Научная статья на тему 'Жизнь и открытия учителя Александра мостица'

Жизнь и открытия учителя Александра мостица Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / КРАСНОЯРСК / ВЕРХНЕУДИНСК / УСТЬ-КЯХТА / ТРОИЦКОСАВСК / PEDAGOGICAL EDUCATION / RURAL TEACHER / ARCHAEOLOGICAL DISCOVERIES / GEOGRAPHICAL SOCIETY / KRASNOYARSK / VERKHNEUDINSK / UST-KYAKHTA / TROITSKOSAVSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Константинов Михаил Васильевич, Оводов Николай Дмитриевич, Вдовин Александр Сергеевич

Впервые публикуются два письма учителя А.П. Мостица И.Т. Савенкову, датированные 1887 и 1895 гг. В письмах забайкальский учитель сообщает о своей жизни, педагогических успехах и археологических открытиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEKSANDR MOSTITS, A TEACHER. HIS LIFE PROFILE AND DISCOVERIES

For the first time two letters written by A.P. Mostits, are published. They were dated 1887 and 1895. In the letters, addressed to I.T. Savenkov, the Transbaikalian teacher described his life, wrote about pedagogical successes and archaeological discoveries.

Текст научной работы на тему «Жизнь и открытия учителя Александра мостица»

УДК 94 (470) © М.В. Константинов, Н.Д. Оводов, А.С. Вдовин

ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ УЧИТЕЛЯ АЛЕКСАНДРА МОСТИЦА

Впервые публикуются два письма учителя А.П. Мостица И.Т. Савенкову, датированные 1887 и 1895 гг. В письмах забайкальский учитель сообщает о своей жизни, педагогических успехах и археологических открытиях.

Ключевые слова: педагогическое образование, сельский учитель, археологические открытия, Географическое общество, Красноярск, Верхнеудинск, Усть-Кяхта, Троицкосавск.

M.V. Konstantinov, N.D. Ovodov, A.S. Vdovin ALEKSANDR MOSTITS, A TEACHER. HIS LIFE PROFILE AND DISCOVERIES

For the first time two letters written by A.P. Mostits, are published. They were dated 1887 and 1895. In the letters, addressed to I.T. Savenkov, the Transbaikalian teacher described his life, wrote about pedagogical successes and archaeological discoveries.

Keywords: pedagogical education, rural teacher, archaeological discoveries, Geographical Society, Krasnoyarsk, Verkhneudinsk, Ust-Kyakhta, Troitskosavsk.

В Минусинском музее сберегли два письма, написанные Александром Павловичем Мостицем (1865-1899) Ивану Тимофеевичу Савенкову (1846-1914). Оба автора были известны в интеллектуальной среде Сибири конца Х1Х - начала XX в. и ныне не забыты; так, их имена нашли отражение в региональных энциклопедиях, соответственно, Забайкальской [11, с. 211-212] и Енисейской [31, с. 535].

Письма написаны на листках из школьных тетрадей в клетку, черными чернилами, почерк разборчивый. Тексты писем публикуются полностью (к сожалению, в первом письме отсутствует 2-я страница) с сохранением старой русской орфографии, а также особенностей авторского стиля.

Первое письмо было отправлено А.П. Мостицем из Верхнеудинска, о чем самим автором сделана пометка на первой странице в верхнем углу. В конце письма указана дата - 25 января 1887 г. [1].

Многоуважаемый Иванъ Тимофеевичъ!

Поздравляю Васъ с новымъ годомъ, съ новымъ счастьемъ! Желаю Вамъ иметь в этомъ году во всем скорый и счастливый успехъ. Семейству Вашему шлю искренний приветъ и глубочайшее почтете. От души благодарю Васъ, Иванъ Тимофеевичъ, за Ваше письмо отъ 25 ноября. Посылку я отправилъ давно; получили-ли Вы ее и достойна ли она внимания напишите, будьте так любезны, -меня это ужасно интересуетъ* (*Боюсь не взволновалъ-ли я Васъ напрасно; можетъ быть моя посылка годна только къ тому, чтобы отдать ее Андрею выбросить; прим. дано в конце стр. - Авт.). Настоящее письмо то-же не безъ интересных сведений для Вас. Здесь оказывается масса археологического матер1ала, но нетъ людейъ, которые могли-бы воспользоваться имъ. Част1ю онъ еще находится в недрахъ земли, а част1ю - на рукахъ у людей, которые, не то, чтобы знали, что это такое, а просто почему-то не прочь иметь у себя въ кабинете. Изъ такихъ людей я могу указать Вамъ на... (далее отсутствует 2-я страница. - Авт.) ... чим, узналъ от него: верстахъ въ 15 от фабрики есть деревня Пестерева; возле этой деревни находится какое-то кладбище, которое размыло весенней водой и видны из земли гроба, сделанные изъ бересты. На этомъ кладбище масса камней (бул.), расположенныхъ кучками; на каждой могиле лежитъ куча булыжниковъ и если схороненъ взрослый, то булыжникъ накладенъ крупный, если-же схороненъ ребенок, то - мелкт. Кроме того, верстахъ въ 5-ти от Верхнеудинска, вверхъ по Селенге, на правом берегу ея есть песчаные холмы (два или три), возле которыхъ часто находятъ старинныя монеты и другие предметы. Затемъ въ % верстъ от фабрики (на западъ) есть гора высотою сажень въ 200; вершина этой горы состоитъ изъ вы-сунувшагося гранита. Изъ этого гранита на западной стороне вершины (кемъ и когда - неизвестно) высечена большая чаша. Разсказываютъ, что эта чаша имеетъ особенное свойство - предвещаетъ лето сухое и дождливое. Когда чаша предвещаетъ лето сухое или даже засуху, то она наполняется водой, неизвестно откуда взявшейся; и такъ стоит она, (полная воды) все время засухи - не высыха-етъ, не смотря ни на каше сильные жары. Обратно-же, когда чаша предсказываетъ дожди, то она бываетъ совершенно пуста все время дождей и не наполняется даже дождевой водой, не смотря ни на какге проливни. Затемъ, возле с. Тарбагатая есть гора, на южномъ склоне которой крестьянские дети, играя, часто находятъ стрелы, не знаю только катя - каменные или металлические. Нако-нецъ, в 3-хъ верстахъ от фабрики на побережныхъ скалахъ Селенги есть катя-то надписи. Все это

можно изобразить такъ: (ниже представлен рисунок с подписями, воспроизводимый факсимально.

- Авт.)

Летомъ я собираюсь все обходить и осмотреть, результатъ моихъ экскурсий не замедлю сообщить Вамъ, а что найду, то все пошлю съ возможно подробнейшимъ описаніемъ.

Извините, ради Бога, Иванъ Тимофеевичъ, что я так долго не писал Вамъ - писалъ въ Верхне-удинске декорацію. 5-го января я былъ в Верхнеудинске, къ несчастію смотритель пронюхалъ откуда-то, что я хоть мало - мала, а умею писать декораціи и привязался ко мне, чтобъ я написалъ имъ лесъ. Ужъ я всякими манерами старался отделаться отъ него, но не могъ. Я уже былъ на фабрике, как вдругъ присылаютъ мне 100 арш. холста и краски; долженъ былъ работать. И вотъ не более, какъ две недели тому назад, какъ я отослалъ всю оконченную работу въ Верхнеудинск. За декорацію я взялъ съ нихъ 50 руб., материалъ ихній. Кулисы вышли хорошо, а занавесъ не особенно, такъ какъ не хватило немного зеленой краски.

За симъ съистиннымъ почтетемъ имею честь быть Вашимъ покорнейшимъ слугою бьівшій вос-питанникъ Вашъ А. Мостицъ. 18 1/25 87г.

P.S. Жена моя искренне благодаритъ Васъ за Вашъ приветъ и въ свою очередь просила меня передать Вамъ от имени ея также поздравление съ новымъ годом и желание Вамъ и семейству Вашему мира и благоденствія и всего лучшаго на свете.

Николай Иванович просилъ передать Вамъ низкий поклонъ; Евдакія Евграфовна в Иркутске, веселится. Николаю Ивановичу понравилась моя игра на скрипке и онъ выписалъ мне из Иркутска скрипку въ 100 р.

Искренне прошу Васъ, Иванъ Тимофеевичъ передать привет мой Алексею Сергеевичу, Павлу Степановичу, Дмитрию Васильевичу и воспитанникам 3-го класса.

Простите за не гладкий слогъ и безграмотность, какъ темъ, такъ и другимъ не могу похвастать.

Прощайте! Будьте здоровы!

Второе письмо было направлено А.П. Мостицем из г. Троицкосавска 2 декабря 1895 г., о чем свидетельствует пометка на первой странице в верхнем правом углу [2].

Глубокоуважаемый Иван Тимофеевичъ!

Приветствую Васъ отъ всей души, поздравляю съ Новымъ годомъ и желаю всего лучшаго въ мире, какъ Вамъ, такъ и всему любезнейшему семейству Вашему. Много летъ уже прошло съ техъ поръ, как мы съ Вами разстались и как получилъ я от Васъ последнее письмо. Хотя я и не писалъ Вамъ за это время, но это не значитъ, что я забыл Васъ. (Этого никогда не будетъ!) Наконецъ, по прошествии 10-ти летъ, - я собрался Вамъ написать о своем житье-бытье. Я бы и раньше писалъ, но знаю, что Вы человекъ труда, и Вам некогда, поэтому не смелъ Васъ безпокоить своими письмами. Да и врядъ-ли что-нибудь нашлось-бы написать Вамъ интереснаго при частой переписке. Те-перь-же по истеченіи почти десяти летъ могу многое сообщить о себе. Наверное Вы не забыли, что по окончании курса, я поступил к Голдобину въ школу. Прослужилъ у него годъ и потомъ переведенъ былъ в Усть-Кяхту. Это было в 1887 году. В Усть-Кяхте я прослужилъ 8 летъ. За это время мне удалось поставитъ школу такъ, какъ мне надо было. Я был полным хозяиномъ. Сначала я занимался одинъ, затем учениковъ стало прибывать и я исхлопоталъ себе помощника. Школа была смешанная, поэтому я просилъ о назначеніи учительницы а не учителя на должность помощника съ целью ввести обученіе рукоделію для девочекъ. Такъ и выщло. Кроме того я преподавалъ пеніе и имелъ при училище постоянный хор певчихъ. Хоровое пеніе шло недурно, благодаря тому, что среди Усть-Кяхтинцевъ нашлись любители и с удовольствиемъ принимали участіе. Летомъ сделалъ жскурсіи съ учениками (даже девочки принимали участіе по окрестностямъ). По счастію слоб. Усть-Кяхта расположена въ местности изобилующей древностями. Доисторическихъ стоянокъ целыхъ шесть вокругъ нее. И вотъ я съ с учениками странствовалъ по пескамъ и оврагамъ. Сначала имъ странным казалось и даже дикимъ собирать кости и камни а темъ более горшки, черепки и проч. Да и не только имъ, а даже и местные ннтеллигенты удивлялись - к чему это? зачем? и т. д. Вскоре ученики съ удовольствиемъ стали сами собирать различные предметы и приносить ко мне. Такимъ образомъ у меня при училище составилась очень большая археологическая коллекція, которую я отправилъ впоследствіи въ Иркутский Отделъ вместе съ подробнымъ описаниемъ местности и даже соста-вилъ маленькую схематическую карту окрестностей Усть-Кяхты. Въ свою очередъ у насъ работы по изследованию стоянокъ продолжались и после этого. Какъ только настаетъ весна, так ученики

осаждаютъ вопросами - «а скоро-ли пойдемъ въ прогулку?» Такъ у насъ ежегодно весной совершались путешествия по пескамъ и оврагамъ раза три или четыре весной и разъ или два осенью. Труды наши не пропали. В 1892 году прошелъ слухъ, что у нас въ Троицкосавске * (*Усть-Кяхта есть слобода гор. Троицкосавска, она находится въ 23 версты от него; прим. дано в конце стр. - Авт.) будетъ открытъ музей и вотъ мы еще съ большей энергiей принялись за работу. Къ 1894му у насъ опятъ составилась большая коллекція, которую мы пожертвовали новорожденному музею. 23го ноября 1894 года я прочиталъ докладъ въ собрании членовъ местного отделения в зале Реального училища, где была размещена на столахъ громадная коллекція доисторическихъ предметовъ. Сообщеніе мое было довольно обстоятельно обработано, много приведено было литературы; между прочимъ я упомянулъ и о Вашихъ работахъ въ бассейне Енисея, работы Витковкого, графа Бобринскаго, Ос-совскаго и другихъ. Работа моя только нынче въ ноябре мес. вышла изъ печати. За ограниченностію средствъ пришлось сократить доклад при печатаніи. Оставили только то, что именно мной сделано. Съ удовольствиемъ посылаю Вам одинъ экземпляръ с приложениемъ работы Грынцевича. Прошу Васъ принять от меня на память, какъ от бывшаго Вашего воспитанника. Благодарю Васъ отъ души за то, что Вы познакомили меня съ этим деломъ. Вот оно и пригодилось, чему я очень радъ.

Но возвращаюсь опять к школе. В теченіи 8ми летъ у меня окончило курсъ со свидетельствами более сорока человекъ мальчиков, да около 20ти девочекъ. Есть мои ученики въ Реальномъ училище, въ женской гимназии и въ городском училище. Некоторыхъ сам сдавалъ, т. е. ходилъ с ними на приемные экзамены, тогда как родители не всегда разделяли со мной мненіе о необходимости продолжать образование, а теперь это вошло в обычай и, Слава Богу. Многіе учатся хорошо. Одинъ недавно окончилъ курсъ въ городскомъ училище первым ученикомъ, другой въ Реальномъ идетъ пер-вымъ и уже в последнем классе; одна ученица въ женской гимназии отлично учится, остальные идутъ посредственно. Всех 11 человекъ. За успехами ихъ я все еще не оставляю следить, по време-намъ надоедаю имъ своими нотациями. Хотелось мне чтобы окончившій курсъ (некто Хребровскій) в городскомъ училище поехалъ въ Учительский институтъ. Но ничего не мог поделать. Родители боятся отпустить - онъ у них одинъ сынъ. И вот такъ я прослужилъ в Усть-Кяхте 8 летъ. Учебное дело, Благодаря Бога, шло удовлетворительно, чемъ я весьма доволенъ. Не скажу, что я много сде-лалъ, а доволенъ темъ что хоть немного сделалъ и то Слава Богу. Мне приходится теперь оглянуться назадъ и проверить себя потому что, можетъ быть осталось лишь несколько дней служить в народной школе. Безъ сомнения Васъ эти слова удивляютъ, но къ сожалению это такъ. Дело въ томъ, что я уже теперь не в Усть-Кяхте а в Троицкосавске и пока еще в Успенском приходскомъ училище, куда меня нынче перевелъ Алексей Сергеевичъ (онъ ведь теперь у насъ директоромъ народ-ныхъ училищъ), но вотъ на дняхъ я долженъ получить отставку и буду учителемъ приготовительного класса в Реальномъ училище. Очень жаль, что такъ судьба повернула. Обстоятельства такъ сложились, что приходится противъ желания разстаться съ народной школой. У меня скоро бу-детъ уже шесть человекъ детей, а жалование маленькое - 29 р., 40 коп., живется плохо. Между темъ г. директоръ Реального училища предложилъ еще весною въ апреле месяце должность во вве-ренномъ ему училище. Делать нечего - решился принять предложение. Если не завтра, то съ следующей почтой получу справку, потому что назначеніе уже состоялось. Не знаю справлюсь-ли съ новымъ деломъ. Во всякомъ случае тутъ уже не то, что въ народной школе. Попробую, - если не понравится сбегу. Жалования стало 75 р. въ месяцъ, кроме того работы поменьше. Съ этой стороны

- то хорошо, да только ужъ тутъ я не могу дать свободы своимъ педагогическимъ соображениямъ, а должен буду подчиниться требоватямъ программы, словомъ из рамокъ никуда. Это грустно. А пока еще что будетъ такъ мы затеяли воскресную школу. Ходатайство наше Алексей Сергеевичъ утвердилъ и съ 31 го декабря с. г. женская воскресная школа открывается. Дело для меня, признаюсь, не совсем знакомое, да и для моихъ товарищей тоже, но не теряемъ надежды. Богъ поможетъ и люди не откажутъ. Я доволенъ темъ, что все-таки я не совсемъ растаюсь съ народной школой. Хоть разъ в неделю буду иметь возможность заняться начальнымъ обучетемъ. Я взялъ на себя арифметику, начальница гимназіи - русскій языкъ, а остальные товарищи пока решили присматриваться къ делу а потомъ и они съ Божьей помощію приступятъ. Ходатайство и заведование школой приняла на себя жена товарища прокурора г-жа Якуцевичь. Преосвященный Георгий епископъ Забайкальский и г. Губернаторъ разрешили и даже благодарили за открытие школы. Это всех ободрило. Начали подписку и уже около 200 р. собрано. Какъ я уже сказалъ, 31го декабря состоится открытие школы, при чемъ разумеется будут и речи и все такое, - приглашены все представители педагогіи г. Троицкосавска. Что-то будетъ?...Справимся-ли?... У нас только одно лицо знакомо съ преподаваниемъ в воскресной школе - это начальница гимназии. Она недавно переведена изъ Иркут-

ска сюда и тамъ занималась въ воскресной школе а больше никого изъ насъ нет опытных в этом деле. Ну, да как-нибудь свыкнемся.

Будетъ возможность такъ непременно сообщу Вамъ, какъ пойдут у нас дела.

Засимъ, прощайте! Желаю Вамъ и всему глубокоуважаемому семейству Вашему всего лучшаго. Не забывайте и нас на далеком востоке, на границе с Монголией.

С чувствомъ глубокого уважемя и преданности остаюсь Вашимъ Покорнейшимъ Слугою любящий Васъ бывший Вашъ воспитанникъ А Мостицъ

Р.З. Ныне летомъ совершилъ экскураю по р. Селенге до Верхнеудинска съ целью изследовамя бе-реговъ ея в археологическом отношении. Открыто 10 новыхъ стоянокъ. Поездка совершена по поручемю местного отделемя Г. О. Докладъ пришлю. Читать буду в январе или феврале 1896 г.

Адресъ мой: Троицкосавскъ Забайк. обл. МЛ.

Александру Павловичу Мостицу

Следует отметить, что происхождение и первые годы жизни Александра Мостица остаются неизвестными. По косвенным данным, он, после окончания уездного училища, поступил в Красноярскую мужскую гимназию, но обучался там только два года [3; л. 36 об.]. Затем Александр учился в Красноярской учительской семинарии - с 1882 по 1886 г., при этом во втором классе по причине неуспеваемости (в числе пятерых таких же семинаристов) задержался на два года. В программу трехлетнего обучения семинарии входили такие предметы, как закон божий, русский язык, церковно-славянский язык, арифметика, геометрия, физика, история, география, естествознание, чистописание, черчение и рисование, гимнастика. Семинаристов обучали также педагогике и методикам преподавания русского языка и арифметики; на третьем курсе у них была педагогическая практика, которая заключалась в разработке уроков и их проведении здесь же в семинарии. Дополнительно, «с утилитарной целью», семинаристов обучали пению и музыке, переплетному и столярному ремеслам [28, с. 224-228]. Директором семинарии был Иван Тимофеевич Савенков, сыгравший важную роль в жизни А.П. Мостица; ему и адресованы приведенные выше письма. В первом письме выпускник семинарии с благодарностью вспоминает своих учителей. Он просил И.Т. Савенкова передать приветы учителям Алексею Сергеевичу, Павлу Степановичу, Дмитрию Васильевичу, не указывая при этом их фамилий. Обращение к истории Красноярской учительской семинарии позволило установить, что он имел в виду Алексея Сергеевича Еленева, учителя арифметики и геометрии, Павла Степановича Проскурякова, учителя истории и географии (Привалихин, 1989, с. 131) и Дмитрия Васильевича Никитинского, учителя русского языка [33, 34]. А. П. Мостиц передает также приветы воспитанникам 3 класса. Вполне вероятно, что, будучи семинаристом, он вел у них занятия во время педпрактики.

В 1886 г. И.Т. Савенков с целью поиска места службы для выпускников обращается к директорам народных училищ Енисейской губернии и Забайкальской области. В Енисейской губернии учителя по какой-то причине не требовались [3, л. 20]. Из Забайкальской области сообщили о вакансиях в ряде училищ, в т.ч. в Олончинском - Нерчинско-Заводского округа, в Куларском, Ломовском, Красно-яровском и Кулаковском - Нерчинского округа, в Киранском - Троицкосавского округа [3, л. 19]. Выпускник семинарии А.П. Мостиц был направлен в Киранское [3, л. 33], куда он отбыл в июле 1886 г. Заполучить молодого учителя попытался штатный смотритель училищ из Верхнеудинска. Он хотел переместить его в Тарбагатайское училище, о чем написал в Красноярск. Однако И.Т. Савенков ответил, что семинарист отправился по месту службы и связи с ним не имеет [3, л. 27, 29]. Где же все-таки начал работать А.П. Мостиц? Как выясняется из письма от 2 декабря 1895 г., он «поступилъ к Голдобину въ школу» и «прослужилъ у него годъ».

К этому тексту требуются разъяснения. Кто такой Голдобин? То, что было понятно для А. П. Мостица и И.Т. Савенкова, поначалу является загадкой для читателя. Такие обобщающие труды, как «История Бурят-Монгольской АССР», т. 1 (1954 г.) и «История Бурятии», т. 1-3 (2011 г.), никаких сведений о Голдобине не сообщают. Однако дополнительный книжный и поиск в Интернете позволил установить, что в конце XIX в. семья купцов Голдобиных была известна и уважаема в Верхне-удинске. В исследовании Г.Я. Тригуба по истории благотворительности сообщается следующее: «Часто получали награды супруги Голдобины, много жертвовавшие на нужды Верхнеудинска. И.Ф. Голдобин был награжден званием почетного гражданина с правом ношения мундира с воротником, шитым золотом. Е.И. Голдобина (Кукель) неоднократно удостаивалась благодарности, в том числе императора, в 1898 г. получила вензельный знак ведомства императрицы Марии Федоровны для ношения на правой стороне груди, была пожалована за благотворительную деятельность в сфере образования подарком - браслетом и брошью с бриллиантами. Наследник И.Ф. Голдобина купец первой

гильдии Н.И. Голдобин в 1884 г. «по Всемилостливейшему соизволению» был удостоен золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее, в дальнейшем за свои заслуги награждался орденом Св. Станислава 3-й степени, золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее, орденом Св. Анны 3-й степени» [35]. По другому источнику установлено, что Николай Иванович Голдобин был почетным блюстителем Верхнеудинского уездного училища начиная с 1883 г. [27, с. 47]. Он занимался благотворительной деятельностью почти четыре десятилетия. Скончался Н.И. Голдобин в марте 1928 г., о чем сообщила с упоминанием всех его званий и наград газета «Бурят-Монгольская правда», причем сделала это, несмотря на то, что все старорежимные звания и награды советская власть отменила [36]. Дом-усадьба Голдобиных перенесен с первоначального места из центра Верхнеудинска на территорию Этнографического музея народов Забайкалья города Улан-Удэ (переименование города состоялось в 1934 г.)

Именно Николай Иванович Голдобин принял в 1886 г. под свою опеку выпускника Красноярской учительской семинарии Александра Мостица. Не исключено, что это произошло в итоге по личной рекомендации директора семинарии И.Т. Савенкова, поскольку выпускник семинарии оказался в училище уездного ранга, имевшего славную историю и сильный педагогический коллектив. Верхне-удинское уездное училище было создано в 1806 г. на базе народного училища (с 1793 г.). Ему подарил деревянный дом купец А. Д. Шевелев. От него же училищу в 1847 г. достался 2-этажное каменное здание в центре Верхнеудинска на улице Лосевской (ныне Коммунистическая) [37]. С 1846 по 1859 г. штатным смотрителем училища был Д.П. Давыдов - поэт, автор слов песни «Славное море - священный Байкал» и исследователь древностей [13, с. 105-106]. Назначение в такое училище без протекции получить было явно невозможно. Не случайно, наверное, в своем первом письме Александр Мостиц передает адресату, т.е. И.Т. Савенкову, от Николая Ивановича (не сообщая его фамилию) «низкий поклонъ». Здесь же добавляется фраза, понятная только в случае близкого знакомства между людьми: «Евдокия Евграфовна въ Иркутске, веселится», - речь идет о супруге Н.И. Голдобина - Е.И. Гол-добиной, весьма активно проявившей себя в благотворительности. Но еще важнее то, что Николай Иванович Голдобин оценил талант молодого учителя в игре на скрипке и подарил ему выписанную из Иркутска «скрипку въ 100 р.». Заметим, что цена скрипки превышала месячную зарплату начинающего учителя больше, чем в три раза (письмо от 25 января 1887).

Почему же через год, в 1887 г., А.П. Мостиц покинул город Верхнеудинск и отправился в слободу Усть-Кяхту? Не исключается, что в противном случае он был бы призван на службу в армию, тогда как учителя начальных школ освобождались от несения службы в мирное время и зачислялись в армейский запас на 15 лет [34]. Наверное, наставники А.П. Мостица оберегали его как молодого учителя, весьма полезного сфере народного образования. Помимо таланта в музыке он сумел проявить себя и как художник. Так, ему поручили создать декорации для спектакля и выдали 100 аршин холста (т.е. 72,12 м) и краски; на холсте им был расписан лес: «кулисы вышли хорошо, а занавесъ не особенно, так как не хватило немного зеленой краски» (письмо от 25 января 1887).

В Усть-Кяхтинской слободе учитель стал полным хозяином вверенной ему народной школы и очень ценил обретенную «свободу своих педагогических соображений». «В Усть-Кяхте я прослу-жилъ 8 летъ. За это время мне удалось поставить школу так, как мне надо было» (письмо от 2 декабря 1895). Школа была «смешанная», т.е. в ней учились мальчики и девочки. Для обучения девочек рукоделию он получил разрешение на приглашение учительницы. Сам же Александр Мостиц помимо основных наук преподавал пение и создал хор певчих, в него входили не только дети, но и взрослые устькяхтинцы. Не трудно догадаться сколь важную роль в музыкальном воспитании детей играла скрипка в руках учителя! А в теплое время - с весны до осени - учитель стал привлекать детей к экскурсиям по окрестностям с целью поисков древностей, особо подчеркивая, что даже девочки принимали в них участие. Дети с интересом собирали кости, камни и черепки, проявляя при этом инициативу и сообразительность. Бесспорно, такая деятельность учителя была новаторской. Учитель гордился тем, что за 8 лет работы его школу успешно закончили более 40 мальчиков и около 20 девочек, а 11 из них продолжали учебу в реальном и городском училищах и в женской гимназии, причем учитель продолжал опекать своих подросших учеников. Очень огорчался учитель тому, что одному из лучших его воспитанников родители не разрешили поступать в Учительский институт, побоявшись отпускать далеко от дома своего единственного сына.

В 1895 г. А.П. Мостица пригласили работать в Троицкосавск, в Успенское приходское училище, при этом протекцию ему оказал его бывший педагог А.С. Еленев, который, переехав из Красноярска в Читу, стал «директором народных училищ», т.е. курировал работу народных училищ (школ) Забайкальской области. Народный учитель с сожалением расставался со слободской школой, но выбора у

него, по сути дела, не было, поскольку в семье у него уже было пятеро детей, а скоро должен был родиться и шестой, при этом жалование его было маленькое - 29 р. 40 коп. в месяц. А.П. Мостиц ожидал еще одного скорого повышения по службе в виде назначения учителем приготовительного класса в Реальном училище. Кроме того, по совместительству он собирался работать в женской воскресной школе. Эту школу помогал открыть тот же А.С. Еленев. Открытие школы получило одобрение губернатора Забайкальской области (им тогда был генерал-лейтенант Е.О. Мациевский. - Авт.) и епископа Забайкальского Георгия. Жалование учителя А.П. Мостица увеличивалось в три раза, но теперь его как истинного интеллигента беспокоило то, насколько он сможет соответствовать новому поприщу.

Переезд в Троицкосавск открывал перед А.П. Мостицем творческие возможности в занятиях наукой, к которой у него были несомненные склонности. В его письмах уделено немало места археологическим поискам. Прибыв к началу осени 1886 г. в Верхнеудинск, он сразу приступил к изучению местных древностей, а собранные коллекции отправил в Красноярск И.Т. Савенкову. В первом известном нам письме своему наставнику (от 25 января 1887 г.) он сообщает: «Здесь оказывается масса археологическаго матеріала, но нет людей, которые могли-бы воспользоваться имъ». Вместе с тем молодой исследователь сообщает о людях, которые не прочь иметь древности в своих кабинетах. (Эти сведения, судя по контексту, даются им на 2-й странице письма за 1887 г., которая, к сожалению, пока еще не найдена. - Авт.) Далее он кратко характеризует памятники, о которых он узнал от разных информаторов. Так, у деревни Пестерева находится кладбище, где «видны из земли гроба, сделанные изъ бересты», а сверху эти могилы перекрыты массой камней. В 5-ти верстах от Верхнеудинска, вверх по Селенге, есть песчаные холмы, где находят старинные монеты и другие предметы. Подробно им описывается почитаемая у местных гранитная чаша, расположенная на вершине горы неподалеку от Тарбагатайской фабрики и приводится схема ее расположения. В этих же местах на склоне горы дети находят наконечники стрел. В 3-х верстах от той же фабрики на береговых скалах Селенги «есть какія-то надписи». А.П. Мостиц собирался в летнее время «все обходить и осмотреть ... съ подробнейшим описашемъ». В конце 1895 г., уже имея 9-летний опыт самостоятельной работы, учитель сообщает своему учителю: «По счастію слоб. Усть-Кяхта расположена въ местности изобилующей древностями. Доисторическихъ стоянокъ целыхъ шестъ вокругъ нее». Он открыл их вместе со своими учениками. В результате поисков им «составилась очень большая археологическая коллекція», которую он вместе с описанием и схематической картой отправил в Иркутский отдел Географического общества. Продолжая поиски вместе с учениками, он составил еще одну коллекцию, которую представил общественности Троицкосавска в 1894 г., по случаю открытия местного музея, при этом сделал доклад с анализом находок, в котором «упомянул и о Вашихъ работахъ в бассейне Енисея, работы Витковского, графа Бобринского, Оссовского и других». Учитель сообщает, что эту коллекцию он передал «новорожденному музею», а его доклад с некоторым сокращением был опубликован. Он прилагает к письму И.Т. Савенкову эту публикацию с благодарностью «за то, что Вы познакомили меня с этимъ деломъ», т.е. познакомили его с археологией. Уже завершив письмо, посткриптум, А.П. Мостиц вновь обращается к результатам своих исследований, сообщая, что прошедшим летом совершил экскурсию по Селенге до Верхнеудинска и открыл «10 новыхъ стоя-нокъ», о чем в начале 1896 г. будет делать доклад в местном отделении РГО (письмо от 2 декабря 1895).

Из писем А.П. Мостица становится совершенно ясно, что он владел навыками сбора информации о древностях у местного населения и уверенно осуществлял разведки древних памятников. Молодой исследователь составлял карты-схемы, проводил камеральную обработку коллекций и передавал их в музеи, сотрудничал с ИРГО, участвовал в создании Троицкосавского музея, публиковал результаты открытий. В докладе на заседании местного отделения ИРГО он ссылался на работы не только его учителя И.Т. Савенкова, но и Н.И. Витковского (сотрудника Иркутского музея), Г.О. Оссовского (польского исследователя, проводившего в 1894-1896 гг. раскопки курганов в Западной Сибири), А.А. Бобринского (бывшего в то время председателем Императорской археологической комиссии) [7, с. 111, 621, 622, 632; 11, с. 93]. В целом А.П. Мостиц успешно занимался научно-организационной деятельностью в области археологии. К этой деятельности он постоянно привлекал своих учеников, расширяя их кругозор и формируя у них научные представления о мире. А.П. Мостиц был фактически первым из исследователей древности в Забайкалье, кто нашел в археологии не только научный смысл, но и открыл ее великие педагогические возможности. Он стал первооткрывателем археологических мест и районов, где последующими поколениями археологов велись масштабные раскопки и разведки. Это касается Усть-Кяхты, Пестерево, Номоконово и других объектов. Весьма показательно

для понимания личности забайкальского учителя-исследователя то, что он с уважением относился к открытиям других исследователей и любителей древностей, сотрудничая с ними там, где представлялась такая возможность. В письме от 1895 г. он упоминает Грынцевича, т.е. Ю.Д. Талько-Грынцевича, правителя дел местного отделения ИРГО, врача, археолога и антрополога, его ближайшего коллегу по исследованиям в Забайкалье [29, 32].

А.П. Мостиц проводил археологические исследования, будучи загруженным школьной работой, а также домашними делами, поскольку у него супругой было шестеро детей.

Особо следует сказать о благодарном отношении А.П. Мостица к своему учителю И.Т. Савенкову, которому он адресует письма и отправляет коллекции.

Можно сказать, что с наставником в жизни Александру Мостицу максимально повезло. Иван Тимофеевич Савенков был большим и славным человеком, проявившим себя достойно на многих поприщах. Он был директором образцовой учительской семинарии, замечательным шахматистом и артистом. В молодости, обучаясь в Петербургском университете на физико-математическом факультете, он общался со студентами Академии художеств. Известно два портрета И.Т. Савенкова, выполненных И.Е. Репиным. Работая в Красноярске, И.Т. Савенков увлекся археологическими поисками, постепенно расширяя территорию и хронологические рамки исследований. Они включали в себя неолитические погребения, курганы, изваяния и стоянки. Важнейшим открытием И.Т. Савенкова стал палеолит Афонтовой Горы; это свершилось в 1884 г. [6, с. 3-6; 5, с. 10-12]. За монографию «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее», опубликованную в 1910 г., И.Т. Савенкову был вручен диплом члена-корреспондента Императорской академии наук. Ко всем археологическим походам и раскопкам он непременно привлекал семинаристов [19, с . 43-57]. Среди них в числе первых был Александр Мостиц. В археологических исследованиях участвовали и другие учителя семинарии. Так, Алексей Сергеевич Еленев проводил разведки и раскопки пещер на Енисее и Бирюсе [23, с. 335; 24, с. 287-288; 25, с. 125-126]. В семинарии и городском музее работал Павел Степанович Проскуряков, он собирал коллекции для своего музея, вел раскопки пещер и курганов [18, с.131-133]. Можно совершенно определенно сказать, что Красноярская учительская семинария с ее замечательным составом педагогов была одним из центров сибирской археологии. Все это свидетельствует о том, что семинарист Александр Мостиц имел полную возможность для освоения археологии как внепрограммной дисциплины, а затем успешно реализовал полученные знания во время педагогической и научной деятельности в Забайкалье, став продолжателем «традиций красноярских любителей археологии» [17, с. 96].

Археологические открытия А.П. Мостица не забыты последующими поколениями ученых. Этому в немалой степени способствовало то, что он сам опубликовал ряд статей в изданиях местного отделения РГО. В первой статье он изложил результаты исследований в окрестностях Усть-Кяхты [20]. Во второй статье им описан разведывательный маршрут по Селенге, который он прошел на лодке с коллегами-учителями [21, с. 2-17]. В этой статье помимо описания открытых стоянок есть сведения об археологических увлечениях декабриста Н.А. Бестужева, «который, в бытность свою в Селенгин-ске, собирал подобные же вещи и отсылал их в Евр. Россию» [21, с. 15]. Здесь же упоминается «один из братьев Кельбергов (местный житель)», собиравший коллекции в окрестностях Селенгинска; это, судя по всему, был Петр Андреевич Кельберг, врач, друг семьи Бестужевых [10, с. 159]. Особо отмечается «большая и очень интересная» коллекция, собранная Н.И. Голдобиным [10, с. 15-16], упоминаемым в письме от 25 января 1887. В третьей статье излагались результаты разведки по Чикою, позволившей открыть серию древних стоянок [22].

Немаловажно и то, что основная часть коллекций, собранных А.П. Мостицем, была передана им самим в Троицкосавский краеведческий музей. С его коллекциями работали Г.Ф. Дебец и Г.П. Со-сновский [16, с. 196-202]. Результаты его исследований анализировали А.П. Окладников [26, с. 3032], З.А. Абрамова (1951), В.Е. Ларичев [16, с. 77-84], Е.А. Хамзина [30, с. 8-9], О.В. Кузнецов [15, с. 79-81]. Анализ научной деятельности А.П. Мостица дается в монографии «Каменный век восточного региона Байкальской Азии» [8, с. 23-24]. В научно-популярной книге «Провинциальная археология» представлена глава «Александр Мостиц: следы доисторического человека» [9, с. 46-50]. Краткая биография А.П. Мостица с его фотографией даны в томе «Археология» забайкальского энциклопедического проекта [11, с. 211]. Учитель А.П. Мостиц упомянут в книге, посвященной 150-летию со дня основания Императорской археологической комиссии [7, с. 632].

Публикуемые письма проливают дополнительный свет на жизнь и открытия учителя А. П. Мости-ца, успешно соединившего в своей деятельности педагогическое и научное творчество и ставшего одним из тех, кто заложил основы забайкальской археологии. Во втором письме, в его конце, он обо-

значает свой адрес для переписки и при этом подписывается полным именем - Александр Павлович Мостицъ. Этот автограф важен полной достоверностью, особенно в свете того, что некоторые исследователи неправильно указывают его отчество или искажают фамилию (разумеется, буква ъ ныне опускается).

А.П. Окладников отмечал, что плодотворные работы А.П. Мостица были прерваны его преждевременной смертью, но и спустя многие годы «можно видеть, какая недюжинная и страстная душа жила в нем, сколько было в этом простом сельском интеллигенте, наследнике русских разночинцев 60-х годов, живой наблюдательности, ума и благородной страсти к приключениям» [26, с. 32]. Особо отметим, что И.Т. Савенков очень бережно относился к письмам своего ученика А.П. Мостица. Он сохранил их, переехав на службу в Варшаву, а затем в 1904 г. привез их с собой в Минусинск, где возглавил музей. В архивном фонде Минусинского музея эти письма и сохранились до нашего времени.

Авторы статьи сердечно благодарят директора Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова Л.Н.Ермолаеву за разрешение опубликовать письма А.П. Мостица, сотрудницу отдела фондов этого музея В. В. Ермилову за поиск и подготовку их копий. Мы выражаем

признательность за содействие в решении вопросов о поиске и пересылке писем директору Красно-

ярского краевого краеведческого музея Н А.Ореховой.

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.2636.2011.

Литература

1. Письмо за 1887 г. АКМ. Ф.2. Оп.3. Д.9. Л. 71-73 об.

2. Письмо за 1895 г. АКМ. Ф.2. Оп.3. Д.8. Л. 27-32 об.

3. ГАКК. Ф.349. Оп. 1. Д. 417.

4. Абрамова З.А. Первоначальное освоение человеком Забайкалья. Дипломная работа. Рукопись. Л., 1951.

5. Астахов С.Н. Палеолит Енисея. Палеолитические стоянки на Афонтовой Горе в г. Красноярске. СПб.: Европейский дом, 1999. 207 с.

6. К истории изучения палеолита на Енисее / Дроздов Н.И. и др. // Проблемы исследования каменного века Евразии: к 100-летию открытия палеолита на Енисее: тез. докл. краевой конф. (12-18 сентября 1984 г.). Красноярск: Типография Ин-та леса и древесины, 1984. 218 с.

7. Императорская археологическая комиссия (1859-1917): к 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 1191 с.

8. Константинов М.В. Каменный век восточного региона Байкальской Азии. Улан-Удэ - Чита Ин-т общественных наук БНЦ СО РАН и Читинский гос. пед. ин-т. Улан-Удэ; Чита, 1994. 264 с.

9. Константинов М.В. Провинциальная археология. Чита: Изд-во Заб. гос. гум-пед. ун-та, 2008. 296 с.

10. Константинов М.В. Кельберг Петр Андреевич // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 368 с.

11. Константинов М.В. Мостиц Александр Павлович // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 368 с.

12. Константинов М.В. Витковский Николай Иванович // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 368 с.

13. Константинов М.В. Давыдов Дмитрий Павлович // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 368 с.

14. Константинов М.В., Эйльбарт Н.В. Талько-Грынцевич Юлиан Доминикович // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011. 368 с.

15. Кузнецов О.В. Археологические связи Красноярска и Забайкалья (к истории изучения палеолита Сибири) // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев: тез. докл. науч.-практ. конф. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. 232 с.

16. Ларичев В.Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. Ч. 1. Азия и проблема родины человека (История идей и исследования). Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1969. 390 с.

17. Ларичев В.Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. Ч. 2. Азия и проблема локальных культур (исследования и идеи). Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1972. 415 с.

18. Макаров Н.П. К истории комплектования, изучения и экспонирования археологических коллекций // Век подвижничества. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1989. 286 с.

19. Макаров Н.П., Безызвестных Е.Ю. Неутомимый исследователь древностей // Век подвижничества. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1989. 286 с.

20. Мостиц А.П. Археологические находки в окрестностях слободы Усть-Кяхты // Протоколы заседания Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО. №3, прил. 1. Иркутск, 1894.

21. Мостиц А.П. Следы каменного века в долине реки Селенги // Протоколы общих собраний Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО, №1 и 2 1896 г. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1896. 19 с.

22. Мостиц А.П. Следы доисторического человека в долине р. Чикой // Протоколы №2 и 3 Тро-ицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО. М., 1897.

23. Мясников А.В., Вдовин А.С. Еленев Алексей Сергеевич // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Новосибирск: Наука, 2004. Т.2: А-З. 420 с.

24. Мясников А.В., Вдовин А.С. Еленев Алексей Сергеевич // Малая энциклопедия Забайкалья: Наука и образование: в 2 ч. Новосибирск: Наука, 2011а. Ч.1: А-М. 555 с.

25. Мясников А.В., Вдовин А.С. Еленев Алексей Сергеевич // Малая энциклопедия Забайкалья: Археология. Новосибирск: Наука, 2011б. 368 с.

26. Окладников А.П. Кяхтинский музей и его вклад в археологию Забайкалья // Труды Кяхтин-ского музея краеведения имени академика В. А. Обручева и Кяхтинского отдела Географического общества СССР. Т. 18. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1961. С.19-37.

27. Памятная книжка Забайкальской области на 1898 год. Чита: Тип. торгового дома «П. А. Бадмаев и К°», 1898. Ч.1.

28. Панчуков А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959. 512 с.

29. Талько-Грынцевич Ю.Д. Сибирские страницы жизни / пер. с польск. и предисл. Н.В. Эйльбар-та. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2000. 96 с.

30. Хамзина Е.А. Археологические памятники Бурятии. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1982. 152 с.

31. Чистяков Н.Г. Савенков Иван Тимофеевич // Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. 736 с.

32. Эйльбарт Н. В. Юлиан Доминикович Талько-Грынцевич - исследователь Забайкалья. 18501936. М.: Наука, 2003. 167 с.

33. URL: http:/www.museum. ru/museum/krasnoyarsk/podv.htm.

34. URL: http:/www.krasplace.ru/uchitelskaya-seminariya

35. URL: www.ojkum.ru/arc/2009_2/2009_02_10pdf

36. URL: old-ulan-ude.livejournal.com/34666/html

37. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Верхнеудинское_уездное_училище

Константинов Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. 672027, г. Чита, тел. 89243729302, e-mail: mk-rus@mail.ru.

Оводов Николай Дмитриевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории археологии и палеоэкологии Средней Сибири Института археологии и этнографии СО РАН. 660049, г. Красноярск, тел. 2270758.

Вдовин Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Красноярского государственного педагогического университета. г. Красноярск, тел. 252-29-48.

Konstantinov Mikhail Vasilevich, doctor of historical sciences, professor, department of history, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University. Chita, 672027, tel. 89243729302, e-mail: mk-rus@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ovodov Nickolai Dmitrievich, candidate of biological sciences, leading researcher, laboratory of archaeology and paleoecology of Middle Siberia, Institute of Archaeology and Ethnography, SB RAS, Krasnoyarsk, 660049, tel.2270758.

Vdovin Aleksandr Sergeevich, candidate of historical sciences, associate professor, department of history, Krasnoyarsk State Pedagogical University. Krasnoyarsk, tel.2522948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.