Научная статья на тему 'Живопись Юрия Пименова. Особенности образного содержания произведений мастера'

Живопись Юрия Пименова. Особенности образного содержания произведений мастера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1564
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ (ОСТ) / ЮРИЙ ПИМЕНОВ / ВЫСШИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ (ВХУТЕМАС) / ИМПРЕССИОНИЗМ / РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ / SOCIETY OF EASEL PAINTERS (OST) / HIGHER STATE ARTISTIC AND TECHNICAL WORKSHOPS (VKHUTEMAS) / SOVIET ART / YURI PIMENOV / IMPRESSIONISM / REALISM IN PAINTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кляпицкая Александра Александровна

Юрий Иванович Пименов (1903—1977) был одним из интереснейших и плодотворных мастеров советского искусства. Его живописные работы демонстрировали образы современной действительности. На протяжении всей профессиональной жизни особенностью творчества мастера было его внимательное отношение к сюжетам из повседневной жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paintings by Yuri Pimenov: features of image content of master’s works

Yuri Ivanovich Pimenov (1903—977) was one of the most interesting and fruitful masters of Soviet art. His paintings showed images of contemporary reality. Throughout his professional live main feature of the master’s work was the attention to subjects of everyday life.

Текст научной работы на тему «Живопись Юрия Пименова. Особенности образного содержания произведений мастера»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2012. № 6

А.А. Кляпицкая

(аспирантка кафедры истории отечественного искусства исторического

факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ЖИВОПИСЬ ЮРИЯ ПИМЕНОВА. ОСОБЕННОСТИ

ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРА

Юрий Иванович Пименов (1903—1977) был одним из интереснейших и плодотворных мастеров советского искусства. Его живописные работы демонстрировали образы современной действительности. На протяжении всей профессиональной жизни особенностью творчества мастера было его внимательное отношение к сюжетам из повседневной жизни человека.

Ключевые слова: советское искусство, Общество художников-станковистов (ОСТ), Юрий Пименов, Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), импрессионизм, реализм в живописи.

Yuri Ivanovich Pimenov (1903—977) was one of the most interesting and fruitful masters of Soviet art. His paintings showed images of contemporary reality. Throughout his professional live main feature of the master's work was the attention to subjects of everyday life.

Key words: soviet art, Society of Easel Painters (OST), Yuri Pimenov, Higher State Artistic and Technical Workshops (Vkhutemas), Impressionism, Realism in painting.

* * *

Юрий Иванович Пименов (1903—1977) — один из интереснейших мастеров советского искусства, на глазах у которого прошла почти вся история двадцатого века. Из 74 лет своей жизни 60 художник посвятил занятию искусством. Юрий Пименов стал классиком своего времени1.

Творчество мастера было необыкновенно разносторонним. Он занимался станковой и монументальной живописью, графикой, рисунком, книжной и журнальной иллюстрацией, плакатом, создавал декорации и костюмы для спектаклей и кинопостановок, выполнял афиши для театра и кино, преподавал во ВГИКе.

Юрий Иванович за свою жизнь успел побывать и членом «левой» художественной группировки, и признанным властью художником. Но несмотря ни на что, он всегда находил такие темы, ту манеру, те средства художественной выразительности, которые были в первую очередь интересны ему самому. Все изменения, ко-

* Кляпицкая Александра Александровна, тел. (495) 939-26-84.

1 См. о нем, например: Алмоева В. Юрий Иванович Пименов. М.; Л., 1950; Логинова Е.Б. Юрий Пименов. М., 1970; Кириллова Г.С. Юрий Пименов. 1903—1977. Л., 1980; Сидоров А. Юрий Иванович Пименов. М., 1986.

торые происходили в его работах, все искания, темы и сюжеты в первую очередь объясняются его становлением как художника, как личности и отношением к действительности. Пименов всегда оставался оптимистом, влюбленным в жизнь и творчество. Он умел находить положительные моменты во всем, видеть, как он сам говорил, «необыкновенное в обыкновенном». Наиболее известные и тиражируемые работы мастера («Даешь тяжелую индустрию» (1927), «Новая Москва» (1937), «Свадьба на завтрашней улице» (1962)) стали «визитной карточкой» советского искусства, символизируя кардинальные перемены в жизни общества.

Художник всегда отмечал, что его графика, работа для театра и кино, в большей степени была средством к существованию, возможностью заработать на занятие живописью. В немногочисленных исследованиях, посвященных мастеру, не были в полной мере проанализированы особенности образного содержания его работ. Художественное своеобразие его творчества основывалось на выборе тем, позволяющих продемонстрировать важность человеческой жизни.

В творчестве мастера можно выделить два значимых этапа, связанных с поиском собственного стиля и формы художественного творчества. Начало профессиональной деятельности Пименова пришлось на 1920-е гг. и прошло в рамках московского Общества художников-станковистов (ОСТ). В тот период мастера интересовала возможность экспрессивно, ярко и провокационно отражать в собственных работах новую действительность, связанную со становлением молодого советского государства. К середине 1930-х гг. Юрий Иванович избрал иной стиль художественной выразительности. Пересмотрев свои взгляды на искусство, мастер перешел к более лиричной и спокойной манере. Однако, несмотря на изменения стилистического языка, многие черты, сформировавшиеся в молодости, остались присущи художнику на протяжении всей его профессиональной жизни. Юрий Пименов в своей работе нашел ту нишу, которая позволила ему заниматься художественной деятельностью, практически не балансируя на грани между индивидуальными тематическими и стилистическими поисками, с одной стороны, и официальной цензурой и историческими обстоятельствами — с другой. Эволюция индивидуальной манеры мастера всегда была связанна с его собственными размышлениями об искусстве и с желанием никогда не останавливаться на достигнутом.

В жизни художника был сложный период, сильно изменивший его творческий путь. Через некоторое время после женитьбы (весной 1931 г.) наступила болезнь, из-за которой была прекращена художественная практика, с осени 1931 до лета 1932 г. В 1932—1933 гг.

мастер потерял работу, связанную с журнальной иллюстрацией, из-за обвинений в «формализме». Все это в комплексе привело к изменению взгляда Юрия Ивановича на жизнь и искусство. «К концу болезни и после я много ходил по Москве и ее окрестностям. Ходил не спеша и с интересом. Внимательно вглядывался в окружающую жизнь, теплую, странную и очень живую. И иначе старался ее изображать»2. В это время художник проникся критическим отношением к своим ранним работам и уничтожил практически все живописные холсты периода ОСТа.

Постепенно отходя от принципов экспрессионизма 1920-х гг., Ю.И. Пименов увлекся совершенно другим направлением в живописи. С середины 1930-х гг. и до конца жизни его творчество будет связанно с импрессионизмом. В юности будущий художник увлекался работами В. Серова, К. Сомова. В 1930-е гг. он вновь обращается к изучению их творческого наследия, а также к работам французских импрессионистов. В своих произведениях мастер будет соединять импрессионизм и реализм, создавая новый вариант художественного направления. Пименов одновременно объективно фиксировал современную жизнь и передавал свои собственные впечатления и чувства, вызванные данным моментом. Его живопись 1930—1970-х гг. импрессионистична на уровне впечатлений, складывающихся у зрителей. Его работы создают сиюминутные ощущения «здесь и сейчас». Однако они имеют скорее эпохальное значение. Импрессионизм Пименова так же проявляется в его особом видении мира — его чувственном восприятии. Фиксация случай -ного и мимолетного соединяется с раскрытием типичных, а также индивидуальных черт современной жизни.

В некоторых исследованиях Пименова причисляют к мастерам социалистического реализма3. Однако для художника собственный выбор и предпочтения всегда стояли на первом месте. В его творчестве не было следования партийной линии в рамках академизма. Он никогда не писал портреты вождей, не изображал па-фосные сцены официозного счастья. Работы, выполненные художником по государственному заказу, порой связаны с частной жизнью мастера и его семьи. Пименову вручали государственные премии и одновременно в художественно-критических статьях называли «художником неполадок».

Живописное творчество Юрия Ивановича связано с его литературными работами. Порой они органично дополняют друг друга. Творческому методу мастера была присуща серийность, обращение к одному и тому же мотиву или одной и той же теме в произведе-

2 Мастера советского изобразительного искусства. Произведения и автобиографические очерки / Сост. П.М. Сысоев, В.А. Шквариков. М., 1951. С. 390.

3 Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М., 2007. С. 296.

ниях разных жанров. Ему было важно иметь возможность продемонстрировать этот мир многогранным, наиболее полно выразить свое отношение к нему, через несколько работ, связанных как главы в литературном тексте. Одни и те же образы переходили из десятилетия в десятилетие в творчестве Пименова. Юрий Иванович был искренним человеком, умеющим отмечать волнующие моменты в жизни. В своем творчестве — и в живописи, и в литературных текстах — он сохранил возможность открыто и искренне выражать свои чувства и эмоции, честно и добродушно рассказывать о пережитом. Живописные работы Пименова всегда оставались человечными. Каждый раз в своих произведениях он обращался непосредственно к зрителю.

Художник умел ценить важность каждого прожитого дня. В живописи Пименова начиная с 1930-х гг. отражался поэтичный «праздничный» мир, наполненный свежими и живыми впечатлениями. Художник писал: «...человек часто не подозревает или не может сформулировать для себя все сложности видимого мира, всю его красоту и весь его трагизм. Все в этом мире как будто знакомо и как будто понятно, но по-настоящему только искусство может раскрыть для людей этот обыкновенный мир, целиком или по частям, скорее по частям — слишком он сложен и велик. И тогда появляется искусство земное, искусство реальное, которое берет на себя трудную миссию изображения и осмысления жизни и которое ничуть не меньше того искусства высоких страстей, и ничуть не легче его»4.

В творчестве Юрия Пименова сложилось несколько тем и образов, к которым он постоянно обращался и благодаря которым выражал свои представления о жизни и искусстве. Он всегда обобщенно отображал реальные «объекты», создавая визуальные образы действительности. Помимо их документальной похожести на «оригиналы», они всегда являлись отражением субъективных впечатлений мастера. Показывая реальный мир, он также передавал свое к нему отношение, наделяя все изображенное дополнительными подтекстами. Образ натюрморта, образ путешествий, образ Москвы и женские образы были в одинаковой степени значимы для творчества Пименова. Именно на их основе мастером раскрывались те или иные интересовавшие его темы. Интерес к образу современного города и человека, его трудовой жизни сформировался у Пименова еще в 1920-е гг.

Для художника не существовало иерархии жанров и иерархии сюжетов. Все темы, связанные с повседневностью, были ему интересны. Он, со свойственным ему профессионализмом, мог изобра-

4 Пименов Ю.И. Земное искусство. М., 2007. С. 4.

жать своих героев на фоне новой архитектуры сталинской Москвы («Новая Москва» (1937), «Весеннее окно» (1948), «Огни Университета» (1952) и др.), демонстрируя идею обновления города, его устремленности в новую эпоху. И также пристально и значимо мог «любоваться» ярко оранжевой кожурой апельсина в мусорном ведре («Мусорное ведро» (1959—1962)). В творчестве Пименова сложно провести четкую грань, разделяющую работы по жанровым признакам. Для самого мастера это не имело первостепенного значения. Его произведения практически всегда расширяют традиционные границы жанра. Одна и та же тема раскрывалась Пименовым в работах разных жанров. Поэтому он свободно их комбинировал. К примеру, элементы натюрморта можно встретить и в портретах, и в лирических сценах, и в пейзажах художника. Пименов практически не обращался в своем творчестве к глобальным проблемам современности. Тематическое разнообразие его произведений довольно нейтрально. Пименов обращается к общепонятным темам человеческого бытия, связанным со спортом, трудом, художественной культурой, войной. Однако особая наблюдательность мастера позволяла ему, не прибегая к гипертрофированному драматизму или натурализму, создать образ своего времени, вознести на «пьедестал» значимость обыденных событий, важность каждого дня. Пименов на протяжении всей своей жизни запечатлевал те события, которые происходили на его глазах, создавая хронику жизни ХХ в.

Юрий Пименов умел ценить значимость каждой минуты жизни, красоту и обаяние каждого мгновения. Мастер считал современную ему жизнь достойной отражения в искусстве. В своем творчестве Пименов всегда изображал бытовые эпизоды и моменты каждого дня как часть величественной эпопеи. События и вещи выражают у Пименова образы времени, но при этом могут продолжать восприниматься зрителями частью их «домашнего» повседневного мира.

Для творческой манеры мастера было характерно создание огромного количества предварительных набросков, выполненных пером в «дорожных» блокнотах. Замыслы новых работ также появлялись именно на их страницах. В рисунках первоначально разрабатывались как отдельные предметы, так и полноценные законченные композиции, которые в дальнейшем могли лечь в основу его живописных холстов. Однако многие композиции оставались на уровне самодостаточных этюдов, в блокнотах художника.

Манера исполнения у Пименова активно изменялась в зависимости от времени, выбранной темы и типологии работы. В его творчестве можно проследить некоторые закономерности, связанные с эволюцией его живописной техники. Однако подобные выводы весьма условны из-за отсутствия у художника однотипных работ 118

одного и того же времени. Каждое его произведение создано по своим собственным законам.

Для живописи мастера всегда была характерна острота и яркость характеристик персонажей и событий, внутренняя эмоциональность, динамика, насыщенность движением, кадровость композиции.

В 1930-е гг. движение кисти художника создавало горизонтальные, мелкие, зигзагообразные мазки, формирующиеся в спускающиеся вниз линии разной длины («Натюрморт с соломенной шляпой» (1936)).

Юрий Иванович всегда активно использовал белила, подчеркивая ими и блики света на предметах, и их контуры («Натюрморт с фруктами» (1947), «Любительская закуска» (1956), «Клубника с молоком» (1956), «Чашки» (1975)).

В работах 1950-х гг. кисть Пименова частично повторяла найденные в 1930-е гг. приемы. Горизонтальные и зигзагообразные мазки вновь складывались в неширокие линии. Работая маслом, художник мог имитировать акварель, создавая эффект растекающейся краски. Он равномерно наносил ее на холст, фактура которого оставалась заметной. Мазки разного цвета складывались в нужный оттенок уже в глазах зрителя. Мастер не использовал черную краску («Утренние покупки» (1951)). Его кисть могла двигаться зигзагообразно, но вертикально («Ожидание» (1959)). Капли дождя на стекле мастер изображал белилами объемно, за счет создания выпуклых мазков, похожих на мелкие шарики.

Работы Пименова 1970-х гг. выполнены чрезвычайно пастозно («Натюрморт с желтой чашкой» (1974), «Чашки» (1975)). Мастер густо накладывал краску, создавая «закипающую» поверхность холста. Живописный слой его работ того времени выглядел «иссушенным».

Соединение чисто технических особенностей живописной манеры художника с потрясающим умением заставлять цвет быть главной выразительной силой создавало в комплексе с особой образной системой Пименова индивидуальный стиль мастера.

Станковая живопись Юрия Пименова всегда тяготела к монументальности и значимости образов. Работы мастера были пропитаны оптимистическим мироощущением.

Натюрморт как полноценный жанр сформировался у Пименова к середине 1930-х гг. и стал неотъемлемой частью его творчества.

Натюрморты Пименова несут в себе память времени, характеристику предметного мира, составляющую повседневную жизнь, его эстетическую и бытовую принадлежность. Для работ мастера характерна некая «литературность», возможность рассказа о судьбах людей, их мире, эпохе и стране: жизнеописание становится одной из главных тем его творчества.

Для натюрмортов, созданных Пименовым, характерно не просто эстетическое любование удачной композицией. Все предметы в его работах несут в себе характер времени. Они узнаваемы и реальны. Пименов использует «живые» вещи, предметы, которые окружают его в повседневной жизни, не прибегая к муляжам. Его композиции постановочны, но построены так, что создается иллюзия естественности, ощущение возможности случайной группировки вещей подобным образом. Художник выхватывает свои объекты из реального интерьера.

Художник подразумевает множество интерпретаций сюжетов своих полотен, возможность для зрителя увидеть что-то свое в каждой работе. Он «стремится запечатлеть естественные ситуации, складывающиеся вокруг человека»5.

Его натюрморты повествовательны по своему содержанию. В каждом можно почувствовать заложенную историю, предугадать ее возможное продолжение, увидеть определенный жизненный уклад.

Путешествия дарили Пименову возможность увидеть иной мир, иной уклад жизни. Юрия Ивановича интересовали характерные особенности новых для него городов, детали их повседневной жизни, непохожие типажи местных жителей. «В путешествии, в дороге всегда ждешь нового, очень интересного. И большей частью узнаешь знакомое, но знакомое в новой обстановке кажется необыкновенно новым и свежим по ощущению»6. Художника интересовали те же образы, которые находили отражения в его работах, посвященных родной стране: жанровые «подсмотренные» сценки, произошедшие на улицах города («Лавка соломенных шляп» (1958), «Воспоминания о Варшаве» (1973—1975) и др.), магазины («Продавщица афинского магазина» (1958), «Парижанка» (1958), «Делийские лавки» (1961)), цветочные и овощные рынки («Цветочный рынок в Риге» (1946), «Латвийский рынок» (1955), «Цветочный рынок в Париже» (1958)), кафе («Калининград. Дождь» (1968), «Кафе. Будапешт» (1977), транспорт («Ташкентское такси» (1958), «В полете» (1958), «Парижское авто» (1958), «Дальний поезд на Рим» (1958), «Поезд Киото — Токио» (1975)). Его не занимала экзотика чужой жизни. «В новом для вас городе всегда поражает что-то необыкновенное, но надо стараться понять, что является обыкновенным для него. Это и есть его жизнь, его правда»7.

Образ Москвы, родного города мастера, также прошел через все его творчество. Город документально точно запечатлевался им на протяжении 60 лет его истории. Пименов был свидетелем не-

5 Филонович И.Н. Натюрморт. Выставка произведений живописи художников РФ. Москва-1973. Л., 1975. С. 13.

6 Пименов Ю.И. Необыкновенность обыкновенного. М., 1964. С. 326.

7 Пименов Ю.И. Год путешествий. М., 1960. С. 76.

скольких этапов становления Москвы, отразив в своих работах практически все изменения, которые претерпел город в XX в. Мастер изучал в своем творчестве и образ жизни Москвы, и ее новую архитектуру. Однако городской пейзаж у художника также подразумевал в первую очередь рассказ о людях, их судьбах и их времени.

Образ Москвы присутствует на всех самых знаковых и известных работах Юрия Пименова. Именно ему посвящены программные для его творчества произведения. Все эти работы связаны сразу с несколькими проблемами в трактовке и восприятии живописи Юрия Ивановича. Во-первых, образ Москвы был одной из очень личных тем для Пименова. Столица занимала важное место в его жизни. Это был родной и любимый город, в котором он прожил всю свою жизнь. Столица интересовала Юрия Ивановича и как художника, и как человека. Он хорошо знал город и его окрестности. Старые и новые улицы Москвы несли в себе воспоминания, связанные со всей жизнью мастера. Во-вторых, Москва, будучи столицей СССР, являлась в искусстве зримым воплощением эпохи, и Пименов, обращаясь к данной теме в своих работах, отражал конкретные исторические реалии. Художник выполнял также и официальные заказы. Устремленность эпохи вперед, ее надежды на будущее нашли отражение в холстах Пименова, совпав с его оптимистичным взглядом на окружающую действительность. Мотив дороги, тема пути как символическая метафора течения жизни страны и человека связна непосредственно с образом развивающейся столицы.

Практически во всех работах Пименова, посвященных Москве, на первом плане (и с точки зрения композиции, и с точки зрения внутреннего смысла) находится человек, город — на втором. Образ столицы раскрывается только в совокупности с историей жизни ее жителей. Город и люди, дополняя друг друга, «повествуют» о своем времени, которое проявляется в мельчайших деталях, характерных для определенного десятилетия. Архитектура, транспорт, одежда людей, товары в витринах магазинов, цветочные и газетные киоски передают атмосферу своего времени.

На протяжении всего своего творчества мастер также запечатлевал многообразие женских образов ХХ в. Пименов вспоминал: «...один мой друг, художница, как-то сказала про меня, что забавно видеть на моих картинах почти одних женщин, мужчины появляются только как поддержка в балете. Это, конечно, странно, но верно: темы, где главным является женщина, мне писать очень интересно, — редко мужское лицо, мужская фигура вызывает у меня такое же желание работать. Мне кажется, что нет прекрасней женской пластики для искусства, — в какой бы стране, в каких бы положениях ни двигались женские фигуры, всегда и в балете, и за кладкой

кирпича, и за посадкой картофеля — то одно, то другое движение приобретает формы необыкновенной выразительности. То это будет поворот головы и откроется пучок волос с красивой шеей, то руки поднимут тяжелые волосы, то быстро пробегут ноги по серому тону асфальта. <...> К сожалению, у меня не хватит сил выразить то, что мне хотелось бы, слишком объемны, сияющи и полнокровны эти видения жизни, но все-таки я надеюсь, что хотя бы микродоли этого сегодняшнего мира мне удастся показать зрителю, — хотя бы намекнуть на это»8.

Пименов воспевал красоту, находя ее в каждой увиденной в жизни ситуации. Юрию Ивановичу позировала его жена Наталья Константиновна, их дочь Татьяна, профессиональные модели, известные врачи и актрисы. Героинями работ становились и случайно увиденные мастером люди. В зависимости от темы работы, близкие художника могли оставаться на его холстах неузнаваемыми для обычных зрителей (так, Наталья Константиновна стала «незнакомкой» для «Новой Москвы»).

Вместе с изображением женских образов Юрий Пименов одновременно отражал историю своей страны и своего времени, запечатлевая повседневные дела, работу, увлечения, досуг... Привычные занятия каждого десятилетия, ставшие приметами времени.

Специфика живописи Юрия Пименова заключается в особом подходе мастера к художественному отражению действительности. Феномен его творчества связан с умением, оставаясь в рамках станковой картины, представлять современные ему образы и события, стремящиеся к развитию во времени, наполненными движением.

Образы, избранные мастером для своего творчества, передавали настроение эпохи. Юрий Иванович был свидетелем и участником многих событий ХХ в. В своем творчестве он смог продемонстрировать широкую панораму жизни своего века. В произведениях Пи-менова проявился индивидуальный стиль, позволивший мастеру занять особое место в истории советского искусства.

Список литературы

1. Алмоева В. Юрий Иванович Пименов. М.; Л., 1950.

2. Кириллова Г.С. Юрий Пименов. 1903—1977. Л., 1980.

3. Логинова Е.Б. Юрий Пименов. М., 1970.

4. Сидоров А. Юрий Иванович Пименов. М., 1986.

5. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. М., 2007.

Поступила в редакцию 1 июня 2011 г.

8 Пименов Ю.И. Земное искусство. С. 59—60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.