Научная статья на тему '\ живая Россия \ старец Амвросий: поиски праведного пути'

\ живая Россия \ старец Амвросий: поиски праведного пути Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДУША / ДУХОВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / МУЖЕСТВО / МУДРОСТЬ / ЦЕЛОМУДРИЕ / ПРАВДА / RUSSIA / SOUL / SPIRITUALITY / HUMANITY / COURAGE / WISDOM / VIRTUE / TRUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долгов Константин

Данная статья рассказывает о русском святом Преподобном Оптинском старце Амвросии -- одном из самых известных и значительных представителей русского монашества второй половины 19 века, священнослужителе Русской Православной церкви, иеромонахе, старце Оптиной Пустыни. Амвросий Оптинский - блестяще образованный человек, владевший многими языками, был духовным наставников таких выдающихся и значимых для русского общества людей как писатель Федор Достоевский, философ Константин Леонтьев. Автор дает подробный анализ более 669 писем старца, в которых Преподобный наряду с самыми простыми, элементарными, житейскими проблемами обсуждает самые сокровенные, самые глубокие вопросы человеческой души и спасения человека и человечества, как никогда актуальные для современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the great saint of Optina Monastery, Elder Ambrose (Grenkov) - one of the most famous and important representatives of Russian monasticism of the late 19th century, the clergy of the Russian Orthodox Church, the priesthood, Elder of Optina. Elder Ambrose -- brilliantly educated man who spoke many languages, was the spiritual mentor of such prominent people of Russia as writer Fyodor Dostoevsky, philosopher Konstantin Leontyev. The author gives detailed analysis Elder's correspondence (669 letters), in which with very simple, basic, everyday problems discussing the most intimate, the deepest questions of human -- salvation of soul and humanity as never vital for modern society.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ старец Амвросий: поиски праведного пути»

\ ЖИВАЯ РОССИЯ \

Старец Амвросий: поиски праведного пути

В ноябре 2012 года исполняется 200 лет со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского. Однако письма его, адресованные духовным чадам, звучат так, как будто написаны сегодня; скорбь и печаль Оптинского старца есть предупреждение человечеству о неправедном пути, по которому оно следует.

К 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского

РИА«НОВОСТИ»

Три года назад вышла замечательная книга писем Оптинского старца Амвросия, одного из самых известных и значительных представителей русского монашества (05.12.1812 — 23.10.1891; канонизирован в 1988 году). Выход этой книги был настоящим событием в жизни православных христиан, поскольку в письмах наряду с элементарными житейскими проблемами обсуждаются самые сокровенные, глубокие вопросы человеческой души, спасения человека и человечества. Об этих письмах старца Амвросия можно сказать его же словами, которыми он напутствовал издание трудов своего духовного учителя о. Макария: «Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатание драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать непрестанно, кажется, и множайших, письменными своими наставлениями. Покойный батюшка о. Макарий по смирению своему лично многое не высказывал, щадя немощь нашу; в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто не обинуясь, как и об апостоле Павле говорится, что пришествие его смиренно, а послания грозны».1 Известно, что Амвросий был блестяще образованным человеком — высокой, утонченной и универсальной культуры. Он владел древнегреческим, латинским, церковнославянским, европейскими языками, великолепно знал не только Священное Писание и Священное Предание, но и все произведения святых отцов как Западной, так и Восточной Церкви. Это энциклопедист своего времени, что во многом способствовало развитию и углублению его необычайной способности проникновения в тайны человеческой души и человеческого духа.

В его письмах (а их 669) содержится кладезь мудрости не только для православных христиан, но и для всех людей, которые стремятся познать истинный путь, путь Божьей Правды, Божественного Спасения.

Уже самое первое его письмо, посвященное заботе о человеческом теле и человеческой душе, с глубокой печалью и скорбью отмечает, что абсолютное большинство людей на земле во всей своей жизни печется прежде всего и главным образом о телесном состоянии и здоровье и почти совсем не заботится о душе.

«Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный (подкрашенный. — Ред.) гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимей-шее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Бо-жия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни».2

Удивительно, что это написано в то время, когда русский народ был почти поголовно глубоко верующим, когда еще и в помине не было так называемого общества потребления, которое мы имеем в настоящее время

Константин

долгов,

д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки РФ

и в котором все поставлено на службу достижению материальных благ, богатства, получению удовольствий. Ради этого игнорируется не только евангельское учение, но и заповеди всех мировых религий, нормы и правила человеческой нравственности и морали. Все виды человеческой деятельности — политическая, экономическая, социальная, культурная — поставлены на службу материальным потребностям человека.

Мы часто слышим древнюю пословицу «в здоровом теле здоровый дух», но ведь уже та революция, которую осуществило христианство, показала и доказала, что здоровое тело может быть только при наличии здоровой души. Здоровье духа определяет все, духовное здоровье народа определяет его историю и смысл исторического творчества. Правда, при этом нельзя забывать о том, что в конечном счете судьбы народов, судьбы всего человечества всегда зависели и зависят от Промысла Божьего.

Именно забота о бессмертной человеческой душе является сутью всех писем старца. Посвящены ли они толкованию псалмов, монашеской жизни, скорбям, терпению, искушениям, сути молитвы, христианскому воспитанию детей, супружеству, католичеству, нигилизму и ересям, зависти, тоске, гордыне, смерти, любви, милосердию, отношению к сновидениям, к клевете и, наконец, покаянию — во всех этих письмах сквозит забота о сохранении чистоты и сокровенного характера, целомудрия человеческой души, ее роли и значении в спасении человека и человечества. Иногда даже по какому-то

Свято-Введен-ский ставропиги-альный мужской монастырь «Оп-тина пустынь»: прославление мощей преподобного старца Амвросия 23 ноября 1988 года.

мелкому и частному вопросу старец в своих советах поднимался до величайших обобщений, касаясь поведения не только отдельного человека, но всех и каждого.

Так, имея в виду личные взаимоотношения игуменьи и казначеи одного из женских монастырей, преподобный Амвросий приводит интереснейший пример с Бисмарком: «Бисмарк был только канцлер, но значение имел более, нежели император, не только в Пруссии, но и по всей Европе, и пока держал себя в пределах умеренности, до тех пор и продолжалось это значение, а как Бисмарк начал заявлять неумеренные претензии, то значение это потеряло свою силу. Ежели человек сам не ценит своих трудов, тогда оценивает их не только Бог, но и люди; в противном случае противное и бывает. Лучше всегда и во всем трудиться Бога ради и ради славы Божией, а не ради славы своей. Слава земная маловременна и скоропреходяща, а слава от Бога вечна и бесконечна. Последнего и должны мы держаться, чтобы не потрудиться вотще и безполезно».3

Касаясь монашества, Амвросий пишет, что оно произошло «от желания жить в точности по евангельскому учению».4 Он считал монашество высшей ступенью покаяния. Неслучайно преподобный Амвросий отмечает, что «Евангелие тем начинает и оканчивается: покайтеся! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас и что от нас совсем не требуется».5 Сейчас это звучит так же актуально, как и во времена старца.

РИА.НОВОСТИ»

РИА «НОВОСТИ»

ГОТОиШК/ДР

Достаточно сказать, что многие международные конфликты и даже войны XIX, XX и XXI веков могли бы не начаться и не быть, если бы власть имущие и в целом народы вовремя покаялись бы в своих заблуждениях и грехах. К сожалению, этого не произошло и почти не происходит за редким исключением (например, недавно иерархи Русской Православной Церкви и Католической Церкви Польши подписали совместный документ, направленный к народам России и Польши, об обоюдном покаянии, чтобы снять все те препятствия, которые мешали и мешают нормальным взаимоотношениям между нашими народами).

Только монашество, по мнению преподобного Амвросия Оптинского, способно предоставить человеку «свободу мыслей», поскольку белое духовенство во многом связано с мирскими заботами, не говоря уже о людях мирской жизни.

Наука часто порождает горделивость ума, которая приводит человека к роковым ошибкам, сбивая его с истинного пути; монашество же дает истинную свободу мысли во всех отношениях, освобождая человека от множества соблазнов и пороков, обуревающих род людской. В этом смысле свобода мысли в монашестве — один из драгоценных даров, ниспосылаемых человеку свыше; даров, которые даются не каждому, так как не всякий способен нести ответственность за столь полную, глубокую, возвышенную и универсальную свободу.

Покаяние преподобный Амвросий связывает со смирением, одной из существеннейших добродетелей: «Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием; и наоборот, как показано у святого Исаака Сирина (Слово 34, страница 168)».6 Отмечая, что человек может получать спасение через смиренное покаяние, он предупреждает об опасности искать спасения между страхом и надеждой, полагая, что и то и другое весьма опасно, поскольку, если рушится надежда, человек впадает в отчаяние, а от отчаяния он часто переходит к надежде, что тоже опасно. Только смиренное покаяние может вывести человека на праведный путь спасения.

Патриарх Говоря о страхе и надежде, Амвросий понимает под

Кирилл и архи- страхом обычный житейский страх — за свою жизнь,

епископ Юзеф за близких, перед опасностью и т.д., а вовсе не страх Бо-

Михалик жий, который, напротив, согласно многим утверждениям

подписывают преподобного, лежит в основе всей человеческой жиз-

«Совместное ни, свершений и деяний: «Во всякое время да держимся

послание народам страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, России и Поль- тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу

ши» Русской с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и ду-

Православной ховному отцу».7

Церкви и Польской Неслучайно на страхе Божьем покоится вся теория вос-

Католической питания и образования детей, юношества и всего народа

Церкви. в целом и, естественно, нравственность и мораль. Страх

Божий помогает преодолевать соблазны, всю греховность человека и приводит его к настоящей, Божественной любви, способной преодолевать любые невзгоды, испытания, горечи и печали. Как говорил апостол Павел, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8).

Обращает на себя внимание письмо Амвросия, посвященное четырем христианским добродетелям, а также четырем душевредным вещам. «Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская — четырьмя главными добродетелями: мужеством, мудростию, целомудрием и правдою. Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом».8

Если вспомнить древних — Сократа, Платона, Аристотеля, то мы увидим, что они также высоко ценили и мужество, и мудрость, и целомудрие, и правду, но это было еще языческое понимание древних мыслителей. Многое из содержания добродетелей античного мира перешло в христианство, но в христианстве эти добродетели получили иное качество, иное содержание, поскольку здесь речь идет не просто о мужестве того или иного человека, не просто о его мудрости, целомудрии и правде, но о самых высоких движениях человеческой души и человеческого духа.

Мужество — это сила духа, способная превозмочь любые препятствия на пути к Богу. Мудрость — это не просто мудрость индивида, того или иного мыслящего человека, а это способность человека постигать Божественную мудрость. Правда — это не просто истина, соответствие интеллекта и вещи, а это высочайшая и глубочайшая правда и истина, идущая от Бога, это праведный путь человека и человечества к спасению, это праведный Божий путь.

То же самое можно сказать о целомудрии. Это не только физическое целомудрие, необходимое для любого человека, но это целомудрие прежде всего духовное, душевное, исключающее извращения человеческой души любого вида и рода, это чистота мысли, чистота слова, чистота деяния, чистота всей человеческой жизни на земле. Поразительны эти слова Амвросия, его постижение человеческой души и ее связи с Богом, с Промыслом Божьим, и не менее значительны его указания на четыре отрицательных качества, способных свести на нет любые положительные устремления человека к праведной жизни.

И действительно, одним из тяжелейших пороков человека христианство считает уныние, которое дезориентирует его и лишает всякой способности становления

на правильный путь. Так же как и малодушие, которое просто парализует человека, его волю к достижению праведных целей, не говоря уже о нетерпении и уклонении. Нетерпение не позволяет человеку спокойно сосредоточиться на осмыслении средств к достижению праведного пути. Уклонение же просто означает капитуляцию человека перед любыми трудностями.

Понятно, что четыре важнейших добродетели и четыре указанных порока не есть какие-то противоположности, а есть именно такие понятия, которые, по существу, взаимно исключают друг друга.

К отрицательным качествам Амвросий относит также скорби, тоску, смущение, зависть, самоукорение, заносчивость, гордыню, себялюбие, леность и др. Что касается скорби, то Амвросий отмечает, что «непомерная скорбь притупляет отрадные чувства».9 За свои ошибки мы терпим временные скорби, чтобы избавиться от скорбей вечных. Господь наводит на нас различные искушения к нашему очищению и к обучению духовному, чтобы «возбудить в нас веру опытную и живую, и упование непостыдное, как свидетельствует апостол Павел, говоря: «Скорбь соделы-вает терпение, терпение же упование; упование же не посрамит».10 Главное состоит в том, чтобы избегать чрезмерных скорбей, приводящих человека в отчаяние.

Что касается тоски, которую испытывал и испытывает каждый человек на земле, то Амвросий отмечает разные причины этого душевного недуга. «Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, оттого и томимся».11 К этому можно добавить, что человеком овладевает тоска по чему-то утраченному, ушедшему или, напротив, тоска по тому, что не сбылось, но в основе своей Амвросий совершенно точно определил причи-

ны тоски, которая в любом случае препятствует ясному ощущению и видению праведного пути. И в этом смысле человек должен не смиряться с состоянием тоски, которое слишком опасно для него, а пытаться найти выходы из этого состояния. Он должен бороться с тоской, чтобы обрести в себе веру и упование на Божий Промысел.

С состоянием тоски тесно связана печаль. При этом Амвросий различает два вида печали: духовную и мирскую. Печаль, возникающую по духовным причинам, он считает полезной, поскольку это печаль по Богу, по праведному Божественному пути, печаль не покаявшегося по-настоящему человека. Печаль же мирская весьма вредна во всех ее видах и формах, поскольку она «смерть соделывает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога».12 Это очевидно уже из того, что мирская печаль порождается тремя причинами: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, которые, по слову апостола, не суть от Бога, но от мира сего».13

Амвросий не проходит и мимо таких душевных недугов, как зависть, смущение, способных погубить человеческую душу. Против этих пороков он советует обрести смирение, способное принести человеку успокоение, — потому как ни богатство, никакие внешние атрибуты и почести здесь не помогут. Успокоение зависит от внутреннего настроя души, которое всегда связано с верой в Бога. Только прочная вера в Бога, в его милосердие способна принести человеку настоящее успокоение.

Продолжение в следующем номере.

1 Собрание писем пигиального мужского 2 Там же. С. 13. 6 Там же. С. 181. 10 Там же.

Оптинского старца монастыря «Оптина 3 Там же. С. 648. 7 Там же. С. 374. 11 Там же. С. 174.

Амвросия. — М.: Изд-во пустынь», 2009. — 4 Там же. С. 41. 8 Там же. С. 507. 12 Там же. С. 176.

Введенского ставро- С. 116. 5 Там же. С. 90. 9 Там же. С. 174. 13 Там же.

Список использованной литературы

1. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — М.: Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь», 2009.

2. Библейские повествования (Загребская Библия). — Zagreb: Krscanska sadasnjost, 1986.

3. Аскетизм: иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и монах Климент (Леонтьев). — М.: АНО «К Свету», 2012.

4. Нужно жить нелицемерно... / Духовные поучения преподобных старцев Оптинских. — М: Изд-во Введенского ставропигиального мужского монастыря «Оптина пустынь», 2012.

5. Леонтьев, К. Восток, Россия и славянство. / К. Леонтьев. // Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). — М.: Изд-во «Республика», 1996.

Ключевые слова: Россия, душа, духовность, человечество, мужество, мудрость, целомудрие, правда.

Вход в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни, где находятся дом и келья преподобного Амвросия Оптинского.

\ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (126) 2012

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.