Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ'

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1717
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / БЕССМЕРТИЕ / LIFE AND DEATH / MAN / MEDICINE / PHILOSOPHY / IMMORTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спицына Д.С.

В данной статье рассматриваются понятия жизни и смерти с точки зрения философской мысли, приведены философские суждения и врачебные аргументы касательно данного вопроса. Кроме того, в статье раскрывается проблема бессмертия и возможности вечной жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AND DEATH: DOCTORS AND PHILOSOPHERS ABOUT THE LIFE, DEATH AND IMMORTALITY

In this article the concepts of life and death are considered from the point of view of philosophical thought, philosophical judgments and medical arguments are given regarding this issue. In addition, the article reveals the problem of immortality and the possibility of eternal life.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ»

УДК 091

Спицына Д.С. студент 2 курса 7 группы лечебный факультет ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Кузнецова М.Н.

Россия, г. Саратов ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ: ВРАЧИ И ФИЛОСОФЫ О ЖИЗНИ, СМЕРТИ И

БЕССМЕРТИИ

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия жизни и смерти с точки зрения философской мысли, приведены философские суждения и врачебные аргументы касательно данного вопроса. Кроме того, в статье раскрывается проблема бессмертия и возможности вечной жизни человека.

Ключевые слова: человек, жизнь, смерть, философия, медицина, бессмертие.

Spitsyna D.S.

2nd year student of the 7th group of the Faculty of Medicine FGBOU V Saratov State Medical University of Ministry of Health of

Russia Russia, Saratov Supervisor: Kuznetsova M.N.

LIFE AND DEATH: DOCTORS AND PHILOSOPHERS ABOUT THE LIFE, DEATH AND IMMORTALITY.

Annotation: in this article the concepts of life and death are considered from the point of view of philosophical thought, philosophical judgments and medical arguments are given regarding this issue . In addition, the article reveals the problem of immortality and the possibility of eternal life.

Key words: life and death, man, medicine, philosophy, immortality.

Жизнь и смерть - одни из основных тем духовной культуры человечества, которые тревожили умы философов, писателей и художников, композиторов и драматургов, педагогов и медиков. Любой человек, юный или старый, в какой - то момент начинает спрашивать себя о смысле своей жизни, возможной смерти и что там после нее. Наука, религия и философские учения дают свои определения смысла жизни в тесной взаимосвязи со смыслом смерти. Смысл - идеальное содержание, сущность, предназначение и конечная цель чего-либо. Это то, что человек имеет в виду, когда задает вопрос, на который требуется ответ. Смысл - это нечто, что нужно найти, обнаружить, а не придумать.

Философия рассматривает жизнь и смерть с точки зрения осознания их смысла как начального и завершающего этапов бытия человека. На пороге

смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь.

В Древнем Египте земное существование рассматривалось как подготовка души к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Классическая древнегреческая философия предпринимала попытки преодолеть страх смерти. Согласно учению Платона, человек состоит из смертного тела и бессмертной души, а смерть - это процесс отделения души от тела и превращения последнего в прах и тлен. Для последователей стоицизма смерть была всеобща и естественна, все имеет свой конец.

В христианстве смысл жизни, смерти и бессмертия заключен в ветхозаветных положениях и заповеди Христа-. С одной стороны смерть -это наказание каждого за совершенный ранее грех, а с другой -освобождение бессмертной человеческой души от оков бренного тела. Человек становится бессмертным. Идея бессмертия души наполняет смыслом жизнь человека и дает ему силы и возможность пройти через земные трудности.

Французский философ Монтень утверждал, что нужно привыкнуть к мысли о неизбежности смерти, постоянно думая о ней, тем самым давая толчок к поиску смысла жизни, делая смерть не такой страшной.

З. Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть». Живые организмы стремятся вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. Людям присуще стремление к смерти. Жизнь имеет смысл, потому что есть смерть. Бессмертная и вечная жизнь достижима через смерть.

Индийской философии присуще спокойное и ровное отношение к проблеме жизни и смерти. «Мы не знаем что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант» (М. Ганди).

Проблема жизни и смерти напрямую связана с идеей обретения бессмертия. Из-за страха перед смертью родилась надежда людей на бессмертие души, которая покидает умершее тело и переселяется в другое существо либо получает вечную жизнь.

Н. Бердяев определяет бессмертие личности как пребывание в Вечности. Он пишет: «Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. Она была бы подлой, если бы смерти и конца не было, и она была бы бессмысленной. В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в Вечности. Но между жизнью во времени и жизнью в Вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва». Бессмертие есть для Бердяева не бесконечная, а вечная жизнь. Все живое - смертно, а умершее - живое. Смерть дает Вечности трагизм и одновременно избавляет ее от него, возвышая и очищая человека.

Бессмертие человека реально: человек умирает физически, но не духовно, оставляя след своего бытия в материальном мире.

Проблема жизни и смерти глобальна, она носит комплексный, многоаспектный характер. Ф. Энгельс дал определение, что жизнь - это способ существования белковых тел в постоянном самообновлении их химического состава. Это определение стало фундаментом диалектического материализма и многих разделов естествознания, развивавшихся на его основе.

В XX в. в понятие жизнь добавилось новое положение: живое не ограничивается белками в качестве основы и метаболизмом в качестве функции, и определение жизни теперь звучит так - жизнь есть способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующейся движущимися структурами, функцией самообмена, а также процессами саморегуляции, самовосстановления и накопления наследственной информации. Жизнь - это диалектическое единство формы, функций и процессов.

Смерть есть прекращение жизнедеятельности организма, гибель индивидуума как отдельной живой системы, которая сопровождается разложением основных высокомолекулярных соединений. Основную мысль о смерти высказал Ф. Энгельс, согласно которой смерть является существенным моментом жизни, «отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью».

С научной точки зрения конечным этапом в существовании и совершенствовании любого живого организма является смерть, после которой нет ничего, есть только небытие.

Врач встречает человека при рождении, всегда рядом в часы болезни и провожает его в конце жизненного пути.

В современном мире врачи наделены правом определять время смерти, о чем гласит Сиднейская декларация Всемирной медицинской ассоциации: «В большинстве стран определение времени смерти является юридической обязанностью врача, и такое положение должно сохраняться». Роль врача в жизни общества увеличилась благодаря процессу, получившему название «медикализация смерти»

Медикализация смерти была связана с развитием в городах сети больниц, которые стали местом спасения одних людей, но и местом смерти других. Это означало, что врач не только констатирует смерть, но и имеет дело с процессом умирания, который в разных случаях длится по-разному, так как в зависимости от действий врача он либо укорачивается, либо продлевается. Естественно, врач не может отменить смерть, он может лишь повлиять на ее длительность в широких пределах - от нескольких часов до нескольких недель, месяцев или даже лет.

Смерть - это вполне естественное явление, играющее важнейшую роль

в ходе длительной эволюции, сделала возможным прогресс органических видом и выживание наиболее приспособившихся к изменяющимся условиям жизни.

Социальное значение смерти тоже велико. Она объединяет людей глубокими сердечными эмоциями и переживаниями, подчеркивая братство и равенство человеческих судеб.

Каждый из нас в конечном итоге должен пройти через трагедию смерти. Несмотря на то, что смерть - самое страшное и беспощадное зло, страшившее человечество многие века, она есть выход к вечной жизни.

Лишь при остром сознании личности можно осознать трагедию смерти, которая ощутима по тому, что личность переживается как бессмертная и вечная. Бессмертие завоевывается личностью и это есть борьба за личность. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п.

Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое не знает о ней.

Все мы рождаемся, проживаем свою земную жизнь, зная, что нам отпущено некоторое количество лет, и в конечном счете обязательно рано или поздно покидаем ее. Когда наше земное бытие подходит к концу, мы возвращаемся туда, откуда пришли - в первичный хаос, небытие. Именно это и заставляет человека со всей серьезностью отнестись к вопросу о смысле жизни и о моменте своей смерти.

Использованные источники:

1. И. Т. Фролов и др., «Человек: мыслители прошлого и настоящего, о его жизни, смерти и бессмертии», Москва, 1995.

2. Дубровский Д.И. «»Смысл смерти и достоинство личности»// Философские науки. - 1990. - №5

3. Согьял Ринпоче. «Книга жизни и практики умирания» , Ассоциация духовного единения "Золотой Век",1998г.

4. Горбачёв В.В. «Концепции современного естествознания: 2-е издание». -М.: «Издательский дом «ОНИКС ХХ1век», 2005.

5. Хрусталев М.Ю. «Философия». Москва, 2004.

6. Пономаренко Н. В., Биккужин А. Р., Насакин Д. А. «Размышление о бессмертии человека» // Молодой ученый. — 2017. — №49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.