УДК 091
Спицына Д.С. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.
Россия, г. Саратов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И
БЕССМЕРТИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия жизни и смерти с точки зрения философской мысли, приведены философские суждения и врачебные аргументы касательно данного вопроса. Кроме того, в статье раскрывается проблема бессмертия и возможности вечной жизни человека.
Ключевые слова: человек, жизнь, смерть, философия, медицина, бессмертие.
Spitsyna D.S.
2nd year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University of Ministry of Health of
Russia Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N.
LIFE AND DEATH: DOCTORS AND PHILOSOPHERS ABOUT THE LIFE, DEATH AND IMMORTALITY.
Annotation: in this article the concepts of life and death are considered from the point of view of philosophical thought, philosophical judgments and medical arguments are given regarding this issue . In addition, the article reveals the problem of immortality and the possibility of eternal life.
Key words: life and death, man, medicine, philosophy, immortality.
Жизнь и смерть - одни из основных тем духовной культуры человечества, которые тревожили умы философов, писателей и художников, композиторов и драматургов, педагогов и медиков. Любой человек, юный или старый, в какой - то момент начинает спрашивать себя о смысле своей жизни, возможной смерти и что там после нее. Наука, религия и философские учения дают свои определения смысла жизни в тесной взаимосвязи со смыслом смерти. Смысл - идеальное содержание, сущность, предназначение и конечная цель чего-либо. Это то, что человек имеет в виду, когда задает вопрос, на который требуется ответ. Смысл - это нечто, что нужно найти, обнаружить, а не придумать.
Философия рассматривает жизнь и смерть с точки зрения осознания их смысла как начального и завершающего этапов бытия человека. На пороге
смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь.
В Древнем Египте земное существование рассматривалось как подготовка души к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Классическая древнегреческая философия предпринимала попытки преодолеть страх смерти. Согласно учению Платона, человек состоит из смертного тела и бессмертной души, а смерть - это процесс отделения души от тела и превращения последнего в прах и тлен. Для последователей стоицизма смерть была всеобща и естественна, все имеет свой конец.
В христианстве смысл жизни, смерти и бессмертия заключен в ветхозаветных положениях и заповеди Христа-. С одной стороны смерть -это наказание каждого за совершенный ранее грех, а с другой -освобождение бессмертной человеческой души от оков бренного тела. Человек становится бессмертным. Идея бессмертия души наполняет смыслом жизнь человека и дает ему силы и возможность пройти через земные трудности.
Французский философ Монтень утверждал, что нужно привыкнуть к мысли о неизбежности смерти, постоянно думая о ней, тем самым давая толчок к поиску смысла жизни, делая смерть не такой страшной.
З. Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть». Живые организмы стремятся вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. Людям присуще стремление к смерти. Жизнь имеет смысл, потому что есть смерть. Бессмертная и вечная жизнь достижима через смерть.
Индийской философии присуще спокойное и ровное отношение к проблеме жизни и смерти. «Мы не знаем что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант» (М. Ганди).
Проблема жизни и смерти напрямую связана с идеей обретения бессмертия. Из-за страха перед смертью родилась надежда людей на бессмертие души, которая покидает умершее тело и переселяется в другое существо либо получает вечную жизнь.
Н. Бердяев определяет бессмертие личности как пребывание в Вечности. Он пишет: «Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. Она была бы подлой, если бы смерти и конца не было, и она была бы бессмысленной. В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в Вечности. Но между жизнью во времени и жизнью в Вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва». Бессмертие есть для Бердяева не бесконечная, а вечная жизнь. Все живое - смертно, а умершее - живое. Смерть дает Вечности трагизм и одновременно избавляет ее от него, возвышая и очищая человека.
Бессмертие человека реально: человек умирает физически, но не духовно, оставляя след своего бытия в материальном мире.
Проблема жизни и смерти глобальна, она носит комплексный, многоаспектный характер. Ф. Энгельс дал определение, что жизнь - это способ существования белковых тел в постоянном самообновлении их химического состава. Это определение стало фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе.
В XX в. в понятие жизнь добавилось новое положение: живое не ограничивается белками в качестве основы и метаболизмом в качестве функции, и определение жизни теперь звучит так - жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся движущимися структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегуляции, самовосстановления и накопления наследственной информации. Жизнь - это диалектическое единство формы, функций и процессов.
Смерть есть прекращение жизнедеятельности организма, гибель индивидуума как отдельной живой системы, которая сопровождается разложением основных высокомолекулярных соединений. Основную мысль о смерти высказал Ф. Энгельс, согласно которой смерть является существенным моментом жизни, «отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью».
С научной точки зрения конечным этапом в существовании и совершенствовании любого живого организма является смерть, после которой нет ничего, есть только небытие.
Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути.
В современном мире врачи наделены правом определять время смерти, о чем гласит Сиднейская декларация Всемирной медицинской ассоциации: «В большинстве стран определение времени смерти является юридической обязанностью врача, и такое положение должно сохраняться». Роль врача в жизни общества увеличилась благодаря процессу, получившему название «медикализация смерти»
Медикализация смерти была связана с развитием в городах сети больниц, которые стали местом спасения одних людей, но и местом смерти других. Это означало, что врач не только констатирует смерть, но и имеет дело с процессом умирания, который в разных случаях длится по-разному, так как в зависимости от действий врача он либо укорачивается, либо продлевается. Естественно, врач не может отменить смерть, он может лишь повлиять на ее длительность в широких пределах - от нескольких часов до нескольких недель, месяцев или даже лет.
Смерть - это вполне естественное явление, играющее важнейшую роль
в ходе длительной эволюции, сделала возможным прогресс органических видом и выживание наиболее приспособившихся к изменяющимся условиям жизни.
Социальное значение смерти тоже велико. Она объединяет людей глубокими сердечными эмоциями и переживаниями, подчеркивая братство и равенство человеческих судеб.
Каждый из нас в конечном итоге должен пройти через трагедию смерти. Несмотря на то, что смерть - самое страшное и беспощадное зло, страшившее человечество многие века, она есть выход к вечной жизни.
Лишь при остром сознании личности можно осознать трагедию смерти, которая ощутима по тому, что личность переживается как бессмертная и вечная. Бессмертие завоевывается личностью и это есть борьба за личность. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п.
Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое не знает о ней.
Все мы рождаемся, проживаем свою земную жизнь, зная, что нам отпущено некоторое количество лет, и в конечном счете обязательно рано или поздно покидаем ее. Когда наше земное бытие подходит к концу, мы возвращаемся туда, откуда пришли - в первичный хаос, небытие. Именно это и заставляет человека со всей серьезностью отнестись к вопросу о смысле жизни и о моменте своей смерти.
Использованные источники:
1. И. Т. Фролов и др., «Человек: мыслители прошлого и настоящего, о его жизни, смерти и бессмертии», Москва, 1995.
2. Дубровский Д.И. «»Смысл смерти и достоинство личности»// Философские науки. - 1990. - №5
3. Согьял Ринпоче. «Книга жизни и практики умирания» , Ассоциация духовного единения "Золотой Век",1998г.
4. Горбачёв В.В. «Концепции современного естествознания: 2-е издание». -М.: «Издательский дом «ОНИКС ХХ1век», 2005.
5. Хрусталев М.Ю. «Философия». Москва, 2004.
6. Пономаренко Н. В., Биккужин А. Р., Насакин Д. А. «Размышление о бессмертии человека» // Молодой ученый. — 2017. — №49