Виктория МУСОРИНА
С чего начинается Родина
Археолог Анатолий Кирпичников — блестящий исследователь, заслуженный деятель науки РФ, автор более 450 работ — уже более двух десятилетий ведет раскопки в селе Старая Ладога на севере России. Анатолий Кирпичников рассказал о своих последних находках и о том, зачем к нему дважды приезжал Владимир Путин.
— Анатолий Николаевич, очередной сезон летних раскопок завершился. Ваша последняя летняя экспедиция обнаружила уникальные мечи викингов. Расскажите о них.
— Мы нашли не просто мечи эпохи викингов, а детские мечи. Небольшой меч с зазубренными лезвиями, со слегка истлевшей рукоятью для маленькой ладони. Найденные мечи оказались миниатюрной копией взрослых мечей. Много лет назад в Норвегии вышла книга известного археолога Яна Петерсена о мечах эпохи викингов. Я был поражен тем, что найденные в Старой Ладоге мечи есть в этой книге! Наши находки были изготовлены в 1Х-Х веках.
К тому времени, когда Ян Петерсен работал над своей книгой, в Норвегии было найдено 2 тыс. мечей. Это означает, что каждый крестьянин имел меч. Сейчас найдено уже 4 тысячи.
— Вы знакомы с Петерсеном лично?
— Он умер еще в 1950 году. Но я был с ним знаком, мы переписывались. Это была интереснейшая, оригинальная личность. Именно таким должен быть археолог: Петерсен всегда
предельно скрупулезно классифици- ^
ровал все найденные вещи. Правда, не видел за ними живых людей. Зато сделал великое дело: собрал в коллекции огромное количество древностей Скандинавии и эпохи викингов.
-риа-новости
— Как же мечи эпохи викингов попали на Русь? Случайно или нас обеспечивали оружием из Европы?
— Обеспечивали не только нас. Я сам исследовал около 400 мечей эпохи викингов, работал в Чехословакии, Дании, Польше, Швеции, Норвегии. И почти сразу столкнулся с тем, что оружие викингов несло в себе тайну: на лезвиях были начертаны клейма. Зачастую лезвия были ржавые, клейма плохо просматривались, а расчищать их музеи не разрешали. Но я исследовал эти клейма. Мой вывод таков: три четверти мечей были сделаны в Германии. Это означает, что одна небольшая Германия обеспечила выработку необходимого оружия для всей Европы. Заодно мы основали новую науку — клинковую эпиграфику. Она открывает новую страницу в изучении мечей. Когда я докладывал об этом в Швеции, одна из почтенных слушательниц настолько поразилась открытию эпиграфики, что даже усомнилась в том, как же так, они, шведы, сами не заметили эти клейма! Кстати, здесь, в Старой Ладоге, можно было бы сделать настоящий дом викингов.
— Когда-то Ладога была торговой факторией, местом, куда приезжали иностранные купцы и послы. Находили здесь еще уникальные вещи?
— Находили. И какие! Однажды, когда мы уже заканчивали копать, пошел дождь. Внезапно из-под инструмента выскочили пять копеек. Монету мы подняли, отмыли. И — ахнули... Оказалось, свинцовая печать пятого века, с изображением Богородицы с младенцем. На причастии написано: «Матерь Божия, Богородица, помоги рабу твоему Леону, Митрополиту Лаодикия». Лаодикия — известный город, воспоминания о нем сохранились в Библии, потому что именно там Святой Георгий спас царицу и убил змея. Оттуда, из Лаодикии, при- частие пришло в Старую Ладогу. Изображение
В планшетах Богородицы и младенца тончайшей и настолько фили-Анатолия гранной работы, что проложить между нашими эпохами
Кирпичникова — расстояние в 16 веков безмерно тяжело. Само изобра-десятки арте- жение исключительно реалистическое, думаю, такого фактов. Часть реализма нигде в мире больше нет. его находок — ке- — Но может быть, есть другая такая печать? рамика и слесар- — Не исключено, что нет. Современная сфрагисти-ные инструмен- ка (наука о печатях — ред.) свидетельствует, что печати ты — хранятся в то время делали для конкретного лица или под кон-в Эрмитаже. кретную должность. Это означает, что существовали де-
сятки тысяч печатей, делались они серийно — за время службы человек подписывает десятки документов. Если находится одна печать, то скоро откапывают и другие такие же. Но если «выскакивает» одна, этому есть лишь три объяснения. Либо некий человек на своей должности пробыл недолго, либо мы нашли подделку, либо нам фантастически повезло! Судя по всему, печать действительно единственная.
Добрая Старая Ладога
— Уже больше двух десятилетий вы ведете раскопки в селе Старая Ладога, на Городищенском холме. Почему только здесь?
— Именно здесь была первая столица Руси, та самая Ладога, что упоминается в новгородских летописях. Но сначала, в середине VIII века, на месте нынешнего села образовалась крохотная торговая скандинавская фактория, которая постепенно выросла в небольшую деревню. В XI веке здесь находился христианский могильник. А в конце XI века сформировался древнерусский город с каменными крепостями и замечательными храмами.
Сюда, в устье Волхова, примерно в 750 году приехал на Русь Рюрик вместе с братьями Игорем и Святославом. В культурных слоях VI11—IX веков мы
I *
Шт
ЯВИ
1Я
"Л
анатолии николАЕвич киРпичников родился 25 июня 1929 года в ленинграде. Детские годы он провел в блокадном городе. окончил исторический факультет ленинградского университета. в институте материальной культуры РАн Анатолий кирпичников создал славянофинский сектор и возглавляет его в течение многих десятилетий. он доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, автор более 450 научных работ, в том числе 16 монографий, на протяжении 35 лет — руководитель раскопок в Старой ладоге. Работу кирпичникова «Русское оружие» и в России, и за рубежом называют «тяжелой классикой». Столь же мощным и прорывным стал его труд по каменной фортификации. великолепные работы о мечах эпохи викингов принесли кирпичникову мировой авторитет в археологии.
ph0t0xpress
ph0t0xpress
нашли свинцово-актовые печати из бывшего княжеского архива. А сам Рюрик, согласно летописи, жил в Ладоге два года. Лишь в 882 году Русь поменяла столицу: преемник Рюрика, князь Олег, прозванный Вещим, объединил Северную и Южную Русь и провозгласил столицей страны Киев. В XVIII веке по указу Петра I в нескольких верстах от города была основана Новая Ладога, а та, что была раньше, превратилась в Старую. На территории крепости XII века находится интереснейшее место — Городи-щенский холм. Под ним на глубине всего 3-4 м находится богатейшее антропогенное отложение, которое мы исследуем. Ладога для археолога — неотпитая чаша. Поэтому у меня есть давнее и очень большое желание уговорить местные власти пустить в обход села большегрузные машины. Чтобы почва, где культурный слой лежит буквально в 30-40 см от поверхности, не содрогалась под тяжестью громыхающих грузовиков.
— Сложно найти язык с местными властями?
— Непросто, разумеется. К тому, что сами живут в развалинах (Кирпичников имеет в виду неухоженное состояние села, отсутствие необходимой туристической инфраструктуры — ред.), они давно привыкли. Но показывать руины властям — неудобно!
На кургане Вещего Олега
— Что Владимир Путин делал у вас на раскопках? Он даже дважды приезжал.
— В первый раз мне удалось показать президенту находки из музея археологии, что находится в Староладожском историко-архитектурном и археологическом заповеднике. А в 2004 году Владимир Путин стал личным гостем моей экспедиции. Добился этого бывший советник президента по экономике Андрей Илларионов. Знаю, что большинство членов экспедиции к приезду Путина поначалу отнеслось равнодушно. Археологи далеки от политики. Но общение с президентом никого не разочаровало. В отличие от многих чиновников, он не смотрит на часы
На месте раскопок в Старой Ладоге найдено сезонное временное торжище. Не исключено, что оно появилось еще в IX веке, до прихода Рюрика.
Этот раскоп будет засыпан горой земли и вновь превратится в холмистую поверхность Городища. Археологи сделали раскоп до материка — это означает, что культурные слои закончились и копать больше некуда.
со словами: «У меня тут свидание с тайским послом, вы извините, я больше не могу». Никакой поспешности. Мы показали ему раскопки и наши сокровища. Предложили покопать самому. Но Путин сказал, что копать лопатой он не будет. Поэтому я подарил ему пикировку и нож, которым можно работать.
— Рассказывают, что Путина отговаривали ехать на курган Вещего Олега — пугали тем, что там укусит змея. Но он все равно поехал. Это вы уговорили?
— Да, была такая история. В 2003 году директор ладожского музея-заповедника Людмила Александровна Губчевская сказала Путину: «Владимир Владимирович, вы на курган не езжайте — там змея ужалила Вещего Олег, и он умер». По легенде, конечно. А в следующем году я сказал: «Владимир Владимирович, там давно никаких змей нет. Поехали туда!» И мы поехали. Дело в том, что рядом с селом Старая Ладога находятся могильники первых ладожских жителей. Это конусообразные, поросшие травой и кустарником курганы в 10 м высотой, среди которых, по легенде, есть и курган Вещего Олега. Вместе с Путиным на курган поднялась и его охрана. А там, на вершине кургана, — свидание с небом. Конца безбрежному пространству нет... Путин был потрясен. Он долго стоял и молчал. Не нужно быть специалистом, археологом, Путиным, чтобы почувствовать, что не любить все это — невозможно!
— О чем же вы там говорили, Путин чем-то интересовался?
— Я сам рассказал, что под нами сопки, таинственные памятники первых горожан Старой Ладоги. В IX веке на каждой сопке стоял деревянный столб со знаком — письма еще не было — объясняющим, кто покоится в захоронении. Думаю, что полы сопок скрывают еще не одно погребение. Во время первых раскопок, в XIX веке, там нашли жженые копья, двушипное копье.
— Для такой огромной сопки и погребения находки очень скромные. Чем объяснить?
— Находки-то скромные, но выводы — важные. Оказывается, в Древней Руси примерно в VI веке был период
100
прямые инвестиции / № 11 (103) 2010
\ ОБЩЕСТВО \
истинной демократии, между знатью и простыми людьми не было огромной разницы. И поэтому погребальные дары для знати были такие же, как для простых людей. Сегодняшняя Россия, которая так стремится к демократии и у которой это очень плохо получается, когда-то действительно начиналась с желанной ныне демократии. Со свободного человека и свободного мастера. Увы, сегодня мы это забыли. Тем более важно это легендарное место,
курганы с погребенными первыми русичами, сделать заповедным. После того, как Путин спустился с сопки Вещего Олега, он дал нашей экспедиции 550 тыс. руб. на покупку технических аппаратов. Кстати, и жив остался.
— Следом за экс-президентом Старую Ладогу посетили бизнесмены и высокопоставленные чиновники. Зачем приезжали?
— Владимир Якунин, глава фонда национальной славы России, очень заинтересовался ладожскими церквями. После раскопа он сходил в Никольский монастырь и в Георгиевский собор. Затем сфотографировался на фоне пьедестала стены XII века Климентовской церкви. Чувствовалось, что ему это было небезразлично. И для нас такие визиты также важны — чтобы заронить в обществе некое зерно, обратить внимание людей на истинные ценности России.
Бусы за миллион
— Ежегодные двухмесячные экспедиции, подготовка отчетов и исследования стоят немалых денег. Государство вас поддерживает?
— На последнюю экспедицию администрация Ленинградской области выдала нам ровно 200 тыс. руб. На два месяца. Немного помогли некий бизнесмен, да министерство культуры РФ. А раскоп — он большой. И в нем работают десятка два студентов, которым хоть гроши, но заплатить нужно. Добровольцам — а после визита Путина их стало заметно больше — денег не надо, но кормить, как и студентов, нужно. Кроме молодежи, работают в экспедиции и квалифицированные специалисты: остеолог из Екатеринбурга, почвовед, реставраторы. Но финансовых возможностей на полный штат специалистов и полноценные анализы не хватает.
— Как же вы боретесь за финансирование?
— Я, занимаясь государственным делом, хожу с протянутой рукой. И говорю: «Подайте на великое дело первых веков русской государственности! Не хотите? Ну что делать... Жалко, конечно. Может быть, совесть у вас проснется. Может, вы что-то дадите. Что? Нет, мы не можем продать вам наши вещи.»
ph0t0xpress
Меч викинга. Такие мечи попадали на Русь из Германии, которая обеспечивала оружием всю Европу.
Археология - это основание истории, пьедестал, на котором можно многое строить. На фото: устье р. Ладож-ки и северная часть крепости XV века.
— А что, просили продать?
— Один известный предприниматель просил меня: «Продай моей бабе эти бусы!» А бусы X века! «Если я продам, — говорю ему, — буду в тюрьме на следующий же день». Да нет, никто не узнает, говорил он. А я ответил, что государственной собственностью не торгую. «Тогда и я не дам тебе желанный миллион», — ответил он мне. Такие случаи регулярно происходят. Но не имея денег, нужно иметь воображение.
— Вашим зарубежным коллегам приходится также нелегко или государство больше заботится о развитии этой науки?
— Отношение к археологии в Европе совсем иное. У наших восточных и западных соседей эта наука ценилась всегда. Сейчас в Европе поддержка научно-исследовательских работы и экспедиций основана почти исключительно на частных пожертвованиях. Свой небольшой вклад вносят обычные граждане. Этим гражданин себя возвеличивает. Ведь он — благотворитель, он лично печется об искусстве и культуре. Это хорошо бы и нашим гражданам знать.
— В особенности тем, кто бесконтрольно ведет собственные раскопки, а затем торгует найденными артефактами на черном рынке. Когда в России, наконец, появится закон об охране археологического наследия?
— У наших европейских соседей такой закон уже работает. Он обязывает: прежде чем строить, нужно копать, а средствами на археологические изыскания обеспечивает заказчик. И закон работает даже у наших украинских соседей. Поэтому грабежей там стало меньше: народ побаивается реальных тюремных сроков. В нашей стране, где застройщики любой ценой стремятся обойти необходимость изучения культурных слоев, и особенно когда копают в исторической зоне, закон необходим. Самое страшное, что «черные» археологи разворовывают и распродают
национальные богатства во всех странах мира. Разумеется, в нынешнюю эпоху безвременья радикально закон ничего не изменит. Но хотя бы уменьшит варварское разграбление наших богатств! Чиновники мне говорят: «Да, да конечно!» Но в первых чтениях закона о культурном наследии археологии нет вообще.
Азиатчина в русском характере
— Несмотря на визиты высоких гостей, поддержки государства вы не ощущаете?
— Сегодня для общества и власти факт того, что фундаментальная наука, занимающаяся изучением природы или созданием нанотехнологий, имеет более-менее быстрые наглядные результаты, очевиден. Как и другая истина: археология, как часть истории, менее популярна, она не дает прямых прагматических выгод. Археология, как и любое научное направление, успешно развивается, когда это происходит системно. А системно бывает лишь при наличии финансирования. Сейчас власть заинтересована в развитии современных технологий, инноваций. А работа археолога очень технологична. Криминалисту же требуется баллистическая экспертиза, дактилоскопия и про чие виды анализа? В археологии притязания еще выше. Полевые работы требуют массы анализов: палинологического, остеологического, радиокарбонного, ден-
прямые инвестиции / № 11 (103)
Настенные фрески в церкви Святого Георгия, что находится на территории Ладожской крепости, выполнены византийскими мастерами в середине XII века.
Церковь Св. Георгия и церковь Св. Димитрия Солунского.
дрологического... Чем дальше, тем сложнее и дороже. Для российской археологии проведение всех необходимых анализов почти невозможно. А нам тут есть что анализировать. У меня лежат десятки уникальных находок.
— Назовите, пожалуйста, самые необычные.
— Вот, к примеру, нож с готовой рукояткой, ему — более десяти веков. Нож у меня завернут в газетку, чтобы медленно высыхал. Бронзовые купидоны, византийское распятие с ковчегом для мощей. Звериный коготь, который носили на веревке в качестве оберега, детские браслеты с едва заметным геометрическим орнаментом. Трапециевидные подвески, кольца, очень красивый женский гребень, бусы. Кстати, бусы с мелким орнаментом в раскопе разглядеть трудно — уже в метре от бусин ничего не видно. Намного проще их увидеть издалека: яркие цвета будто смешиваются в глазу, и притягивают взгляд. У средневековых славянских красавиц одежда буквально сверкала! Как вы думаете, что это такое? (Кирпичников показывает мне нечто крохотное кубической формы).
— Похоже на кубик для настольных игр или часть украшения...
— Это гирька для взвешивания серебра. Изумительная по красоте, она сделана буквально с аптечной точностью. На каждой грани — тончайший рисунок. Он нужен, чтобы убедить покупателей — перед ними не подделка, а настоящий инструмент для взвешивания драгоценного металла. А вот здесь — перстень-печатка, внутри которого стоит крохотный человечек. Вообще все эти находки свидетельствуют о том, что Ладожская Русь в те времена развивалась наравне с Европой. Так продолжалось вплоть до 1280 года. А потом случилось монголо-татарское иго. Когда пришли монголы и разрушили три четверти русского государства, в нем начался глубокий упадок. Не только экономический и культурный, но и исконное национальное сознание русичей в корне изменилось. Развитие Руси на несколько столетий почти остановилось. Если бы не иго, мы могли бы жить, как ныне живут в современной Швеции. Но могло быть хуже: монголы могли бы уничтожить и Новгород, и Псков. Но Батый повернул в сторону от них. Почему? Дать ответ на этот вопрос историки так и не смогли. Очевидно не потому, что монголы боялись. Возможно, стало мало кормов для лошадей или изначально следовали идее пройти на запад от моря до моря. Как бы то ни было, нескольких веков хватило на то, чтобы азиатчина вошла в наш национальный характер сполна.
— Понимание этого важно персонально для вас или нашего народа в целом?
— Археология — это основание истории. Это — пьедестал, на котором можно многое строить. Прежде всего
современную историю нашей страны. Самое важное сегодня — понять, что рядом есть народы, с которыми у нас общее прошлое, что в наших жилах течет смешанная кровь. Но мы этого не знаем и ничуть не осознаем, какая у нас «стать». Ведь есть страны — Финляндия, Норвегия, народы которых заперты в собственных границах. В России не так. Об этом нельзя забывать.
\ ОБЩЕСТВО \