Научная статья на тему 'Жизнь и творчество Мир Сайида Али Хамадони'

Жизнь и творчество Мир Сайида Али Хамадони Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1991
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH SOURCES / ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ / MORAL AND SPIRITUAL BEAUTY / ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА / INNER BEAUTY / МУДРОСТЬ / WISDOM / НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ КРАСОТА / MORAL VALUES / ARTISTIC LEGACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахимов К. С.

В статье рассматривается вопрос о жизни и творчестве великого философа, ученого, поэта и богослова Востока XIV в. Мир Сайида Али Хамадони. Автор, анализируя творческую деятельность великого мыслителя, основное внимание уделяет роли и значению его произведений для формирования и воспитания молодого поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахимов К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIR SAYID ALI HAMADONIS LIFE AND CREATIVE WORK

The article deals with the life and creative work of the great philosopher, scientist, poet and theologian of the Orient of the XIV age Mir Sayid Ali Hamadoni. Analyzing creative activity of the great thinker, the author places emphasis on the role and importance of his works in the process of formation and upbringing the young generation.

Текст научной работы на тему «Жизнь и творчество Мир Сайида Али Хамадони»

УДК 7.067 ББК 85.03

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИР САЙИДА АЛИ ХАМАДОНИ

MIR SAYID ALI HAMADONI'S LIFE AND CREATIVE WORK

К. С. Абдурахимов

В статье рассматривается вопрос о жизни и творчестве великого философа, ученого, поэта и богослова Востока XIV в. Мир Сайида Али Хамадони. Автор, анализируя творческую деятельность великого мыслителя, основное внимание уделяет роли и значению его произведений для формирования и воспитания молодого поколения.

K. S. Abdurahimov

The article deals with the life and creative work of the great philosopher, scientist, poet and theologian of the Orient of the XIV age Mir Sayid Ali Hamadoni. Analyzing creative activity of the great thinker, the author places emphasis on the role and importance of his works in the process of formation and upbringing the young generation.

Ключевые слава: творческое наследие, источники исследования, духовная ценность, внутренняя красота, мудрость, нравственная и духовная красота.

Keywords: artistic legacy, research sources, moral values, inner beauty, wisdom, moral and spiritual beauty.

Мир Сайид Али ибн Шахобуддин Мухаммад Хамадони, известный как Суфи, Мири Кабир (Великий эмир), Шохи Хамадон (Царь Хамадана), Али Сони (Второй Али), является одним из великих представителей персидско-таджикской философской и общественно-политической мысли XIV в. Он родился 22 октября 714/1314 г. в аристократической семье в иранском городе Хамадан (Исламская Республика Иран). Его отец и мать были просвещенными и культурными людьми.

Отец - Сайид Шахобуддин Хамадони в 17-м колене доходил до халифа Али ибн Абутолиба. Мать Фатима в 17-м колене доходила до пророка Мухаммада, в 16-м колене до Али ибн Абутолиба.

Начальное образование Хамадони получил в семье под руководством своего дяди Сайида Алоудавлы, а затем под руководством личного учителя Шарафуддина Махмуда ибн Абдулло Маздоки и Такидина Али Дусти.

Согласно историческим источникам, Мир Сайид Али Хамадони 12 лет своей жизни посвятил путешествиям и посетил такие страны, как Пакистан, Афганистан, Индия, Мекка, Медина, Египет, Турция, Средняя Азия, Цейлон, Тибет и другие.

Анализ разных сведений, источников и исследований позволяет сделать вывод о том, что Мир Сайид Али Хамадони умер 19 января 786/1384 г. на пути к местечку Ка-бравсавод Похли (Пакистан), и по его же завещанию ученики и последователи перевезли его тело и похоронили в Хуталяне, нынешнем городе Куляб в Таджикистане. Впоследствии над его могилой был возведен мавзолей, который сохранился и поныне.

Мир Сайид Али Хамадони после себя оставил огромное научно-философское и литературное наследие. Источники и авторы исследований приписывают ему около 170 произведений, большинство которых сохранились до

наших дней. Творческое наследие Хамадони состоит в основном из коротких трактатов.

В развитии человеческой цивилизации научно-педагогическое творчество Мир Сайида Али Хамадони занимает особое место, так как его научные и просветительские идеи выходят за рамки местных, национальных и религиозных интересов и служат развитию общечеловеческого разума и культуры.

Мир Сайид Али Хамадони принадлежит к числу тех великих мыслителей, литературно-педагогическое наследие которых сыграло огромную роль в деле обучения и воспитания многих народов Востока, Средней Азии и арабских стран.

Исследование творчества Мир Сайида Али Хамадони показывает, что в его идеях пропагандировались высокие человеческие идеалы, нравственная красота человека, правдивость и справедливость, воздержание и чистота души и другие добрые нравственные качества людей, отвергалось все то, что препятствовало развитию и прогрессу общества. Эти искренние стремления Мир Сайида Али Хамадони в области культуры и науки дали свои плоды в его эпоху и могут послужить и нынешнему поколению таджикского народа, ибо они выражают истинно человеческое стремление к чистоплотности, правдивости, справедливости и доброте.

Ценное творческое наследие Мир Сайида Али Хамадони, которое сохраняется в библиотеках разных стран мира: в Узбекистане, Афганистане, Англии, Таджикистане, Швеции, Иране, Голландии, Пакистане, Индии, Китае, Турции, России и многих других, могут служить важным источником исследования разных отраслей науки и культуры - философии, педагогики, психологии и других.

Мир Сайид Али Хамадони известен среди народов стран Востока и, в частности, Средней Азии как ученый, поэт

и мыслитель. Этот мыслитель оставил после себя огромное ценное наследие, которое в течение более 600 лет, пройдя через множество исторических испытаний, во все времена служило нравственному воспитанию и обогащению духовного мира народов различных стран и развитию человеческой цивилизации и теперь вносит свой достойный вклад в нравственное и культурное развитие нашего народа.

Трактаты Мир Сайида Али Хамадони полны мудрости и назиданий, в течение многих веков призывают народ к правдивости, справедливости, дружбе и товариществу, добропорядочности и добродетельности, целомудренности и доброму человеческому поведению, предостерегают от всяких злых дел и намерений и имеют огромное общечеловеческое значение.

Известно, что часть жизни (более 20 лет) Мир Сайида Али Хамадони прошла в путешествиях по разным странам Востока. В своих путешествиях он действовал не как простой путешественник, а как проповедник науки, культуры и религии ислама. Кроме того, великий мыслитель изучал образ жизни, обычаи, обряды и традиции народов этих стран, выявлял причины падения морали и нравов общества, старался собрать ценные сведения о роли семьи, школы, учителя, науки и знания в формировании личности. На их основе Али Хамадони старался привести воспитание молодого поколения в семье и школе в определенную систему, что является очень ценной попыткой. Ибо, по мнению Мир Сайида Али Хамадони, именно таким образом можно добиваться улучшения воспитания подрастающего поколения, так как такая система связи семьи и школы в воспитании дает серьезный импульс делу воспитания молодежи. Мир Сайид Али Хамадони в своих произведениях показал правильные пути решения многих проблем обучения и воспитания подрастающего поколения, таких как: усвоение науки и знаний, воспитание детей в семье, роль учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения, место науки и знания в жизни человека и т. д. Произведения Мир Сайида Али Хамадони написаны на основе изучения и анализа образа жизни, жизненного опыта, обрядов и традиций народов разных стран, что свидетельствует о жизненности педагогических идей этого ученого, которые и в наши дни не потеряли свою научно-педагогическую ценность.

Основной целью учения Мир Сайида Али Хамадони является воспитание совершенного человека в обществе. И эта идея проходит красной нитью через все творчество этого великого мыслителя XIV в., особенно в области нравственно-духовного воспитания молодого поколения.

По мнению Али Хамадони, только тот человек может достичь уровня совершенного человека, который сможет очистить свой нравственный и физический мир от злых человеческих качеств и с помощью добрых качеств обогатить свой нравственный и физический мир.

Изучение и анализ творчества Мир Сайида Али Хамадони показывает, что он старался показать жизненный путь человека от его рождения (детство, юность, зрелость и т. д.) до смерти и показать его права и обязанности, пути и средства поэтапного очищения и обогащения нравственного мира.

Али Хамадони верил в то, что, хотя физическая красота человека зависит от бога, однако обогащение морально-духовного мира человека зависит от обучения и воспитания. Поэтому Али Хамадони придавал большое значение обучению и воспитанию в формировании совершенного человека и обогащении его нравственного мира.

Следует сказать, что с помощью своих назидательных идей и мыслей Мир Сайид Али Хамадони призывал человека к правде, нравственной и внутренней красоте, очищению нравов и поведения, воздержанию от отрицательных качеств и внушал, чтобы он разумно и целенаправленно использовал эти назидания и мудрые изречения для исправления своих поступков и поведения.

Основу политических идей Мир Сайида Али Хамадони составляют справедливое управление государством, справедливость, добрый нрав падишахов и правителей, воздержание от отрицательных желаний, не предавать свой народ и т. п. В отличие от великих предшественников, Али Хамадони считал падишахов и правителей тенью бога на земле, тем не менее тех правителей и падишахов, которые не были справедливы к своим поданным и подчиненным и не проявляли сочувствие (жалость) к божьему слуге, считал божьими врагами.

Таким образом, Мир Сайид Али Хамадони поддерживал справедливую и умелую власть и требовал от падишахов и правителей постоянно поддерживать и защищать интересы трудового народа, бедных и немощных, в целом - простого народа.

Помощь бедному народу Али Хамадони ставил выше, чем молитвы злодеев и разрушителей. Таким образом, он ставил человеческий фактор выше религиозного, что в то время имело огромное значение.

Али Хамадони высказал оригинальные мысли, заслуживающие внимания, по проблеме эстетического воспитания. В решении данной проблемы Али Хамадони, в отличие от своих предшественников, избрал другой путь. В противоположность официальным идеям своих предшественников и современников, Али Хамадони в эстетическом воспитании молодого поколения, вместо почитания красоты природы, искусства и литературы, обращал больше внимания на нравственную и духовную красоту человека.

По мнению Али Хамадони, именно нравственная и духовная красота играет основную роль в формировании прочной идейной убежденности (вера в бога) и сознания человека. По его мнению, именно нравственная красота способна направить человека на правдивость, честность, гуманность, ответственность, благородство и другие добрые человеческие качества, всколыхнуть сердце и духовные силы и поднять его до вершин совершенного человека.

Мыслитель считал нравственную красоту для ученых лучом познаний и говорил:

Зеби хаъмоли маъни чун нури маърифат шуд,

Сирри сафои ориф зебо бувад хамеша. [93, 16].

Как только луч знания стал освещать познания,

Таинственная беззаботность ученого

стала прекрасной навеки.

Мир Сайид Али Хамадони, отмечая особую роль семьи в обучении и воспитании совершенного человека, в трактате «Захират-ул-мулук» указал пути, средства и основные направления семейного воспитания. По мнению Мир Сайида Али Хамадони, правильная организация учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения, в том числе усвоение науки и знания, развитие умений и навыков, формирование добрых духовно-нравственных качеств и подготовка подрастающего поколения к жизни, во многом зависит от семьи. Отмечая необходимость семейного воспитания, мыслитель подчеркивал, что основными опорами семейного воспитания являются прочность семьи, правильные и положительные взаимоотношения родителей, взаимное уважение в семье. Мир Сайид Али Хама-дони утверждал, что прочность, доброта, теплота, искренность, уважительность в семье зависят от правильного взаимоотношения родителей, всех других членов семьи и родственников. Это и есть важнейшее связующее звено, которое объединяет семью и все общество.

Все это свидетельствует о том, что в педагогической системе Мир Сайида Али Хамадони проблема семейного воспитания занимает одно из центральных мест. По мнению Али Хамадони, для воспитания в детях добрых моральных качеств родителям и другим старшим членам семьи необходимо широко использовать методы личного примера, убеждения и назидания, обучать детей высокой культуре и этике общения. Согласно указаниям Али Хамадони в процессе усвоения науки и знания, ремесла и профессий родители имеют на своих детей такое же огромное влияние, как и учитель.

В педагогических идеях Мир Сайида Али Хамадони также важное место занимает проблема усвоения знаний, благоразумия (рассудительности) и культуры. По его мнению, в процессе формирования умений и навыков, приобретения знаний велика роль семьи и школы. Кроме того, в развитии умственных способностей человека он большое значение придавал индивидуальному обучению и самообразованию, поэтому мыслитель был сторонником индивидуальной формы обучения и самообразования учащихся.

Мир Сайид Али Хамадони в деле повышения качества обучения учащихся рекомендовал использовать такие методы, как беседа, лекция, дискуссия, диспут, самообразование и др., которые успешно применяются и в современной школе.

Мир Сайид Али Хамадони высоко оценивал роль науки в жизни человека и считал науку основным средством нравственного воспитания и обеспечения личного счастья каждого индивидиума. По мнению мыслителя, наука в природе (сердце) человека формирует добрые человеческие нравственные качества и воздерживает его от нежелательных поступков и поведений. Поэтому он утверждал, что изучение науки является необходимым не только для получения нравственной и духовной пищи, но и для эффективного использования в жизни.

Вообще, Али Хамадони верил, что человек с помощью науки может совершенствоваться, раскрыть тайны природы и общества, познать правду жизни. Однако это

нелегкое дело. Человек только с помощью серьезного и усердного труда может освоить основы наук. Али Хамадони наряду с изучением богословских трактатов рекомендовал изучение светских наук и показал их роль и значение в жизни человека.

В педагогической системе Мир Сайида Али Хамадони особое место занимает взаимоотношение учителя (наставника) и ученика в процессе воспитания и обучения. Мир Сайид Али Хамадони на основе своего жизненного опыта, длительных путешествий в разные страны Востока, непосредственной педагогической деятельности и своего ученичества пришел к такому выводу, что взаимоотношения учителя и ученика играют важную роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.

Поэтому в учебном процессе между учителем и учеником всегда должны доминировать искреннее и заботливое отношение, преданность и доверие, терпение и выдержка, ответственность и благодарность, скромность, взаимное уважение и другие добрые нравственные ценности, так как именно они способствуют формированию совершенного человека.

Требованием, которое выдвигал Мир Сайид Али Хамадони по вопросам взаимоотношения учителя и ученика, является достойная личность учителя. По его мнению, для того чтобы ученик усвоил науку и стал образованным, прежде всего самому учителю необходимо быть высокообразованным, мудрым и высоконравственным, ибо только в этом случае учитель может стать примером для подражания и оказать положительное влияние на поступки и поведение своих учеников.

Другая идея, которую выдвинул Мир Сайид Али Хамадони, это этика отношения ученика к своему учителю в учебно-воспитательном процессе. Мыслитель подчеркивает, что ученик всегда должен уважать своего учителя, быть верным и заботливым, выполнять его указания, ценить труд своего учителя. Ученик только в этом случае сможет достичь сияющих вершин науки и знания.

Мыслитель, обращаясь к учителям, утверждал, что наряду с обучением и воспитанием учащихся следует уделить особое внимание формированию и развитию практических умений и навыков и применению знаний на практике.

Таким образом, Мир Сайид Али Хамадони призывал людей к мирной жизни, созидательному и творческому труду, честной деятельности по обеспечению благосостояния в жизни, к честности, правдивости, человечности и гуманности, щедрости и милости, справедливости, дружбе и товариществу, чистоте и опрятности, верности и предостерегал от чванливости, зависти, жадности, стремления к богатству и вообще от отрицательных качеств и изъянов.

Необходимо отметить, что в условиях политических, социальных, экономических трудностей, а также нравственно-духовных неурядиц, с чем сталкивается человеческое общество в наше время, педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони могут служить руководством в обучении и воспитании подрастающего поколения, обогащении нравственного и духовного мира различных народов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мир Сайид Али Хамадони. Шах Хамадона. Избр. соч. В 4 т. Душанбе: Ирфон, 1994. Т. 1. 160 с.

2. Мир Сайид Алии Хамадони. Шах Хамадона. Избр. соч. В 4 т. Душанбе: Ирфон, 1995. Т. 2. 238 с.

3. Асоев Х. Алии Хамадони ва макоми у дар фар-ханги шарк. (Алии Хамадони и его роль в раз-

витии культуры Востока). Душанбе: Ирфон, 2006. 140 с.

4. Мир Сайид Али Хамадони. Захиратулмулук / сост. Х. Асоев, К. Турдиев. Душанбе: «Ирфон», 2008. 372 с.

5. Авзалов Х, Рахимов Б. История педагогики таджикского народа. Душанбе: Маориф, 1994. 285 с.

УДК 172.3

ББК 60.545.1(2)6, 4*83.3

НЕПРИЯТИЕ ВОЙН И ПРИЗЫВЫ К МИРУ И ТОЛЕРАНТНОСТИ -ЛЕЙТМОТИВ ТВОРЧЕСТВА ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

WARS REJECTION AND CALLS FOR PEACE AND TOLERANCE

AS A LEITMOTIF OF WORKS OF TAJIK-PERSIAN THINKERS OF MEDIEVAL

А. Ш. Комили, Дж. Х. Файзалиев

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений, строящихся на основе толерантности, а также призывы к миру и толерантности из произведений таджикско-персидских мыслителей Средневековья.

Ключевые слова: гуманизм, культура, миротворец, толерантность, мир, согласие, личность, социальная зрелость, духовное состояние, межличностные отношения, религия, терпимость, дружба, справедливость, гостеприимство, иноверец.

A. Sh. Komili, J. Kh. Fayzaliev

The article deals with peculiarities of interpersonal relationships based on tolerance as well as with calls for peace and tolerance in works of Tajik-Persian thinkers of Medieval.

Keywords: humanism, culture, peacemaker, tolerance, peace, concord, personality, social maturity, spiritual order, interpersonal relationships, religion, indulgence, friendship, justice, hospitality, adherent of a different faith.

Гуманистическая культура таджиков имеет великую миротворческую силу, которую необходимо применять и в масштабах всей страны, и в педагогическом процессе [1, с. 16]. Толерантность необходима для достижения мира и согласия.

Социальные условия развития личности, степень ее социальной зрелости, духовное состояние, личностные качества, сущность и особенности социальных противоречий, экономические, политические, культурные и материальные условия создают среду для формирования и развития человека. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешное воспитание и обучение толерантности. Особенность межличностных отношений, строящихся на основе толерантности, должна способствовать эффективному формированию толерантной личности.

Религия Ислама уделяет особое внимание толерантности и терпимости и не запрещает связь и отношения с другими религиями. Всевышний наказывает: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою» (Коран, 109:6).

Или: «Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах - Всемогущий. Аллах -Прощающий, Милосердный» (Коран, 60:7).

По сути, в религии Ислама уважается человечность и справедливость и подчеркивается чувство дружбы и товарищества «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, 60:8).

В другом аяте Корана говорится: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. А затем вы будете возвращены к вашему Господу» (Коран, 45:15).

Пророк Ислама высказывал интересные мысли о толерантности. Пророк (с) говорил: «Если в сердце человека есть хоть крупинка спеси, то ему закрыта дорога в рай» [2, с. 170-171].

Рассказывают, что когда-то, будучи наместником, халиф Умар ибн Хаттаб отправился в область Шом. Между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.