Научная статья на тему 'Жизнь после смерти в культуре молокан-прыгунов'

Жизнь после смерти в культуре молокан-прыгунов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь после смерти в культуре молокан-прыгунов»

Серафима Никитина

(Москва)

Жизнь после смерти в культуре молокан-прыгунов

Что ждет человека после смерти? Что ждет человечество после его конца? Как связаны малая и большая эсхатология? Как эти вопросы решаются в разных культурах? Мы рассмотрим некоторые стороны этой проблематики на материале современной культуры молокан-прыгунов - представителей русского народного протестантизма, анализируя главным образом употребление трех понятий: рождение, смерть и воскресение. Конкретным материалом будут служить хорошо известные в среде молокан, часто цитируемые ими тексты. Это «Откровение» Иоанна, сочинения пророка М.Г. Рудо-мёткина (Дух и Жизнь 1975), тексты духовных песен из молоканского сборника песен (СП 2004), описания некоторых обрядов прыгунов (Молитвенник 1959), а также зафиксированные мной в полевых исследованиях высказывания информантов-молокан по этим вопросам. Большинство рассмотренных текстов можно отнести к хилиа-стическим, то есть посвященным тысячелетнему царству Христа на Земле вместе с избранными людьми перед Страшным судом, за которым следует жизнь вечная или вечная смерть. Известно, что христианская церковь не приняла хилиастического учения, или премил-лениализма, суть которого при желании можно вычитать из «Откровения» Иоанна (Апокалипсиса). Идея тысячелетнего царства имеет огромное множество разных интерпретаций. Это учение продолжает существовать во многих христианских сектах и - в той или иной степени - принято некоторыми современными богословами. Анализ текста «Откровения» и обзор хилиастических учений представлен в книге священника Н. Кима (Ким 2003); о некоторых воззрениях и ключевых словах, связанных у молокан-прыгунов с тысячелетним царством, см. в наших работах (Никитина 1998, Никитина 2011).

Хилиазм и сегодня присутствует в культуре молокан-прыгунов, имеющих институт пророков, - в отличие от так называемых молокан постоянных, у которых пророков нет. У молокан постоянных сосуществуют самые разные мнения по вопросам загробной жизни и тысячелетнего царства, в большинстве своем близкие общехристианским церковным воззрениям. Главным адептом молоканского хилиазма является знаменитый молоканский пророк, живший в XIX в., Максим Гаврилович Рудомёткин, крестьянин из с. Алхазова Тамбовской губернии, переселившийся в Армению. Он использовал 20-ю и 21-ю главы Апокалипсиса, где говорилось о тысячелетнем царстве, в своем сочинении «Боговдохновенные изречения», состоящем из 14 книжек, написанных им в заключении в двух монастырях. Эти тексты наряду с сочинениями других молоканских пророков вошли в изданную в Калифорнии в 1928 г. книгу «Дух и Жизнь». Книга содержит основы вероучения молокан-прыгунов и многократно переиздавалась в США самими молоканами. Сразу отмечу, что безусловное следование верованиям и правилам, установленным М.Г. Ру-домёткиным, присуще не всем молоканам-прыгунам, а только его последователям, названным по его имени максимистами. Главным образом о них пойдет речь дальше.

Начну с основных отмечаемых событий человеческой жизни в описываемой культуре, составляющих основы круга жизни. Главные события - рождение, брак и смерть - у молокан сопровождаются обрядами, в одних своих аспектах связанными с народными элементами в соответствующих обрядах православных, в других от них далекими, и на этом подробно я останавливаться не буду. Отмечу только некоторые сугубо молоканские представления, а также правила жизни и богослужения, к этим обрядам относящиеся и имеющие непосредственное или опосредованное отношение к теме жизни после смерти.

Рождение ребенка - радостное событие, однако оно сопровождается нечистотой матери, которая продолжается 40 дней после рождения сына и 80 дней после рождения дочери. Главным событием, вводящим ребенка в социум, является обряд кщения.

Молокане отрицают водное крещение, но совершают обряд над младенцем с участием пресвитера, с чтением молитв, называя этот обряд кщением в противоположность православному крещению в воде (в русских диалектах, которые являются языком большинства мо-

локан, есть глагол кстить - фонетический вариант глагола крестить в литературном языке). Различие в звуковом облике слова они использовали для указания разных его значений. Молокане говорят: «Мы не крестим младенца, мы кстим его. Когда кстят, ангелы записывают его имя в Книгу жизни». Мне приходилось слышать, что человеку даются при кщении два ангела: один записывает добрые дела, другой - дурные; это продолжается всю жизнь и определяет его судьбу за гробом. Заметим, что раньше имя давали именно в обряде кщения; теперь часто родители дают его раньше этого обряда и сообщают пресвитеру, как назвали младенца.

При этом в молоканском обряде остается идея воды, но воды живой - очень любимого молоканами новозаветного понятия, которое понимается как образ благодати, Христовой спасительной любви; поэтому некщеный младенец называется неумытым или неомытым. Чаще всего это бывает, когда ребенок родился вне молоканского брака: это великий грех, и старцы отказываются кстить его: «Старики должны собраться и имя положить на человека; неумытый -значит, не помолились за него. И их (неумытых) нет в числе избранных. А когда вырастут, нельзя допускать к святому лобзанию (обряд прощения. - С.Н.). И нет на них благословения» (ЭМА). Более того, мне в Закавказье в 2003 г. рассказали невеселую историю о том, как дотошные старцы вычислили, что недавно родившийся ребенок был зачат немного раньше свершения брачного обряда. И его, ни в чем не повинного, не только не кстили, а значит, не записали в Книгу жизни, но и лишили важных для молокан возможностей: в будущем этот человек не сможет вступить в брак по-молокански, поскольку он считается незаконнорожденным, и скорее всего, не попадет в тысячелетнее царство.

Служба, посвященная новорожденному, изложена в Молитвеннике М.Г. Рудомёткина (Молитвенник 1959), который, как указано в начале книги, составлен арестованным к тому времени пророком «в Монастырских заключениях в период 1858-1877 гг.». Служба обычно производится в доме родителей. Пресвитер читает псалом 112 и благословенную молитву так, «чтобы под тению Пресвитерских рук была голова младенца»: «Благословляю я тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа; да почиет на тебе Дар Святого Духа, который будет управлять тобою во все дни жизни твоей» (Молитвенник 1959: 31).

Далее обычно поют не псалмы, а духовную песню, более простую по мелодии.

Нужно заметить, что в бытовом языке молокан, как и в языке духоборцев, почти не встречается глагол родился/родилась в применении к рождению ребенка; употребительно диалектное слово нашелся/нашлась: «Вышла замуж, так сначала девочка нашлась, а через два года мальчик нашёлся» (ЭМА). Слово рождение в духовных песнях чаще всего относится к Христу. Применительно же к человеку это слово появляется в контекстах противопоставления первого и второго рождения. Первое рождение - рождение плотского человека, или человека ветхого. Второе рождение - рождение духовного человека, принявшего в себя Святой Дух и полностью господствующего над человеком плотским. В духовной молоканской песне поется:

Первое рождение плоти угождение, А второе рождение Богу наслаждение (СП 2004: 127).

Максим Гаврилович, как говорится в песне № 1045, «лично поставлен над нами Самим Христом Главным всемирным царём». Он, как сам провозгласил, является воплощением третьего лица Троицы в образе человека:

Эх вы братцы и сестрицы,

Вы поверьте пожалуйста,

Что это Царь Израиля,

Ему имя Максим Гаврилович.

Первое рождение от грешной кости,

А второе - сам Господь с небеси,

Слава Богу, слава Богу,

Третье лицо явилось (СП 2004: 1180).

Можно было бы думать, что второе рождение уникально и что Максим Гаврилович - единственный, с кем это произошло. Однако это не так. Впервые «излитие Духа» в молоканской среде произошло в Таврии в 30-х гг. XIX в., в результате чего появились первые молоканские пророки, затем в Закавказье, в Армении, где стал пророком М.Г. Рудомёткин, и далее еще несколько раз в разных местах. В песне говорится:

Кто два раза не родится, В Сион иттить не годится, -

где Сион - это и святая гора, и избранный, спасенный народ, по Ру-домёткину - народ «прыгунов и скакунов».

Второе рождение, по-видимому, следует отличать от состояния раскаявшегося в грехах человека, вновь вернувшегося к Господу. Последнее скорее можно сравнить с оживлением раскаявшейся души, омертвевшей в грехах. Оно может случиться со многими людьми. Именно так толкуют все молокане - и прыгуны, и постоянные -притчу о блудном сыне. Ниже приводится текст ее толкования, записанный на съезде молокан в 1992 г. от одного из пресвитеров молокан постоянных:

Господь требует одно: чтобы мы хотели спастись. Прийти к Господу, раскаяться перед ним и прийти перед Господом таким, какой ты есть сегодня. Не ждать, когда ты бросишь курить, пить, обижать другого или красть. Нет, не жди, это сам можешь и не успеть за жизнь сделать. Приди до Господа такой, как есть, и скажи: «Господи, я прихожу к тебе, как есть. Прости меня, помой меня этою святою драгоценною кровью». Как пришёл некогда расточивший всё именье, получивший от отца блудный сын, с какими распростёртыми руками отец вышел ему навстречу! Он не глядел, что у него вся голова в болячках, что он грязный, оборванный. Он и шёл, подкрадывался навстречу отцу своему. Но когда увидел отец его, то, как мы читаем, братья и сестры, отец побежал навстречу, пал на колени перед этим грешником, перед этим виновником, сыном своим, объял его и приказал заменить ему одежду и сделать пир - будем есть и веселиться по такой причине. Сын сей пропадал, но он нашёлся, был мёртвый, но он ожил. Поэтому человек, пока не пришёл с раскаянием до Господа, он живой, но он мертвец, ходящий со всеми наравне по земле. Он неживой для Господа.

Рассмотрим теперь кратко обряд бракосочетания. Бракосочетание проходит весьма торжественно в молитвенном доме, начинаясь с молитвы, затем следуют поучения пресвитера, цитирующего тексты из Священного Писания; певцы поют псалмы из разных книг Библии, более всего из книги «Песнь Песней». Поют также духовные песни, большинство которых, посвященных именно браку, сочинил сам Максим Гаврилович Рудомёткин. В домах невесты и жениха, где также могли звучать псалмы и духовные песни, пелись и свадебные песни, исполнялись причитания: невесту обкричивали. Теперь это почти забыто, но жестокие романсы в качестве свадебных песен поют и до сих пор.

Для нашей темы существенно отметить, что брак для молокан -то, что нельзя разрушать. Развод практически невозможен, и если всё-таки семьи распадаются, то муж лишается всех престижных функций в общине, если они у него были. Например, главного певца могут больше не допускать к пению. Смертным (непростимым) грехом считается хула на Святого Духа, включающая колдовство, а также прелюбодеяние: «Если парень с девкой согрешат, то это можно простить, а если муж с чужой женой или жена с чужим мужем - не-простимый грех, и нет им спасения» (ЭМА). Такой человек практически не имеет шансов попасть в тысячелетнее царство.

Наиболее прямо связан с темой тысячелетнего царства обряд похоронный. Смерть является событием, отделяющим прожитую жизнь души в теле от другой полосы временного существования души -без тела, в «темных местах». По представлениям молокан-прыгунов, представлениям, идущим от Ветхого Завета, душа живет в крови человека, которая беспрерывно течет по всему телу. Когда человек умирает, кровь перестает течь, и бессмертная живая душа покидает тело, переходя в состояние, близкое к смерти. Так она существует неопределенное время - либо до первого, либо до второго воскресения. Это первая смерть, которая обычно замыкает общепринятый круг жизни.

Судьба души, пока она находится в «темных местах», может при определенных обстоятельствах несколько измениться. Показателен текст, записанный от молоканина-прыгуна в 2003 г. в Армении. Беседа с информантом была посвящена перманентно актуальному для протестантов вопросу о том, чем человеку можно спастись - верой или добрыми делами, однако для нас сейчас этот текст интересен тем, что он показывает динамику судьбы души даже там, где никакого изменения, казалось бы, не ожидается:

Идёть мужик, несёть беремя хлебов. А нищий идёть: «Дай, грит, кусочек хлеба, дай, умираю!» - «Отойди!» А тут одна буханка упала, и в грязь. Он было нагнулся за ней, а нищий вперёд схватил эту буханку. Да ладно! Она, буханка, была грязная уже.

Ну, время пришло - почил. А сын у него был не таков. Он творил милостыню, сирот не обижал, бедных не оставлял, вдову (мать) посещал, так, чтобы было всё нормально.

Ну, пришло время, и он постарел тоже, почил. Он пришёл туда, значит. Входит - отца не найдёт. Где отец? - туда-суда - это притча. Ага. Значить, к заведующему: «Где у меня тут должен отец быть, а где он?» -

«Пойдём, поищем». Ага. Сперва пошли искать делишки. Ага. Там ведо-мостя открыли, одну, другую открыли - всё чисто, ничего нет. Пойдем, глянем, где он. Пойдем к отцу. Пошли. Он с краюшку трещить. Где, где - в аду! Ну, не совсем в аду. С краюшку. Пойдем, там есть шкапчи-ки. Много-много шкапчиков. Пойдем в них глянем. Один открыли - нету, пятый, десятый - нету; самую крайнюю тумбочку открыли, и там в уголку лежит грязная буханка хлеба. Давай возьмём его оттуда. Взяли отца в лучшее место. Милостыня - она выше всего на свете. Она спасает даже от смерти - не этой, а от второй смерти, придём когда на Суд. Делами можно спастись (ЭМА).

Но пока - первое воскресение. Автор «Откровения», Иоанн, увидел, как сатана был скован на тысячу лет, а затем: «4И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр 20: 4-6). Вспомним, что там же в гл. 14 говорится о 144 тысячах, стоящих на горе Сион вместе с Христом. Это праведники -девственники, всегда следующие за Агнцем, куда бы он ни пошел, «искупленные от земли».

Рудомёткин говорит о семи миллионах, царствующих на Земле. Кто же они? Это не только умершие за Христа страдальцы и мученики, это и праведники всех времен, в том числе и те праведники, которые доживут до тысячелетнего царства и войдут в него живыми в своих измененных телах; остальные умершие страдальцы и праведники воскреснут в своих телах.

В «Молитвеннике» М.Г. Рудомёткин приводит тексты песен, которые нужно «петь с воплем» при погребении. Так, мужчине - от старца до пятнадцатилетнего юноши - поют песню, которая называется «О брате» и является молитвенным обращением к Богу с просьбой принять умершего в свой чертог. Там есть такие строки:

Благий Творец! Воплю я Тебе о нём,

Воскреси его в том же теле и душе,

По первому и святому воскресению,

Ибо Ты вечно еси человеколюбец (Молитвенник 1959: 36).

Итак, за любого своего члена прыгунская община (собрание) максимистов просит Бога о первом воскресении, как за праведника (предполагается, что человек, совершивший непростимый грех, из общины (собрания) изгоняется, и за него просить не будут).

Царство нужно заработать, нужно к нему духовно подготовиться, а не искать его как удобную территорию для проживания. Показательна в этом смысле история, рассказанная мне в 2003 г. в Армении, в с. Фиолетово (бывшем с. Никитино), где жил и стал пророком М.Г. Рудомёткин:

Когда Ной сошёл на землю, с Арарата, с ковчега, в первые года он стал засевать, получал стократный урожай. Во всех окрестностях текло мёд и молоко. С Америки приехали наши молокане, друзья, эту обето-ванну землю хотели посмотреть. Когда в Персию приехали, ихний шах повёл их к этой земле. Провёл - там заросли такие, непроходимые места. Увидели обширное место, богатое место. Семь миллионов можно заселить, да ещё приумножаться будет. И Бог открыл им ещё рай! Они как глянули: «Эх, продаем все своё и сюда переезжаем», - сами между собой. Теперь им голос говорить: «Сюда вы не войдёте. Сюда войдёт истощённый-истощённый, изгонимый народ, много пострадавший за слово Господне». И вот когда они голос услышали, тогда сильно потрясло их. Они домой поехали и года через три скончались. Это уже лет сорок назад было (ЭМА).

Итак, обетованная земля находится где-то около Арарата - священной, таинственной, одухотворенной горы, воспетой в песне:

О ты, великий Арарат,

Что скрываешь ты в сердце своём? (СП 2004: 555).

Рудомёткин пишет:

Я верю, что Бог Отец в Духе Сам воскресил Иисуса Христа из мертвых; и тем положил в Нем всем святым начало воскресения.

Почему Он же и во мне положит в тот день для всех живых святых начало изменения не просвиркою и вином, но Духом Своим святым.

И кои все мы таковые воскресшие и изменившиеся, лично явимся Ему за наградою, комуждо по делу воздаст их,

Тогда вы живые и обновленные, останетесь все при мне на земле на всю тысячу лет,

А те воскресшие от умертвия, все отправятся с Христом в пределы своя на гору Сион и воцарятся там с Ним на тысячу лет (Дух и Жизнь 1975: 446-447).

Обратим внимание на то, что Рудомёткин всех достойных тысячелетнего царства разделил на две группы: живые останутся с ним, воскресшие первым воскресением мученики уходят с Христом в другое место. Возможно, что он имел в виду только 144 тысячи замученных, упомянутых в Апокалипсисе, а теперь «воскресших от умертвия». Тогда понятно, откуда у Рудомёткина постепенно набираются миллионы. Об этом разделении Рудомёткин более не упоминает и далее говорит о тысячелетнем земном царстве Христа как о своем тоже.

Рассмотрим, что происходит в тысячелетнем царстве. Люди, достойные царства, по Рудомёткину, претерпели телесные изменения. Что это за изменения, не очень понятно, однако идея изменения - и телесного и духовного - широко представлена в духовных песнях:

Все мы будем в измененьи,

Тысячу лет Мы будем царствовать (СП 2004: 388).

И будем мы там все в измененьи, В нетленных телах всех святых (СП 2004: 351).

Как живут избранные в тысячелетнем царстве Рудомёткина? Что они делают? Обращаясь к земле обетованной, Рудомёткин пишет:

На тебе тогда прежде нас всюду проживали злыя люди Гоги и Маго-ги. Коих Сам Господь ради нас людей Своих избранных, истребил всех их с лица земли.

И в чём ты была всегда ими во время их, вся осквернена поклонением рукотворенным идолам, и молением мазным досчатым иконам <...> и равно с тем, ядением скверных свиных мяс (Дух и Жизнь 1975: 359360).

Судя по описанию, истреблены будут православные. Стоит заметить, что сегодняшние прыгуны несравненно толерантнее своего вождя и считают, что спастись могут люди всех верований, если они были преданы Закону этой веры. Рудомёткин же оставляет на пространстве обетованной земли магометан, которые будут «слуги и кормители наши навсегда, также жены их будут служанки и кормилицы детей наших, всюду с поклонами им до земли» (Дух и Жизнь 1975: 361), потом прибавляет к ним «верных язычников». И те и другие будут приносить хозяевам тысячелетнего царства «драгоценные

дары, злато и ливан и разные сладкости... и ризы тканые со златом чистым из виссона, также равно всякого скота, коему не будет счету и числа...» (Там же: 363). И кто не захочет служить, тот погибнет от удара «электрического» солнца.

Рудомёткин рисует картину великого града в обетованной земле: «Скоро у нас соградится нами для всех один святой стан и град возлюбленный, прямо на месте полевом, среди самой земли нашей матери вся вселенныя <...> в округлости десяти верст <...> где поместятся в нем всех жителей до седьми миллионов святых человек» (Там же: 361).

Рудомёткин дает описание великолепного града в тысячелетнем царстве, близкое к описанию Нового Иерусалима из «Откровения», где он опускается на землю после Страшного суда, то есть после окончания тысячи лет. Описан Дом Божий, к которому идут на поклонение Господу. Дом создан из драгоценных камней, снаружи облит серебром, а изнутри чистым золотом (Там же: 364-365).

В двенадцати дворцах града живут двенадцать царей-иереев, с ними двенадцать главных князей-царедворцев. Они исполняют службу в Доме Божием каждый в году по целому месяцу бессменно (Там же: 367). Такое описание входит в некоторое противоречие с повторенным Рудомёткиным утверждением Апокалипсиса о том, что в тысячелетнем царстве «всякий муж будет царь и священник, а при нём всякая жена царица и священница» (Там же: 514) и что в царстве все будут равны.

Из цитируемого ранее очевидно, что необходимые для нормального течения жизни пища и одежда будут обеспечиваться слугами-магометанами. Чем же будут заниматься жители тысячелетнего царства, избранные Богом люди? Возможно, они возводят град? Рудо-мёткин на этот вопрос не отвечает. Скорее всего, их главным делом будет служение Богу в Божием Доме.

Будет ли в этой новой жизни что-то сходное с предыдущей обычной земной жизнью? Да, и прежде всего Рудомёткин говорит об идеальной супружеской любви. В тысячелетнем царстве будет брак, как он пишет, «новобрачное супружеское совокупление по примеру Исайя пророка с пророчицею (Исайя 8: 3). Ибо в то время всякому мужу будут жены рождать детей безболезненно и, аки зачатием любви святых Авраама и Иакова, которых семя благословлялось святым выше всех языков <.. .> А святость ваша состоит в том, чтобы

всегда нелицемерно любить друг друга якоже всяк сам себя <...> Ибо Бог есть любовь, а не вражда с братом и сестрою» (Дух и Жизнь 1975: 514-515).

Будут ли производиться какие-нибудь обряды над новорожденным? Рудомёткин об этом не пишет. Однако в Книгу жизни новорожденные, как представляется, должны быть записаны: ведь родившиеся вырастут и захотят вступить в брак. С течением времени население обетованной земли может значительно вырасти, и семь миллионов не покажется слишком большим числом.

В тысячелетнем царстве каждые сто лет происходят поновления: тела проживших сто лет снова становятся юными. Может быть, следует считать, что новый круг жизни - не тысяча лет, а десять кругов по сто?

Есть ли смерть в тысячелетнем царстве? Да, есть для тех, кто нарушает всеобщий закон любви в любом его виде - это смертный грех перед Богом. Согрешивший уничтожается какой-то формой электричества, как сказал один информант, электрическим током, но только в конце столетнего периода.

Возможно, на эти и некоторые другие вопросы можно найти ответы в беседах с максимистами и другими сектантами - приверженцами хилиазма, то есть в целенаправленной полевой работе в этой среде.

В конце тысячелетнего царства на краткое время снова восстает сатана, его ввергают в огненное озеро. Наступает всеобщее, или второе, воскресение и вторая смерть в огненном озере как приговор Страшного суда.

Вторая смерть будет не для всех воскресших. Некоторые мак-симисты считают: кто согрешит в тысячелетнем царстве, умирает навсегда, тогда как для согрешивших на земле и умерших первой смертью есть надежда, что после Страшного суда они в конце концов, побыв «в темном месте», воскреснут вторым воскресением и попадут в царство небесное. Вспомним в связи с этим притчу о грязной буханке.

Итак, пары первое и второе рождение, первая и вторая смерть, первое и второе воскресение имеют один общий признак, обозначенный порядковыми числительными, указывающими на последовательность. Однако пары, которые они образуют, противопоставлены содержательно весьма различно по отношению к конкретному чело-

веку в конкретных обстоятельствах. Так, первое и второе рождение противопоставлены как телесное/плотское и духовное и совершаются в первом жизненном круге. Первая и вторая смерть развивают идею этого противопоставления, усложняя ее некоторыми условиями. Так, первая смерть, смерть телесная, в обычной земной жизни не может быть окончательной духовной смертью, ибо душа бессмертна и воскреснет с телом при первом или втором воскресении; если же первая смерть наступила в тысячелетнем царстве (при условии, что человек вступил в него живым, но согрешил), то она будет для него окончательной и вечной смертью души, которая, как и тело, более не воскреснет и, как при второй смерти, будет ввергнута в огненное озеро. Первое воскресение в тысячелетнем царстве почти для всех воскресших является окончательным воскресением, однако для согрешивших в течение тысячи лет может наступить вторая смерть. Второе воскресение мертвых на Страшный суд является для воскресшего первым воскресением, если в тысячелетнем царстве он не был. По-видимому, для большинства людей, как это следует из Апокалипсиса, второе воскресение ведет ко второй смерти.

По истечении срока тысячелетнее царство молокан превращается в рай. Он находится там же, только территория, по мнению информантов, должна быть расширена. Как же живут в раю? В вечности нет круга времени. Что делают обитатели рая? На этот вопрос мак-симисты, как и другие молокане, высоко ценящие красивое псалмопение, мне отвечали: «Ничего не делают, только поют».

Литература и источники

Дух и Жизнь 1975 - Дух и Жизнь. Книга Солнце. Переиздана фотографическим способом Павлом Ив. Самариным. Los Angeles, California, USA, 1975 (в цитатах сохранена пунктуация издания. - С.Н.).

Ким 2003 - священник Николай Ким. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования ХХ главы Апокалипсиса. СПб., 2003.

Молитвенник 1959 - Молитвенник или Обряд Богослужения Христиан Молокан Духовных Прыгунов. Составлен вождем Сионского народа Максимом Гаврил. Рудометкиным в Монастырских заключениях в период 1858-1877 гг. 1959 г. Издание Павла Иван. Самарина в ЛосАнжелесе, Калиф., Америка (в цитатах сохранена пунктуация издания - С.Н.).

Никитина 1998 - Никитина С. Сотворение мира и концепт Исхода/похода в культуре молокан-прыгунов // От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998. С. 220-230.

Никитина 2011 - Никитина С. Земное царство Христа в молоканском фольклоре сквозь призму ключевых слов // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова: Сборник научных статей. СПб., 2011. С. 189-202.

СП 2004 - Сионский песенник столетняго периода христианской религии Молокан Духовных прыгунов по всему миру. Первое издание. ЬЛ, 2004 (в цитатах сохранена пунктуация издания - С.Н.).

ЭМА - Экспедиционные материалы автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.