УДК 342.4
ЖИВАЯ КОНСТИТУЦИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
О.А. Иванова, Ж.С. Васильева, А.К. Кузнецов, И.В. Михайлов
В статье затронуты вопросы актуализации Основного закона Российской Федерации с целью оценки опыта и перспектив конституционно-правового регулирования общественных отношений, выявления потенциала укрепления государственности, обеспечения целостности и единого правового пространства. Рассмотрены характерные свойства Конституции Российской Федерации, причины, механизмы и условия внесения в нее изменений. Проведен анализ конституционных поправок социальной направленности. Особо выделены гарантии, предусмотренные семьям с детьми. Дана оценка конституционному закреплению охраны культурного и исторического наследия. Представлены причины и сущность конституционных изменений в системе органов государственной власти, и их взаимодействии. Подчеркивается закрепление международно-правового статуса Российской Федерации в новой редакции Конституции Российской Федерации. Обращено внимание на серьезную подготовительную работу, обсуждение всех поправок в течение длительного времени на различных общественных площадках.
Ключевые слова: Конституция; поправки в Конституцию; конституционное развитие; Конституция России; общероссийское голосование; конституционные преобразования.
O.A. Ivanova, Zh.S. Vasilyeva, A.K. Kuznetsov, I.V. Mikhailov. THE LIVING CONSTITUTION: FROM THEORY TO PRACTICE
The article deals with the issues of updating the Basic Law of the Russian Federation in order to assess the experience and prospects of constitutional and legal regulation of public relations, identify the potential for strengthening statehood, ensuring the integrity and unified legal space. The characteristic properties of the Constitution of the Russian Federation, the reasons, mechanisms and conditions for making changes to it are considered. An analysis of the constitutional amendments of a social nature is given. Special mention is made of the guarantees provided for families with children. The constitutional recognition of the protection of cultural and historical heritage has been evaluated. The reasons and substance of the constitutional changes in the system of State authorities and their interaction are presented. Emphasis is placed on the consolidation of the international legal status of the Russian Federation in the new version of the Constitution. Attention is drawn to the serious preparatory work, the discussion of all amendments over a long period of time in different public places.
Keywords: Constitution; constitutional amendments; constitutional development; the Constitution of Russia; Russian voting; constitutional transformation.
В теории конституционного права даются разные определения Конституции. Все они сходятся в том, что Конституция является основным законом государства, определяющим систему ценностей и принципов построения взаимодействия государства с гражданами, территориального устройства, институтов государственной и муниципальной власти.
История современного российского конституционализма позволяет оценить как опыт, так и перспективы конституционно-правового регулирования общественных отношений. С момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. ведутся научные дискуссии о полноте конституционного регулирования, необходимости внесения поправок, нормативных моделях режимов модернизации и т.д.
Модели российского конституционализма обсуждались в юридической науке с момента
становления отечественной доктрины государственного права. Элементы основ конституционного строя - правовое государство, гражданское общество, принцип разделения властей и система сдержек и противовесов - в действующей Конституции России были определены еще в трудах одного из первых госу-дарствоведов российской юридической науки начала XX в. - профессора С.А. Котляревского [5]. Проблемам совершенствования конституционно-правового регулирования посвящены работы В.Д. Зорькина [7], М.В. Демидова [3], С.Д. Князева [8] и др. Цели, задачи, пределы, пути и модели реформирования Конституции, конституционная реформа нашли широкое отражение в исследованиях Т.Я. Хабриевой [10] и других ученых-конституционалистов. К проблемам соотношения потенциалов конституционного реформирования и конституционного преобразования в целях актуализации Основ-
ного закона страны обращался Д.В. Змиевский [6] и другие исследователи.
Самая масштабная конституционная реформа за последние десятилетия, проведенная в 2020 г., уже активно обсуждается в юридической литературе, в частности в работах С.А. Авакьяна [1], Р.М. Дзидзоева [4]. Например, А.В. Безруков указывает, что проведение современной конституционной реформы можно признать состоятельной. Конституционному законодателю во многом удалось укрепить единство, взаимосвязанность и согласованность Конституции Российской Федерации, повысить ее качественное содержание, продолжить развитие конституционных ценностей, прав и свобод человека и гражданина в положениях конституционного законодательства и практической деятельности [2].
Конституция идентифицируется из массива нормативных правовых актов по особым, характерным исключительно для закона высшей юридической силы свойствам: верховенство в правовой системе, когда все остальное законодательство создается на основании и во исполнение положений Конституции; учредительный характер Конституции. Именно Конституция закрепляет или устанавливает права и обязанности, систему органов власти и принципы их взаимодействия между собой, гражданами своего государства, другими странами; реальность Конституции - адекватность установившимся в стране общественным отношениям; программность (перспективность) - определение Конституцией основных направлений, вектора развития государства и общества, национальных приоритетов на обозримый исторический период; стабильность Конституции - сложный, многоэтапный порядок внесения в нее изменений и поправок, отличный по процедуре от изменения обычных законов; прямое действие - возможность при разрешении юридических вопросов ссылаться непосредственно на нормы Конституции, без опосредования их в других законах или подзаконных актах; легитимность - признание, доверие к Конституции граждан государства, которое обеспечивается согласованием документа с народом посредством всенародного голосования.
Если Конституция утрачивает какое-либо из этих свойств, она не сможет выполнять функции Основного закона государства: юридическую, политическую, идеологическую.
Будучи по своей правовой природе законом, Конституция актуализируется по мере существенного изменения общественных отношений, требующих адекватного правового регулирования: повышение запросов и ожи-
даний граждан от государства в сфере гарантий прав и свобод, социального обеспечения, доступа к культурным и историческим ценностям; усиление роли и контроля гражданского общества над государственными органами и их должностными лицами; стремительное развитие науки, техники, технологий, обусловившее появление новых видов общественных отношений, неизвестных и непрогнозируемых четверть века назад; усиление роли государства на международной арене, усиление национальной самоидентификации граждан государства, необходимость закрепления приобретенного политического влияния и приоритетов для последующих поколений.
Конституция актуализируется путем принятия нового юридического документа либо внесения поправок в действующий Основной закон [9]. Оба варианта получают свойство легитимности после одобрения Конституции населением страны. Российская Федерация -одно из немногих государств, включающих в объем социальных объектов правового регулирования, наряду с традиционными (семья, материнство, отцовство, детство, здоровье, экологическое благополучие, защита от безработицы, пенсионное обеспечение), сферы, которые коммерциализированы в большинстве стран мира: наука, образование, культура, спорт, туризм.
Блок конституционных поправок социальной направленности коснулся каждого объекта ввиду востребованности российским обществом на всех этапах новейшей истории. Достижения в социальной сфере получили не только конституционное закрепление, но и органично встроены в конституционную программу развития, что усиливает государственные гарантии их реализации.
Получил легальное закрепление институт брака как союз мужчины и женщины; усилена защита семьи и материнства; содержание детей, оставшихся без попечения родителей, определено в качестве обязанности государства.
Гарантирована оплата труда не ниже прожиточного минимума. Это обеспечивает стабильность и уверенность в завтрашнем дне для работающих граждан, дает возможность планировать расходы.
Получила конституционно-правовое закрепление обязательная индексация пенсий не реже одного раза в год и иных видов социальных пособий. Данное изменение позволяет применять механизм индексации и чаще - в случае экономической нестабильности и роста цен.
Конституционной обязанностью Прави-
тельства Российской Федерации стали укрепление и защита семей, инвалидов, содействие развитию промышленности, поддержка волонтеров и защита экологии.
Россия - уникальное мультикультурное государство, в котором на протяжении многих веков живут, взаимно обогащая друг друга, люди различных национальностей, языковых и религиозных культур и традиций. Российская культура в целом, культурное наследие народов, проживающих на ее территории, узнаваемо и признано де-факто во всем мире. Конституционное закрепление признания культуры Российской Федерации уникальным наследием как необходимой части самоидентификации государства и его отдельно взятого гражданина является юридическим оформлением состоявшегося события.
История как национальная память является фундаментом государства, его основой, гарантией его суверенитета для будущих поколений. Конституционная защита исторического наследия Российской Федерации позволяет позиционировать себя в мире суверенным государством, выполняет идеологическую (воспитательную) функцию внутри страны, обеспечивает уважение к достижениям старшего поколения, а следовательно, преемственность, взаимопонимание поколений и укрепление государственных ценностей.
В Конституцию Российской Федерации внесен большой блок поправок, касающихся системы органов государственной власти. Данные изменения обусловлены ростом влияния институтов гражданского общества на государство, что свидетельствует об активизации гражданской позиции людей, их понимании важности участия в управлении делами государства, желании контролировать государственную деятельность, как делегированную власти обществом.
Все поправки в том или ином виде обсуждались в течение длительного времени на различных общественных площадках и были максимально учтены в новой редакции Конституции Российской Федерации. Среди них: в целях доступности органов государственной власти для отдаленных от центра регионов планируется создание федеральных территорий и организация на них публичной власти, а также размещение отдельных органов власти вне города Москвы; ужесточение требований к кандидату в Президенты Российской Федерации. Он должен проживать в России не менее 25 лет, занимать должность не более двух сроков, не иметь иностранного гражданства; ужесточение требований к высшему должностному
лицу субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти, к сенаторам и депутатам Государственной Думы, должностным лицам органов власти субъектов Российской Федерации, прокурорам и судьям, в том числе запрет иностранного гражданства или вида на жительство за рубежом; расширение полномочий законодательной власти по формированию и контролю за Правительством Российской Федерации, в том числе наделение Государственной Думы полномочиями по утверждению Председателя Правительства Российской Федерации, внесению кандидатур министров; Совет Федерации будет совместно с Президентом Российской Федерации назначать глав силовых министерств и прокуроров; наделение Совета Федерации правом по отстранению судей от должностей; Президент Российской Федерации получает право освобождать от должности Генерального прокурора; состав Конституционного Суда Российской Федерации сокращен до 11 судей; Конституционный Суд Российской Федерации наделяется правом проверять законопроекты на предмет соответствия их действующей Конституции Российской Федерации; получил конституционное закрепление институт Государственного Совета Российской Федерации.
Повышение роли Российской Федерации на международной арене, усиление политического влияния России на международные отношения в условиях геополитического соперничества потребовало усиления конституционных гарантий государственного суверенитета как одной из важнейших составляющих основ конституционного строя. В их числе: защита территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы Российской Федерации; Российская Федерация объявлена правопреемником СССР; получило конституционное закрепление защита прав и поддержка соотечественников за рубежом; закреплен приоритет Конституции Российской Федерации над международным правом. Данное положение легализовало по сути практикуемую во всем мире, в том числе и России, процедуру ратификации и денонсации международно-правовых актов законодательным органом страны; получило конституционное оформление роль России по международному поддержанию мира.
Завершая обзор ключевых изменений и поправок, вносимых в Основной закон Российской Федерации, стоит отметить их серьезный потенциал, как в деле укрепления государственности, так и обеспечения целостности и единого правового пространства Российской
Федерации, обозначение ясных и выполнимых перспектив развития страны в русле единой конституционно-правовой доктрины.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Проект законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31-44.
2. Безруков А.В. Конституционная реформа: основные направления и пути совершенствования конфигурации публичной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 3-9.
3. Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 27-29.
4. Дзидзоев Р.М. Вопросы организации государственной власти в новой редакции Конституции Российской Федерации // Право и политика. 2020. № 9. С. 156-166.
5. Захарченко О.В. Вклад С.А. Котляревского в развитие конституционализма в России в начале XX в. // Проблемы качества российского законодательства: сб. научных трудов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 февраля 2016 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 12-15.
6. Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: дис. ... канд. юрид. наук / Российский университет кооперации. Чебоксары, 2009; Змиевский Д.В. Конституционно-правовые преобразования в государствах постсоветского пространства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Российский университет кооперации. Мытищи, 2009.
7. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 3. С. 1-5.
8. Князев С.Д. Стабильность Конституции и ее значение для современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 4-12.
9. Правовые акты органов государственной власти и управления: учеб. пособие / А.Ю. Александров [и др.]. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 176 с.
10. Хабриева Т.Я. Парадигмы конституционной реформы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 5 (54). С. 820-830.
References
1. Avakyan S.A. Proekt zakonov o popravkakh k Konstitutsii Rossijskoj Federatsii: gryadet raund
chetvertyj? [Draft laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation: is the fourth round coming?] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2020.№ 1. S. 31-44.
2. Bezrukov A.V. Konstitutsionnaya reforma: osnovnye napravleniya i puti sovershenstvovaniya konfiguratsii publichnoj vlasti v Rossii [Constitutional reform: the main directions and ways to improve the configuration of public power in Russia] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2020. № 6. S. 3-9.
3. Demidov M.V. Parlamentskij kontrol' za sob-lyudeniem konstitutsionnykh prav i svobod lichnosti [Parliamentary control over the observance of constitutional rights and freedoms of the individual] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2017. № 5. S. 27-29.
4. Dzidzoev R.M. Voprosy organizatsii gosu-darstvennoj vlasti v novoj redaktsii Konstitutsii Rossijskoj Federatsii [Questions of the organization of state power in the new edition of the Constitution of the Russian Federation] // Pravo i politika. 2020. № 9. S. 156-166.
5. Zakharchenko O.V. Vklad S.A. Kotlyarev-skogo v razvitie konstitutsionalizma v Rossii v nachale XX v. [S.A. Kotlyarevsky's contribution to the development of constitutionalism in Russia at the beginning of the XX century] // Problemy kachestva rossijskogo zakonodateFstva: sb. nauchnykh trudov Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 1 fevralya 2016 g.). Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2016. S. 12-15.
6. Zmievskij D.V. Konstitutsionno-pravovye pre-obrazovaniya v gosudarstvakh postsovetskogo pro-stranstva [Constitutional and legal transformations in the post-Soviet states]: dis. ... kand. yurid. nauk / Rossijskij universitet kooperatsii. Cheboksary, 2009; Zmievskij D.V. Konstitucionno-pravovye preobra-zovaniya v gosudarstvakh postsovetskogo pros-transtva [Constitutional and legal transformations in the post-Soviet states]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Rossijskij universitet kooperatsii. Mytishchi, 2009.
7. Zorkin V.D. Konstitutsiya zhivet v zako-nakh. Rezervy povysheniya kachestva rossijskogo zakonodateFstva [The Constitution lives in the laws. Reserves for improving the quality of Russian legislation] // Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya. 2015. № 3. S. 1-5.
8. Knyazev S.D. StabiFnost' Konstitutsii i ee znachenie dlya sovremennogo rossijskogo konsti-tutsionalizma [Stability of the Constitution and its significance for modern Russian constitutionalism] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2015. № 1. S. 4-12.
9. Pravovye akty organov gosudarstvennoj vlasti i upravleniya [Legal acts of state authorities and ad-
114
вестник Российского университета кооперации. 2020. № 4(42)
ministration]: ucheb. posobie / A.Yu. Alexandrov [i dr.]. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2016. 176 s. 10. Khabrieva T.Ya. Paradigmy konstitutsionnoj
reform [Paradigms of constitutional reform] // Zhur-nal zarubezhnogo zakonodateFstva i sravniteFnogo pravovedeniya. 2015. № 5 (54). S. 820-830.
ИВАНОВА Ольга Андреевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ВАСИЛЬЕВА Жанна Сергеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: kaf_advok@mail. ru@mail. ru.
КУЗНЕЦОВ Антон Константинович - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
МИХАЙЛОВ Илья Владимирович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOVA, Olga Andreyevna - Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Public Law. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
VASILYEVA, Zhanna Sergeyevna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Public Law. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]@mail.ru.
KUZNETSOV, Anton Konstantinovich - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Public Law. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
MIKHAILOV, Ilya Vladimirovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: konfa2020@ya. ru.