Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАРИФУЛЛЫ ИШАНА ГАЙНУЛЛИНА (1894-1984)'

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАРИФУЛЛЫ ИШАНА ГАЙНУЛЛИНА (1894-1984) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / СУФИЗМ / МЮРИД / ИШАН / ГАРИФУЛЛА ГАЙНУЛЛИН / БАЯЗИД ХАЙРУЛЛИН / МАХАЧКАЛА / КАЗАНЬ / БУИНСК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маликов Рашид Ильязович

Данная статья является итогом обширного исследования и обобщения имеющихся источников и литературы, в которых отражены жизнь и духовная деятельность Гарифуллы ишана Гайнуллина - одного из авторитетных религиозных деятелей Среднего Поволжья советского периода. Он был последним татарским шейхом накшбандийского тариката, который был связан с дагестанским шейхом Баязидом ишаном Хайруллиным по линии Зайнуллы ишана Расулева. В молодости он получил хорошее богословское образование в дореволюционном медресе, прошел многие испытания на своем жизненном пути. Несмотря на тяжелую обстановку в стране, преодолевая большие трудности он сумел получить дополнительные религиозные знания и стал авторитетным духовным наставником (ишаном) Среднего Поволжья. В статье впервые вводятся в научный оборот личные фотографии и документы ишана. В отечественной историографии личность Гарифуллы ишана Гайнуллина подробно не была изучена и многие аспекты малоизвестны широкой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE AND ACTIVITIES OF GARIFULLAH ISHAN GAINULLIN (1894-1984)

The article is the result of extensive research and generalization of available sources and literature that reflect the life and spiritual activities of Garifulla Ishan Gaiin - one of the most authoritative religious figures of the Middle Volga region of the Soviet period. He was the last Tatar Sheikh of the Naqshbandi tariqah, who was related to Dagestani Sheikh Bayazid Ishan Khairullin through Zaia Ishan Rasulev. In his youth, he received a good theological education in a pre-revolutionary madrasah, passed many trials and overcame hardships of his time on his life's path. Despite the difficult situation in the country, he managed to gain additional religious knowledge, spiritually improved himself and became an authoritative spiritual mentor (Ishan) in the Middle Volga region. Published for the first time are personal photos and documents of Ishan, with some of them used in his biography. In Russian historiography, the personality of Garifulla Ishan Gaiin has not been studied in detail and many of its aspects are little known to general readers.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАРИФУЛЛЫ ИШАНА ГАЙНУЛЛИНА (1894-1984)»

DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-1-95-106

УДК 281.93/94 Маликов Р.И.1

Содержание статьи

Введение

Истоки суфизма в Среднем Поволжье 11^1

Жизненный путь ишана до

посвящения ^Н

Посвящение в тарикат

Переезд Гарифуллы ишана в г.

Казань

Кончина ишана Заключение

Информация о статье

Поступила в редакцию: 15.10.2019. Передана на рецензию: 17.10.2019. Получена рецензия: 25.11.2019. Принята в номер: 22.02.2021.

Жизнь и деятельность Гарифуллы ишана Гайнуллина (1894-1984)

Казанский федеральный университет; rashidbua@mail.ru

Данная статья является итогом обширного исследования и обобщения имеющихся источников и литературы, в которых отражены жизнь и духовная деятельность Гарифуллы ишана Гайнуллина - одного из авторитетных религиозных деятелей Среднего Поволжья советского периода. Он был последним татарским шейхом накшбандийского тариката, который был связан с дагестанским шейхом Баязидом ишаном Хайруллиным по линии Зайнуллы ишана Расулева. В молодости он получил хорошее богословское образование в дореволюционном медресе, прошел многие испытания на своем жизненном пути. Несмотря на тяжелую обстановку в стране, преодолевая большие трудности он сумел получить дополнительные религиозные знания и стал авторитетным духовным наставником (ишаном) Среднего Поволжья. В статье впервые вводятся в научный оборот личные фотографии и документы ишана. В отечественной историографии личность Гарифуллы ишана Гайнуллина подробно не была изучена и многие аспекты малоизвестны широкой аудитории.

Ключевые слова: ислам, суфизм, мюрид, ишан, Гарифулла Гайнуллин, Баязид Хайруллин, Махачкала, Казань, Буинск.

DOI: 10.21779/2077-8155-2021-12-1-95-106

UDC 281.93/94 Content of the article

R.I. Malikov2 Introduction.

Origins of Sufism in the Middle Volga region.

The life of Ishan.

Dedication to tariqah.

Move of Garifullah Ishan to Kazan.

Information about the article

Received: 15.10.2019. Submitted for review: 17.10.2019. Review received: 25.11.2019. Accepted for publication: 22.02.2021.

1 Маликов Рашид Ильязович - старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений Казанского федерального университета Республики Татарстан, кандидат исторических наук.

2 Malikov Rashid Ilyazovich - Cand. Sc. (History), senior researcher at the Resource Center for the Development of Islamic Education and Islamic Studies of the Institute of International Relations of Kazan Federal University of the Republic of Tatarstan._

ИСЛАМ И КУЛЬТУРА 95

Death of Ishan.

Conclusion.

Life and Activities of Garifullah Ishan Gainullin (1894-1984)

Kazan Federal University, Kazan. rashidbua@mail.ru

The article is the result of extensive research and generalization of available sources and literature that reflect the life and spiritual activities of Garifulla Ishan Gainullin - one of the most authoritative religious figures of the Middle Volga region of the Soviet period. He was the last Tatar Sheikh of the Naqshbandi tariqah, who was related to Dagestani Sheikh Bayazid Ishan Khairullin through Zainulla Ishan Rasulev. In his youth, he received a good theological education in a pre-revolutionary madrasah, passed many trials and overcame hardships of his time on his life's path. Despite the difficult situation in the country, he managed to gain additional religious knowledge, spiritually improved himself and became an authoritative spiritual mentor (Ishan) in the Middle Volga region. Published for the first time are personal photos and documents of Ishan, with some of them used in his biography. In Russian historiography, the personality of Garifulla Ishan Gainullin has not been studied in detail and many of its aspects are little known to general readers.

Keywords: Islam, Sufism, murid, ishan, Garifulla Gainullin, Bayazid Khairullin, Makhachkala, Kazan, Buynaksk.

Введение

В настоящее время интересы многих исследователей прикованы к изучению феномена суфизма на территории Российской Федерации. В различных регионах нашей страны опыт взаимодействия последователей суфийских практик с государством и с обществом имеет определённое исследовательское и общественно-политическое значение. И если в отношении суфизма Северного Кавказа уже давно ведется соответствующая научно-исследовательская работа, то в Волго-Уральском регионе, где так же традиционно распространен ислам и суфизм, этот процесс только начался. И особый интерес здесь вызывает духовная деятельность суфийских наставников дореволюционного и советского периодов, поскольку в суфийской традиции исключительная роль принадлежит личности духовного лидера (шейха, ишана), что высвечивает проблему религиозного подвижничества в условиях запрета религии [6, с. 126], а также позволяет комплексно рассмотреть традиции суфизма в этом регионе. В контексте сказанного обращение к малоизученной теме - жизни и деятельности конкретного ишана, может иметь определённый научный интерес, например творческая биография известного шейха накшбандийского тариката Среднего Поволжья советского времени Гарифуллы ишана Гайнуллина - исторической личности, занимавшейся духовным наставничеством, который отличался богословской образованностью, и в годы атеизма в стране внес заметный вклад в сохранение ислама в регионе. Современники характеризуют его как духовного авторитета своего времени, человека яркой внешности, обаяния, простого доброжелательного, высоко морального, глубоко религиозного, образованного, который никому не отказывал

в помощи и поддержке, пользовался всеобщим уважением и любовью среди верующих3.

Для подробной реконструкции духовной деятельности Гарифуллы ишана Гайнуллина нами были привлечены материалы Национального архива Республики Татарстан [4], интервью с его дочерьми - Мухаметзяновой З.Г., Сабитовой Ж.Г., интервью с видными религиозными деятелями - муфтием Ханты-Мансийского автономного округа Саматовым Т.Г., муфтием Самарской области в 1992-2012 гг. Яруллиным В.Л., имам-мухтасибом г. Когалым Саматовым Х.Г. и имеющиеся публикации историков Миннулина И.Р., Минвалеева А.М. [6], Сулейманова Р.Р. [9], Якупова В.М. [2], Гатина А.А. [3]. Считаем, что комплексное изучение жизнедеятельности Гарифуллы ишана - значимый элемент в цепочке исследования феномена суфизма в истории нашей страны.

Истоки суфизма в Среднем Поволжье

На территории России исторически сложился ислам4, неотъемлемой частью которого является суфизм - путь нравственного самосовершенствования и приближения к Всевышнему. Духовных наставников на этом пути называют шейхами и ишанами (шейхами, муршидами), а их учеников - мюридами. Ишаны играли значимую роль в развитии и распространении ислама, религиозного просвещения и нравственного воспитания людей. Наставничество передавалось через иджазу (разрешение) шейха к мюриду, достигшему посредством обучения, воспитания и каждодневной духовной практики необходимого уровня духовного самосовершенствования [1, с. 243, 315, 370; 5, с. 308-309, 311-312; 8, с. 315].

В Среднем Поволжье во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства ишаны были приверженцами суфийского тариката ясавия. А позднее, обучаясь в Дагестане и Средней Азии, приняли и тарикат накшбандия. В XIX - начале ХХ века в Среднем Поволжье проживало очень много суфийских шейхов, они одновременно были приходскими имамами и руководителями медресе, имели влияние в среде мусульманского населения [5, с. 311-312; 7, с. 146].

Несмотря на то что в годы советской власти, особенно довоенные в силу атеистической идеологии государства проводилась политика по искоренению религии из общественной жизни, в послевоенном Среднем Поволжье еще оставались несколько авторитетных ишанов, чья деятельность сильно ограничивалась властями. В результате к концу 80-90-х годов многие из них покинули этот мир, не оставив преемников [2, с. 27; 6, с. 124].

3 Интервью с Яруллиным Вагизом Летфулловичем - муфтием Самарской области в 1992-2012 г., 26 июня 2020 г.; интервью с Саматовым Тагиром Габдульхаковичем -муфтием Ханты-Мансийского автономного округа, 26 июля 2019 г.; интервью с Саматовым Халилем Габдульхаковичем - имам-мухтасибом г. Когалым Ханты-Мансийского автономного округа, 8 июля 2019 года и др.

4 Исследователи дают разные определения термину «традиционный ислам». Но большинство понимают под этой формулировкой: принятие Откровения в виде Корана и Сунны (сборников пророческих изречений, хадисов), одного из четырех мазхабов (правовых школ); ханафитской, шафиитской, ханбалитской и маликитской, одного из двух вариантов вероубеждения (акыйды) (ашаритской или матуридитской), а также уважение или принятие традиций суфизма, гармоничное сочетание с региональной и национальной спецификой, дружественное отношение к другим конфессиям и поддержку официальной государственной власти. То есть это та форма ислама, которую традиционно исповедует большинство мусульманского населения мира на протяжении всей своей истории.

Жизненный путь ишана до посвящения

Гарифулла Гайнуллович родился 24 марта 1894 г.5 в д. Аксу Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Буинский район Республики Татарстан) в крестьянской религиозной семье [4, д. 7, л. 2]. Окончил начальное примечетское мектебе (начальную религиозную школу), затем в 1909-1914 гг. учился в старейшем в уезде Буинском медресе [4, д. 7, л. 5]6, где получил глубокие религиозные знания. Хорошо знал арабский, чувашский и русский языки7.

В 1914 году в возрасте 20 лет он выехал из деревни на заработки в угольные шахты Донбасса, в г. Макиев. Вскоре, в 1915 году был призван в царскую армию. Участвовал в Первой мировой войне. В боях под Варшавой был тяжело ранен и после лечения в госпитале в 1917 году вернулся в родную деревню, где стал заниматься сельским хозяйством. Односельчане уважали его грамотность и умение составлять документы, часто обращались к нему за помощью, за что он получил прозвище «Шакерт абый» [4, д. 7, л. 5]8, что в переводе с татарского означает «дядя студент».

С установлением Советской власти в конце 1918 г. Гарифулла Гайнуллин был мобилизован теперь уже в ряды Красной Армии. В годы Гражданской войны он выступил на стороне большевиков, участвуя в боях против белогвардейцев. Под Царицыным (Волгоград) в январе 1919 г. был вновь тяжело ранен и попал в плен к деникинцам. Год находился в плену в санитарном лазарете г. Ростова-на-Дону, вскоре был освобожден наступающей Красной Армией. В январе 1920 г. он присоединился к 62-му кавалерийскому полку Буденовской армии, где продолжил службу телефонистом [4, д. 7, л. 5].

Вернувшись в родную деревню после демобилизации в мае 1921 года, в возрасте 27 лет он женится на односельчанке Нурмухаметовой Разие Нурмухаметовне (1900-1988)9. Г. Гайнуллин в 1923 году вошёл в состав сельсовета, в 1924 году был избран членом правления кооперации д. Аксу, а в 1927 г. стал членом правления кредитного товарищества д. Аксу [4, д. 7, л. 5]. Однако с началом коллективизации у Гайнуллина и всех его односельчан были национализированы земли, лошади и инвентарь (плуг, молотилка, основная часть имущества), из-за чего его материальное положение заметно ухудшилось. В 1930 году он вынужден был уехать на заработки в г. Шатура Московской области, где несколько лет проработал на стройках. В 1933 году вернулся в д. Аксу и жил на доходы приусадебного хозяйства. Занимался, как и большинство жителей его деревни, выращиванием и продажей овощей, в основном моркови и семян [4, д. 7, л. 3, 5, 6].

5 В 2019 году в честь 125-летия со дня его рождения был выпущен документальный фильм «Гарифулла ишан (1894-1984) - краткая биография», доступный в Интернете.

6 Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 27 сентября 2019 г.

7 Интервью с Зубарджат Мухаметзяновой - старшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 13 января 2019 г.

8 Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 27 сентября 2019 г.

9 Там же.

Посвящение в тарикат

Вследствие пожара в деревне в 1933 году у Г. Гайнуллина сгорели дом и все имущество10. Он вновь был вынужден вместе с большой семьей в 1934 году уехать из деревни на заработки в Узбекистан в г. Ташкент, где устроился путевым сторожем на железной дороге. Проработав около года, в 1935 году по приглашению родственника со стороны жены - Баязида ишана Хайруллина (1871-1950) Гайнуллин переезжает в г. Махачкалу. Баязид хазрат работал имамом в одной из мечетей Махачкалы и был учеником Зайнуллы ишана Расулева (1833-1917). От него же Хайруллин принял иджазу на наставничество. В архивных документах его имя упоминается как Абдулбари ишан [4, д. 7, л. 5, 7; 3, с. 114].

В Махачкале Г. Гайнуллин устроился на работу в Дагестанский рыбный трест бригадиром, совместив её со своей духовной деятельностью в качестве мюрида (ученика) Баязида ишана [4, д. 7, л. 5, 7; 3, с. 114]. Супруга Разия также встала на путь тариката по наставлению Баязид ишана11. Спустя два года, в 1937 году Гарифулла хазрат со своей семьей возвращается в родную деревню [4, д. 7, л. 5]. Устроившись на работу в колхоз и обзаведясь личным хозяйством, он продолжает свою духовную деятельность (зикры, молитвы), поддерживая тесную связь со своим наставником12, а также другими муллами округа. Как религиозный активист и человек, имеющий тесные связи с религиозными деятелями он постоянно находится в поле зрения соответствующих служб. Примечателен один из фактов его биографии, когда он был вызван на допрос в Буинский районный отдел НКВД по делу арестованного авторитетного имама соседней деревни Бик-Утево Музип муллы. По воспоминаниям его дочерей, Гарифулла хазрат, осознав всю серьезность ситуации, по дороге в районный центр купил папиросы. На допрос пришел неопрятно одетый, изображая подвыпившего человека, закурил, держал себя слегка непристойно, но отвечая, умело обходил компрометирующие вопросы и обвинения. Чекисты посчитали его «непохожим» на религиозного деятеля. Его

13

отпустили, а имама соседней деревни расстреляли13.

В Великую Отечественную войну в возрасте 48 лет Г. Гайнуллин вновь был призван в ряды Советской армии. В апреле 1942 года в г. Казани он проходит обучение военному делу, затем направляется на оборону Сталинграда. В тяжелых кровопролитных боях 18 ноября 1942 года был ранен, долго лечился в госпитале, после чего по инвалидности был освобожден от несения военной службы и вернулся в родную деревню. Оправившись от ранений, он продолжает работать в колхозе [4, д. 7, л. 5]. После войны Гарифулла хазрат часто ездит в Махачкалу к своему наставнику - Баязиду ишану для получения религиозных знаний и духовного самосовершенствования. В одной из таких поездок Баязид ишан дает ему иджазу (разрешение) на воспитание мюридов. Однако Гарифулла хазрат, понимая большую ответственность перед Всевышним, отказывается, но Баязид ишан настаивает: «Это повеление Аллаха и тебе еще будет дарован хадж». Таким

10 Интервью с Зубарджат Мухаметзяновой - старшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 13 января 2019 г.

11 Там же.

12 Там же.

13

Там же; Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана

Гайнуллина. 27 сентября 2019 г._

ИСЛАМ И КУЛЬТУРА 99

образом, Гарифулла хазрат становится ишаном и встаёт на духовный путь

14

наставничества14.

На родине в своей деревне он начинает скрытно вести религиозную деятельность, лечит людей, еженедельно проводит коллективные зикры. По сведениям его дочерей, во время коллективных собраний мюридов на сухбат и зикры они всегда дежурили на улице. Но его деятельность не остается незамеченной спецслужбами. Как рассказывают, Гарифулла ишан умел заранее предсказывать приход «незваных гостей», поэтому проверяющим, несмотря на доносы, так и не удалось ни разу застать собрание. Этих людей ишан по обыкновению радушно встречал, поил чаем, угощал и любезно провожал15.

В конце 1947 - начале 1948 г. Баязид ишан Хайруллин приезжает в д. Аксу Буинского района ТАССР к своему ученику, живет в его доме, встречается с его мюридами, дает наставления. Посещает он и Казань, где видится со своими родственниками и несколькими мюридами. Почувствовав, что за ним начали следить сотрудники органов безопасности, он вылетает из Казани в Уфу, а оттуда в Махачкалу. Местные сотрудники КГБ не успевают его задержать, а проводившего его Аглям абзыя жестоко и долго допрашивают16.

Баязид ишан Хайруллин. Гарифулла ишан Гайнуллин.

Фото примерно 1930 года. Фото 1971 года

14 Интервью с Зубарджат Мухаметзяновой - старшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 13 января 2019 г.

15 Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 27 сентября 2019 г.

16 Там же._

Переезд Гарифуллы ишана в г. Казань

В 1951 году Гарифулла ишан с семьей переезжает в г. Казань, где также остается под пристальным вниманием людей из структур КГБ17. В городе он устраивается сторожем в артели «Химчистка», работает в других организациях, а в октябре 1956 года выходит на пенсию [4, д. 7, л. 7].

В Казани, в своем доме Гарифулла ишан еженедельно тайно собирает своих учеников, проводит коллективные зикры, которые посещают 10-15 пожилых казанцев, большая часть которых были выпускниками дореволюционных медресе. Зикры были как тихими (хафи), так и громкими (джахри) [3, с. 115]. По воспоминаниям его дочерей, среди верующих встречались желающие стать его мюридами, однако он не всех принимал в ученики. Они приходили к нему из разных районов ТАССР и близлежащих областей [2, с. 25].

Гарифулла ишан старался поддерживать тесные контакты с другими ишанами, такими, как Габдульханнан Сафиуллин, Ахмадзаки Сафиуллин и др. Он постоянно посещал единственную мечеть г. Казани - Марджани [6, с. 125]. Люди часто приходили к нему лечиться и за советом в решении жизненных проблем. При лечении он использовал различные нетрадиционные методы: чтение Корана, молитвы, чтение молитв на еду, написание молитвы на тарелке и обереги от сглаза. За свои труды никакую плату он не брал, говоря, что только Всевышний дал выздоровление18. Всё это свидетельствует о том, что, несмотря на проводимую антирелигиозную политику, у большей части татарского населения сохранилась религиозные убеждения на уровне традиций. И значительную роль в этом сыграли неофициальные религиозные деятели: имамы и абыстаи - люди, окончившие медресе, бывшие имамы, выжившие в репрессиях, или самоучки. Они участвовали в организации похорон, имянаречении, никахе (бракосочетание), в поминальных и религиозных маджлисах: читали Коран, давали наставления и проповедовали ислам.

Подрабатывая на продаже семян, Гарифулле ишану удалось накопить более 3000 советских рублей для совершения хаджа. С этим намерением на протяжении нескольких лет он обращался в органы Советской власти [4, д. 7, л. 7]. Наконец, после многочисленных проверок, учитывая его военные заслуги перед Родиной, в 1957 году ему выдали разрешение на выезд за границу для паломничества. В возрасте 63 лет в числе немногих мусульман СССР (не более 20) ему посчастливилось совершить хадж в святые земли Мекки и Медины. По воспоминаниям его дочери, даже во время совершения хаджа за ним велась слежка; Когда один из арабов обратился к нему со словами, что в СССР идет гонение на мусульман, подавляют религию, не дают совершать намаз, он ответил (на арабском языке), что в стране нет никаких гонений, сколько угодно можно молиться и посещать мечеть. По приезде на родину ему дали послушать запись его слов и поблагодарили за хорошее поведение19.

17 Так, во время пятничной службы в мечети Марджани за ним долгое время наблюдал уполномоченный по фамилии Мусин.

18 Интервью с Зубарджат Мухаметзяновой - старшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 13 января 2019 г.

19 Интервью с Зубарджат Мухаметзяновой - старшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 13 января 2019 г._

Кончина ишана

Гарифулла ишан прожил долгую благородную жизнь. Вместе с женой Разией абыстай Гарифулла ишан воспитал 13 детей, многие из которых умерли еще в младенчестве. В настоящее время в г. Казани проживают две его дочери: Зубарджат (1928 г. р.) и Жаухария (1937 г. р.)20. Перед смертью рядом с ним находились близкие и один из его духовных преемников - Шавалеев Миншакир Габбасович (1911-1999) из д. Старое Ибрайкино21. Гарифулла ишан умер 6 апреля 1984 года в возрасте 90 лет и был похоронен на мусульманском кладбище Новотатарской слободы г. Казани. На похоронах присутствовало огромное количество людей (улицы были полны провожающих его в последний путь)22.

Одним из продолжателей духовного пути Гарифуллы ишана остался Бикмухамметов Камиль Шакирзянович, который прожил до 2000 года. Однако он не смог вести духовное наставничество и после его смерти прерывается силсиля ишанов (цепь духовной преемственности). У других преемников также не осталиось продолжателей [3, с. 117; 6, с. 126; 9, с. 27].

Заключение

Таким образом, Гарифулла ишан Гайнуллин являлся одним из авторитетных религиозных деятелей своего времени, подвижником ислама, сохранившим и продолжившим суфийские наставнические традиции в Среднем Поволжье в годы Советской власти [3, с. 117]. На судьбе Гарифуллы ишана отразились все сложности того периода. Он прошел Первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную войны, был неоднократно ранен, пережилколлективизацию, разруху, бедность и лишения. Тем не менее, он нашел себе духовного наставника и всю жизнь работал над самосовершенствованием на пути тариката, достиг уровня ишана (шейха) и оказал существенное влияние на сохранение религии и развитие религиозного наставничества.

С уходом из жизни Гайнуллина и его учеников в Среднем Поволжье не осталось духовных наставников идущих от ветви Зайнуллы ишана Расулева (18331917). Суходом пожилого поколения советских мусульман суфийские традиции были забыты. Однако с начала 90 годов, благодаря изданию научных трудов, посвященных суфизму, истории ислама татарского народа; распространению религиозных знаний среди мусульманского населения; подготовке образованных религиозных деятелей, пресечению деятельности радикальных сект, взаимодействию мусульман с духовными наставниками Дагестана, Турции, Средней Азии, а также изменению официальной позиции Духовного управления мусульман Республики Татарстан по отношению к традиционному исламу, наблюдается постепенное повышение интереса мусульман к суфизму.

Приложение

20 Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 27 сентября 2019 г.

21 Интервью с Саматовым Тагиром Габдульхаковичем - муфтием Ханты-Мансийского автономного округа. 26 июля 2019 г.

22 Интервью с Жаухарией Сабитовой - младшей дочерью Гарифуллы ишана Гайнуллина. 27 сентября 2019 г.; Интервью с Яруллиным Вагизом Летфулловичем - муфтием Самарской области в 1992-2012 г., 26 июня 2020 г._

Гарифулла ишан Гайнуллин. 1981 г.

Гарифулла ишан с женой Разией абыстай. 1979 г.

Секретно.

hi

Экз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР

-™^_(3ояета тэваРаду ПРИХОДЬКО Л.А.

На » 15-123 от 3 мая 1957 г.

Направляю Вам материалы на верующего мусульманского вероисповедания ГАЙНУМИНА Гарифуллу Гакнулловича:

1. Два экземпляра заполненной анкеты от 17 мая 1957 г.

2. Один экземпляр врачебной справки и ее копия о состоянии здоровья гр•ГАЙНУЛЛИНА Г.Г.

При беседе гражданин ГАЙНУЛЛИН сообщил, что он написал заявление в Духовное управление мусульман о просьбой о разрешении ему быть б 1957 году паломником в Мекку. Далее гр.Гайнуллин рассказывал о себе, что он уже старик, с октября 1956 года не работает, получает пенсию 210 рублей. Если ему разрешат быть паломником для поездки у него имеется до 4000 рублей денег, чтобы иметь достаточную сумму денег Гайнуллин оказал, что он занимается продажей огородных семян из своего огорода и 20 мая при дополнительной беседе гр. Гайнуллин сообщил, что у него уже имеетоя до 5000 рублей денег. Кроме того, по словам Гайнул-лина, он имеет двух дочерей, мужья которых работают на заводах и получают хорошую зарплату и обещают ему помочь деньгами.

Из неоднократных бесед с гр. Гайнуллиным и из его документов видно, что он родился в крестьянской семье, отец имел бедняцкое хозяйство, поэтому он, Гайнуллин. в 1913 году выехал на заработки в Донбасс, в 1914 году был взят в ряды старом армии, где участвовал в боях и имел ранения. В 1913 году нл взят в ряды Красной Армии, был в пехоте, участвовал в боях. -лучил ранение и тут же попаа в плен к Деникину, ^находился примерно один год. После освобождения из плена до 19!21 года муж ил телефонистом конной армии Буденного. С апреля .

находился в рядах Советской Армии, участвовал в боях под

- 2 -

Г

/

Сталинградом, 18 ноября 1942 года был ранен и по(*Г ^здоров ленпя был уволен.

С 1951 по октябрь 1956 года работал охранником в разных организациях в городе Казани. С октября 1956 года не работает, получает 210 рублей пенсии. Имеет свой собственна? дом, в котором, кроме Гайнуллина, проживает его жена Гайнуллина Разия, дочь с мужем Сабитовым и третья дочь Гаанудлина Кауса, сын учится в б классе.

Гр. Гайнуллин Г.Г. образования не имеет, учился 8 лет в татарской религиозной школе. По словам муллы Муштзреевз, гр.Гайнуллин в прошлом состоял мюридом в Махачкалинской Абдулбари "Ишана", в данное время связан с бывшими мюридами в г. Казани.

В отношении поездки гр. Гайнуллина паломником в мекку можно сказать у меня нет возражений.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров TACO?

(Г.Сафин )

Литература

1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. -

400 с.

2. Гарифулла хазрат Гайнуллин - последний казанский ишан / сост. В.М. Якупова - Казань: Иман, 2015. - 40 с.

3. Гатин А.А. Ветвь накшбандия-халидия в советский период: опыт исторической реконструкции // Мусульманский мир Российского Востока: традиции и новации; материалы Международного научно-практического симпозиума (Уфа - Учалы. 13-15 мая 2013 г.). - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2013. - С. 113-118.

4. Документы из Национального архива Республики Татарстан. - Ф. р-873. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 1-17.

5. Ислам на Европейском Востоке: энцикл. словарь. - Казань: Магариф, 2004. - 383 с.

6. Миннуллин И.Р., Минвалеев А.М. Суфизм в советском Татарстане: к постановке проблемы // Суфизм как социокультурное явление в российской умме: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 21 ноября 2006 г.). - Н. Новгород, 2007. - 250 с.

7. Маликов Р.И. Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX - начале XX в. - Казань: РИУ, 2013. - 218 с.

8. Саид-афанди ал-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. - Казань: Иман, 2006. - 384 с.

9. Сулейманов Р.Р. Суфийское братство шейха Ришата Мусина в Татарстане: численность, особенности религиозной группы, степень влияния на мусульманскую умму региона // Мусульманский мир. - 2017. - № 3 - С. 26-32.

References

1. Ali-zade A. Islamic Encyclopedic Dictionary. - Moscow: Ansar, 2007. - 400

PP.

2. Garifullah Hazrat Gainullin - the Last Kazan Ishan / Compiled by Yakupov V.M. - Kazan: Iman, 2015. - 40 pp.

3. Gatin A.A. Branch of Khalidy Nakshbandy in the Soviet Period: an Experience of Historical Reconstruction // Muslim World of the Russian East: Traditions and Innovations: Proceedings of the International Scientific and Practical Symposium, Ufa -Uchaly, May 13-15, 2013. - IHLL of the USC RAS, 2013. -Pp. 113-118.

4. Documents from the National Archive of the Republic of Tatarstan. - R-873. -Op. 1. - D. 7. - L. 1-17.

5. Islam in the European East: Encyclopedic Dictionary. - Kazan: Magarif, 2004. - 383 pp.

6. Minnullin I.R., Minvaleev A.M. Sufism in Soviet Tatarstan: to the Presentation of the Problem // Sufism as a Socio-Cultural Phenomenon in the Russian Ummah: Proceedings of All-Russia Academic and Practical Conference (Kazan, November 21, 2006). - N. Novgorod, 2007. - 250 pp.

7. Malikov R.I. Social Position of Muslim Clergy of Kazan Province in the Late 19th - Early 20th Centuries. - Kazan: RIU, 2013. - 218 pp.

8. Said Afandi al-Chirkawi. The Treasure Trove of Divine Knowledge. - Kazan: Iman, 2006. - 384 pp.

9. Suleymanov R.R Sufi Brotherhood of Sheikh Rishat Musin in Tatarstan: Numbers, Peculiarities of Religious Group and the Degree of Its Influence on the Muslim Ummah of the Region // Muslim World. - 2017. - № 3. - Pp. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.