Научная статья на тему 'Жизнь и учение Марка Аврелия'

Жизнь и учение Марка Аврелия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3279
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / СТОИЦИЗМ / СТОИКИ / МАРК / АВРЕЛИЙ / ИМПЕРАТОР / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маматкулова Динара Рустамовна

Когда мы говорим о каком-то направлении философии, мы всегда связываем его с конкретной исторической личностью. Такова специфика философского учения. Поэтому, исходя из комплексного подхода, вместе с философией необходимо познакомимся с биографией одного из виднейших императоров Римской империи Марка Аврелия, представителя позднего стоицизма. Также рассмотрим политическую конъюнктуру того времени. Марк Аврелий яркая историческая фигура. Он проявил себя как опытный политик, умелый дипломат и военачальник, но более всего он запомнился как император-философ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь и учение Марка Аврелия»

Жизнь и учение Марка Аврелия The life and teachings of Marcus Aurelius

Маматкулова Динара Рустамовна

Студент 2 курса Факультет Теоретические основы теплотехники Казанский Государственный Энергетический Университет

e-mail: di5697@gmail.com

Mamatkulova Dinara Rustamovna

Student 2 term

Faculty of Theoretical fundamentals of heat engineering Kazan State Energy University e-mail: di5697@gmail.com

Аннотация.

Когда мы говорим о каком-то направлении философии, мы всегда связываем его с конкретной исторической личностью. Такова специфика философского учения. Поэтому, исходя из комплексного подхода, вместе с философией необходимо познакомимся с биографией одного из виднейших императоров Римской империи Марка Аврелия, представителя позднего стоицизма. Также рассмотрим политическую конъюнктуру того времени. Марк Аврелий - яркая историческая фигура. Он проявил себя как опытный политик, умелый дипломат и военачальник, но более всего он запомнился как император-философ.

Annotation.

When we talk about a certain direction of philosophy, we always associate it with a specific historical person. Such is the specificity of philosophical doctrine. Therefore, based on an integrated approach, together with the philosophy it is necessary to get acquainted with the biography of one of the most prominent emperors of the Roman Empire, Marcus Aurelius, a representative of late Stoicism. Also consider the political situation of the time. Marcus Aurelius - a bright historical figure. He proved himself to be an experienced politician, a skilled diplomat and military leader, but most of all he was remembered as an emperor-philosopher.

Ключевые слова: личность, философия, стоицизм, стоики, Марк, Аврелий, император, власть, государство, Римская Империя.

Key words: personality, philosophy, stoicism, stoics, Mark, Aurelius, emperor, power, state, Roman Empire.

Марк Анний Вер (имя при рождении) родился 26 апреля в 121 году нашей эры в знатной семье. Приблизительно в тот год, когда он родился, его родители обосновались в Риме. Большое влияние на Марка оказал его дед - Марк Анний Вер, который, отмечу, трижды занимал консульскую должность. Именно он позаботился о том, чтобы юный Марк получил хорошее образование. Учение давалось Марку легко. Он хорошо разбирался в риторике, юриспруденции. В свои 12 лет он полюбил философию.

Когда Марку было 8 лет, его замечает император Адриан, которому понравился «тихий, печальный ребенок». Позже Адриан усыновит Антонина, будущего императора Антонина Пия, который, в свою очередь, усыновит Марка и Луция Вера. Стоит сказать, что такая форма передача власти путем усыновления в империи была обусловлена традицией и желанием Антонинов оставить власть достойному человеку. Марк Аврелий нарушит эту традицию: он передаст власть своему сыну Коммоду.

В 17 лет Марк стал наследником Римской империи. Он ждал еще 23 года, чтобы стать императором. За это время он не участвовал в заговорах, не стремился к власти, что действительно редкость в общей картине истории Рима. В 161 году Марк становится императором. Однако он не единоличный правитель, вместе с ним правит его брат, соправитель - Луций Вер. Нужно сказать, что Луций Вер был полной противоположностью Марку. Он не любил науку, тем более философию, не разбирался в государственных делах. Он любил развлечения, гладиаторские бои, устраивал оргии, тратил деньги казны. Марк Аврелий искренне беспокоился об

образе жизни Луция, писал ему поучительные письма, пытался наставить своего распутного брата. Дабы оторвать его от греховного образа жизни, он отправляет его в военный поход, откуда ему уже не было суждено вернуться.

Став императором, Марк Аврелий начинает проводить политику в духе своей философии. Её особенностью была определенная либеральность, гуманность и покорность перед превратностями судьбы. Он уделит большое внимание судопроизводству. Хорошее юридическое образование и знание законов позволят ему преуспеть в этом деле. Он пытается решить рабский вопрос, он вводит законы, ограничивающие права рабовладельцев над рабами и поощряющие их освобождение. Но такие предложения со стороны императора не всегда находили поддержку от Сената, поэтому Марк Аврелий был вынужден действовать осторожно.

Христианская вера в равенство людей близка Аврелию. В своем известном дневнике он пишет, что люди равны друг перед другом, и самого себя он чувствует больше гражданином мира, нежели гражданином Рима. Такие мысли удивительны для человека той эпохи, а для гражданина Римской империи, считавшего, что в мире есть два типа людей: римлянин и instrumentum vocale, еще более удивительны. Однако будет неверно считать, что Марк Аврелий любил христианское учение или был тайным христианином. Он активно занимается благотворительностью, вводит новую должность претора, обязанностью которого было, говоря современным языком, обеспечение социальной политики. Выделялись деньги из казны для обучения и воспитания детей из бедных семей. В неурожайные годы он контролирует равномерное распределение урожая между провинциями в империи.

В Афинах он учредил четыре кафедры философии: академическую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую. Профессора получали жалованье из казенных денег. Будучи сам философом, Марк Аврелий будет помогать другим философам и приблизит их к императорскому двору.

Император отличался мягким характером. Свидетельством тому является восстание его военачальника Гая Авидия Кассия. Когда Марк Аврелий выступил против, мятежные легионеры под страхом наказания убивают своего предводителя. Когда же Аврелий встречает их, он их прощает и отпускает.

Марк Аврелий понимал, что вести новые захватнические войны империя неспособна, поэтому во внешней политике Рим перешел к обороне. Под его руководством сооружались фортификационные сооружения. Линия обороны проходила вдоль границ большой империи. Как пишет император в своем дневнике, он не любил войн, но бездействовать тоже не мог, он чувствовал свою ответственность перед гражданами Рима.

Страшная чума появилась в Римской империи после восточного похода. Эпидемия не обошла стороной и Марка Аврелия. В 180 году великий император умирает от чумы далеко от своей родины в провинции Норик. Следующим императором он назначает своего сына, Коммода, лишенного талантов государственного деятеля. Золотой век Антонинов завершился.

О философии Марка Аврелия мы узнаем из его личного дневника, который был обнаружен только после его смерти. Он был написан на греческом языке во время его военных походов. «Наедине с собой» - это один из переводов названия этого дневника. Этот уникальный труд совсем по-новому раскрывает личность императора. Он открывает огромный внутренний духовный мир своего автора. Внимательный наблюдатель мог бы заметить, что внешние блага, развлечения мало привлекают императора. Он присутствовал на гладиаторских играх, но вместо того чтобы наблюдать за сражением, читал книгу или записывал свои мысли. Его главным наставником был Квинт Юний Рустик, который познакомил Аврелия с трудами Эпиктета, которые сильно повлияли на него. Марк сходится с Эпиктетом в философских вопросах.

Читая «Размышления» Аврелия, начинаешь чувствовать разницу между ранним стоицизмом и поздним, между веком надежды и веком утомленности. Если ранние и средние стоики верили в огромную силу внутренней

морали человека, то поздние, среди которых самое видное место занимает Марк Аврелий, утверждали слабость человеческой личности, её безвыходность, подчинение и покорность Судьбе.

Человек для Марка Аврелия - это всего лишь беспомощная, слабая, жалкая душонка, обремененная телом: «В восприятии жизни последний стоик доходит до совершенного отчаяния и безысходности». Но все эти тяготы философ переносит стоически. Каким же образом ему это удается?

Он учит не стоической апатии и нравственному очищению, а тому, что все внешнее не должно существовать для души и соприкасаться с нею. А если внешняя жизнь соприкоснётся с ней, то не должна повлиять на неё: «Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нем. И в ваших силах изменить это суждение» - пишет философ. Этика поздних стоиков соответствует духу времени. Одни беды сменяются другими. Поэтому философы-стоики призывают скорее к терпению, чем к надежде.

Вселенную он рассматривает как тесно связанное существо, обладающее единой субстанцией и душой. Большое значение стоики уделяли Судьбе. Для поздних стоиков это характернее всего. Для стоика судьба человека предопределена. Тотальный детерминизм проходит красной нитью в учении стоиков: «Что бы ни случилось с тобой - оно предопределено тебе из века».

Отсюда и полное и безропотное принятие своей судьбы. Каждый человек - актер в пьесе, где Бог распределил роли. Наш долг сыграть её достойно, какая бы он ни была. Эта мысль объясняет многое в поведении философа. Роль императора тяготит Марка. Желал ли он себе другую судьбу? Я думаю, что да. Где-то он говорил, желание, которому нужно сильнее всего сопротивляться, это - удалиться для жизни в сельской тиши. Но вот эта мысль, что Судьбою была возложена на него бремя власти, держит его. Именно она, я думаю, толкала его на военные походы и заставила подвергнуть гонениям христиан. Марк Аврелий рассуждал, что раз ему доверена судьба империи, он должен сохранить её.

Христианское движение он рассматривал как опасное для государства. Оно, по его мнению, подрывало целостность и стабильность общества, так как выступало против государственной религии - язычества: «Если они суеверы и фанатики, не разумеющие лживости своих убеждений и еще вредные для государства, то надо их разубедить, сообщить им правильные убеждения, чтобы они были достойными членами государства, хотя бы для достижения этой цели пришлось употребить насилие».

Как видно, он был не высокого мнения о христианах. Не верил в будущую жизнь и святое одушевление при встрече со смертью, во что свято верили христиане. Несмотря на гонения и многочисленные пытки, Марк Аврелий утверждает, что человек должен любить других людей, будь это даже друг или враг: «Человеку свойственно любить и заблуждающихся. Ты достигнешь этого, если проникнешься мыслью, что они сродни тебе...».

Как объяснить это противоречие на фоне преследования христиан? На этот вопрос чаще всего отвечают, что он был жертвой времени. Однако я считаю, что такой ответ обусловлен, скорее, желанием последующих поколений (христиан) оправдать Марка Аврелия. Дело в том, что христианство появилось в то время, когда соперничали две крупные философские школы - стоики и эпикурейцы. И христианство, развиваясь, переняло много элементов из учения стоиков. Не зря Энгельс называл стоика Сенеку «дядей христиан». Аргументация многих теологических положений были разработаны стоиками.

К примеру, стоик Клеанф пишет: «Если ты заходишь в какой-нибудь гимнасий или на форум и видишь там удивительную чистоту и порядок, то понимаешь, что здесь есть хороший и мудрый управляющий. А если ты в мире видишь еще больший порядок и еще большую красоту, ты понимаешь, что и Управляющий этого мира гораздо более премудр и обладает гораздо большей властью». Некоторые христианские богословы пошли еще

дальше, переняв даже физику стоиков. Так, Тертуллиан скажет, что Бог материален. св. Макарий Египетский, Иоанн Кассиан Римлянин будут утверждать телесность души.

Еще более сильное влияние стоицизм оказал на христианство в области этики. Борьба со страстями, любовь ко всему человечеству, удержание себя от греха - этому учат стоики. И этому учили христиане. Учение о Логосе, объяснение существования зла в этом мире, соотношение личной свободы и необходимости - во всех этих областях мы видим заимствования у стоиков. Таким образом, обвинять Марка Аврелия, виднейшего стоика, становилось все более сложным. Именно поэтому его стали оправдывать.

Несмотря на свою целостность, философия стоиков не лишена изъянов и противоречий. Среди них главное противоречие - соотнесение детерминизма и личной свободы. Отсюда же еще одна проблема: так как человек не может причинить ни добра, ни зла, получается, что добродетель - иллюзия.

Современники Марка Аврелия отмечали, что, став императором и получив огромную власть, он нисколько не изменился. Власть, могущество, деньги и слава не повлияли на него. Марк Аврелий войдёт в историю философии как человек, дела которого соответствовали его убеждениям. Мы не найдем в нем то противоречие, которое было характерно для Сенеки, когда тот, будучи богатым, проповедовал скромность и умеренность. Его стойкость, мужество, непоколебимость, терпение будут вдохновлять еще многие поколения. Я считаю, что столь высокое место в истории философии он заслужил не столько тем, что привнес нечто новое в науку или философию, сколько своим образом жизни, своим собственным примером. Он воплотил мечту Платона, когда во главе государства стоит мудрый правитель-философ.

Список используемой литературы:

1. Рассел Б. История западной философии]. Москва: Издательство АСТ, 2017. - 768 с.

2. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления / пер. с греч. С. Роговина, СПб.: Азбука - Аттикус, 2012.

- 224 с.

3. Фонтен Ф. Марк Аврелий. Москва: Молодая гвардия, 2005. - 395 с.

4. Философия: Учебник для вузов / По ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 677 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.