Тогана (к 290-летию Махтумкули Фраги) //Проблемы востоковедения. - 2014. - №. 3 (65). - С. 57-64.
4. Хакимова Г. Х. Махтумкули Фраги в истории туркменского народа //Бюллетень медицинских интернет-конференций. - Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2014. - Т. 4. - №. 11. -С. 1196.
5. Ходжамкулыев А. Выдающийся туркменский поэт Махтумкули //Язык. Общество. Медицина. - 2013. -С. 74-76.
© Оразбердиева О., Атаева Г., Гурбандурдыев Н., 2024
УДК 130.2
Сапарова Г.
Преподаватель кафедры иностранных языков Туркменский Государственный университет имени Махтымкули
г. Ашхабад, Туркменистан Теджендурдыева О.
Преподаватель кафедры иностранных языков Туркменский Государственный университет имени Махтымкули
г. Ашхабад, Туркменистан
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК МУДРОСТИ И ВДОХНОВЕНИЯ - МАХТУМКУЛИ ФРАГИ
Аннотация
В данной статье кратко говорится о том, что Махтумкули Фраги уделяется всестороннее место в нашей современной государственной политике, проводятся государственные мероприятия, посвященные великому поэту, создаются возможности для изучения нашего культурного наследия. Также говорится о месте великого поэта в мировой литературе.
Ключевые слова
Литература, культура, поэзия, широкий смысл, ученые мира, мировая литература.
Постановлением Меджлиса Туркменистана 2024 год в нашей стране объявлен годом «Кладезь разума Махтумкули Фраги» в честь 300-летнего юбилея со дня рождения великого туркменского поэта и мыслителя, корифея мировой литературы и философской мысли. И есть закономерность и справедливость в том, что замечательное одноимённое поэтическое произведение «PaЫm-payhas иттапу Magtymguly Ру^у» («Кладезь разума Махтумкули Фраги») Национального Лидера туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедова дало название этому примечательному во всех отношениях году.
Уже начальные строки этого стихотворения Героя-Аркадага однозначно свидетельствуют о -фундаментальном значении творчества великого поэта и мыслителя, чьи произведения, составляя духовное богатство и гордость своего народа, в то же время навеки вошли в сокровищницу высших идейно-художественных ценностей всего человечества. Не случайно автор сравнивает Махтумкули с «самым преданным служителем поэтических святынь» и «вековечной основой всех незыблемых твердынь». Само же название «Кладезь разума Махтумкули Фраги» рефреном проходит через всё произведение, как бы подчёркивая, что бессмертные произведения Махтумкули - вершина созданного в области поэзии и философской мысли мужественным и духовно богатым туркменским народом за всю
свою многовековую историю.
В этой связи уместно будет напомнить, что народная память в рукописях и в устной традиции сохранила исключительно большое количество произведений Махтумкули. И прежде всего потому, что созданное им резко выделялось глубиной мысли, соответствием народному идеалу, точностью отображения народной жизни, а также такой поэтической формой, которая была близка и доступна читателям (слушателям), как высокообразованным, так и совершенно чуждым книжной учёности, одинаково вызывало сопереживание у тех и других.
Человечеству служенье для него и есть свобода, Он и есть язык и слог - речь туркменского народа.
Почитание священной вечной воли Небосвода -Кладезь разума Махтумкули Фраги.
Эти строки из стихотворения Героя-Аркадага свидетельствуют о том, что многие произведения Махтумкули были ознаменованы поисками ответов на «вечные» вопросы. Сумев обобщить и поднять на новую, высшую ступень то, что было достигнуто его предшественниками в области художественного постижения и отображения мира, Махтумкули стал основоположником национальной туркменской -поэзии, а значит, и всей литературы.
При этом главное, что сделал великий поэт - отказался от арабо-персидской стихотворной ритмики и писал свои произведения на туркменском языке. Именно Махтумкули впервые раскрыл широкую поэтическую палитру туркменского языка, продемонстрировал его неограниченные возможности. Поэт упорядочивал и совершенствовал нормы письменной речи, поэтому он по праву считается создателем общетуркменского литературного языка, остающегося и по сей день средством словесного воплощения национальной культуры.
С тысячью поклонов тут же мы идём к нему, Как к сородичу вовеки и навеки своему.
С нами делится он славой - в радость всем, да и всему,-Кладезь разума Махтумкули Фраги.
Список использованной литературы: 1 Гурбангулы Бердымухамедов - КЛАДЕЗЬ РАЗУМА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ Газета «Нейтральный Туркменистан» №209 (30580), Ашхабад,2023 г.
2. Сборник стихов Магтумкули Фрагы - «Алмазный венец туркменского духа» ТГИС, Ашхабад, 2014 г.
© Сапарова Г., Теджендурдыева О., 2024
УДК 130.2
Шукурова Г.,
Старшая преподаватель. Туркменский государственный институт культуры
Ашхабад, Туркменистан
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО КАК ПАМЯТНИК МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Аннотация
В статье рассматривается роль объектов культурного наследия ЮНЕСКО как памятников мировой истории. Автор анализирует критерии включения объектов в список Всемирного наследия, а также их