Православная психология
УДК 159.922.6
Гуторов Юрий Александрович, преподаватель Нижегородской духовной семинарии gutorow@bk.ru
Жизнь человека от детства до взрослости в свете православной психологии
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, относящиеся к христианской психологии возраста, предпринимается попытка исследовать жизненный путь человека от детства до юности с учетом и научных и христианских ценностей и подходов.
Христианская психология возраста пытается осознать и объяснить, как духовный рост и развитие сопряжены
с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием человека в разных возрастных периодах. Ключевые слова: психология возраста, психология развития, дети дошкольного и младшего школьного возраста, подростки, юношество, воспитание, Церковь и общество.
Gutorov Yuri Alexandrovich, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary gutorow@bk.ru
Human Life from Childhood to Adulthood: in the Light of Orthodox Psychology
Abttract: The article regards the issues related to the Chriftian age-related psychology. The author takes an attempt to ftudy a person's life development from childhood to adolescence on the basis of both scientific and Chriftian values and approaches. The Chriftian age-related psychology attempts to underftand and explain how spiritual growth and development are put together with the physical, emotional and intellectual development of a person at different age periods.
Key words: age-related psychology, developmental psychology, children of preschool and primary school age, adolescents, youth, education, Church and society.
Введение психологию развития и психологию возраста
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы: «почему развивается» и «как развивается» человек, то есть установить причины психического развития и его механизм.
Но если само развитие является необратимым, естественным и направленным процессом, то уместно задать вопрос: куда направлен этот процесс? Каковы цели и задачи человеческого развития? Содержание процесса психического развития человека подчинено определенной цели, и содержание этой цели определяет содержание процесса развития.
Этика Аристотеля, например, была построена как наука о человеке, цель жизни которого — стать свободным, рациональным и активным субъектом.
Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, чем ты являешься потенциально — «для человека это состояние, в котором он наиболее человечен»1.
Среди современных зарубежных психологов идею целевой обусловленности развития психики активно разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, говорил Фромм, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая... вопрос о смысле его существования».2 Главным ответом на проблему человеческого существования, по Э. Фромму, является любовь как особая форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я».
«Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей мы можем назвать .„индивидуализацией".».3 Уточняя содержание индивидуализации человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его личности, его собственного „Я"».4
Согласно Карлу Густаву Юнгу, на протяжении всей своей жизни человек проходит индивидуацию. Индивидуация Юнга — процесс развития человека, как существа отличного от других набором неповторимых личностных качеств. Процесс индивидуации предполагает долю отчуждения человека, вставшего на путь саморазвития, так как нормы общества, по тем или иным причинам, пытаются втиснуть человека в прокрустово ложе. В то же время, индивидуация не означает изоляцию, анархию или внешний конфликт с обществом. Скорее, это переход на качественно иной уровень существования, где человеческая жизнь и деятельность осуществляется по другим внутренним правилам.
В конечном счете, на языке аналитической психологии, индивидуация понятие, которое выражает представление о человеке не как данности, а как заданности, потенции быть тем, кем в наличный момент человек не является, но кем он при желании и должном усердии может стать — как о идеальном образе самого себя, себя совершенного. При том этот идеал задается свыше, и призыв к нему идет человеку разными настойчивыми требованиями — внешними и внутренними обстоятельствами, встречами, книгами, фильмами, снами и тп. Данная позиция схожа с христианским представлением об образе и подобии Божием в человеке, где образ — данность, а подобие — заданность и цель развития личности.
Попытки описания психического развития относятся к древним временам. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.
Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) - 20-40 лет; осень (расцвет сил) - 40-60 лет; зиму (угасание) - 60-80 лет.
Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.
К нашему времени наука накопила множество теорий, концепций и моделей, описывающих процессы психического развития человека. Но ни одна из них не смогла бы описать развитие человека во всей его сложности и разнообразии.
В конце концов, человек — не только условная вершина эволюции природы, но и «продукт» истории общества. Кроме того, живя в обществе, каждый из нас построил свой индивидуальный жизненный путь, прошел личностное и духовное развитие. Следовательно, правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоположных концепций.
Некоторые теории развития фокусируются на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних).
Кроме того, в рамках различных теорий внимание их авторов было сосредоточено на различных областях психического развития. Например, Ж. Пиаже объясняет процесс интеллектуального, Л. Кольберг — нравственного развития человека. Поэтому при классификации теории психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых, область развития.
А. Г. Асмолов анализирует возможные теоретические подходы к объяснению человеческого развития и выделяет три основных из них, которые соответствуют многим индивидуальным теориям и концепциям5.
Во-первых, это биогенетический подход, фокусирующийся на проблеме развития человека как индивидуума с определенными антропогенными характеристиками (склонности, темперамент, биологический возраст, пол, форма тела, нейродинамические характеристики мозга, органические импульсы и т. д.). Индивид проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетических программ в онтогенезе.
Во-вторых, это социально-генетический подход, его представители делают акцент на изучении процесса «социализации человека, выработки социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностей...». В этом направлении ясно, что теория обучения (Б. Скиннер,
А. Бандура), согласно которому овладение человеком различными формами поведения происходит посредством обучения.
Представители персоногенетического подхода фокусируются на деятельности индивида, проблемах самосознания и творчества, формировании человеческого «я», борьбе мотиваций, воспитании индивидуальной индивидуальности и способностей, самореализации личного выбора, постоянном поиске смысла жизни. жизнь между жизненными путями отдельного человека.
К названным А. Г. Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.
В целом, следует отметить условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.
В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития З. Фрейда.
Христианская возрастная психология делает попытку исследовать жизненный путь человека от детства до старости с учетом и научных и христианских ценностей и подходов.
В христианской традиции понимание развития человека основывается на предпосылке о его духовном измерении и назначении. Христианская психология возраста пытается осознать и объяснить, как духовный рост и развитие сопряжены с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием человека в разных возрастных периодах.
Христианская психология возраста выделяет особенности духовного развития в разных этапах жизни. В детском возрасте акцент делается на формировании основных моральных ценностей и веры, а также на развитии доверия к Богу. В подростковом возрасте важным моментом становится формирование личной идентичности и стабильности в вере. В зрелости человек стремится к росту в познании Божьей воли и применении этого знания в повседневной жизни. В пожилом возрасте приоритетом становится мудрость и осознание жизни в контексте эсхатологического представления.
Христианская психология возраста учитывает влияние семьи и Церкви на формирование духовной жизни человека. Подчеркивается важность родителей и священнослужителей в руководстве, поддержке и наставничестве, в духовном развитии людей на разных этапах жизни.
Однако, следует отметить, что христианская психология возраста не является всеобъемлющей и устоявшейся. Разные авторы и школы могут иметь различные точки зрения на процессы развития в христианском контексте.
В данной статье мы затронем некоторые аспекты развития человека от младшего школьного возраста до юношества (включительно), не столько в научном, сколько в более прикладном ключе.
Дети младшего возраста (5, 6 и 7 лет). Дошкольники и младшая школа
Рассматривая младший школьный возраст, следует заметить, что он является ответственным периодом детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах в дальнейшем.
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро растут, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно несколько опережает нервно-психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении
нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
В эмоциональном отношении 5-6 лет — достаточно спокойный, уравновешенный возраст. Однако, дети в этом возрасте могут испытывать сильные эмоции, но не понимать их и причины. Важно помочь ребенку распознать и идентифицировать (назвать) эмоцию и понять, что ее вызывает. Например, ребенок может злиться, расстраиваться или плакать, потому что он устал или голоден. Взрослые должны помочь детям понять самих себя.
Страх — сильная эмоция у детей дошкольного возраста. Они боятся снов, незнакомых людей и новых мест. Чтобы не усиливать их страхи, взрослые могут рассказать им о Божьей заботе и защите ангелов.
Робких детей не следует принуждать к участию в каких-либо мероприятиях, но следует поощрять их делать первые шаги с помощью похвалы и поддержки. Детей никогда не следует заставлять делать первые шаги. В целом, дети должны находиться в атмосфере принятия, уважения и любви.
В интеллектуальном плане ребенок способен в достаточной степени концентрировать внимание, воспринимает информацию на слух. Ребенок действует не импульсивно, у него появляется чувство долга. Между действием и его эмоциональным сопровождением появляется интеллектуальный компонент — анализ случившегося. У ребенка развивается собственная воля, и он стремится контролировать себя и свое поведение. Общаясь с друзьями, они проявляют разнообразные коммуникативные действия, эмоциональность, нестандартность решений. Они способны самостоятельно придумывать свои действия (к примеру, игру).
У ребенка этого возраста появляются попытки осмыслить закономерности взаимоотношений, формируется цельное мировоззрение. Ребенок интуитивно ощущает существование смысла в окружающем мире, формируется интуитивное религиозное чувство.
В возрасте шести-семи лет дети практически готовы к школьному обучению.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо вводить элемент обучения через игру, которая остается их основным видом деятельности;
Этот возраст связан с кризисом, происходящим на фоне потери непосредственности и появления способности рефлексии, ориентировки в собственных переживаниях. Следствием возрастного кризиса становится смена основной деятельности с игровой на учебную. Через учение формируется система взаимоотношений взрослого и ребенка. В учении формируются и развиваются познавательные способности.
В рамках занятий с дошкольниками рекомендуется предоставлять больше возможностей для движений: подвижные игры и песни, упражнения для активного развития моторных навыков и т. д.
На занятиях в классе следует задействовать не только зрительные, но и другие органы чувств. Дети учатся через органы чувств, поэтому занятия должны быть связаны с различными возможностями сенсорного восприятия, такими как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чем больше опыта они получат, тем лучше запомнят.
«Наглядные пособия должны быть большими, яркими, с крупными изображениями. Малышам трудно сосредоточить внимание на мелких деталях. Дети начинают понимать музыку. Тексты и мелодии должны соответствовать возрастным возможностям детей: быть не длительными и не сложными по содержанию»6.
Необходимо поощрять детей чаще высказывать свои мысли и делиться своими идеями, постоянно спрашивая, понимают ли они стихи, выражения и конкретные слова. Дети нуждаются в частом повторении и объяснении слов.
Взрослый человек воспринимается детьми как учитель и наставник, к которому они относятся с полным доверием. Важно серьезно относиться к их вопросам и пытаться отвечать, как можно конкретнее и проще. Не рекомендуется концентрировать внимание детей более чем на одном предмете или действии одновременно. Их мышление пока еще ограниченно.
В ходе занятий дошкольников должно использоваться желание детей подражать (например, чтобы поддерживать хорошее поведение). Это более эффективное средство, нежели обращать внимание на непослушного. Иначе детям захочется подражать и ему.
Необходимо планировать организацию занятий (в том числе до-суговых занятий, походов на природу и т. д.) таким образом, чтобы предоставить возможность быть детям ближе друг к другу. Это научит их христианским взаимоотношениям — слушать друг друга, что-то делать по очереди и совместно, делиться игрушками, едой и питьем. Важно развивать и поддерживать их коммуникативную активность, учить здоровому сотрудничеству детей друг с другом через содействие взрослого. Ролевые игры способствуют развитию воображения, мышления, фантазии. При создании ситуации сюжетно-ролевой игры необходимо продумать роль каждого ребенка, найти место для каждого.
Плодотворной является организация маленьких праздников, например, именин или дней рождения. Важно отметить это событие подарком и дать возможность каждому ребенку поздравить именинника, что поспособствует развитию в детях любви, заботы, внимания и уважения друг к другу.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребёнка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. С поступлением в школу игра теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения. Меняются интересы, ценности ребёнка, уклад его жизни. Изменяется положение ребёнка в семье, у него появляются обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребёнок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц.
Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время и т. д. Исследования показывают, что маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учиться. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста следует сформировать у ребенка желание и умение учиться, верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Учебная деятельность не дается человеку от рождения, её надо сформировать. «Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом»7. Формирование учения — процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых — педагогов и родителей.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается как на физическом здоровье, так на поведении.
Характер адаптации ребёнка к новым условиям жизни и отношение к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребёнка появляется новый статус: он ученик и ответственный человек.
Участие в жизни класса имеет большое значение для социально-эмоционального и личностного развития детей младшего возраста. Взаимодействуя с одноклассниками и учителями, выстраивая отношения со сверстниками, дети получают практическое представление о нормах и правилах социального поведения. Дети активно осваивают навыки общения, учатся устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
Кроме того, задача школы не только передать детям определенные знания, но и оказать нравственное воспитание. Школа играет определенную роль в формировании нравственного облика детей в процессе учебной деятельности.
В классе должна быть спокойная атмосфера. Если история будет слишком драматичной, дети могут бурно отреагировать.
Этот возраст — лучшее время для развития сострадания. Рекомендуется учить детей помогать другим, чем они могут, например, ходить с ними к больным, петь с ними песни, которые они выучили, делиться игрушками и вещами с детьми, у которых нет отца и матери, и делать поделки для тех, кто нуждается в уходе. Важно подчеркнуть любовь и заботу Бога о каждом человеке.
В это время важно дать детям небольшой объем, но самых важных, центральных истин о Боге: о том, что Бог есть, Он любит ребенка, и ребенок может ответить Ему взаимностью и поделиться этой любовью с другими.
Учебные материалы должны быть простыми и вдохновляющими. В этом возрасте важно наполнить сознание ребенка историями из Библии и рассказами, в которых представлены христианские решения сложных ситуаций. Эти знания останутся в сознании ребенка навсегда.
Дети могут легко выучить и понять короткие молитвы и почувствовать, что они участвуют в поклонении Богу. Молясь дома, лучше всего
детям самим решать, о чем молиться и за что благодарить Бога. Детские молитвы просты и не требуют большого внимания или благоговения.
Дети среднего возраста (8-11 лет)
Во всех возрастах, но, в частности, и в этом, чрезвычайно важно избежать распространенной ошибки, когда выделяется отдельное проявление личности ребенка (хорошо нарисовал, правильно изготовил, получил хорошую оценку и т. п.), но при этом осуждается, не принимается, или не замечается он сам, в целом.
Необходимым условием правильного развития ребенка и в будущем личности взрослого, является положительная оценка его личности, принятие его значимым близким (в первую очередь родителями). Именно в этом, как считают современные психологи, лежит корень многих бед и проблем уже взрослого человека — в отсутствии его принятия родителями и близкими в детстве. И, хотя в данном пособии не рассматривается младенчество и раннее детство, важно заметить, что современная психология пришла к выводу, что любовь родных к ребенку уже с младенчества должна быть безусловной. В прямом смысле этого слова — не обусловленной определенным поведением и или же какими-то успехами. Если ребенок чувствует и видит безусловную любовь и принятие себя родными и близкими — у него формируется базовое доверие к миру, что впоследствии выразиться в устойчивости к жизненным трудностям, жизнерадостности, целеустремленности. Это даже позволит сгладить негативные аспекты темперамента (например, смягчит склонность к печали меланхолика, или язвительность холерика).
Если же ребенка будут любить условно, за хорошие оценки и т. п. (тем более если вообще не будут любить) у него может сформироваться базовое недоверие к миру, что выразиться впоследствии в слабости характера, унынии, неверии в свои силы, неустойчивость к жизненным трудностям, подозрительность и т. п.
Вообще, это крайне важное замечание, относящееся, в целом ко всем возрастам. Не нужно бояться, что любовь или похвала ребенка
его испортит. Напротив, испортить отношения с родителями и значимыми близкими может недостаток любви, доброты и принятия. Ведь и Спаситель говорит: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Конечно, эта рекомендация относится в первую очередь к родителям и близким ребенка. Учитель может требовать со своей стороны выполнения заданий, быть критерием и мерилом правильности выполнения задач, авторитетом. Однако, нечестное и лицемерное отношение учителей к учащимся ими подмечается, и учитель может потерять свой авторитет в глазах ребенка.
В этом возрасте ребенок усваивает правила социального поведения, и его деятельность направляется социально принятыми культурными образцами. Взрослые важны именно потому, что их положение закреплено обществом, они являются авторитетом в обществе. Фигура взрослого имеет большое значение в обучении детей здоровым механизмам решения трудных или конфликтных ситуаций.
В плане обучения — дети на этом этапе нуждаются в активном участии; чтобы понять, им необходимо наблюдать за объектами и явлениями и следить за их процессами. Им нужно помочь проанализировать то, что они видят, выразить это в словах и идеях и сделать выводы.
Чередование активного и спокойного времени в классе, сочетание физической и интеллектуальной деятельности и вовлечение детей в совместную, творческую и исследовательскую деятельность сделают обучение более эффективным.
Для достижения высокого уровня обучения необходимо использовать наглядный и практический подход, который направлен на все органы чувств — не только зрение, но и движение, осязание, слух и вкус. В процессе учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти, включая запоминание, сохранение и копирование информации. Также развиваются все виды памяти, включая долговременную, кратковременную и оперативную. Дети с удовольствием слушают истории и сочиняют их. Можно рассматривать одну историю, которая будет
интересовать детей, на протяжении нескольких уроков. Они могут легко вспомнить, что было рассказано в прошлый раз, и соотнести продолжение с уже известными им частями истории.
На занятиях при анализе сложных ситуаций можно рассмотреть примеры из Библии (или житий святых), чтобы помочь принять правильное решение. Важной для ребят тематической нитью занятий станет дружба, знакомясь с которой можно вместе обратиться к художественному материалу (мультипликационное, кино-, литературное произведение), поговорить о христианских понятиях взаимопомощи, поддержки, заботы; предложить детям рассказать о своих друзьях, о том, что нравится в них. Дети могут отождествлять себя с персонажами из Библии и литературы и играть их роли в спектакле.
Занятия должны быть построены таким образом, чтобы никто не остался в стороне. Необходимо сочетать групповые и индивидуальные формы работы, что позволит объединять ребят совместной деятельностью и при этом учитывать сильные и слабые стороны каждого. Важно, чтобы у каждого в классе была возможность ответить. Дети ценят свои отношения со взрослыми и обретают уверенность благодаря позитивной поддержке. Повышение самосознания постепенно приводит к тому, что дети становятся более самокритичными и осознают себя. Впервые они сравнивают себя с другими детьми и понимают, что они нужны. Бывает полезным рассказать им о различиях между детьми. При этом обратить внимание на то, что Бог любит и принимает каждого. Важно помочь ребенку понять и принять другого, отличного от него человека (ребенка).
У детей развивается метафорическое мышление, поэтому, важно, чтобы они умели различать манипулятивную ложь, ложь, мотивированную страхом, и художественную фантазию. Взрослые могут и должны объяснить, что такое честность, насколько она важна в жизни и чем ложь отличается от фантазий и честных историй. Однако такие беседы лучше проводить не в форме указаний, а в форме разговоров, основанных
на художественных произведениях (тема, широко представленная в детской литературе) и обсуждений услышанного или прочитанного.
Дети этого возраста ориентированы на правильность, стремятся соответствовать тем поведенческим образцам, которые представлены в их окружении. Важно приучать детей помогать друг другу. Труд играет важную роль в формировании характера.
Следует помочь детям преодолевать утомительность богослужений, знакомя их с общим планом службы. Главной же помощью является привлечение детей к участию в богослужении: прислуживание, пение в хоре, забота о подсвечниках, подача записок и т. д.
Задача христианского воспитания в этом возрасте — помочь детям ощутить близость Бога в их собственной, личной жизни, помочь осознать, что Христос является Спасителем лично для него.
Дети легко усваивают, что есть законы и правила поведения. Интересуют их и правила поведения в храме, своего рода церковного этикета. Это детское понимание «законности» следует углубить, чтобы они усвоили основной закон любви к Богу и к людям как основу нравственной жизни, не просто излагая это на словах, а прибегая к возможно большему числу примеров. Дети 10-11 лет уже способны понемногу читать Евангелие самостоятельно. С ними можно разбирать прочитанные фрагменты Писания, смотреть мультфильмы или фильмы по Священной Истории.
Подростки
Подростковый возраст — это период завершения детства, выхода из него, перехода от детства к взрослой жизни. Обычно это соответствует хронологическому возрасту от 10-11 до 14-15 лет. Умение рефлексировать, формирующееся в учебной деятельности в средних классах школы, направлено учеником на себя. Сравнивая себя со взрослыми и младшими детьми, подросток приходит к выводу, что он уже не ребенок, а, скорее, взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признали его независимость и важность.
В этот период происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии, которые влияют на психологическое состояние подростка.
Основные характеристики психологии подросткового возраста:
1. Идентификация личности. Подростки ищут свое место в обществе и формируют свою личность, определяя свои ценности и убеждения.
2. Эмоциональная нестабильность. Подростки испытывают сильные эмоции, которые могут быть неожиданными и быстро меняться.
3. Социальная адаптация. Подростки учатся адаптироваться к новым социальным ролям и отношениям, таким как дружба, любовь, семья и работа (подработка).
4. Развитие интеллекта. Подростки улучшают свои когнитивные способности, такие как анализ, решение проблем, критическое мышление и творческий подход.
5. Физические изменения. Подростки проходят через физические изменения, такие как рост, изменение голоса, появление вторичных половых признаков.
6. Отношения с родителями. Подростки начинают формировать свою независимость от родителей, что может приводить к конфликтам и напряженным отношениям.
7. Поиск нового опыта, эксперименты. Подростки часто ищут новый опыт и приключения, которые могут быть связаны с опасностью, но, несмотря на это, они рискуют.
8. Самооценка. Подростки начинают оценивать себя и свои достижения, что может привести к низкой самооценке или же наоборот, к завышенной.
В целом, психология подросткового возраста характеризуется значительными изменениями в различных аспектах жизни подростков, которые могут быть вызваны биологическими, социальными и эмоциональными факторами.
Основные психологические потребности подростка — это желание общаться со сверстниками, стремление к независимости и независимости, эмансипация от взрослых и признание своих прав от других людей.
Ощущение зрелости — психологический симптом ранней юности. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости — это новое формирование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит модели для ассимиляции, выстраивает отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»8.
В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. В то же время для них важно найти и утвердить свою собственную идентичность. Эти противоречивые особенности развития личности подростка («я другой» и «я хочу быть с другими») приводят к комплексам, характерным для подростков (ценность мнения других и высокая самооценка, эмоциональные и поведенческие крайности).
Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Необходимо найти баланс между групповым форматом и индивидуальным подходом к каждому ребенку с учетом его здоровья, мышления и психологических особенностей. Для этого лучше всего сочетать физическую и интеллектуальную деятельность (например, в виде различных поисковых спортивных игр, экспедиций, интеллектуальных игр с элементами ориентирования и т. д.). Подростки нуждаются в индивидуальном доверительном контакте со взрослым — авторитетным, но не авторитарным.
Среди физических, эмоциональных и интеллектуальных особенностей подростков можно выделить следующие:
• чувствуют себя неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание;
не уверены в себе, но постепенно начинают обретать эту уверенность; зачастую вспыльчивы;
зависят от родителей, но хотят независимости; ценят близкую дружбу, чувствуют себя наиболее свободно в узком кругу друзей одного с ними пола;
могут быть очень критичными к другим людям; пылко влюбляются; создают себе кумиров;
экспериментируют в отношении как общепринятого, так и неприемлемого в обществе поведения.
начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние, контрастные объяснения;
получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учета обстоятельств;
чаще всего принимают идеалистические решения. Духовные характеристики: способны посвятить себя Богу осознанно; имеют обостренное чувство справедливости; становятся намного отзывчивее к нуждам других; начинают развивать собственную систему ценностей; начинают больше разбираться в духовных вопросах.
В этом периоде подросток начинает искать свое собственное отношение к вере и идентичности. В этом возрасте открывается более глубокий смысл Священного Писания, спасения, учения о жизни после смерти. Подростки могут стремиться развивать христианское понимание своих отношений с другими людьми, включая дружбу, ответственность и сострадание. В этом возрасте они могут размышлять о смысле христианской жизни, о понимании смысла таинств.
Желательно помочь подросткам приготовиться к возможному кризису веры и преодолеть его (переход от детской веры к осознанной).
Следует вносить разнообразие в приходскую жизнь, учитывая потребность подростков в движении и в полезной деятельности. Полезными могут оказаться паломнические поездки, летние лагеря, походы, участие в социальных и благотворительных проектах.
Юношество
Психология юности является одним из самых важных направлений современной психологии. Юность — это период отрочества, когда молодые люди начинают проходить процесс социальной адаптации и формирования своей личности. Этот период отличается выраженной эмоциональностью, стремлением к самореализации, неуверенностью в себе и взаимоотношениях с окружающими людьми.
Одной из основных характеристик этого возраста является неустойчивость психологического состояния, что связано с активным формированием личности, меняющимися интересами и ценностями. Юноши и девушки начинают искать свою жизненную позицию, вырабатывать критическое мышление и выбирать свою жизненную стратегию.
Одним из основных проявлений психологии юности является стремление к самореализации и самопознанию. Молодые люди начинают искать свое место в жизни, выбирать профессию, переживать период первой влюбленности и открывать новые интересы и хобби. Они стремятся понять, кто они есть и что им действительно нравится.
Важно отметить, что молодежь может переживать период кризиса истинной личности, который связан с трудностями в самопознании и социальном статусе. В этом случае часто возникают проблемы со школой, неуверенность в себе, сложности во взаимоотношениях с родителями и друзьями. Однако, если молодые люди получают поддержку и помощь со стороны своих близких, они могут успешно преодолеть эти трудности и стать самостоятельными и уверенными в себе взрослыми.
Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность труде, способность строить жизненные планы, общественная активность.
В период юности, человек достигает порога относительной зрелости, и именно в этот период завершается начальная социализация и физический рост. Для того чтобы самоопределиться в своем мировоззрении и стремиться к личной уникальности, как девушки, так и юноши демонстрируют более высокий уровень коммуникативной и познавательной активности, чем подростки, корректируя далеко идущие и краткосрочные перспективы в своем видении будущего и часто переживая кризисы идентичности.
В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора. Определить свою профессию на этом этапе — ведущая деятельность юношей и девушек.
У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными
планами на будущее. Учитываются свои интересы, способности, «запрос общества» — востребованность профессии.
Все психические процессы становятся стабильными, а личность приобретает устойчивую идентичность. Таким образом, юношеский возраст — это период перехода к независимости, время самоопределения и обретения духовной, идеологической и гражданской зрелости.
Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.
Характерна юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности.
Подростковый период — время огромных духовных, физических, эмоциональных и социальных перемен. Юношество особо нуждается в постоянном личном общении с людьми, проявляющими любовь к ним.
Для ранней юности характерно следующее: • внешняя самоуверенность может быть прикрытием внутренней неуверенности в себе;
появляется желание жить отдельно от родителей; развиваются сексуальные влечения;
способны к более сложному уровню мышления (абстрактное); могут не замечать аргументов, противоречащих логике; восстают против авторитета и власти. Духовные характеристики:
рассматривают, что правильно, а что нет с точки зрения Библии;
• чувствуют обеспокоенность и вину за сексуальные чувства и интересы;
• расстроены тем, что, желая прекратить нежелательное поведение, они не в силах справиться с собой.
В период поздней юности можно отметит некоторую смену характеристик:
физические качества развиты полно; уверены в себе;
к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим; испытывают интерес к личностным отношениям, возрастает глубина этих отношений и преданность им; начинают зарабатывать деньги; задумываются о будущей профессии; учатся решать конфликты путем обсуждения проблем. Духовные характеристики:
подвергают проверке моральные и духовные ценности; могут понять других и заботятся об их мнении о себе; интересуются вопросами жизни после смерти; возрастают способности применять духовные истины в жизни.
Сильное желание быть независимым, решать все самому ведет к восстанию против родителей и авторитета взрослых.
Потребность быть не как все во всех областях поведения, одежды и т. д. Молодежная культура и неодобрение старшего поколения часто доходят до враждебного противостояния. Авторитетные заявления взрослых неубедительны и вызывают раздражение.
И все же семья им нужна как убежище, откуда можно уходить в самостоятельную жизнь, но куда можно вернуться в случае беды. Возникает конфликт между жаждой самостоятельности и потребностью в поддержке и защите, когда трудности слишком велики. Вместе с этим юношество способно проживать незнакомое им ранее чувство альтруизма и любви.
Желание юношей и девушек стать поскорее самостоятельными предоставляет возможность предложить им взглянуть новыми глазами на веру, на проблемы нравственности и отношений с людьми. Какую бы они хотели иметь семью в будущем? Как они хотели бы воспитывать своих детей и т. д.?
Именно в этом возрасте молодые люди могут начать развивать христианское понимание своих индивидуальных ролей и обязанностей в окружающем их обществе.
В группе молодых людей трудно говорить о вере — они не любят слушать проповеди и наставления. Возможная практика — читать интересные биографии, вызывающие споры, и обсуждать их.
Это время, когда юноши учатся справляться с личными трагедиями (предательство, безответная любовь, отвержение в группе). Именно в это время Церковь, и особенно приход, может стать благоприятной средой, не там, где их учат правилам, но там, где их принимают, живут с ними в Боге, что означает жить единым христианским пространством во Христе и Его любви.
Христианство учит молодежь быть ответственной и взрослой в своих поступках, учиться любить и служить другим, развивать чувство сострадания и терпения. Оно поддерживает развитие здоровых межличностных отношений и настоятельно рекомендует обратить внимание на этические аспекты принятия решений, важные для молодого человека.
Однако, христианское учение также признает, что юность может быть периодом испытаний, соблазнов и трудностей. В этот период молодые люди могут сталкиваться с вопросами собственной идентичности, смысла жизни, сомнениями и соблазнами различного рода. Христианская вера учит молодых людей обращаться к Богу за помощью и направлением во время этих испытаний.
В конце концов, юность с точки зрения христианства может быть рассмотрена как время, когда молодые люди имеют возможность познать Бога, раскрыть свои дары и потенциал, и откликнуться на Его призыв к служению и любви к ближнему и подготовиться ко взрослой жизни.
Подводя итог, можно отметить, что значимость христианской психологии развития заключается в том, что она учитывает духовную составляющую развития человека на протяжении всей жизни. Она предлагает уникальную и глубокую перспективу на различные возрастные этапы и кризисы, с которыми сталкиваются люди.
Возрастная христианская психология помогает людям понять свое призвание и значение в каждом периоде жизни. Она способствует развитию духовного роста, помогает укрепить отношения с Богом и другими людьми, научиться лучше понимать себя.
Основанная на христианском учении, она предлагает важные принципы и руководство для отношений, воспитания детей, развития личности и веры, а также для преодоления сомнений и трудностей в разных возрастных группах.
Возрастная христианская психология помогает людям управлять эмоциями и стремлениями, развивать моральные ценности, самообладание и терпение. Она также позволяет увидеть смысл и надежду в ситуациях потери, боли и испытаний.
Кроме того, возрастная христианская психология признает важность поддержки со стороны семьи, Церкви и общества в процессе развития каждого человека на различных этапах жизни. Она помогает в создании благоприятной и поддерживающей обстановки для познания Бога и духовного роста.
Таким образом, ценность возрастной христианской психологии заключается в том, что она помогает людям находить мудрость, направление и благополучие в разных этапах жизни, основываясь на духовных принципах и учении Господа Иисуса Христа. Она способствует гармоничному развитию личности и помогает людям становиться более целостными и созидательными индивидами в обществе.
Использованная литература: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. М: Сибирская Благозвонница, 2019.
2. Спиноза, Бенедикт. Переписка [Текст] / Б. Спиноза; Коммунистическая академия, институт философии. — М.: Партиздат, 1932. — 275 с.
3. Эрих Фромм. Бегство от свободы. URL: https://modernproblems.org.ru/ philosofy/i82-begftvo-ot-svobodi.html?ftart=3
4. А. Г. Асмолов. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с
5. Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/ psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/
6. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология: учебное пособие. — Москва: Логос, 2011. — 306 с.
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 560 с.
Примечания и библиографические ссылки:
1. Спиноза, Бенедикт. Переписка [Текст] / Б. Спиноза; Коммунистическая академия, институт философии. — М.: Партиздат, 1932. — 275 с.
2. Эрих Фромм. Бегство от свободы. URL: https://modernproblems.org.ru/ philosofy/i82-begftvo-ot-svobodi.html?ftart=3
3. Там же.
4. Там же.
5. А. Г. Асмолов. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. URL: https:// pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/
6. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология: учебное пособие. — Москва: Логос, 2011. С. 178
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с (560 с)