Научная статья на тему 'Жизнь людей 50+ в пространстве Интернет'

Жизнь людей 50+ в пространстве Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
617
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ РАЗРЫВ / INTERREGIONAL CULTURAL GAP / ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВАЦИИ / PERSONAL MOTIVATIONS / МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ / CONSUMPTION PATTERNS / CULTURAL-INFORMATION FACTOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вершинская Ольга Николаевна, Скворцова Елена Евгеньевна

В статье проблема использования Интернет людьми старшего возраста рассматривается с двух сторон статистического и междисциплинарного подходов. Статистика показывает, что бóльшая часть людей старшего возраста в РФ еще не воспринимают виртуальное пространство. Государственными и бизнес-структурами предпринимаются меры для обучения пенсионеров компьютерной грамотности и пользованию Интернет, что позволит повысить качество их жизни, уменьшить межпоколенческий культурный разрыв. Однако эти действия строятся без понимания сути природы возникновения и развития информатизации, не позволяя ответить на вопрос, кто и почему из людей старшего возраста еще не пользуется Интернетом. Ведущая роль в междисциплинарных исследованиях придается личностным смыслам, неформальным правилам и отношениям. Сделана попытка показать разницу в оценках проблемы и глубины ее исследования при статистическом и междисциплинарном подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet life of people aged 50+

The article considers the issue of Internet usage by people 50+ from two angles: in statistical and interdisciplinary approaches. Statistical analysis shows that in the Russian Federation most elderly people are not involved in the virtual world yet. State and business structures are taking measures to train retired people in computer and Internet literacy that would improve their quality of life and reduce the intergenerational cultural gap. But these actions are not based on understanding of the nature of the emergence and development of informatization, and they do not answer the question, who of the elderly people and why are not using Internet. The leading role in interdisciplinary studies is attributed to personal values, informal rules and relations. The authors make an attempt to show the difference between the statistical and interdisciplinary approaches in the assessment of the problem and the depth of investigation.

Текст научной работы на тему «Жизнь людей 50+ в пространстве Интернет»

ИНТЕРНЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Вершинская О.Н., Скворцова Е.Е.

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ 50+ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТ

Наступила эпоха IV коммуникационной революции, меняющая правила и возможности коммуникации между людьми. Первой революцией было изобретение письменности, второй — изобретение книгопечатанья, затем телеграфа, и теперь — Интернета, радикально меняющего формы и способы общения. Глобальными трендами распространения Интернета в настоящий момент являются рост числа его пользователей, в том числе женщин, пенсионеров и интернет-пользователей с мобильных устройств.

Вовлеченность в Интернет населения России в целом соответствует мировым тенденциям1 и по этому показателю ее можно отнести к развитым странам [1]. В 2015 г. в РФ количество интернет-пользователей на 100 человек приблизилось к США (71 и 84 человек, соответственно).

Процесс интернетизации в России начался позднее, чем в США, но

1 Исследование «Offline население: барьеры на пути внедрения Интернет» проводится ежегодно международной компанией McKinsey& Company. Источниками данных являются «World development indicators», World Bank, 2014-15; International Telecommunication Union (ITU), EWorld telecommunication/ICT development report».

проходит высокими темпами, и разница между этими показателями двух стран быстро сокращается. Темпы роста этого показателя в России выше — показатель вырос в 1,7 раз (с 43 в 2005 г. до 71 в 2015 г.), в США — в 1,2 раза [2; 3].

В 2015 г. практически все трудоспособное население РФ было «охвачено» Интернетом. Для наиболее молодой группы 18-29 лет показатель вовлеченности в сеть составлял 97%. Рост аудитории Интернет происходил преимущественно за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста. Доля людей среднего возраста (30-54 года), пользующихся Интернетом в 2015 г., составляла 79% (рост 23% по сравнению с 2013 г.), доля людей старшего возраста (55+) — 25% (рост 46% по сравнению с 2013 г.) [4].

Возрастная структура интернет-пользователей в 2015 г. по сравнению с 2005 г. демонстрирует значительное увеличение количества пользователей старших возрастов. Если в 2005 г. лица в возрасте 45-54 года составляли 10%, а 55+ — всего 2%, то в 2015 г. возрастная группа 46-60-летних увеличилась до 58%, а 60+ — до 23% (рис. 1).

55+ 45-54 35-44 25-34 18-24

В7

10

I 27

утг

1 44

23

42

60

] 73

60+

46-60

31-45

18-30

] 23

58

1 93

99

□ весна 2010 □ весна 2005 □ весна 2015

Источник: ФОМ. Опрос «Интернет в России» 18+. Выпуск 11. Весна 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/o051101; Интернет-аудитория растет быстрее, чем ожидалось [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/ report/cat/smi/smi_int/pressr_150611

Рис. 1. Изменение возрастного состава пользователей Интернет в РФ, % от взрослого населения

Вовлеченность людей старшего возраста, людей со средним уровнем образования и с низкими доходами в Интернет значительно выросла по сравнению с 2005 г., но еще далека до максимума.

Государственные и бизнес-структуры в России помогают людям старшего возраста адаптироваться к информационным технологиям для повышения качества их жизни. Пенсионеры обучаются на курсах цифровой грамотности, для них создаются информационные сайты, порталы, проводятся конкурсы, разрабатываются учебные пособия.

По мнению министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина: «Происходит глобальная информатизация всех сфер жизни общества, активно развивается "электронное правительство", внедряется предоставление госуслуг в электронном виде, поэтому сейчас обучение пожилых людей компьютерной грамотности, использованию современных информационных технологий в повседнев-

ной жизни приобретает важнейшее значение <...> Только в течение 2013 года было открыто 1788 компьютерных классов, которые оснащены 3045 компьютерами. В них прошли обучение навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет 216 тысяч людей пожилого возраста»2. В Москве курсы компьютерного обучения есть в каждом центре социального обслуживания. Пенсионеры получают навыки пользования Интернетом и различными компьютерными программами.

Союз пенсионеров России и компании МТС в 2016 г. открыли специальные классы по обучению пенсионеров мобильной грамотности в Москве, Республиках Адыгея и Дагестан, Краснодарском и Алтайском крае, Орловской, Саратовской, Курганской, Новосибирской и Амурской областях3.

2http://www.bizhit.ru/index/vozrast_veb_polzova telej/0-240

3 Там же

Ростелеком и Пенсионный фонд РФ разработали учебное пособие и интернет-портал для обучения пенсионеров компьютерной грамотности — «Азбука Интернета»4. В пособии изложено, как и где можно получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, указаны полезные для пенсионеров Интернет-ресурсы. В 2016 г. на портал добавлен новый раздел — «Оплата товаров и услуг через Интернет: полезные сервисы и платежные устройства». Обучающие материалы кроме инструкции по выбору сайтов, на которых можно приобрести товары или заказать услуги, содержат описания разных видов платежных устройств, банковских карт, правила регистрации и пользования личным кабинетом, безопасности при совершении расчетов через Интернет.

На Едином портале государственных и муниципальных услуг включен раздел для пенсионеров «Жизненная ситуация. Выход на пенсию и помощь пенсионерам», в котором собрана вся информация по оформлению пенсионных выплат и различных государственных льготах.

Работает Интернет-проект «Лучшее только начинается!»5 для старшего поколения и их взрослых детей. Сайт содержит онлайн-каталог с вакансиями и курсами для людей предпенсионного и пенсионного возрастов.

Второй Всероссийский конкурс «Спасибо Интернету — 2016»6 в Москве объединил пользователей Интернет пенсионного и предпенсионного возрастов из 76 регионов страны. Пенсионеры, освоившие ком-

4 http://www.azbukainterneta.ru/

5http://baba-deda.ru/

6 http://tass.ru/plus-one/3754658

пьютер и Интернет, использовали эти навыки для записи к врачу на портале госуслуг и оплаты коммунальных услуг, оформления налоговых вычетов, поиска новой работы после выхода на пенсию и создания собственных предприятий.

VI Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров прошел в 2016 г. в Ново-сибирске7. В соревнованиях приняли участие пенсионеры из 61 региона России. Опросы претендентов на участие в чемпионатах в 2016 г. и 2014 г. показали, что за два года число пенсионеров, пользующихся смартфоном, выросло с 15 до 45%, ноутбуком

— с 72 до 75%, планшетом — с 20 до 34%. Участники должны были представить на суд жюри свою презентацию, воспользоваться порталом госуслуг, быстро и правильно найти информацию в поисковике, продемонстрировать уровень владения офисными программами. В соревнования были включены задачи по безопасному поведению в Интернете.

Анализ данных опроса об особенностях использования Интернета взрослым населением РФ в 2016 г.8 показывает, что 64% из группы населения 50+ в основном использует Интернет для общения, узнают новости

— 55%, для образования, расширения кругозора, развития ума — 42%, для поиска информации — 37%, для работы — 32%, чтобы отдохнуть — 22%, и только 14% использует Интернет для покупки товаров и услуг (рис. 2).

7 http://rospensioner.ru/node/3803

8 ВЦИОМ. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования. Опрос недельной аудитории 1000 интернет-пользователей проводился 15-19 января 2016 г. в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ.

для общения

II 64

узнают новости

для образования, расширения кругозора, развития своего ума для поиска информации (не для работы, образования)

для работы _

чтобы расслабиться, отдохнуть, приятно провести время для поиска, заказа, покупки товаров и

услуг

55

В 42

3 22

1 14

другое

затрудняюсь ответить

Источник: ВЦИОМ. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования. Опрос недельной аудитории интернет-пользователей. 15-19 января 2016 года.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Для каких целей вы чаще всего используете интернет? Назовите не больше трех целей», % от возрастной группы 50+

Более детальное представление о том, на что люди старшего возраста тратят сетевое время, дает распределение ответов на вопрос: «Что из перечисленного вам приходилось делать в интернете за последний месяц?» (табл. 1).

Среди ответов преобладали поиск информации и чтение новостей, общение в социальных сетях и по электронной почте. Значительно менее для людей старшего возраста актуальны покупка товаров и услуг и управление банковским счетом. Меньше всего они ищут работу посредством Интернета и ведут собственный Интернет-дневник. Количество времени, проводимого в Интернет, людьми этой группы составляет от 1 до 3-х часов в день не зависимо от дня недели, при этом используется в основном стационарный компьютер: домашние стационарный компьютер (40%) и ноутбук (38%), стационарный компьютер на работе (30%). Только 24% из группы 50+

используют мобильный телефон и смартфон для выхода в Интернет.

Вторичный анализ эмпирических данных о целевом использовании Интернета позволил сделать вывод о том, что удовлетворение коммуникационно-информационных и эмоциональных потребностей (общение, поиск информации, обращение к мультимедиа) становится нормой повседневной жизни Интернет-пользователей старшего поколения.

Социально-функциональные потребности, которые связаны с комфортностью жизни, заработком, экономией времени, уменьшением усилий, рисков, стоимости и т.д., реализуются ими в меньшей степени, вероятно, в силу ограниченности ресурсов адаптации старшего поколения к интернет-пространству. Но это одновременно свидетельствует о наличии перспективы роста удовлетворения пенсионерами социально-функциональных потребностей при целенаправленной адресной помощи.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, что из перечисленного вам приходилось делать в Интернете за последний месяц? Можно отметить любое число ответов»

Ответ респондентов % от возрастной группы 50+

Искать информацию 80

Читать новости 68

Общаться в социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте и др.) 56

Вести переписку по электронной почте 51

Просматривать фотографии 44

Пользоваться Интернет-телефонией (Skype, Googlevoice и т.д.) 39

Скачивать, просматривать видео 33

Скачивать, прослушивать музыку 32

Покупать, заказывать товары / услуги в интернет-магазинах 26

Смотреть интернет-телевидение 19

Читать форумы или блоги (обсуждения на форумах или блогах) 18

Оплачивать товары / услуги электронными деньгами 17

Управлять банковским счетом через Интернет 17

Играть в онлайн-игры 14

Общаться в чатах / форумах / блогах 12

Пользоваться сервисами мгновенного обмена сообщениями 11

(Whatsapp, Viber, Telegram)

Скачивать, приобретать программное обеспечение, приложения 10

Слушать интернет-радио, подкасты 10

Искать работу 6

Вести Интернет-дневник (блог) 4

Другое 1

Ничего из перечисленного 1

Затрудняюсь ответить 0

Источник: ВЦИОМ. О пользе и вреде интернета и особенностях его использования. Опрос недельной аудитории интернет-пользователей. 15-19 января 2016 года.

Для выживания в искусственно созданном виртуальном мире еще не разработана система правил и ограничений осуществления виртуальной деятельности. Выявить эти новые ограничения поможет изучение отношений между ИКТ и их пользователями, например, по известному психологическому методу OCEAN [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классический статистический анализ проблемы показывает, что большая часть людей старшего возраста в РФ еще не живет в виртуаль-

ном пространстве. Ответить на вопрос, почему и кто из людей старшего возраста уже живет в виртуальном мире, можно, если посмотреть на это не с позиций позитивизма, изучающего проблемы ставшего, а с позиций становящегося, используя междисциплинарный подход к проблемам становления.

Идея необходимости использования междисциплинарного подхода в исследованиях общественных и гуманитарных наук уже давно витает в

воздухе. В 1993 г. была опубликована статья «Культурно-информационный фактор социально-экономического развития» [6]. Большого интереса статья не вызвала, так как доминировал и до сих пор доминирует технократический подход к рассмотрению социальных последствий распространения ИКТ.

Предлагаемые объяснения и сегодня строятся без понимания сути природы возникновения и развития самого явления. Объяснение через подведение под общую категорию, исключение актора деятельности и его мотивации являются слабостью позитивизма. Доминирование позитивистской установки на описание и количественные методы обработки этих описаний детализируют сложившуюся ситуацию, но не дают объяснения динамики и факторов ее развития [7].

В социальных науках важно понять процесс ее возникновения и развития. Каждый из акторов располагает какими-то ресурсами, имеет намерения, цели и планы, организует и координирует какие-то действия. За любым фактом и событием можно проследить мотивационную цепочку, замысел некоего актора, строящихся и реализуемых планов. Задача состоит именно в учете и раскрытии мотивации акторов, включая в анализ их намерения и ресурсы.

Новые информационные ресурсы играют в условиях распространения ИКТ ключевую роль. На фоне возрастания интенсивности коммуникации становится ясно, что упорядоченная и систематическая коммуникация ведет к закреплению новых традиций. Сама идея интернациональности социально-экономического развития, важности факторов, снижающих неопределенность (мнения, убеждения

и пр.) принадлежит Д. Норту [8. С 175; 9. С 42-63]. Суть понимания процесса социальных изменений в убеждениях и том пути, которым они развиваются.

Ведущая роль в междисциплинарных исследованиях придается личностным смыслам, неформальным правилам и отношениям. Личностные мотивации — это мотиваци-онная цепочка: намерения (хочу\не хочу) — возможности (могу — не могу, ресурсы, способности) — решение (мое\не мое) — воля — оценка как обратная мотивирующая связь (обществом, группой или личностью) намерений, действий, средств, результатов.

Особенность научно-технической революции, которая позволяет одновременно слышать и видеть, в том, что, вторгаясь в информационную сферу, она вызывает тектонические социокультурные сдвиги, такие как появление новых видов грамотности, частичная смена модели передачи культуры, когда старшие учатся у младших владению современными технологиями; расширение границ взаимопомощи и информирования, появление новых средств коммуникации и возможности выбора.

Какие мотивации руководят поведением людей, когда они используют или не используют ИКТ? Проведенные исследования показывают, что ведущая роль в развитии информационного общества в России принадлежит социокультурным и социально психологическим факторам.

Долгие годы существовали чисто российские феномены, которые автор этой статьи Вершинская О.Н. назвала «информационными болезнями социализма», тормозившие (и тормозящие до сих пор для лиц старшего возраста) восприятие информации:

• информационное безразличие и нетребовательность возникали из-за отсутствия привычки к информационной обеспеченности. Потребность в информации удовлетворяется на основе свободного выбора, к которой мы не были приучены;

• социальная значимость информации мало осознавалась населением;

• существовал эффект тезаврирования информации: много собирали и хранили, мало ее использовали;

• в нашей культуре была не развита прагматическая функция знаний «знать, чтобы мочь», которая сознательно подавлялась в ориентированной на закрытость командно-административной системе.

Поведение в сфере потребления информации в повседневной жизни обусловливается не только полученными профессиональными знаниями, но и культурными и повседневными, передаваемыми через семью. Форму использования ИКТ определяют социальные связи, положение в семье, культурный капитал.

Можно выделить следующие паттерны потребления:

• по образованию, возрасту, доходам;

• по набору информационных благ;

• по регулярности и интенсивности их потребления.

Структурообразующий характер информационных взаимодействий показывает, какие социальные группы удается идентифицировать по признаку потребления одинаковой информации.

В ИСЭПН РАН изучение социальных последствий распространения

ИКТ включает проблемы адаптации старшего поколения к пространству Интернет по целому ряду причин. Главная из них — как люди старшего возраста пытаются приспособить виртуальный мир под себя и насколько он помогает им обходиться без посторонней помощи.

Само определение проблемы адаптации основано на разных подходах. Интернет определяет адаптацию как формы ознакомления и формы приспособления.

Другое определение понятия адаптация дано в монографии «Адаптационные стратегии населения» — это выработка модели потребления в соответствии со своими ресурсами [10].

Ресурсами адаптации являются возраст, пол, уровни информированности и образования, наличие социальных связей и способности.

Движущей силой современных социальных изменений служат ИКТ, и развитые на их основе электронные услуги становятся частью повседневной жизни. ИКТ изменяют модели жизнедеятельности и людей старшего возраста. Для новых возможностей, допускающих новые варианты действий, еще нет современных и адекватных правил. Не всегда понятно, какой тип поведения и знаний является нормативным, общепринятым. Однако уже стационарные телефоны, телефонные будки, факсы, справочники, географические карты стали реликтами доцифрового века.

Более того, в социуме наметился культурный разрыв, когда молодежь живет в одном смысловом мире, а пожилые люди — в другом. В обществе происходит техно-гуманитарный дисбаланс — те, кто не сумел приспособиться к новой реальности лишаются всех ее преимуществ и вы-

падают из нее [11]. В Интернете нет одиночества, и нет старости. Не сходя с места, люди посещают театры, концерты и выставки, отправляются в путешествия. Все это стало фактом реальности онлайнового старшего поколения. На глазах меняется понятие частной жизни. Для людей не имеет значения, что о них читают миллионы, главное, что с ними общаются, что им отвечают, что им пишут и присылают свои фото и высказывания.

Форму использования ИКТ определяют, в первую очередь, социальные связи человека, положение в семье и культурный капитал, с развитием технологий роль которого уменьшается.

Нам представляется, что для людей старшего поколения Интернет-пространство становится дружественной средой, адаптация к которой необходима. Интернет приносит им пользу в плане не только психологического и физического комфорта, но и социальной активности. Когда младшее поколение обучает старшее Интернет-грамотности и безопасному поведению (в плане защиты от мошенничества), а старшее, имея большой жизненный опыт и будучи избирательным в контенте, препятствует негативным влияниям сети, передает младшему элементы традиционный культуры, это уменьшает культурный разрыв между поколениями, взаимообогащает их. Поэтому, информационную активность людей старшего возраста необходимо стимулировать.

Техно-гуманитарным балансом называется баланс между технологической мощью и качеством культурно-психологической регуляции, которая обеспечивает внутреннюю устойчивость общества.

Рост технологической мощи повышает внешнюю устойчивость общества, но вместе с тем увеличивается и количество угроз, связанных с недальновидным использованием новых технологических возможностей. Если не происходит притирка к новым технологиям, общество подрывает природные (и/или геополитические) основы существования и становится жертвой собственного декомпенсированного могущества.

Закон техно-гуманитарного баланса выражает системную зависимость между тремя переменными — технологическим потенциалом, качеством культурной регуляции и внутренней устойчивостью: чем выше мощь производственных технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества.

Если Интернет рассматривать как средство культурно-психологической регуляции, то адаптацию старшего поколения к нему можно считать одним из важных позитивных факторов этой регуляции [12].

С точки зрения самых разных наук человек должен знать предельно допустимые значения главных параметров виртуального мира. Виртуальное пространство повседневности расширилось колоссально.

«Люди-цифры» заменяют «Лю-дей-слово». Интернет-пользователи в период IV коммуникационной революции думают в буквальном смысле иначе, чем предыдущие поколения. Доминирующим мышлением в XXI веке становится цифровое. У России есть перспективы войти в число мировых лидеров по цифровому развитию. Искусственный цифровой мир уже для многих стал частью современного мира, повседневности.

Литература

1. Technology, Media, and Telecom Practice Offline and falling behind: Barriers to Internet adoption. October, 2014, McKinsey & Company. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/high-tech/our-insights/offline-and-falling-behind-barriers-to-internet-adoption

2. World Development Indicators. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=world-development-indicators

3. PEW Research Center JUNE 26, 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pewinternet.org/2015/06/26/americans-internet-access-2000-2015/

4. «Омнибус GfK», 2015, «Вся Россия 16+». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Release s/2016/Internet_Usage_Russia_2015.pdf

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. — М.: Аспект Пресс, 2000.

6. Вершинская О.Н. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития // Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. — Вып. 4. — С. 78-90.

7. Заостровцев А.П. О развитии и отсталости. Как экономисты объясняют историю? — СПб.: ЕУСПб, 2014. — 248 с.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 181 с.

9. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. — М.: ВШЭ, 2010. — 254 с.

10. Адаптационные стратегии населения / Под ред. Е.М. Авраамовой. — СПб: ИСЭПН РАН, 2004. — 196 с.

11. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика, культурная антропология и психология в глобальном прогнозировании: Монография. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Аргамак-Медиа, 2014. — 512 с.

12. Доброхлеб В.Г. Непрерывное образование в условиях демографических изменений // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2015. — № 4. — С. 19-25.

Bibliography

1. Technology, Media, and Telecom Practice Offline and Falling behind: Barriers to Internet Adoption. McKinsey & Company. October 2014. Available at: http://www.mckinsey.com/ industries/high-tech/our-insights/offline-and-falling-behind-barriers-to-internet-adoption

2. World Development Indicators. Available at: http://databank.worldbank.org/data/reports. aspx?source=world-development-indicators

3. PEW Research Centre. 26 June 2015. Available at: http://www.pewinternet.org/ 2015/06/26/americans-internet-access-2000-2015/

4. Omnibus GfK. 2015. «All Russia 16+». Available at: http://www.gfk.com/fileadmin/user _upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Internet_Usage_Russia_2015 .pdf

5. Pervin L., Dzhon O. Psihologiya lichnosti: Teoriya i issledovaniya. [Personality Psychology: Theory and Research]. Moscow. Aspekt Press. 2000.

6. Vershinskaya O.N. Kul'turno-informacionnyj factor social'no-ehkonomicheskogo razvitiya [Cultural-informational factor of socio-economic development]. Ehkonomika I ma-tematicheskie metody [Economics and Mathematical Methods]. 1993. Vol. 29. Issue 4. Р. 7890.

7. Zaostrovtsev A.P. O razvitii I otstalosti. Kak ehkonomisty ob"yasnyayut istoriyu? [On Development and Backwardness. How Do Economists Explain History?]. Sankt-Petersburg. 2014. 248 р.

8. Nort D. Instituty, institucional'nye izmeneniya I funkcionirovanie ehkonomiki [Institutions, Institutional Changes and Functioning of the Economy]. Moscow. Fond ehkonomicheskoj knigi «Nachala» [Foundation Elements]. 1997. 181 р.

9. Nort D. Ponimanie processa ehkonomicheskih izmenenij [Understanding the Process of Economic Change]. Moscow. VSHE [Higher School of Economics]. 2010. 254 р.

10. Adaptacionnye strategii naseleniya [Adaptation Strategies of Population]. ISEPN RAN [Institute of Socio-Economic Studies of Population RAS]. Sankt-Petersburg. 2004. 196 р.

11. Nazaretyan A.P. Nelinejnoe budushchee. Megaistoriya, sinergetika, kul'turnaya an-tropologiyai, psihologiya v global'nom prognozirovanii [Nonlinear Future. Megahistory, Synergetics, Cultural Anthropology and Psychology in Global Forecasting]. Moscow. Ar-gamak-Media. 2014. 512 р.

12. Dobrokhleb V.G. Nepreryvnoe obrazovanie kak napravlenie uluchshenija kachestvennyh harakteristik pozhilyh grazhdan Rossii [Continuous education as direction improve quality characteristics elderly citizens of Russia] Nauchnoe obozrenie. Serija 2. Gumanitarnye nauki [Scientific Review. Series 2. Human sciences]. 2017. № 2. Р. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.