Научная статья на тему 'Живописность дооктябрьской лирики В. В. Маяковского'

Живописность дооктябрьской лирики В. В. Маяковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1642
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTHOR'S CONCEPTION OF WORLD AND HUMAN BEING / VLADIMIR MAYAKOVSKY / PICTURESQUE / CREATOR / SYNTHESIS OF ARTS / FUTURISM / CREATIVITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Наталья Александровна

Статья посвящена исследованию живописности дооктябрьского творчества В.В. Маяковского. Выявляются истоки интереса В. Маяковского к соединению живописи и слова. Устанавливается связь лирики поэта с модернистскими течениями в художественном искусстве (постимпрессионизмом, экспрессионизмом, кубизмом). Рассматривается живописность формы стихотворений, игра с формами слова и с цветом внутри текста, со словом как с предметом. Все это позволяет в конечном итоге уточнить концепцию человека и мира в дооктябрьской лирике В. Маяковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Picturesque of early Mayakovsky’s lyrics

Article to comprehension of picturesque of early Mayakovsky’s lyrics consecrates. The origins of the Mayakovsky’s interest to synthesis of painting and literature are recognized. The connection of Mayakovsky’s lyrics with the modernist trends in art (Impressionism, Expressionism and Cubism) is ascertained. The picturesque is considered on different levels that clarifies author’s conception of world and human being.

Текст научной работы на тему «Живописность дооктябрьской лирики В. В. Маяковского»

Драфт: молодая наука

H.A. ДАНИЛОВА

(Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Россия)

УДК 821.161.1-1 (Маяковский В.В.)»19» ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,445

ЖИВОПИСНОСТЬ ДООКТЯБРЬСКОЙ ЛИРИКИ В.В. МАЯКОВСКОГО

Аннотация: Статья посвящена исследованию живописности дооктябрьского творчества В.В. Маяковского. Выявляются истоки интереса В. Маяковского к соединению живописи и слова. Устанавливается связь лирики поэта с модернистскими течениями в художественном искусстве (постимпрессионизмом, экспрессионизмом, кубизмом). Рассматривается живописность формы стихотворений, игра с формами слова и с цветом внутри текста, со словом как с предметом. Все это позволяет в конечном итоге уточнить концепцию человека и мира в дооктябрьской лирике В. Маяковского.

Ключевые слова: Владимир Маяковский, живописность, художник-творец, синтез искусств, футуризм, авторская концепция мира и человека, жизнетворчество.

Исследованию наследия В.В. Маяковского посвящено множество работ, но лишь небольшое их количество обращено непосредственно к проблеме живописности его творчества (статьи В.Н. Альфонсова, исследования Н.И. Харджиева). В этих работах живописность рассматривается, в первую очередь, на уровне формы. В.Н. Альфонсов в своих статьях намечает также линию выхода через живописность на концепцию мира и человека в ранней лирике поэта. Данный ракурс оказывается весьма продуктивным: анализ живописности в ранних стихотворениях В. В. Маяковского позволяет глубже осмыслить его мировосприятие.

Попыток раскрыть понятие «живописность» применительно к литературе и рассмотреть его как составляющую поэтики в литературоведении предпринималось немного (А.С. Вартанов «О соотношении литературы и искусства», В.А. Альфонсов «"Чтобы слово смело пошло за живописью" (В. Хлебников и живопись)» - обе 1982 г.). Работ, в которых давалось бы точное определение

живописности художественного текста, нет, в силу большого спектра значений, которые включает в себя это понятие.

Наиболее полно живописность как особый уровень поэтики рассмотрена в книге А.Ф. Лосева «Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе» (1982 г.) [Лосев 1982: 32]. Тем не менее, А.Ф. Лосев не дает определения живописности, он работает с понятием «живописная образность», анализируя конкретные способы функционирования в тексте живописных образов и средства их создания.

Понятие «живописность» шире, чем «живописная образность», так как подразумевает не только и не столько визуальный уровень и внешнее выражение внутреннего содержания, сколько саму идею жизнестроения и изменения окружающей действительности.

Мы под живописностью понимаем специфическое свойство текста, выражающееся как на формальном, внешнем, зрительном уровне через конструкцию текста, яркую выразительную образность, так и на концептуальном уровне через осмысление самой идеи живописи как искусства, преобразующего действительность.

Обращение В.В. Маяковского к проблеме связи живописи и слова неслучайно: Маяковский-художник сформировался даже раньше, чем Маяковский-поэт. Еще со времени обучения в Кутаисской гимназии он страстно любил рисовать, что и привело его в Строгановское художественно-промышленное училище и в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Маяковский участвовал в выставках профессиональных художников, рьяно полемизировал на диспутах об искусстве, а в 1920-е годы создавал плакаты для «Окон РОСТА». Об устойчивом интересе к живописному и театральному, в конечном счете, к новому синтезу искусств говорят и знаменитая желтая кофта поэта, и демонстративные «прогулки» футуристов по Кузнецкому мосту с разрисованными лицами. Таким образом, с самого начала творческой деятельности в сознании В. Маяковского уже присутствовал интерес к взаимосвязи между поэзией и живописью.

Кроме того, на рубеже Х1Х-ХХ столетий в целом активизировался процесс взаимодействия и синтеза искусств. Синкретизм культуры оказал влияние на творчество большинства деятелей культуры Серебряного века. В области литературы установка на взаимосвязь литературы и живописи ярко проявила себя в творчестве символистов и футуристов.

Футуристы свое обоснование идеи слова как визуального образа и взаимодействия литературы и живописи дали в нескольких

манифестах и декларациях. Первым и основным является манифест 1912 года «Пощечина общественному вкусу». В нем провозглашалась идея «Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова». Позиция важности слова самого по себе актуализировала визуальный уровень его существования, его форму, внешний облик. В этом проявлялось понимание связи слова и изображения у футуристов. Эта же идея утверждается и в предисловии к сборнику «Садок судей II» (1913): «Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах» [Садок судей II 1986: 503].

Пониманию важности для литературного футуризма связи с живописью и изображением вообще способствует и реально существовавший факт: футуристы часто ходили по улицам раскрашенными. Объяснение этому факту дается в манифесте И. Зданевича и М. Ларионова «Почему мы раскрашиваемся», выпущенном в 1913 году: «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединенья мастеров, мы громко познали жизнь и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь. Раскраска лица - начало вторжения. <...> Мы раскрашиваемся - ибо чистое лицо противно, ибо хотим глашатайствовать о неведомом, перестраиваем жизнь и несем на верховья бытия умноженную душу человека» [Зданевич, Ларионов].

Идея связи слова и живописи роднит В. Маяковского с другими футуристами, но его позиция сугубо индивидуальна и специфична. Футуристы, в частности «заумное» направление, использовали только идею слова как самостоятельного графического изображения, т.е. связь слова и живописи реализовывалась только на уровне формы. В. Маяковский же видит родство слова и живописи в идее деятельного творчества, возможности самому раскрашивать/ переделывать мир. «Никто из русских поэтов не был так близко связан с живописью, как Маяковский. Но это была особая связь. Блока вдохновляли в картине образ и идея, его интерес к живописи - определенно «литературный». При всем внимании к специфике живописи, он стоял перед картиной как заинтересованный зритель - ценил в ней другое (не свое) искусство. Маяковский подошел к ней как мастер, увидевший в самих приемах живописи возможности для обновления стиха» [Альфонсов 1966], - пишет по этому поводу В.Н. Альфонсов.

В живописности формы, игре с формами слова, со словом как с предметом проявляется одна из характерных для концепции мировосприятия Маяковского идей - идея преобразования,

возможности перестройки уже имеющегося в нечто новое, подчиненное собственному замыслу. Это может проявляться как изменение самого зрительного облика слова (рассечение его, перенос лесенкой на несколько строк, например, в стихотворениях «Из улицы в улицу» (1913), «Утро» (1912)), как использование слова или букв только в качестве зримого символа (в стихотворении «В авто» (1913) -буквы «О» и <^», «крашеная буква» в стихотворении «Уличное» (1912)), как игра с визуальным обликом слова (в стихотворении «Военно-морская любовь» (1915), «Пустяк у Оки» (1915)). Все эти эксперименты с формой способствуют утверждению авторского понимания мира как пространства для активной деятельности.

Связь с живописью, проявляющаяся на уровне игры с цветом, способствует выражению еще одной концептуальной для Маяковского идеи - идеи человека-творца, способного видеть необычное в обычном и раскрашивать мир по-новому.

Именно визуальное, в первую очередь, восприятие мира позволяет Маяковскому рисовать в своих стихотворениях особые, яркие, насыщенные, фактурные образы. В дооктябрьской лирике в большом количестве текстов мир показан через цвет, ощущения переданы через зрительный образ.

В стихотворении «Ночь» (1912) игра с цветом становится главным принципом. Здесь поэтом создаются мелькающие разноцветные образы ночного города. В этом стихотворении в полной мере отразилось восприятие мира Маяковского-художника. Город как совокупность цветов бестолково-пестрый, переменчивый, пугающий и в то же время манящий своей яркостью. Цвет здесь является участником действия, он оживает. Маяковский, показывая бездушный город, живущий низменной жизнью, воспринимает его с точки зрения своего миропонимания. Оживает всё, можно увидеть звук, скомкать цвет, но сделать это может только человек, которому не свойственен обыденный взгляд на жизнь. И на внешнем уровне (игра с цветом, выражение впечатления через палитру цветов), и на уровне концептуальном (философское восприятие окружающей действительности, попытка осмыслить ее) этот текст близок постимпрессионизму, стремившемуся передать цветом и структурой длительное материальное и духовное состояние действительности. Постимпрессионисты стремились через цвет раскрыть не только зрительное ощущение действительности, но и ее сущностное, вечное начало.

Особенно близок Маяковскому в этом смысле Ван Гог с его сверхчувствительной выразительностью формы и цвета, особой напряженностью и динамизмом, болезненным, даже трагическим восприятием эпохи.

Маяковского вообще с каким-либо направлением живописи или отдельным его представителем роднит не столько техника и приемы изображения, сколько взгляд на мир, философская и эстетическая основа, понимание задач художника. Так, например, с кубизмом, помимо игры с формами и объемами на уровне техники, его связывает идея творения новой реальности через создание новых объектов из уже имеющихся. Например, в стихотворении «Утро» (1912) игра с фактурами и объемами - не просто игра ради игры, а скорее жизнетворчество, создание собственной реальности из уже существующей. Экспериментируя с формами, линиями, структурами предметов, Маяковский-художник творит свое утро.

Еще одним художественным направлением, близким поэту не столько техникой, сколько концепцией и мироощущением, является экспрессионизм. Поэт использует приемы экспрессионизма, чтобы передать свое отношение к событиям, вызывающим у него особый отклик: «Ему было близко искусство с экспрессионистическим уклоном, самовыражение трагической личности в условиях хаотического мира. Он чувствовал, что в этом искусстве выражались современные конфликты - столкновение человека с миром вещей, ужас войны» [Мирова 2013: 161]. Кроме того, экспрессионизм, как «искусство крика» был близок Маяковскому еще и потому, что одной из основных для поэта была установка на слово произнесенное, его поэзия - это диалог, это обращение, это тоже «искусство крика», эмоциональный порыв.

Влияние живописи экспрессионистов ощущается в стихотворениях «Война объявлена» (1914), «Мама и убитый немцами вечер» (1914), «Адище города» (1913) и др.

В «Адище города» показан город, в котором действует общество (в отличие от «Утра», где лирический герой был единственным свидетелем пробуждения города). Маяковский здесь рисует грубыми мазками жуткую картину: город, созданный человеком, в человеке уже не нуждается, человек лишний в этом абсурдном и страшном мире, сотворенном его же руками. Это еще одна идея, присущая Маяковскому: конфликт между творческим замыслом и результатом творения, между человеком-создателем вещи и миром вещей,

вышедших из-под власти создателя. Город живет сам по себе; этот ад человек создал сам, а теперь ему здесь нет места.

Отталкиваясь изначально от футуристской идеи связи слова и живописи, Маяковский развивает эту идею, и у него связь с живописью проявляется не только на уровне формальной организации текста, но прежде всего на уровне концептуальном. Все идеи, так или иначе выраженные через форму или цветопись, воплотились в стихотворениях, в которых на первое место выступает концепция жизнестроения, понимание мира художником-творцом.

Центральным в дооктябрьской лирике с точки зрения влияния живописи на концепцию творчества, отразившим взгляд и позицию художника-творца, является стихотворение «А вы могли бы?» (1913).

В «А вы могли бы?» основной предстает идея создания нового мира из уже имеющегося - воплощен творческий подход к жизни. Здесь краска, цвет используется в своем прямом предназначении -раскрашивать полотно, в данном случае - полотно серых будней. Человек, готовый к активным действиям по преобразованию мира, способный видеть небудничное в обыденном (а это у Маяковского одно из главных качеств, необходимых для жизнетворчества), сможет «смазать карту будня» и создать «скулы океана» на «блюде студня». Это восприятие чисто визуальное, характерное для живописца, который выступает как творец новой жизни.

В стихотворениях, предшествовавших «А вы могли бы?», был призыв к активному творчеству, но вызова не было. Здесь же окончательно оформился вызов, противопоставление «я» - «вы», которое задано (и снова сначала на уровне зрительного восприятия) уже в заглавии. Но вызов этот риторический, так как поэт понимает, что равных по силе воображения, эмоционального чувства и способности творить ему нет. Так оформляется мотив одиночества, который затем станет одним из основных в лирике Маяковского. В то же время в риторическом вопросе, вынесенном в заглавие и замыкающем текст, заявлена позиция Маяковского-творца новой жизни, обладающего потенциалом для переустройства действительности, способного только силой воображения творить там, где все подчинено законам логики толпы, и чувствующего в этом свое предназначение.

В последующих текстах это «а вы могли бы?» будет звучать еще несколько раз в различных вариациях, но смысл останется тем же. Для поэта взятая из живописи идея зримого восприятия окружающей действительности переросла в идею возможности в принципе

осмысленно видеть окружающее, и это отличительная особенность человека-творца своего мира. Сначала главным было увидеть нечто особенное в обычном, теперь - замечать что-либо вообще.

В стихотворении «Теплое слово кое-каким порокам» (1915) эта идея не является главной, но она явно прочитывается в вопросе-вызове: «а видел ты когда-нибудь, как померанец/ растет себе и растет на дереве ?». Герой уже не предлагает видеть новое в хорошо знакомом, он призывает хотя бы изредка смотреть на мир, чтобы подмечать еще что-либо, помимо пошлости и обыденности. Люди перестали замечать то, что окружает их, а поэт-творец по-прежнему способен уделять внимание мелочам. Это противопоставление «видеть» - «не видеть» также связано с характерным для Маяковского визуальным, а не аудиальным или осязательно-обонятельным восприятием мира. И образ выбран характерный для Маяковского: броские, ярко-оранжевые плоды померанца среди зеленых листьев в противовес серым будням. Даже это так явно бросающееся в глаза зрелище люди уже не способны увидеть.

В «Эй» (1916) призыв к активной, творческой жизни, к обновлению существующего мироустройства становится основой стихотворения. Снова возникает образ скучных, «ненужных и трезвых» обывателей, которым герой бросает свое очередное «а вы могли бы?». Но, в отличие от «А вы могли бы?», в этом тексте нет противопоставления «я» - «вы», герой стремится к захватывающей, деятельной жизни вместе с теми, кого он к ней призывает. Образ острова Капри здесь - средоточие красок и цвета, противопоставленный скучному и бесцветному существованию толпы. Люди, которые в «Теплом слове каким-нибудь порокам» не видели растущий померанец, в этом стихотворении не подозревают о существовании во вселенной острова Капри, снова не замечают очевидного. В стихотворении звучит мысль о пересоздании даже не рукотворного, а космического пространства («возьми и небо заново вышей/новые звезды придумай и выставь»), что отсылает к стихотворению «А вы могли бы?», где объектом преобразования также являлось все мироздание.

Таким образом, исследование текстов с точки зрения влияния живописи помогает глубже понять концепцию жизнетворчества, образ лирического героя дооктябрьской лирики В.В. Маяковского, выявить основные идеи и мотивы, которые будут развиваться в поэмах дооктябрьского периода и в послеоктябрьском творчестве поэта.

ЛИТЕРАТУРА

Альфонсов В.Н. Поэт-живописец [Электронный ресурс ]. - URL: http://novruslit.ru/library/?p=20 (дата обращения: 27.05.2014)

Зданевич И., Ларионов М. Почему мы раскрашиваемся? [Электронный ресурс]. - URL: http://a-pesni.org/zona/avangard/ manifesty.php (дата обращения: 02.10.2014)

Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись / отв. ред. А.Н. Иезуитов. - Л.: Наука, 1982. - С. 32-66.

Маяковский В.В. Собрание сочинений: В 12 т. - Т. 1. - М.: Правда, 1978. - 430 с.

Мирова Н.Я. Жив ли Маяковский сегодня? Пособие для ученика и учителя. - М.: Возвращение, 2013. - 208 с.

Садок Судей II // Русская литература XX века: дооктябрьский период: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ сост. Н.А.Трифонов. - М.: Просвещение, 1987. - С. 503504.

Статья рекомендована д. ф.н., проф. Н.В. Барковской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.