Научная статья на тему '\ живая Россия \ соловки. Земля преподобных и мучеников'

\ живая Россия \ соловки. Земля преподобных и мучеников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая Россия \ соловки. Земля преподобных и мучеников»

Соловки. Земля преподобных и мучеников

І * . f ■ Ш k

isa ШІ и s s

№ Jjfi -í; г- . г SB '

■ Ґ г

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

■ юшав

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — одн из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли

" - ^§1

царством монахов: с XV века по Божиему произволению земля эта освящается духовными подвигами иноков, а в XX веке обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.

Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 года в журнале Temple Bar:

«...Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи. в самое сердце грозного Белого моря — моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России — монастырь Соловецких островов.

Рано утром мы приближаемся к соловецкой пристани.

По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, Ольга как бы п ростира я к нам руки для приветствия, далее вдол ь ЗАИКИНА

песчаной дороги, которая служит набережной, —группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального — бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же,

близко, небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше».

Духовная крепость

Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV веке старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли — в суровом Белом море в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 году подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной — в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель.

Вид на Соло- Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Со-

вецкий рока на реке Выг. Здесь, приобщившись, 27 сентября

монастырь (10 октября) 1435 года он отошел ко Господу.

из бухты Но уже в следующем году преподобный Герман вер-

Благополучия. нулся на Соловки с новым собратом — молодым иноком

Зосимой. Они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель — ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.

Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 году братией был избран преподобный Зосима.

Кончина основателей монастыря (1478 год — преподобного Зосимы, 1479 год — преподобного Германа) совпала по времени с падением Новгородского княжества — власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем оплот православия на Севере и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.

Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (Колычева, 1548-1566), развернувшего грандиозное каменное строительство.

Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет, затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых

соловецким архипелаг (Соловки) расположен в Онежском заливе, между Карельским Поморьем и Летним берегом Белого моря, в 164 км от условной линии Полярного круга. Состоит из шести крупных и 70 небольших островов. Площадь Большого Соловецкого

острова — 248 кв. км; Анзер — 47 кв. км; Муксалма — 17,6 кв. км; Малая Муксал-ма — 0,57 кв. км; Большой Заяцкий — 1,25 кв. км; Малый Заяцкий — 1,02 кв. км. Общая площадь архипелага превышает 320 кв. км, высшая точка — гора Вербо-кольская (88,2 м; о. Анзер).

EAST NEWS

За шесть лет новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557). В 1558-1566 годах построен главный храм обители — Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.

При игумене Иакове в 1582-1594 годах из природного камня возведены мощные стены и башни обители. Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668-1676 годов. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого пострижен-ника. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного

На восточном склоне горы Голгофы на месте страданий новомучеников и исповедников Соловецких.

из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.

В XIX веке, несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 году при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, — уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон — наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.

Во время Крымской войны монастырю вновь пришлось вспомнить о роли крепости. В 1854 году ее древние стены достойно отразили нападение с моря англо-французской эскадры. Во время обстрела монастыря было выпущено 1800 ядер и бомб, как потом насчитали иноки. Но соловецкие чудотворцы защитили свою обитель: от ожесточенной бомбардировки не пострадал ни один человек, даже многочисленные чайки остались целы.

Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6-15 м), при строительстве которой использовали технологию, впервые примененную в XVI веке для устройства Филипповских садков, — дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.

К началу XX века в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция (первое научное учреждение в Беломорье). В 1879 году на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.

70 лет вавилонского плена

В 1920 году Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 году здесь разместили концлагерь — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, участников Белого движения, представителей творческой интеллигенции, а с начала 1930-х годов — раскулаченных крестьян.

В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секир-ной горе размещался штрафной изолятор, в котором

с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, — не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божи-ей. Ю.И. Чирков, доктор географических наук, профессор, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает в своей книге о Соловках: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач. Отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».

Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в том числе: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир Лозина-Лозинский (1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн Стеблин-Каменский (1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.

Ссыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был

слышен всей России. В мае 1926 года духовенством СЛОНа составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 года на Соловках еще проводились богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 года в них было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершали по несколько епископов, — пишет писатель и соловецкий зек Олег Волков. — Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю. Богослужения были приподнято-торжественными. ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 году последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.

В 1939 году, когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 года вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, — обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавали в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозили в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенных распределяли по северным лагерям — в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».

Группа заключенных Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). 1925 год.

EAST NEWS

Голгофо-Распят-ский скит на острове Анзер.

Возрождение

25 октября 1990 года определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. 19-21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель.

Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигли Поклонный крест у Секирной горы, а также у подножия горы Голгофы на острове Анзер — в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. В планах братии — создание храма в честь Собора Новомучеников и Исповедников Соловецких.

В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников — как из России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, — островами молитвы среди житейского моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.