ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Мягких А.С. Email: Myagkikh6103@scientifictext.ru
Мягких Анастасия Сергеевна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Гимназия № 44, г. Новокузнецк
Аннотация: в статье анализируется жизнь детей блокадного Ленинграда. Приводятся воспоминания жителей блокадного города на примере Кулагиной Н.В., Рязановой Ю.В., Халченко Е.И., Ижболдиной А.А. В настоящее время блокаде Ленинграда уделяется все больше внимания, так, например, 5 ноября 2013 года президент России Владимир Путин внес изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Теперь День снятия блокады города Ленинграда (1944 год), отмечаемый 27 января, переименовывается в День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Подобное изменение полноценно отражает роль советских войск в ликвидации блокады города Ленинграда и устраняет смысловую недостаточность названия памятного дня. Ключевые слова: Ленинград, дети, жизнь, победа.
LIFE OF CHILDREN OF BLOCKAD LENINGRAD Myagkikh A.S.
Myagkikh Anastasia Sergeevna - Teacher of History and social Studies the highest qualification Category, MUNICIPAL BUDGETARY ATYPICAL EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 44, NOVOKUZNETSK
Abstract: the article analyzes the life of the children of besieged Leningrad. The recollections of residents of the besieged city are given, on the example of N. V. Kulagina, Yu.V. Ryazanova, E.I. Khalchenko, A.A. Izhboldina. Currently, more and more attention is paid to the blockade of Leningrad, for example, on November 5, 2013, Russian President Vladimir Putin amended the federal law "On Days of Military Glory and Memorable Dates of Russia." Now the Day of lifting the blockade of the city of Leningrad (1944), celebrated on January 27, is renamed the Day of the complete liberation of the city of Leningrad by Soviet troops from the blockade by German fascist troops (1944). Such a change fully reflects the role of the Soviet troops in liquidating the blockade of the city of Leningrad and eliminates the semantic inadequacy of the name of the memorable day. Keywords: Leningrad, children, life, victory.
УДК 93
В этом году исполнилось 76 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 900 дней и ночей обычные люди претерпевали большие трудности в осажденном, но непокорённом городе: голод, проблемы с отоплением и транспортом. Но они выстояли. Это яркий пример мужества и стойкости русского народа, который несмотря ни на что, продолжал защищать родину всеми своими силами. Вклад в защиту города внесли все - от мала до велика.
И нашей поисково-исследовательской работе мы хотим рассказать о роли детей в блокадном Ленинграде, их жизни, страданиях, лишениях, о том, как эти отважные
ребята приближали снятие блокады, стоя у станков, разбирая завалы, мерзнув в очередях за хлебным пайком.
В настоящее время блокаде Ленинграда уделяется все больше внимания, так, например, 5 ноября 2013 года президент России Владимир Путин внес изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Теперь День снятия блокады города Ленинграда (1944 год), отмечаемый 27 января, переименовывается в День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Подобное изменение полноценно отражает роль советских войск в ликвидации блокады города Ленинграда и устраняет смысловую недостаточность названия памятного дня.
Целью работы является изучение жизни детей во время блокады.
Задачи:
1. Изучить жизнь детей блокадного Ленинграда
2. Проанализировать исторические сведения о данном периоде и воспоминания ныне живущих детей-блокадников
3. Провести мероприятие на основе проведенных исследований по данной проблеме.
Объект исследования: жизнь блокадного Ленинграда.
Предмет исследования: роль детей во время блокады и их дальнейшая судьба.
Методы исследования:
1) Сравнительно-исторический
2) Анализ исторической литературы.
3) Интервьюирование блокадников.
В первой главе мы пришли к выводу, что не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, обучение в школе, работа по выпуску оружия и боеприпасов -дети трудились наравне со взрослыми.
Изучая информацию о блокаде Ленинграда, мы нередко обращаем внимание на воспоминания участников тех событий, изучаем, детскую точку зрения на эту проблему. О всех причинах событий они узнавали от родителей, которые наверняка не рассказывали своим еще маленьким детям правду, а может просто и не знали ее. Взрослые были воспитаны на советской идеологии и естественно, что они жили верой в партию, в Сталина и это все передавали детям.
Ведь именно вера в партию, в «светлое будущее» вселяла уверенность в завтрашнем дне, помогала выжить в блокаду.
После окончания войны детей блокадников (а всего их оставалось 134614 до 16 лет) везли в детские дома Барнаула, Бийска, с Солонешенский, Алтайский, Троицкий, Крутихинский, Тюменцевский и другие районы. Новосибирск принял 128 тысяч жителей блокадного Ленинграда, из них 86 тысяч детей в возрасте 1-6 лет. Всего в Алтайском крае в первый военный год оказалось более миллиона человек, среди них 4000 ленинградских малышей, оставшихся без родителей.
В город Сталинск (ныне Новокузнецк) было отправлено 300 детей, из них ныне живущих сейчас - 101 человек.
В 1991 году в Новокузнецк было организовано общество «Жители блокадного Ленинграда». Его возглавили Кулагина Надежда Владимировна (1991-1993 г.г.), Рязанова Юлия Васильевна (1993-2002 г.г.).
А с 2002 года и по настоящее время его возглавляет Халченко Евгения Ивановна.
Восьмое сентября 1941-го - день, когда началась блокада Ленинграда, Евгения Ивановна помнит как вчерашний. «В то утро мы вышли с мамой во двор, а всё небо было усеяно аэростатами. Потом всё потемнело от немецких самолетов, которые летели на Колпино, а на обратном пути, после бомбежки, сыпали листовки». Вместе со
старшим братом она дежурила на крыше, тушила зажигалки. К тому времени уже погиб отец - его судно затонуло впервые дни войны, не добравшись до Кронштадта. В начале блокады умерла младшая сестренка Галя. Девочка осталась с мамой и бабушкой.
В сентябре 1941-го Женя пошла в пятый класс. «Школа у нас была новая, её отдали под госпиталь, а мы первое время учились в газоубежище, в комфорте. Тетрадки ещё были в запасе с прошлого учебного года. Когда наступили холода, не стало ни отопления, ни канализации, закрылись школы. Не работали даже аптеки - не было воды! Из-за холодов мы всей семьей перебрались в одну комнату, в центре которой поставили буржуйку и топили её всем, что способно гореть. Перед сном мама нагревала над печкой простыню и закутывала в неё как в свои теплые объятья».
«Щи из комнатных цветов, холодец из столярного клея и вымоченной кожи ремней - вот что ели в блокаду. Иногда вместо хлеба давали муку, из неё делали болтушку. Хлебную пайку бабушка делила на три части - завтрак, обед и ужин, а потом ещё каждый кусочек на четыре - на всех членов семьи. Когда тётя потеряла хлебные карточки на три дня, мы делили свои крохи на восемь частей», - вспоминает Евгения Ивановна. Дни и ночи она проводила в очередях за хлебом - занимала с вечера и простаивала почти всю ночь. За водой ходили к Неве, а навстречу им на санках везли трупы...
Мама умерла от крупозного воспаления легких в январе 1942 года. В марте умер дедушка. У бабушки опухли ноги, она не могла ходить, и её к себе забрала сестра.
Женя навещала бабушку, а сама уже жила в приемнике-распределителе на проспекте Крупской. «Многих детей спас тот дом. На первом этаже нас принимали, стригли наголо, чтобы избавиться от вшей, мыли. Ослабленных детей, которые не могли уже сами ходить, отправляли на второй этаж. Я попала на третий этаж и ждала распределения в детский дом». Во время тревоги ребята, кто посильнее, помогали эвакуироваться остальным.
Часто вагоны с детьми обстреливали с воздуха. Не всем, кто выжил в осажденном городе, удалось выбраться из него. Сначала поездом, потом на пароходе по Волге -так Евгения Ивановна добралась в город Сергиевск, а там, уже после больницы, в село Чекалино, где был детдом специально для детей из Ленинграда. «Год я отучилась в деревенской школе. Одноклассники к нам относились хорошо, угощали и в гости звали. За зиму даже растолстели. А потом директор детдома привез нам путевки в ремесленное училище. В училище меня взяли в ансамбль трудовых резервов, мы участвовали во II Всесоюзном смотре художественной самодеятельности трудовых резервов». Она работала на заводе фрезеровщицей, делала детали для ручных пулеметов. До рычагов управления не доставала и работала стоя на ящиках.
После Всесоюзного смотра она осталась в Москве и работала на заводе «Динамо». «Днем учились в школе, а вечером на смену - электричество давали только по ночам». Накануне Дня Победы Евгении удалось выбраться в Ленинград. «Выклянчили командировку, у меня до сих пор командировочный листок цел! Оформили всё как выступление на майских торжествах. Бабушка умерла, гостила у её сестры. Помню пустынный Невский, ещё не все вернулись в город, а в магазинах свободное снабжение: были коммерческий хлеб, сахар... Седьмого мая стояла хорошая погода, и мы на поезде уехали обратно, а в Москве моросил дождь. Утром меня разбудили соседки по общежитию, говорят, война кончилась, и мы все вместе поехали на Красную площадь. Военных на руках качали! Народ веселился, танцевал, через всю площадь был растянут стяг с портретом Сталина. Был большой салют, а домой мы вернулись только утром».
В 1947 году Евгения Ивановна переехала в Ригу, там она познакомилась со своим будущим мужем, моряком Леонидом Андреевичем Халченко. В 1955 году они переехали к родственникам супруга в Белгородскую область, а в 1960 году уже вчетвером - вместе с двумя сыновьями - перебрались в Новокузнецк. Сначала Евгения
Ивановна работала в детском саду, а с 1962 года учителем начальных классов в 28-й школе. "Самая благодатная профессия!" - говорит учитель с 40-летним стажем.
Евгения Ивановна много лет посвятила образованию. Она и на пенсии продолжает работать в школьном музее. Весь учебный год, с сентября по май, она снова в школах: встречается с учениками, чаще со старшеклассниками, рассказывает им о своём детстве. Раз в год, в январе, она выбирается в город детства Ленинград (Санкт-Петербург), но всегда возвращается в ставший для неё родным Новокузнецк. К семье, друзьям, ученикам.
А вот другая история жизни.
Анна Алексеевна Ижболдина, которая возглавляет общество «Жителей блокадного Ленинграда» в Заводском районе, в детском возрасте пережила блокаду Ленинграда. Тогда ей было 11 лет. (Приложение №3)
После прорыва блокады Анна Алексеевна была эвакуирована. Закончила ремесленное училище, техникум. Работала токарем и долгое время - в торговле (орс «Кузнецкстрой», Заводской пищеторг, «Кемероворыба»). Вдова. В связи со смертью дочери 11 лет назад стала опекуном внука. Участвует в воспитательной работе с молодежью, проводит беседы в училище, интернате. Имеет знак жителя блокадного Ленинграда, награждена медалью Жукова и всеми юбилейными медалями Победы в Великой Отечественной войне.
Анна Алексеевна рассказывает: « О тех страшных событиях очень тяжело вспоминать. Я жила с сестрой и мамой. Мы жили в Колпино, на передовой, фактически в 20 минутах езды от лагеря немецкой армии. Недалеко от нашего дома было овощное поле, на которое я с сестрой и другими ребятишками бегали за овощами. Благодаря этому мы и выжили. В школу я уже тогда не ходила, было очень холодно, до 12 часов дня мы лежали дома в кроватях, спали в одеждах. Каждое утро мама осторожно выходила на улицу и осматривала обстановку, затем выходили мы и бежали в очередь за хлебом, приносили воду, летом ходили за ягодами. Самое страшное время было это зима 1941-1942, мы опухали от голода и холода, нередко встречались случаи каннибализма...».
Каждый год события Великой Отечественной войны уходят от нас все дальше и дальше. Для нас, молодого поколения, важно не только знать исторические факты, изложенные в книгах и учебниках, но и иметь возможность пообщаться с непосредственными участниками тех событий.
1 ноября нами был организован и проведен урок памяти «Мы живы, пока мы помним» для старшеклассников нашей школы, на который были приглашены блокадники.
В ходе мероприятия обучающиеся окунулись в атмосферу тех дней, соприкоснулись с судьбами живых участников военных событий, углубили знания об истории блокады Ленинграда, развеяли споры о том, что советские власти не были заинтересованы в спасении жителей города.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети блокадного Ленинграда внесли огромную помощь в прорыв блокады. Их, казалось бы, детский вклад в победу оценить невозможно, они вселяли своим родителям, учителям, взрослым, мысль о том, что жизнь продолжается и нужно бороться изо всех сил за свою жизнь и будущее такой огромной и великой страны.
Список литературы /References
1. АлександровП.П. За Нарвской заставой: Воспоминания старого рабочего. Л., 1963.
2. Алексеев Т.В. Работа промышленных предприятий средств связи в условиях
блокады Ленинграда // 65-летие снятия блокады Ленинграда и освобождения
Ленинградской области: Всеросс. науч. конф., 19 января 1999 г.: Сб. материалов.
СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. С. 66-73.
3. АмосоваА.А. Государственная и партийная деятельности П.С. Попкова. 1937-1950 гг.: Дисс...канд. ист. наук / СПбГУ СПб., 2010.
4. Аничков Н.М. Два медика, два рыцаря обороны Ленинграда // Чтобы помнили. Блокада: [Сб.]: посвящается 65-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб., 2009. С. 15-26.
5. Архитекторы блокадного Ленинграда / Гос. Музей истории СПб; КГИОП. СПб., 2005.
6. Бама Л.Г. Строительство школ в Ленинграде // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 34-45.
7. Баранов Н.В. Силуэты блокады. Л.: Лениздат, 1982.
8. Берггольц О. Избр. произведения: в 2 т. Л., 1967.
9. Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград. Статьи. Л., 1985.
10. Березенко Р.Т., Гочин Н.Д. Ораниенбауманский плацдарм. СПб., 2002.
11. Бешанов В.В. Ленинградская бойня. Страшная правда о Блокаде. М., 2010.
12. Бешанов В.В. Ленинградская оборона. М.; Мн., 2005.
13. Блокада. Трагедия Ленинграда / авт. - сост. С.Б. Борзенко, А.О. Кожемякин. СПб., 2014.