Научная статья на тему 'Жизнь или выживание в условиях кризисов: социальные уроки'

Жизнь или выживание в условиях кризисов: социальные уроки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
851
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск социальный / кризис финансово-экономический / кризис социаль- ный / модус времени / постулат / конфликт соци- альный / социальная безопасность / социальный урок / риск жертвы / риск эконоцида / social risk / financial and economic crisis / social crisis / time mode / postulate / social conflict / social safety / social lesson / risk of the victim / risk of an econocide

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Силласте Галина Гелоригиевна

В статье раскрываются теоретиче-ские и прикладные аспекты социологическогоподхода к исследованию социальных рисков,раскрывается их социологическая измеряемость,типология, интенсивность распространенности,влияние на социальную практику. Автор вводитновую группу социальных рисков, объясняя ихсодержание, действие и специфику. Анализиру-ются социальные риски реформирования сферобразования, здравоохранения; социально-политическая сущность экономических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE OR SURVIVAL IN A CRISIS: SOCIAL LESSONS

The article reveals theoretical and applied aspects of sociological approach to research of social risks, opens their sociological variability, typology, intensity of prevalence, and influence on social practice. The author enters new group of social risks, explaining their contents, action and specifics. Social risks of reforming of education, health care, and socio-political essence of economic sanctions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Жизнь или выживание в условиях кризисов: социальные уроки»

УДК 316

Силласте Галина Гелоригиевна

доктор философских наук, профессор кафедры прикладной социологии, Заслуженный деятель науки Российской федерации, Член научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, почетный профессор Финансового университета при Правительстве РФ Milena.555@mail.ru

Жизнь или выживание

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ УРОКИ

Galina G. Sillaste

Doctor of philosophy, professor department of applied sociology, honored worker of science of the Russian Federation, member of the Scientific Advisory Board under the Chairman of the Federation Council, honorary professor of Financial University under the Government of the Russian Federation Milena .555@mail.ru

Life or survival in a crisis:

SOCIAL LESSONS

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты социологического подхода к исследованию социальных рисков, раскрывается их социологическая измеряемость, типология, интенсивность распространенности, влияние на социальную практику. Автор вводит новую группу социальных рисков, объясняя их содержание, действие и специфику. Анализируются социальные риски реформирования сфер образования, здравоохранения; социальнополитическая сущность экономических санкций.

Ключевые слова: риск социальный, кризис финансово-экономический, кризис социальный, модус времени, постулат, конфликт социальный, социальная безопасность, социальный урок, риск жертвы, риск эконоцида.

Annotation. The article reveals theoretical and applied aspects of sociological approach to research of social risks, opens their sociological variability, typology, intensity of prevalence, and influence on social practice. The author enters new group of social risks, explaining their contents, action and specifics. Social risks of reforming of education, health care, and socio-political essence of economic sanctions are analyzed.

Keywords: social risk, financial and economic crisis, social crisis, time mode, postulate, social conflict, social safety, social lesson, risk of the victim, risk of an econocide.

Построю свой анализ в формате социологических сюжетов.

Сюжет 1. Пять методологических постулатов для анализа проблемы.

Постулат 1. И жизнь, и одна из ее форм - выживание - представляют собой сложнейшие социальные процессы сопровождающиеся социальными изменениями и многомерными социальными последствиями, поддающимися социологическому измерению и прогнозу.

Постулат 2. В парадигме социального времени жизнь и выживание рассматриваются в трех модусах социального времени: прошлого, настоящего и будущего.

Модус прошлого позволяет обобщить результаты прошлого и выделить его социальные уроки.

Модус настоящего фиксирует спираль кризисных процессов сегодня, будирующие их социальные условия и проявляющиеся социальные результаты - следствия,

Модус будущего позволяет проецировать (точнее, моделировать) возможные социальные из-

менения, создавать (говоря языком ХХ века -футурологические или языком ХХ века - виртуальные) ситуации жизни в новых условиях, а именно в условиях среды, созданной последствиями кризисов .

Постулат 3. Социальные изменения в условиях финансовых, экономических, духовных и политических кризисов формируют в обществе атмосферу неопределенности, которая неизменно порождает не только экономические, финансовые или банковские, но и социальные (в т.ч., политические) риски, по-разному усложняющие жизнь и функционирование системы и личности.

Рисками, наиболее трудно поддающихся измерению и расчету, являются риски социальные, так как они (согласно У. Беку) являются рисками рукотворными, полностью зависящими от человеческого фактора, компетентности и способности личности действовать в условиях социальных изменений и порождаемой ими неопределенности.

Социальный риск есть возникновение ситуации неопределенности, основанной на дихотомии действительности и возможности, обуславлива-

175

ющей вероятность наступления объективно неблагоприятного последствия для социальных объектов.

Постулат 4. Альтернативность и амбивалентность социального риска. С одной стороны, без риска нет поступательного движения общества, нет инновационной деятельности. С другой, просчеты, ошибки человека в хозяйственной и финансово-экономической деятельности, в использовании техники и технологий порождают все новые угрозы для самого существования общества и его финансовой системы.

Состояние изменчивости и неустойчивости, связанное с неоднократной сменой состояния российской экономики, высокой степенью ее зависимости от процессов в мировой экономике и на мировых рынках, от мировых кризисов является типичным для развития транзитивной экономики. Она отличается вероятностным характером развития, неопределенностью протекающих процессов и угрозами безопасности для личности и общества.

Сюжет 2. Кризис как конфликтогенный фактор изменения социума и его уроки

Постулат 5. Диалектика кризиса делает возможным его дифференциацию и нюансирование на основе принципа от общего действия к частному проявлению и специфике формы.

Как показывает социальная реальность, целесообразно дифференцировать кризисы по критерию их побудительного проявления и приоритетности обуславливающего фактора. Есть кризисы закономерные, развивающиеся по законам экономического развития капиталистической (т.е. рыночной) экономики. Таковых россияне пережили за последние 25 лет как минимум 9, начиная с финансового кризиса 1994г. и заканчивая мировым финансово-экономическим кризисом 2008 г. Эти кризисы и логика их развития поддаются закономерностям процессов экономического и финансового развития мировой и транзитивной отечественной экономики (достаточно вспомнить экономические циклы Кондратьева). Поэтому такие цикличные кризисы можно прогнозировать, рассчитывать, разрабатывать социальные и финансовые технологии минимизации их негативных результатов, влияющих на жизнь населения и нередко ставящих его на грань выживания.

Но социальная реальность 2014-2015 гг. предъявила нам иной вид кризиса, доказывая жизнеспособность парадигмы политэкономии (которую мы с такой ветреностью вычеркнули из употребления в начале 1990-х годов). Этот кризис по критерию возникновения является кризисом сознательно спровоцированным, искусственно и даже насильственно солидаризированным, реализуемым в формате режима экономических санкций в сугубо политических целях против конкретно одного государства: России.

Более того, это кризис не с виртуальными, а с четко поставленными целями (экономическими, поли-

тическими, идеологическими), направленными на максимальное экономическое подавление политического противника и конкурента. Конечная цель успешности сценария: спровоцированный социальный взрыв населения, недовольного ухудшением своих материальных условий жизни и конвергенция процесса в смену социально-политического режима в социуме. Сценарий отработанный, уже давно ставший социальной политтехнологией (хотя и очень дорогой). Однако цель для США и ЕС оправдывает эти сверхбольшие вложения.

Постулат 6. Почти все социальные процессы являются процессами парными, дихотомиче-скиобразны. Разрушение - подъем, обнищание -обогащение, жизнь - выживание и т.д. При этом не следует забывать, что социальное время реверсивно, возвратно на спиралях.

Это учит общество, его политиков и лидеров не торопиться выдавать желаемое за действительное. Напротив - ставит задачу выделения социального урока из результатов прошлого развития в аналогичных или близких по историческому пафосу условиях. С этой точки зрения процесс жизни и выживания социума следует рассматривать как парный процесс, обладающий обратимым, реверсивным характером, в сильной мере зависящим от способности исторического осмысления прошлого и социальных аналогий в нем. Сказала бы так:

Социальный урок - это вывод для социальной практики управления, сделанный на базе обобщения прошлого опыта жизни социума (или системы) и достигнутых ею результатов, как позитивного, так и негативного характера, для минимизации разрушительного воздействия действующих в реальном времени процессов (автор).

С этой точки зрения один из социальных уроков российской истории состоит в том, что главное для развития общества заключается не в разнообразии и плюрализме форм или видов пережитых и возможно предстоящих кризисов, а в тех социальных последствиях, которые они порождают и которые сущностно определяют всю посткризисную жизнь общества.

Кризисы Россия пережила разные: политические и финансовые, экономические и банковские, социальные и духовные. Как социолог оцениваю все кризисы с позиций конфликта социальных интересов, масштабов и глубины их несовпадения, четко определяя, где интересы одной и другой стороны, и как между этим столкновением конфликтующих сторон размещается интегрирующий социум: страна-регион-город-село.

Руководствуясь методологическими принципами социальной конфликтологии, можно сформулировать еще один, адсорбированный историей, социальный урок: изучая социальные последствия кризисов, определять ресурсы минимизации их негативных результатов и предлагать действия по их нейтрализации.

По данным социологической диагностики социальных рисков, в условиях финансово-экономических кризисов с начала 1990-х, произошло:

176

1 - укрепление роли семьи как социального и духовного тыла личности в кризисных ситуациях;

2 - в массовом сознании россиян существенно возросла ценность своего здоровья и здоровья близких;

3 - формировавшееся на протяжении 1990-х 2000-х годов чувство беспомощности сменилось резко окрепшей верой в себя и опорой на собственные силы, собственную дееспособность и в последнюю очередь - ожидание помощи от государства. Это особенно относится к смене социальных ценностей среди городского населения.

Вывод. В условиях транзитивной экономики россияне приобрели собственный опыт вынужденной социальной адаптации в условиях кризисов, сформировался российский социальный иммунитет в преодолении кризисных условий. И это то, что не понимает и не учитывает современный политический западный конкурент.

Это отнюдь не означает победы монетаристкой доктрины государства. Государство не отказалось от социального патернализма как внутренней политики, но патернализма измененного, я бы сказала усеченного и статусно-направленного. А именно: помощь не равная для всех в равной мере, а конкретным группам в конкретных условиях. Это своего рода социально дифференцированный патернализм. Кризисы усиливают потребность в социальных обязательствах государства перед группами повышенного социального риска, которые можно сегодня рассматривать в качестве групп приоритетного патернализма. Это: многодетные семьи, одинокие, люди с ограниченными возможностями, дети. Таким образом, объем социально нуждающихся в активном госпатернализме существенно сокращен по сравнению с 1990-ми годами, когда в него входили еще и женщины, и военнослужащие.

В чем своего рода социальная фишка патерна-листкой опеки государства в новом столетии? Устойчивая гендерная асимметрия структуры нуждающихся в патерналистском патронаже. Дело в том, что Россия по своей демографической структуре - страна ярко выраженной феминизации. Женщины преобладают во всех социальных группах риска: пенсионеров, одиноких, пожилых, старых, малодетных . Везде, кроме девиантных групп.

Небольшое отступление в «размышлизм»

В России на законодательном уровне введен в действие специфический инструмент в борьбе с бедностью - социальный контракт, направленный на оказание помощи малоимущим слоям населения, но не всем, а оказавшимся в трудной жизненной ситуации и готовым предпринимать активные действия со своей стороны для выхода из этой ситуации, если такие действия будут поддержаны.

По данным главы Минздравсоцразвития, в России 18,6 млн. человек (более 13 % населения) живут за чертой бедности. В числе бедных семьи с низкими денежными доходами и имеющие двух

и более детей. Для практической реализации адресной поддержки социально незащищенных россиян разработаны изменения в ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с введением государственной социальной помощи на основе социального контракта».

Его цель - повысить реальные доходы семей, находящихся за чертой бедности и помочь им выйти из разряда нуждающихся в государственной помощи за счет предлагаемой им новой для них формы трудового поведения. Результатом должно стать повышение качества жизни путем выявления адаптивных возможностей малоимущей семьи (или малоимущего одиноко проживающего россиянина).

Обратимся к историческим аналогам и примерам зарубежной практики. Как известно, зарубежный и отечественный опыт - важный объективный фактор в борьбе с бедностью. Например, среди американских домохозяйств, имеющих доход ниже черты бедности, около 60 % получают, по крайней мере, один вид не денежной помощи, а 20 % из них - получают и денежную помощь.

Во Франции действенным инструментом социальной помощи в сопровождении социального контракта (тоже установленным национальным законом 2008 г) является доход активной солидарности (RSA) [1], который охватывает в т.ч. и работающих бедных. Задача заключается в том, чтобы сделать поиск работы более экономически выгодным, чем инертное получение пособия. Основное назначение данного вида социальной помощи - активное побуждение незанятых к включению в профессиональную деятельность, и дополнительная поддержка тех, кто включился в занятость, но не имеет еще возможности в силу возраста или низкой квалификации получать более высокий доход. На получение RSA имеют право лица старше 25 лет (более молодые только при условии наличия детей на иждивении или ребенка, который должен родиться).

В Великобритании девизом системы социальной поддержки является выражение : «Работа для тех, кто может работать, социальная поддержка - для тех, кто не может» [2]. Здесь оплачиваемая занятость рассматривается как главное средство, с помощью которого люди могут обеспечить себе адекватный уровень благосостояния, избежать бедности и быть включенными в жизнь местного сообщества. По оценкам Департамента занятости и пенсионного обеспечения, за прошедшие 10 лет эти программы помогли найти работу почти 3 миллионам человек и создали 1 729 000 новых рабочих мест; число домохозяйств, в составе которых нет ни одного работающего, сократилось на 200 тысяч [3].Как применять зарубежный опыт? Методом кальки или продумывать аккуратные формы адаптации к отечественным условиям и традициям?

Критический исторический анализ подводит к социальному уроку: зарубежный опыт борьбы с бедностью, использования плана выхода из экстремальных ситуаций должен вводиться в отече-

177

ственную практику и адаптироваться в ней лишь после всестороннего анализа его не только позитивных, но и негативных последствий, способных усугубить ситуацию для общества и личности.

Сюжет 3. Пенсия - средство выживания и капитализация старости

Нельзя пройти мило упертой настойчивости Министра финансов РФ «продавить» в России законопроект о повышении возраста выхода на пенсию. Исторический опыт и российская реальность неоднократно доказывали пагубность тактики «догоним и перегоним». Есть ли кого догонять по пенсионному возрасту за рубежом? Конечно. (табл.1)

Таблица 1

Межстрановое сравнение пенсионного возраста и продолжительности жизни населения

Страна Пенсионный возраст, лет Средняя продолжительность Жизни, лет

мужчины Женщины

Япония 70 70 82.1

Норвегия 67 67 79.9

США 65 65 78.1

Германия 67 67 79.3

Великобритания 68 60 79.0

Франция 67 65 81

Азербайджан 62 57 66.7

Россия 60 55 66.0

Беларусь 60 55 70.6

Источник: В этом контексте вопросы «капитализации старости» и успешность раскрытия ее социального ресурса выдвигаются на первый план, становясь влиятельным экономическим и политическим факторами. По сути, в обществе происходит переосмысление роли пожилых людей.

Таким образом, социальная практика подтверждает, что риск социальный, являясь риском второго порядка, обладает последствиями, которые затрагивают функционирование всего общества, отдельных его институтов и личности. Отрицательные последствия агрегированных рисков сегодня возрастают.

Будучи цельной социальной системой, общество обладает определенным запасом прочности и устойчивости к негативным воздействиям. Но когда он исчерпывается, начинается процесс выделения «энергии социального распада» и общество превращается в «общество всеобщего риска» с резко сокращенной степенью личной и социальной безопасности. Социальная безопасность - это защищенность жизненно важных социальных прав и интересов личности от внутренних и внешних угроз.

Социальный урок. Возраст выхода на пенсию отражает, с одной стороны, успешность и стабильность развития национальной экономики, гуманистический характер государственной власти, с другой-демографическую ситуацию и неразвитость сектора промышленного производства. И чем дольше он будет слабо развитым, тем настойчивее государство будет насаждать идею возрастания возраста выхода на пенсию. Кроме того, стремление государства увеличить пенсионный, возраст в стране с нестабильной экономикой и низким уровнем жизни приведет к углублению бедности и отражает курс на капитализацию старости.

Сюжет 4. Кризисы с энергией «социального распада».

С экономической точки зрения, кризис - это «фаза экономического цикла, характеризующаяся спадом производства и капиталовложений,

ростом безработицы, отставанием спроса от потенциального предложения, значительной недогрузкой предприятий» (2-С. Мельников. Новая экономика. М., 1999, с. 372).

Если же ставить вопрос о финансовом кризисе, то под ним в экономике понимается существенная дестабилизация одного или группы сегментов финансового рынка, происходящая за незначительный (кратковременный) промежуток времени.

Социологический подход к кризисам эластичнее и позволяет анализировать кризисы по сферам: политические, сущностно социальные, духовномировоззренческие, экономические. Мой акцент -на социальных рисках финансово-экономических кризисов.

Выделение «энергии социального распада» в периоды экономических кризисов превращает общество в «общество всеобщего риска» с резко сокращенной степенью личной и социальной безопасности. Напомню, что: социальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных социальных прав, свобод и интересов личности от внутренних и внешних угроз.

Результатами выделения «энергии социального распада» являются: распространение

коррупции, разгул бюрократизма, высокий уровень криминализации сферы экономики и финансов, социальная поляризация общества и его раскол на сверхбогатых и нищих, недоверие народа к власти .

В порядке небольшого отступления любопытный научный расчет нобелевского лауреата Э.Дитона (2015 г): современный человек рыночной эпохи удовольствие от денег, полное удовлетворение своим уровнем жизни получает при доходе

178

6.250долларов в месяц, после чего деньги не приносят. Удовольствия (13 октября 2015 г. Сколько стоит счастье? Российская газета).

Введение против России противоречащих международным нормам права экономических санкций можно рассматривать как пример выделения «энергии социального распада» стран ЕЭС. В конечном счете, все это усиливает риски протестных акций в отдельных странах.

Сюжет 5. Объекты социальных рисков и последствия финансово -экономических кризисов. Что является объектами социальных рисков экономических кризисов и подлежит защите?

1. Имущество (жилье, земля, здание, личный транспорт, торговые марки и бренды, репутация, интеллектуальная собственность).

2. Личные доходы по вкладам, прибыль, получаемая личностью или организацией, собственником или наемным работником, рента, платежи.

3. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия, и др. социальные выплаты).

4. Социальные права и жизненно-важные интересы личности, закрепленные в конституции и теряемые (или сократившиеся) в результате кризиса (право на жизнь, работу и оплачиваемый труд на профессию, охрану здоровья, отдых, бесплатное образование, безопасность, личная свобода).

Последствия кризисов. С социологической точки зрения кризис- явление системное. Поэтому задача заключается в том, чтобы выделить социальные уроки прожитого периода, учесть их в кризисных условиях настоящего и таким образом минимизировать потери. Что касается экономических последствий, то они традиционны:

► пляска цен - инфляция - снижение уровня и качества жизни-девальвация рубля.

В чем социальный урок рискологии кризисов ?

Итоги социологического исследования на тему «Социальные риски финансово-экономических кризисов», выполненного нами по заказу Правительства РФ (2013-014 гг), позволили диагностировать и построить шкалу наиболее распространенных социальных рисков. Доминантными являются социальные риски:

► невротизации, потери работы, «жертвы кризиса»;

► насилия и потери безопасности; риск потери доверия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► в науке и практике - риск профанации.

Предложу авторскую концепцию типологических критериев и видовых особенностей социальных рисков финансовых кризисов, как наиболее актуальных и регулярно повторяемых по четырем критериям классификации:

• Сфера проявления риска

• Продолжительность сохранения риска

• Прогнозируемость

• Степень распространенности.

Таблица 2

Шкала наиболее распространенных социальных рисков, порождаемых финансово-экономическими кризисами ( в % опрошенных )

Риск невротизации 84,0

Риск потери работы и безработицы 68,4

Риск «жертвы кризиса» 48.1

Риск насилия и потери безопасности 48.0

Риск потери доверия 46.0

Риск ущемления социальных прав и свобод 44.2

Риск бедности 43,7

Риски гендерные (в т.ч. дискриминации) 33.1

Риск неоплаты кредита 30,8

Риск потери профессии и дисквалификации 30,0

Риск индивидуальной ненужности 21,0

Риск переквалификации 16,5

Риск недовольства и протестной активности 15.2

Риск одиночества 13,9

Риск банкротства 12.1

Риск социальной неустойчивости 10,4

Риск эконоцида (самоубийства) 7.3

Риск маргинализации 7,1

Риск люмпенизации 6.3

Риск профанации 5.8

Не ставлю задачей раскрытие каждого из измеренных рисков. Прокомментирую некоторые. Социальный риск невротизации.

Он самый распространенный (охватывает до 84 % респондентов) и выражается в повышенной личностной тревожности. Обусловлен состоянием тревожности, распространенным среди подавляющего большинства населения снижением уверенности в завтрашнем дне; переживаниями, порожденными кризисом и личными потерями в нем.

Например, социологически установлено, что в результате финансового кризиса 1998 г. ощущали полный или почти полный синдром высокой личностной тревожности 1998 г. - 20 % , в мировом фин.кризисе - до 60 % россиян.

В результате мирового финансового кризиса число людей, опасающихся беззакония в обществе, возросло в 3 раза, опасающихся нищеты и криминализации - в 4 раза. Тревожное сознание усиливает рискованность социального поведения различных групп населения.

Практика показывает, что готовность к рискованному действию тем выше, чем выше вероятность личного контроля над обстоятельствами.

Гендерные риски - обусловлены гендерной асимметрией представительства женщин во многих отраслях экономики и экономической деятельности; повышением образовательного уровня женщин на фоне снижения образовательной подготовки мужчин; медленным, но

179

устойчивым процессом деквалификации мужчин, занятых в экономике.

Кризис выжал из трудовой семьи 4.2 млн россиян. Скрытая безработица в стране растет (около-7млн). По данным социологов, самые бесперспективные соискатели работы - граждане до 25 и старше 40. Большой опыт соискателей отпугивает нанимателей. Молодые начальники боятся управлять людьми старше себя. Женщин среди безработных 44,9 %. Большинство объявлений о поиске работы размещают мужчины. На трудовых сайтах дискриминация идет не столько по полу или возрасту, сколько по диплому. В Госдуму внесен давно назревший в нашем обществе законопроект о наказании рублем за трудовую дискриминацию.

Социальный риск комплекса жертвы

■ особенно распространен среди социальноролевых групп вкладчиков, заемщиков, инвесторов, сберегателей. Исследования показывают, что за 1990-е годы число лиц, входящих в группу с «комплексом жертвы» удвоилось и составляет около 40 %.

Так, комплекс жертвы финансового кризиса 20072009 гг. выражался в том, что его носители ...

▲ считали себя существенно потерпевшими;

▲ не могут забыть кризис и не считают его преодоленным;

♦ полагают, что последствия кризиса в полной мере не могут быть ликвидированы;

♦ относятся к последствиям кризиса как к фактам своего настоящего и будущего;

♦ разочарованы и теряют доверие к банкам при одновременном сохранении в крупных городах доверия к Правительству и Президенту;

♦ считают себя материально хуже обеспеченными, чем другие потерпевшие.

В целом комплекс жертвы на этапе активного кризиса порождает социальную пассивность, потребительскую психологию (в том числе стремление получать помощь, но не оказывать ее другим); снижает интерес к честному труду; приводит к срывам и девиантному поведению.

В конечном счете, это повышает риски протестных акций, в том числе и среди обманутых вкладчиков, пайщиков, потребителей. Не удивительно, что сегодня в России преобладающим является рисковый образ мышления и поведения.

Психологическое последствие кризисов - потеря уверенности в собственных силах, депрессия, риск эконоцида. По прогнозам специалистов ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского, число депрессий и психических расстройств в России в связи с кризисами возрастает, как и потребность в психологической поддержке. Так, во время мирового кризиса 2008г. этот рост составил: 20 % - в обращении к психо-

логам, 10 % - к психиатрам, учащение количества звонков по горячей линии научного центра им. Сербского - в 4 раза.

Риск обеднения. О социальном риске бедности

В России на долю 10 % самых богатых россиян приходится 30,5 % общего объема денежных доходов населения, на долю 10 % самых бедных -1,9 %. Это настоящая пропасть. По соотношению доходов, распределяемых между самыми бедными и самыми богатыми, мы давно перешли порог социальной безопасности. При этом доходы самых обеспеченных растут на 70-90 % в год- темпами, абсолютно недостижимыми для бедных россиян. По итогам кризисного 2009 года разрыв в доходах составил 16,7 раза, а сейчас приближается к 17. Эффективной борьбы с бедностью в стране не ведется.

В то же время, следует учесть и тревожный прогноз. К 2020 году численность трудоспособного населения упадет более чем на 7,4 млн человек, число граждан старше трудоспособного возраста возрастет на 3,8 млн человек.

Анализ показывает, что в кризис 2014 г. Россия вошла готовой к разным перипетиям. И это дает основания надеяться, что большинство россиян с трудностями справятся.

Россия достойно встретила новый виток мирового кризиса, искусственно созданного и поддерживаемого западными конкурентами (прежде всего США) с ярко выраженной политической целью: остановить и подавить целенаправленное развитие ставшей непривычно самостоятельной России, способной к мобилизации экономики и населения в кризисных ситуациях. Ну что же, Россию Западу умом, конечно, не понять ...

Есть еще один важный социальный урок:

В случае синхронного наложения последствий кризиса на одновременную интенсификацию проводимых социальных реформ в жизненно важных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, образование, жилье, пенсионное обеспечение) резко возрастает риск социального недовольства и повышения конфликтогенности в обществе.

История учит: в кризисном состоянии социума, когда распространяются негативные последствия кризиса на различные слои населения, целесообразно вводить своего рода временный мораторий на реформирование социальных жизненно важных сфер жизни населения, семьи и личности. Одновременное, т.е. синхронное по времени, распространение последствий кризиса с одной стороны, и социальное реформирование - с другой представляет собой «гремучую смесь» для интенсификации социальных рисков и угроз социальной стабильности самого общества.

Но наше государство в очередной раз демонстрирует пренебрежение социальными уроками:

здравоохранение сотрясают детонирующие реформы, связанные с интенсивной коммерциали-

180

зацией медицинских услуг, сокращением квалифицированных кадров, времени пребывания пациентов в клиниках; перестройкой (любят же в России этот горбаческий процесс) поликлинического обслуживания, сокращением квалифицированного медицинского персонала.

Система высшего образования напоминает огромный плавильный котел, где смешивается в переваривании все: опыт и традиции, достижения и традиционный демократизм вузовского образовательного и научного сообщества, с такими «специями» как: Болонский процесс, сокращение (в том числе и по объективной геронтологической причине, преподавательского корпуса, подмена качества содержания обучения качеством его технизации, бюрократизации и администрирования. «Вываривается» сам дух научного демократизма вузовской среды, перерождаясь в явную авторитарность и менеджеризм.

Изменились функции высшего образования и социальные роли его участников. В системе рыночных отношений, где бал правит ПРИБЫЛЬ, высшая школа стала одним из сегментов рыночной экономики, одним из ее рынков, который предназначен для производства и потребления самого специфического вида услуг: образовательных. Духовность и интеллект, знания и обучение кардинально меняют свою социальную сущность на расчетно-прибыльную и материальную.

В целом, по высшему образованию Россия -рекордсмен, ибо занимает первое место в Европе и второе - в мире по количеству студентов на душу населения.

По данным социологических опросов, большинство родителей, несмотря на все возрастающую стоимость «коммерческого образования», выражают готовность (независимо от уровня доходов семьи) оплачивать обучение своих детей и внуков ради получения высшего образования.

Тем не менее, сегодня количество вузов и количество мест в них с учетом демографической ситуации не соответствуют запросам времени, запросам рынка и российской экономики.

Зададимся вопросом: почему государство идет на расширение пользователей услугами высшего образования, несмотря на отсутствие гарантий их трудоустройства, тем более в соответствии с полученной специальностью?

Во-первых, причина финансово-экономическая, связанная с заинтересованностью государства, коммерческих и государственных вузов в получении прибыли и окупаемости оказываемых услуг, тем более в таком пользующемся спросом секторе, как высшее образование, с одной стороны, и стремление государства переложить значительную нагрузку на кошелек семьи, родителей, сокращая затраты бюджетные, с другой.

Вторая причина мне представляется более серьезной. Она - социальная по своему характеру и связана с социально-политической тревогой властных институтов за сохранение стабильности в регионах. Ее прямой угрозой является по-

тенциально взрывное молодежное недовольство и ее протестные настроения, которое легко спровоцировать ограничением возможностей молодых людей получить высшее образование.

Ведь в таком сценарии, не имея шансов поступить в вуз, произойдет массовый сброс выпускников школ на рынок безработных. А масса безработных 18-20 лет по своей динамике социального отпора и выражения недовольства много опаснее других когорт населения.

Так что в условиях российского рынка трудоустройство самой динамичной, мобильной, максималистски настроенной части молодежи посредством поступления в вузы можно рассматривать как отложенный риск социального напряжения. На этом фоне рентабельнее расширять доступ молодежи в высшую школу, на рынок образовательных услуг, чем рисковать относительной социальной стабильностью.

Или другой пример: копирование ЕГЭ. Сколько стоят курсы по натаскиванию к ЕГЭ в Москве? В специальных центрах по 15 тыс. Чистая и ускоренная коммерциализация средней школы. Если быть объективным перед фактами последствий введения этого экзамена, то я прокомментировала бы его словами мудрого И. Канта: «Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох».

Почему мы так падки на западные посулы и совершенно не признаем социальных уроков из процессов, которые протекали не в столь далеком прошлом? Сопоставьте рядом факт: президент США Барак Обама выделил 4 мрд. дол на свертывание системы тестирования при приеме в вузы и возвращение к традиционной форме экзаменационных испытаний. А нас упорно продолжают убеждать министерские чиновники в мифе ими же порожденном об эффективности и демократичности ЕГЭ, способным сократить коррупцию и сделать всех счастливыми ... Странное упорство, если ни сказать упертость.

В целом, как показывают расчеты в области экономики образования, расширение рынка образовательных услуг в сегменте высшего образования государству и производителям коммерческих услуг выгодно. Этот рынок имеет большие перспективы, отличается востребованностью и связан с социальной и экономической стратегией развития государства.

Заканчивая этот сюжет, не могу не вспомнить историю и конкретно роль Петра 1, сделавшего ставку на науку и образование.

Результат: 1900 г. Париж. На Всемирной выставке Россия получила 1589 различных наград , в т.ч 212 гран-при. Иначе говоря, каждый 10-й грант достался российской науке. Восемь лет спустя - в 1908г в России было ведено бесплатное начальное образование и каждый год открывались дополнительно более 10 тыс. государственных школ.

Итог: в 1913г (всего за 20 лет) промышленная продукция России выросла в 20 раз. Расходы на образование и культуру выросли в 8 раз, и в

181

2 раза превышали уровень Франции и Англии. Согласитесь, социальные уроки собственной истории - бесценная вещь.

Сюжет 6. Могут ли институты государственной власти сократить социальные риски экономических кризисов?

Могут. Современная российская рыночная история кое-чему власть научила. В 2009 г. принимается «Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год», содержавшая специальный раздел: «Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий, социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости».

Она в свое время, породила серьезные позитивные экспектации населения (от англ. expectation -ожидание), т.е. систему ожиданий и требований относительно норм исполнения социальных ролей в обществе.

К настоящему времени государство приняло ряд упреждающих мер поддержки населения, нейтра-лизирующих негативные последствия экономических санкций и минимизирующих их потери:

► поддержка заемщиков ипотеки, банков-кредиторов, двойное увеличение страхового вклада (до 1,4 млн руб.), увеличение материнского каптала и вариативности его использования, ...

Социальный опыт показывает, что кризисы, тем более спровоцированные в мировом масштабе, а значит формально - коллегиально, а по сути -авторитарно контролируемые извне, относятся к мультилинейным процессам, распадающимся на целый веер траекторий, каждая из которых по-своему обуславливает выживаемость общества и системы.

Всемирный банк (ВБ) считает главными рисками для российской экономики в ближайшие годы хронически низкий уровень инвестиций и дорогие кредитные ресурсы вследствие перекрытого доступа к международным финансовым рынкам. ВБ прогнозируется рост уровня бедности до 14 % (это 20,1 млн человек) в 2015 году и 14,1 % (20,3 млн человек) - в 2016 году. Это станет первым значительным повышением уровня бедности со времен кризиса 1998-1999 годов. Всемирный банк прогнозирует, что санкции против России будут сохраняться еще два ближайших года.

В то же время, Министерство финансов США возмущено началом торгов по валютной паре «юань-рубль» на Московской бирже. «Новые игроки бросили вызов руководящей роли США в рамках международной финансовой системы», - заявил министр финансов Джек Лью, комментируя расширение торговли юанем в качестве резервной валюты. Лью заявил, что даже союзники США ставят под сомнение эффективность института МВФ в том виде, в котором он существует.

Социальным уроком жизни общества в условиях кризиса является вывод о том, что кризисы требуют введения мобилизационной политики и мобилизационного режима развития отече-

ственной экономики, финансовой аккумуляции средств и прежде всего - на приоритетах развития, их переоценки с точки зрения главного звена, уцепившись за которое можно вытащить всю цепь (говоря ленинскими словами).

Таким звеном сегодня считается реиндустриализация российской экономики.

Во-вторых, усиления согласованности действий между государством и крупным капиталом, оперативная нейтрализация разногласий из-за рассогласованности интересов (от уровня федерального до регионального). И, надо признать, государство во многом этого добилось.

И, в-третьих: солидаризации интересов власти и населения, укрепления гражданской поддержки действий власти и повышения доверия политическому лидеру.

Сегодня уровень этого доверия в обществе очень высокий. Согласно данным «Левада-центра», действия Владимира Путина на посту президента России одобряют 85 % жителей страны, 55 % россиян хотели бы видеть его на посту президента после выборов 2018 года Но доверие в общественном мнении населения -показатель капризный и изменчивый, требующий постоянной подпитки и подтверждения (как в жизни двоих:»ты меня любишь?- докажи») .

В заключение отмечу, что российское общество периодически вступает в кризис и по-разному из кризиса выходит, расплачиваясь разными социальными, экономическими, финансовыми, политическими, мировоззренческими и социокультурными рисками, угрозами и потерями.

В период 1990-хх гг. общество и государство разваливалось и с трудом выживало, переживая развал страны и традиций, испытывая тяжелую культурную травму. Однако российская ментальная особенность состоит в том, что, обладая необычной социальной, физиологической и психологической выносливостью, терпением и социальной терпимостью, россияне сохраняют свои находчивость и упорство в экстремальных ситуациях; способность объединиться перед лицом общей опасности и откровенно наглого врага. Это позволяет выживать, комбинируя, казалось бы, несовместимые решения и подходы для снижения социальных рисков и нынешнего, спровоцированного мирового кризиса, центром которого сделали Россию.

Россия достойно встретила новый виток мирового кризиса, сопровождающегося информационной войной, откровенной антироссийской пропагандой, целенаправленной девальвацией 70-ти летия победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Но, как поется в популярной песне, рожденной в кризисную эпоху, «нас бьют мы летаем .» и хотелось бы, чтобы это было «все выше и выше». История доказала, а реальность показывает, что у нас есть для этого и потенциал, и вера, и воля. Остается пожелать одного: суметь их использовать с учетом опыта и социальных уроков. Чего я всем вам и желаю.

182

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Horusitzky P. Un panorama des minimas sociaux en Europe / P. Horusitzky, K. Julienne, M. Lelievre // Etudes et Resultats, DREES, № 464, 2006.

2. Department of Social Security (1998), New Ambitions for Our Country. London : HMSO.

3. Материалы сайта Департамента Занятости и Пенсионного обеспечения Правительства Великобритании (Department of Work and Pensions), август 2009 г.: URL: http://www.dwp.gov.uk/supplying-dwp/ what-we-buy/welfare-to-work-services/

Literature:

1. Horusitzky P. Un panorama des minimas so-ci aux en Europe / P. Horusitzky, K. Julienne, M. Lelievre // Etudes et Resultats, DrEES, № 464, 2006.

2. Department of Social Security (1998), New Ambitions for Our Country. London : HMSO.

3. Materials of the Department of Work and Pensions of the UK government. August, 2009. URL: http://www.dwp.gov.uk/supplying-dwp/what-we-buy/ welfare-to-work-services/

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.