Научная статья на тему '\ живая Россия \ святое послушание'

\ живая Россия \ святое послушание Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ святое послушание»

94 I

ЖИВАЯ РОССИЯ

ОБЩЕСТВО

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (73) 2008 ■

У сестер Горненского Свято-Казанского монастыря в Иерусалиме есть особое послушание - молитвенного предстояния за русский народ, своих ближних и дальних родственников у Гроба Господнего. Их главная радость в эти Пасхальные дни - схождение благодатного огня в Великую Субботу в иерусалимском храме Воскресения.

Ольга КАМЕНЕВА, Ирина ВОРОБЬЕВА

Святое послушание

Просите мира Иерусалиму

Быть монахом на Святой Земле, вдали от родины, молиться у Гроба Господнего — крест особый, счастливый и тяжелый одновременно. Земли Обетованной, «текущей» медом и млеком, питающей сладким виноградом и прохладной водой источников, освежающей легким ветерком в масличных садах, достигают немногие. В Израиле живут сильные духом, молитвенники, которым помогает сам Господь, освятивший и исходивший эту землю.

Большинству из нас, привыкших к «милому северу», этого подвига не понять и не вместить, не всякий здоровый человек выдержит хотя бы здешний климат, не говоря уже о полувоенном положении страны. Летом температура в Иерусалиме поднимается до 40 градусов и выше, зимы в последние годы выдаются со снегом — в неприспособленных для холодов домиках люди мерзнут и болеют. В теплое время года из Аравийской и Синайской пустынь дует иссушающий песчаный ветер хамсин. Одно из преданий гласит, что, араб, убивавший свою жену во время хамсина, оправдывался — вину списывали на ветер, пагубно влияющий на нервную систему.

Иерусалим — мистический центр мира, альфа и омега человеческой истории. Время здесь не имеет особой власти — в Иудейской

В Раю находятся те, кто сказал Богу: да будет воля Твоя, а в аду — те, кому Бог сказал да будет твоя воля.

Клайв Стейплз Льюис, английский писатель

пустыне, в двух шагах от благ цивилизации живут замотанные в платки, прокаленные солнцем бедуины — дети песков и каменных джунглей, ведущие натуральное хозяйство в XXI веке. В самом Иерусалиме три главных религии существуют не сливаясь. Иудеи с длинными пейсами в широкополых шляпах молятся у Стены Плача под звуки мусульманского намаза; христиане повторяют скорбный путь Спасителя на Голгофу по узким

Когда к Гробу Господнему не был допущен православный патриарх, огонь сошел через эту колонну у входа в храм

улочкам Виа Долороза, которые облюбовали арабские торговцы.

В сосуществовании народов и религий очень мало от пресловутой толерантности. Каждый день, каждый час полны здесь скрытого напряжения непрестанной духовной борьбы, часто до кровавого пота или просто до крови.

В Пасхальные дни 2008 года исполнилось 25 лет, как произошло в святом городе двойное убийство, самое громкое из этой печальной серии — Горненских монахинь Варвары и ее дочери Вероники, Фроси и Фрузы Васипенко.

Первой пострадала 40-летняя Вероника, красавица с пшеничными волосами, радушная и словоохотливая, которая хорошо пела и регентовала, знала английский и арабский языки. На крики оборонявшейся дочери, на теле которой потом нашли семнадцать ранений, прибежала 60-летняя мать Варвара, принявшая удар ножа в сердце (сестры говорят, что она была духовно более подготовлена, оттого и не мучилась перед смертью).

Убийца рассказал, что его бог, сатана, явился ему и приказал это сделать. Гуманные власти признали его невменяемым и выслали из страны. После этого случая монастырь с большими потерями территории был огорожен забором. А мученицы теперь молятся за оставшихся здесь, на земле, и от их святых могил происходят чудеса и исцеления.

Жизнь бесконечная

Ныне на маленьком кладбище Горненско-го монастыря рядом с могилками Варвары и Вероники высится свежий, утопающий в цветах холмик — могила игумена Феофана (Краснова). Духовник обители скончался совсем недавно, 25 марта 2008 года,

Игуменья матушка Георгия (Щукина) и ныне почивший отец Феофан (Краснов) -духовник монастыря

Гефсимания, где Христос молился до кровавого пота перед взятием под стражу

Духовник Горненского монастыря, игумен Феофан (Краснов Петр Николаевич)

родился в деревне Малые Убеи Дрожжановского района Татарской АССР 18 июня 1950 года. В юности окормлялся у архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Пско-во-Печерском монастыре. Окончил электротехническое училище в Ростове-на-Дону, работал в Ульяновске. Решив оставить мир, в 1978 году поступил в Свято-Духов монастырь города Вильнюса. После окончания в 1988 году ленинградских духовных Семинарии и Академии нес послушание в московском Свято-Даниловом монастыре, где 5 января 1989 года принял иноческий постриг с именем Закхея. В монашеский чин его постригли 22 марта того же года с именем Феофана (в честь святителя Феофана, затворника Вышенского). В сан иеродиакона рукоположен 15января 1989-го, ивтом же году 8 июня — виеромонаха. С 1990 года иеромонах Феофан становится насельником Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря на острове Валаам. Был начальником скита, начальником подворья Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге. В 1997 году отец Феофан прибывает на Святую Землю.

96 | общество/живая россия

Кладбище в Горненском. Могилы Варвары и Вероники - новомучениц на Святой Земле

от заболевания легких. На деревянном кресте— листок бумаги с неожиданно радостной для такого случая надписью: «Сердечно вас приветствую». Это обычное выражение почившего батюшки. Вообще, монастырское кладбище — с одинаковыми белыми могилками под ажурными оливковыми деревьями, с нарядными горшочками роз и герани — производит впечатление райского, «пряничного» поселения, где «несть болезнь, ни печаль, но жизнь бесконечная».

Мы просим рассказать о почившем отце Феофане матушку Георгию (Щукину), игуменью Горненского монастыря. «Очень был усердный, — вздыхает матушка, — Ведь паломников много, записочек, а он до службы приходил, чтобы за всех вынуть частички, по всем сорокоустам. И утром до полуночницы: если служба в шесть начинается, так он в пять придет. Молитвенник, смиренный был. Здесь отслужит, а потом звонят из Миссии, отец начальник: «Отец Феофан, приезжай помогать». Крещение или венчание, какие-то требы, всю церковь исповедовать — все безропотно, никогда за все годы от него не слы-

Главный храм обители -во имя иконы Божией Матери Казанской

шали «не могу» или «устал, плохо себя чувствую». Очень был усердный, жалко его, конечно. Но значит, созрел уже».

Человек слаб и грешен: именно длинные «усердные» службы отца Феофана, с бесконечным списком имен о здравии и упокоении, недолюбливали сестры обители. Зато любили самого батюшку, жизнерадостного и улыбчивого («пасхального», по выражению одной из сестер), сильного духом, — оттого и не боялись открывать ему свои грехи,

Миссия Антонина Капустина

■т^ Созданием Горненского монастыря, да и всей

Русской Палестины мы во многом обязаны Щ , ^А личному подвигу четвертого начальника Рус-$ ской Духовной Миссии в Иерусалиме архи-

мандрита Антонина Капустина (1817—1894). I Сын бедного священника, типичный рус-I ский самородок из уральской глубинки, I отец Антонин окончил Пермскую семинарию и Киевскую духовную академию, стал преподавателем греческого языка этой академии (в дальнейшем писал и говорил по-гречески лучше природных греков). Приняв монашество, был настоятелем русских посольских церквей в Афинах и Константинополе и, наконец, почти тридцать лет, до самой смерти, возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, занимался научными изысканиями, археологической работой, проектировал колокольни и церкви, писал иконы.

Его главная заслуга— постепенное, исподволь приобретение и обустройство земель и участков на Святой Земле, связанных с событиями Нового и Ветхого заветов. При этом одним из редких талантов отца Антонина было умение находить помощников и благотворителей, направлять их деятельность во славу Церкви и Отечества. Стараниями отца Антонина к концу XIX века русскими стали Мамврийский Дуб, под которым

Аврааму явилась Троица, Горняя, Гефсимания, гробница праведной Тавифы, Тивериада—всего начальником Русской Духовной Миссии без официальной поддержки было куплено 13 участков земли общей площадью около 425 тыс. кв. метров. Пришли иные времена, и камни стали разбрасывать: Никита Хрущев продал израильтянам землю, на которой теперь находится здание городского муниципалитета Иерусалима, за поставки апельсинов, большая часть которых по дороге в СССР просто сгнила.

В октябре 1869 года, обозревая окрестности святого города с влиятельным паломником из Петербурга Петром Мельниковым (член Государственного Совета, бывший министр путей сообщения), архимандрит Антонин Капустин указал поселок, называвшийся по-арабски Айн-Карем — «Источник в винограднике». Сюда пришла из Назарета Божия Матерь навестить свою двоюродную сестру Елизавету. Здесь же родился Иоанн, будущий Креститель Иисуса Христа. Оказалось, что владелец одного из участков в Айн-Кареме араб Х.К. Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской Духовной Миссии за 4 тыс. наполеондоров (около 20 тыс. руб. серебром) плюс «орден от русского царя». Ни у Антонина, ни даже у бывшего министра таких денег не было. Но загоревшийся идеей Петр Петрович по возвращении в Петербург основал специальный

Индивидуальность архитектуры монашеских домиков придает Горней неповторимый жизнерадостный колорит

изливать горести. У отца Феофана с недавних пор исповедовался и иерарх Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский и Германский Марк.

А послушница Елена вспоминает, как приехали они с батюшкой Феофаном в монастырь в один и тот же день, как радовался и умилялся он тишине и святости места, как сказал: «Тут бы и помереть...».

Странным и удивительным образом исполняются желания на Святой Земле. Мама

будущего игумена, Евгения, в юности тоже хотела стать монахиней, чему воспротивились родители. Послушная дочь вышла замуж за плотника Николая Краснова, родила шестерых ребятишек—пять мальчиков и одну девочку. Но о желании своем не забыла — ее старший сын Геннадий вспоминает, что при виде женщин в черной монашеской одежде она умилялась до слез.

В свое время Господь заветную мечту исполнил, причем в такой мере, о которой бедная женщина и не помышляла. Постриг Евгении в монашество в Печорах совершил ее взрослый сын — отец Феофан; а умерла

В память встречи Пречистой Девы с праведной Елисаветой в Горнем установлен праздник Целования

почтенная старица в возрасте 80 лет схимницей Серафимой. Стал священнослужителем еще один сын Евгении Красновой — ныне также покойный иеромонах Бенедикт.

Одиннадцатая заповедь

У сестер Горненского монастыря есть особое послушание — принимать русских паломников, сопровождать их в путешествии по Святой Земле. Наша группа живет в монастырской гостинице «Соборная», что на верхней

комитет для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим.

Среди жертвователей фигурировали имена видных тогдашних «новых русских» — Путилова, Полякова, братьев Елисеевых. Пять тысяч дал на покупку участка К.Ф. фон Мекк — муж Надежды Филаретовны, друга и покровительницы П.И. Чайковского.

В феврале 1871 года купчая была оформлена. Джель-Яд получил хотя и не орден, но желанную медаль, аучасток стал русской собственностью.

Антонин планировал со временем создать здесь женский скит — разновидность монашеской общины, не связанной общежительным уставом, но более приноровленной к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц. Каждой из них выделялся участок земли для обустройства домика-келии и садика, плоды которого шли на пропитание труженицы. Индивидуальный подход при застройке обширной территории на склоне холма придал Горней неповторимый простой и жизнерадостный колорит.

К 14 февраля 1883 года отец Антонин самолично дописал для прибывавшего из России иконостаса лик Спасителя («произведение собственной усердной, но недостаточно искусной в художестве кисти») — в этот день был освящен храм во имя

Казанской иконы Божией Матери. Церковь по сей день главная в монастыре.

В 1910 году на склоне горы было начато строительство большого собора во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, но работу на долгие годы остановила Первая Мировая война.

Сегодня храм почти готов, возведены кровля и купола, дело — за внутренним убранством. В 1986 году в глубине монастырской территории, в пещере, была открыта еще одна церковь — Рождества Иоанна Крестителя.

К 1917 году в отдельных домиках-кельях жили около 200 монахинь и послушниц. В мае 1948 года почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все: государство Израиль передало участок Горнего Советскому правительству. Некоторые из сестер предпочли тогда перейти под юрисдикцию Русской Православной Церкви за рубежом. В 1955 году на послушание в Горненскую обитель прибыла группа монахинь из России, с этого времени монастырь периодически пополняет свои ряды сестрами, направляемыми сюда Русской Православной Церковью.

Сегодня в Горнем — 62 сестры, многие из которых трудятся не только в монастыре, но и в Иерусалиме, на русских участках в Яффе, Хайфе, Тиверии.

части склона, у храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь по-домашнему уютно: в гостинице всего восемь номеров, каждый на два — три человека. Отдельный вход ведет на кухню, где чьей-то заботливой рукой оставлены печенье, карамель, чай и сахар. К главному — Казанскому — собору спускается длинная лестница со скамейками в пролетах, на них можно отдохнуть по пути в гору или обратно.

Игуменья монастыря матушка Георгия (в ноябре ей будет 77) лично встречает и провожает группы, по-матерински хлопочет у столов за трапезой, угощает квасом,

Собор во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, сегодня практически достроен - дело за внутренним убранством

оливками ихумусом, напутствует духовным песнопением о Иерусалиме.

Сердцу милый, вожделенный, Иерусалим, святейший град, Ты, прощай, мой незабвенный, Мой поклон тебе у врат... Редко кто из паломников не смахнет слезу, слушая простой задушевно-детский напев в исполнении матушки-игуменьи.

В группах бывает до 100 человек и больше, на Святую Землю приезжают академики и некрещеные евреи, простые женщины и малые дети. И всюду с этим «кедронским потоком» нужно поспеть и управиться.

— Дорогие, одиннадцатую заповедь знаете? «Не зевай!» — объясняет очередным отставшим путешественникам их гид, инокиня Иллария.

Восхождение на Сорокодневную гору, спуск в громадное мрачное ущелье Георгия Хозевита со сказочным оазисом на дне, горный серпантин в Иудейской пустыни к Преподобному Харитону Исповеднику — вот лишь некоторые ежедневные маршруты матушек с паломниками. Краткий отдых путников ожидает в Галилее, родной стране Спасителя, теплой и приветливой. На русском подворье в Тиверии, где, по преданию, Христос изгнал из ревностной и трепетной Марии Магдалины семь бесов, гостей

потчуют рыбкой Петра, той самой, что ловил апостол в Галилейском озере.

Из сияющего в солнечной дымке озера вытекает Иордан, в котором Господь принял крещение и куда окунаются паломники, но не гиды — они «на службе». Над бирюзовыми струями священной реки склонились плакучие ивы, плещется рыба, берега сплошь покрыты олеандровым кустарником, тамариском, голубыми и желтыми цветами.

«Река жизни» вливается в Мертвое море. Это самая глубокая — 400 метров ниже уровня океана — впадина на планете, почти что преисподняя, место, где Бог за грехи

сестру — близкую по родству и по сердечному расположению. Здесь воспела Она свой знаменитый гимн «Величит душа моя Господа», записанный евангелистом Лукой:

«И рече Мариам: величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Бозе Спасе моем: яко презре на смирение рабы своея. Се бо от ныне ублажат мя вси роди: яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя его: и милость его в роды родов боящимся его. Сотвори державу мышцею своею: расточи гордья мыслию сердца их. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя: Алчущие исполни благ, и богатящиеся отпусти тщи...» (Лк., 1, 46-53).

попалил огнем древние города Содом и Го-морру (поэтому и не благословляют русские батюшки купание в Мертвом море). Для сравнения, Вифлеем, в котором родился Спаситель, находится на 800-метровой возвышенности. Так что сестрам вместе с паломниками приходится ежедневно путешествовать по географической вертикали. Неудивительно, что людям с неустойчивым артериальным давлением в Израиле советуют запасаться лекарствами.

Когда уезжает очередная группа, гидам дают краткий отдых, который не отменяет, однако, молитвенного правила, или, например, послушания на клиросе. Осенью, после первых дождей, начинается сбор маслин в монастырском саду; работа есть в трапезной, в библиотеке, в иконописной мастерской...

«Величит душа моя Господа»

Монастырь находится на месте дома праведных Захарии и Елисаветы,родителей Иоанна Крестителя. Сюда по горным тропинкам и ущельям пришла Дева Мария из Назарета Галилейского, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить свою двоюродную

Песнопением о святейшем граде Иерусалиме матушка игуменья (вторая справа) напутствует паломников

Под горой в тени смоковничных и кипарисовых деревьев доныне бьет чтимый даже и мусульманами ключ, к которому Мария ходила за водой.

В воспоминание встречи Пречистой Девы с праведной Елисаветой в Горненской обители установлен праздник Целования, который отмечается обычно на пятый день после Благовещения. Накануне из Троицкого собора Русской Духовной миссии в обитель приносят икону «Благовещение Пресвятой Богородицы». Крестный ход с иконой, крестами и хоругвями идет по дороге, украшенной цветами, от источника — в Казанский храм. Образ в голубом одеянии — «монашеской мантии» — ставят на игуменском месте, укрепляя у основания жезлом. Икона остается в Горней до Рождества Иоанны Предтечи: на три месяца, что пробыла здесь Богородица, становится Она Игуменьей монастыря. С утра сестры берут благословение сначала у Царицы Небесной, а потом уже у матушки Георгии.

С молитвой связаны и праздники, и будни монашествующих. При первой возможности спешат сестры на греческое богослужение в Гефсиманию, к Гробнице Божией Матери, ночью идут ко Гробу Господнему в Воскресенский храм. Это их миссия — молитвенного предстояния за русский народ, своих ближних и далеких родственников у Гроба. В греческой службе нет концертных рулад, все просто, молитвенно, литургия как-то незаметно проникает в душу, забирает и уносит в неведомые дали. И вот уже не кажется чужим монотонное «Кириэ, эл эисон» (Господи, помилуй)...

«Монах не имеет права отказываться от послушания». Матушка игуменья и паломница Надежда

Отец Харитон, русский монах, который несколько лет в одиночестве подвизается в одноименном монастыре в ущелье Фаран-ской пустыни, говорит, что молиться, славить Бога надо начинать еще до пения птиц. Нельзя, чтобы человек — венец творения — отставал в этом от пернатых.

В Горнем на богослужения собираются до восхода солнца, в пять или шесть утра, вечерняя служба идет с трех дня. После всенощной читают акафист чудотворной Казанской иконе. Эта традиция берет начало в 1914 году, со времен Первой мировой войны. Турецкие власти потребовали тогда вывезти часть русских из монастыря в Александрию. В обители начался голод, а затем чума, от которой умерли восемь сестер. Потрясенные монахини возопили к Матери Божией, и после двенадцатого прочтения акафиста наступил переломный момент: больше никто уже не заболел, а все, кто хворали, выздоровели.

«Эту радость трудно передать»

Каждая сестра мечтает попасть в Храм Воскресения Господнего в Великую Субботу — на сошествие благодатного огня. Погасив все лампады и свечи в соборе, верующие во главе с православным Патриархом Иерусалимским молятся о даровании огня небесного. Чтобы своими глазами увидеть чудо, сестрам приходится прорываться через кордоны полицейских и толпы паломников.

Для игуменьи Горненского монастыря греческие иерархи делают понятное исключение. Матушка Георгия вспоминает:

«Первый раз я была на схождении огня в 1991 году. Мы приехали со Святейшим к Вербному воскресению, он на Страстной неделе улетел, а я Пасху встречала здесь. Тогда паломников еще не было, только местные — армяне, гречанки. Мы стояли прямо у Кувуклии (часовня над пещерой, где было положено обвитое пеленами тело Христа — «ВЕСТИ»), никакой толкотни, шума. Был крестный ход: сначала арабы вокруг Кувуклии идут, друг на друге сидят. Как только всполохи над Кувуклией начинаются, как молния, они хлопают, кричат. Такой подъем... Блаженнейший Патриарх Диодор, ныне покойный, вышел с огнем, мы от него зажигали свечи — тихо, спокойно...

А отцу Пантелиймону, который у Гроба Господнего, такой шустрый, кто-то сказал, что приехала новая игуменья. Он сразу: «Ма-туска, матуска, Гроб, Гроб». Еще по-русски плохо говорил... Меня взял за руку и прямо на Гроб повел. Трудно описать то состояние... Плита на ложе Спасителя вся влажная — роса. Там ватка лежала, он мне: «Матуска, матуска, вытилай, вытилай». Благоухание, лам-падочки все горят, они сами зажигаются, а одна почему-то не горела. Он ее опускает: «Матуска, зазигай, зазигай». Такая радость была, что невозможно передать.

А один год я видела: прямо над Кувуклией опускается облако и разными цветами переливается — оранжевым, красным, темным. Кружится-кружится... Блаженнейший в это время входит в Кувуклию. Думаю: «Откуда облако взялось? Откуда облако?» B это время затрезвонили, и сразу сошла благодать.

Каждый год по-разному это бывает. Однажды на Пасху из Пюхтицы приехала матушка Варвара с группой, и нас с ней ввели в алтарь — народу уже много было. И вот по всему храму от Кувуклии до Воскресенского, как будто бы сильная гроза идет, молния сверкает. У всех и слезы, и радость...

А в прошлом году очень быстро сошла благодать — Блаженнейший вошел в Кувуклию на каких-нибудь 5—10 минут. Все тоже плакали, улыбались. Эту радость трудно передать... Всех поздравляю с великим,радост-ным, спасительным праздником Воскресения Христова! Христос Воскресе!»

— Востину Воскресе! — отвечаем мы хором и начинаем прощаться — наше пребывание на Святой Земле подходит к концу...

— Я просто удивляюсь! — не выдерживает паломница Надежда, ее переполняют чувства.

— А почему вы удивляетесь? — матушка Георгия берет Надежду за руку.

— Какие ж вы — молодцы! Как же вы вта-ком возрасте справляетесь?!

— Мне Святейший сказал: «Матушка, ваша миссия будет — принимать паломников, надо Горний поднимать, ремонтировать, восстанавливать». За послушание... Монах не имеет права отказываться. Хотя я говорила: «Святейший, Вы знаете мой слабый характер, я не смогу, тяжело, тем более пять лет здесь не было игуменьи». То одну старшую поставят, то другую, а надо подчиняться начальнику Миссии, конфликты какие-то возникали. Он мне говорит: «Матушка, сколько сможете — два, три года, пять лет, может, кого-то подготовите».

Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской Пустыне - одна из остановок паломников

А отец Николай Гурьянов мне напророчил — я у него на острове Залит за несколько дней до поездки была. Плачу, говорю: «Батюшка, помолитесь». А он мне одно: «Георгиюшка, какая же ты счастливая, ты же к своему Георгию едешь, да какая ж ты счастливая... » Георгий Победоносец здесь очень почитаем.

«Батюшка, — говорю, — Святейший сказал, сколько смогу — три-четыре года... пять лет». А он отвечает: «А я хочу, чтобы ты там и померла». «Ну, — думаю, — батюшка, утешил». И вот уже 17 лет за послушание. Сколько Боженька еще даст? Помолитесь тоже... ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.