, нежели в зданиях крепостей, однако при виде того, как они расположены - здесь маленькое здание, там большое - и как улицы от них становятся искривленными и неравными по длине, можно подумать, что это скорее дело случая, чем разумной воли людей»2. Разумная воля всегда упорядочена и нормирована. Причину же собственного сокращения количества правил метода Декарт называет сам: «Поскольку большое число законов часто служит лишь предлогом для их незнания и нарушения, - пишет он, - то чем меньше законов имеет народ, тем лучше он управляем, - при условии строгого соблюдения этих законов; и я подумал, что, вместо множества законов логики, мне достаточно следующих четырех - при условии твердого и неукоснительного соблюдения их безо всяких исключений»3.

Соотнося первое и второе из своих правил с интуитивным анализом и рациональной очевидностью, третье правило своего метода Р. Декарт определяет как формулу дедуктивного синтеза, которая имеет следующий вид: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»4. Для того чтобы интеллект мог иметь дело с простыми объектами, «нужно отстранить чувства и освободить воображение от всяких отчетливых впечатлений»5, чтобы иметь дело лишь с собственной их природой: в физике это может быть «атом» как некий неделимый объект, в математике -это «число» как простое понятие арифметики, в философии -это «идея» как неразложимое представление «понятия».

Движение к простому здесь - это путь редукции как интуитивного движения назад - к истокам своей мысли через обратный ход и затыльный взгляд. Posterior. Интуитивные действия недоказуемы в логическом смысле, а их объяснения носят характер субъективной мотивации и демонстрационного показа. «Нам нужно» и «можно показать». Дедукция ведь тоже интуитивна - в соупорядочении своих шагов. Искомое через редукцию простое есть абсолютное: «Абсолютным я называю все, - пишет Декарт, - что содержит в себе искомую ясность и простоту, например все, что рассматривают как независимое, причину, простое, всеобщее, единое, равное, подобное, прямое и т.п. Я считаю, что абсолютное является также самым простым и самым легким и что им надлежит пользоваться при решении всех вопросов»6. Иначе говоря, для того чтобы отделять наиболее простые и легкопонимаемые вещи от сложных и труднодоступных, соблюдая определенный порядок исследования, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от

РенеДекарт (1596 - 1650)

2

Декарт Р. Сочинения: В2-ХТ.-Т.1,-М., 1989. - С. 256.

Там же. - С. 260.

Там же.

5

Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. - С. 125.

6

Там же. - С. 96.

Общество, культура, наука, образование

Наука и общество

Ф. Гойя.

«Сон разума рождает чудовищ». 1797

7

8

9

Там же. - С. 97.

Там же. - С.397-398.

Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения: В 50-ти т. - Т. 3. - С. 3.

10 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. - С. 97.

11

Там же. - С. 300.

них другие: дальше, ближе или одинаково. Все вещи здесь - это божественные сущности: вещающие и извещающие «о себе» -в феноменальном порядке или молчащие и сокрытые «в себе» -в ноуменальном порядке. Относительное же является сложным, но имеющим туже природу, что и абсолютное, или, по крайней мере, нечто общее с нею, «благодаря чему его можно соотнести с абсолютным и вывести из него, следуя известному порядку»7. То есть данный вид редукции предполагает последующую реставрацию, как разборка и сборка часов например, ну ав сухом остатке мы имеем технологическую память на произведенные интеллектуальные операции, которые восстанавливают уже в слое рефлексии и осознанности наши генетические возможности в сфере познания как природные способности постигать истину и отличать ее от лжи, с учетом, конечно, используемого Р. Декартом принципа исономии, когда «под природой, рассматриваемой вообще, - как он пишет, - я понимаю теперь не что иное, как самого бога или порядок и расположение, установленные богом в сотворенных вещах; под своей же природой в частности я понимаю не что иное, как сочетание и соединение всех вещей, данных мне богом»8.

Природа, бог и порядок - «в-нас» - суть одно и то же - простое и абсолютное, однако сущность самого «я» здесь - вещь сложная и относительная, или, как это позже представляет К. Маркс, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»9. Не более чем. Р. Декарт развивает свою мысль: кроме общей природы с абсолютным, относительное «содержит в своем понятии еще нечто другое, что я называю отношениями. К последним надлежит причислить все, что называется зависимым, следствием, сложным, отдельным, множественным, неравным, несходным, косвенным и т.д.»10. Рацио есть отношение, а рациональное - относительное и соотнесенное: разумное - с целью, рассудочное - с оценкой, а здравый смысл и его мудрость соотнесены с жизнью как всеобщим - в своей абсолютности и относительности, сложности и простоте. Жизнь человеческого «эго» - это жизнь «автомата» -самодостаточного устройства для питания и размножения, самосохранения и самозащиты. Животное в нас - это наш эгоизм. «Это нисколько не покажется странным для того, - писал Р. Декарт, - кто знает, сколько различных автоматов, или движущихся машин, может создавать человеческое мастерство, используя при этом немного отдельных предметов по сравнению с огромным количеством костей, мускулов, нервов, артерий, вен и всех других частей, имеющихся в теле каждого животного; тогда он будет рассматривать это тело как машину, которая, будучи создана руками бога, несравненно лучше устроена и имеет в себе движения более изумительные, чем любая из машин, изобретенных людьми»11. Телесное во мне - мой животный ор-

Жизнь ученого и ее смысл

Жог Валерий Иванович, Коломейцев Александр Евгеньевич

ганизм, божественное в них - эгоистах и животных - живет как их биологическая программа. Животная жизнь эгоизма лишена благочестия и добропорядочности как базисных принципов человеческой совести в общинном существовании системы «я» и «мы». Но она имеет место быть в среде скопления индивидов. «Трактовка процессов жизни как машинообразно запрограммированных в смысле предварительно «заготовленных» ответов на внешние воздействия изгоняла схоластическую мистику из биологии и ориентировала на объективное изучение явлений органической природы»12.

Автоматична в нас природа нашего тела, автоматизму же тела противостоит разумность души. Из автоматов мы становимся людьми, когда не страсти управляют нами, а мы организуем их. «Это полезно знать для того, - читаем мы у Р. Декарта, - чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы дисциплинировать их и руководить ими»13. Телесный организм живого есть основание его духовного организма. В здоровом теле - здоровый дух. Духовная организация «моего-я» есть «мой» духовный организм и духовное тело «я» как мой разумный «дух». Духовный хаос надо не подавлять, а нужно его организовывать. Это же энергия моего нутра - моей натуры как ее природы. Оразумление воли - это становление человеческого духа, когда дух «моего-я» есть моя разумная воля вообще.

Задача дедуктивного синтеза - интеллектуальная реставрация божественной программы - как телесного организма, так и духовной организации «моего-я». Прямой ход моей мысли - это дедуктивный синтез расчетного пути наружу -к естественному свету истины из мрака лабиринта лжи - через объясняемые и понимаемые действия ума и воли по составлению узора жизненного поля как смыслового портрета «я», имеющего определенный вид и авторский замысел, где функции всеобщего мастера выполняет сам бог - как самодействующая «во-мне» программа. Дедуктивный синтез монтирует конструкт моего «я» через знание как силу и посредством истины как света - во благо «я» и «мы» как необходимого условия всеобщности и полноценности счастья. Люди ведь стремятся не к деньгам и славе и не к победе и успеху, а к простому человеческому счастью, что не только просто, но и гениально. Гениальное есть всеобщее, а существование всеобщего является более абсолютным, чем единичного, но и само абсолютное, хотя оно и является наиболее простым, можно назвать относительным, поскольку оно нуждается для своего осуществле-

Нервная система человека

Рене Декарт: «Раздражения ступни передается по нервам в мозг, взаимодействует там с духом и таким образом пораз-жает ощущение боли»

12

Нарский И.С. Западноевропейская фило-софияХУН века. -М., 1974. - С. 121.

13 Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.-С.623.

Общество, культура, наука, образование

Наука и общество

О. Роден.

«Мыслитель». 1880 -1882

14

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 1974. - С. 107.

15

Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.-С.278-279.

16

17

Там же. - С.279.

Декарт Р. Сочинения: В2-ХТ.-Т.1.-М., 1989,-С.ЗЗО.

ния и воплощения в единичных вещах: «я» - один, а «бог» -един. Вообще-то Р. Декарт соотносится со «своим-богом» весьма фамильярно и даже панибратски; можно сказать, что бог у него в кармане, как мобильный телефон, на что и указывает И.С. Нарский, отмечая как факт, что «роль, исполняемая богом в системе взглядов французского философа, чисто вспомогательная, - это средство, доставляющее ученого и его «я» к бытию природы и ее познанию»14; но если жизненный путь ученого состоит в методическом постижении истины и только, то содержание божественного в его сознании полностью исчерпывается как исполнительная программа, по которой «бог наделил каждого из нас некоторым светом для различения истины от лжи», а далее, «не собираясь касаться занятий других людей, - писал Р. Декарт, - я лично подумал, что для меня самое лучшее - продолжать то, что я уже делал, то есть употребить всю мою жизнь на совершенствование своего ума и по мере сил продвигаться вперед в деле познания истины, следуя методу, который я для себя принял»15.

Настоящий ученый - социальный эгоцентрист. «С тех пор как я начал применять этот метод, - развивается мысль, - я испытывал столь огромное удовлетворение, что вряд ли можно вкусить в этой жизни радости более приятные и более невинные; обретая благодаря ему каждый день те или иные истины, которые мне казались достаточно важными и обычно неведомыми другим, я испытывал столь полное удовлетворение ума, что все остальное меня вовсе не трогало»16. Любая программа соотносится с предписанием настоящего и предопределением будущего, как программа любой партии, например, но программная установка Р. Декарта особенна потому, что, во-первых, она показательна по своему содержанию, и, во-вторых, она пронизывает через свой порядок все миры - воображаемые и реальные в своих представлениях, и, хотя очевидно, «что ум наш конечен, могущество же божье, посредством коего он не только от века предписал все, что есть и что может быть,но также пожелал этого и это предопределил, - бесконечно»17, -достоверным здесь полагается то, что в самой божественной программе заложена возможность бесконечного процесса познания человеком мира истины в неисчерпаемом его многообразии. Человек способный должен стать человеком умелым -в этом суть интеллектуальной инженерии могущего «я». Декодировать программу божественного творения мира человека и мира природы, а затем воссоздать ее в элементах абсолютной истины как полного соответствия познающей мысли с познаваемым предметом - в этом смысл рационального откровения Р. Декарта. Кто-то позже назовет это догадкой, ну а кто-то - озарением. У бога нет чудес, зато у него есть сюрпризы. Истины без жизни нет - поскольку сама она только так и есть - как наш жизненный путь. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.